Форум » Школы младших авиаспециалистов ВВС » 89-я ВАШМ Бада в/ч 74984 » Ответить

89-я ВАШМ Бада в/ч 74984

goflin: ШМАС в/ч 74894 ст. Бада Читинская обл. авиамеханики СД. Уточнение из письма с сайта shmas.okis.ru (Admin) [quote]На ст. Бада Читинской области размещалась в семидесятые годы не ШМАС, а 89-я Лугинская военная авиационная школа механиков, и № в\ч - 74984. Может быть всё изменилось потом? Путь школы командиры нам расказывали такой: Лугины (где-то на Украине) - Шадринск - Бада. C уважением, Петр[/quote]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

дядя петя: В Челябинске и в Каменск-Уральском в разное время служили мои знакомые по Баде: Миша Татарников, Валера Суворов, Милющенко, Волковой, Пирметов, Петриди, Хасанов, Михейкин, Хачатуров, Саломаха, Калобанов.

АНКОР: В 2009 в нескольких номерах журнала "Авиация и Космонавтика" публиковались статьи посвященные юбилею ЧВААУШ. Там вся история и про Шадринск и про Каменск- Уральский и про Ту 134. У меня эти журналы есть. Там много фотграфий.Меня обрадовало фото и несколько слов про бывшего нашего ком. полка полковника Цекича.Полковник Цекич- легендарная личность и очень хороший мужик,герой Югославии Во время второй мировой партизанил в Югославии . Обычно по праздникам он приходил к нам в казарму и рассказывал как он там партизанил , это примерно звучало так: " Смотрю немец -рыжий такой ,а я его из кустов за волосы хвать,чик ножом по шее и голову отрезал...." Его звали в Югославию обратно но он так не поехал туда , позже ему присвоили звание генерала и перевели из нашей части на повышение , а нам поставили нового ком. полка полковника Белова.

АНКОР: http://www.infpol.ru/news/673/45862.php?sphrase_id=39524 Здесь сообщение о переборски базирования Су 24 из Бурятии (Джида) в Челябинск в ЧВААУШ. А Джида это случайно не Бада?


АНКОР: http://www.infpol.ru/news/670/46482.php А это опрвержение. Полк остается в Джиде.

АНКОР: Нашел Джиду на карте. Это ближе к Байкалу между Иркутском и Улан Удэ

АНКОР: Свой первый полет на самолете я совершил на Як-12,когда мне было 14 лет. Я стал призером авиамодельных соревнований и всех призеров катали.И вспомнился фильм "Последний дюйм" о котором вспоминал АДМИН.Маленький спортивный аэродром в Дубровицах под Москвой с развевающейся на ветру полосатой "колбасой". Из репродуктора льется Музыка Дунаевского.Это фильм почему-то многие люди нашего поколения сейчас вспоминают. Писатель Владимир Березин в романе "Путевые знаки", Андрей Макаревич в своих воспоминаниях . Ему песня "Тяжелым басом гремит фугас... "очень нравилась. В фильме по рассказу Джеймса Олдриджа тоже Як -12 задействован. На аэродроме стояли Як 12, Ли -2,Ан-2,А среди деревьев в подлеске соял Аэростат с которого прыгали парашутисты. Они называли его "Гандошкой" Первый раз самолет Ту16 я увидел в виде летающей модели копии с размахом крыльев около 2 метров и с пороховыми двигателями вместо ВРД. У меня есть фото этой модели. Она стояла в Московском Авиамодельном Клубе членом которого я являлся.Этот самолет готовили на чемпионат мира в Англию. Самолет на моих глазах на кордодроме в Тушино разбили в дребезги и в Англию повезли фильм с началом полета и концом. Потом его восстановили но он больше не летал.Когда я начал изучать в Баде Ту-16 невольно появились мысли о привратностях судьбы.

дядя петя: Я помню, что в Баде кто-то занимался авиамоделизмом, не то сержант из корпусных, не то курсант. Но запускал её на стадионе. Если память не изменяет, то это была модель Ил-2. Завидую, Анкор, что увлечение совпало с армейской специальностью. У меня такого не произошло. После армии к самолётам раза три и подходил, и то как пассажир.

АНКОР: Дело в том что меня брали в спорт роту и Июле 1970 я должен был ехать на соревнования на первенство ВВС. Я уже и модели приготовил. А тут повестка в армию. Мои тренеры говорят да ты не переживай едь куда пошлют , пройдешь курс молодого бойца , и мы тебя вызовем. Написал им письмо из Бады, сообщил координаты части. Служу и жду . Ни ответа ни привета. И только через полтора года узнал в чем дело. После возвращение из отпуска летел до Екатеренбурга . В Екатернбурге случайно забрел на станцию юных техников в авиамодельный кружек а они моих тренеров знают. Оказывается одного из них лейтенанта Литвинова перевели служить в ГДР . А другого главного тренера посадили в тюрьму за какие-то аферы. На этом с авиамоделизмом я завязал, хотя некоторые дяди этим и в 60 лет занимаются. После Армии закончил МАИ (факультет Двигатели Летательных аппаратов(ЖРД)). Работал в одном НИИ очень долго, но не с авиационными двигателями А сейчас работаю в одной частной компании и на старости лет приходится работать с авиадвигателем М 701 (от Л-29) я сейчас разрабатываю всякие наземные установки с их использованием. Когда брали на работу спросили ты в авиационных двигателях ,что-нибудь понимаешь?. "А как же Я МАИ окончил и механиком СД работал в Армии . Приняли на работу.

АНКОР: Нам в Баде рассказывали, что был один боец, который хорошо катался на горных лыжах, и его отпускали тренироваться на сопку "Манькин пуп". Кажется он потом попал в спорт роту и стал то ли мастером спорта то ли кандитадатом в мастера. Так я после армии тоже увлекся горными лыжами. Только без подъемника заниматься горными лыжами муторно, а на сопке подъемников не было. 3 минуты спуска и час подъема - одуреть можно. А так я всегда представлял как бы было здорово совершить спуск с этой сопки.

АНКОР: В середине мая вершина сопки белая-снег.Середина зеленая.А низ розовый. Багульник цветет.

дядя петя: На фотографии офицеров части в первом ряду третий слева в очках - про этого офицера-двухгодичника говорили, что он закончил МАИ и работал до призыва в КБ Туполева. Фамилию не помню.

АНКОР: У меня ком. взвода был двухгодичник. Фамилию напрочь забыл. Окончил он авиационый институт но какой не помню. Помню , что он тоже был в очках и по национальности татарин. Он сам это говорил часто.У него был мотоцикл с каляской в Баде и он меня катал на нем. С ним у меня сложились дружеские отношения. Благодаря ему лычку заслужил ефрейторскую, которой стыдился и в части ее никогда не носил. ("Собака лучший друг человека, сказал солдат ,обнимая ефрейтора " - такая поговорка была). На дембель он ушел осенью 1970 почти в то же время, когда нас отправляли в в.ч.. Он обустроился в Москве и заезжал к моим родителям, привет от меня передать.Обещал устроить меня в любой аэропорт на гражданке, механиком или техником на самолет . Но мне и в армии авиация надоела и я отказался от предложения. М.б на фотографии это и он. Скорей всего нет. Где-то есть его фото. Черты лица тоже стерлись. Помню, что он был ниже меня ростом. Во мне 176.

АНКОР: Я вот тут тоже вспомнил про дезертира из-за которого вся часть была поставлена по ружье. Но он был из нашей части а не десантник. Причем это был русский парень но призывался с кавказа,чуть ли не из Грозного . Его поймали десантники, в нескольких десятках км от части. Он ушел с поста вместе с карабином. Когда его поймали в подсумке оставалось всего три патрона из тридцати. Шел и стрелял по консервным банкам и по собакам- это с его слов. Я его видел после этого. В столовую без ремня его водили,под конвоем,а потом куда-то отвезли.. Проверили его на вменяемость .Оказалось вроде нормальный. Я смотрел на него и не мог понять как человек с нормальной внешностью мог такое сотворить А про того, который застрелился на посту №1, говорили , что он письмо любимой от девушки получил, в котором она сообщила ,что выходит замуж.

АНКОР: Еще вспомнил одну важную деталь про мотористов и механиков. Офицеры - технари в части рассказывали, что когда на срочной службе служили три года , а не два. механиков готовили в школах один год, а мотористов вроде и вообще нигде ни готовили. Они были в подчинении у механиков и на подхвате. Когда сроки подготовки сократили до пол года стал строже отбор по уровню образования будущих курсантов . Обязательно 10 классов ,а лучше ср.специальное учебное заведение.

АНКОР: У нас в части были мотористы, но их к самолетам вообще не допускали. Должность в ведомости по которой они зарплату получали значилась как "моторист". Они никаких ШМАСов и ВАШМ не кончали. Один был фином по фамилии Никкори, другой и Татжикистана,фамилию забыл ,с трудом говорил по русски. Работали они истопниками в котельной У меня была должность ст. авиамеханик первого класса и з.п составляла 25 руб. А введомости звание по должности значилось как "старшина", А воиское звание при этом было ефрейитор.

дядя петя:

дядя петя: Все два года службы в Баде я не упускал возможности забраться на эту сопку. Конечно, кроме зимних месяцев. Мы бегали на лыжах "десятку" возле подножья Пупа, но не дальше. Попробую выложить фотографии, сделанные в одном из восхождений. Да, это весна. Снег ещё лежит на вершине. Я сижу среди валунов без шапки и бушлата. Этот склон со стороны аэродрома. другой снимок на противоположном склоне - он обрывистый. Ну и вот она вершина.

АНКОР: Отличные фото . Красота. Жаль ,что мне ничего не удалось поснимать. Фотоаппараты у солдат не приветствовались. В части удавалось кое что снять. У нас даже был фотоаппарат СМЕНА и фотоувеличитель. Ночью печатали фотографии. Перед призывом у меня со здоровьем было не все в норме после воспаления легих, но на медкомисси сказали , что отправляют меня чуть ли не на курорт в Забайкалье, где замечательный климат и большое колличество солнечных дне в году. А еще вспомил,что ходила такая байка что эти добротные казармы в Баде строили под руководством Буденого. А был ли в этих краях Буденый....?? Вспоминается замечательная чайная в Баде с цветами в горшках и пончики с повидлом. Кстати в частях чайных не припомню. За доп. пайком бегали к девченкам в летную столовую с черного хода или в магазин.

АНКОР: Может кому-нибудь будет интересно узнать почему после изучения в Баде самолета Ту 16 и двигателя РД 3М 500. Выпускники Бады работали на с амолетах Ту 124Ш и Ту 134Ш.Причем здесь казалось бы гражданские самолеты. Дело в том что это военные учебные самолеты, созданные специально для обучения штурманов. Буква Ш- штурманский.Обучение на них гораздо эффективнее чем на ту 16. В самолете Ту 124Ш было организовано 8 рабочих мест с необходимыми авиационными и навигационными приборами. Под консольями крыльяв были установлены специальные пилоны , на которые можно было навесить восемь 75 килограмовых бомб. Начинали летать с 8 курсантами.Каждый сбрасывал во время полета по одной бомбе. Потом сажали 4 курсантов и они сбрасывали по две бомбы. Потом оставляли 2-х и каждый сбрасывал по 4 бомбы. Это длилось порядка пол года.И наконец государственные полеты-экзаменационные. Курсанты переходили в кабину самолета и занимали штурманские места, А штурмана-педагоги переходили в салон самолета. Первые два курсанта сбрасывали свои бомбы ,приземлялись через 2,5 часа и бежали в магазин с штурманскими портфелями за спиртным.В самолет садились следующие два курсанта. После экзамена-зачехление самолетов наглухо всеми членами экипажа, а затем "ГУДЕЖЬ" всеми членами экипажа,включая бортмеханика.

Политко Сергей: В полку, где я служил, а это 436 отдельный авиационный транспортный полк Московского окрга ПВО, тоже была вроде бы гражданская авиатехника - самолеты: АН-24, АН-26, ИЛ-14, АН-14("Пчелка") и конечно же предмет моей личной гордости - "РУС-ФАНЕР" - АН-2, на которых мне довелось служить механиком самолетного радиоэлектронного оборудования. И ничуть не сожалею и не комплексую от того, что служил в транспортной, а не боевой авиации. ( хотя заканчивал Московскую ВАШМ и изучал радиооборудование на самолете СУ-9 ) Так уж распорядилась сама судьба.

АНКОР: АН-2 Замечательный самолет, он и сейчас в строю. Тут по ТВ недавно показывали кадры с генералом Шамановым. Он с парашутом и полной экипировкой ,а в небе АН-2 аж три штуки.Я понял ,что он тоже с Ан2 два прыгал. А мне предлагали на ЯК 12 перейти.На нем летал какой-то высокий чин. Бортмеханику с Як 12 он даже иногда доверял ручку управления. Летал он много. Меня напугали тем ,что зимой часто приходится лыжи менять. Один раз по просьбе бортмеханика яшки Абатурова . я ему из другой части привез на своем Ту 124 запчасти для Яшки. киль, стабилизатор и еще что-то Сбрасывал ему эти плоскости из двери , они как-то планировали, а он их внизу ловил.Удивительно легкие.Фанера и перкаль.

Политко Сергей: АН -2 самолет действительно замечательный и незаменимый, в том числе для парашютных прыжков, переброски личного состав и небольших грузов. Совершенствуется движок, меняется авионика, а старичок планер все тот же, что и 1947 году. Сейчас уже есть более совершенная модель АН-3, но ему еще предстоит завоевать авторитет предшественника. АН-2 был еще и учебной машиной во всех летных училищах ГА. А ЯК-12 когда то были и в нашем полку. Это тоже "РУС-ФАНЕР" только моноплан. У нас были летающие борт.механики - прапора. Все они как правило учились заочно в Егорьевском авиационно-техническом училище ГА.

АНКОР: Унас с Як 12 проще все было. Абатуров был обычным срочником. Причем надоело ему яшку латать и чинить .Вот и стал ко мне приставать давай меняться я на твое место на Ту 124 а ты на мою Яшку. Я поговорю со свим командиром и все будет решено. Ну я подумал и отказался. Бывало старшина сверхсрочник построит нас на хоз. работы и спрашивает ,а где Абатуров , а тут над головами Яшка летит. "Да вот он летит. Давйте подождем пока сядет. Я никак не могу его выгнать на хоз. работы"."Ну сегодня обязательно..." . Ждем час ,ждем два нету . А Аботуров "да я задержался .Лыжи менял или еще что-то ремонтировал". Забавно все это было. А я приспособился благодаря соему борт. технику тоже увиливать от хоз. работ. Борт техник .- стар лей звонил старшине и говорил ,что я должен поработать на самолете. Например пропылесосить . салон. Я приходил на самолет Включал рацию и радио на весь салон . Ловил Битлов или Роллингов и ложился загорать на крыло,подстелив чехлы. Засекал время. Кода хоз работы заканчивались возращался в казарму.

АНКОР: Какие замечательные люди были летающие офицеры, от лейтенанта до полковника, в отличии от штабных "крыс". Человеческие отношения. Обязательно доп. паек из летной столовой в полетные дни. и многое другое, напримкр футбол с нами солдатами на летном поле. Настоящие русские офицеры.

АНКОР: Фильм " В бой идут одни старики вспоминается". Авиамеханика там играл актер Смирнов. У нас в части были похожие взаимоотношения с членами экипажа и так же я ждал свой самолет и по звуку мог отличить его от других. Когда все остальные службы уходили в коптерку, механики СД должны были оставаться на аэродроме. "вдруг самолет вернется..."

Политко Сергей: Да, авиация действительно предполагала какие то особые взаимоотношения срочников - механиков и офицеров летного и технического состава. На аэродроме никакого солдафонства практически не было. Единственно, что нас отличало - мы срочники, а и было нас всего 7 бойцов, зимой чистили снег на стоянках и рулежку своей эскадры. Но никто это унижением своего человеческого достоинства не считал. И было это не в ущерб работам на самолетах. В ожидании приземления наших бортов разгарались жаркие баталии в нарды, которые называли - шешбеш. Играли все не взирая на чины и должности. Я искренне рад и благодарен судьбе что служил в авиации. Вам СДшникам зимой приходилось сложнее всего, на морозе, на ветру ковыряться в движке. Нам радистам, прибористам, электрикам было гораздо комфортнее. Зимой заказывали у аэродромщиков спец.машину, которая через гибкие рукава нагнетала в кабину и салон горячий воздух. Порой даже быввало жарко. На полетах тоже всегда, с разрешения нач.группы и согласия ком.экипажа летали. И почти всегда командир предлагал на набранной высоте порулить, заняв кресло летчка-штурмана. И в этот моиент мы ощущали себя настоящими пилотами - ЛЕТУНАМИ. Есть что вспомнить.

АНКОР: У нас снег обычно чистили двухгодичники лейтенанты. Не знали чем их занять.Институты окончили , а нужную специальность не получили. Снежек почистят и греться--- в АПА.Сидят в кабине покуривают и ни за, что не отвечают , нигде не рассписываются., а мы гайки крутим или покрышки меняем. Кстати ребята тоже очень не плохие были.Те из них , кто хотел остаться в армии старались и пытались вникать во все и выполнять работу техника, но таких мало было.Летом ко мне в гости приезжал один из бывших лейтеннантов.Это было очень неожиданно и приятно. Почти 40 лет прошло. Если были курсанты-штурманы на полетах, то их обязательно давали в помощь механикам СД на заправку и чехление.""Командуй замполит" так обычно распоряжался командир корабля. В общем нас уважали и жалели когда была возможность пожалеть.. Я рулил в кабине самолета только за тягочем и водилом на земле .Иногда была команды перенести стоянку с одного конца аэродрома на другой. Зимой ждал свой самолет в сугробе. Рыл что-то типа берлоги на краю рулежки,где обычно больше всего снега собиралось и дремал. Одежда была добротная-меховая -было тепло.

Политко Сергей: У нас на стоянке эскадры было помещение для хранения инструмента, документации и летней технической формы. В одном блоке квартировались радисты. В другом прибористы и электрики. А прямо над нашими блоками возвышался кунг заместителя командира эскадры по ИАС - в то время майора Пикалова, которого чаще называли инженером эскадры. Это был настоящий кабинет с письменным столом, со старинным кожаным диваном, табуретками для личного состава, книжным шкафом,полочками, с печкой буржуйкой ( за поддержание в ней огня до прибытия личного состава, отвечал солдат-срочник ДСП ). А кроме этого рядом с этим самостроем лежал списанный самолет ЛИ-2 приспособленный для зимнего обогрева. В нем тоже была установлена печка"буржуйка", столик, откидные пассажирские седелки. Зимой там было вполне комфортно как на борту авиалайнера, только с печным отоплением.

АНКОР: Был у меня такой случай. Сели мы в Кустанае. Пошли осматривать самолет и обнаружили трещину в передней стойке шасси.Как мы не ковырнулись не знаю. Борт техник уехал за новой ногой на завод изготовитель, а мне строго наказал закрыться в самолете и никого на борт не пускать и никому ничего в долг не давать."Головой отвечаешь.. Убью если чего не будет хватать,..." Только он улетел, нагрянули варяги: техник звена с электорнщиками.: Дай нам автопилот снять "Не дам", Приходит инженер полка "Отдай" подчиняюсь "Берите" . Недели через три вернулся мой борт техник с новой ногой а электроники в самолете почти не осталось. Маяк "свой - чужой" кажется только не успели снять . В общем летели в Каменск -Уральский на низкой высоте без автопилота и много чего другого. Электронщики были бравые ребята -палец в рот не клади, руку откусят. Я шучу.... Долетели .Все закончилось хорошо и было всем счастье.

АНКОР: Да ! В этом полете мне на всякий случай выдали парашют. Я его даже примерил.Ремни подгнал по себя.



полная версия страницы