Форум » Авиатехника » Авианесущие корабли. Палубная авиация. » Ответить
Авианесущие корабли. Палубная авиация.
Admin: Русские авианесущие: краткая история Пожалуй, ни один вид оружия, когда-либо состоявший на вооружении нашей армии и флота, не имел такой драматической истории, как авианесущие корабли. Парадоксально, но сама концепция таких кораблей родилась в нашей стране в 20- годы ХХ века . Тогда же начались работы по их проектированию. Однако первый полноценный авианосец вошел в состав военно-морского флота нашей страны через 70 лет, на рубеже 1980-х-90-х годов. Обидно, но наша страна имела все технические возможности для постройки авианосцев на всем протяжении этого периода. Еще в самом начале победного 1945 года в нашей стране была разработана концепция послевоенного развития советского ВМФ на период 1945-56 годы. Эта концепция предлагала построить шесть больших авианосцев и девять малых. Однако под давлением представителей судостроительного министерства эти корабли были исключены из плана развития в угоду крейсерам. Хотя весь опыт боевых действий на море во время Второй мировой войны показал, что авианосцы становятся основой морских ударных соединений, постепенно вытесняя линкоры. В 1953 году началось предэскизное проектирование советского авианосца. Строительство кораблей такого проекта планировалось на 195-54 годы. Но новый руководитель страны Хрущев, уверовав в непобедимость и всемогущество ракетного оружия, крайне отрицательно относился к крупным надводным кораблям и особенно - к авианосцам. Несмотря на хрущевские гонения, работы по проектированию авианосцев продолжались. Например, в 1957-61 году разрабатывался проект ПБИА - плавучей баы истребительной авиации, то есть, авианосец системы ПВО. Но в самом начале 1960-х работы по его проектированию были свернуты: после того, как 1-го мая 1960 года над Свердловском-Екатеринбургом был сбит самолет-шпион U-2 Френсиса Пауэрса, посчитали, что самым эффективным средством ПВО являются зенитно-ракетные комплексы. А раз так, то зачем строить корабль, несущий на своем борту самолеты, если можно обойтись несколькими ЗРК? Такой подход дорого обошелся обороноспособности страны. Со смещением Хрущева, плохо разбиравшегося в вопросах обороны, ситуация не изменилась: авианосцы по-прежнему считались "оружием империалистической агрессии", недостойным состоять на вооружении Советских Вооруженных Сил. Сыграло тут роль и то, что категорическим противником авианосцев выступал человек, действительно разбиравшийся в военной технике - Д.Ф.Устинов, имевший огромное влияние на членов Политбюро. Тем не менее, корабли, способные нести на борту авиацию, начали строить. "Первенцами" стали два корабля проекта 1123, способные нести на своем борту несколько вертолетов Ка-25, обеспечивающих поиск и уничтожение подводных лодок противника. Однако вскоре выяснилось, что 14 вертолетов, базировавшихся на этих кораблях, просто физически были не в состоянии вести круглосуточное патрулирование и слежение за подводными доками противника. Поэтому в дальнейшем развитие проекта 1123 привело к созданию кораблей, внешне более похожих на современные авианосцы. Новые авианесущие корабли по-прежнему проектировались с упором на выполнение задач по обнаружению и уничтожению субмарин противника. Но численность авиагруппы, базирующейся на таких кораблях, была увеличена; помимо противолодочных вертолетов, в ее состав были включены и самолеты вертикального взлета и посадки (СВПП) Як-36 и Як-38. Соответственно, была увеличена длина полетной палубы, установленной под углом к продольной оси корабля. Первый корабль обновленного проекта, получившего шифр 1143, "Киев", был заложен на верфях в Николаеве в 1970 году; в 1972 году он был спущен на воду, а на освободившихся стапелях тут же был заложен следующий крейсер этой серии, "Минск"... http://www.rustrana.ru/article.php?nid=4415 "Палубная авиация началась с Як-38" Утром 18 иоября 1972 г. на ПКР «Москва» по трансляции объявили: «Корабль к посадке самолета изготовить!» Вскоре на горизоите появилась стремительно nриближавшаяся точка. Скоро можио было различить характерные очертаиия Як-38. Проходя над палубой крейсера, ои качнул крылом и, сделав боевой разворот, стал заходить иа посадку. Струи двигателей nоднимали мелкую водяную пыль, и вокруг консолей крыла до самой посадки играли радужные ореолы. 3ависиув над площадкой, летчик-испытатель Михаил Дексбах плавно произвел посадку. 22 ноября ои выnолнил nолный профиль – вертикально взлетел со специальной площадки на палубе «Москвы», сделал круг и произвел вертикальную посадку. Маршал авиации И. Борзов, присутствовавший при этом, дал указание командиру ПКР «Москва», капитану второго ранга А. Довбню, произвести запись в вахтенный журнал: «День рождения nалубной авиации». Без упоминания истории его предшественника, самолета Як-36, решения, заложенные в Як-38, будут непонятны. А Як-36 начался с посещения авиационной выставки в Фарнборо в 1960 г. Руководителем советской делегации назначили А.С.Яковлева. Гвоздем выставки стала демонстрация СВВП Short SC.1. В своих известных мемуарах Яковлев писал: «Около Шорта, за канатом (который огораживал самолет - прим.ред) постоянно толпилось много зрителей... к нему публика близко не подпускалась. Тем в большее изумление пришли посетители выставки, когда к самолету подошла машина, из которой вышел конструктор фирмы и провел трех советских конструкторов, в том числе и меня, под канат.» Вероятно, эта машина произвела сильное впечатление: «... если проблема вертикального взлета и посадки, над которой работают конструкторы многих стран, будет решена успешно, то это повлияет на дальнейшее развитие как военной, так и гражданской авиации. Отпадет необходимость в специальных аэродромах. Современным скоростным самолетам станут доступны самые глухие уголки земли, С таким вот багажом идей и надежд в ОКБ Яковлева начали работу по созданию реактивного СВВП. Из всех главных конструкторов за разработку такой машины взялся только Александр Яковлев. Остальные отказались... Станислав Мордовин http://vtol.boom.ru/mat/yak/index.html Палубная авиация (видео).
Ответов - 71, стр:
1 2 3 All
майор В.Богданов: БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ пр. 1155 "АДМИРАЛ ТРИБУЦ" 11 июня 1979 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 19 апреля 1980 года заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) (заводской № 733) в Ленинграде, спущен 26 марта 1983 года,вступил в строй 30 декабря 1985 года и 15 февраля 1986 года включен в состав КТОФ.С 18 по 23 ноября 1987 года нанес визит в Аден (Южный Йемен) и с 16 по 21 мая 1990 года - в Пенанг (Малайзия). С 5 декабря 1992 года по 23 мая 1993 года входил в состав отряда миротворческих сил. по поддержанию порядка в Персидском заливе. С 22 марта 1994 года по 2001 год находился в резерве. С 8 по 12 сентября 2001 года нанес визит в Сасебо (Япония) и с 3 по 19 февраля 2004 года участвовал в походе в Корею. Водоизмещение; полное 7480, стандартное 6840 т; длина 163 м, ширина 19 м, осадка 7,8 м. Мощность ГТУ 4x20 000 л.с.; скорость хода: максимальная 29,5, экономическая 14 уз.; дальность плавания экономическим ходом 6882 миль. Вооружение: 2x4 ПУ ПЛРК "Раструб" (8 ракето-торпед), 8x1 ПУ ЗРК "Кинжал" (64 ракеты), 1х2 100-мм АК-100 и 4х6 30-мм АК-630М орудия, 2х4 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 6-26 мин, 2 вертолета Ка-27. Экипаж 293 человек. http://navsource.narod.ru/photos/02/217/index.html
майор В.Богданов: БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ пр.1155 "С Е В Е Р О М О Р С К" Краснознамённый Северный флот (до 1990 года - "Маршал Буденный", до 21 января 1996 года - "Симферополь")" 26 октября 1983 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 июня 1984 года заложен на Прибалтийском заводе "Янтарь" в Калининграде (заводской № 115),спущен 24 декабря 1985 года, вступил в строй 30 декабря 1987 года и 1 мая 1988 года включен в состав КСФ. С 16 по 20 июля 1991 года нанес визит в Мейпорт (США). Водоизмещение; полное 7480, стандартное 6840 т; длина 163 м, ширина 19 м, осадка 7,8 м. Мощность ГТУ 4x20 000 л.с.; скорость хода: максимальная 29,5, экономическая 14 уз.; дальность плавания экономическим ходом 6882 миль. Вооружение: 2x4 ПУ ПЛРК "Раструб" (8 ракето-торпед), 8x1 ПУ ЗРК "Кинжал" (64 ракеты), 1х2 100-мм АК-100 и 4х6 30-мм АК-630М орудия, 2х4 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 6-26 мин, 2 вертолета Ка-27. Экипаж 293 человек. http://navsource.narod.ru/photos/02/219/index.html
майор В.Богданов: БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ пр. 1155 "АДМИРАЛ ВИНОГРАДОВ" Краснознаменный Тихоокеанский флот 21 июля 1983 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 5 февраля 1986 года заложен на Прибалтийском заводе "Янтарь" в Калининграде (заводской № 116), спущен 4 июня 1987 года, вступил в строй 30 декабря 1988 года и 1 мая 1989 года включен в состав КТОФ. с 31 июля по 4 августа 1990 года нанес визит в Сан-Диего (США). БПК "Адмирал Виноградов" участник антипиратской операции в Аденском заливе. Читайте http://www.newsru.com/world/14jan2009/admiralv.html ТТД. Водоизмещение; полное 7480, стандартное 6840 т; длина 163 м, ширина 19 м, осадка 7,8 м.; Мощность ГТУ 4x20 000 л.с.; скорость хода: максимальная 29,5, экономическая 14 уз.;дальность плавания экономическим ходом 6882 миль. Вооружение: 2x4 ПУ ПЛРК "Раструб" (8 ракето-торпед), 8x1 ПУ ЗРК "Кинжал" (64 ракеты), 1х2 100-мм АК-100 и 4х6 30-мм АК-630М орудия, 2х4 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 6-26 мин, 2 вертолета Ка-27. Экипаж 293 человек. http://navsource.narod.ru/photos/02/221/index.html http://www.airwar.ru/photo/ Большой противолодочный корабль (БПК) "Адмирал Виноградов", выполняющий задачи по обеспечению безопасности судоходства в районе Африканского Рога, защитил от пиратского нападения и захвата контейнеровоз Нидерландов "Нэдмолд Баренс", сообщил помощник Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, начальник Службы информации и общественных связей ВМФ капитан 1 ранга Игорь Дыгало. "С борта судна "Нэдмолд Баренс", идущего в Аденском заливе, по каналам связи поступил сигнал о помощи в связи с приближением к нему с кормовых курсовых углов пиратских быстроходных лодок. Капитан судна сообщил, что пираты ведут стрельбу со стрелкового оружия. На большом противолодочном корабле "Адмирал Виноградов" была немедленно сыграна боевая тревога и поднят в воздух вертолет Ка-27", - сообщил Дыгало. По его словам, капитану "Нэдмолд Баренс" были даны рекомендации увеличить ход и резко поменять курс, чтобы не допустить высадки пиратов до прибытия российского боевого корабля. С борта нидерландского контейнеровоза поступила информация о попытке пиратов высадиться с трех быстроходных лодок. При приближении к судну вертолета Ка-27 пираты стали отставать. С целью вынудить лодки остановиться с вертолета была открыта предупредительная стрельба. Одна из лодок приблизилась к территориальным водам Йемена и была остановлена. На две другие пиратские лодки высадилась досмотровая группа БПК "Адмирал Виноградов". Как сообщил Дыгало, на борту пиратских лодок не было рыболовных принадлежностей, но в наличии имелись "кошки" (крюки) с канатами, а также канистры с бензином. Трое пиратов оказались ранены рикошетным огнем. Им была оказана первая медицинская помощь корабельным доктором российского боевого корабля. При этом отсутствие реакции на боль у пострадавших дало основания предположить, что пираты были в состоянии наркотического опьянения. Задержанные лодки были переданы катерам береговой охраны Йемена, которые прибыли в район, получив информацию от российского боевого корабля. БПК "Адмирал Виноградов" Тихоокеанского флота ВМФ России 11 января сменил у берегов Сомали сторожевой корабль "Неустрашимый", который с октября охранял от пиратов гражданские суда у берегов Сомали. http://www.rian.ru/defense_safety/20090114/159144654.html
майор В.Богданов: БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ пр. 1155 "АДМИРАЛ ПАНТЕЛЕЕВ" Краснознаменный Тихоокеанский флот 24 мая 1987 года зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1987 году заложен на Прибалтийском заводе "Янтарь" в Калининграде (заводской № 118), спущен в 1988 году, вступил в строй 19 декабря 1991 года и 1 мая 1992 года включен в состав КТОФ. с 23 по 30 августа 1993 года и с 20 по 26 сентября 2003 года нанес визит в Циндао (Китай) и с 31 августа по 4 сентября 1993 года - в Пусан (Республика Корея). В августе-сентябре 1995 году ходил в Перл-Харбор с дружественным визитом. Водоизмещение; полное 7480, стандартное 6840 т; длина 163 м, ширина 19 м, осадка 7,8 м. Мощность ГТУ 4x20 000 л.с.; скорость хода: максимальная 29,5, экономическая 14 уз.; дальность плавания экономическим ходом 6882 миль. Вооружение: 2x4 ПУ ПЛРК "Раструб" (8 ракето-торпед), 8x1 ПУ ЗРК "Кинжал" (64 ракеты),1х2 100-мм АК-100 и 4х6 30-мм АК-630М орудия, 2х4 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 6-26 мин, 2 вертолета Ка-27. Экипаж 293 человек. http://navsource.narod.ru/photos/02/223/index.html
майор В.Богданов: БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ пр. 1155.1 "АДМИРАЛ КУЧЕРОВ" 1991 - 1994 В 1991 году заложен на Прибалтийском заводе "Янтарь" в Калининграде, но в 1994 году на стапеле разделан на металл. Проектные данные: Водоизмещение; полное 8900, стандартное 7700 т; длина 163.5 м, ширина 19.3 м, осадка 7,5 м.Мощность ГТУ 4x24300 л.с.; скорость хода: максимальная 28, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 4000 миль.Вооружение: 2x4 ПУ ПЛРК "Москит", 8x1 ПУ ЗРК "Кинжал" (64 ракеты),2 ПУ ЗРК "Кортик" 2х2 130-мм АК-130 орудия,2х4 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 2 вертолета Ка-27. Экипаж 249 человек.(29 офицеров) http://navsource.narod.ru/photos/02/225/index.html
майор В.Богданов: ТАКР "ПЁТР ВЕЛИКИЙ" ВЕРНУЛСЯ С ПОХОДА Тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Петр Великий» во вторник, 10.03.2009, вернулся на главную базу Северного флота из почти полугодового плавания, ставшего рекордным для надводного корабля в истории современного ВМФ. Крейсер швартовался к причалу под звуки торжественного оркестра. Командир крейсера капитан второго ранга Феликс Меньков доложил командующему Северным флотом адмиралу Николаю Максимову об успешном выполнении поставленных задач. Николай Максимов вручил командиру традиционного жареного поросенка и поблагодарил экипаж за службу. Когда будут подведены итоги похода, командование Северного флота примет решение о награждении экипажа. Отряд надводных кораблей Северного флота (СФ) в составе тяжелого атомного ракетного крейсера "Петр Великий", большого противолодочного корабля "Адмирал Чабаненко" и двух вспомогательных судов покинул главную базу флота Североморск 22 сентября.С тех пор корабль прошел три океана, Средиземное, Красное, Карибское, Аравийское моря, побывал с визитами в Ливии, Турции, Франции, Венесуэле, ЮАР и Индии. В конце ноября – начале декабря «Петр Великий» принял участие в военно-морских учениях «Венрус-2008», в январе-феврале – в российско-индийских маневрах ИНДРА-2009. Авиагруппа тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАКР) "Петр Великий" продолжила совершенствование навыков летной подготовки во время перехода отряда боевых кораблей Северного флота через Атлантику к берегам Боливарианской Республики Венесуэлаю. Экипажи вертолетов Ка-27ПЛ и Ка-27ПС ВВС Северного флота выполнили полеты с целью отработки техники пилотирования при посадке на крейсер в светлое и темное время суток. Были осуществлены вылеты для вскрытия надводной и подводной обстановки в заданных районах с использованием опускаемой гидроакустической станции, а также проведены тренировки по высадке досмотровой группы на палубу корабля. Тренировки проходили совместно с десантной группой морских пехотинцев. Как отметил начальник авиагруппы отряда боевых кораблей СФ подполковник Юрий Андреев, регулярная совместная подготовка экипажей авиагруппы и подразделения морской пехоты позволила улучшить нормативы высадки десантников, что в свою очередь позволит эффективной действовать в реальной обстановки. Авиагруппа тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАКР) "Петр Великий" продолжила совершенствование навыков летной подготовки во время перехода отряда боевых кораблей Северного флота через Атлантику к берегам Боливарианской Республики Венесуэла, сообщила в пятницу служба информации и общественных связей Северного флота (СФ). Экипажи вертолетов Ка-27ПЛ и Ка-27ПС ВВС Северного флота выполнили полеты с целью отработки техники пилотирования при посадке на крейсер в светлое и темное время суток. Были осуществлены вылеты для вскрытия надводной и подводной обстановки в заданных районах с использованием опускаемой гидроакустической станции, а также проведены тренировки по высадке досмотровой группы на палубу корабля. Тренировки проходили совместно с десантной группой морских пехотинцев. Как отметил начальник авиагруппы отряда боевых кораблей СФ подполковник Юрий Андреев, регулярная совместная подготовка экипажей авиагруппы и подразделения морской пехоты позволила улучшить нормативы высадки десантников, что в свою очередь позволит эффективной действовать в реальной обстановки. Проведенные тренировки не прошли даром: было задержено три пиратских судна у берегов Сомали. Пираты переданы сомалийским властям. «Петр Великий» совершил самое продолжительное и дальнее плавание надводного корабля за последние 25 лет, отметил командир отряда боевых кораблей Северного флота Владимир Касатонов. «Петр Великий» заложен 25 апреля 1986 года на Балтийском заводе под наименованием «Юрий Андропов» и спущен на воду 25 апреля 1989 года. Вступил в состав флота в 1988 году под наименованием «Петр Великий». Вехи:Лучший корабль ВМФ РФ по итогам 2000 учебного года. Награжден призом Главкома ВМФ по итогам 2002 учебного года. Лучший корабль Северного флота по итогам 2003 учебного года. Балтийский завод осуществляет техническое обслуживание крейсера несмотря на то, что срок гарантийных обязательств завода истек. Этот прецедент не имеет аналогов в мировой практике. http://www.navy.ru/news/newsofday/index.php?ELEMENT_ID=19169 http://www.rian.ru/defense_safety/20081121/155579476.html
майор В.Богданов: ПЕРВЫЕ АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ РОССИИ Крейсера были первыми боевыми кораблями, на которых появились самолеты: в ту пору считалось, что гидроаэропланы резко увеличивают ценность крейсера как разведчика при эскадре. Но сражения первой мировой воины показали, что разведка далеко не исчерпывает возможностей применения морской авиации. Корабельные летчики с успехом атаковали бомбами и торпедами плавучие цели, бомбардировали береговые объекты, охотились за подводными лодками противника, прикрывали свои эскадры и коммуникации. Тактико-технические данные самолетов 1908 — 1909 годов были недостаточны для ведения разведки на большом удалении от берега. Тогдашние аэропланы просто «не доставали» до района, охватываемого разведкой. Единственным средством возместить этот крупный недостаток морской авиации берегового базирования было применение авианосцев, позволявших самолетам подниматься практически над любой точкой моря. Но необычайно быстрое совершенствование авиационной техники привело к тому, что через три-четыре года уже появились гидросамолеты, которые можно было краном опускать на воду, а после полёта поднимать на борт. Стал вопрос о строительстве гидрокрейсеров или переоборудовании уже существующих транспортных или пассажирских судов. В дальнейшем по этой теме использованы данные сайтов: http://flot.sevastopol.info/ http://rosimperfleet.narod.ru/chf/avtr_ch.html http://commi.narod.ru/bmc/mk1av/av1.htm http://www.morbox.ru/aircraft/a-russia/page/1/ http://fm8.info/archives/263 http://navycollection.narod.ru/library/Mk/Carriers/1981_10/article.html
майор В.Богданов: АЭРОСТАТОНОСЕЦ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА «РУСЬ», Россия, 1901 г. Построен в Германии в 1887 году, первоначальное название «Лан». Приобретен на пожертвованные графом Строгановым средства в 1904 году для 2-й Тихоокеанской эскадры. Водоизмещение 9600 т, мощность паровой машины тройного расширения 9500 л. с., скорость хода 17 узлов. Длина наибольшая 136,6 м, ширина 14,9, среднее углубление 6,7 м. Вооружение: 4 змейковых аэростата, 4 сигнальных аэростата, 1 сферический воздушный шар. Однако из-за технических неполадок, вызванных сжатыми сроками работ по переоборудованию, корабль оказался неспособным к долгому океанскому переходу: его не включили в состав отправлявшейся на Дальний Восток эскадры и вскоре продали. http://navycollection.narod.ru/library/Mk/Carriers/1981_10/article.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/278975
майор В.Богданов: ГИДРОКРЕЙСЕР РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА "ОРЛИЦА" Первым из из авианесущих крейсеров стал гидрокрейсер «Орлица», вступивший в строй Балтийского флота в феврале 1915 года. Переоборудован из парохода «Императрица Александра» и имел на верхней палубе два ангара, вмещавших по два гидросамолета; еще один аппарат находился в разобранном виде в трюме. На корабле имелись необходимые для самолетов запасы авиабомб, бензина и масла, а также слесарная, сборочная, моторная и деревообделочная мастерские. ТТД: Водоизмещение 3800 т, мощность паровой машины 2200 л. с., скорость хода 12 узлов. Длина наибольшая 91,5 м, ширина 12,2, среднее углубление 5,2 м. Вооружение: 8 75-мм орудий, 2 пулемета, 5 гидроаэропланов (4 в собранном виде в ангарах и 1 в разобранном виде в трюме). Самолеты спускали на воду и поднимали на борт с помощью двух стрел и электромоторов. Над машинным и котельным отделениями была натянута сеть для защиты палубы от вражеских авиабомб. Боевые действия гидрокрейсера "Орлица ". Осенью 1915 года немцы стали широко применять для бомбардировки с воздуха гидроаэропланы, и вот тут-то «Орлица» проявила в полной мере свои боевые возможности. 25 сентября 1915 гидрокрейсер "Орлица" обеспечивал прикрытие с воздуха русских кораблей, которые поддерживали с моря действия сухопутных войск, обстреливая немецкие укрепления в районе мыса Рагоцем. Месяц спустя «Орлица» прикрывала высадку русского десанта на оккупированном немцами курляндском побережье в нескольких километрах от Домеснеса. Высадившись при поддержке огня миноносцев, этот десант — 490 человек при трех пулеметах — вызвал дезорганизацию немецкого тыла под Ригой, рассеяв вражеский отряд и уничтожив окопы и укрепления. После выполнения задания десант вернулся на корабли без потерь. Останется в истории русской морской авиации и 4 июля 1916 года. В этот день линкор «Слава» и два миноносца вели огонь по немецким береговым батареям у Рагоцема. С воздуха операцию русских кораблей прикрывали гидроаэропланы «Орлицы». В 9 часов утра, возвращаясь к своему авиатранспорту на высоте около 1500 м, лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов обнаружили немецкий аэроплан. Сблизившись с противником на 15 м, Петров зашел сзади и открыл пулеметный огонь. От начала боя до падения немецкого самолета в воду прошло всего 5 минут. В это время три других гидроаэроплана «Орлицы» сражались с тремя немецкими самолетами. В результате боя был сбит еще один вражеский самолет, который упал в расположении противника. Что касается аэроплана, сбитого Петровым, то он при падении скапотировал, и оба немецких летчика оказались в воде. Два русских гидроаэроплана приводнились рядом со сбитым самолетом и, несмотря на огонь немецких 152-мм береговых орудий, подобрали из воды пленных, а подошедший к месту падения миноносец снял с самолета пулемет и некоторые приборы. Из допроса пленных выяснилось, что их аэроплан входил в состав группы из четырех машин, посланной уничтожить «Орлицу» с ее самолетами, прикрывавшими с воздуха русские корабли. Такое задание свидетельствует о том, что первый русский авиатранспорт крепко досадил немцам на Балтийском море. http://navycollection.narod.ru/library/Mk/Carriers/1981_10/article.html
майор В.Богданов: КРЕЙСЕР РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА "АЛМАЗ" Черноморский флот Некоторые источники считают крейсер "Алмаз" первым авианесущим кораблем России. Однако это не совсем верно6 в гидрокрейсер он переоборудован в 1916 году, а к тому времени гидрокрейсер "Орлица" имел ряд побед. Заложен крейсер "Алмаз" на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 12 сентября 1902 года. Строитель — корабельный инженер А. Моисеев. 2 июня 1903 года спущен на воду. Вступил в строй в ноябре 1903 года. Выведен из состава флота октябрь 1924. Современный статус в 1934 году разобран на металл . Входил в состав следущих флотов: Балтийский флот, 2-я Тихоокеанская эскадра, Черноморский флот . Размерения: Тоннаж 3285 т, Длина 111,4 м, Ширина 13,3 м, Осадка 4,9 м Технические данные: Силовая установка 2-вальная, 16 котлов Бельвиля, Мощность 7950 л. с., Скорость 19 узлов, Автономность плавания 3350 миль при 10 уз. Экипаж 295 человек Вооружение: Артиллерия 4 х 75-мм, 6 х 47-мм; с 1905 года: 3 х 120-мм, 10 х 75-мм, 2 х 47-мм; с 1916 года: 7 х 120-мм. Авиация с 1916 года: 4 × гидросамолёта История службы Планировалось построить полноценный крейсер 2-го ранга (типа «Новик» или по проекту адмирала С. О. Макарова), но выяснилось, что нужная документация отсутствует. Поскольку Балтийский завод уже начал подготовку к строительству, было решено вместо боевого корабля заложить «посыльное судно для Тихого океана» (фактически, яхту для наместника на Дальнем Востоке адмирала Е. И. Алексеева). С началом Русско-японской войны переведён на Тихий океан. Участвовал в Цусимском сражении, единственный из крейсеров прорвался во Владивосток 29 мая 1905 года. Летом 1905 перевооружен во Владивостоке. 2 ноября 1905 года ушёл на Балтику. С 1906 года — посыльное судно, c 1908 — императорская яхта. В 1911 году после ремонта на Франко-Русском заводе вошёл в состав Черноморского флота. В Первую мировую войну вооружен 7-ю 120-мм орудиями, а с 1916 спользовался в качестве гидрокрейсера. 5 ноября 1914 года в качестве крейсера-скаута участвовал в сражении у мыса Сарыч. 28 марта 1915 года участвовал в первой бомбардировке Босфора. В 1918 году находясь в Севастополе был захвачен немецкими войсками, затем перешёл к британским интервентам и передан ими белогвардейцам. В сентябре 1920 совместно с другими судами в сложных погодных условиях и при некотором противодействии грузинских властей была осуществлена эвакуация из Грузии интернированного там отряда казаков генерала Фостикова (командир «Алмаза» капитан 2-го ранга В. А. Григорков руководил операцией). 14 ноября 1920 года в составе Русской Эскадры под флагом контр-адмирала Остелецкого ушёл в Бизерту, 29 декабря 1920 был интернирован там французскими властями. После установления дипломатических отношений между Францией и Советской Россией, 29 октября 1924 года был признан собственностью СССР и продан «Рудметаллторгом» на слом французской фирме. В 1934 году разобран на металл. http://navsource.narod.ru/photos/02/059/index.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D0%B7_(%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80) http://flot.sevastopol.info/photos/photo_cruiser/almaz_00.htm
майор В.Богданов: ГИДРОКРЕЙСЕРА РОССИЙСКОГО ЧЕРНОМОРСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА. С началом военных действий выяснилась острая нужда в кораблях, могущих следовать вместе с эскадрой, подвозя самолеты к театру войны, и служащих базой для их команды. Не имея времени для постройки таких судов, командование Черноморского флота решило оборудовать два почти новых пассажирских парохода «Император Николай I» и «Император Александр III» под авиаматки. «Император Александр III» был переименован в «Император Александр I», т.к. на стапели Николаева в это время строился дредноут «Император Александр III». Эти гидро-крейсера, как их потом называли, вступили в строй в 1916 года. Они комплектовались аппаратами Щетинина типа Щ-5 (М-5) и брали: «Николай I»—7 гидро, а «Александр I»—8. В 1916 году к ним присоединился третий — гидрокрейсер «Румыния» — один из пяти пассажирских пароходов, переданных России вступившей в войну Румынией. На Черном море вооружили также гидроаэропланом для корректировки артиллерийской стрельбы и разведки крейсер «Алмаз», который спускал аппарат на воду и принимал на борт с помощью стрелы. Все эти корабли вместе с самолетами берегового базирования и составили наличные силы русской морской авиации в первой мировой войне. Эти гидропланы составляли «корабельные» отряды, базировавшиеся на берегу в Севастополе и грузившиеся на гидро-крейсера только на время похода и соответсвующих операций. http://www.xxl3.ru/kadeti/rus_mor_avia.htm http://navycollection.narod.ru/library/Mk/Carriers/1981_10/article.html http://commi.narod.ru/bmc/mk1av/av1.htm http://rosimperfleet.narod.ru/chf/avtr_ch.html
полная версия страницы