Форум » Школы младших авиаспециалистов ВВС » 47-я ВАШМ Чарджоу в/ч 13729 (продолжение) » Ответить

47-я ВАШМ Чарджоу в/ч 13729 (продолжение)

Admin: Slider и другие с авиа.ру, ждем вас на новом форуме! Воспоминания о службе в ШМАС Чарджоу. Довгаленко Александр Витальевич Исповедь военнослужащего срочной службы - полная версия http://artofwar.ru/d/dowgalenko_a_w/text_0010.shtml

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Gen: Хмурый пишет: Читаю ВВС,а дальше вот уже 40 лет не могу прочитать ни фига, потому как не разборчиво.То ли линейные, то ли остальные не разберу. Рыскал по инету, в надежде найти, ни чего не нашёл... Это загадочное слово "линейные" озадачило и меня ещё на гражданке после первой призывной мед.комиссии. Придя домой я спросил у отца (вереран ВОВ), что это означает??. Он сказал, - "Ну, сынок, это значит, что ежели чего, то вы первые на передовую". После выхода по старости на пенсию и занимаясь военной историей узнал, что слово "линейные" - означало.

Gen: а приписали меня вроде бы к морфлоту!

82-й: "Линейные". У меня в этой графе: р/технические. Потому, что в военкомате определили (как?) и сказали даже куда (откуда знали?) - на Север. Наверное, был какой-то спрос туда и в р/тех.? Про ГСП сказать почти ничего не могу. Не помню вообще. Сколько времени там провёл? Несколько картинок в памяти осталось. Но это отдельные картинки. Наверное всё произошло в течение одного дня. Просчитаю возможность - надо смотреть расписания поездов и прикинуть. Ночёвки не помню. Помню днём, командой (человек 15), ехали на поезде - сержант сопровождающий. Ночью приехали в часть в Вышнем Волочке. Точка на "гражданке" поставлена. Дальше - до "войны" и после "войны".


Юрик: У меня в этой графе "ВВС учебные",причём написано явно моим почерком,значит,сами заполняли свои карточки

Gen: "Линейные части". Ещё в Царской России, существовало понятие — линейный батальон. Это воинская часть, стоящая гарнизоном на линии государственной границы. "Термин линейный стал иногда применяется в художественной литературе, обозначая им все подразделения, которые по своему назначению могли участвовать непосредственно в бою. Примеры подобной терминологии — линейный кавалерийский эскадрон, линейная танковая рота, линейный стрелковый батальон, линейный артиллерийский дивизион. Понятие линейный не применялось к подразделениям обеспе́чения — сапёрным, транспортным, санитарным, хозяйственным. В ВС СССР после Великой Отечественной Войны термин линейный по отношению к подразделениям, применялся (применяется) только в разговорной речи и литературе, в руководящих документах (служебной документации) отсутствует". (Википедия) Показанный выше мой документ, подтверждает что Википедия "иногда" ошибается.

82-й: Реконструкция событий 15.05.1973г. (вторник) (в расчёте на то, что расписание поездов дальнего следования не очень изменилось за прошедшие годы, на основании сохранившихся документов и остатка здравого смысла) Ночёвки в ГСП не помню. Тогда так: - время восхода местное -04-18, - время явки на сборный пункт в повестке (почему-то) не указано. Но это, точно, утро. Вероятно, 09-00, - время пребывания на сборном пункте - допустим один час. Вероятно, отъезд в 10-00, - время в пути до ГСП - примем один час. Вероятно, прибытие в 11-00, - поезд 210А уходит с Ленинградского вокзала в 18-45, - поезд 210А прибывает в Вышний Волочёк в 23-08, - время заката местное - 20-32. ==================================== Сходится. Помню, когда ехали в поезде - было светло, а в Вышний Волочёк приехали ночью.

Gen: 82-й пишет: Помню, когда ехали в поезде - было светло, а в Вышний Волочёк приехали ночью. Супер! Приведенная реконструкция представляется вполне достоверной. Вероятно, спецнабор был целевой. Конечно, если всё происходило в один день. Надо ещё посмотреть - дату призыва в РВК и дату приказа о зачислении в В\Ч курсантом. Кто был в вашей команде? технари? Когда вам выдали Военные билеты?

82-й: Приказ военкома - в РВК 15.05.1973. Приказ - курсант 19.05.1973. Про команду - не знаю, тогда знакомы не были. А во взводе были парни со средним, средним техническим и первокурсники ВУЗов. Один был после пединститута. Служить - один год. Все обалдели - полгода учёбы в ШМАСе и уже "старик", дембель через полгода. И служить в Крым поехал. Военный билет выдан 14.05.1973.

Хмурый: Вчера посмотрел снова запись в учётной карточке. ВВС лин.остальные. "Лин." - это точно линейные.А вот другое слово " остальные", только так читаю. И как это понять. ВВС линейные остальные? И записи таких две. На вкладыше мед комиссии, который вклеен. И в одной из граф в самой карточке. Не из головы же военкоматовские работники писали нам это в учётно послужных карточках. Рыскал в интернете. Не нашёл. Какую бы вы запись сделали,призывнику, который призвался в ВВС,если бы были работниками военкомата? Уж если писать наземные ВВС то правильнее было бы -наземные части ВВС. ВВС учебные, тоже не то, тут надо бы учебные подразделения ВВС, как то так. Но в карточке уж больно мало места, вот тут всё так и написано сжато. Было бы для меня более менее понятно, ну написали бы просто ВВС линейные! Нет надо было добавить ещё остальные! Вот ведь все в ВВС срочную служили. И у всех по разному написано. Остальные это звучит как "попутчики". Ходило у нас такое выражение"попутчик авиации". А мы механики попутчиками не были. Вот бойца носящего тоже голубые погоны, смотрящего за свиньями, или помню одного, который возил отходы из столовой в бочке на лошади. можно так назвать. Хотя они тоже полезным делом занимались.Хотя кто знает... Мог бы и я в такие свинопасы попасть... В "остальные"

Хмурый: Вот ещё про слово - линейный нашёл. 4. Регулярный (во 2 знач.), составляющий основу каких-н. соединений. Линейные войска. Л. стройотряд.

82-й: Вот тут??? http://recrut.mil.ru/for_recruits/position/more.htm?id=555@BasePost В частях и подразделениях связи ВВС военнослужащие будут находиться на должностях: телефонист засекреченной связи, телеграфист, линейный надсмотрщик. http://old.redstar.ru/2009/04/01_04/3_01.html

Хмурый: На нас с вами, ребята, теперь можно вешать таблички с надписью "музейный экспонат". Все шмасы, вашмы и пр.ушли в историю!Если мы раньше готовили технику к полёту, подвешивали бомбы, ракеты, пушки заряжали. Да мало ли что на аэродромах мы выполняли. Под контролем конечно командиров. Учили, как обслуживать новое вооружение, подвешивать новые ракеты. То теперь уже давно ВВС срочники не нужны. Призывают но мало. да и к технике чай не допускают! Там теперь контрактники. И как я по ссылке сейчас прочитал. Специальность получают по месту службы. А нас то по полгода учили! Схемы по БВ во всю стену!Как чего ,где нажать. Пушку на время разбирали и собирали! А сейчас как я понял. Пришёл, хочу быть механиком по авиавооружению. Пожалуйста говорят. Приходите. Мы вас на месте всему обучим, без всяких шмасов! Утрирую конечно. Да. Вот как армия изменилась за 40 лет! Ни сапог тебе, ни портянок!И тётеньки гражданские наверное вкусно, вкусно готовят!

Gen: Хмурый пишет: На нас с вами, ребята, теперь можно вешать таблички с надписью "музейный экспонат". Все шмасы, вашмы и пр.ушли в историю! Вы абсолютно правы! "Течение времени не остановить!" (кто из великих это сказал не помню, я только повторил). Чтобы в музее нашего времени не остались только таблички "музейный экспонат" после нашего ухода, нужно оставить (на бумаге или других носителях) наши личные воспоминания - мемуары о ШМАСах и ВАМШах и о том времени в СА в СССР, как это было. Было всё и доблесть, и подлость, и служба, и "сачки", и геройство, и преступления, глупость, дурость и порядочность и патриотизм, ответственность, стойкость и мужество. Кто то видит службу из окопа, или из штаба, или из госпиталя, или с продсклада и "коптёрки", или обкома и "красного уголка". Важно, чтобы воспоминания были о том что, сами видели и участвовали, делали и чувствовали.

Gen: Начало от 22.11.16 пост 337. ...... Ну подумал я, хорошо что тепло и "покупатели" симпатичные ребята. А город то как называется? спросил кто то. Чарджоу - ответили они. Чарджоу??? Где это никто из призывников не знал. Дальше развивать эту тему они не стали , как мы ни старались, более по географии ничего. Моих знаний на тот момент хватило только на то, что я знал Гуанчжоу это Китай. Гуанчжоу - Чарджоу оч. похоже.... значит на границе с Китаем. Ну что, подумал я.... я там ещё не был ... путешествовать я любил. (Продолжение) Теперь надо было как то попасть в эту команду. Наши "покупатели" расспрашивали интересующихся призывников об их образовании, физподготовке. Они говорили, что им нужны технически грамотные, получавшие профессию, спортивные ребята. Говорили, что бегать придётся много. У меня за плечами была профессия и разряд по регби. Я попросился в их команду. Меня и ещё троих из нашей компании они взяли на заметку. Одновременно на ГСП работали несколько "покупателей" из В\Ч и они забирали свои команды. Прибывали новые призывники. В общей сложности на ГСП крутилось более сотни призывников. Наши "покупатели" спрашивали фамилии подходящих и понравившихся призывников, брали на заметку сказав может и вас возьмём. Настало время обеда и все разошлись по своим делам. После обеда в актовый зал,кино серии "Битва под Москвой" , "Сталинградская битва" смотрели мы это уже по третьему разу. На улице уже резко похолодало, морозец был, но без снега. Невольно сравниваешь каково было тогда нашим отцам и дедам в 41-и и 42-м зимой. Так закончился четвёртый день срочной службы, а мы (несколько человек) были на ГСП.

Влад 80: ШМАСы канули в вечность как многое после развала Союза,хотя думаю подготовка в наше время была сильная,пусть и не всем пригодились навыки и знания младших авиаспециалистов.контрактник не сможет получить столько знаний быстро ,даже у нас вооружение пушки ракеты нурсы бомбы все быстро меняется а у СД,АО,РЭО итд еще быстрее. Жаль забросили хорошую школу не только спецов но и для жизни,самостоятельности,ответственности,колоккиивизма.спорта и взроления молодого человека. Пройдет 20-50 лет не будет поколения СССР и совсем забудут школы и что Чарджоу,Рига,Баку,Ташкент были городами нашей молодости и братства...

Gen: Началось утро пятого дня. Как обычно, в 6-00 подъём, уборка, перекличка, завтрак, построение с вещами. "Покупатели", которые успели оформить документы на выделенное кол-во призывников, с построения забирали свою квоту призывников. Пришли и наши "покупатели" с голубыми погонами, зачитали список и я был в их числе, вывели нас за ворота ГСП и погрузили в два городских рейсовых автобуса. Пересчитали нас по головам и куда то повезли. Настроение у нас было бодрое, закончилась неопределенность, шутили, смеялись, из окошка, увидев девушек, махали им и кричали. Минут через двадцать наш автобус остановился. Вошел сержант сопровождающий и сказал, что желающие могут воспользоваться парикмахерской и поправить причёску, приведя её в должный вид, в дороге будет жарко. По рекомендовал, сделать это сейчас у профессионалов за свой счет, в противном случае стричь будете в части механической машинкой по принципу самообслуживания. Выйдя из автобуса мы увидели, что стоим около парикмахерской, было 8 часов утра ( прим. для москвичей - в районе Даниловского рынка). Несколько человек и сержант вошли в зал парикмахерской, зал был пуст. Сержант сел в кресло и заказал себе - поправить прическу и побриться (тогда ещё брили в парикмахерских опасной бритвой). Внешний вид у него и без этого был ухоженный и аккуратный. Первая тройка призывников и я расселись по креслам и за 7 копеек постриглись "наголо". Когда мы вышли из парикмахерской, автобус заржал и затрясся от хохота. Процесс пошел, следующая партия "лохматых" изъявила желание присоединиться добровольно к "бритоголовым". Процесс стрижки длился около часа, все постриглись. Поехали дальше и минут через 30 выгрузились на Комсомольской площади и двинулись на Казанский вокзал пешим порядком на платформу. Вокзальная суматоха не помешала нам организованно добраться до стоящего поезда (куда поедет мы не знали).

Gen: Стрижка волос в Российской Императорской армии и в СССР г.Чарджоу мало чем отличалась, разве, что "царская" была с механическим приводом!

Хмурый: Нас тоже сначала пытался стричь один ротный умелец. Но когда он вот такой машинкой обкарнал одного, замполит посмотрев на его голову, решил пригласить парикмахершу из города. Которая за 50 коп( на гражданке у нас тогда "канадка" стоила 45 коп)постригла всех на лысо. Не хило наварила!И замполит чай внакладе не остался.

Влад 80: Хмурый пишет: Которая за 50 коп( на гражданке у нас тогда "канадка" стоила 45 коп)постригла всех на лысо. Не хило наварила!И замполит чай внакладе не остался. да уж круто настригла!!! нуловочка стоила везде по СССР - 5 копеек. А я коротко очень постригся, но не под ноль. При построении замполит вывел меня из строя и сказал, прическа воина должна быть не больше чем у этого бойца и на лысо вы стрижетесь по своему желанию В уставе написано короткая аккуратная стрижка. Я был обескуражен ,думал меня заставят тоже под ноль а оказалось не обязательным. С такими стрижками ходили только сержанты и если бы кореец замполит так не сказал ,думаю меня бы заставили тоже ,хотя я был готов к этому и даже позже сам побрился под бритву тк жара была не выносимая

Gen: ...... Поехали дальше и минут через 30 выгрузились на Комсомольской площади и двинулись на Казанский вокзал пешим порядком на платформу. Вокзальная суматоха не помешала нам организованно добраться до стоящего поезда (куда поедет мы не знали). (Продолжение) Никто нас не подгонял и не охранял, где то впереди шел сержант и за ним в произвольном порядке шли мы, призванные на службу "пацаны", ориентируясь по стриженным головам, поношенной и старомодной одежде. Никто не отставал и не терялся т.к. мы уже все перезнакомились и держались группами "по интересам". Вокзал жил своей обычной жизнью, все куда то шли,перебегали, спрашивали что то, кричали, смеялись, радовались встрече, плакали провожая близких. Мы были все москвичи, но никого из нас родственники на вокзале уже не провожали. Мы были где то в другой жизни - в Советской армии. Наша маршевая команда остановилась у хвоста поезда стоявшего у платформы. Двери двух последних вагонов были закрыты, но посадка пассажиров в другие вагоны шла полным ходом. Кто то сказал, что поезд идет в Поволжье. Вскоре пришел сержант с проводником, открыли дверь вагона, объявил посадку и предложил располагаться по своему желанию. Когда вагон был почти заполнен, сержант пересчитал нас по головам и ушел, закрыв двери на ключ. Вагон был плацкартный и в каждом купе было по 3-4 человека. Весьма комфортно. Второй хвостовой вагон тоже был наш "призывной", но пройти в него было нельзя, переход был закрыт. Вскоре поезд тихонечко тронулся и поехал, все прильнули к окошкам и разглядывали уходящую малую Родину. По русской традиции после отбытия поезда пассажиры начинали накрывать поляну. Наши скудные оставшиеся и вновь добытые заначки "продуктовые" выложили на стол, не густо, но у нас было и мы "приняли на грудь". Застучали колеса поезда, начались разговоры "за жизнь".

Gen: (Продолжение) Часа через два-три поезд сделал остановку. Пассажиры выходили из вагонов поразмяться, некоторые побежали в привокзальный буфет. Двери наших двух вагонов были закрыты. День клонился к вечеру, было душно. Пассажиры, возвращавшиеся из буфета к поезду, тащили что то съестное и бутылки с пивом и водой. Мы по высовывались в открытые окна вагона, кто то из призывников попросил продать ему бутылочку пивка, так мы разжились пивом и закусью. Поезд тронулся и у нас было что на ужин. Вскоре появился наш сопровождающий сержант пересчитал нас и сказал, что сейчас через вагон пройдёт буфетчик из вагона-ресторана и можно будет у него купить что нибудь из еды. Появился буфетчик, ассортимент у него был весьма скудный - лимонад, бутерброды, булочки и др. Покупали в основном лимонад и сигареты. Поужинали, ели мало не хотелось. Много курили и почти все, дым из тамбура проникал в вагон. Курящих было не много, большинство "начинающих" они не докуривали сигарету даже наполовину. Наступил вечер, все под устали от нервного напряжения и разговоров, расположились на ночлег на верхних полках. Матрасов и подушек не было. Лежали мы на голых полках, подложив под голову у кого что было, шапки, пальто и др. Долго пролежать на деревянных голых полках в раскачивающемся вагоне поезда не так просто. Через некоторое время ощущаешь, что тело болит и ломит от постоянных толчков, но сон берёт своё. Через пару часов уже спали. Так завершился пятый день срочной службы в СА.

Хмурый: Ещё раз про стрижку. У нас мода была - длинные волосы. И за такие причёски нас в школе не жаловали.Не допускали к занятиям пока не пострижёшься.Особенно военрук свирепствовал... Да и другие преподаватели - мужики. Унижали... Сам на себе испытал... Ну а о военкомате и говорить не чего! На медкомиссии строго с короткой стрижкой.Так вот на призывную медкомиссию постригся коротко. Потом когда явился за повесткой для отправки в СА, всех снова погнали в парикмахерскую, сказав , чтоб 1 см.и не более. Вот с этим 1 см. я и отправился в армию. Владимирская команда вся была с короткой стрижкой. Горьковские все были под ноль! Нас конечно, как я уже писал, тоже потом под ноль постригли. А кавказцев привезли, помню, вообще с патлами по плечи. Они первый день так и ходили не стриженые, с засученными рукавами и с ремнями на одном месте...Ну потом им конечно дали понять, куда они попали. Остригли(что потом только одни рубильники торчали), ремни подтянули, отмерив их по голове, и пуговицы были все застёгнуты. Так что стрижки у призывников были разные.

Влад 80: Если все воспоминания объединить можно не плохой фильм создать или как минимум книжецу о службе во времена СССР

Хмурый: Влад 80, согласен! И иллюстрировать соответственно фотографиями, какие мы видели у Genа. У меня фоток из учебки очень мало.Единственная, которую можно вставить, это фотка летнего кинотеатра.Остальные - это лица... Я имею ввиду книгу про нашу учебку.

Gen: Влад 80 пишет: фильм создать или как минимум книжецу о службе во времена СССР Хмурый пишет: У меня фоток из учебки очень мало.Единственная, которую можно вставить, это фотка летнего кинотеатра.Остальные - это лица... Я имею ввиду книгу про нашу учебку. Кое что в этом направлении уже делается. Вторая часть "Памятного альбома", планируется посветить именно лицам курсантов (фотопортреты). Отдельно будет раздел по Чарджоу, Вопнярке и др. если наберётся материал. Сейчас продумывается макет.

Влад 80: прзыв, проводы,выбор покупателей, дорога в учебку(часть); прибытие распределение, первые впечатления(стрижки,выбор койко-месты,столовая-питание); отношения землячество, сержанты,офицеры,роль командира и замполита, отношения между бойцами, межнациональные конфликты и ли дружба,драки, подставы...; присяга подготовка,приезд родственников,сама присяга, как это было и память о ней; учебный процесстеория, практика, сон,конфузы,конфликты интересные воспоминания; хозработы кто куда выезжал чем занимались, прикольные и курьезные моменты; наряд на кухне прием -передача, картошка,дискотека, караул случаи в карауле(змеи,вараны,скорпионы...),гаубтвахта и все о ней,дневальный дежурный мытье полов тумбочка курьезы с дневальным; увольнение и свободное время письма под копирку,кто бывал в уволнительной где и что видел, алкоголь и сигареты. быт гигиена,бритье,баня,портянки,форма,подменка,стирка,подшивка формы; служба молодой,черпак,годок,дед и дембель;отношения,прием, передача полномочий...; дембельский аккорд кто что делал или нет, проводы на гражданку.

Хмурый: А вот родственники к нам на присягу не приезжали. Далековато. Во всяком случае не помню!

Влад 80: Хмурый пишет: А вот родственники к нам на присягу не приезжали. Далековато. Во всяком случае не помню! у нас к азербайджанцам и кому то из москвичей, помню как нам бы всем тоже хотелось увидеть родителей или даже любимых девушек...,но!!!

Влад 80: Влад 80 пишет: проводы на гражданку. помню нас первых двоих водителей отправляли 3 мая 1982 года, а дембелей было 19 человек из 27 всего личного состава бойцов. Это было и поощрение и побыстрей избавиться от уже не нужных ни чего не делающих , злоупотребляющих сухим вином и уходящих в самоход воинов. Командир все документы выписал подписал утром объявил на построении поблагодарил за службу и сказал, что бы до обеда ноги нашей в казарме и в части не было. Мой стажер водитель Крутиков Сергей взялся за организацию пышных проводов еще накануне. было закуплено спиртное, колбасы,сыры, наш местный узбек приготовил плов и все вечером попраздновали в ленкомнате вместе с ответственным прапором по фамилии Драгун. Гуляли хорошо и долго, пришлось из запасника достать флягу спирта которая тоже развелась и улетела на ура... Конечно вспоминались разные случаи из армейской жизни, приколы, произносились пожелания молодым служить и оберегать наш покой на гражданке. А уж 3 мая мы все практически строем подошли к КПП с аэродрома Тузель в Ташкенте нам расстелили новенькую простынку открыли большие ворота отдали друг другу честь обнялись вытерли обувь об простынь ( я вообще был в гражданке) и вышли из части раз и на всегда. там нас подхватил водитель на 452 , который поменял на ней моего друга Петро и отвез нас на" крестик" в город так сказать 12 км. Так началась новая жизнь, было как то даже грустно, что мы уже тут ни кто и ни кому не нужны... ни кто не крикнет подъем, на обед итд. Мы с Петро благополучно завалились к нашим подругам и неделю еще прожили в Ташкенте прежде чем каждый полетел домой. Денег было по тем временам много, на чеках заработали по 1500-2000 руб, одеты были по последней моде из чекового магазина, могли себе позволить купить авиобилет за 56 руб.50коп до Москвы. а не плестись общим вагоном на поезде трое суток. Тогда казалось жизнь удалась!!!

Хмурый: А я ведь тоже на дембель через Ташкент добирался. Короче. Нас с Завитинска отправляли на дембель самолётом. Прилетел борт с призывниками в халатах и тюбетейках из Ташкента. Вот нас в него и посадили потом. И делал этот борт посадку в Новосибирске, а следующую в Ташкенте. Я хотел в Новосибирске сойти, но один москвич меня уговорил. Уж больно ему хотелось по Ташкенту побродить. Побродили...Билет на самолёт до Москвы купить не удалось... Как бы мы не ухищрялись. И уже вечером, я плюнул, и с двумя однополчанами рванул на ж.д. вокзал. Москвич не поехал с нами сперва. Но потом и он подтянулся. И мы почти трое суток ехали в поезде "Узбекистан" до Москвы. Хорошо ехали...



полная версия страницы