Форум » Школы младших авиаспециалистов ВВС » ШМАС Энгельс в/ч 21921 » Ответить

ШМАС Энгельс в/ч 21921

den150367: Обучался в ШМАС г.Энгельс, в\ч21921, с мая по октябрь 1986г по специальности механник водитель газодобывающих и газозарядных станций. После ШМАС распределили на Украину в\ч 42180 группа газообеспечения. Обслуживали ТУ-16,ТУ-22м3,ТУ-160. Однополчане, откликнитесь!

Ответов - 218, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Тестов: Про ребят из Москвы и Московской области, служивших в армии, говорят много и разного.Даже оно из из значений "ЧМО" это -"Человек Московской области". Может мне повезло, но в нашей 5 роте в 82-83 годах служили парни из города Подольска. В нашем отделении служил Андрей Грачёв. Его призвали, когда его детёнышу (уже не помню был у него сын или дочечка)не исполнилось и годика. Андрюшка тосковал по семье, писал им почти каждый день. А запомнился ещё тем, что он чуть-чуть заикался. С моим другом Димкой Долговым вспоминали и через 10 лет после ШМАСа Андрея: "Ребята, п-п-подливку подайте, пожалуйста!". В столовой сидели за длинными "артельными" столами по 10 человек, всем отделением. На всё отделение, на второе в обед миска с мясом, типа биф-строгонова в томатной подливке. Котлеты за всю учёбу нам делали пару раз на праздники (по нормам санитарно-эпидемиологическим фарш для котлет продукт скоропортящийся). Ребята из Подольска, почти все, кто служил в нашей роте, окончили одно ПТУ и автошколу ДОСААФ, работали "на оборонку" до призыва. Закидонов не было ни у кого, все-замечательные парни. А вот фамилии их, кроме Андрея, к сожалению, не могу уже вспомнить.

Тестов: Как не пытаюсь вспомнить фамилии тех, с кем служил в 5 учебной роте - не получается. Моя койка была нижняя, у самого окна, рядом - Димки Долгова, надо мною спал Витёк (никак не могу вспомнить его фамилию, из Волосовского района Ленинградской области), а над Димкой -Сергей Гладков (как и Димка - из города Новодвинска). Через проход, на нижней койке, спал парень из Казахской ССР по фамилии Кудушев.Как его звали и откуда призывался - никак не могу вспомнить... Как-то вспомнилось, что практически первыми, как нас - команды из Архангельской области и из Ленинградской из Черлян Львовской области УССР, привезли в ШМАС команды из Эстонии и Татарстана. До начала учёбы все 4 наши команды жили в помещении 4 учебной роты на 3 этаже. 4 учебная рота готовила водителей АПА. В память врезались фамилии двоих ребят, которые так и остались учиться в 4 роте: эстонцы Лэпп и Шэпп. А узнал о смерти Брежнева я, копаяя траншею под кабель от казарм Энгельсинской базы к аэродрому, с Ринатом, фамилию которого никак не могу вспомнить.Призывался он из Казани.До службы окончил что-то (то ли ПТУ, то ли техникум) по специальности повар. Поработал пару месяцев в столовой и его взяли работать в один из центральных ресторанов Казани готовить холодные закуски и салаты. Ринат просился отправить его служить поваром, но ему сказали, мол права водительские получил в ДОСААФ - будешь автокрановщиком. Учился он в нашей 5 роте. Как - то на чистке картошки Ринат показал, как работать ножом, шинкуя овощи. У нас у всех, кто это видел, челюсть упала куда-то к левому колену, вот это была скорость работы!...Вот тоже пример "пнизма" армейского, чего готового повара было не отправить прямо из военкомата в часть поваром!Нет, с ноября по апрель преучивали на автокрановщика... В Мачулищах, в технической столовой, работал поваром парень срочник, готовил так, что пальчики оближешь. Почему Рината нельзя было поваром отправить служить - ну никак не пойму...

den150367: Действительно,многое уже забылось.В нашем взводе было 13 национальностей. Помню только двух братьев близнецов из Литвы,двух армян(Пазаян и Нахатакян).Очень колоритная была пара. И своего земляка,естественно,Толика Шишко.Вообще в ШМАСе свободного времени было очень мало,постоянно чем то были заняты.Естественно были друзья но как-то все второпях,на бегу. Да и личного пространства-койка и пол тумбочки. Это потом уже,в части появились закадычные друзья,личное время и т.д.

Тестов: Реестр Ту-22 посмотрел сегодня в интернете, память оживилась. Наконец-то вспомнил фамилию Вити, что спал надо мною, на 2 ярусе койки. Фамилия Витька самая простая - Петров. Именно он в Черлянах оживил "Дт-75"( доармейский опыт работы на тракторе в Волосовском районе Ленинградской области пригодился), с ним ходили мы всегда в ШМАСе в караул, с ним пытались сделать для Ленкомнаты аквариум. После ШМАСа служил он крановщиком с апреля 1983 г.в городе Арцизе Одесской области. Вспомнил Ходанова Саню. Вспомнил из нашей Архангельской области то ли из города Котлас, то ли из Котласского района земелю. Звали его - Сергей Ядрихинский. У него был водительский стаж больше 6 месяцев и попал он учиться на водителя топливозаправщика (получали ребята категорию "Е"), кажется в 3 учебную роту. Мы переписывались и когда я служил уже в базе в Мачулищах...Пытался его найти через соцсети, ну и просто "тралил" интернет. Но фамилия Ядрихинский на юге Архангельской области очень распространена, не нашёл Сергея.

Тестов: В начале службы в ШМАСе (и пока 4-мя командами жили в 4-ой учебной роте, и, примерно месяц, в 5 уч.роте) не было у нас тапок и прикроватных ковриков. Только научились койки заправлять и в нарядах порядок в казарме наводить, придумали нам тапочки и коврики прикроватные из старых армейских одеял. Чтобы было место, где их хранить, напилили из фанеры прямоугольников, пробили в этих прямоугольниках отверстия по углам, с помощью мягкой проволоки под нижними койками фанерки эти прикрепили.Коврик сворачивали в тугую трубку и - на фанерку, рядом тапочки-шлёпки из кирзы. В ШМАСе в нашей 5 роте не было ни у кого грибка на ногах. Спасибо офицерам, старшине и сержантам!

Тестов: При движении в столовую (это метров 200-250) и на вечерней прогулке метрах в 10 впереди роты, и метрах в 10 позади выставлялись флажковые. Днём шли они с красными флажками, а вечером - с цилиндрической формы длинными электрическими фонариками в белом пластмассовом корпусе.Причем был у этих фонариков красный то ли вращающийся фильтр, то ли красная лампа, сейчас не помню точно, но, идущий позади роты, щёл с фонариком красного цвета, который работал в мигающем режиме. Естественно, что флажковый не поднимал ногу на 30-35 см от земли, не тянул носок.Сержанты шли рядом со своим взводом, где-то у 7-8курсанта в колонне, что бы взвод им был виден.Где-то в начале учёбы из-за этих фонариков чуть драка не началась. Несколько человек подбежали к тумбочке дневального, где фонарики и флажки хранились, не хотели идти строевым в колонне. После этого во взводах определили "штатных флажковых" по двое на каждый взвод. Чтобы один всегда шёл впереди роты, а другой - позади. Мало-ли 1 взвод заступает в большой наряд ( а это караул ШМАСовский и наряд по кухне, или караул на гарнизонную губу), тогда второй взвод идёт в ротной колонне первым и из него в голове колонны идёт флажковый. А если 4 взвод заступил в большой наряд - то замыкает ротную колонну 3 взвод и флажковый из него замыкает ротную колонну.

den150367: Фонариков не помню,вот флажки были,точно. Кажется еще барабан был.

Тестов: Уважаемый den150367, а марши как проходили?Что в военном билете записали? При мне ТЗистов готовили, в основном, на "КрАЗ".Нас - крановщиков готовили на "МАЗ", "КрАЗ" и "Урал".Я все марши прошёл на ТЗ-5 на "Урале -375", но в военном билете записали, что марш прошёл на "КрАзе". И ещё, под Энгельсом на маршах, впервые в жизни, увидел в степи качалки для нефти.

den150367: Проходили ,помоему, один марш 100км. В основном на ЗИЛ-130,были и ГАЗ-53 и ЗИЛ-131. Марш проходил в основном по грунтовым дорогам. Там впервые увидел арбузные бахчи. Даже удалось попробовать. На марш попали сразу после дождя,местами буксовали(почва там глинистая),в общем хорошая практика. В билете написано что марш прошел на ЗИЛ-131. Качалок нефти не помню. Вспоминаются газовые факела в темноте. Вот только не помню где это видел-под Энгельсом,под Семипалатинском(Чаган)или в Украине(Прилуки).

desaka52: Под Прилуками факелы есть и сейчас. Качалки тоже есть, но работающую видел давно.

den150367: desaka52 пишет: Под Прилуками факелы есть и сейчас. Вот значит там я их и видел. Помню еще на территории Аэродрома заброшеный яблоневый сад. Яблок было очень много,крупные,вкусные. Может после Чернобыля.

Тестов: Все марши я прошёл на ТЗ-5 на"Урале-375" в группе технического замыкания.Перед моей машиной шёл "ЗиЛ-130 ММЗ"самосвал с прямоугольным, в разрезе, кузовом, а не полукруглым, как у большинства самосвалов.За моим топливозаправщиком шла пара тягачей, то ли "Уралов", то ли "КрАЗов".Марши были в феврале-марте 1983.Днём уже солнышко пригревало, ночью - морозило. На гололёде, при спуске на дамбу, в овраге короткобазовый "ЗиЛок", что шёл в колонне предо мною, закрутило на 180 градусов.Хорошо тормоза на "Урале" были в порядке, встал он как вкопанный.Только вся масса 93-его бензина раскачивалась от резкого торможения то к передней стенке цистерны, то к задней:"Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп", затихая постепенно.Да и по не широкой скользкой дамбе ехать было в том овраге весело: слева снег блестит под солнцем, а справа до льда метра 3-4.Да и с дамбы выбираться наверх по гололёду - сплошной веселье. В автошколе всего пару раз на "Газ-53" выезжал за город в район Большой Кудьмы, по дороге (тогда грунтовой) от станции Рикасиха к дороге Северодвинск - Пихталы.Там сразу после узкоколейки Северодвинск - Пал-озеро дорога шла с парой крутых поворотов в единственный приличный близ города холм.Причём, выехав на холм надо было остановиться перед выездом на главную дорогу, затем повернуть направо и с холма спокойно ехать уже по асфальтовой дороге в Северодвинск.Вокруг города до этого холма всё болотистая равнина. Повезло мне, что учился я в автошколе с января по апрель 1982 года, гололёд почувствовал с первого занятия на автодроме.А после автошколы ездил только несколько раз на легковушках друзей-знакомых, да экзамены на категорию "В" сдавал в августе 1982года.На грузовиках стажа не было до армии ни дня.

den150367: Тестов пишет: автошколе всего пару раз на "Газ-53" выезжал за город в район Большой Кудьмы, по дороге (тогда грунтовой) от станции Рикасиха к дороге Северодвинск - Пихталы Мы в 85-м в автошколе ездили в основном на ЗИЛ-130. Один раз в мае ездили до Малой Товры за лесом на постройку боксов. С грузом мастера не разрешили прокатится,сами поехали а нас пересадили в ГАЗ-66.

Тестов: Первые практические занятия в автопарке были у нашего взвода в ноябре или, может быть, в самом начале декабря 1982 года. Сначала таскали воду, чтобы систему охлаждения пролить у машин, потом тепленькой водичкой залили её, краники закрыли, инструктора машины завели. На самоподготовке курсанты то пытались письма писать, то подремать. Хотя сержант наш - Андрей Стяжкин с этим боролся. И на первом же практическом занятии пришёл в автопарк наш ротный - майор Иван Васильевич Косокин. Мы стояли у крана "К - 162" на базе "КрАЗа". Косокин поднимает капот, кого-то подзывает и говорит, мол покажи мне водяной насос.Как писал уважаемый den150367, в автошколах проходили и ездили почти все на "ЗиЛ-130" или, как я, на "Газ-53". А "КрАЗовский" движок устроен по-другому. На самоподготовке курсанты не прочли учебник, на занятиях слушали офицеров вполуха.Только 3-ий или 4-ый курсант смог ротному показать где же водяной насос. Получили от ротного сачки по наряду. Потом Стяжкин неделю дрессурой типа :"Взвод - встать!Десять приседаний под счёт делать начи-най!" на самоподготовке занимался. Никто больше не дремал, тем более блиц опросы по теме Андрей во время самоподготовки по устройству автомобилей устраивал, причём не только на схемах в учебнике, но и на отдельных узлах, что были пособиями в классе. Хоть Иван Васильевич Косокин был не кадровый военный - окончил Саратовский политехнический по специальности "Автомобили и автомобильный транспорт" как специалист, как офицер, как педагог заслужил глубочайшее уважение с первых дней учёбы. И ещё на всю жизнь запомнил я ротного слова:"Вы не должны умереть и победить. Вы должны научиться так, чтобы победить и не умереть и домой живыми-здоровыми вернуться."

Ник: Тестов Автокран К-162 - настоящий "железный капут". Знаком с таким "ископаемым", моим ровесником! До конца прошлого года трудился в Белгородской дистанции пути РЖД! Ушел "на заслуженную пенсию"!

den150367: Во время нашей учебы практических занятий почти не было. Были марши и один или два раза ездили на кислородно-газовый поезд(в основном для ознакомления). Там же была АГДС-комплекс машин газодобывающей станции(2 КРАЗа,ЗИЛ-131 и подстанция). Вместо практики мы почти все лето облагораживали Аллею Героев. Подстригали кусты,делали кювет по шаблону и укладывали бордюрный камень.Еще копали канавы по городку и в самом городе.

Тестов: Уважаемый den150367, как морозит, ниже -30?У нас сегодня с утра было -27, а по работе пришлось ехать в Архангельск в арбитражный суд. В Архангельске было -30 в 10 утра, всё же море у нас чуть теплее воздух делает. Днём возвращался в Северодвинск,обратил внимание, заезжая на старый (Северодвинский)пешеходно-автомобильно-железнодорожный мост в Архангельске, что у бывшего штаба 10 армии ПВО пропали: Миг-15, локаторные станции, ЗРК С-75,зенитная пулемётная то ли спаренная, то ли счетверённая установка. На картах в яндексе и в викимапии они ещё есть. Подумалось, что продали их кому-то на запад умники из МО, или на дачу под Москву увезли. Когда ехал домой автобус дважды обгоняли кортежи в сопровождении "Фордов"ГИБДД. На "Севмаше" заложил главком ВМФ Виктор Чирков лодку проекта 09852, а на "Звёздочке" заложили 3-й в серии спасатель "Академик Александров" (как и "Звёздочка", и "Академик Ковалёв" будет он иметь на надстройке площадку для вертолёта, а на корме будут базироваться спасательные глубоководные аппараты). Смотрел на Энгельс на авиагородок в викимапии, по-моему, в 1982-83 годах вместо памятника погибшим лётчикам стоял памятник Марии Расковой. Я возле него принимал присягу. Запомнилось, что стоял памятник спиной к ШМАСу, а сегодня он стоит лицом к ШМАСу и, по-моему, с другой стороны дорожки, что идёт к ГДО. Вы именно про эти памятники пишите? У нас в роте 2 взвод - кислородчики, как я запомнил, изучали на практике ТРЖК на базе "Газ-66" и на "КрАЗе". А кислородно-газовый поезд где был, на аэродроме? В Мачулищах "азотка" ходила на базе "Зил-131", а кислород возили на "КрАЗе"... Да, почему про мороз спросил.Коллега собирается в субботу дочь везти к бабушке в Рочегду. Планирует пораньше ей каникулы устроить. Двина у вас уже, наверняка, замёрзла по-хорошему.В Архангельске русло всю зиму ледоколы бьют, чтобы в Новодвинск и на бывший ЛДК им. Ленина пароходы к причалам шли.Хотя на Заостровке на льду ещё 2 недели назад рыбаков человек 30 видел, а сегодня на Лае одного морозоустойчивого, чуть выше по течению, автомобильного моста по дороге Северодвинск-Архангельск разглядел.

den150367: У нас сегодня -35с утра было,сейчас -32.Двина уже стоит,в Рочегде должны намораживать переправу. Через Вагу в Шидрово я уже проезжаю на своем китайце. Про кислородный поезд точно не помню,кажется не на самом аэродроме. ТРЖК при нас стоял в автопарке,в нем газировку делали. Заливали воду и подключали баллон с углекислотой. Еще бы сироп и отличная азировка была бы. В Северодвинске давно не был,как то не получается. В сентябре в Архангельске был,сына в САФУ возил заселятся в общагу.

den150367: С Новым годом!!! Счастья,здоровья,удачи!!!

Тестов: Много раз удивлялся, как помогает из глубин памяти найти что-то, казалось бы навсегда забытое, кажется мелочь. Но именно эта мелочь - какое-то слово, быть может просто звук или запах, помогает памяти активизироваться и ты сразу всё ярко вспоминаешь. До смешного доходило, с месяц назад я был приглашён на посиделки в связи с назначением на должность нового начальника уголовного розыска в отделе МВД по городу Северодвинску. Я уже работал в УБОП, когда он в 90-е пришёл опером в розыск. Ну и сидели вспоминали ещё с несколькими пенсионерами МВД, действующими операми розыска, военной контрразведки, судмедэкспертами и начальником отдела Следкома по Северодвинску (стажировался он следователем в УВД по городу Северодвинску в начале 90-ых у парня, с которым мы в Таллинской школе милиции учились вместе) минувшие дни.Как часто бывает, вспомнили одного жулика, вспомнили, на чём он ездил, где были его гаражи, с кем он "отдыхал у хозяина" и за что, кто были у него подруги и где жила его мама, а фамилию вспоминали долго все вместе. Примерно также произошло сегодня. Прочитал пост от 28 декабря, уже прошлого, 2012 года Ion Popa. Казалось, что вспомнил я почти всё про караулы в ШМАСе.Но... Нам повезло, что от столовой до караула было метров 200-300 всего. За едой ходили в столовую с алюминиевым ящиком длиной около метра, шириной сантиметров в 40-50, высотой, примерно, 50см, крышка сверху, как на бабушкином сундуке. А с боков на ящике были ручки. Перед ужином 1 смены (а ужинали, обедали и завтракали в 2 смены, так как при мне курсантов было много, 1 батальон начинал рабочий день в 5, а наш - 2 батальон в 6 утра) двое караульных подхватывали ящик и топали в столовку. Старшина нашей роты - Касим Хамиддулович Черняев в столовой ящик придирчиво осматривал. Если ящик был, по мнению старшины, чист - в него ставили бачки с едой, посуду, хлеб, сахар. Причём в караул всегда Касим Хамиддулович давал больше нормы и рыбы на ужин, и масла утром, и сахара, и белого хлеба. Зимой обязательно несколько луковиц, а пару раз несколько сырых морковок чищенных, мол погрызёте витамины при выполнении боевой задачи. Чайник отдельно для караула Касим заваривал сам, был чай настоящий караульный - чёрен и горяч. Вот была ли плитка в караульном помещении или кипятильник - уже не помню, кажется, маленькая электроплитка была. Кушали все в караульном помещении, в том числе и пом.начкара - замок сержант, и начкар - взводный. А с котелками, как пишет Ion, в ШМАсе походить не пришлось. Солдатский котелок получил весной 1993 год, работая в Управлении по борьбе с организованной преступностью при УВД Архангельской области. Котелок получил месте с летней полевой камуфляжной формой, ботинками с высокими берцами, армейской фляжкой. Северный Кавказ уже горел, пообещали нам командиры "отдых" в горах. Но в 93 никого из нашего отдела в командировку не направили.

Тестов: С удовольствием читал воспоминания ребят из Чарджоу. Действительно, совсем забылось:"Не подсекайте!". В нашем взводе было большинство славян. Хотя в роте были представители 22 национальностей. Все прошли в школах и ПТУ НВП и строевой особо нас не мучили. В армию пришли почти все зная, что такое строй. А вот от гуталина из огромных высоких банок, действительно, штанцы наши были "не айс". Так же и я получил в посылке из дома крем сапожный в плоской баночке.Но большую радость принесла присланная из дому гидрофобная смазка, была она в прозрачной, из плотного полиэтиллена, баночке. Хоть и воняла она, но реально, после ночи сушки в сушилке пропитывал ею сапоги и стали они действительно,водонепроницаемые.Да и блеск был. В Мачулищах ни разу строевой в парадке ходить не пришлось. Зато строевая армейская выучка пригодилась в Таллине во время учёбы в школе милиции. На 7 ноября 1986 года стоял я как линейный перед трибуной, на которой стояло ЦК компартии и Правительство Эстонской ССР.Трибуна стояла пред Русским театром, была она не высокой. А мой номер выпал между двух телевизионных камер. По новостям Эстонии себя вечером с ребятами с удовольствием смотрели, когда шёл репортаж о параде и демонстрации. А в программе "Время" уже кадры отбирались тщательнее, да и сам репортаж был короток, но вся моя семья в Северодвинске меня смогла увидеть в Таллине, пусть всего пару-тройку секунд, но всё же... Может надо было пренести в раздел "Куриллка", НО. Бывшие ШМАСовцы, на tv29.ru или наберите по русски: "Информационное агентство "БеломорКанал" в сообщении за 10 января 2013 в 15:30 "Министр обороны Шойгу принял в Северодвинске "Юрий Долгорукий" оцените строевую выучку министра и подводников. Понимаю, что строевая - это не главное, что ждут от нового министра, но ножку мог бы сантиметров на 10-15 поднимать и выше.Как по лесам, в Устьянском районе Архангельской области, на охоте бегал министр МЧС РФ Шойгу видели ни раз и не два не один десяток человек. Со здоровьем у него все в порядке и ногу поднять может. Да вот заковыка, он - типичный мажор, сын высокого партийно-хозяйственного чиновника, в армии не был ни дня. Но генерала армии получил.

Тестов: Уважаемый den150367, Вы вспоминали земляков: Сергея Нифанина из Верхнетоемсого района, Шишко Толика,Пудышева Сергея, Михайловского. С кем-то после службы встречались? Я летом 1983 года, попав в Мачулищи, стал искать земляков. Но не было во всём гарнизоне ребят из Архангельской области.Осенью 83 в 1 авто-техническую роту нашей в/ч 36792 попали, после Энгельса, служить двое или трое ребят, которые призывались из Мезенского района.Как-то сложились у меня добрые отношения с Сашей Фафулевым из деревни Жердь.Он сначала водил "ТЗ-22", а потом - "ЗиЛ-130" (чаще всего это была дежурная машина руководителя полётов, стояла его машина на полётах рядом с нашей пожаркой и "таблеткой" - "УАЗиком" медиков у КДП). На днях разговорился ос знакомыми, у них родители купили дом в деревни Кимжа Мезенского района, где и живут круглый год.Знакомые к родителям в Кимжу с детьми ездили сейчас на зимние каникулы.Разговорились о житье-бытье в Мезенском районе. У Кимжы переправа через реку Мезень, по ней все кто, едет по дороге от Пинеги в Мезень переправляются и летом, и зимою. Спросил знают ли кого в Жерди, она на правом берегу Мезени, почти напротив Кимжи,назвал фамилию: Фафулев. А мне и говорят, мол лично Александра Анатольевича не знаем, но знаем, что живёт и работает он в Жерди, по осень участвовал в выборах главы поселения. Спросил про интернет, а мне говорят:"Давно ты по северу области не ездил!Там интернета нет. Мобильная-то связь ловится плохо и только в определённых местах, где-нибудь на холмиках". Вот теперь точно знаю, что водитель топливозаправщика, выпускник Энгельсинской ШМАС (выпуск осень 1983 года) Александр Анатольевич Фафулев живёт в деревне Жердь Мезенского района Архангельской область.

den150367: Из всех земляков встречался только с Толиком Шишко. Мы с ним вообще все 2 года вместе прослужили. В ШМАСе в одном взводе и потом в Прилуках в службе газообеспечения. Я заправлял самолеты газообразным азотом а он жидким. Нифанина серегу как то потерял. Надеюсь как-нибудь его отыскать. Сейчас у меня сватья из тех краев.Пудышев знаю что в Березнике но с ним не общался. Михайловский не знаю где.

Тестов: Хотел вспомнить о тех свободных минутках, когда оставалось в ШМАСе личное время.Кроме походов, с Димой Долговым, дополнительно на спортплощадку или к турнику на 1 этаже в сильные морозы, после подшивки свежего подворотничка, было время заглянуть в Ленкомнату и взять подшивку "Комсомолки". Тогда, осенью 82-го, Василий Песков начал печатать "Таёжный тупик" о семье староверов Лыковых. А мне эта тема была очень интересна. Не смотря на то, что в Заостровье храм никогда не закрывали, даже если сегодня набрать в поисковике "храмы Заостровья"Википедия выдаст две статьи о старой и новой церквях статьи (с фотографиями), староверы всегда в Заостровье жили. Папа мой родился в деревне Верхнее Ладино в доме 13, а в доме 12 и раньше жили, и сегодня живут староверы Корельские. Сегодня в Гугле можно по карте гуляя, поставить галочку возле "фото". И тогда,на 2 км дороги Архангельск - Северодвинск, от автобусной остановки "Пирсы", можно идти вдоль дороги, идущей на юг, к деревне Нижнее Ладино. Гугл выдаст фото могил староверского кладбища. Много власть советская сделала хорошего для страны. Но в стирании памяти, через глумление над святым, в том числе над кладбищами, столько она себе непримиримых борцов нашла! Дорога от Пирсов до Нижнего Ладино вдоль речушки Левковки проложена ровненько через кладбище староверов. А могилы там с начала 19 века... С ребятами Корельских я общался каждые каникулы, будучи у бабушке в деревне, слышал их рассказы об Алтае и Беловодье.Но в доме у них не был ни разу - не чистый я, не старой веры... В ШМАСе "Комсомольскую правду" с "Таёжным тупиком" ждал с интересом.А сегодня "Комсомолка", увы, одна из самых жёлтых бульварных газет... Сегодня, вернее, уже вчера, собирался об этом написать. По каналу "РЕН" в конце программы новостей, перед 24 часами, показали первую часть телерепортажа про последнюю из Лыковых - Агафью Карповну.Бывает же такое!

Тестов: Армейская прикроватная тумбочка. Сверху белый пластик. Сама - какого-то серо-синего цвета.В верхнем выдвижном ящичке в полиэтиленовых пакетах мыльница, зубная паста и щётка, мои и Вити Петрова. Ниже, за дверцей, моя верхняя полка, Витька-на низу. Стопочкой аккуратной письма из дома. Пара шариковых ручек, в полиэтиленовых пакетиках сапожная щётка, присланные из дома баночки с сапожным кремом и гидрофобной смазкой. Несколько стандартных подворотничков (как же быстро от стирки они садились, но подшивать их надо было ровно,никак нельзя было подшить так, чтобы от крючка на воротнике до подворотничка было 8 мм, а от петельки на воротничке до подворотничка - 2 мм.), купленных в "Военторге". И тюбик "Асидола".Как вонял он нашатырём, когда начищал им бляху ремня. Помните "Асидол", братцы - ШМАСовцы? В ШМАСе на тумбочке держать ничего на разрешалось. Каждое утро сержанты проверяли порядок в тумбочке. Почти святой ежедневный ритуал, как и проверка заправки коек.К Новому году пошли посылки, поэтому на недолго, на день - два могла в тумбочке лежать конфета или две. Посылка-то сразу делилась на всё отделение.

den150367: Помню,когда выдали обмундирование,все это надо было подшить(погоны,петлицы,шевроны). Ладно бы только на х\б но еще и на шинель. С непривычки все пальцы искололи. Я себе даже ноготь проколол.Потом это все надо было подписать хлоркой. Вот "Асидол" не помню почему то. Мы ездили на работы на фабрику музыкальных инструментов(зачем-не помню). Привезли оттуда пасту гоя в брикетах. Нам ее надолго хватило. Посылки приходили. Если сможешь потихому пронести-удача. Поделишь во взводе со своими ребятами. А так,через сержантскую каптерку-они там самое хорошее выгребут,остальное тебе.

Ник: В мое время службы 1982-1984 гг. в 50-й ВАШМ, точно помню, что ХБ новобранцам подшивали в ателье части, во всяком случае в мой майский призыв, а парадную форму и шинели, вроде сами. В последствие, уже в статусе постоянного состава, тоже иногда подшивались в ателье, если швеи не были заняты. ХБ подгоняли (ушивались) под себя (имею ввиду постоянный состав) тоже сами, т.к. это процесс творческий и занимал много времени. Использовали, так называемый "солдатский шов", который выполнялся с одной стороны спаренной нитью (для надежности) в перехлест половины длины предыдущей изнаночной петле. Пуговицы на шинели фиксировали маленькими гвоздями, просунув их (пуговицы) в предварительно подготовленные отверстия. "Асидолом" тоже пользовались, но он не придавал блеска бляхе и после него еще полировали пастой ГОИ.

Ник: Немного о предметах личной гигиены. Тем, что выдавалось штатно, как правило не пользовались. В военторге в расположении части покупали туалетное мыло, зубную пасту и т.п. До сих пор вспоминаю импортную зубную пасту "Тако" и "Коlinos" по рублю за штуку! Кроме нее и сигарет больше ничего иностранного не припоминается.

Тестов: Форму мы получили ещё на аэродроме ДОСААФ недалеко от аэродрома Черляны в Львовской области. Там подшивали погоны, петлицы и шевроны. Пальцы покололи с погонами шинельными, это точно. Клеймили форму разведённой хлоркой уже в ШМАСе, используя спички вместо кисточки. Клеймили серией и номером военного билета. Только фуражки и ремни подписывали шариковой ручкой... Убивало, что пилоток подо Львовом не выдали, а только зимние шапки. А днём было до 12-18 градусов тепла...За две недели там нам баню не устроили, мылись мы в пруду.В принципе, грубейшее нарушение Устав внутренней службы... В ШМАСе на ужин была картошка с жаренной рыбой. Чаще всего давали скумбрию, ставриду и даже селёдку.А хотелось трески или пикши, иногда - наважки жаренной или камбалки. Вспоминал, как мама готовила морского окуня. А больше всего, почему-то, хотелось яичницы. Хмурый и Ростислав из Чарджоу обсуждали, что многие однополчане в социальных сетях регистрируются, но общения практически нет. Многие однополчане не хотят общаться и при личном общении, ссылаясь на плохую память. У меня был похожий случай.На сайте www.dion-inform.com в разделе "Жди меня" Фирус Альфред Оттович хотел найти ротного Ивана Васильевича Косокина. Служил Альфред в ШМАСе в 1987-88 годах.Сообщил, что Иван Васильевич и Елена Ивановна Косокины помогли ему с регистрацией брака, даже приютили у себя его жену Светлану. По указанным телефонам в Германии я пытался дозвониться, по электронной почте послал Альфреду приглашение зарегистрироваться на сайте, но увы, ни ответа... А то, что к нашим чувствам наш ротный относился с уважением я уже писал. Как Иван Васильевич бился за то, чтобы отправили домой, после рождения второго детёныша, Юру Таранова! Но комбат - подполковник Шачнев был непреклонен: план по выпуску младших специалистов дать, отправить Таранова в боевую часть, а там пусть его демобилизуют. Уже после моей учёбы, когда меня оставили на замкомвзвода, на 9 Мая, приехала приехала ко мне моя будущая жена. А был приказ, что увольнения запрещены на все дни праздника, да ещё на следующий день надо было в 17 часов заступать в караул. Иван Васильевич дозвонился до гостиницы, заказал номер, разрешил мне на пару часов из роты уйти - устроить ненаглядную. А вечером, после ужина, сказал ротный: "Знаешь, что увольнения запрещены, я тебя, если что, не отпускал из роты. Ребята твоими бойцами займутся, но к завтраку ты должен быть в роте. Лети, тебя ждут!" Как я мимо ГДО пролетел к гостинице (она была где-то у 1 КПП), а у гарнизонного Дома офицеров всегда были патрули, а утром вернулся в роту - это чудо-чудное... Жена до сих пор вспоминает добрыми словами Косокина Ивана Васильевича, а в Мачулищах - старшину нашей пожарной команды Валико Виссарионовича Кудзиева... Вот всё думаю, что если каждый из нас сможет вспомнить добрыми (или не очень) словами хотя бы 5-6 однополчан, да 3-4 офицеров и прапорщиков, что учили нас, это ведь тысячи однополчан! Мужики, мы так мало говорим людям, которых уважаем, добрые слова! Часто вспоминаем, к сожалению, с добротой людей только на поминках. А сайт помогает успеть сказать добрые слова о тех, кого помним. Даже если кто-то из наших ШМАСовцев и не общается, хотя это и обидно... Паутину интернета осваивают уже дети и внуки наших однополчан. Увидеть знакомые имена им будет интересно. Вот как-то так...

desaka52: Евгений Германович! Хотя я и не из вашей ветки, так сказать гость незванный, но полностью разделяю вашу мысль. У каждого из нас было много друзей как среди солдат срочной службы, так и среди офицеров. Грех их забывать. Буквально месяц назад нашлись мои два однополчанина, которых не видел и не слышал 41 год. С одним из них мы были в одном отделении нашего взвода. А другой был замком в одном из взводов нашей роты. И для меня и для них это очень большая радость. Хотя нам годочков уже ого-го, а все равно рады, как дети. Вспомнили своих командиров (должен признаться, что большинство из них у нас были настоящими офицерами, офицерами с большой буквы), вспомнили друзей и на душе как весной повеяло. Так что Вы правы на все 100%.



полная версия страницы