Форум » Школы младших авиаспециалистов ВВС » 19-я ШМАС Алуксне Латвия в/ч 33746 (продолжение) » Ответить

19-я ШМАС Алуксне Латвия в/ч 33746 (продолжение)

vasilij: Учился с мая 1967 по декабрь 1967г. После окончания был направлен со своим отделением в Барнаульское ВВАУЛ. Ребята, кто еще из Алуксне, регистрируйся!

Ответов - 222, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

vasilij: Познакомившись постепенно с полком,я понял,что в нем собиралась вся сборная солянка училища, для формирования и подготовки полков к обучению будущих курсантов.В нем были опытные летчики от камесков,ком.звена,но и летчики из разных полков и разных училищ молодых лейтенантов,даже один из вертолетчиков был.Были летчики,которые участвовали в военных событиях Африканских стран и один был летчик который горел в самолете.Это капитан Яковцев,у него был лысый весь затылок и несмотря на это остался служить и летал класс.В полку было два серебряных призера по высшему пилотажу по ВВС,это как раз Яковцев и капитан Мухартов.Батя иногда давал им после полетов,немного по безобразничать и это было Класс.Что только они не вытворяли на этих Элках - 29,даже дух захватывало.

vasilij: Так проходила моя первая зима в Сибири,степи Алтайского края.Такую зиму и с такими морозами,я видел только в документальных фильмах,а сейчас сам испытал на себе.Потихоньку пришла весна и жить стало легче.Мы стали осваивать городок,заниматься на спортивных и летных тренажерах.Знакомиться со службами обеспечивающие полеты и даже с гарнизонной гауптвахтой,где нашим еще побывать не приходилось,в основном попадали из служб обеспечения,хотя комендантского свода не было.Была одна проходная с дежурными,так что в самоволку бегали и еще как,сразу после отбоя и до подъема.Сам попался один раз и получил с другом по 2внеочереди,правда только за опоздания из увольнения.Нач штаба аэс.посадил нас в свой горбатый запорожец и отвез на аэродром и приказал выкопать параллельно взлетной смотровую щель 2 на 2 метра и метр глубиной.Вручил лопаты с ломом и сказал вечером приедет забрать.Так мы с товарищем,за день,смогли только по периметру отбить только верхнию кромку на 10см и все,глубже не как.В конце дня ,приехал Ветошкин,посмотрел,посмеялся и приказал завтра быть на полетах.Это потом, мы поняли, что над нами посмеялись.Вот представьте себе,зимой степь промерзала глубоко,а летом также глубоко высушивалась,поэтому просто руками ее не взять.Местные нам рассказывали,что раньше здесь была целина и колосились раскошные хлеба,а сейчас степь и перекати поле носится.

vasilij: Вот наступило лето,со всеми своими прелестями и проблемами.Полетов стало много,кто переучивался, кто повышал классность и тд.Наступили жаркие деньки для всех,да и погода тогда была всякая.То жарко,то бури песочные приходили из степи и тогда становилось трудно дышать,песок скрипел на зубах,а над городом висела пыльная туча.Температура достигала до +36,на аэродроме ставили подвесные баки,заливали водой холодной и так создавали для себя душевые кабины.Отдельно для летчиков,они принимали душ между заправками и отдыхом, отдельно для себя.Недалеко от города и аэродрома, находилось озеро Яровое,которое было такое соленное, что от туда добывали соль.Поэтому мы там и купались,так как другого поблизости не было,главное неудобство, нырнуть не возможно было.Это сейчас я узнал,что там построен большой лечебный и восстановительный ,современный знаменитый в Зап.Сибири лечебные корпуса.По своему составу соли в воде,он превышает Мертвого моря в Израиле.Конечно было тяжело всем,а дождей не было и прохладного места не найти.Это сейчас ,везде кондиционеры,даже в машинах,а у нас в то время даже телевизоров в полку не было и фильмы крутили в клубе не часто.В то время находясь там, мы все воспринимали естественно,жили и радовались.


vasilij: Где то летом,к нам на Славгород-Южный приземлился первый ИЛ-28,постоял с неделю и улетел.Пошли слухи,о постепенной передислокации полка в Калманку,а на Славгород- северный будут перегоняться из Омского летного училища, учебный полк ИЛ-28.Ну, а у нас жизнь била ключом,бегали в самоволки к женщинам,ходили в увольнения на танцы,но работа была на первом месте.Летали много и в две смены,но главное без ЧП.Вспомнил один интересный случай.В понедельник,как всегда общее построение и задачи на неделю.После построения, Батя приказывает офицерам и сверхсрочникам быть свободами,а склочникам остаться.Приходит из штаба зам.полит с двумя женщинами,одна мать,другая дочка.Мать пришла в штаб с жалобой на солдата, который обесчестил ее дочь и оставил беременной.Знают что носит голубые погоны,светленький и зовут Андрей.Началось опознание,мать с дочкой ходят по шеренгам и ищут.Ну и нашли,не помню чем там у них все закончилось, но такой случай еще раз повторился.Потом батя запретил все эти смотрины.Вот такая у нас была любовь,но женщин это не останавливало.Все хотели выскочить замуж и смотаться от туда.

vasilij: Проблемы на этом не закончились.К нам прибыл стройбат для строительства бетонной взлетной полосы,а контингент у них сами знаете какой был.Они начали наглеть с девушками и женщинами,пьянствовать, бить их и даже насиловать.Весь женский пол отказывался с ними общаться,тогда они стали надевать наши погоны с эмблемами.Снова пошли жалобы в полк и пришлось создавать комендатуру,а для нас закончилось свободное беганье в город.Расскажу один случай со мной.Еще до армии,я носил небольшие усы и когда призвали служить,пришлось их сбрить.В ШМАСЕ, приходилось согласно устава быть ежедневно чисто выбритым,так как следили за этим командиры на построение.После приезда в полк,такой контроль не проходил и я постепенно отпустил маленькие усики,за которыми следил.Вот,однажды летом мы строем возвращались из учебного корпуса.Было жарковато и у всех почти было расстегнуты пару верхних пуговиц.И вот проходя мима штаба,из него вышел Батя и заметил наше разгильдяйство.Он своим окриком останавливает нас и мы быстро стали приводить себя в порядок.Согласно устава мы остановились и повернулись к нему,он нас отчитал как следует(расстегнулись до пупа). Потом увидев меня,заставил выйти из строя и показывая на усы;Спрашивает-это что за барьер для мандавошек,сбрить и через пять минут придешь и доложишь,есть ответил я и мы пошли в казарму эскадрильи.Сбрив усы,пришел к нему в кабинет и доложил,а он мне говорит,что разрешает носить только грузинам,а ты как я вижу не грузин,улыбнулся и отпустил.После этого,я все равно отпустил усы и старался не попадать ему на глаза.Но все равно попался,когда с РП был в машине и он приехал,узнал меня и только приказал привести себя в порядок.Хороший мужик был,сам высокий,здоровый и садясь в кабину,ремни ему застегивал механик.

vasilij: В конце лета,прилетело начальство из училища,а с ними представители уч.полка Ил-28.Целый день ходили по городку,затем съездили на аэродром Славгород- северный.По возвращения от туда,начальство улетело,а представители Ил-28 остались.Потом уже, в беседе камеска с другими командирами после обеда играющими в белиард,я узнал что представители Ил-28 просматривают штаты нашего полка.Раньше я рассказывал,что у нас собирались многие летчики и спецы,вот из них они стали формировать и работа перед ними стояла очень большая.Так как полк должен быть сформирован до 1го декабря 68 года.Позже я узнал,что если с летчиками и командирами было еще более менее, то с рядовым,сержантским и сверхсрочниками всех специальностей были проблемы.Не все хотели менять свое место службы в Омске,на эту дыру без всяких удобств проживания и тд.Поэтому недобор был во всем и началось перетряхивание наших всех должностей и специальностей.Так получился недобор и ВСР,там где в экипажах были сверхсрочники,отказались перебираться с семьями, а пополнее из Канской школы,будет только после нового года.У нас в аес был только один ВСР,поэтому в штаб вызвали 10 человек и меня в том числе.В штабе находились представители Ил-28 с нашими делами и предложили пройти ВЛК в Новосибирске.Те кто пройдет комиссию,будут направлены на 2х месячные курсы в Канскую школу для получения свидетельства ВСР,комиссию прошли 7 и я в том числе.

vasilij: Канск находился в Красноярском крае,на излучине реки Кан.Славгороду не сравниться с ним,нормальный город из красного кирпича строения,хотя тоже был еще и Канск 1,куда мы и прибыли.На аэродроме стояли Ту-16,Ил28,транспортники Илы и были Ли2,определили нас в 7роту на втором этаже. Мы были не одни такие курсанты уже прошедшие ШМАС,видно нехватка ВСР с образованием было не в одном нашем полку.Обучение там было цикличное,мы попали в 3цикл и все как в ШМАСЕ,хотя школа была 22 Краснознамення,готовила и других спецов,не только ВСР на все типы самолетов и даже стратегических бомбардировщиках(все эти самолеты были и у нас,только там они стояли)а здесь все летали.Программа у нас была чуть другая,наши удостоверения по самолетам и двигателям были признаны.Поэтому,основной упор на связь и вооружение,а распорядок тот же,подъем,зарядка,бег,завтрак,уч.корпус и тд.В учебных корпусах учили работе ключом и на станциях Ус-9,УСП,РСб и по вооружению,ВСП(теории воздушной стрельбы),работе на тренажорах огневых установках.Здесь я совершил и первый свой прыжок с самолета Ли-2 и на них нас вывозили для работы на станциях и стрельбы.Основное наставление нам,осмотрительность непрерывная,полная и круговая на всех этапах полета- вот залог нашей безопасности.Что запомнилось как следует,так это шутки выпускающих из ПДС последний инструктаж курсанта перед первым его прыжком."Даю вводную! Если не раскрылся основной парашют, а потом и запасной, что надо делать?" - Напряженное молчание... - "правой рукой берёшь левое яйцо, левой - правое, и дёргаешь их в разные стороны! Они тебе уже не понадобятся!" Хохот был гарантирован, правда, какой-то кривоватый! Они обслуживали прыжки: открытие и закрытие двери, подборка фалов.После занятий в уч.корпусе на рациях и на занятий по вооружению, стрельбой на тренажерных установках с фото-прицелом,нас стали вывозить на Ли-2.Самолет был оборудован внутри для работы на ключе и рации,дальше внутри под стеклянным колпаком находилась турель с пушкой и вот одни работают на рации и ключе,стоит треск от пушки и все это в одном пространстве.Вот самолет отработал садится,открывается дверь,а от туда идет вонище и вылазят те кто укачался и бегом за водой мыть кабину.Летчики уже привыкшее к таким сюрпризам,всегда закрывали свою дверь.Вы вот представьте себе что происходит там,одни трещат на рации,другие лезут под купол и болтаются там у пушки с прицелом.Так что к этому нужно было привыкнуть и не у всех это выходило,а ведь кроме всего этого нужно было работать и получать оценки.Вывозили нас так по два раза в неделю,а так все в классах на рациях и изучение вооружения.В увольнение не ходили,да и постоянный состав в городе бывал редко,зато на хоз. работах бывал часто,но нас не эксплуатировали,нам и так хватало нагрузок.Когда нас накатали на Ли2,стали принимать экзамены и только после их сдачи,посадили на Ил28 и снова стали вывозить.После первого полета задом на перед,я понял что Ли2 это просто цветочки,а вот ягодки только начинались,так как после приземления,вылез весь зеленый.Самолет конечно классный и для штурмана и для летчика,а вот для стрелка,кайф только в полете,а вот на рулежке,на взлете и посадке болтает как следует.Понемногу стал привыкать,летали и на полигон по бомбометанию и на стрельбу из кормовой установки В6 с двумя спаренными пушками НР-23 с фото прицелом.Потом полеты в ночное время,полеты звеном и два раза отбомбились на полигоне настоящими бомбами.Два раза и мне пришлось пострелять из пушек по воздушным целям,а потом 2часа чистить стволы пушки.В принципе у нас в ШМАСЕ давали больше знания,а здесь дали озы и сказали что в полках наберетесь практики.Получили удостоверения ВСР и уже в конце ноября были в полку.

vasilij: Ну вот,все что уже было написано пропало,начинаю заново.Теперь мы уже не в 44уч.полку,а в/ч 21892 59уч.полка командир которого подп.Блошенко.И.П,замполитом был Светличный.Зачислили меня в 3аэс к командиру А.Гончаренко,наша аэс.находилась дальше чем бывшая, но точно в током же здании и вместе с механиками. Рядом с плацем,появились новые тренажеры,вращающие качели и катапульта,а в учебном корпусе, чехи установили тренажер Л-29 с полной имитацией полета.Утром в понедельник,состоялся развод,где нас познакомили с летным составом и со своими командирами.Батя,в коротком напутствие пожелал удач в работе и предупредил-что он меньше всего будет смотреть прошел ли ты не отдав честь,но если будут жалобы от экипажа,или без уважительной причины не будет допущен к полету из за давления или еще чего,будет списывать с летной работы и отправлять в наземные службы,вплоть до роты охраны.Меня зачислили в экипаж ком.звена Колмогорова Валентина, кажется Григорьева из Омска.Он жил с семьей у нас в городке,мы хорошо подружились в дальнейшем с ним.Утром, мы все, вместе с штурманом Серовым Анатолием встретились у медика,получили допуск и пошли завтракать в летную столовую.После завтрака на зеленом автобусе поехали на аэродром Славгород 1.

vasilij: Подскажи как вы выкладываете свои фото сюда,у меня тоже они имеются еще со ШМАСа...

МИГ:

vasilij: Всех приветствую!Ну вот закончился мой отпуск,летал с женой к детям в Германию в г. Бремен.Там с 2000г.живут два моих сына, они после школы уехали туда поступать в Бременский университет,закончили его и остались там жить,а мы 2раза в год летаем к ним в гости. Продолжаю свои воспоминания.Раньше в верху, Виктор писал о ребятах моего отделения с которыми я приехал сюда служить и мы вмести жили в одной аэс 44уч.полка, пока меня не перевели в 59уч,но все равно друзьями мы остались до самого дембеля и даже потом встречались. Приехав на аэродром,меня начали знакомить с самолетом у которого бортовой номер был 26,вмести с техником я облазил весь самолет,познакомился с прибористом и во оружейником,обговорили и проверили все узлы и агрегат качающий помп,прицельную станцию и турель с боекомплектом,во общем весь день провел на самолете и даже не пошел на предполетный завтрак.После обеда,пошел в уч.класс где подготавливались к завтрашним полетам.Так прошел мой первый,не летный день.Зато плохо спал и всю ночь с мондражем ждал утра.

кузнец: https://b.radikal.ru/b23/1806/c8/7498e397e831.jpg

кузнец: Офицеры ШМСа. Помню: в 1 ряду, 5 слева - п-к Крастин, в 3 ряду 7 слева - к-н Харьковский мой ком. взвода. Пиши кто кого помнит!

кузнец: Уважаемый тезка, за основу я взял подсказку в нашем форуме в главе “Служебный”, подзаголовок “Правила форума, жизнь форума, новости”, на странице “Размещение фотографий”. А я делаю так. Зарегистрировался в фотосервисе http://radikal.ru там это просто. Далее: В фотоальбоме выбираешь фото - запоминая папку и подпись под этим фото. Лучше записать. 1. Заходишь на “radikal.ru” - л.кн. –левой кнопкой щелчок. В кавычках пишу команды – для ясности. 2. Там “Выбрать файл” - л.кн. 3. В своём компьютерном фотоальбоме по выбранному фото л.кн. двойной щелчок. 4. Можно сделать надпись на фото. 5. “Загрузить” - л.к. Фото уходит на сервер. 6. По “Малой фотографии” - л.кн. 7. По увеличенному фото - правой.кн. 8. “Копировать URL (адрес) картинки” - л.кн. 9. Перейти на наш форум, на низ нужной страницы там, где мы набираем тексты, над окошком расположен ряд иконок-кнопок. Слева от кнопки МУЖЫК находится кнопка ГОРЫ С СОЛНЦЕМ – “Картинка из интернета” – л.кн. 10. В новом окне, в строке под “Введи полный адрес” – л.кн. 11. Появится курсор и по нему – правой кн. 12. “Вставить” – л.кн. 13. “Ок” – л.кн. 14. В сообщении появится URL фото. 14а. Что бы дополнить фото текстом, надо на клавиатуре щёлкнуть по “Enter”. 14б. Курсор перейдёт на следующую строку. Набирается текст. 15. “Отправить” – л.кн. Вася, для восстановления этих записей я сбросил предыдущее фото, но форум меня “забыл” (был на многомесячных “регламентных работах”) и произошёл сбой. Но второй раз всё делал точно по этой инструкции – всё получилось. Спрашивай, если что-то неясно. С нетерпением жду твою фотосессию!

vasilij: Спасибо за подсказку Тезка,буду пробовать.

vasilij: Привет Василий!Крастина конечно хорошо помню и еще мне кажется, в верхнем ряду слева шестым стоит наш ком.роты,он с нами фотографировался на Алуксненском фото,она у меня есть и попробую выложить.

vasilij: Пробую

vasilij: Это мая служба в ШМАСЕ

vasilij:

vasilij:

vasilij:

vasilij: В Ленинской комнате ШМАС

vasilij:

vasilij: А эти уже в полку гСлавгород уч.полк БВВАУЛ.Первая зима.

vasilij: Между прочем,в этом месяце - декабре 68г и был основан наш 59уч.полк Это так считалось,хотя еще были недоукомплектованы экипажи самолетов,а также техническим обеспечением,но летать мы все таки начали.Основная задача поставленная ком. полка,была слетанность экипажа как отдельно,так и в паре,звене, эскадрильи.Так как летом,должны уже были прибыть курсанты,а у нас еще в экипажах молодые летчики с училищ,штурмана и мы стрелки-радисты.Так что у меня за ночь мондраж не прошел,а побывав у медика,пообщавшись с экипажем на завтраке,я понял, что они хорошие ребята,а командир сказал не дрейфь,не ты первый, все будет нормально.Пока ехали на аэродром,ребята меня расспрашивали о моей жизни до армии,интересовались Вильнюсом,так в беседе я и успокоился.Мысль о том, что впереди меня ждёт лётная служба, подхлёстывала и воодушевляла.На аэродроме нас уже ждал техник с механиками,они приезжают раньше нас. Декабрь 1968 и январь 1969года выдались жестокими и мы, впервые в жизни, испытали на себе морозы, доходившие иногда до 45 градусов.У обслуживающие самолет ребят, были все лица обмотаны полотенцами от обморожения и всех спасали вагончики с буржуйками,Но и лето нас не жаловало,35-ти градусный зной плавил мозг,Взлетел разведчик,определил погоду и получили разрешение на начало полетов,в основном это решал РП.Мне кажется не стоит говорить о самом самолете,о функциях работы экипажа,это может узнать каждый кого это заинтересует. Отношение,к нам, стрелкам-радистам, как к членам экипажа было совсем иным и понимали, что мы, стрелки – радисты, равноправные члены экипажа, выполняющие свои обязанности. Человек пять стрелков-радистов - сверхсрочников- сержанты и старшины ( тогда ещё не было звания «прапорщик»). Офицерский состав эскадрильи страстно желал восстановить свои лётные навыки (а это полёты по кругу, взлёт-посадка, зона пилотирования).Были, конечно, вначале, всякие казусы. Ведь в школе мы выполняли лётные упражнения на ЛИ-2 (связь и стрельба из фото пулемёта по самолёту ЯК-11 ) по очереди и за один вылет нас вывозили по 6-8 человек, а здесь, первый раз, один в кабине, тут не долго и растеряться.Мне «повезло» в первом моём вылете я немного растерялся и при связис землёй на СПУ (самолётно-переговорноеустройство), вместо связной радиостанции, нажал на «Выз», тем самым отключил себя от связи с землёй и подключил себя к внутренней связи. И стал вызывать землю. Конечно, я её не слышал, но зато меня все слышали в самолёте по внутренней связи. Командиру надоели мои вопли и безответные призывы к земле и он обложил меня несколькими фразами сочной русской речью. Тут я умолк совсем, благо, что полёт был по кругу и мой провал не мешал выполнять задание. Правда, после посадки, никакой отрицательной реакции не было. Наверное на самом деле ни я первый, ни я последний был в такой ситуации у командира. Но, в конце концов, всё вошло в норму, и начались регулярные полёты и нормальная летная подготовка.

vasilij: Питание по реактивной норме нам казалось царским, особенно после столовой ШМАСа и питание в полковой столовой. В лЗал приема пищи был разделён проходом на две части – одна часть техническая офицерская, вторая для летного состава и для стрелков радистов. Столики на 4-х человек и обслуживали нас миловидные официантки. Повара- прекрасно готовили и частенько нас баловали различными блюдами. Первые и вторые блюда предлагались на выбор из трёх видов. Рацион стрелков- радистов ни чем не отличался от рациона лётчиков и штурманов.В дни полетов, завтрак разделялся на два: первый в городке, второй на аэродроме.Шоколад, какао, вареные яйца,сыры ( и в столовой стоял поднос,как сейчас помню с плитками шоколада Аленка,бери-не хочу) каждый день. И если бы не физические нагрузки и правильный обмен веществ, то мы, при таком питании, не смогли бы залезть в кабинуJ)))После обеда,шли играть в бильяард,благо в комнате отдыха стояли два стола отцами – командирами нашего полка, поощрялось лётному составу развивать глазомер и геометрическое мышление на бильярде. Мы стояли на старшинских должностях и зарплата наша была уже не 3,80,а кажется 28,60 и плюс 3рубля за каждый прыжок. Радиосвязь на ИЛ-28 была только в радиосети полка.При радиосвязи мы пользовались обычным авиационным "Щ" кодом, то есть никакого скрытного управления не было. Кодирование было примитивным, например, аэродром вылета кодировался номером 121, а полигон 122;зоны полетов таким же образом.Сеанс радиосвязи мог занимать по 10 и 15 минут непрерывного радиообмена и даже без желания его можно было сверх легко контролировать, так как полк учебный. Причём, ограничений на радиосвязь в полете не было, можно было хоть всё время от взлёта до посадки сидеть на внутренней связи.Но зато как нас захватывали стрельбы из турели через фото пулемет по движущим целям и на полигоне по наземным.Нас захватывал азарт боя и была хорошая проверка, а что же ты стоишь, как защитник экипажа. После прилёта домой, бежали на дешифровку смотреть, плёнку фото пулемёта. Было и удовлетворение результатом , было и разочарование. Следует отметить, что летали мы тогда достаточно интенсивно, в основном по погодным условиям в весенне-летний период, когда видимость по авиационному жаргону "миллион на миллион" преимущественно днем.Мы интенсивно летали и в осенне-зимнее время, для поддержания своего летного мастерства в сложных метеоусловиях, ночью и т.д. в соответствии с наставлениями боевых уставов. Общий налет был не менее 200-250 часов в год, хотя минимальный налет на ИЛ-28 был 50 часов, для получения выслуги год за два.Характерно, что во время моей службы никогда не было переноса полётов из-за отсутствия топлива (керосина) и, читая о налёте военных пилотов в России по 20-25 часов в год, как-то в голове не укладываются преимущества нового, капиталистического строя в РФ. Должен сказать, что летчики и штурмана периодически должны были подтверждать свою классную квалификацию,а это деньги по тем временам. У каждого члена экипажа свои обязанности, которые он не должен забывать. В обязанность стрелка-радиста входили не только радиосвязь, стрельба из пушек, но и подтверждение выпуска и уборки основных шасси, выпуск закрылков при взлёте и посадке, регулярный доклад о воздушной обстановке задней полусферы.

vasilij:

vasilij:

vasilij:

vasilij:



полная версия страницы