Форум » Авиатехника » Все СУшки » Ответить

Все СУшки

Admin: Начнем обсуждение...Кто помнит эту модель? Вряд ли кто помнит...А эту? С конца 60-х до начала 90-х годов на учебном аэродроме части постепенно появлялись до восьми экземпляров перехватчиков Су-15 разных модификаций и серий. Все они в своих формулярах обозначались Т-58. Су-15 (№ 33) был первым самолетом этого типа, появившимся в ШМАСе. Многие годы спустя удалось выяс-нить, что это был его третий опытный экземпляр Т-58Д-3. Бортовой №33, нанесенный на боковую поверхность воздухозаборников, соответствовал номеру №33, имевшемуся на самолете во время прохождения им летных испытаний, хотя номера были написаны разным шрифтом. Кроме того, во время испытаний номер был нанесен на фюзеляже перед воздухозаборником. Ситуация с номерами объясняется упорядочиванием их в ШМАСе и переписыванием. Позднее этот самолет имел в качестве пробы и №83 (как Е-155П-5). Су-15 (№ 33) имел запись в формуляре: заводской номер № Т-58Д-3. Начало его эксплуатации в формуляре значится 9 сентября 1963 г. На самолете установлены двигатели Р11Ф2С-300. Первый полет совершен 2 октября 1963 г. летчиком-испытателем Кукушевым. Затем на нем летали летчики ОКБ и ГК НИИ ВВС: Ильюшин, Лаврентьев, Петерин, Соловьев, Шевяков, Гудков, Андрианов. Последний полет самолета состоялся в 1968 г. В последующем он был передан из ШМАСа в один из пионерских лагерей в Подмосковье. Су-15 (№ 01) имел заводской номер № 0015301. Это первый предсерийный самолет, построенный на авиазаводе в Новосибирске. Начало эксплуатации самолета в формуляре значится 21 февраля 1966 г. Первый полет на самолете с двигателями Р11Ф2С-300 совершил заводской летчик-испытатель И.Ф.Сорокин 6 марта 1966 г. Третий полет на самолете 15 марта 1966 г. выполнил летчик-испытатель ОКБ В.С.Ильюшин. Затем на нем летали Харченко, Морозов, Дыров, Золовкин, Соловьев, Кукушев. В августе 1972 г. двигатели заменили на Р11Ф2СУ-300 первой серии. Эксплуатировался самолет до августа 1973 г. С апреля по июль 1974 г. Новосибирским филиалом ОКБ Сухого на самолете проводились доработки для установки изделия "Сахалин-6А". Таким образом, самолет Су-15 (№ 01) стал заправщиком в опытной системе "Сахалин" - дозаправки истребителей в воздухе. Первый полет на доработанном самолете совершил 4 июля 1974 г. летчик-испытатель Комаров. С июня 1975 г. к полетам на нем приступили также Соловьев, Кречетов, Егоров, Ильюшин. Последний полет состоялся 9 июля 1976 г. Су-15Т (№ 37) выпуска 1966 г. имел заводской номер № 0115305. Самолет был переоборудован в Су-15Т на новосибирском авиазаводе в 1968 г. в составе опытной партии перехватчиков с РЛС "Тайфун", двигателями Р13-300 и новым крылом с изломом передней кромки. В январе 1969 г. его испытал Кречетов. В 90-х годах воинская часть № 03139 была переведена за пределы Москвы. Часть имевшейся авиатехники энтузиасты и понимающие люди доставили в созданный музей авиатехники в Москве на Ходынском поле, в том числе и опытный перехватчик Су-15Т (№ 37). Су-15 (№ 42) имел заводской номер № 0615342 или проще №06-42. Вроде бы обычный серийный самолет первых серий, ничем не выделяющийся. В настоящее время он находится в музее авиатехники в Москве на Ходынском поле. Су-15 (№ 11) выпуска 1968 г. имел заводской номер № 0715311. Начало эксплуатации 16 августа 1968 г. Этот обычный серийный самолет имел изначально двигатели Р11Ф2С-300. Сразу после выпуска был подвергнут переоборудованию под установку опытных двигателей Р13-300 и передан в ЛИИ для проведения их летных испытаний. Примечательно, что при этом на его фюзеляже не появилось дополнительных воздухозаборников, характерных для двигателя Р13-300 на последующих самолетах типа Су-15. Первый полет на Су-15 (№ 11) совершил 31 октября 1968 г. летчик-испытатель Соловьев. Затем на нем летали летчики-испытатели Ильюшин, Майоров, Яцун, Кречетов, Манучаров, Кукушев и др. Испытания двигателей Р13-300 проходили в ноябре 1968 г. В последующем, в январе - мае 1972 г. самолет был оборудован экспериментальной аппаратурой и превращен в летающую лабораторию СЛ-15Р. В конце 80-х - начале 90-х годов мне удалось целенаправленно побывать в в/ч 03139 в командировке - Су-15 (№ 11) находился еще на аэродроме, хотя и без двигателей. Су-15 (№ 08) имел заводской номер № 0915308 и начал эксплуатироваться 16 декабря 1968 г. В последующем был разобран, т.е. уничтожен. Примечательно, что последние три Су-15 имеют бортовые номера (№№ 42, 11, 08), соответствующие двум последним цифрам в их заводском номере. Если это не дело рук "специалистов" из ШМАСа, то случайности здесь быть не может и, очевидно, эти самолеты, также как Су-15 (№ 11), были переоборудованы для каких-то испытаний. Перехватчик-спарка Су-15 (№ 70) имел заводской номер № 0003(У58Б). В некоторых случаях этот номер записывался в формуляре как № 0003УБ86. Из номера следует, что это первый опытный и полноценный учебно-боевой перехватчик Су-15УБ, выпущенный в единственном экземпляре в 1970 г. Как известно, в серию запустили вместо него учебно-тренировочный Су-15УТ, не имеющий вооружения и РЛС. Значительно позднее в качестве полноценного учебно-боевого перехватчика с полным комплектом БРЭО начали выпускать Су-15УМ с новым двигателем Р13-300. Су-15УБ (№ 70) выпущен в июне 1970 г. с двигателями Р11Ф2С-300. Он имел переднюю стойку шасси от самолета Т-58Л - так записано в формуляре, что, очевидно, надо понимать как "такую же как на Т-58Л", т.е. двухколесную. В таком же "переводе" самолет имел крыло как на Т-58Н, т.е. с изломом передней кромки. Обтекатель РЛС имел коническую форму. Первый полет на Су-15УБ (№ 70) совершил летчик-испытатель Грибачев 24 июня 1970 г. В мае 1971 г. на самолете заменены двигатели на Р11Ф2СУ-300. Хотя в формуляре записей об этом нет, не исключено, что в ходе летных испытаний самолет был переоборудован под установку двигателей Р13-300 в процессе создания нового учебно-боевого Су-15УМ. На эту мысль наводят дополнительные воздухозаборники на хвостовой части фюзеляжа, характерные для двигателей Р13-300 на самолетах типа Су-15ТМ. В конце 80-х - начале 90-х годов во время моей командировки в в/ч 03139 этот Су-15УБ (№ 70) находился еще на аэродроме, хотя и без двигателей и в полуразобранном состоянии. В процессе подготовки этого материала обнаружил в своем архиве фотографию самолета Су-15УБ (№ 70), опубликованную в журнале "Техника и Вооружение" в 80-е годы. Там он представлен (естественно, без своего названия) как объект процесса подготовки авиатехники к полету в строевых частях. Но по фотографии можно определить, что сделана она в в/ч 03139 на окраине Москвы (если вам приходилось бывать в этой части)... БЫЛА ТАКАЯ ВОИНСКАЯ ЧАСТЬ...Кудрявцев В.Ф. http://vfk1.narod.ru/BTVCh.htm

Ответов - 48, стр: 1 2 All

pt: Я на №37, если не ошибаюсь, учился в эпоху молодости "оружейной" изделия подвешивать. Из-за низкого крыла, кстати, намного неудобней, чем на МиГ-31-м... С удивлением узнал, что Су-15 мог использоваться как дозаправщик - у него самого-то топливного ресурса, без взлета до посадки, если не ошибаюсь что-то вроде часа... И вот вопрос - получается на нашем аєродроме классического Су-15ТМ не было?

Су-15: Позвольте приветствовать Вас на новом сайте! Поручик! Спасибо за интересную информацию по ВАШМовсим СУ-15, правда прошлой зимой будучи в Москве, зашел на Ходынку, и побродил вокруг забора, поснимал "остатки былого величия", и ушел в настроении питейном... . Обидно, понимаешь и горько!!! Давно меня интересовал вопрос: как присваивались бортовый номера самолетам в полках, явно, что это была не сквозная нумерация завода, у нас были и 01,03,04,06,07 и т.д., и 43, 44, и 96,98. На фото в различных источниках встречаешь эти же номера в других полках. Или все же по последним номерам в серии? Просветите, кто знает.

82-й: Положение об опознавательных знаках летательных аппаратов авиации Вооружённых Сил СССР 22. На все самолёты, входящие в состав авиационной части, номера наносятся по указанию старшего авиационного начальника гарнизона, с соблюдением следующих требований : - номера должны быть в пределах от 01 до 99; - выдача номеров для частей, расположенных на одном аэродроме, производится без соблюдения последовательности, например : одному из полков присваиваются номера с 05 до 16 и с 43 до 72, другому с 21 до 35 и с 81 до 99; - в пределах полученных номеров решением командира части номер каждому самолёту части присваивается произвольно; Если количество самолётов одного и того же типа на аэродроме превышает 100 единиц, разрешается нанесение одних и тех же номеров на самолёты разных частей. - бортовые номера на самолёты, базирующиеся на одном аэродроме, наносятся краской одного цвета (красной, голубой или жёлтой) и окантовываются чёрной полосой шириной 10-15 мм. http://www.airforce.ru/information/marking/index.htm

Су-15: Хорошая статья о Су-15 с чертежами общих видов была в Моделисте Конструкторе №11 2007. Поручик, подскажите, как прицепить сюда страници?

Admin: А в каком они у вас виде (формате)? Если в виде фото, то смотрите тему "Размещение фотографий", если в виде файла, то воспользуйтесь кнопкой с голубой стрелкой вниз (в окне для сообщения) "файл с компьютера".

Су-15: Попрбую пристегнуть страницы из МК: ну и? Где?

Admin: Су-15 пишет: Попробую пристегнуть страницы из МК: ну и? Где? В чем проблема? Если закачал файл на http://slil.ru , просто оставь ссылку, например: http://slil.ru/26245941

Су-15: Как все хитро! Су-15, материал в МК 2007 №11 http://slil.ru/26246096 http://slil.ru/26246098 http://slil.ru/26246102 http://slil.ru/26246104 http://slil.ru/26246107 http://slil.ru/26257819

Admin: Из фотоальбома Евгения Лошкевича http://photofile.name/users/tushinec/3006273/

victor: Посмотрел на вторую фотографию. Газовочная площадка ТЭЧ? У нас в Талды-Кургане бвла похожая, дерева правда не было. Любимое развлечение - бросать камни сзади во время газовки и наблюдать как они ударяются в наклонную трубу и отлетают высоко вверх. Дети...

Су-15: Хорошы фотографии! Откуда только такая роскошь - цветные фото в те годы? На раскраску тоже вроде не похоже?

victor: СУ-15! Смотрю на подписи под твоим именем на этой странице. Рядовой - сержант - прапорщик... Так быстро продвигаешся! Даже ефрейтора пропустил. Подписывайся уж п-к (сокращенно прапорщик)

victor: Блин.. Только что заметил, что и я уже стал сержантом! Но я все ж рядовой. Или здесь на сайте звания присваиваются как то автоматически. Тогда извиняюсь, СУ-15

Су-15: Да, карьеру делаю! Шагаю через ступеньку! (как бы штаны не порвать), но вот прапором не был, хотел админу писать, жаловаться за что он меня в куски определил, да ладно похожу пока их не отменили. Посмотрел в военном, там ст.л-т запаса, но это было 17 лет назад, после этого я уже не ходил в военкомат, а на звонки просто посылал подальше. Армию гробят, а дедов из запаса дергают, как всегда изображение работы доблестных военкоматчиков.

Admin: victor пишет: Блин.. Только что заметил, что и я уже стал сержантом! Но я все ж рядовой. Или здесь на сайте звания присваиваются как то автоматически. Тогда извиняюсь, СУ-15 Так на форуме программа автоматически присваивает звание за количество сообщений: Текст звания за 0 сообщений:рядовой Текст звания за 2 сообщений:унтер-офицер Текст звания за 9 сообщений:прапорщик Текст звания за 27 сообщений:подпоручик Текст звания за 64 сообщений:поручик Текст звания за 125 сообщений:штабс-капитан Текст звания за 216 сообщений:капитан Текст звания за 343 сообщений:подполковник Текст звания за 512 сообщений:полковник Текст звания за 729 сообщений:генерал

Выпускник: Admin пишет: Так на форуме программа автоматически присваивает звание за количество сообщений: У Вас вижу 423 сообщения, согласно списку тянете на п-ка (в смысле полковника).

МИГ: http://img-fotki.yandex.ru/get/35/more7007.9/0_18a58_3d5dbd5_XL.jpg Су - 30КН.Боевое применение.Пуск управляемой ракеты Х - 29ТЭ. МИГ.

МИГ: http://www.rusarmy.com/forum/topic126.html Вот такой еще...Хорош! МИГ.

майор В.Богданов: СУ-30МК http://www.knaapo.ru/rus/popup.wbp?picpath=/media/rus/gallery/aircrafts/combat/su-30mk/su-30mk_02_big.jpg

Admin: Послевоенная война Сухого Боевое применение самолётов ОКБ Сухого «Комерсантъ-Daly» 31.07.1999 29 июля опытно-конструкторскому бюро Павла Сухого исполнилось 60 лет. За это время самолеты марки «Су» стали таким же символом СССР и России, как, например, «Катюша» или автомат Калашникова. Сегодня в ОКБ шутят, что неслучайно международным рейсам советского «Аэрофлота» был присвоен индекс SU. В канун юбилея известный российский исследователь в области боевой авиации АЛЕКСАНДР ЯВОРСКИЙ провел уникальный анализ использования самолетов ОКБ Сухого в боевых действиях в послевоенный период. «Ъ» публикует его сокращенный вариант. С начала эры реактивных самолетов до недавнего времени КБ Сухого разрабатывало исключительно боевые самолеты. Там создавались тактические самолеты различных назначений: истребители, истребители-бомбардировщики, тактические разведчики, перехватчики, учебно-боевые самолеты, фронтовые бомбардировщики, палубные истребители, штурмовики и многоцелевые истребители. За исключением перехватчиков (Су-9, Су-11 и Су-15) все эти самолеты находились в серийном производстве и поступали на вооружение как Советского Союза и России, так и стран Варшавского договора и других государств. За послевоенные годы на пяти авиазаводах (в Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Улан-Удэ и Тбилиси) было серийно выпущено более 14 тыс. самолетов «Су». Первыми после вооруженных сил СССР в 1964 году получили самолеты Сухого (Су-7БМ) ВВС Польши и Чехословакии. Боевое крещение над Свердловском Боевое крещение послевоенные самолеты Сухого получили 9 апреля 1960 года. Пара Су-9 была поднята с аэродрома под Новосибирском для перехвата американского разведчика U-2 в районе Семипалатинского ядерного полигона. Но пока принималось это решение, U-2 ушел в направлении полигона войск ПВО в районе Сары-Шагана. После этого были предприняты попытки перехвата разведчика самолетами Су-9 других авиачастей на обратном пути U-2. Однако самолеты прибыли с большим опозданием, когда U-2 уже пересек границу страны. Новая попытка перехвата U-2 самолетами Су-9 была предпринята 1 мая. Пара Су-9 оказалась на аэродроме Кольцово в Свердловске во время перегоночного полета из Новосибирска в Барановичи, причем на них не было ракет. Тем не менее один Су-9 был по тревоге поднят в воздух и летчик, капитан Ментюков, получил приказ идти на таран. Летчик был послан на верную смерть: даже при благоприятных условиях он не смог бы выжить из-за отсутствия высотно-компенсирующего костюма. Но таран не состоялся из-за ошибок наземного поста наведения и помех на экране радиолокационного прицела самолета. U-2 был сбит средствами зенитно-ракетного дивизиона Свердловской зоны ПВО, который принялся потом «палить» по Су-9 и по двум истребителями МиГ-19, пытавшимся атаковать U-2. Один из «МиГов» был сбит и летчик погиб. Впрочем, сам Ментюков спустя 35 лет неожиданно заявил, что на самом деле самолет-разведчик был разрушен в результате попадания в спутную струю пролетавшего рядом Су-9. Ближневосточный дебют В апреле 1967 года в Египет были поставлены 15 Су-7Б и Су-7БМК. До 5 июля, когда началась «шестидневная война», арабские летчики не успели их освоить. К тому же в первый день войны Израиль завоевал почти полное господство в воздухе, выведя из строя основные аэродромы в Египте, Иордании, Ираке и Сирии, уничтожив на земле около 300 самолетов и еще несколько десятков -- в воздушных боях. После окончания боевых действия на суше война в воздухе продолжалась до 1973 года. Египетские МиГ-17 и Су-7 наносили ракетно-бомбовые удары по позициям израильских войск. И несмотря на наличие у Израиля мощной ПВО, потери Су-7 были незначительными. Так, с июля 1969 года по апрель 70-го было потеряно 12 машин, но анализ потерь показал, что чаще всего они случались не во время атак, а на обратном пути из-за потери летчиками бдительности, ошибок в пилотировании на малой высоте, неграмотного маневра (что приводило к столкновению с соседом) и от огня своих зенитчиков. «Рабочая лошадь» индо-пакистанской войны В 1968-1969 годах осуществлялись поставки истребителей-бомбардировщиков Су-7БМК в Индию. А 3 декабря 1969 года вспыхнул индо-пакистанский конфликт. Именно эти самолеты «сделали» войну, успешно работая по наземным и воздушным целям. «Семерки» наносили удары по коммуникациям пакистанцев, осуществляли авиаподдержку сухопутных сил, блокировали аэродромы и уничтожали самолеты противника на земле и охотно вступали в воздушные бои. Су-7, оснащенные аэрофотоаппаратами, привлекались и к ведению разведки. Согласно индийским данным, ни один Су-7 не был потерян в результате воздушных боев. И хотя неоднократно отмечались случаи поражения Су-7 ракетами Sidewinder, летчики успешно сажали искореженные машины. В ходе войны за Су-7 закрепилась репутация живучей, «добротно скроенной» машины. Потеря бдительности 6 октября 1973 года началась арабская «октябрьская освободительная война» против Израиля, в которой боевое крещение получил еще один самолет КБ Сухого -- Су-20 (экспортный вариант Су-17 с крылом изменяемой стреловидности). Таким образом, в этой войне приняли участие сразу два поколения истребителей-бомбардировщиков -- Су-7 и его глубоко модернизированный вариант Су-20. Египтяне силами МиГ-17 и Су-7 нанесли удар по израильским укреплениям «линии Бар-Лева» на восточном берегу Суэцкого канала, а в дальнейшем Су-7 осуществляли поддержку сухопутных войск при переправе через канал и захвате плацдарма. Одновременно в бой вступили Су-7 и Су-20 ВВС Сирии. Су-20 сирийских ВВС выполнили 98 боевых вылетов, потеряв при этом 8 машин. Основные потери «двадцатые» несли от огня зенитной артиллерии и зенитных ракет во время ухода от цели и при повторных заходах. Египет потерял 23 Су-7 (всего ВВС страны потеряли 159 самолетов), причем 8 были сбиты собственной ПВО. Убийца «Боингов» 20 марта 1978 года истребитель-перехватчик Су-15ТМ, который за его красоту и изящество прозвали «голубем мира»*1, начал свою печальную карьеру «убийцы «Боингов»». Самолет под управлением капитана Басова осуществил перехват самолета Боинг-707 южнокорейской авиакомпании KAL, выполнявшего рейс Париж--Анкоридж. Боинг отклонился от маршрута и оказался в северо-западной части России в районе города Кемь. Попытки связаться с ним и вернуть на прежний курс результатов не дали, лайнер также уклонился от выполнения требования совершить посадку. «Голубок» пустил по нарушителю две ракеты, после чего поврежденный Боинг совершил вынужденную посадку на лед замерзшего озера. 18 июля 1981 года «голубь мира» Су-15 настиг свою очередную жертву: тараном в небе Грузии был уничтожен аргентинский транспортный самолет, вторгшийся в воздушное пространство СССР со стороны Ирана. А в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года Су-15ТМ сбил над Сахалином очередной Боинг -- южнокорейской авиакомпании KAL. Боинг-747, следовавший рейсом Нью-Йорк--Анкоридж--Сеул, отклонился от курса, отказался выполнять требование перехватчика о принудительной посадке, в результате был сбит двумя ракетами и упал в море. Экипаж и пассажиры погибли. «Грач» с «лягушачьей лапой» После ввода советских войск в Афганистан, истребители-бомбардировщики Су-17 и Су-17М стали первыми ударными самолетами ВВС СССР, оказавшимися в афганском небе. Уже в марте 1980 года они приняли участие в боевых действиях. В дальнейшем в боях применялись также Су-17М3, Су-17М4 и их разведывательные варианты Су-17М3-Р и Су-17М4-Р с подвесными контейнерами для ведения аэрофотосъемки, инфракрасной и радиотехнической разведки. В марте 1980 года по указанию министра обороны Дмитрия Устинова было решено провести специспытания штурмовика Су-25, находившегося на этапе госиспытаний, в «особых условиях» -- то есть в Афганистане. Программа получила название «Ромб». Для оценки боевых возможностей в боевых условиях высокогорной местности в Афганистан в апреле 1980 года были направлены два Су-25. Результаты испытаний превзошли все ожидания: самолеты прекрасно зарекомендовали себя в сложнейших условиях высокогорья и высокой температуры воздуха. Во время Фарахской наступательной операции пехота наткнулась на мощнейший укрепрайон в горном ущелье. Подходы к укрепрайону были заминированы, к тому же наступление пехоты было остановлено ураганным огнем противника. Су-25 под прикрытием Су-17 в течение трех дней, совершая по 8 вылетов в день, работали по ущелью, уничтожая противника фугасными и бетонобойными бомбами и неуправляемыми реактивными снарядами. После такой обработки пехота взяла укрепрайон без единого выстрела -- сопротивляться было уже некому. Операция «Ромб» завершилась 6 июня 1980 года. На двух Су-25 было выполнено 100 полетов, в том числе 44 боевых. Оба самолета вернулись на родину. Правда, за время «Ромба» было потеряно два Су-17. После этого, в апреле 1981 года, Устинов начал новую операцию -- «Экзамен». Была сформирована отдельная штурмовая авиаэскадрилья, которая до октября 1982 года совершила более 2000 боевых вылетов, нанося удары по базам, крепостям, складам противника. При этом в боевых условиях не было потеряно ни одной машины. А с 1984 года началось массовое применение Су-25 во всех крупных операциях: для прикрытия аэродромов, поиска караванов с оружием, минирования караванных троп, перевалов, прикрытия сухопутных войск на марше. Натовцы назвали Су-25 «лягушачья лапа», а в советских войсках он по своему радиопозывному получил прозвище «Грач». Тяжелые времена для советских летчиков наступили с осени 1983 года. На вооружение моджахедов стали поступать современные средства ПВО -- советские переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) китайского производства «Стрела-2», американские Red Eye, английские Blowpipe, а затем и американские ПЗРК Stinger первого, а с 1986 года -- и второго поколения. Потери советской авиации значительно возросли. Самолетам было запрещено летать в боевой зоне ниже 4,5 км, что вело к снижению точности ударов и увеличению расходов боеприпасов. Пик потерь пришелся на конец 1986 -- начало 1987 гг.-- за это время было потеряно только Су-25 около эскадрильи (всего за время войны было потеряно 23 Су-25). «Дебютировали» в Афганистане и фронтовые бомбардировщики Су-24М. Первое применение этих самолетов состоялось 21 апреля 1984 года в ходе Панджшерской операции против формирований Ахмад Шаха Масуда. 24 самолета Су-24М поднялись с базы в Термезе (Узбекистан) и других приграничных аэродромов, следовали к целям на крейсерских скоростях и высотах и выполняли бомбометание с высоты 5,5 км. На самолетах Су воевали и афганские летчики, которые летали на Су-20 и Су-22 из состава 355-го авиаполка. Несмотря на то что полк не проявлял в боях особой активности, потери он нес. Так 13 июня 1985 года полк за одну ночь лишился 13 самолетов (в том числе шести Су-22М) -- их душманы уничтожили прямо на аэродроме, подкупив охрану. Несколько самолетов было потеряно от огня зенитных пулеметов и переносных зенитных ракетных комплексов, в 1986-1988 годах четыре Су-22М были сбиты истребителями F-16А ВВС Пакистана в районе афгано-пакистанской границы. Всего же пакистанские F-16 сбили 8 афганских и советских самолетов, в том числе два Су-22, один Су-25, пилотируемый полковником Александром Руцким, два МиГ-23 и один Ан-26. Смерть над внутреннем морем В том же году 19 августа в период очередного осложнения американо-ливийских отношений парой американских палубных истребителей F-14 в акватории залива Сидр (который Ливия считает своим внутренним морем) были сбиты два истребителя-бомбардировщика Су-22М ВВС Ливии. Сирийские Су-22 гибли от собственных бомб Летом 1982 года самолеты Сухого сирийских ВВС принимали участие в израильско-ливанской войне. Но Сирия использовала авиацию крайне пассивно (число самолетовылетов израильской ударной авиации превысило активность сирийской ударной авиации в 24 раза). Тем не менее сирийцы потеряли 68 самолетов, в том числе 7 Су-22М. Причем три из семи были потеряны из-за того, что они попали под бомбы, сброшенные другим Су-22М. Герой ирано-иракской войны К 1986 году начавшаяся в 1980 году ирано-иракская война окончательно приняла затяжной характер. На вооружении иракцев было более 200 сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-20 и Су-22 различных модификаций, в новой оперативной обстановке Багдаду потребовались ударные самолеты для непосредственной поддержки войск на поле боя. После показа самолетов иракской делегации в мае 1986 года в Кубинке Ирак сделал выбор в пользу Су-25. СССР поставил заказчику 84 машины, и вплоть до окончания войны на «Грачах» лежала основная боевая нагрузка: примерно три четверти всех боевых вылетов иракских ВВС приходились на Су-25. После окончания войны Саддам Хусейн лично наградил каждого летчика, летавшего на советских штурмовиках, что можно расценить и как высокую оценку действий Су-25. Учебный перехват В 1987 году авиационный мир впервые увидел маневренные характеристики Су-27. 13 сентября норвежский патрульный самолет Р-3В «Орион» пытался вести наблюдение за группой советских военных кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчик Су-27 получил приказ выполнить учебный перехват «Ориона». Экипаж «норвежца» попытался избавиться от противника и резко уменьшил скорость, полагая, что истребитель не сможет удерживаться рядом с ним на малой скорости. Однако Су-27 продолжал полет точно под «Орионом». Норвежский летчик потерял истребитель из виду и начал маневрировать. В результате винт «Ориона» ударил по килю Су-27. Винт разрушился, его обломки пробили фюзеляж Р-3В, произошла разгерметизация, и «Орион» был вынужден покинуть зону патрулирования, а Су-27 благополучно вернулся на базу. Спасение бегством В боевых действий между Ираком и многонациональными силами в 1991 году иракские боевые самолеты не принимали активного участия -- противник имел полное господство в воздухе, к тому же после разрушения иракских линий командования и связи авиация была лишена управления и наведения. В этих условиях Багдад пошел на неординарный шаг: ради спасения авиапарка было решено перебросить самолеты на иранские аэродромы (перед войной Багдад заключил с Тегераном соглашение, по которому в экстренных случаях иракские самолеты могли приземляться в Иране). 25 января первые семь самолетов прибыли в Иран, после чего командование ВВС коалиции организовало воздушное патрулирование для недопущения переброски иракских самолетов в Иран. Однако патрулирование оказалось не слишком эффективным, и в Иран перелетело 148 самолетов, в том числе 115 боевых и 33 пассажирских. Но некоторые самолеты все же были перехвачены: так 6 февраля пара F-15С уничтожила два МиГ-21 и два Су-25. Кроме того, при попытке перелета в Иран было уничтожено 6 Су-20/22. Несмотря на то что к началу войны ВВС Ирака имели всего один экипаж, подготовленный для применения бомбардировщиков Су-24МК, 24 такие машины без потерь перелетели в Иран, уклонившись от атак самолетов коалиции. Кроме того, среди перелетевших в Иран самолетов были 24 «Мираж» F.1, 40 Су-22, 4 Су-20, 7 Су-25, 4 МиГ-29, 7 МиГ-23МЛ, 4 МиГ-23БН и 1 МиГ-23УБ. Как Су-27 уничтожил американского орла В августе 1992 года российскому истребителю Су-27 представилась возможность встретится в учебном бою с тем самолетом, против которого он и создавался -- F-15 Eagle. Во время поездки летчиков Липецкого центра боевого применения на американскую авиабазу Лэнгли (считающуюся лучшей авиачастью ВВС США) был организован учебный воздушный бой. Условия были такими: атака со стороны задней полусферы и попытка удержаться «на хвосте» противника, который пытается сорвать атаку и зайти в заднюю полусферу атакующего. В первом «раунде» F-15D не смог «стряхнуть» с хвоста Су-27УБ, который держал противника в прицеле без особых усилий. После перемены мест «атакуемый» Су-27 оторвался от противника, вышел в хвост F-15 и произвел захват цели. Однако тут выяснилось, что Су-27 «уничтожил» не F-15D, а ни в чем не повинный F-15С, который просто сопровождал «противников». Тогда российский летчик занялся своим F-15D. Российский самолет зашел в хвост и, оставаясь для того необнаруженным, удерживал его в прицеле. Попытки F-15 оторваться от Су-27 были безрезультатны. Затем произошла смена летчиков, но и другой пилот Су-27 «побил» нового американца. Кавказская эпопея В 1992-1995 годах ударные самолеты ОКБ Сухого (Су-17, Су-24 и Су-25) участвовали в локальных конфликтах на территории СНГ. Первым штурмовики Су-25 из состава 80-го штурмового авиаполка применил против Армении Азербайджан. Они использовались для штурмовых операций против позиций армянских формирований и для минирования с воздуха. Несколько самолетов были сбиты огнем наземной ПВО Армении. После вывода российских войск из Азербайджана в боевых действиях принимали участие несколько оставшихся там бомбардировщиков Су-24. Но отсутствие подготовленных экипажей, техсостава и запчастей привело к низкой боевой эффективности самолетов. В дальнейшем Баку приобрел несколько Су-25, армянская сторона также приобрела 4 «грача», которые применялись против азербайджанцев. При этом один Су-25 был сбит средствами ПВО. К моменту начала грузино-абхазского конфликта ВВС Грузии располагали восемью Су-25 производства Тбилисского авиазавода. Однако наличие у абхазов сильной ПВО, низкие профессиональные качества летчиков и отсутствие у них элементарной стойкости в бою обусловили малую эффективность боевого применения этих самолетов. Грузины применяли Су-25 исключительно с больших высот, а при поражении средствами ПВО летчики сразу же катапультировались, даже не пытаясь вернуть самолет на базу. Грузия потеряла четыре Су-25; считается, что два из них можно было спасти. Кроме того, во время конфликта на аэродроме в Гудауте (Абхазия) базировался российский полк Су-25, которые применялись для защиты российского контингента, находящегося в разделительной зоне. А 27 июля 1993 года пара Су-25 с российскими опознавательными знаками нанесла бомбовый удар по целям в районе Сухуми. Осенью 1993 года на таджикский аэродром в районе Кокайды был переброшен российский полк Су-25. Они применялись для подавления огневых точек на территории Афганистана. В 1994-1996 годах Су-17, Су-24 и Су-25 участвовали в войне в Чечне. Су-17М4 применялись эпизодически. Основным самолетом авиаподдержки в сложных условиях городских боев стал штурмовик Су-25. На долю этих самолетов выпало нанесение ракетно-бомбовых ударов, в ходе которых была уничтожена на земле чеченская авиация, а также подавление узлов обороны противника и его командных пунктов в Грозном. Один Су-25 был сбит ЗСУ-23-4 «Шилка». Также активно использовались Су-24М, которые в сложных метеоусловиях наносили удары по войскам противника и его укрепленным позициям в окрестностях Грозного. С Су-24М применялись высокоточные корректируемые бомбы КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерным и тепловизионным наведением. Такими бомбами были уничтожены бункеры дудаевцев на бывшей советской ракетной базе на юго-западе Чечни и усиленное укрытие под президентским дворцом в Грозном. На других континентах В январе--феврале 1995 года вспыхнул конфликт между Перу и Эквадором. ВВС Перу потеряли по меньшей мере пять летательных аппаратов, включая два Су-22М (всего в ВВС Перу было 28-30 Су-22 различных модификаций). В 1999 году «суховские» самолеты воюют в Анголе (вооруженные силы страны используют свои Су-22 и Су-25 против группировки УНИТА), но информация об эффективности их применения носит противоречивый характер. Эфиопские Су-27 против эритрейских Миг-29 Весьма пикантная ситуация сложилась в ходе эфиопо-эритрейского конфликта. Обе стороны имеют на вооружении российскую технику. Согласно сообщению лондонской Times, Эфиопия располагает самолетами Су-27, МиГ-21 и МиГ-23, которыми управляют российские летчики. Одновременно на эритрейской стороне, располагающей истребителями МиГ-29, есть российские и украинские летчики, а также болгарские техники. Восемь Су-27 из наличия ВВС России были поставлены компанией «Промэкспорт» в декабре 1998 -- январе 1999 годов. 6 января 1999 года Су-27, пилотируемый российским летчиком, потерпел аварию во время технического полета при попытке выполнить фигуру «колокол». Летчик катапультировался. По некоторым данным, однажды в африканском небе пара эритрейских МиГ-29 встретилась с парой эфиопских Су-27. Все самолеты пилотировались явно не местными экипажами. После того как летчики Су-27 опознали «двадцать девятые», они решили уклониться от боя и вернуться на базу. Однако «МиГи» пустили по Су-27 ракеты. Экипажи последних уклонились от них, атаковали «МиГи» и сбили их. Впрочем, отсутствие подробной достоверной информации об этом бое не позволяет судить о мастерстве экипажей, равно как и сравнивать в данном случае самолеты по их боевым возможностям. http://airbase.ru/hangar/russia/soukhoi/afterwar-t.htm В этом году 29 июля опытно-конструкторскому бюро Павла Сухого исполнится 70 лет!

МИГ: Аэродром.СУ-30. МИГ. http://img-fotki.yandex.ru/get/3607/isobin.d/0_eb79_70585012_XL.jpg

МИГ: СУ-33.Отрыв.. МИГ. http://img-fotki.yandex.ru/get/3606/isobin.d/0_eb7b_29069cbc_XL.jpg

82-й: РАБОТЫ П.0.СУХОГО В ЦАГИ И ПЕРВЫЕ САМОЛЕТЫ ОКБ П.0.СУХОГО Павел Осипович Сухой (1895-1975) - один из виднейших авиаконструкторов нашей страны - родился в Белоруссии 10 (22) июля 1895 г. В 1905 г. он поступил в гимназию в Гомеле, которую окончил в 1914 г., и поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета, откуда через год перешел в ИТУ (МВТУ), которое и окончил. В 1924 г. поступил в АГОС ЦАГИ, где вскоре выделился, был отмечен А.Н.Туполевым. Читать: http://commi.narod.ru/txt/shavrov2/111.htm http://www.aviamonuments.ru/search?re=39+%E6%B8%EB%F2%FB%E9

МИГ: Фото с яндекс.фотки. Автор назвал - "Мокрый Сухой". По моему - соответствует. МИГ.

Юрий: CУ 47 экспериментальный истребитель- уже показан на МАКСе

Serega: Он будет летать задом!

82-й: http://www.testpilot.ru/russia/sukhoi/s/37/images/s37-c.jpg

Юрий: Serega пишет: Он будет летать задом! Он уже летает больше 10 лет, а показан был на МАКС 1999. Экспериментальный с крылом обратной стреловидности.

Serega: На самом деле задом летает?

Юрий: Летает СУ 47 ,конечно, вперед если нос считать передом,адля чего его сделали можно ниже прочитать. Су-47 (С-37) «Беркут» многофункциональный истребитель Во второй половине 70-х гг. в СССР начались предварительные исследование по программе создания истребителя пятого поколения И-90. В рамках этой программы рассматривался и самолет с крылом обратной стреловидности (КОС). Основными преимуществами данной компоновки являются: * значительное увеличение аэродинамического качества при маневрировании, особенно при малых скоростях; * большая подъемная сила по сравнению с крылом прямой стреловидности, имеющим одинаковую площадь, а, следовательно, и большая грузоподъемность (до 30%); * увеличение дальности полета на дозвуковых режимах за счет меньшего балансировочного сопротивления: * лучшая управляемость на малых дозвуковых скоростях (и, как следствие, улучшение ВПХ); * улучшение условий работы крыльевой механизации (что также сокращает взлетную и посадочную дистанции); * меньшая скорость сваливания; * улучшенные противоштопорные характеристики; * увеличение внутренних объемов планера, особенно в местах стыка крыла и фюзеляжа, что обеспечивает лучшие условия для формирования внутренних грузоотсеков. В 1980 году в ОКБ им. П.О.Сухого совместно с отраслевыми научными центрами начались исследования проекта истребителя с КОС. Работы по нему велись параллельно с исследованиями истребителей, имеющих другие аэродинамические компоновки. sergib.agava.ru/russia/sukhoi/s/37/s37.htm

desaka52: Красивая машина. Живьем бы посмотреть. Над нами летают Су-27 с Миргорода, правда в последнее время очень и очень редко. Тоже красивенная машина, но этот аппарат очень непривычен.

desaka52: Простите, в предыдущем посте я имел ввиду Су-47. Вот к нему и относятся слова "Живьем бы посмотреть"

СУ-25: Ну и вопросик! Ведь это Су-7б-родная. Я на данном типе в ШМАСе училя. Вот только стремянка с другой стороны приставлена. А так класическая подвеска- на подкрыльевых БД оружие, а на фюзеляжных два ДБ-500. Вот только блоки УБ на крыле подвешены наоборот- ближе к фюзеляжу вешают УБ-32, а дальше УБ-16.

desaka52: В дополнение к фото в первом посте этой ветки и для СУ-25. Да простит меня автор этого снимка и модераторы форума, грешен - скачал из сети этот снимок, но разрази меня гром, не помню откуда.

Хан: Штурмовик Су-25 Работы по созданию штурмовика Су-25 начались в ОКБ Сухого в 1968 году. Самолет предназначался для оказания непосредственной воздушной поддержки наземных войск. Для достижения необходимого уровня "полевого истребителя", самолет разрабатывался, как максимально надежный и простой в обслуживании. Так же Су-25 отличается беспрецендентным уровнем бронирования основных элементов и кабины пилота, за что получил прозвище "летающий танк". Первый серийный самолет взлетел в 1979 году и уже спустя несколько лет Су-25 стал главной машиной в нескольких военных авиаполков. Боевое крещение Су-25 получил во время войны в Афганистане 1979-1989 гг, где доказал свою невероятную боевую живучесть. Порой, попадая под обстрел, Су-25 вел себя, как "бессмертный" и оставался цел в условиях, в которых любой другой самолет разлетелся на части. В дальнейшей истории, благодаря надежности и популярности, Су-25 оказывался главным героем многих конфликтов на постсоветском пространстве. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Су-25 Тип : штурмовик Двигатели : два турбореактивных двигателя Р-195М по 4 500 кгс каждый. Максимальная оружейная нагрузка : 4 400 кг. Практический потолок: 10 000 м Дальность полета: 1 850 км Максимальная взлетная масса: 19 500 кг Максимальная скорость: 950 км/ч Габариты: Размах крыла 14.52 м Площадь крыла 30.10 кв. м Длина 15.33 м Высота 5.20 м http://skyships.ru/military/aircrafts/su/su25/su25.php

СУ-25: Приведенные здесь фотографии Су-25 являются старые версии- не повышенной БЖ (четкий признак отсутствие противобликовых щитков на консолях крыла) у нас в полку половина таких была, а остальные новые повышенной БЖ.

майор В.Богданов:

майор В.Богданов:

Хан: СУ-27 http://video.mail.ru/mail/bill.white/303/195.html

desaka52: Уважаемые форумчане! Для тех, кто интересуется Су-7Б и его модификациями, есть очень интересный материал по ссылке http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/Su-7B/Su-7B000.htm click here

Валентин: Кто не знает самолёт изменивший мировые стандарты военно-воздушной техники!? Отвечаю: самолёт ОКБ «Сухого» поступивший на вооружение в ВВС и получивший обозначение Су-27, а в авиации ПВО - Су-27П (перехватчик). Предполагалось, что фронтовой истребитель Су-27 должен иметь возможность поражать наземные цели, но его оборудование не было приспособлено для выполнения подобных задач. Поэтому в дальнейшем название Су-27П практически не применялось. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие. А дальше о самом интересном (нашел в Интернет) - захватывающий полет на самолёте. И на сегодняшний день это вполне доступное приключение, кто хотел бы испытать свои силы за штурвалом боевого истребителя. Мечта в подарок! Полет на авиа-тренажёре боевого истребителя Су-27

Валентин: Dокументальные фильмы (dosmotri.net) «Лучший в мире истребитель: СУ-27»: 1 фильм: «Рождение самолета»; 2 фильм: «На пути к совершенству»; 3 фильм: «Все выше и выше...»; 4 фильм: «Продолжение карьеры». смотреть онлайн - cсылка на сайт

Валентин: Наверное, в жизни каждого из нас бывают моменты, когда хочется окунуться в прошлое ЗАБЫТЫЕ САМОЛЁТЫ... Су-15 посвящается... http://www.youtube.com/watch?v=lMZKDS_y9yE&feature

Тестов: Новые Су-34 на фото, в комментах - видео. Подробно читайте и смотрите: http://topwar.ru/32174-gotovy-ocherednye-su-34.html

Тестов: В "Военном обозрении" пишут о модернизации "Грачей": http://topwar.ru/89793-su-25sm-vtoraya-molodost-gracha.html

Тестов: Лётчики на проверили самолёт пред вылетом? Техники не работали совсем? Что-то совсем мутная история: https://topwar.ru/116992-v-minoborony-indii-podtverdili-gibel-pilotov-su-30-razbivshegosya-bliz-granicy-s-knr.html

Тестов: Су-27 или Су-30, из Украины или Белоруссии, а может из Индии... Пока только слухи: http://www.rbc.ru/society/15/09/2017/59bc15ac9a79474f1e820400

Тестов: Из Барановичей два борта Су-30К ушли в Анголу: https://bmpd.livejournal.com/2858096.html Посмотрел в Википедии (понимаю, что Википедия не во всём и не всегда авторитет) самолёт вполне себе "зубастенький" и в воздушном бою, и против ПВО, и по морским целям.



полная версия страницы