Форум » Авиатехника » Вспомним чему учили в ШМАС? » Ответить

Вспомним чему учили в ШМАС?

Admin: Ну, что бойцы? Тряхнем стариной? Вспомним чему нас учили в военных школах авиаспециалистов?

Ответов - 103, стр: 1 2 3 4 All

Валентин: Доводилось видеть, как на форсаже выходящая из сопел Су-15ТМ воздушная струя, на расстоянии метров так примерно до 25-и от стоянки самолётов, колыхала проезжающий в это время ЗИЛ-130 "самосвал"

Тестов: Погулял по Мачулищам в "Викимапии".Казарма в/ч 36792, где в 1983-84г. на 1 этаже была наша 2 авто-техническая рота, служба ГСМ, кислородно-газовая служба и ЗКП, а на 2 этаже - библиотека и аэродромная рота сегодня обозначена : ГУО "Мачулищанская ОСШ". Севернее было здание казармы, где был гарнизонный карантин, сегодня обозначено: "В 1985 это была в/ч 15486". На запад по улице была казарма истребительного полка. Сегодня обозначено: "Казарма". А дальше по улице на запад была казарма нашей 1 авто-технической роты и роты охраны. Сегодня обозначено: "В/ч 63626". Вместо казармы стройбата: "ЧУП "Фери"...Чуть южнее улицы Молодёжная были стоянки 1 и 2 АЭ нашего полка. Рулёжки сверху были в виде пятиугольника, капониры были П-образный, сверх, естественно отрытые, всё же Ту-22 самолёт не маленький. Внутри этого пятиуголника были 2 домика эскадрилий, росли высокие деревья.К рулёжке аэродрома, на запад, шла рулёжка для самолётов, стояло здание дежурных техников, возле него стояли всегда АПА, УПГ, ТЗ, автобусы.Посмотрел: от основной рулёжки к стоянкам плиты лежат всего несколько десятков метров.А потом - всё перерыто. Севернее стоянки 1 и 2 АЭ был круглый пруд, сейчас какой-то шутник обозначил: "Взлётно-посадочная площадка для НЛО". Две стоянки 201 гв. ИАП на юго-востоке аэродрома остались, обозначена истребителей ТЭЧ. Вот чуть севернее ТЭЧ истребителей видна стоянка, где стояли 2, а то и 4 "Миг-23", готовых к взлёту. Рядом с ними стоял частенько на базе "Краза" "пыллесос". Не дай Бог в двигатели "МиГ" камушек попадёт!... В июле 1983, только я попал в часть, один из первых выездов был на стоянку 2 АЭ. "Краз" мой был старый, гидроусилитель тёк ручьём. Второй 16-тонный кран "К-162" в части, из 1 АТР, был в ремонте. Пока я доехал по узким дорогам до стоянки 2 АЭ, пока заехал на грунт, вывесил кран на опоры, пока трубы для ЦЗТ (централизованной заправки топливом), поднял - опустил, масло из гидроусилителя руля почти всё на земле. Решил я по основной рулёжке аэродрома проехать в автопарк. Что-бы на узких дорогах не заходить в поворт по 2-3 раза, стрела то у крана длинная. Сегодня обозначен "КДП аэродрома". А чуть севернее: "Аккумуляторная" и "Автомобильные боксы". Вот это и был автопарк 1 и 2 авто-техничесих рот В/ч 36792. Ну раз решил - поехал. На основную рулёжка аэродрома выехал, мне что-то технари у "МиГов" орут, я, естественно, на слышу. Газанул ещё и в парк, мимо КДП. Из машины вылез и вижу: за мной дорожка масла и по всей дорге, по всей рулёжке, маленькие комочки, комки и комья грзи с колёс. Стыдно до сих пор!!! В ШМАСе вбили в голову: "Перед выездом на рулёжную дорожку машину - в ванну!!!" Перед выездом на рулёжку ванна для машин у нашего автопарка была. А я во 2 АЭ поехал на восток от аэродрома, потом по дорогам, съехал на грунт, увозюкал машину. Потом, ну козлик серенький, как ещё мягче сказать, не помыв машину, решил сократить путь. Перед "МиГами" проехал, а у них двигатели низко. Не было стыдно, когда, не получив младшего сержанта (через 3 дня после экзаменов на сержанта), меня из ефрейторов разжаловали в рядовые и отправили из "замков"ШМАСа в часть,не было стыдно, когда на губе в Мачулищах сидел ни раз. А июль 1983 вспоминаю и за то, что нагадил соседям из 201 гвардейского ИАП, стыдно до сих пор.

пронин алексей: Ил-28 на малом газе высасывал воду из ведра,зарытого вровень с поверхностью сразу за стоянкой.


Тестов: С детства интересовали меня звери и птицы, классе в 6-7 даже думал не пойти ли мне после школы в Кировский сельскохозяйственный институт. В советские времена там был единственный в европейской части Союза факультет охотоведения, для Сибири и Дальнего Востока готовил охотоведов сельхозинститут в Иркутске.По тайге в детстве - юности погулял, многих птиц зверей повидал, поснимал их на "Смену 8М", потом на "Зенит TTL".Ну, а армия-котёл, где варились представители всех народов и народностей Союза, да и служили почти все вдалеке от дома.Рассказы о том, как у тебя дома люди живут: празднуют рождение детей, последний звонок, как в армию провожают, как свадьбы играют, как на погост несут, какие звери -птицы обычны на малой родине были постоянны. Почти для всех, грач - самая обычная птица.А в окрестностях моего родного Северодвинска до ближайшей колонии грачей нужно проехать почти 30км до посёлка Зеленец по дороге Северодвинск - Архангельск.За тракторами на полях у нас летают чайки: маленькие с чёрной почти головой - озёрные и здоровенные - серебристые и клуши.А скажи жителю Центральной России или Украины, что у нас на лесных озёрах гнездятся чёрные утки - турпаны и синьги, он тебя и не поймёт...В Энгельсе, в ШМАСе, поразило, что в автопарке под ногами всегда крутились хохлатые жаворонки, до службы видел их лишь на картинках. Были в январе - марте 1983 г. морозы ниже 20,снег, чем пичуги питались? В Мачулищах, под Минском, летом 1984 года зашёл на "вышку" на 2 этаж к ребятам из метео службы полка.Одна из наших пожарных машин почти круглые сутки стояла у "вышки", всю неделю плановые полёты 2 полков на аэродроме, а в субботу и воскресенье принимали самолёты и вертолёты со всей страны . А иногда и из ПНР и ГДР принимали, перед их приёмом появлялись погранцы и таможенники (в Мачулищах дембеля и военнослужашие и члены их семей из ГСВГ и СГВ, с принятых нами бортов, проходили пограничный и таможенный контроль). Дежурный с балкона "Вышки" за пару минут до этого крикнул, что борт принимать не будем,вылет у него задерживается на час, мол нет погоды. Была суббота. Плановых полётов не было ни у нашего полка, ни у 201 ИАП.Ехать к себе в пожарку на час-полтора не хотелось. У метеорологов был волейбольный мяч. Бывало: нас пожарных трое-четверо,водитель с дежурной санитарной машины, водитель с машины руководителя полётов, ребята метеорологи, иногда, с 1 этажа "вышки" ребята из дивизиона связи выходили на полчасика-час в круг постучать по мячу. Чаше всего в "картошку".Поднявшись к метеорологам увидел на стене схему перелётов летом и зимой птиц через рулёжки и ВПП. В Мачулищах южнее жилых домов, рядом со стоянками 1 и 2 АЭ нашего полка была свалка. Утром сотни ворон, грачей и галок летели на свалку,особенно зимою, а вечером со свалки к местам ночёвки на высокие деревья, благо вокруг аэродрома остова леса были большие. Да и сами Мачулищи были все в зелени. Тогда не спросил, как птиц учитывали, как за ними наблюдали, кто схемы нарисовал. На форуме ребята писали, как птицы в движки самолёта попадали.Сейчас в ГА на аэродромах используют звукозаписи тревожных криков птиц, чтобы отпугнуть их от аэродромов.Кое-где используют хищных птиц. Ведь попадание птиц в двигатель или в стекло кабины самолёта - проблема и сейчас...Даже в комендатуре Кремля есть сокольничии.Их фото с соколами и ястребами-тетеревятниками на рукавицах были в сети. Метеорологи, вас в ШМАСах не готовили по вопросам учёта птиц у аэродромов, может уже в частях с этой проблемой сталкивались?

Ion Popa: На самом деле этот вопрос, как ни странно, имеет к метео прямое отношение. Хотя, ну что общего у орнитологии и метеорологии? В процессе обучения в ШМАС вопросы орнитологии не затрагивались совершенно, что понятно. Срок обучения небольшой, а знаний по основным специальностям надо впихнуть в курсантские головы много. А орнитология что - в лучшем случае факультатив. В частях, на аэродромных метео к птицам относились, как к обузе. Реально что - либо сделать невозможно. Поди, спрогнозируй, что куда и когда полетит. Одни неприятности. Другое дело, что под орнитологическую "лавочку" можно было пробить кое - какие блага. В середине 70 - ых вышел на пенсию начальник метеослужбы 6 - го ОТБК ДА подполковник Нечаев Павел Иванович. На пенсии сидеть ему было бы скучновато. И вот, специально под него был организован в структуре метеослужбы корпуса отдел орнитологии, который он, будучи вольнонаёмным служащим СА, с успехом и возглавлял в годы моей службы в Смоленске (1977 - 1978). Как сейчас вижу Павла Ивановича... Маленький, кругленький, седовласый, очень приветливый, спокойный. Не перетруждался он на работе, ибо в отделе, кроме него самого не было ни одного человека. Писал Павел Иванович изредка какие - то бумаги и рассылал их по дивизиям и полкам. Из разговоров на КП я уяснил себе, что полёты больших птичьих стай можно отслеживать на метеорологических радиолокационных станциях МРЛ. Но поскольку этих локаторов очень мало и у них, в общем - то, иная специализация, то толку от всего этого мало. Но орнитология продолжает кормить метеорологов и по сей день. В конце 80 - ых уехал в Израиль начальник противоградовой службы Молдавии Диневич. Так он организовал на горе Гильбоа установку купленного по дешёвке в Кишинёве МРЛ - 3 для наблюдения за стаями перелётных птиц. И на этом локаторе работала вся его семья. Понимаю, что к вопросу о том, чему нас учили в ШМАС это всё мало касается... Но вот так, спонтанно написал, всё, что нахлынуло...

806апиб: учили нас в 1979 году в 64 ШМАСЕ по АО жестко. Только не могу понять, зачем туда направляли узбеков, туркмен, армян и айзеров. Многие не просто не говорили по русски. Но в нашем 806 апиб были не СУ-7Б, а СУ-17 М2,М3,а потом под дембель появились уже и М4. Всё другое, никаких ШР естественно не паяли, просто меняли блоки и пр. Офицеры в полку ничему не учили, самые толковые в ИАС были либо старики, либо 2 годичники из МАИ, ХАИ и им подобные. Те же кто приходил из 3-летних воен. ИАУ кроме как бухать ("султыгу")как правило ничего в авиатехнике уже не соображали. Приходилось учиться самому: забираться в укрытие,подключать внеш. эл. питание, садиться в кабину и гонять все системы по схемам предполётной и предварительной подготовкам. Вот тут то и пригодилась ШМАСовсквая выучка (в т.ч. не шелкать незнакомыми тумблерами). Через несколько месяцев уже работал не хуже офицеров, а тем более большинства прапорщиков.Даже подумывал поступать в МАИ после дембеля.Но жизнь всё расставила по местам.

Тестов: Купил за август 2012 года журнал "Охотничий двор". На страницах 132 - 139 в разделе "Соколиный двор"статья Виктора Фёдорова, посвящённая Владимиру Семёнову "Питерские крылья": "...Кроме того, биологические методы, оправдавшие себя при разгоне врановых в Кремле, нашли неожиданное применение и в городе на Неве. В сентябре 1986 года при посредничестве московского НИИ охраны природы в штатное расписание аэропорта Пулково была введена должность инженера по авиационной орнитологии. Им стал профессиональный орнитолог С. Лобанов. Кроме того, к работе были привлечены два сокольника - В.Семёнов и В. Нездайминов, в задачу которых входило обеспечение авиационной безопасности путём разгона пернатых с территории аэродрома ловчими птицами. Начали они свою работу, как и ребята в Кремле, с ястребов. Впоследствии появились и соколы-балобаны. Забот у питерцов было невпроворот...". В статье, среди прочих, есть фото автора: Владимир Семёнов в Пулково на фоне Ту-154 на стоянке с соколом-балобаном на руке; также с балобаном на руке на ВПП аэропорта Пулково Валерий Нездайминов.

Тестов: В Мачулищах во 2-ой авто-технической роте служил литовец по фамилии Гидройт (кличка у него была "гидравлик") на ТЗ-7,5 на базе "МАЗа". Возил он бензин стартовый марки Б-70. Никак не могу вспомнить кто и на чём возил бензин Б-95. Вспомнилось, что в топливо добавляли ГСМщики жидкость "И", чтобы кристаллики льда в керосине в полёте не образовывались. На "литерные" борта добавляли жидкость"К", но никак не могу вспомнить - что это такое и зачем её добавляли.Специалисты службы ГСМ и водители ТЗ - не забыли, что такое жидкость"К"?

Юрий: Жидкость "К" -добавлялась к особым высокоочищенным топливам для повышения износостойкости деталей двигателя.

Тестов: В разделе родной Энгельсинской ШМАС я вспоминал занятия по ЗОМП и совсем забыл упомянуть о 40-мм реактивном сигнальном патроне СХТ. Именно с его помощью на занятиях по ЗОМП и тактике офицеры подавали сигнал "Химическая тревога". Пять сигнальных звёздок красного огня, зависших в небе, и громкий свист заставляли натянуть противогаз, а то и ОЗК. Работая в милиции познакомился с 15 и 26-мм сигнальными,красящими,газовыми патронами. Отстреливал их: из 15-мм специального отстреливающего устройства (мортирки) и из 26-мм сигнального пистолета Шпагина образца 1944 года (так официально называлась обычная "ракетница"). Сегодня услышал о 39-мм сигнальных авиационных двухзвёздных патронах 9-А-110, которые предназначены для подачи световых сигналов из кассет, устанавливаемых на летательных аппаратах.Патроны эти снаряжаются звёздками белого, красного, зелёного, жёлтого огней.Кто-то работал с этими сигнальными патронами?

стас: Приятно почитать,что ещо ктото помнит о высотомере.Специальность моя была механик по авиаприборам и кислородному оборудованию вертолета.КПУшка нравилась мне проще некуда.После школы прапорщиков пришлось переучиваться на бортового радиста.Летал радистом на МИ-6.Кто помнит таке чудо-бароспидограф?

desaka52: Я помню К-717

Юрик: Как-же не помнить такую штуку-бароспидограф?!Все самолёты нашего полка были оснащены этими"прародителями"современных"чёрных ящиков".Сама техническая сторона мне известна слабо,а вот дешифровать бароспидограммы приходилось частенько,будучи фотиком в группе объективного контроля,приходилось подменять наших дешифровщиков,либо-отпуск,или санчасть,или ещё что-то.Даже в середине 70-х эта штука уже считалась довольно"древней",дешифровка была делом несложным.Во второй АЭ все бомбёры ИЛ-28 были оснащены бароспидографами"рисовавшими" на закопчёной бумаге,а транспортники 1-й АЭ "рисовали"на "промытой"фотоплёнке.А принцип был один и тот-же,три линии,содержащие в себе параметры высоты,времени и скорости полёта.И только несколько АН-12-х были оснащены магнитосветовыми регистраторами МСРП-12,по сравнению с бароспидографом штука-"космическая".Сама дешифровка,как уже упомянуто,была штукой несложной,нижняя линия,прямая,это время полёта,выше две ломаные "полоски"-скорость и высота полёта.Циркулем в конкретной точке времени "берёш"расстояние от нижней линии до линии высоты,или скорости,и на тарировочном графике вычисляеш уже конкрерные цифры,высоту или скорость.Под каждый прибор,т.е под каждый"борт"был свой тарировочный график.Периодически ТЭЧевцы делали перетарировку бароспидографов,и тогда нам из ТЭЧи давали новые"шаблонные"графики,а мы по ним делали уже свои-рабочие.Добавлю,что на"аватаре"я как раз в классе дешифровщиков,в руке-циркуль,под ним-тарировочный график,налево видна открытая дверь ко мне в фотолабораторию,справа просматриваются агрегаты ДУМС,дешифрирующего устройства для работы с МСРП-12,но это уже"совсем другая история".



полная версия страницы