Форум » Аэродромы и космодромы, аэродромная техника и оборудование » Покрытие ВПП » Ответить

Покрытие ВПП

82-й: Была как-то такая тема. Один из собеседников подкинул эту фотографию. Мне до сих пор интересно смотреть на этот конструктив покрытия палубы АВ. Увеличенное изображение смотреть здесь: http://www.navy.mil/management/photodb/photos/080405-N-4009P-858.jpg http://aprons.ru/oboi/aviacija/vzlet/26-vertikal6nyj_vzlet_s_paluby-administrator.html Но это у них (я про жароупорное покрытие ВПП). А какое покрытие на палубе наших ТАКР? http://www.pioneernet.ru/gallery/displayimage.php?album=topn&cat=3&pos=305 http://www.kvvaiu.net/foto/gif_meet/77/av/Bug_600/page_01.htm

Ответов - 5

82-й: Для проведения морской фазы летных испытаний Як-З6М в Феодосийском заливе Черного моря ВМФ выделил ПКР «Москва", на полетной палубе которого по чертежам НПКБ смонтировали площадку размерами 20 х 20 м, изготовленную из 10-мм стали и покрытую плитами АК-9Ф. http://variag.h12.ru/TAKR.html Палуба ТАКР "Адмирал Кузнецов": http://navsource.narod.ru/photos/02/173/02173006.jpg http://navsource.narod.ru/photos/02/173/02173069.jpg

82-й: Не менее сложной оказалась проблема защиты искусственного покрытия ВПП. Особенно это касалось бетонных полос, подвергавшихся сильнейшей эрозии при воздействии высокоскоростных и горячих выхлопных газов, истекавших вертикально из сопла ТРД. http://www.airwar.ru/enc/attack/yak36.html Разработка первого отечественного корабля, спроектированного для базирования реактивных самолетов, была начата в Невском проектно-конструкторском бюро в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №685-251 от 2 сентября 1968 года. Корабль считался развитием ПКР «Москва» и «Ленинград», но главком ВМФ С.Г. Горшков утвердил ТТЗ на корабль с основным самолетным вооружением. По внешнему виду новый корабль уже был похож на классический авианосец: смещенная к правому борту надстройка, угловая полетная палуба. Длина полетной палубы составила 189 м, ширина 20,7 м, площадь 5600 кв. м. Палуба была прикрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф, способных выдержать горячие (вертикальные) газовые струи двигателей самолетов ВВП. http://www.militaryparitet.com/vp/80/ В 1972 году заводчане по документации НПКБ изготовили и построили на аэродроме ЛИИ натурный отсек корабля с участком ВПП. На нем установили Як-36 и провели серию испытаний двигателей для определения силового и теплового влияния газовых струй на палубу, а также замер уровней шума в подпалубных помещениях. Первые же запуски повлекли за собой сильное коробление стального палубного участка поверхности отсека, испытания пришлось прервать. Предстояло срочно решать проблему теплоизоляции. Всесоюзный институт авиационных материалов разработал теплостойкое покрытие типа АК-9Ф. Морская фаза испытаний самолета проходила в Феодосийском заливе на борту ПКР «Москва». На палубе крейсера была смонтирована специальная, оснащенная датчиками стальная площадка 20x20 м с жаростойким покрытием АК-9Ф из плит размерами 550x550 мм и толщиной 10 мм. http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2003_07/01.htm Полетная палуба имела жаростойкое покрытие, выполненное из импортных материалов. На ней располагались с носа в корму взлетно-посадочные площадки (ВПП) со следующими обозначениями: для спасательного вертолета (белый круг с буквой «С» внутри); шесть номерных (белый круг с порядковым номером от 1 до 6 внутри); в центре кормовой части — для приема транспортных вертолетов (белый круг с буквой «Т»). Вдоль полетной палубы слева и справа наносились пунктирные полосы ярко-желтого цвета, ограничивавшие зону проведения взлетно-посадочных операций. Далее за надстройкой находились 10 технических позиций для обслуживания ЛАК. http://www.aviaship.info/ark/161-korpus-i-obshhee-raspolozhenie.html Архитектура нового ТАКР стала «авианосной» — со сквозной полетной палубой площадью 14 800 м2, трамплином с углом схода в 14,3° в носовой части, двумя бортовыми 40-т самолетоподъемниками по правому борту в нос и корму от островной 13-ярусной надстройки (высота над палубой У2. м). Наличие развитых спонсонов и смещение надстройки вправо позволило увеличить ширину полетной палубы до 67 м. Посадочный участок полетной палубы (205x26 м), включая спонсон левого борта, располагался под углом 7° к ДП корабля. Вся поверхность полетной палубы и трамплина имела противоскользящее термостойкое (до 450°С) покрытие «Омега», а три ВПП (10x10 м), предназначенные для вертикальной посадки Як-41, выкладывались термостойкими (до 750°С) плитами АК-9ФМ. Полностью сварной корпус имел по высоте 7 палуб и 2 платформы. Сплошное двойное дно шло по всей длине корабля. Основной конструктивный материал корпуса, главных водонепроницаемых переборок, палуб и платформ, спонсонов и островной надстройки — сталь; для изготовления второстепенных выгородок и переборок использовались сталь и алюминиево-магниевые сплавы (с креплением к стальным конструкциям на биметаллических планках). http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2005_07/02.htm

82-й: Высоконаполненные полимерные покрытия. Высоконаполненные полимерные покрытия выполняются на основе синтетических (полиуретановых и эпоксидных) смол и различного рода наполнителей. В качестве наполнителя используется фракционированный кварцевый песок, корунд или гранит. В случаях, когда полы должны обладать электропроводными свойствами, используются другие наполнители. Так, для антистатических полов используется смесь фракционированного кварцевого песка, графита и проводящих волокон, а для безыскровых полов - полимерные электропроводные наполнители. Используя полиуретановые смолы совместно с резиновым гранулятом, получают идеальные покрытия для спортивных площадок и теннисных кортов. Применение в качестве заполнителя окрашенного фракционированного кварцевого песка решает задачу выполнения высокодекоративных покрытий с различными орнаментами или имитирующих, например, фактуру и цвет натурального камня. Высоконаполненные системы появились на российском рынке недавно, хотя за рубежом они эксплуатируются уже десятки лет. Именно такие покрытия нанесены на взлетно-посадочные палубы американских авианосцев и стартовый комплекс мыса Канаверал. Преимущества высоконаполненных покрытий заключаются в значительно более высокой стойкости к ударным нагрузкам и сопротивлении абразивному истиранию в сравнении с малонаполненными системами. Высоконаполненные покрытия близки по своим свойствам к минеральным основаниям - введение большого количества наполнителя (до 90%) позволяет резко снизить коэффициент линейного расширения покрытия, приблизив его к соответствующему показателю бетонного основания. Поэтому при изменении температуры всей конструкции в целом, в зоне контакта покрытия с основанием практически не возникают напряжения, которые, как правило, являются причиной трещинообразования и отслоения полимерных покрытий. http://www.bronepol.ru/y1/y120.php

Admin: СНиП 32-03-96 Аэродромы Содержание: Система нормативных документов в строительстве СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЭРОДРОМЫ СНиП 32-03-96 ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНСТРОЙ РОССИИ) ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАНЫ институтами ГПИ и НИИГА "Аэропроект", Ленаэропроект, 26 ЦНИИ Минобороны России, СоюздорНИИ, МАДИ (ТУ). 2 ВНЕСЕНЫ Главтехнормированием Минстроя России. 3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Минстроя России от 30 апреля 1996 г. № 18-28. 4 ВЗАМЕН СНиП 2.05.08-85 и СНиП 3.06.06-88. 5 Настоящие строительные нормы и правила представляют собой аутентичный текст межгосударственных строительных норм "Аэродромы". СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЭРОДРОМЫ (AERODROMES) Дата введения 1997.-01-01 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящие нормы и правила распространяются на вновь строящиеся, расширяемые и реконструируемые сооружения аэродромов (вертодромов), за исключением посадочных площадок для вертолетов на судах, буровых платформах, зданиях и специальных сооружениях. При этом должны учитываться требования норм и стандартов на применяемые строительные конструкции и материалы. 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ В настоящих нормах и правилах применены следующие термины и определения. Аэродром (вертодром) - земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Летное поле аэродрома - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны и площадки специального назначения. Летная полоса (ЛП) - часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу и примыкающие к ней спланированные и в отдельных случаях уплотненные, а также укрепленные грунтовые участки, предназначенные для уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) - часть ЛП, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов. ВПП может иметь искусственное покрытие (ИВПП) или грунтовое (ГВПП). Рулежная дорожка (РД) - часть летного поля аэродрома, специально подготовленная для руления и буксировки воздушных судов. РД могут быть магистральные (МРД), соединительные, вспомогательные. Перрон - часть летного поля аэродрома. предназначенная для размещения воздушных судов а целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также других видов обслуживания. Место стоянки воздушного судна (МС) - часть перрона или площадки специального назначения аэродрома, предназначенная для стоянки воздушного судна с целью его обслуживания и хранения. Аэродромные сооружения включают в себя грунтовые элементы летного поля, грунтовые основания, аэродромные покрытия, водоотводные и дренажные системы, а также специальные площадки и конструкции. Грунтовые основания - спланированные и уплотненные местные или привозные грунты, предназначенные для восприятия нагрузок, распределенных через конструкцию аэродромного покрытия. Аэродромные покрытия - конструкции, воспринимающие нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов, которые включают: - верхние слои (слой), именуемые а дальнейшем "покрытие", непосредственно воспринимающие нагрузки от колес воздушных судов, воздействия природных факторов (переменного температурно-влажностного режима, многократного замораживания и оттаивания, влияния солнечной радиации, ветровой эрозии), тепловые и механические воздействия газовоздушных струй авиационных двигателей и механизмов, предназначенных для эксплуатации аэродрома, а также воздействие антигололедных химических средств; - нижние слои (слой), именуемые в дальнейшем "искусственное основание", обеспечивающие совместно с покрытием передачу нагрузок на грунтовое основание, которые помимо несущей функции могут выполнять также дренирующие, противозаиливающие, термоизолирующие, противопучинные, гидроизолирующие и другие функции. Водоотводные и дренажные системы - система сооружений, предназначенных для отвода воды с поверхности покрытий и понижения уровня подземных вод с целью обеспечения необходимой устойчивости грунтового основания и слоев аэродромного покрытия при восприятии нагрузок в расчетный период наибольшего увлажнения грунтов, а также исключения аквапланирования колес самолетов при движении по ИВПП. Специальные конструкции (струеотклоняющие щиты, швартовочные и заземляющие устройства, заглубленные каналы, колодцы, светосигнальное оборудование и др.), воспринимающие усилия от ветровых, колесных нагрузок, газовоздушных струй авиадвигателей и др., предназначены для обеспечения нормальной безопасной эксплуатации воздушных судов на различных участках аэродрома. 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3.1 Классификация аэродромов в настоящих нормах не приводится и определяется ведомственными нормативными документами. 3.2 Размеры приаэродромной территории и допускаемую высоту естественных и искусственных препятствий а ее границах следует устанавливать в соответствии с отраслевыми нормативными документами исходя из условия обеспечения безопасности взлета и посадки воздушных судов. 3.3 Проектирование генерального плана летного поля, вертикальной планировки следует выполнять в соответствии с нормами того ведомства, к которому относится аэродром. 3.4 Для аэродромов международных аэропортов должны, кроме настоящих норм, соблюдаться стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО). 3.5 В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на нормативные документы согласно приложению А. 4 ГРУНТОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕТНОГО ПОЛЯ АЭРОДРОМА 4.1 Грунтовые элементы летного поля должны отвечать требованиям безопасности, ровности, прочности, эрозионной стойкости. Поверхность их должна быть очищена от посторонних предметов и иметь уклоны, обеспечивающие надежный сток талых и дождевых вод. Они могут быть с дерновым покровом и без него. 4.2 Допускаемые значения продольных и поперечных уклонов грунтовых элементов ЛП должны приниматься в соответствии с нормами того ведомства, к которому относится аэродром. 4.3 Грунтовая часть ЛП должна быть без грунтовых лотков. Грунтовые лотки в пределах ЛП допускаются в исключительных случаях при технико-экономическом обосновании с учетом гидрологических, гидрогеологических и инженерно-геологических условий местности. 4.4 Грунтовая поверхность спланированной части ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями (ВПП, обочинами, рулежными дорожками и др.) должна располагаться на одном уровне. 4.5 Часть ЛП, примыкающая к торцу ИВПП, должна быть укреплена с целью предотвращения эрозии от газовоздушных струй авиадвигателей и защити приземляющихся воздушных судов от удара о торец ИВПП. Эти участки должны выдерживать нагрузки от воздушных судов при случайном выкатывании их при взлете или посадке, а также нагрузки от эксплуатационной техники. 4.6 Грунтовые обочины ИВПП, РД, МС и перронов должны обеспечивать отвод поверхностных вод с площадей искусственных покрытий и постепенный переход от искусственных покрытий к грунту, для чего следует устраивать укрепленные отмостки (сопряжения). 4.7 Отмостки должны выдерживать нагрузку, создаваемую воздушным судном при случайном выкатывании, не вызывая у него конструктивных повреждений, а также нагрузки наземных транспортных средств, которые могут передвигаться по обочине. 4.8 Коэффициент уплотнения грунтов на глубину до 30 см должен быть не менее: - на стартовых участках ГВПП, МС, местах опробования двигателей, путях руления: для песков и супесей - 0,95, для суглинков и глин - 1,00; - на средних участках ГВПП и остальных грунтовых элементах ЛП, а также для насыпных грунтов на летном поле, не входящих в ЛП, - 0,90 и 0,95 соответственно. Ниже (на глубину до 55 и до 70 см) коэффициент уплотнения может быть снижен не более чем на 5 и15 % соответственно. 4.9 При наличии просадочных грунтов на летном поле просадочность должна быть устранена на глубину активной зоны, устанавливаемой расчетом по СНиП 2.02.01. 4.10 На грунтовых участках летного поля без дернового покрова следует предусматривать мероприятия по борьбе с пылимостью. При выборе способа борьбы с пылимостью следует соблюдать требования по охране окружающей среды (раздел 9). 4.11 Для повышения сопротивляемости грунта нагрузкам от воздушных судов и снижения эрозии от действия аэродинамических нагрузок, создаваемых газовоздушными струями авиадвигателей, по возможности следует устраивать дерновый покров. 4.12 Качество дернового покрова должно отвечать нормативным требованиям, приведенным в таблице 1. Приемку работ по созданию дернового покрова летного поля следует производить после развития (всхода) посеянных трав. 5 ГРУНТОВЫЕ ОСНОВАНИЯ 5.1 Грунтовые основания должны обеспечивать устойчивость аэродромного покрытия независимо от погодных условий и времени года с учетом: состава и свойств грунтов; типов местности по гидрогеологическим условиям, приведенным в таблице 2; Таблица 1 Нормативные требования Значение нормативных требований Метод контроля Плотность дернового покрова (число побегов растений на участке площадью 400 см2) при преобладании трав с характером роста: низовым верховым 200 300 100-200 Подсчет числа побегов То же Примечание - В случав неблагоприятных погодных условий допускается плотность с числом побегов 100 шт. для трав с низовым характером роста и 50 шт. - с верховым... Полный текст: http://gost.org.ru/snip/docs/detail_1_16.html

Тестов: Летом 1984 года в нашей части собрали с разных подразделений сборную команду в командировку в Молодечно на запасной аэродром на сутки, а может чуть больше. С нашей пожарной команды поехать вызвался я и Володя Мезенцев. Получилось, что мы были деды, а ещё человек 6-8 с разных подразделений ребята с младших призывов. Поехал старшим с нами прапорщик, но кто и с какой роты или службы, сейчас уже и не вспомню. Задача была поставлена: снять с рулёжек металлическое покрытие с грунтового запасного аэродрома, всё, что снимим погрузить на "КАМАЗы", которые придут в Молодечно. Мол потом эти металлические "сетки" с нашего аэродрома Мачулищи на транспортниках перебросят в Афган. Якобы в Молодечно аэродром уже не нужен, так как построили и наш полк опробует, в качестве запасного, азродром международный "Минск-2". До Молодечно в "ЗиЛе-157" доехали быстро. Разобрали ломы, лопаты, брезентовые рукавицы и пошла работа. У Володи Мезенцева силушки было не меряно, до армии занимался он серьёзно боксом и вольной борьбой в городе Дружковка Донецкой области Украины. Как-то он приноровился ломом с пары ударов выковыривать из земли металлические скобки, я втроым ломом их усики разводил в стороны. Затем ещё несколько штук скоб выковыривали, ребята поднимали в несколько метров кусок "сетки" на 90 градусов и с помощью кувалды сдвигали сетку в сторону, выводя фигурные зацепы из расцепления с вырезами на соседнем куске "сетки". Было не очень жарко и мы делали работу очень споро. Подошёл к нам местный житель, поздоровался с прапорщиком. Оказалось, что в деревянном сарае, на краю этого запасного аэродрома, хранится нессколько АПА, ТЗ-5, УПГ, "маслёнка" на базе "ГАЗ-66". Дедок этот оказывается, за какую-то символическую плату, с техникой НЗ этот сарай и КДП аэродрома сторожил. Он забрал у нас машину и к обеду вернулся на ней со свежей вкусной водой. Мы развели костер, разогрели банки с кашей из сухпайка, натрескались тушёнки, только чай вскипятили - дождь пошёл стеной. Чай пили под брезентом в кузове "157-го". Запомнились "Хлебцы хрустящие ржаные", которые макали в банки сгущёнки.Дождь закончился где-то через час и мы вновь взялись за ломы и лопаты. Часов в 17 пришёл первый "КАМАЗ". Оказалось, что мы сняли покрытия даше больше, чем нужно. Довольно быстро машину загрузили, тут и вторая подошла. Позже, когда ездил по стране, во многих местах видел в качестве заборов "сетки" металлические старого покрытия грунтовых аэродромов и сразу Молодечно вспоминал. И ещё почему-то у нас в команде все были уверенны, что Молодечно родина поэта, певца и композитора Юрия Антонова. В Ленкомнате у нас была в деревянном корпусе"Мелодия", вот только стерео проигрыватель был или с одной колонкой - уже не помню. На его покупку сбрасывались всей командой. Были диски: Челентано, Антонова "Крыша дома твоего" и Тухманова "НЛО". Так что один день поработал, как боец аэродромной роты, только не строил и не поддерживал рулёжку в боеготовности, а демонтировал её. Но ещё оставались рулёжки к ВПП, да и сама ВПП была метеллическая вся. Мы сняли часть рулёжки, а в капонирах металлическая "сетка" была раньше снята. Аэродром у деревни Хожево под Молодечно упоминается сегодня в сети, как аэродром, где базируется, в пожароопасный сезон, авиаохрана лесов Белоруссии. До сих пор удивляюсь, что техника НЗ в сарае не была за минными полями, за несколькими рядами "колючки", не было ни собак, ни караула, ни сигнализации и никто её не разбирал. Сегодня, увы, такое даже не представить...



полная версия страницы