Форум » Авиатехника » Авиация Второй Мировой войны » Ответить
Авиация Второй Мировой войны
Admin: Авиация Второй Мировой войны Российский авиационный портал http://www.a2m.ru/ Военная авиация. Вторая Мировая http://www.airwar.ru/aww2.html Авиация Второй Мировой http://www.airpages.ru/
Ответов - 39, стр:
1 2 All
82-й: 01.04.2013. http://edthomasten.deviantart.com/art/Above-Peenemunde-January-1940-195658900
МИГ: ТБ-3 – небесный тихоход Поначалу противник очень скептически отнесся к этому самолету. Уже на 4 день войны Гальдер в своем дневнике отметил: «Русские переходят к применению устаревших тихоходных четырехмоторных бомбардировщиков». Запись подразумевала, что дела у советской авиации пошли совсем плохо. Пройдет сравнительно немного времени, и для перехвата ТБ-3 будут привлекать хорошо подготовленных истребителей-ночников. После каждого ночного боя пилоты «Мессершмитов» будут рисовать на своих истребителях отметки об «одержанных» победах, но наступит ночь, и «сбитые» гиганты будут снова бомбить врага. Бомбардировщик шел над целью так медленно, что, казалось, он просто висел в воздухе - «становился на якорь» - и продолжал бомбежку, несмотря на обстрел, равнодушно пропуская через свое гофрированное тело десятки осколков, а иногда даже крупнокалиберные снаряды. В боевых условиях самолет Туполева показывал настоящие чудеса. Он мог взлетать с перепаханных полей, садиться в снег глубиной до метра. Возил на своей внешней подвеске тяжелые негабаритные грузы – грузовики ГАЗ-АА, артиллерию, танкетки Т-38. Самолет продолжал активно применяться, несмотря на свой возраст, очень активно. К исходу первого года войны появилось большое число экипажей, совершивших по 100 боевых вылетов, а к окончанию Сталинградской битвы некоторые экипажи имели за плечами уже 200 полетов. Перед нападением Германии на западных границах СССР находилось 4 авиаполка, вооруженных ТБ-3: 7-й тяжелый бомбардировочный авиаполк (ТБАП) на северо-западном направлении – 44 самолета, из них 18 исправных.,1-й и 3-й ТБАП на западном направлении – 94 ТБ-3, помимо этого в районе базирования 3-го ТБАП находилось 14 неисправных машин, 14-й ТБАП юго-западного направления на 1.06.1941 года имел в своем составе 32 исправных самолета и 6 бомбардировщиков в ремонте. Основное внимание во время боевой подготовки ТБАП уделялось воздушному десантированию. В 3-м и 7-м ТБАП часть экипажей имела опыт транспортировки тяжелой техники на внешней подвеске. Не обходилось без участия ТБ-3 и перебазирование авиаполков на новые аэродромы, так как самолет обладал наибольшей на тот момент грузоподъемностью. Учились летчики и ночному бомбометанию, экипажи из состава 3-го и 7-го авиаполков имели опыт ночных бомбардировок во время финской войны. В целом боевая подготовка экипажей находилась на достаточно высоком уровне. Начало войны Первые ТБ-3 из состава 1-го и 3-го ТБАП вступили в бой уже 22 июня 1941 года, нанеся бомбовые удары по войскам противника. К началу июля все находящиеся на советско-германском фронте авиаполки, вооруженные ТБ-3, участвовали в ночных бомбардировках. В первое время на результатах бомбардировок сказывалось отсутствие осветительных бомб, из-за чего бомбометание проходило практически вслепую. Несмотря на то, что ТБ-3 не воспринимался в 1941 году в качестве дальнего бомбардировщика (сказывался износ материальной части, вместе с эксплуатационными ограничениями), в качестве первых задач перед ним были поставлены именно дальнебомбардировочные. В ночь на 24 июня ТБ-3 из состава авиации Западного фронта нанесли бомбовые удары по транспортным узлам на территории Польши: Бяла-Подляска, МалкинаТура, Острув, Седлец, Цехоновец. С началом войны в дело активно пошел бомбовый запас, созданный на складах еще в мирное время. Так, к примеру, 7-й ТБАП имел запас бомб для решения всех возможных боевых задач – от уничтожения мостов до поражения объектов по площадям. Вместе с этим 1-й и 14-й авиаполки имели машины, оборудованные старыми двигателями, и в основном должны были использоваться в качестве транспортно-десантных самолетов. 14-й ТБАП перед войной даже был переименован в «десантно-бомбардировочный», с упором на первое слово. Некоторые его самолеты встретили войну разоруженными, поэтому выполняли роль транспортников и занимались разбрасыванием агитационных материалов в тылу немецких войск. О хаосе и неразберихе в первые дни войны на Западном фронте известно достаточно много. Связь работала очень неустойчиво, штабы не имели свежих разведданных, а если получали их, то чаще всего уже устаревшими, из-за быстрого продвижения немцев. Наиболее невезучим оказался 3-й ТБАП. Абсурдные приказы командования терзали его с первого дня войны. Так, днем 23 июня полк потерял 1 из 4 ТБ-3, которые были посланы на… разведку немецких танковых колонн. В результате уже к 30 июня 1941 года полк потерял 11 бомбардировщиков, причем 7 из них были сбиты огнем истребителей. Многие из нас знакомы с известным романом Константина Симонова «Живые и мертвые» и прекрасно помнят эпизод с уничтожением группы ТБ-3 немецким истребителем. Описанное в романе в деталях повторяет случай, произошедший 10 июля 1941 года возле Житомира. В тот день 12 ТБ-3 из состава 14-го ТБАП вынуждены были вылететь на бомбардировку без прикрытия истребителей и в районе цели были атакованы парой «Мессершмитов» Bf 109. Один из них удалось сбить огнем с бомбардировщиков, но второй истребитель продолжил атаки и уничтожил 7 бомбардировщиков, экипажи которых спаслись на парашютах. Описанное Симоновым имеет сходство и со случаем на Западном фронте, который произошел 29 июня 1941 года в районе Бобруйска. В тот день 3-й ТБАП получил приказ о проведении бомбардировки с сильным запозданием и не успевал вылететь до рассвета. Выпускать самолеты в воздух в дневное время было неразумно и опасно, но под нажимом "сверху" взлет был произведен утром. Над объектом бомбометания самолеты появились при ярком солнце. После бомбежки самолеты отправились назад маршрутом, проложенным, видимо, по привычке, над населенными пунктами, занятыми немцами. Самолеты были вычислены и один за другим сбиты. К счастью, два этих случая являются исключением. При этом прискорбно, что случай, описанный в романе, в целом правдивый, позднее стал догмой, которая сформировала у общественного мнения образ нерационального использования ТБ-3 в военное время, а также выступил свидетельством работы всей советской бомбардировочной авиации в 1941 году. Днем врагом для ТБ-3 становился любой вражеский самолет, даже бомбардировщик. При этом значительная часть экипажей была подготовлена к ночным боевым полетам, поэтому необходимости в дневных вылетах не было никакой. К счастью, высшее командование достаточно быстро смогло уяснить это, и ТБ-3 стал совершать боевые вылеты исключительно ночью. Таким образом, в 1941 году самолет на длительное по военным меркам время оказался в относительной безопасности. Тактика боевого применения Тактика боевого применения ТБ-3 в годы войны строилась с учетом максимального использования его положительных качеств, а также активности ПВО немцев на том или ином участке фронта. Выход к цели производился на разных высотах, с разных направлений и с задержкой по времени. На этих бомбардировщиках летали преимущественно «старые» экипажи, обладающие солидным опытом, который позволял им уверенно выходить на цель, придерживаться курса и понимать сигнализацию штурмана о поправках «без слов», так как большинство ТБ-3 не имели внутренней системы связи. Высокой точности бомбометания удавалось добиться за счет очень низкой скорости полета (крейсерская скорость 182 км/ч) и хорошего обзора из кабины штурмана. При этом большая бомбовая нагрузка (нормальная - 2000 кг, максимальная - 5000 кг) допускала использование на ТБ-3 всех имеющихся типов бомб, в различных сочетаниях. По прошествии первого года войны командующие фронтов подчеркивали, что ТБ-3 полностью оправдал себя как ночной бомбардировщик. Основными для него стали крупногабаритные и площадные цели: скопления войск противника, ж/д станции, аэродромы. При ударах по ним использовались в основном бомбы крупного калибра (250-500 кг), которые способны зенитки. Повторялась ситуация с бипланом У-2, кроме того, следует учесть, что некоторые летчики при подходе к цели приглушали моторы и скорость самолета не превышала 145 км/ч. Больше всего ТБ-3 беспокоил заградительный огонь, когда снаряды рвались хаотически на разных высотах, а уберечься от их разрывов было очень сложно. Но и в этой ситуации машину спасало то, что она имела минимальное количество электро- и пневмоагрегатов, поэтому многочисленные осколочные повреждения были для нее не критичны. Помимо этого самолет выручала большая прочность конструкции планера. Куда большую опасность для самолета представляла скоростная МЗА. Огонь скорострельной артиллерии вынуждал экипажи ТБ-3 прибегать к бомбометанию с высоты более 2 км, но и здесь у ТБ-3 оставался козырь перед другими бомбардировщиками – малая скорость полета, которая уменьшала разброс бомб. Также для снижения эффективности зенитного огня при подходе к цели экипажи старались придерживаться некруглых высот. Расчет был сделан на то, что дистанционные трубки, устанавливаемые в крупнокалиберных зенитных снарядах на круглую высоту, не дадут им взорваться даже при прямом попадании в самолет. Помимо этого для обмана зенитчиков и истребителей противника летчики зажигали подвешенные под крыльями посадочные ракеты «Хольт». Яркое пламя ракет создавало иллюзию того, что самолет горит и зенитчики прекращали огонь. Несмотря на скептическое отношение к тихоходному гиганту, которое преобладало в преддверие войны даже в советской армии, ТБ-3 показал себя очень достойно и внес существенный вклад в победу. Неслучайно самолет не был списан с боевой работы и после войны. Экипажи 52-го Гвардейского полка продолжали выполнять на этих машинах планы учебно-боевой подготовки до осени 1946 года. Использована материалы статьи «Боевой cчет ТБ-3» Владимира Раткина, журнал Мир Авицаии №2 1997 http://topwar.ru/5888-tb-3-nebesnyy-tihohod.html
Валентин: Под редакцией Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации В.С. Ильюшина. «Летающая крепость» тридцатых … Интересные опыты по радиоуправляемым ТБ-3 проводились в 1939-1940 годах под руководством инженера И. М. Малеева в НИИ ВВС, где оснастили соответствующей аппаратурой две машины. В начале 1942 года одна из них была направлена с большим грузом взрывчатки для уничтожения железнодорожного узла в городе Вязьме. К сожалению, огнем противника была повреждена антенна самолета наведения, и неуправляемый «самолет-снаряд» ушел в глубокий тыл врага, где после выработки топлива взорвался при ударе о землю. Другая машина погибла вскоре на стоянке при взрыве боеприпасов на соседнем самолете. Принятие ТБ-3 на вооружение ознаменовало качественным скачок в развитии ВВС: началось формирование дальней бомбардировочной авиации (ДБА). С участием ТБ-3 проводились крупные учения и маневры, причем с самого начала самолеты использовались в войсках не только как бомбардировщики, но и как военно-транспортные. В 1935 году под Киевом, например, на них было перевезено 3700 десантников с тяжелым вооружением. Вскоре самолету пришлось принять участие и в боевых действиях: летом 1938 года — в районе озера Хасан, при нанесении ударов по японским войскам (60 ТБ-3); весной 1939 года — на реке Халхин-Гол (несколько авиаэскадрилий, вооруженных ТБ-3). Самолеты бомбили японские позиции с высот 1400—1500 м, выполняя по нескольку заходов. Это был один из первых опытов по использованию тяжелобомбардировочной авиации в тактических целях. В тот же период специальный авиаотряд осуществлял снабжение наших добровольцев и гоминьдановских войск в Китае. Полеты осуществлялись из Алма-Аты, причем самолеты несли китайские опознавательные знаки. В начальный период «зимней войны» с Финляндией ТБ-3 бомбили цели в глубине финской территории, а с января 1940 года переключились на удары по «линии Маннергейма». При вступлении в Польшу в 1939 году, в Бессарабию и Боковину ТБ-3 обеспечивали выброску десантов и снабжение наступавших частей Красной Армии. В начале Великой Отечественной войны соединения, вооруженные ТБ-3, понесли тяжелые потери в самолетах и, что самое печальное, в хорошо подготовленных экипажах, которых вскоре стало очень не хватать. Эти тихоходные машины вылетали на дневные бомбежки без истребительного прикрытия и гибли эскадрильями, становясь безответными жертвами немецких истребителей, господствовавших в воздухе. Вскоре они перешли на действия ночью. Но основной работой, возложенной на «плечи» самолета-ветерана, стали транспортные и десантные операции. ТБ-3 принимали участие в снабжении осажденного Ленинграда, осуществляли максимально возможное снабжение наших окруженных частей под Москвой. В период же контрнаступления у стен столицы они широко привлекались к высадке воздушных десантов и последующему снабжению высаженных частей продовольствием и боеприпасами. Последнее упоминание о службе ТБ-3 относится к 4 октября 1944 года — на этот день в ВДВ еще продолжало трудиться 22 самолета. Тыловые подразделения ГВФ на Г-2 (транспортный вариант ТБ-3) всю войну выполняли срочные транспортные перевозки между предприятиями оборонной промышленности, обеспечивая ритмичную поставку остродефицитных комплектующих изделий. Несмотря на относительно небольшое количество воевавших ТБ-3, этот самолет внес достойный вклад в Победу над фашистской Германией, причем основная его работа приходится на трагическое начало войны, а это никогда не забудется. инженер В. Ригмант, журнал Моделист-Конструктор №1-2 1992
82-й: Tante Ju.
82-й:
82-й:
82-й:
82-й:
82-й: Приказ о премировании личного состава авиамастерских Военно-Воздушных Сил Красной Армии за быстрый и качественный ремонт самолетов и моторов. № 0249 5 апреля 1942 г. В соответствии с решением Государственного Комитета Обороны Союза ССР № 1527 от 3 апреля 1942 г. в целях увеличения выпуска из ремонта самолетов и моторов и сокращения сроков нахождения в ремонте материальной части приказываю: 1. За качественный ремонт самолетов и моторов, выполненный в сроки, предусмотренные приказом командующего Военно-Воздуш-ными Силами Красной Армии № 012 от 30.1.42 года, отпустить в распоряжение начальников авиационных мастерских Военно-Воздушных Сил Красной Армии (САМ, ПАМ, ПАРМ-35, ПАРМ-3, ремонтные базы и авиационные мастерские школ, училищ и академий) денежные суммы для награждения личного состава мастерских из расчета (за каждый самолет и мотор): I На восстановительный ремонт бомбардировщика 2000 руб. На текущий ремонт бомбардировщика 400 руб. Примечание 1.3а ремонт тяжелого бомбардировщика (ТБ-3 или ТБ-7) денежные награды выплачивать в двойном размере. Примечание 2. За ремонт самолета после аварии (аварийный ремонт) премии выплачивать в размере 50 % нормы восстановительного ремонта. II За восстановительный ремонт истребителя или штурмовика 750 руб. За текущий ремонт истребителя или штурмовика 200 руб. За восстановительный ремонт учебного самолета (УТ-2,У-2иУТ-1) 300 руб. Ill За восстановительный ремонт каждого мотора всех типов, кроме М-11 200 руб. За восстановительный ремонт мотора М-11 100 руб. 2. Отпуск средств мастерским для выплаты наград производить один раз в месяц на основании отчета мастерских, утвержденного главным инженером Военно-Воздушных Сил фронта (округа). Исчисленная за месяц сумма наград распределяется: а) 5 % начальнику и военному комиссару мастерских; а) не менее 70 % производственным рабочим мастерских (военнослужащим и вольнонаемным); а) 25 % в распоряжение начальника и военного комиссара мастерских для награждения остального личного состава мастерских. Определение лиц, которым выдается денежное награждение, размер награды каждому устанавливается начальником и военным комиссаром мастерских в зависимости от участия в работе по ремонту самолетов и моторов и качества работы, после чего объявляется приказом по части. Денежная награда начальнику и военному комиссару мастерских объявляется приказом командующего Военно-Воздушными Силами фронта (округа). Расходы относить: а) по награждению военнослужащих: в бюджетных мастерских за счет кредитов § 1, ст. 1; в хозрасчетных мастерских за счет кредитов §21, ст. 76 сметы НКО; а) по награждению вольнонаемного состава всех мастерских за счет кредитов § 21, ст. 76 сметы НКО. 3. При систематическом перевыполнении месячных производственных заданий (по товарной продукции), установленных командованием фронта (округа) и утвержденных Военно-Воздушными Силами Красной Армии, кроме денежной награды, личный состав авиационных мастерских, особо проявивший себя в выполнении заданий, представляется военным советом Военно-Воздушных Сил фронта (округа) к правительственной награде. Приказ ввести в действие с 1 апреля с. г. и объявить личному составу авиационных мастерских. Заместитель народного комиссара обороны СССР генерал-полковник авиации ЖИГАРЕВ Ф. 4, оп. 11, д. 70, л. 53–55. Подлинник. http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin_ay3/13.html
полная версия страницы