Форум » Школы младших авиаспециалистов ВВС » 19-я ШМАС Алуксне Латвия в/ч 33746 (продолжение) » Ответить

19-я ШМАС Алуксне Латвия в/ч 33746 (продолжение)

vasilij: Учился с мая 1967 по декабрь 1967г. После окончания был направлен со своим отделением в Барнаульское ВВАУЛ. Ребята, кто еще из Алуксне, регистрируйся!

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

кузнец: Вот такие двойные мысли приходят глядя на это. Понимаю, что сотрясаю воздух, но ни высказаться не мог. Ведь и наши внуки так же служат на нашем уровне, если не хуже.

кузнец: 1 марта 1947 года у курсантов впервые начались занятия в новой Школе Младших Авиационных Специалистов. С ДНЁМ РОЖДЕНИЕМ 19 ШМАС! ПОЗДРАВЛЯЮ С 70-ЛЕТИЕМ ШКОЛЫ ВСЕХ, КТО ПОБЫВАЛ В ЕЁ СТЕНАХ!

олег мороз: Присоединяюсь к поздравлениям.Хотя после событий 1994г- расформировании школы это не юбилей а поминки по школе.


олег мороз: Видел видео года 12-13 прибалты выложили.Там сняли территорию здания снаружи и внутри.Столовая преобразилась не узнать.Да только дисциплина и распорядок как в санатории.Заходят в столовую не спеша сидят сколько хотят как последний вышел пошли в казарму.Свободного времени больше чем было у нас.По моему эти вояки увидев солдат РА разбегутся кто куда.

олег мороз: Средства на ремонт как понимаю дал запад на свои они вряд ли что сделали.Запад дал им вооружение винтовки годов 60-х изготовления.Наладки из дерева протертые вороненость стволов тоже.Авто ЗиЛы да УАЗы.Брони не засняли почему не знаю.Городскую больницу хотели закрыть из-за отсутствия средств.Местные возмущались им сказали что больных будут возить на вертолетах в другую больницу а вертолетов нет.

Gen: Немножко к истории Алукснэ.... в августе 1944-го Кликнув мышкой по картинке , она увеличится и можно подробно всё прочитать.

Виктор45: Поздравляем с днём рождения Василия- основателя сайта 19 школы!

кузнец: Тёзка, я присоединяюсь к поздравлению, желаю здоровья и чаще выходи на нашу страницу.

Виктор45: Для Кузнеца. Видишь ли, друг, мне было бы лучше поместить воспоминания здесь, а не в подфоруме "Дальнейшая служба.." ====================================================== Так было полвека назад. Конечно, многое уже забылось. Расскажу о том, что запомнилось. Пригодились короткие записи в сохранившейся чудом записной книжке. Призвали меня 27 ноября 1965 года из города Красноярск, куда я попал по распределению после окончания машиностроительного техникума. Утром следующего дня погрузились в эшелон. Нас было несколько сотен. Ехали вполне комфортно, в пассажирских вагонах. Через неделю приехали на узловую станцию Манзовку ( сейчас она называется Сибирцево ), а далее поехали в село Камень-Рыболов Ханкайского района приморского края. Помню, как вели нашу огромную толпу с вокзала в военный городок. Кто-то распустил слух, что гражданскую одежду всё равно заберут, поэтому обочины дороги после нас остались усыпанными предметами нашей одежды. Около бани на специальных чурбаках гражданскую одежду просто рубили на части. Однако объявили, что одежду можно отправить посылкой домой. Не помню, чтобы кто-нибудь отправлял одежду. Ведь ехали в самой плохой одежде, в фуфайках, в кирзовых сапогах. Пока неделю ехали в вагоне, все перезнакомились. К общему удивлению после бани и обмундирования все оказались на одно лицо и не сразу узнавали знакомых. Спать легли уже часа в 2-3 ночи, но утром подняли как положено в 6 часов. Кровати были двухъярусными, матрацы набиты соломой, подушки-ватные.Я попал на верхнюю койку, потом уже договорились с нижним соседом как прыгать сверху, чтобы не сесть на шею нижнему. Казармы были построены ещё во времена Блюхера, располагались на берегу озера Ханка. Туалеты на улице. Стены казармы уже обветшали, мы шутили, что если по стене ударить каблуком, то нога будет снаружи.Полы деревянные, натирались мастикой. Отапливалась казарма печами, которые шли в ряд по проходу между отсеками ( загородками повзводно). холодно было, хотя около печей в радиусе 2-3 метра просто жарко. По ночам тащили шинели и бушлаты с вешалок, чтобы укрыться. А перед подъёмом дневальные будили потихоньку. Сержанты делали вид, что не знали об этом. В столовую. как правило, ходили в гимнастёрках. У меня сохранилась запись: 27.02.66 температура +3. Особенности дальневосточного питания: рыба ежедневно. В супе, жареная.с гарниром, кусок селёдки с венигретом. Самые шустрые уже посчитали, сколько метров селёдки нужно съесть до дембиля. За три года счёт шёл на десятки метров. Должен сказать, что такую толстую селёдку как в Приморье, больше не видел нигде. Запомнилось экзотическое блюдо:пюре из сушёного картофеля. Поначалу еды казалось мало, потом почти все привыкли. Хотя были отдельные крупные мужики, которым приказом по части давали полуторную норму. Курс молодого солдата продолжался 3 недели. Несладко было на строевой подготовке: мёрзли ноги в кирзовых сапогах. Носки домашние иметь не разрешали, только байковые портянки. С удовольствием ходили на политзанятия(лекции) в ГОК (гарнизонный офицерский клуб). Там быстро всех развозило на сон, поэтому периодически звучала команда : Встать! Садись! 26 декабря 1965 года наша вторая рота приняла присягу. В то время я был в 21 взводе (командир к-н Староверов, замкомвзвода с-т Мазурец).Считаю необходимым заметить, что и наш сержант, и другие сержанты, призванные на год раньше нас из западной Украины, были нормальные ребята, никаких признаков национализма. Поэтому всегда удивляюсь, откуда же сейчас так много там стало нациков. После принятия присяги начались уже настоящие занятия. В нашем первом батальоне (называли тогда 1-й цикл) -командир п/п-к Симонсон- изучали ИЛ-14Т, во втором батальоне-командир п/п-к Яценко-изучали ТУ-16. Был ещё отдельный музвзвод, у них изучали какой-то маленький связной самолётик. На практические занятия роту водили на учебный аэродром.Со стороны , наверное, на нас было смешно смотреть: одеты в зимнее техническое, на ногах огромные валенки, строй 180 человек растягивался на 100-150метров. Обращались к нам "Товарищи курсанты!", слово "Солдат" даже не употреблялось.В караул чаще ходил разводящим.Пока отведёшь смену на аэродром, вернёшься в караулку, а через 30-40 минут уже пора очередную смену вести. Часовые ночью зимой прятались от ветра и холода в машинах или где-нмбудь в затишье.Приведёшь смену на аэродром и кричишь часовому, чтобы не напугать его. Можно понять, ему ночью одному жутковато. Весной 1966 года начали подготовку к перебазированию в Прибалтику, куда именно нам не говорили.Разбирали самолёты, упаковывали всю технику.На другом берегу озера Ханка была уже китайская территория. Как знаете, в те годы отношения у нас с ними были напряжёнными.По слухам после нас в село перебазировали танкистов. Где-то в последних числах апреля 1966 года погрузили нас (курсантов-в товарные вагоны, офицеров с семьями- в пассажирские) в один из эшелонов и отправили на Запад. Ехали 2 недели, в Алуксне приехали 13 мая 1966 года. В то время гремела стройка века: железная дорога Абакан-Тайшет. Мы по этому пути проехали в числе первых. В товарных вагонах были оборудованы нары, посередине вагона- печка-буржуйка. В военном городке Алуксне вторую роту разместили в учебном корпусе, внизу в подвальном помещении была караулка.В июне 1966 года начали давать увольнения по 4 часа. Первым делом все ходили на остров, к развалинам крепости ( год основания 1342). Местные к нам относились нейтрально, но к девушкам, общавщимся с курсантами- с презрением. Мне иностранные языки всегда давались легко, поэтому освоить по минимуму разговорную речь было интересно. В кафе, куда мы в увольнение ходили выпить ячменного пива, с одобрением воспринимали наши попытки объясниться по-латышски. Я и до сих пор не забыл некоторые слова и фразы. Летом 1966 года несколько раз ездили на сельхозработы, это был настоящий отдых от рутины службы.Кормили там, на очередном хуторе, просто "на убой". Молоко привозили целыми флягами, мясо, сыр, овощи- всё сколько хочешь! Ну и мы пахали на совесть. В августе 1966 года на 2-3 недели наш взвод ездил на ремонт взлётно-посадочной полосы в Екабпилс (Крустпилс). Наша задача заключалась в демонтаже бетонных плит ВПП. Плита 4х5 метров толщиной примерно 40 см.Норма на бригаду из 4 человек: выдолбить отбойными молотками эту плиту и куски бетона вытащить на целую плиту.За эту полукаторжную работу нам отвалили как премию по 10 рублей на человека.Согласен с механиками, которые считают, что отвлечений от учёбы было много, а вот настоящей практики по обслуживанию самолётов мало. Например: за всё время учёбы (а мы были последним выпуском по 9-ти месячной программе) лишь однажды подняли по тревоге ночью и мы готовили самолёт к вылету.Осенью 1966 года сдали экзамены, стали разъезжаться в полки. Меня оставили замкомвзвода-инструктором. Когда перебазировались в Алуксне рота осталась без старшины. Старшиной стал ст. сержант срочной службы Тихонов- человек курсантами и офицерами весьиа уважаемый.А меня, курсанта, перевели в его бывший взвод практически замкомвзводом. Надо сказать, что в то время сверхсрочников было мало, да и как раз призывали тех, кто родился в войну и сразу после неё. В 1966 году в школе и офицеров не хватало. Доходило до того, что начкарами сержанты ходили.К тем далёким временам вспоминаю офицеров: на аэродроме м-р Черединов, к-н Тарасов, к-н Мамедов. Во 2 роте м0р Цыбин, командиры взводов Ююкин, Хасанов, Колесов, Юрьев. В то время участок дороги к столовой проходили только строевым шагом.Помню анекдотический случай. Роту к столовой вёл наш старшина ст. сержант Тихонов. Так вот мы так врубили строевым и по команде "Стой"! остановились очень чётко и не шелохнулись. А в это время 3-ю роту вёл вновь назначенный к-р роты капитан Шабанов. Они прошли не блестяще и после команды "Рота, стой!" начали шевелиться, отставшие -подтягиваться, в общем получилась толпа, а не строй. Ну, ясно, мы в 180 глоток заржали над ними! Шабанов пришёл в ярость! Ещё бы, сержант лучше умеет вести роту! Он приказал Тихонову, чтобы наша рота ещё раз прошла. Отвёл Тихонов роту на 30-40 метров назад и тихо нам говорит:"ну, не посрамите!" Мы ещё раз врубили строевым, ещё лучше, чем в первый раз. Можно представить, какую реакцию он получил среди офицеров! Наверное , нужно сказать, что рота тогда и в самом деле была в числе лучших. Летом следующего года в селе (20 км от города) проходил слёт ветеранов и нам там вручили Переходящее Красное Знамя. Что ещё помнится из той , курсантской жизни? Был отличный солдатский буфет (называли его "Чепок" или "чипок"). Ну очень вкусные булочки, да с молоком! Два раза в неделю показывали кино, притом современные ленты, а не какое-то старьё У меня записаны названия 2-х фильмов: "Иду на грозу" и "На диком бреге". Водили как в поощрение роту в городской кинотеатр "Лиесма" (Рассвет). Были на экскурсии в местном заводе (филиале рижского завода ВЭФ). Много внимания уделялось физподготовке.Летом на физзарядке 2-3 раза в неделю бегали кроссы. Тогда и получил ВСК 2-й ступени До сих пор помню, что норматив на 2-й разряд был 10.50. Очень интересными были лекции о международном положении, которые читал пропагандист политотдела школы м-р Литвак. Осенью 1966 года поехали за пополнением в Уфу. Из призыва осени 1966 года , первого с 5,5 -месячной программой и получил свой первый взвод, как замкомвзвода 22-го. Мои курсанты начали изучать новый самолёт : чешский Л-29. В июне 1967 курсанты разъехались по полкам Поскольку я остался в школе, вся переписка впоследствие велась через меня. Взвод получил звание отличного. Тогда это было основанием для ротного сержанта получить "Отличника ВВС". Получил следующий взвод. Вот в том наборе(лето 1967 г.) был у меня командиром отделения Василий- один из основателей сайта нашей школы.С этим взводом во время курса молодого солдата и ещё месяц.После этого уехал в отпуск и во взвод уже не вернулся. Перевели на должность пом. коменданта гарнизона.Комендантом гарнизона в то время был п/п-к Арещенко П.И. Вот на этой должности служил до дембиля. Работы хватало: ремонт и оборудование КПП, комендатуры, караулки, постов. В наряд ходил часто, больше в патруль. Летом иногда на бассейн. 2 курсанта, которые были со мной на бассейне , фактически были в увольнении: загорали, ловили на удочку угрей, варили уху. В общем, в серой рутине службы изредка бывали и светлые дни. Летом 1967 года, а может немного раньше расформировали аналогичную школу в ПрибВО Вот тогда в роте появился к-н Серов. В воспоминаниях одного из механиков он упоминается как командир роты.Заметными офицерами в школе были м-р Фисенко, к-н Тарнавский. КАк минимум 1-2 раза в месяц каждый взвод привлекался на хозработы. Хорошо помню, как в Камень-Рыболове ходили разгружать вагоны с лесом и углём. Рагружать уголь зимой было очень тяжело: уголь смерзался и в люки он не проваливался. приходилось разбивать его ломами. Зато в Алуксне намного легче было в карауле, чем в Приморье. Военный городок компактный и аэродром рядом. Когда ездил в отпуск в Красноярск, попался на глаза патрулю.И надо же такому случиться: в патруле был мл. сержант Калниньш из Алуксне. У меня сохранился его адрес в Алуксне: ул. Мальенас д№ 1. Может быть, эти увидяь бывшие сослуживцы-сержанты; Кепаза,Роман, Попович, Крук, Мазурец (все из Украины), Иванов-Новосибирск, Петров-Иркутск. Мой бывший командир взвода капитан Ююкин жил в Алуксне по адресу ул. Торня 13-44. Конечно, всем им уже далеко за 70... Время неумолимо. Обратил внимание, как и другие, что офицеры почему-то неохотно фотографировались с курсантами при выпуске. На фото 22 взвода (1967 год) чудом попал м-р Цыбин, старшина роты Захарёнок. А меня позвали как бывшего замкомвзвода. Из летнего(1967 г.) остались в постоянном составе Петищев и Соловьёв. а из взвода (декабрь 1967г.) на учебном аэродроме остался инструктором Самофал В.Е. В те времена были традиции организация детских оздоровительных лагерей. В июле 1968 года такой лагерь работал на территории городка. Назывался "Орлёнок". Ребята носили пионерскую форму, принимали присягу юнармейца.Им показывали оружие, учили строю, знакомили с уставами, занимались физподготовкой. Инструкторами были курсанты и сержанты. Жили мальчишки в палатках. 1968 год- переломный год, переход с 3 на 2 года службы. Но мы отслужили от звонка до звонка 3 года.Из видео к 45-летию школы узнал нескольких ветеранов: КРАСТИН, ФИСЕНКО, ТАРНАВСКИЙ. ЛИТВАК. СЕРОВ. В моё время общее построение производилосьпо_другому :фронтом к штабу.Перед строем появлялись начальник школы и нач, политотдела, докладывал нач,учебной части п/п_-к Пысин. В караул мы ходили с карабинами СКС. Интересно, что комната сержантов 2-й роты располагалась как раз над входом в караулку. Впрочем, последние месяцы я жил в "постоянном составе" (на первом этаже штаба). Внимательно прочитал воспоминания Кузнеца. Вы были в школе с осени 1966 года до лета 1967 ? Это был первый набор по 5-месячной программе. Да, всё написанное вами очень знакомо. В это время я уже был сержантом во 2-й роте. На фотографии вашего взвода лицо сержанта мне знакомо. Дело в том, что в то время регулярно проводились "дни сержанта"-учёба сержантов и культурная программа (кино, экскурсии, лекции и т.д.). Поэтому мы были в основном знакомы. Один из основателей нашей ветки-Василий был в следующем после вас призыве. Отпуска в школе давали скупо. После учёбы не сразу, конечно, давали отпуска сержантам. Курсанты получали отпуска редко, за успехи в УБПП. Также помню, что отпуск получил курсант 2-й роты за первое место в школе за рационализаторскую работу. Он изготовил действующую модель аэродинамической трубы. Несколько слов о "дедовщине". В то время мы и слова такого не знали. Во всяком случае за 3 года в школе ничего такого не видел. Но из обширной переписки с моими бывшими курсантами знаю, что в полках такие эпизоды были. О национальной розни. Вот в том взводе, где был Василий, 14 человек (половина взвода!)-литовцы, 9 человек-русские, и ещё ребята 4-х национальностей. Жили дружно. В том взводе, где я был курсантом, наблюдалась некоторая неприязнь между ребятами с Кавказа, но враждебности не было. Основная масса курсантов имела среднее образование, остальные -не ниже 8-ми классов. В значительной степени уровень образования влиял на подбор командиров отделений и сержантов. Во времена моей курсантской жизни несколько из западной Украины были на гражданке учителями. Я сам успел до призыва закончить техникум и год на заводе проработал мастером. У Василия сержант Петищев был агрономом отделения совхоза. А курсант Саркисян работал после техникума экономистом. Курсант Шалкаускас по образованию техник-технолог.В Славгороде-2 в/ч 21451 служил сослуживец Василия Лабунский. Все мои воспоминания выглядят, наверное, несколько сумбурными. Но думаю, вам- уважаемые механики будет интересно побывать в той жизни, когда мы были молодыми. ======================================================

кузнец: Виктор, я рад переносу этого повествования на ветку нашего ШМАСа, на своё заслуженное место. Весь март не хотел прикрывать твой рассказ своим сообщением. Ведь многие читают только последнее. Как говорил Штирлиц, что запоминаются последние слова. Я хочу спросить про алуксненские зимы, ведь вы прослужили там две зимы. Вторая зима была такая же снежная, как и в 66 – 67 г? Часто захожу в инете на Алуксне и изредка интересуюсь местной погодой – малоснежно, температура то ниже, то выше 0. При мне такого не было. Мне представлялось, что там всегда должна пусть и не сибирская, но очень снежная зима, где снежинки не падают как у нас, а они нежно кружатся в сказочном хороводе. Единожды я увидел такую восхитительную зиму, которую и запомнил навсегда. Даже ежедневная чистка закреплённой территории вместо утреней физзарядки не была в тягость. Пока я наяву не ощутил её красоту, то не осознавал её прелести. Извиняюсь за лирику, но у нас то дождь, мокрый снег и то после Нового года. А если выпадет настоящий снежок, то на утро будет уже серым. В Алуксне научили правильно ходить на лыжах и с удовольствием бегал 10 км. Помню, однажды на лыжне пот заливал лицо, это в лесу, а на поляне ветер обдул и на одном глазу смёрзлись ресницы. Тогда меня обогнал двухметровый парень с первой роты в очках с бутылочными стёклами. И что самое обидно, он не скользил на лыже, а шагал как на снегоступах. Но его шаг это три моих и он шлёп, шлёп. Я и Полтаве потом самостоятельно бегал, ведь там после обеда и до ужина почти сам себе хозяин. Но в поле это совсем не то. Бежишь, бежишь а вокруг одна картина. А в лесу за каждым поворотом или деревом открывается, что то новое. Наверно пора переходить на “Ты”. С уважением, Василий.

Виктор45: Пишу коротко.Начинается дачный сезон, и я уезжаю далеко от города. Интернета там нет. До встречи осенью.

Виктор45: Привет, Василий! У меня сейчас два друга по имени Василий.Василий Афанасьевич- основатель нашей ветки и ты. О зимах в Алуксне. Они снежные, короткие, с оттепелями. К сожалению, не сохранилась фотография на лыжах.Пишу коротко, начинается дачный сезон. Уезжаю далеко от города до октября, Интернета там нет.

кузнец: Это дополнение к тому, что вот такой заснеженный ШМАС остался в моей памяти. Вот на этом заснеженном футбольном поле впервые увидел Ту-16, когда нас привели расчищать его от снежного заноса. Это было вовремя курса молодого бойца. А когда нам ещё сказали, что его будем изучать и потом обслуживать, так вообще ошалели. Ведь тогда ещё не имели понятия, что кроме механиков есть ещё и техники, а все в свою очередь со своей специализацией. Если сказать, что мы, наверно, смотрелись тогда как стадо идиотов – слабое выражение.

кузнец: МИНИ ЗАРИСОВКИ. Высадили нас в Радвилишкисе за полночь. Это что национальная армейская игра – эшелон обязательно должен разгружаться ночью? По безлюдному ночному городу бредёт в неизвестность огромнейшая молчаливая толпа, кажется, что здесь не хватает только охраны с овчарками. И вдруг в голове колонны радостный и весёлый возглас: “ Ура-а!” и он перемещается к хвосту строя. Когда шум приблизился к нам, то и до нас дошло из-за чего такой сыр-бор – смогли прочитать на вывеске первое знакомое слово на латинице - ПРО-КУ-РОР. Получение формы, переодевание и наконец, отбой. Первое правило, которое я усвоил в армии – как бы поздно ты не лёг, подъём всё равно по распорядку – ровно в 6. 00. Когда прыгнул со второго этажа кровати, то не смог понять, почему вопреки всем законам физики кальсоны приземлились на пол раньше меня. Наверно, надо купить подтяжки. Одно радовало, что в нашем кубрике из 40 солдат больше половины из нашего города, половина из них знал в лицо, а нас пятеро в разное время учились в одном классе. И сразу отправили в наряд на кухню, но там мне понравилось. В столовой ещё не успели завершить ремонт, так что столы расставили в большой палатке, а на дворе ноябрь. В мои обязанности входило: расставить на столы чистую посуду; убрать грязную; вытереть столы начисто и насухо. Работа не пыльная, но столов мало, а солдат много. Первый праздник пришёлся на второй день службы. Свободный день и решили привести себя в порядок – подстричься под “ноль”. Но аппетит приходит во время еды. У одноклассника Саши Мандрыкина была опасная бритва и он нас побрил. А ему также захотелось покрасоваться лысиной, но когда он через пару часиков зашёл в кубрик – это был кадр из фильма ужасов. Тогда мы ещё не знали, что это такое, но премьеру “Кровавый день Октябрьской революции” увидели первыми! Весь черепок в крови и кровоподтёках, а на свободных места квадратно – гнездовым методом пришлёпнуты газетные обрывки. Наверно, его ученик раньше работал на сенокосилке или вышивал крестиком. Что бы я ни говорил, но у того Елисея-брадобрея был талант – уши то остались на месте и даже два. А то, что кое-где из-под газеты клоки волос, так это уже издержки производства – он же видел такую бритву в первый раз. Как мы ни уговаривали Саню довести дело до конца, но он на повторную экзекуцию не согласился, а мы остались без второй серии. Плохо было одно – идёшь в строю, а пилотка скользит по лысине.

кузнец: Дежурю дневальным у тумбочки. Ночью заходит дежурный по части. Я ему докладываю, кажется, как и положено, но во время доклада пять – шесть раз руку то подносил к виску, то опускал – всё не мог решить, где ей положено быть. Уходя он сказал: “Ничего сынок, не всё сразу”. Первые дни я всё ломал голову – нахрена в сидении табурета вырезано отверстие, да ещё фигурное? А спросить было стыдно – догадывался, какой будет шутливый ответ. Но однажды сказали, что политзанятия будут в ленкомнате, а с собой взять табуреты. Вот тогда всё стало на свои места. В ШМАСе, в Литве мы ни кому не были нужны. Из-за слякотной погоды на физзарядку выходили, чтобы подышать свежим воздухом. Поле стадиона оставалось ещё зелёным, а рядом в редком маленьком сосняке изредка лежал снег до очередного дождика. И вот среди ветвей заметили белку, да ещё живую. Для нас детей степей это было как чудо. Сорок пар рук лепили снежки и с криками и визгом старались попасть в неё. Но она была высоко и не очень на нас обращала внимание. И правду говорят, что армия это большой детский сад, только дети с большими “пипетками”. Воскресенье самый длинный и тоскливый день. Написал письма и всё. В курилке долго не подымишь – погода мерзкая. Стоишь возле окна и всматриваешься сквозь стёкла плачущиеся ноябрьским дождём. Там, за пустырём в метрах двухстах пролегает железная дорога, по ней туда-сюда снуют электрички, останавливаясь ненадолго на полустанке. Но волнуют проносящиеся пассажирские поезда и особенно тоскливо, когда идут от Шауляя в сторону Вильнюса. Пару суток в пути и я был бы дома. А там, как всегда в это время родители уже пришли с рынка, мать к завтраку по быстрому лепит вареники с творогом под сметану. (Глотаю слюну.) Я со старшим братом у радиоприёмника слушаем “С добрым утром”, которая начинаемся в 9.15. И расстраиваемся, когда эту воскресную передачу отменяют, а читают очередную судьбоносную передовицу из “Правды”. Вечером подшиваю подворотничок, а где-то там ребята уже без меня перед танцами ударяют немного по винцу (для смелости, а то какие из нас танцоры). С одной стороны, возможно, в Алуксне и правильно делали, что мало было свободного времени – меньше волком воешь… И вот 30 ноября нас перебрасывают в Алуксне. Прошло ровно семь алуксненских месяцев и я уже мчусь по этой дороге на скором Таллин – Симферополь. Ещё от Шауляя я прилип к окну, что бы не пропустить свой первый 225 ШМАС, где прошли первые 26 дней службы. Всматриваюсь во второй этаж – там где-то два окна моего кубрика. Стоит солнечная знойная погода последнего дня июня, а у меня перед глазами дождливый грустный ноябрь… Наряд КПП. Ночью выпал снег и я старательно очищаю дорожку, хотя и знаю, что через пару часов его и след простынет – смоет дождь или растает от солнца. Но порядок есть порядок. Съезжаются служивые и не служивые. Особенно запомнились вольнонаёмные литовцы – каждый на велосипеде и с портфелем. У нас как – завернул “тормозок” (завтрак) в газету и поехал или потопал на шахту. А здесь что ни литовец, то обязательно с портфелем, даже если он и старенький. Если бы их пересадить на Мерседесы, то можно было подумать, что здесь собирается заседание Совета Министров. А так и в снег, и в летний зной, и в дождик проливной все на велосипедах.

кузнец: И в Алуксне пришлось однажды дежурить на КПП1. В паре я с ракетчиком. Позже я понял, что он наверно, такой же ракетчик, как я лётчик. Быстрей всего он служил там в роте охраны, но всё равно очень интересно рассказывал, о ракетах, о средствах защиты территории там, о разных паутинах и как в них попадали зайцы. Не напарник, а находка для шпиона. Первую половину ночи его дежурства я прослушал сказки, а вторую он дрых, ну а я сонный бдительно охранял его сон. Однажды мы сдавали посты новому караулу более двух часов. Наверно не только проверяли печати, но и все заклёпки на самолётах учебного аэродрома пересчитывали. Естественно время ужина давно прошло – даже верхний свет выключили в зале. Но наши столы оставались накрыты – гороховая каша. Мы её и раньше ели, но тогда она была горячая, а здесь чуть ли не инеем покрытая. Пока раскидывали по мискам, то пошёл такой запах, что никто не рискнул её есть. Попили чаёк с хлебушком и сержант дал команду: “Выходи, строится”. И сам первый вышел, а мы выходя из-за стола молча переворачивали миски с этой злополучной кашей. Всю свою накопившую обиду и злость выплеснули на ни чём не повинный кухонный наряд. Уже прошло много времени, но всё равно не уютно себя чувствую, когда вспоминаю этот наш дурацкий поступок. Только заступили в кухонный наряд, а завстоловой приказал мне идти с ним на склад. Показал на полтуши свиньи и сказал, что бы её отнёс на кухню. Взвалил хрюшку на спину, а он даже не помог забросить – не царское это дело. Вышел со склада, а под ногами апрельское снежное месиво с грязью. Ноги разъезжаются, туша предательски начинает скользит по спине, а мёрзлое мясо руки плохо держат. Глазами скосил назад, а старшина и не думал идти ка мной. Не знаю от куда появилось, но в голове начало стучать, как дятел: “Коэффициент скольжения двух тел равна тангенсу угла наклона плоскости”. Согнулся я в три погибели, чтобы уменьшить угол наклона до нуля, так что наверно, на кухню заполз – но тушу не уронил! Потом ни разу не проверял правильность формулировки, но этот тангенс мне всё-таки помог. Ещё одна история на кулинарную тему, но прежде чем читать далее, вспомните, какое простое блюдо в армии было вашей мечтой? Для чистоты эксперимента дружно ответите после 24 МАЯ. Интересно, сколько будет совпадений. Моя курсантская мечта осуществилась на десятом месяце службы, и то только в полку. Однажды нас человек пять отправили в помощь старлею с переездом. Опустить вещи с пятого этажа, погрузить в ЗИЛок, а на аэродроме перезагрузить в Ан-10, который должен прилететь из корпуса и помахать ручкой ему и его супруге. Нашего самолёта нет, а аэродром пуст, так как целое лето заливают новую бетонку. До телефона далеко, а старлею покидать страшно – вдруг он неожиданно прилетит… Нам то что загораем в тени машины, прозагорали обед, уже солнышко склонилось к ужину. Командир принимает решение: едим на железнодорожную станцию и перезагрузить мебель и тряпки в контейнер. Мы злые и голодные освободились около 10 часов вечера. Старлей сжалился над нами и в ресторане при вокзале разрешил заказать всё, но без выпивки. Посмотрели мы меню и я не помню, что заказывали мясное - нам это было побоку, но из гарниров единогласно выбрали жареный картофель. И официанту сказали, что бы было побольше. Вы бы видели злые взгляды нашей четы. Они свой ужин давно съели и забыли, а мы всё ковыряемся в салатике и голодными глазами смотрим в сторону кухни. Как только официант вышел в зал с нашим блюдом, мы сразу ощутили её аромат. И нам казалось, что весь зал любуется золотистой корочкой и завидует нам. Готовы каждый ломтик смаковать по пять минут, но за эти минут пять мы её проглотили. Зато ещё несколько дней мы наслаждались рассказом о том, что какой солдатской мечтой нас потчевали в ресторане. Уже позже в кухонных нарядах нам изредка удавалось выпросить у повара кусок сала, хлебом запасались, а картофель и лук брали сколько совесть позволяла. Одного выделяли для жарки всего этого на противне. После окончания работ все усаживались вокруг этого противня и устраивалось пиршество. Одно было плохо – время было за полночь, а нам вставать пять утра. А вот вкус той ресторанной картошки помню до сих пор!

кузнец: Конец июня-67 и последние дни в Алуксне. Мне, Виктору Ульриху и Петру Ефимову посчастливилось попасть в патруль. Впервые ощутили дух свободы, иди куда хочешь, делай что хочешь, но всё в пределах разумного. Не надо идти строем и созерцать только спину впередиидущего. Побродив немного по центру городка, поспешили на Замковый остров. Запечатлели себя красивых на мосту и среди развалин замка. Меня удивила эстрадная летняя площадка окружённая развалинами древней крепости – интересное сочетание разных времён. Но больше всего поразила белая ночь. Это не те ночи, которые ограничены забором школы и стенами казармы, а виденные нами только через окно. Какая красота раскинулась свободно над озером. Как может молодёжь спать в это время? Спустя десяток лет довелось услышать по радио отрывок из Мопассана в исполнении Ростислава Плятта. К сожалению, не знаю из какого произведения, если кто знает – подскажите. С удовольствием прочитал бы. Смысл таков. Старому монаху не спалось и вышел прогуляться. Он был поражён до глубины души красотой лунной ночи. И восклицает: - “Боже, для кого ты создал эту чарующею красоту, если народ спит после праведных трудов”? Вдруг замечает на берегу, на фоне реки влюблённых. Они органично дополняли этот пейзаж и понял, что это волшебство для них. Что-то подобное испытал тогда и я. Нам просто не хотелось в возвращаться в казарму. К сожалению больше я белых ночей не видел – летом тянуло к тёплым морям.

vasilij: Дорогие ребята!Поздравляю нас всех с Днем военно воздушных сил,так он назывался в Советском Союзе,а сейчас у наших детей и внуков День Военно Космических Сил.И пусть они, так же как мы,служат своему отечеству и своей родине.Они достойные потомки авиации.Всех с праздником друзья и всем космического здоровья.

Ник: vasilij пишет: с Днем военно воздушных сил,так он назывался в Советском Союзе В Советском Союзе такого праздника не было, это уже Российский. В годы моей службы (1982-1984) был День Авиации, и при СССР и в нынешнее время отмечается в 3-е воскресенье августа

desaka52: Ник пишет: День Авиации, и при СССР и в нынешнее время отмечается в 3-е воскресенье августа Небольшая поправка - раньше День Авиации праздновался 18 августа, а уже потом начал ползать по календарю в поисках третьего воскресенья

Ник: desaka52 пишет: Небольшая поправка - раньше День Авиации праздновался 18 августа Саша, поправка принимается, но это было в годы службы, отличных от моих, т.е. раньше Эта тема уже обсуждалась на форуме

кузнец: И я внесу дополнение. Извините, если это уже обсуждалось. День Авиации в СССР отмечался в 33 – 39 гг. 18 августа, с 41 г. III воскресенье августа, 47 г. I воскресенье августа, с 48 г III воскресенье июля. С 51 г. любое воскресенье июля, когда была хорошая погода для воздушного парада в Тушино. С 62г до 71 г. 18 августа. Исключение 1967 г. Как помните 5 -10 июля в1967 г. была шестидневная война, где Израиль за первые два часа уничтожил египетских 189 самолётов на земле и 8 в воздухе. Всего из 419 уничтожено 304 самолёт. В их числе были и самолёты нашего производства, это Ил-28, Миг-17, Миг-19, Миг-21, Су-7 и Ту-16. Дан был приказ перебросить 184-й полк Ту-16 нашей дивизии из Прилук в Моздок без опознавательных знаков. Но у нас как всегда, то земли не вижу, то земли полный рот - не хватило растворителя для смывки красных звёзд и улетели самолёты размазанные как папуасы для устрашения. Потом или Египет не попросил помощи у нас, или было поздно, или наши верха передумали, но дали отбой. А чтобы показать наши мускулы экстренно перенесли наш праздник на 9 июля с воздушным парадом в Домодедове. Кстати, это был последний воздушный парад в СССР. Это было время моей службы в Полтаве. И ещё деталь, когда дали в Прилуках тревогу, то ревуны не работали. Пришлось пожарным мотаться по городу с включенными сиренами. С 72 г. перенесли День на III воскресенье августа. Так что чёрт сломит ногу разбираясь в этих датах! А в разные времена называли и День Воздушного Флота СССР и Всесоюзный день авиации и День Авиации. Поздравляю всех вас с НАШИМ Днём Авиации (18 августа), как было в наше время, когда мы были едины и молоды! С праздником ШМАСовцы!

кузнец: И бархатный сезон уже закончился. Так-что ШМАСовцы начинайте стучать по клавишам. А я продолжу рассказывать о нашем Валере любителя поесть. У него был ещё один существенный недостаток – мёрз от латышских морозов. По-моему на учебном аэродроме самое холодное занятие, это было расчехление самолёта, а далее руки разогреваются и свободно возишься с металлом. Я с Валерой работал в паре и вначале он доставал своим нытьём на морозы. Заставлял его делать работу, ведь задание давалось на двоих. Но он стойко стоял как снеговик, только руки не раскинуты, а прижаты к корпусу для сохранения тепла. Затем махнул на него рукой и всё делал сам. Приходилось больше самому соображать, а мышечная память тренировалась, доводя всё до автоматизма. Мне это нравилось. По окончанию занятий оба дружно получали пятёрки. В конце зимы наш тандем был разрушен. К-н Блохин, наверно, заметил, что напарник у меня за спиной тихо похрапывает. Подошёл к почти сделанной работе и бокорезами порезал контровку. Приказал ему законтрить, а мне дал работу подальше от него. Жалко было смотреть, как он мучился с контровочной проволкой в варежках, но мужественно их не снимал. Но был у него и огромный плюс - это шахматы. Любил их до фанатизма, как своё дитя. Ко всему он относился флегматично, но приходил в ярость, когда кто- то плохо отзовётся о шахматах. Мы получали в посылках, как у всех и делись с ближайшими товарищами не хитрыми лакомствами. Он получает посылку с комплектом шахмат и литературой к ней. Вскоре получает следующую - набор близнец. На вскрытие третьей собрался весь взвод и у всех поехала крыша. Ладно, столько книг, но зачем трое шахмат? Зато в роте обыгрывал всех. А во взводе какое-то сопротивление оказывал Володя Косырин – “Володя Сочи”. Это имя приклеилось за то, когда воинский эшелон из Закавказья проезжал Черноморское побережье, он высунулся в окно (наверно пьяненький) и орал: “Не хочу в солдаты! Хочу в Сочи, работать на пляже”. Вот “Сочи” хотя часто и проигрывал, но душу на нём отводил в шашки. Да и как здесь не выиграть, если за него болел весь взвод. Но Валера азартный и не хотел признавать свою слабость. Кричал, что давай в шахматы и я разорву как Тузик шапку. Или устраивал сеанс одновременной игры на нескольких досках. Во второй половине учёбы после обеда он начал исчезать. Приметили, что он брал шахматы и направлялся в сторону штаба. Несколько позже узнали, что он играл тогда с полковником Крастиным и довольно часто у него выигрывал. Не знаю, как сложилась его судьба авиамеханика. Может бать п-к оставил как спарринг-партнёра, чем чёрт не шутит. Мы были из соседних городов и я встретил в стационаре больницы, но не поговорили. Он спешил, а я не мог толком говорить – совсем недавно удалили гланды.

кузнец: Забытый всеми ШМАС в развалинах стоит, Туда сейчас приходят люди очень редко. В пыли там чей-то недописанный конспект лежит, И стёкла в чёрных окнах выбиты камнями метко. И ветер в наших классах выцветшие схемы шевелит, И плесень по углам покрыла штукатурку. И на зарядку взвод наш больше не бежит, И роту некому построить на вечернюю прогулку. Лишь в полночь грозный призрак старшины Прошествует по коридору в мрак подвальный. И звуком лишним не нарушив чуткой тишины Замрёт у вечной тумбочки седой дневальный. Это я взял из авиафорума. Понимаешь, что они, наверно, литературно слабоваты. Но читаешь эти строки и перед глазами встаёт картина: дорога от нашей казармы к штабу на фоне озера. Сердце сжимается.

vasilij: Привет всем!Дорогие друзья, в канун праздника Дня Советской армии и военно морского флота,а в настоящее время Дня защитника отечества,решил написать свои воспоминания о службе в учебном полку БВВАУЛ. Выехали мы из Алуксне в начале декабря.Сначала,как вы знаете, ехали по узкоколейке до Риги,затем поездом до Москвы,а потом на Барнаул.Еще в середине своего пути,остались уже без денег (сами понимаете) и ехали на иждивении попутчиков,проводницы.Не помню сколько мы тогда добирались,но в Барнаул прибыли уже вечером.Город нас встретил 35гр морозом,таким, которые стоят сейчас в Алтайском крае и мы сразу поехали в училище,представляться.Представились дежурному,он нас накормил,указал где переночевать и утром после завтрака прибыть для получения направления в полк.Само училище было образовано по приказу командующиво ВВС маршала Вершинина в 1966году. Учебный полк училища находился в городе Славгород,кажется более 300км от Барнаула.Славгород в то время был маленьким городишком,стоящим в Колундийской степи.Самым большим домом было здание Горкома и Горисполкома,он был кирпичным,кажется в 2 или 3 этажа и еще я помню была фабрика,где работали одни женщины.Позже, мы узнали,что население городка состоит из 75% женское, а остальное мальчишки и старики.(Поэтому),там и был организован наш полк.

vasilij: Весь городок, состоял почти из одноэтажных зданий с приусадебными участками,как рассказывали пожилые жильцы,что это осталось еще с Колчаковских времен.Сам военный городок, состоял тоже из бревенчатых казарм и домов для служащих,только штаб полка был в 2 этажа.Зачислили нас в вч.21451 и определили в 4аэ,которая находилась не далеко от штаба в бревенчатом здании где находились все 4 аэ.Полк еще только организовывался и поэтому в эскадрильях находились механики разных самолетов и из разных Шмасов,а также прибористов и ВСР,в общем целая солянка.Все здания отапливались котельной полка,это и солдатская столовая,летная и все вспомогательные службы,учебные корпуса,клуб и тд.Сам полк,состоял из самолетов Л-29,которые находились за городом и командовал им, тогда еще подполковник Антонкин.В понедельник,после развода нас определили по экипажам, механиками,но через месяц, меня поставили на должность планшетиста при РП.В то время РП находилось в простой машине связи,где был руководитель полетом,планшетист и связисты.В верху под стеклом РП,внизу я с планшетом,а на другой стороне помощник и связисты.Так началась моя служба в полку.

vasilij: При входе в казарму,находился так называемый предбанник который не давал попаданию морозного воздуха в помещение.Вся казарма разделялась на четыре просторных помещения,вначале был пост дежурного и рядом Ленинская комната, на противоположной стороне бытовая с утюгами.Потом шли так называемые наши кубрики друг против друга с двух ярусными койками и табуретки с формой и сапогами,а в конце была умывальная и каптерка старшины.Туалета в эскадрильи не было,он был рядом сколоченный из из досок на 12 человек,в общем большой скворечник.И вот представьте себе,зимой в 35-40градусов мороза нужно выскочить в туалет.Для этого в предбанник выходишь в теплой летной куртке,в теплых штанах и в шапке.Расстегиваешься и все это держа в руках,открываешь дверь на улицу и пулей летишь в туалет,делаешь свои дела и также пулей назад в коридор.После чего,приводишь себя в порядок и заходишь в помещение эскадрильи.Представьте себе,там жили 4аэ,в каждой по 20-24 человека,а ведь убирали в основном только весной и убирали сами основательно,с ломами в руках.Нередко было,что куски льда могли и в рот попасть,а летом было уже нормально,хотя это все относительно,но мы в то время на этом не зацикливались,жили как все.

vasilij: Если полеты нашей эскадрилью в первую смену,значит встаем и без всякой зарядке готовимся к построению,а это получить в каптерке теплые куртки,штаны и рукавицы.После, строем идем на завтрак и ждем Уралы с брезентовым кузовом.Едим через городок,стоят собственные маленькие дома, с длинными печными трубами.Это потом нам рассказали,да и мы сами не рас видели для чего они предназначались.Сам городок стоял в степи,а ветра там бывали такие сильные,что заметало весь город так,что сугробы были аж под самую крышу.Рядом с трубами были специально сделаны лазы, через которые вылазил хозяин и начинал откапывать свой дом,иногда они это делали вмести с соседями. Мы, приезжая на аэродром после таких буранов видели свои самолеты занесенные вмести с хвостом.Всю ночь аэродромная рота расчищала только взлетную полосу и рулежку,а вот свои самолеты откапывали механики,техники,прибористы,вооружейники и сам экипаж завязав лицо полотенцем и подняв воротники.А что творилось в такую ночь за городом?Человек попавший в бураном не мог выйти на город,машины не могли попасть в город,хорошо если есть топливо,есть шанс не замерзнуть а некоторые выживали за счет запасок,которые жгли,некоторые жгли борта и бывало замерзали.Это не нынешнее время,когда на трассах дежурят гаишники с теплушками,работают грейдеры освобождая машины,в то время ты отвечал сам за себя.А сколько ребят находящие в увольнении,не возвращались в полк и их находили только весной,когда сугробы таяли.Во много из за пьянки,хотя все кто выходил в увольнение оставлял свои координаты и не вернувшихся с увольнения, икали с лопатами поднятые по тревоги сослуживцы,рядом с тем местом где должен он быть.Иногда везло,а иногда родственники приезжали забирать.Что поделаешь, в то время,зимы были морозные а вокруг женщины любого возраста и все приглашают в гости.Но все равно,самолеты летали и все работали,а женщины осаждали замполита приглашая, то на фабрику,то в школу,а то просто на танцы.Бывали и у нас в клубе,благо ансамбль у нас был.

vasilij: Степачев Валентин

vasilij: Командиром нашей аэс был Подполковник Большачков,очень спокойный и интеллигентный человек.Семья его жила в Волгограде,а здесь он жил в общежитии военного городка.Все полеты аэс руководил сам командир,он взлетал обходил все зоны и давал добро к полетам,а я сидя внизу в наушниках и слушая его все переговоры с экипажами наносил все на планшет, начиная со взлета каждого самолета.Отмечал где какой борт находится,в какой зоне,какое выполняет упражнение или задачу и сопровождал до самой посадки и если у руководителя возникнет какой то вопрос,смог тут же ответить.Иногда перепадал мне от командира и предполетный завтрак.После полетов и обеда,собирались в учебном корпусе на разбор полетов и подготовке к следующему дню.После этого, летчики отдыхать,а мне готовить графики и схемы полетов,ежемесячные результаты и тд.А вот ребятам у самолетов на током морозе,доставалось как следует.Мне оказывается повезло с этим назначением только потому,что у меня были закончены курсы радистов еще до армии.Жизнь шла своим чередом,ходили в баню,парились с венками и с разгону выбегали на снег обтереться им и опять в парилку.



полная версия страницы