Форум » Школы младших авиаспециалистов ВВС » 48-я ВАШМ Барнаул-Рубцовск в/ч 22635 » Ответить

48-я ВАШМ Барнаул-Рубцовск в/ч 22635

Юрий: Начинал службу в Барнауле в 1966 г., а заканчивал ШМАС уже в Рубцовске в ноябре 1967 г. В Барнауле наша третья рота размещалась на первом этаже казармы и окна выходили прямо на проспект, а в Рубцовске мы заселили третий этаж бывшей школы- интерната на окраине города.У нас было 5 учебных взводов по 30 курсантов и все- будущие механики по самолету и двигателю на АН 12. В 1967 году наш выпуск был последним из тех ,кто учился 11 месяцев, следующие выпуски учились в ШМАС 6 месяцев.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Юрий: Хочу и я для разговора написать,как один раз за службу пришлось, мягко говоря, понервничать. Я уже писал ранее,что в конце срочной службы закончил курсы офицеров запаса в Иваново и через 4 года после дембеля пришлось опять идти на службу. Попал в Чирчик.где начал служить техником по АО в первой эскадрилье,а потом через год стал техником самолета командира звена. На моем самолете командир звена летал только по тревоге и иногда по плану,а как правило летали все летчики эскадрильи и пришлые из округа. Вот однажды у меня летал молодой летчик и после первого полета сказал,чтоб я ему не заправлял подвесные баки,т.к. ему из-за погоды закрыли часовой полет в зону и он полетит по малому кругу. Баки были подвешены и я на свой страх на всякий случай залил по 200 литров в каждый.А потом, при выруливании, мой пилот получил разрешение лететь по плану на час и побоялся доложить руководителю полетов про пустые баки,а я забыл ему дать журнал под роспись предполетный.Вот через 45 минут у меня и заиграло очко. Время полетное давно закончилось,а самолет не садится.И на 50-й минуте смотрю сел и прикатил на стоянку с мигающей красной лампой аварийного остатка топлива. С летчиком договорились молчать об этом,а то бы ему тоже крепко досталось.Вот из-за таких"мелочей" и происходят аварии и катастрофы.

москаль: Все, кто прошёл ШМАС, наверное, хорошо помнят занятия по строевой подготовке, где нас, курсантов, учили тянуть носок, правильно делать повороты, ходить индивидуально и строем. Этим с личным составом рот в основном занимались сержанты школы. Я до сих пор помню их команды: "Раз-два-три. Выше ножку, чтобы стёкла в домах звенели! Взвод, стой! Раз-два". В полку мы, механики, тоже ходили строем, однако уже без особой чёткости шага. Другой была наша основная задача. Но вот однажды нам всё-таки напомнили о курсантском прошлом. И строевой подготовкой с нами, механиками, лично занимался проверяющий генерал-майор. Видимо, генералу что-то очень не понравилось. И он решил на время стать сержантом. Так что гонял он нас не хуже любого из них. Вероятно, до него дошли ложные слухи о том, что среди механиков-срочников не всё в порядке с дисциплиной. И даже был единичный случай употребления алкоголя, прямо скажем, позорящий честь и достоинство военнослужащего СА. Но те солдаты были строго наказаны. Они получили по два года дисбата за кражу спирта со склада ГСМ и избиение часового. Больше желающих не нашлось. А мы во главе с генералом ещё долго занимались строевой, а затем вернулись в казарму.

николай100: В 1956-57гг в шмас нач строевой поготовки школы был подполковник Курбатов строевик высокого класса.Когда он шел на доклад к нач.школы строевым шагом перед л\свсей школы это было как у Кремлевских солдат.Красиво четко.Вся школа любовалась его строевой выправкой.Еще был отличный строевик ком.взвода нашей 5 роты л-нт Попов.Может кто его и знал после нашего выпуска.


Юрий: За всю срочную службу усиленно заниматься строевой пришлось дважды. Первый раз в Барнауле в 1967 году,когда мы готовились к параду на 1-е Мая.Ежедневно в течение двух недель, по часу на плацу под удары двух барабанов, мы ходили в составе рот перед трибуной на которой обычно стоял полковник Сергаев-наш начальник школы.После тренировок прошли торжественным маршем по центральной площади Барнаула.В Рубцовске пришлось пройти перед трибунами стадиона уже без тренировок в честь праздника Алтайского тракторного завода.Ну, а второй раз пришлось усиленно,но не долго, заниматься строевой на курсах офицеров запаса в Иваново,когда нам приходилось попеременно ,то в строю ходить ,то командовать за комвзвода,правда занятий этих было немного и только на экзаменах все повторилось.Во время службы в дивизии строевой не было ни разу,только один раз пришлось стоять в почетном карауле на похоронах разбившегося экипажа из полка. Первое мая в Барнауле на марше 3-я рота.

alexey-2108: Привет! Я служил в ШМАС в/ч 22635 г. рубцовск, в 1994-1995гг. авто взвод. За тем на Урал Челябинская область, г. Троицк... А наша часть, расформированна в 1994 году.

москаль: На моей памяти было всего две смерти военнослужащих. Всё-таки я служил в спокойное "застойное" время, в семидесятых. Одна потеря случилась в ходе ночных полётов. Выполнив задание, самолёт благополучно приземлился на аэродроме, а экипаж (лётчик и штурман) отправился отдыхать в домик лётного состава. Они шли по обочине дороги, когда сзади на штурмана наехал армейский автобус и задавил молодого лейтенанта, который только недавно прибыл в полк сразу после училища. Позже выяснилось, что солдат-водитель заснул за рулём. Всё-таки смерть бывает чудовищно нелепой! Потом всем полком провожали покойного в последний путь. Второй случай - солдат угнал из части машину и в пути застрелился. Рассказал это затем, чтобы молодёжь в жизни была очень осмотрительной.

николай100: По прибытию в полк вГСВГ тех.звена рассказал о технике безопасности при работе воздушным баллоном.Дело в том что до нашего прибытия один мех-к ради шутки другому мех-ку из в\баллона пустип воздух в заднее проходное отверствие в результате которого разорвало.Одного похоронили другой поехал в тюрьму.Дикий случай но был.

skas: Интересно, а как он его уговорил на такой эксперимент?

Alexmal: николай100 пишет: один мех-к ради шутки другому мех-ку Эта байка, со страшным выражением лица, рассказывалась каждому новому сотруднику любой организации на территории бывшего СССР правильным «Инженером по Технике Безопасности» предприятия. И рассказывалось, обязательно!, как бы от первого лица. У медиков это был кислородный баллон (у подушки давления не хватало), у сварщиков – ацетилен, у токарей/слесарей – пистолет для сдува стружки или магистраль для пневмоинструмента и т.д. Собственно эта байка и предотвращала реальные трагические ситуации связанные с нормальным желанием бурного молодого неокрепшего ума проверить: А что будет, если…? А реальность такова: «С развитием промышленности в различных видах производства все чаще применяется сжатый воздух, который подводится к рабочему месту в шлангах для работы пневмодрелей, пневмомолотов и для других целей. В связи с этим появился новый вид травматизма. Первое описание разрыва толстой кишки под действием сжатого воздуха принадлежит Stone (1904). Он оперировал больного через 3 часа после происшествия. В сигмовидной кишке было найдено два перфорационных отверстия. Еще через 1/2 часа больной умер. В 1911 г. Andrews опубликовал первую статистику, собранную им,главным образом анкетным путем. Из 16 описанных в этой статье наблюдений только 4 закончились выздоровлением больных. Waugh, Leonard к 1951 г. собрали статистику уже из 87 наблюдений, в том числе у 71 больного была перфорация и у 16 не было перфорации кишечника. Учитывая публикации, имевшие место после 1951 г., нужно считать, что к настоящему времени описано до 100 наблюдений разрывов толстой кишки сжатым воздухом.» Далее http://meduniver.com/Medical/Xirurgia/575.html

москаль: Я не занимаюсь "надувательством", а пишу о реальных фактах. Конечно, это было бы смешно, если бы не было так грустно в действительности. Однажды мой техник внимательно посмотрел на меня и сказал: "Надо проверить лопатки компрессора на предмет сколов или трещин". Я возразил, что не смогу туда пролезть, поскольку каналы воздухозаборников "Яка" очень узкие. "Ничего. Ты не толще предыдущего механика. Тот лазил. И ты пролезешь." - ответил техник. Ну, что делать? Разделся до пояса. Сжимая до предела грудную клетку, пролез в двигатель. Осмотрел лопатки. Надо обратно. Никак! Застрял. Ору технику. Он взял меня за ноги и вытащил. Кожу ободрал, но рёбра остались целыми. А ведь могло быть и хуже.

николай100: Да я не был свидетелем этго безобразного случая но строслужащие у которых ДМБ был в 1957г свидетели этого.Да и к чему тех звена в то время рассказывать баики.Так-же и АП сбивало на смерть тех.самолета.И вообще я не пишу не о подтвержденных данных.

Валентин: москаль пишет: Однажды мой техник внимательно посмотрел на меня и сказал: "Надо проверить лопатки компрессора на предмет сколов или трещин". Я возразил, что не смогу туда пролезть, поскольку каналы воздухозаборников "Яка" очень узкие. "Ничего. Ты не толще предыдущего механика. Тот лазил. И ты пролезешь." - ответил техник. Ну, что делать? Разделся до пояса. Сжимая до предела грудную клетку, пролез в двигатель. Бывали случаи, когда птицы попадали в канал воздухозаборника, такие случаи не редкие в авиации. Мне приходилось на Су-15ТМ лазить в воздухозаборник, тот достаточно узкий, пришлось раздеваться до пояса и лезть, чтобы посмотреть состояния лопаток компрессора - обычное дело механика, следить за исправным состоянием двигателя и самолета в целом.

москаль: Помню, что в ШМАСе командиры нашей учебной роты нам ставили в пример одного прибалта, который койку хорошо заправлял. Думаю, что свою койку я заправлял не хуже, да и другие курсанты тоже. И правила эксплуатации авиатехники я изучил не хуже него, а может быть даже и лучше, поскольку ШМАС окончил с отличием по всем предметам. А в полку такой вид осмотра двигателя всё-таки был скорее исключением, чем правилом. Для этого применялся простой электрический фонарь, чтобы подсветить крыльчатку. А если бы в двигатель при взлёте или посадке самолёта попала птица, то она вполне могла вывести его из строя и привести к аварии. Птицы действительно попадали в самолёт, но их засохшие кровавые ошмётки я сдирал с консолей крыла, а не с двигателей.

Валентин: москаль пишет: Птицы действительно попадали в самолёт, но их засохшие кровавые ошмётки я сдирал с консолей крыла, а не с двигателей. Никто на данный момент не может подтвердить моих слов, но как только на этом форуме появится наш комэска Мельников С.Д., обязательно вернусь к своему сообщению, и с просьбой к комэске, что бы подтвердил, что я ничего не выдумал. Естественно, такой вид осмотра двигателя, было исключением, но по всему авиа-полку случаи попадания птиц в воздухозаборник были, а в авиации в целом, думаю и вовсе не редкие случаи.

николай100: На як-28 в турбину действительно попадали птицы.На аэро-ме в Тукумсе был во время полетов организован техюпост для осмотра с-та на случай попадания птиц и оставления тросика тормозного парашютаю.Если птица попадала в са-т полет прекращался и двигатели заменялись.Но что-бы лазить в сопло у нас ни кого не застовляли.На ил-28 в удл.трубу для проверки лопаток лазили с фщнарем каждую предварительную.После очередных пллетов.

Юрий: По поводу птиц хочется рассказать вот что: во время службы в Витебске на самолете АН 12 весной примерно раз в 1-2 недели приходилось вручную(с помощью ручного гидронасоса) выпускать закрылки и потом со стремянки осматривать внутренние полости крыла.Дело в том,что птицы мелкие любили вить гнезда в крыльях самолета,залетая через отверстия тяг. Наш самолет летал не очень часто и птицы даже птенцов успевали насиживать.Закрылки опускаем ,а оттуда птенцы с гнездами на бетон падают.Жалко было ,да деваться некуда.

Валентин: николай100 пишет: Но что-бы лазить в сопло у нас ни кого не застовляли. Про сопла ничего не писал, КТО писал про сопла

Юрий: Опять,чтоб не было лишнего спора,напишу,что за всю службу техником самолета пришлось в сопло двигателя МИГ 17 забираться самому,т.к. у меня в то время не было механика,а в парковый день было задание проверить ультразвуковым дефектоскопом лопатки турбины двигателя.Единственное неудобство - 4 термопары под углом 90 градусов по кругу в удлинительной трубе,приходилось стараться их не сломать,лишние хлопоты были ни к чему.Техник звена стоял с прибором снаружи ,а я с датчиком вращал турбину и проводил датчиком по лопатке. К счастью ничего плохого не обнаружили. Обычно такие парковые дни специализированные проводились ,если где-то ,что-нибудь случалось с техникой при эксплуатации.А в одном из полков лопатка разрушилась при опробовании двигателя на земле и вылетела наружу,пробив фюзеляж.Моему самолету было в 1974 году уже 21 год, а двигатели имели ресурс 200 летных часов,а потом отправлялись на завод.Один полет длился от 35 до 65 минут вот и считайте сколько раз можно было на этом двигателе летать,конечно еще и в ТЭЧ катали на 50 и 100 часов.С птицами особых проблем не было,на стойках шасси останки встречались,но в двигатель не попадали.

москаль: В нашем полку птицы не могли вить гнёзда в самолётах. Честно говоря, впервые об этом слышу. Ну, разве только в маленьком самолётике "пчёлке" мог случайно появиться рой пчёл, поскольку этот аэроплан всё время простаивал зачехлённым на открытой стоянке. Но "МиГи" и "ЯКи" летали очень часто, днём и ночью. А находились они в закрытых укрытиях, которые мы, механики, называли "капонирами". Вероятно, наш полк своими полётами кому-то очень досаждал, был шумным и потреблял много керосина. Поэтому в постсоветское время его расформировали, самолёты сдали в утиль, а аэродром превратился в груду развалин.

Юрий: москаль пишет: В нашем полку птицы не могли вить гнёзда в самолётах. Честно говоря, впервые об этом слышу. Я только намекнул,что самолет летал мало,но поясняю.Самолет АН 12,на котором я был механиком в Витебске был самолетом командира дивизии генерала Зайцева и использовался только для полетов генерала в командировки с погрузкой персональной Волги. На близкие расстояния в пределах округа использовался самолет ИЛ 14 чешской постройки ,люксованый. На этом же АН 12 летал и зам командира дивизии полковник Щетина,но тоже редко.Сменный экипаж летал на этом самолете при мне один раз,когда мы улетели на доработку в Иваново. Ну и за время моей службы отправляли самолет в Африку с генералом во главе и в августе 1968 года переправляли десантников в Чехословакию,причем наш самолет шел головным. Ну а в основном стоял он ,когда полк летал по плановой таблице для обучения экипажей.

skas: Ребята! На мой взгляд вы несколько отклонились от темы... Все таки судьба ваша в других подразделениях это тема отдельного форума! Очень интересно все таки воспоминания об нашей учебке... Жаль что моего призыва только один человечик откликнулся!

Volodya: Про учебку говоришь.В 74 году класы были оформлены по тем временам на 5+ движки распилины узлы видны, плокаты цветные. Приезжал космонавт в гости вот кто не помню.

пронин алексей: И в 84 году классы были на 5+.И стенды с системами самолета,и агрегаты и движки пилиные.На аэродроме все приспособления,инструмент.Учили хорошо,кто хотел,тот запоминал.

москаль: Отклонились от темы? Впрочем, можно вернуться и к теме, хотя учёба в ШМАСе и служба в полку связаны между собой. Поясню, что я имею ввиду. По окончании ШМАСа нам присваивали классность, но по какой-то причине забыли поставить отметку "3 класс" в соответствующей графе военного билета. В полку после нескольких месяцев службы "за штатом" я был назначен приказом на штатную должность "авиамеханик". Но при этом опять забыли указать классность в военном билете. Месяца через три я был назначен на должность "старший авиамеханик", но опять без присвоения классности. Старший механик - это уже опытный специалист, но почему-то без классности. Подобный казус, вероятно, произошёл из-за отсутствия соответствующей записи в военном билете, которую надо было сделать ещё в ШМАСе перед отправкой авиамехаников в части.

Юрий: Мне хочется сделать небольшое замечание по поводу отклонения от темы: По-моему наша главная тема-это служба в авиации и наше место в авиации.Я на форуме довольно давно и уже многое из воспоминаний было написано ранее,но остался интерес пообщаться с одноШМАСниками. Вчера исполнилось 45 лет с момента моего призыва в армию, а у ТАРБАГАНА вообще 50.Поэтому практически сослуживцев найти на форуме не возможно-возраст(да и мужики в России живут по статистике до 58 лет),многие ,с кем открывали ветку 48-ой школы перестали выходить на связь.Вот мы и поддерживаем ветку различными воспоминаниями,потому что -это воспоминания выпускников 48-школы механиков,что нас и объединяет. Ну,а мне повезло, я начал службу в ШМАС Красноярска,потом в Барнауле,а потом и в Рубцовске и получаюсь как бы связующим звеном между разными поколениями Шмасовцев. Если кому,что интересно по поводу службы в 48 школе в конце 60-тых ,лучше задавайте вопросы.

ТАРБАГАН: Volodya пишет: Приезжал космонавт в гости вот кто не помню. А я прекрасно помню встречу с Германм Степановичем Титовым ,на плацу построен весь личный состав школы (около 2000 тысяч )и Павел Евдокимыч Сергаев (инж.полковник ) рапортует майору Титову о готовности 48ШМАС к встрече с ГЕРОЕМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ! Было непревычно видеть и слышать рапортующего начальника школы.Мне показалось что и Титов испытывал какую-то неловкость,скорее всего показалось,но в памяти осталось НАВСЕГДА !

ТАРБАГАН: пронин алексей пишет: стенды с системами самолета,и агрегаты и движки пилиные. Это точно ! Разрезы двигателей выполнены превосходно,всё видно и понятно.Вспоминается как я исполнил КЛАССИЧЕСКУЮ МУРКУ на лопатках компрессора д-ля АИ-20.Каждая ступень различалась по высоте звучания и ударяя по лопаткам извлекались звуки. И вот на самоподготовке (кто спит,кто письма пишет,кто зубрит )я решил сыграть на компрессоре.Получилось !Сыграл на БИС.Всем захотелось научится играть.Прибежал дежурный преподаватель !Похоже тоже любитель-музыкант и исполнил ВО САДУ-ЛИ В ОГОРОДЕ ! У него дочка на металлофоне играла эту песенку, вот и запомнил.Вот уже семидесятый год живу,а учёбу в Барнаульской ШМАС всегда вспоминаю с радостью !

Volodya: Помниться ещё не совсем про ШМАС, но рядышком. Я призывался из Брянска, места лесные знаете, а тут степь. Зима ладно перезимовали, а вот весной. В мае уже была жара и когда ветер со степи поднялся, то в первый раз в жизни увидел "белоё солнце" от степной пыли. Доводилось вам это наблюдать?

ТАРБАГАН: Volodya пишет: первый раз в жизни увидел "белоё солнце" Приходилось несколько раз в Турмении ( МАРЫ),Забайкалье (Борзя ),Монголия ( НАЛАЙХ ). В Монголии солнце кажется БЕЛЕЕ !

москаль: Помню, что зимой 1975-76гг. штаб Сибирского округа поставил перед военнослужащими задачу набегать на лыжах 200 километров. Тогда эта цифра мне показалась нереальной, взятой либо с потолка, либо с показателей спортсменов-разрядников. На лыжню мы, курсанты ШМАСа, выходили в шинелях, шапках-ушанках, а на руках - трехпалые рукавицы. В мороз тесёмки шапок завязывали под подбородком или сзади, на затылке. Лыжи - две гнутые деревяшки с примитивными ремнями-креплениями. На таких дровах далеко не уедешь. Обычно колонна курсантов растягивалась по всей трассе. Чтобы легче было идти, некоторые подтыкали полы шинели под ремень. Вперед вырывались самые сильные и продвинутые в лыжной подготовке, а сзади плелись все остальные. До армии я имел некоторый школьный опыт хождения на лыжах, но рубцовскую лыжню не любил и с трудом добирался до финиша. А что говорить о выходцах с Кавказа и Средней Азии. Те вообще раньше на лыжах не стояли. Зато отличались говорливостью и медлительностью. И какими они потом стали механиками? В полку такие быстро понимали, что продуваемый всеми ветрами аэродром не их стихия, и старались осесть на спокойных должностях. Так, один кавказец весь срок службы проходил ДСП. В 70-е годы это был спокойный и безопасный наряд. Другой почти сразу стал каптёром. Вероятно, среди вещмешков и парадок он чувствовал себя комфортнее. А я на аэродроме научился быстро бегать. Все операции, связанные с подготовкой самолёта (позже двух) к вылету, делал быстро, часто бегом. При этом старался не допустить ни минуты, ни секунды простоя. В моей голове тогда крепко засела мысль о том, что самолёт должен быть готов к вылету в любой момент. Так и прослужил в темпе до самого дембеля. И друг у меня в полку был шустрый Вася Сокол, который птицей летал по аэродрому. Иначе было нельзя.



полная версия страницы