Форум » Школы младших авиаспециалистов ВВС » ШМАС Энгельс в/ч 21921 » Ответить

ШМАС Энгельс в/ч 21921

den150367: Обучался в ШМАС г.Энгельс, в\ч21921, с мая по октябрь 1986г по специальности механник водитель газодобывающих и газозарядных станций. После ШМАС распределили на Украину в\ч 42180 группа газообеспечения. Обслуживали ТУ-16,ТУ-22м3,ТУ-160. Однополчане, откликнитесь!

Ответов - 218, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Марухин: привет. я тоже служил в Прилуках в/ч 42180 в 86-88г

Тестов: Ребята,я в в/ч21921 был в5роте,в 1982-83 годах.Командиром роты был майор Косокин Иван Васильевич, старшиной роты-Касим Хамидуллович Черняев, командиром взвода- капитан Соболь Николай Иванович.Сам я учился на крановщика,(в роте было 2 взвода крановщиков), взод водителей автобусов и взвод специалистов кислородно-газовой службы.Вы не с 5 роты?в/ч 21921"Д"?После учебки служил в Мачулищах под Минском, обслуживал 121тбап Ту-22.

Ion Popa: Привет, Тестов... Во время моей службы (1976 - 1978) 121 тбап входил в состав 6 - го ОТБК, в штабе которого я и служил в Смоленске. Так что мы с тобой вроде как однополчане. У нас во взводе водителей было несколько ребят из Молдавии, закончивших ШМАС в Энгельсе.

Тестов: Ion Popa, когда я служил, в Смоленске находился штаб нашей 46 Воздушной армии Верховного Главнокомандования, а в дивизию входили наш 121 полк в Мачулищах,203 тбап в Барановичах на Ту-22,200 тбап в Бобруйске наТу-16.Так что Вы, скорее, предстаитель штаба 46 ВА. В ШМАСе из Молдавии не было никого.В Мачулишах в В/Ч 36792 во 2АТР во взводе топливозаправщиков служил на ТЗ-22 Валера Долгиеру (или Дулгиеру) из Молдавии, но не помню откуда точно(ни город, ни село).

Ion Popa: Ну, вобщем - то, правильно... До 1980 года в Дальней авиации небыло воздушных армий, а была корпусная структура. В наш 6 ОТБАК входили ваша дивизия, дивизия из Энгельса, 326 - ая дивизия (Тарту, Орша, Сольцы) и ремзавод в Дягилево. А с 1980, после реорганизации, да, стала 46 ВА... Всё равно приятно... Вроде, как однополчане...

Тестов: Достал свой альбом, Благодарственное письмо моей маме подписано командиром в/ч21921 полковником-инженером Меркуловым.Наш старшина роты Черняев, с его слов, с Меркуловым начинал служить солдатом.Смеялся, говорил, что количество звёзд одинаковое, только они разные.А любили мы Касима Хамидулловича больше.Настояший был СТАРШИНА.Собираешься в караул-всегда новое бельё и тёплые портянки,хоть в бане был только вчера.Если он дежурил по столовой, а ты из караула прищёл в столовку-дополнительно на весь караул: масло,сахар,мясо,рыбу, лука речатого.В гневе видел его только раз:парни в роте упились,человек 5 было ребят из Удмуртии, в том числе командир отделения по фамилии Юферев,кажется из Глазова призывался.Касим ему трендюлей в каптёрке навесил и отправил спать.Но перед этим как пулемёт выдал:"С-ки,бл-и, шоферня е-ая!"Интерсно его было слушать про службу в Семипалатинске, про Ту-95.Да и сержанты все в роте были славные парни:Юра Толстых из Железнодорожного Московской области(взвод автобусников), Данильченко из Донбасса(кислородчики),Ильин Александр Борисович из Эстонии г.Кохтла-Ярве(крановщики), наш Андрей Стяжкин из Кирова.У автобусников ком.взвода был капитан Кондратьев.Фамилий зампотеха и замполита не помню,оба-капитаны,не помню и командиров взводов кислородчиков и второго взвода крановщиков., кажется, оба были старлеями.

Тестов: Никак двоих командиров взводов не могу вспомнить.Помню,что один закончил среднее училище где-то в Черноземье, а другой на год или два позже то же училище, но курс уже "вышки".В нашей роте жил художник части по фамилии Игнатченко???очень здоровый гиревик или штангист из казаков донских или кубанских и медбрат ефрейтор Грановский??? с Украины.Наш комроты майор Косокин И.В. служил в Зябровке и 2 года в Ливии.Интернет помогает найти тех,кто тебе дорог.Нашёл на Сайте правительства Саратовской области, что 08.07.2009 Косокины Иван Васильевич и Елена Викторовна награждены наградой Саратовской области, их стаж семейной жизни 35 лет, выростили 4 сыновей своих и 2 приёмных.Помню, как Иван Васильевич пришёл в роту с известием, что жена родила двойню, двое ребят уже у него было...А взводный наш-Николай Иванович Соболь награждён был орденом "Знак почёта" за работу на уборке урожая,как говаривали"за целину".Был старлей командиром роты, фамилию не помню, слухи ходили, что он племянник Кутахова - главкома ВВС...Настроение от сайта повышается,хотя погода у нас в Северодвниске обычная майская, снега уже нет, дождь прошёл, туман к обеду стал рассеяваться,+10,похоже весна.

Ion Popa: Раз уж активизировалась страничка ШМАС из Энгельса, то напишу, всё, что помню про своих сослуживцев, выпускников этой школы. Служили они в автовзводе в/ч 21932, комендантской роты при штабе 6 - го отдельного бомбардировочного корпуса Дальней авиации в Смоленске. Наша метеослужба была прикомандирована к этой роте, но, фактически, мы там только ели, да спали, да и то не всегда. Поэтому и общаться с бойцами комендантской роты, называвшейся в целях конспирации и сохранения военной тайны АХО (административно - хозяйственный отдел) почти не приходилось... Но, всё что помню - напишу. Все - ли водители были после ШМАСа - не помню. Но несколько ребят из Молдавии - точно. Сержантом у них был очень взрослый дядя из Кишинёва. Мы смотрелись рядом с ним, как дети. Фамилии его не помню. Был он, что не очень характерно для молдованина, очень спокойным и неторопливым. Гончаренко, маленький, резкий, смуглый был водителем на ГАЗ - 66. Возил в роту и в бункер пищу из полка связи. Водила был лихой до невозможности. Как говорится, Шумахер нервно курит в углу. Когда гнал он просёлкам, то в кузове было очень весело. Мало того, что тебя кидало во все стороны, так ещё надо было увёртываться от бачков и ящиков со жратвой. Полной его противоположностью был водитель автобуса, тоже молдаванин. Квёлый какой - то был парень. С ним у меня связано одно из самых ярких впечатлений службы. Вёз он, как - то офицерскую смену в бункер. И дёрнул меня чёрт поехать в тот день с офицерами. Короче говоря, при выезде на трассу за Смоленском не вписались мы в поворот, сползли в кювет, да ещё и перевернулись на крышу. Слава богу, обошлось без жертв. Один прапор сломал ногу и майор Иванов сломал ребро. Ещё два молдаванина возили генералов. Дудий и Матвей. Эти были, что естественно, в привелигерованном положении. И ходили в пш, и многое им сходило с рук. Помню, был я как - то однажды в городе в увольнении. Смотрю, идёт навстречу парень в джинсовом костюме, яркой рубашке, тёмных очках и широко улыбаясь тянет мне руку для рукопожатия. я далеко не сразу сообразил, что это Матвей. Ещё запомнился его рассказ, как он перегонял из Москвы в Смоленск генеральскую "Волгу". Гоню, говорит, по трассе и вдруг слышу: "Волга номер такой - то - остановитесь!". Я, говорит, посмотрел в зеркало заднего вида - пустая дорога, нет никого. Сделал на всякий случай погромче радио, чтобы, если что, прикинуться, что не слышал и еду дальше. Вдруг опять:"Волга номер такой - то - остановитесь." Оказалось, это его с вертолёта окликали. А вот чем дело кончилось - не помню. Со всеми этими ребятами я должен был ехать на дембель, но в итоге, пришлось мне выпрыгивать из уже отходящего вагона... И ещё один выпускик вашей ШМАС служил со мной. Борис Москалёв из Кишинёва. Возил он на УАЗе начальника Особого отдела полковника Грудина.

Тестов: Никогда не думал,что служить буду в ДА.По-моему одна из причин гибели СССР полный пнизм(от слова"пень")военкоматов и их работников.Чем был славен Северодвинск в 70-80 годы уже прошлого века?Ну всем, что связано с ВМФ:"Севмаш" АПЛ строил, "Звёздочка"АПЛ ремонтировала,"Арктика"на заказах электрооборудование устанавливала и ремонтировала,"Полярная звезда"электронику делала,учебный отряд для моряков-подводников,школа техников готовила мичманов для АПЛ,Нёноксинский полигон(в/ч 09703)испытывал крылатые и балистические ракеты для АПЛ,бригада надводных кораблей всё охраняла и обеспечивала испытания.Ну,зенитные комплексы город прикрывали,стройбат много строил на заводах и в городе,в в/частях, погранцы город закрывали,в основном с моря и на КПП"5 километр"по Архангельскому шоссе.Авиация гражданская в город не летала с середины70годов(Ми-4 за15 минут в 60-70г доставлял желающих из аэропортаТалаги).Только до середины 70г. Ми-8 почти к воротам штаба Нёноксинского полигона привозили конструкторов и высоких военноначальников(сейчас это перекрёсток ул.Орджоникидзе и Первомайской).Стрелять из мелкашки научили ещё в школе(был в городе 50м тир ДОСААФ), занимал призовые места на городских соревнованиях по зимнему многоборью ГТО и стрельбе.Из АКМ на сборах на о.Ягры у зенитчиков на стрельбище(было оно всего 100м на 6 "лёжек") после 2 курса в ПТУ№ 28, где я учился на сварщика.Училище готовило рабочих для"Звёздочки", после1,5 лет обучения,сварки планок под рентген работали в цехах,попали на заказы, практика 2 дня в неделя,карманные деньги, отношение к тебе-как к взрослому работнику, в отличии от одноклассников, что учились в 10 классе.Спортом занимались почти все.Естественно ГТО значок только золотой, по лыжам чуть не дотянул до 1 разряда. Мечтал о морской пехоте.Приписали в артиллерию.Потом-РВСН.Окончил нашу автошколу,она считалась по базе,преподавателям одной из самых современных на Северо-Западе, ездил на ГАЗ-53(на Урале,КАМАЗЕ несколько часов).Приписали в автомобильные войска.11 октября1982привезли на сборный пункт в Архангельск.А там с области десятки парней дурью маяюся почти неделю.В том числе из самого Архангельска,Северодвинска и Новодвинска.Забрили их ещё 5-6 октября, а 7Октября-День брежневской Конституции, выходной.Нас почти всех забрали в инженерные войска.Попал в одну команду с Володькой Пиковым(познакомились в пионер лагере в 1971 году, а в ПТУ 3 года просидели за одной партой), с группы нас первых призвали.Но тут вновь построение.Отсчитали нас человек 10,тех, кто был ростом выше-в другую команду, сержанты -авиаторы.Пешком на вокзал и в Питерский поезд.С Вовкой доехали до Питера-его с командой в Эстонию в Тапа(учебка инженерных войск), а нас в поезд и во Львов.В вагоде оказалось более120 призывников разных команд.Спал на 3 багажной боковушке. Но это мягче,чем на досках в "купе"постеленных между вторыми полками.Во Львове -прыг в "Урал" под брезент-и в лес.Там аэродром бывщий ДОСААФ, барак с койками в 2 яруса,матрацы есть, одеяла, подушки, форму выдали и маялись дурью 2 недели.Зачем кучу характеристик в дело в военкомате собирали,заполняли анкеты по родне, медкомиссию проходили несколько раз-до сих пор загадка.Сержанты-покупатели поглядели,отсчитали,скомандывали, отвезли и вот я с синими погонами в Городокском районеЛьвовской области.Всё бы хорошо,но бани не было, мылись в пруду, благо днём на солнышке было почти +20.А чайник вскипятить, что бы голову помыть-проблем не было.

Тестов: Профиль пытался раза 3 заполнить.Первый раз при входе.Что делаю не так?

Admin: Тестов пишет: Профиль пытался раза 3 заполнить.Первый раз при входе.Что делаю не так? Внимательно читате тему Зачем нужна регистация Помните, что после любого действия по заполнению или изменению профиля, в том числе и при смене аватара, вы должны после внесения изменений ввести свой пароль в поле "пароль" и только после того нажать кнопку "Редактировать профайл"!

den150367: Марухин пишет: привет. я тоже служил в Прилуках в/ч 42180 в 86-88г Привет. Ты в какой роте служил? Мы жили,кажется,в казарме 3 роты вместе с водилами заправщиков и т.д. Командир роты был майор Клемято. Я ездил на "азотке" ЗИЛ 131. Уволился 10 мая 88г.

den150367: Тестов,мы с тобой земляки. Я тоже из Архангельской области,Виноградовский район. Тоже учился в северодвинской автошколе,только позже,в 1985 году. Отличная автошкола,кстати сейчас она существует? Помню начальником автошколы был майор Гак.

Тестов: Уважаемый den150367,очень рад !Автошкола в Северодвинске выживает, как вся система допризывной подготовки молодёжи в стране.Марлена Марковича Гака больше 5 лет уже нет в живых.Помните тир из белого силикатного кирпича ,рядом с КПП во двор автошколы?Мы в нём занимались огневой подготовкой, стреляя из мелкашек на 50 метров, были там и 2 установки"олимпийки" на 5 поворачивающихся мишеней -стлуэтов для стрелков-пистолетчиков.Тир был классный:рубежи на 25 и50 метров,на 12 стрелковых мест, оружейка, мастерская, комнаты тренеров,класс учебный.А перед тиром была асфальтовая площадка, где проводились занятия по строевой подготовке.Уже более10 лет в тире кафе"Восточный дворик", да один из многочисленных в Архангельской области магазинов сети "Барс" с товарами для охоты, рыбалки,туризма.Но за последние 2 года школе стали хоть какие-то деньги выделять, высокие чины из МО РФ приезжали в мае 2011г, охали и ахали какая у нас база, обещали нормально финансировать автошколу, клуб юных моряков , да 10 школу, которая стала с сентября 2010 года кадетской.Где Вы жили во время учёбы в автошколе?Когда я учился был только один взвод иногородних ребят-из Ненецкого округа.Они жили в гостинице"Северная"(2 этажное деревянное здание на ул.Советская, бывший знаменитый на весь Северный флот ресторан"Северный") напротив детского парка.В Энгельсе были в каком батальоне и в какой роте?В спортзал ходили? В караул на склады ходили, а на гарнизонную гауптвахту?Много было ребят с нашей области с Вами?С фляжками на поясе всё лето ходили?До нашего приезда в ШМАС, летом была эпидемия ЖК инфекции в ШМАСе, боялись, что придёт холера, больным поставили палатки и организовали карантин у автопарка.Все ходили с флягами, пред заходом в столовую под наблюдением сержантов воду выливали, потом приём пищи,на столах стояли чайники с кмпятком, все по команде заполняли фляжки и выходили строится.У столовой взвод выстраивался, сержанты проходили между шеренг курсантов, хлопая по флягам. Если фляга была холодная(не набрал балбес кипятка свежего), взводу у самого ШМАСа, не на улице, пока шли от столовой, сержанты прогулку устраивали метров 100 гусинным шагом.А у нас, в ноябре 1982, у ребят узбеков начался минингит, заболело человек 10(а они по разным ротам)у всех ШМАСовцев брали мазки из горла и носа, запретили увольнения на месяц или больше.

Тестов: Посмотрел свои документы.В пункте 17"Назначения и перемещения по службе" учётно-послужной карточки записано: наименование части-в/ч 21921, должность -курсант,дата назначения 30.10.82, номер приказа по части-№360.Строчкой ниже, уже не черного цвета, а синего, запись:эл.механик-в графах наименование части и должность,а в графе № приказа по части, запись:04.83.В пункте 23"Военная подготовка":в графе"наименование школ и курсов"запись-ВАШМ, в графе "Продолж. обучения"-5,5 , в графе"Дата и № приказа"-18.4.83 №110.Как я писал ранее, в нашей 5 роте готовили: в 1 взводе - водителей автобусов на "ПАЗики"( открывали категорию"D"), во 2 взводе - спциалистов кислородно-газовой службы, 3 и 4 взвода-крановщики. Готовили нас, крановщиков:на 5,6-тонные краны 8Т210 на базе "Урал-375" и К-67 на базе "МАЗ-500",на 16 - тонный К-162 на базе "Краз-257".В военном билете запись была сделана, что 500км марш прошёл на "Кразе", хотя все марши прошёл на "Урале-375" на ТЗ-5.Было выдано от МО СССР удостоверение, на обычной бумаге, отпечатанное на машинке, что я допущен к обслуживанию электроустановок напряжением до 1000 В.Удостоверение отцы-командиры в Мачулищах в/ч 36792 во 2 авто-технической роте просто потеряли. С нами на этаже было ещё 2 роты. Там ребят готовили на топливозаправщики:ТЗ-5 ( "Урал-375"),ТЗ-7,5 ("Маз-500"), ТЗ-22("Краз-257" с прицепом, категорию"Е" открывали), на АПА-35 и АПА-50 на базе "ЗиЛ-130".В каких ротах готовили специалистов на УПГ и аэродромную технику типа "тепловушек", увы, не помню.В одном из классов на 1 этаже АПА-50 стояла.Планировали с весны 1983 года готовить взвод на "КАМАЗы".Тогда же прибыли ребята учиться на крановщиков из Среднеазиатского ВО, были они в ботинках и панамах все, обещали им Афган после ШМАСа. Среди них было много немцев из Сибири и с Алтая, а бабушки-дедушки у многих были как раз из Энгельса и других населённых пунктов бавшей автономной области немцев Поволжья.

Тестов: Уважаемый Ион, о Вашем земляке.Уже не в ШМАСе, а в Мачулищах (там кроме нашей базы, обслуживавшей 121 гв.тбап,был дивизион связи,"секретчики", обслуживавшие ракеты, да и в самом полку были ребята срочники на метео, на тренажёре, на объективном контроле) стоял 201 иап, где был аналог нашей базы-батольон аэродромного обслуживания и свой дивизион связи. Их ребята обслуживали и Ту-134 командующего Бел ВО.Думал, что кто-то откроет страничку про Мачулищи...Так вот, был в Мачулищах, в в/ч 36792 во 2 АТР, командиром взвода прапорщик Валера Кикава, примерно,1960 года рождения.Срочную служил он в авиации в ЮГВ,был кинологом в роте охраны. Там же, в Венгрии, окончил школу прапорщиков.Замечательный был человек и командир.В августе 1983 года я на своём кране К-162,на базе "Краза", устанавливал аллюминивый ангар для автотехники НЗ.Кран должен был списан задолго до моего призыва.Троса слетели с блоков при поднятой стреле. Полез я исправлять. Пальцы левой руки мне прижало тросами к блоку, стрела стала отходить, я правой рукой держусь за стрелу, болтаюсь между небом и землёй и, естественно, ору.Парни с карантина под руководством сержантов с роты охраны(они были в роли строителей ангара)за троса схватились,стреле не дале отойти дальше и меня не разорвало.Руку мне освободили, рукавицу стянули, на кости пальцев посмотрели - меня в санчасть, оттуда обколотого -в Минск, в окружной госпиталь.Там рентген сделали, удивились, что пальцы не оторвало, не сломало, даже трещин нет, накололи и в зад, и в плечо, отправили назад в санчасть в Мачулищи.Лечили 19 дней, на 20-в роту.Тогда я не знал, что с 21 суток начиналось понятие:менее тяжкое телесное повреждение, т.е. надо дело уголовное возбуждать,ком.взвода, комроты, да дежурного по парку, что мой кран выпустил, надо по всем законам, отправлять полировать задами скамью подсудимых.У меня на левой руке шевелится только большой палец, за руль-никак, года ещё не прослужил, следовательно-дневальным по роте.От грязи кисть и половина предплечья распухли, кисть красная вся.Тут осмотр врача.Часть у штаба на плацу выстроили, меники ходят между шеренгами бойцов, смотрят нет ли грибка и "зверей".Зам нач. санчасти, майор, он меня и выписывал, как увидил мою левую руку -в крик:"Кто выписал, почему не лечитесь!!!"От нарядов освободили меня, 2 раза в день ходил на прервязки, а меня определили в парк в канцелярию вести документы не технику:проверять путёвки. считать расход моточасов,количество топлива.А осень в Белорусии дождливая, рука гниёт.Но хоть мизинец начал шевелиться, а 3 пальца вместе вниз направлены, словно я козу показываю.Спасибо Валере Кикаве, поговорил со мной и пообещал помочь.Его жена работала в Минске то ли медсестрой, то ли акушеркой в гинекологии.Привезла мне полбутылочки,100-граммовой конньячной, масла облепихового.Стал руку мазать маслом-стал выздоравливать.Пальцы разрабатывал и они стали шевелиться...Несколько раз был у Валеры в гостях, снимали они с женой в частном домике комнату, детей у них не было.Где-то летом-осенью 1984 года Валера перевёлся в Воркуту, мечтал, что в Особой группе Арктика техника будет нормальной, да и с жильём проблема будет снята.Почти 30 лет прошло с тех пор...Увидел бы, в ноги поклонился и Валере, и его жене. Увы, не помню как звали её.

den150367: Здравствуйте,Тестов. Во время учебы в автошколе мы жили в филиале гостиницы ,помоему на углу Советской и Железнодорожной. Если ничего не путаю. В Энгельсе был в 3 роте,командир роты был майор Козлов. Многое уже стало забываться Из Архангельской обл. нас было 85 человек. Прилетели первые,построили на плацу,помню из окна чей-то голос: "Духи вешайтесь." Но..вешаться не пришлось)). Сначала хотели отправить в аэродромную службу т.к у меня были права тракториста,затем переиграли и отправили учится на механика водителя газодобывающих и газозарядных станций. Затем стали прибывать команды из Украины,Прибалтики,Средней Азии,Забайкалья(Иркутская армия). В нашем взводе было 34 человека,13 национальностей. Учеба была довольно напряженной-по 6 уроков каждый день,строевая а после учебы еще работы какие нибудь. Обычно копали канавы под теплотрассу или под кабель,помню ездили в Саратов на завод "Волгоэлектромонтаж",на троллейбусный завод,на фабрику музыкальных инструментов. Под конец учебы летали в командировку под Семипалатинск в Чаган. Хотел командир меня туда отправить служить на кислородно-газовый поезд. После окончания учебы распределили на Украину,в г.Прилуки. Попал в дальнюю авиацию,обслуживали ТУ 16,ТУ 22М-3, ТУ 160.

Тестов: Филиал гостиницы"Маяк" на углу Советской и Железнодорожной был в те годы, так что ничего не путаете...Когда мы приехали из-подо Львова в авиагородок Энгельса, нас на 2 КПП встретили теми же возгласами...Пока были в Городокском районе Львовской области, нас 2 раза возили на бомбосклад в гарнизон Черляны, катали бомбы в бомботаре маленькие, по 100 и 250 кг.Когда мы, будушие ШМАСовцы, в конце октября выезжали во Львов, то не могли тамошние воины долго завести "Урал", на котором нас везли из казармы на бывшем аэродроме ДОСААФ.На поезд во Львове опоздали минут на 40, сутки сидели на вокзале Львова, ждали следующий поезд.Город так и не увидел.А сухопая выдали так, что последние сутки на двоих было по банке "Кильки в томате"и по половинке буханки чёрного...Не мог вспомнить про все специальности.Может Вы помните,как называли водителей с УПГ-300, с кондиционеров? А ЗАКистов в Вашей роте не готовили, или они были в ротах, которые готовили водителей топливозаправщиков?Траншеи под кабель в ноябре 1982 мы тоже покопали, именно за этим занятием услышали, что Брежнев умер.На троллейбусный завод ребята с нашей роты тоже ездили и на какой-то номерной завод МО СССР, где ремонтировали "КрАЗы",в том числе из Афгана.Ребята в роту как-то раз привезли целый патрон калибра 5,45, нашли в кабине. У нас были на вооружении СКСы.Я как-то не попадал на эти заводы. Где принимали присягу? Я принимал возле памятника Марии Расковой, стоял он возле ГДО(гарнизонного дома офицеров). В ГДО был музей. Друг мой с Новодвинска - Долгов Дмитрий Валерьевич(койки наши в ШМАСе были рядом, с весны 1983 по осень 84 служил он в Чернигове на складах вооружения, сначала на "УАЗе" командирском,потом на пожарке на базе"ЗиЛ-131")увидел там фото своего деда.Дед бал комиссаром одного из авиаполков, что формировался в Энгельсе в годы войны.Дед,когда мы служили, был жив, жил напротив Новодвинска, на правом берегу Двины, в той самой Уйме, где "поселил" Степан Писахов своего Сеню Малину.Там же, возле ГДО, была територия нашей роты.Зимою чистили её от снега, по вссне, в марте-апреле красили там скамейки.

Тестов: Вспомнил, что фамилия замполита нашей 5 роты была Орехов.А зампотеха, тоже капитана, никак вспомнить не могу. Хотя сделал он больше хорошего, чем замполит.По окончании учёбы многим за службу вручали памятные подарки в роте. Мне вручили чернильную ручку, как сейчас бы сказали, очень гламурную.Корпус чёрный, колпачёк - серебристый.На колпачке зампотехом роты сделана "золотом" надпись:"Спасибо за службу!в/ч 21921"Д".Сержвнты говорили, что традицию эту ввёл наш ротный Иван Васильевич Косокин,офицеры скидывались своими деньгами на подарки для солдат, а зампотех делал сам гравировки памятные.Ручка лет 5 мне служила и после армии.Интересно, в нынешних Разоружённых Силах России офицеры для солдат,которых,может быть, никогда в жизни и не встретят,ни на войне, ни после ЧП, когда тебя спас солдат,а просто после учебки,могут скинутся на подарок?

Тестов: Вечерняя прогулка в ШМАСЕ, это, естественно, строевая с песнями. Бывало, что и в столовую шли с песней. Пели мы "У солдата выходной,пуговицы в ряд...", "Не плачь, девчонка, пройдут дожди...". А с весны 1983г, как прибыли из Среднееазиатского ВО ребята в нашу 5 роту учится на крановщиков, все в панамах и ботинках,стала ротной песня ,которую они привезли с собой. Были там такие слова:"Проверен и заправлен самолёт, Вооружён и подготовлен к бою. Счастливого пути тебе, пилот! Мы на земле, но мысленно с тобою. Пусть на земле мы служим - не беда! Пусть буднична у нас с тобой работа, Но есть частичка нашего труда, В отличном исполнении полёта!" К сожалению больше не мог вспомнить, но слова великолепно передавали труд тех, кто делал всё для отличного полёта. Песня нравилась всей роте и отцам - командирам.

Марухин Е.А.: den150367,привет,я с Нижегородской области,служил в 3 роте(РОР)по обслуживанию ракет,командир Быков,уволился 10 мая 88г. Давно это было...

Тестов: Уважаемый однополчанин!Очень рад, что появился на сайте ещё один сослуживец, часть была большая, наша 5 рота считалась малой, всего 4 взвода по 30 человек курсантов,две роты были по 150-160 человек, а всего в 2 батальонах, примерно,600 человек.Был ШМАС много лет, но на сайте нас совсем мало. Расскажите как в ШМАС попали,как в 3 роте учились.На чём ездили? При мне, в 82-83гг, ЗАКисты ездили на "ЗиЛах-131", им открывали категорию "Е". Ходили в караулы и в наряды? Как с сержантами складывались отношения?Земляков много было?Кто был командиром части-посмотрите в документах.Как в части после ШМАС служилось?С кем-то из бывших сослуживцев отношения поддерживаете?Удачи Вам.

den150367: Марухин Е.А. пишет: ,,служил в 3 роте(РОР)по обслуживанию ракет,командир Быков,уволился 10 мая 88г. Давно это было. Привет! Да... давно это было. Значит и увольнялись мы в один день. Забывается уже многое. Вот не помню в какой казарме вы жили. Мы жили на втором этаже,под нами был,кажется,клуб (кинозал),через стенку жили водители АПА и т.д (2 рота). МЕжду ротами сидел в застекленной комнатке деж. по части. Под 2 ротой была рота охраны Кажется как-то так. Посмотришь сейчас в интернете фотки нашего военного городкаи аэродрома-запустение и разруха. Казармы,правда,стоят целые,столовая разорена. ТУ-16 на площади стоит целый и невредимый. Я помню как его устанавливали,как тащили с аэродрома в городок. Перетаскивал кажется Римка Уждавинис на КРАЗе.

Sigitas: Sveiki, в,ч 21921 tarnavau nuo 1984 iki 1986. Gal galite atsiliepti bendazygius. Labai butu idomu. Galite rasyti tiesiai i e-mail gsistemos@gmail.com. Butu malonu suzinoti jusu likimus. Sigitas Gailius

den150367: Sigitas пишет: Sveiki, в,ч 21921 tarnavau nuo 1984 iki 1986. Gal galite atsiliepti bendazygius. Labai butu idomu. Galite rasyti tiesiai i e-mail gsistemos@gmail.com. Butu malonu suzinoti jusu likimus. Sigitas Gailius Вот это все еще бы по русски.

Валентин: den150367 пишет: Вот это все еще бы по русски. Здравствуйте, в/ч 21921, служил с 1984 по 1986. Сослуживцы, возможно можете отозваться. Было бы замечательно. Можете писать прямо на электронный адрес: gsistemos@gmail.com. Приятно будет узнать ваши судьбы. Sigitas Gailius

Тестов: Гуляя по интернету на карте Энгельса нашёл наш, ШМАСовский караул.Благо вертолёторемонтный завод рядышком , через дорогу от караула, остался.Караул был на 1 пост.Командир взвода ходил нач.каром, я- ком.отделения - разводящим, и 3 курсанта - караульными. Помню наш ротный - майор Иван Васильевич Косокин проверяя готовность караула к разводу, на лестничной лощадке перед входом в расположение роты ( площадка была огромной, на неё выходили двер 3 рот учебных), вручая боевые патроны неизменно говорил одну и ту же фразу: "Вручаю Вам тридцать гробов"...Правда в 1982 году между эстакадой и складами стояло несколько автомобилей НЗ опечатанных, заступая на пост принимали по печатям и их, так же как опечатанные двери складов.Но уже в 1983 машин не было.Да была ещё будка с надписью "Хлеб", снятая с хлебовозки. В ноябре 82, только мы в ШМАС из Черлян приехали, в караул ходила авторота и сержанты учебных рот. Мы ещё присягу не приняли к тому времени.Кто-то из автороты, перед самым дембелем, будучи часовым, залез в эту будку. СКС оставил снаружи, а сам в будке уснул.Ну, естественно, в этот момент дежурный по части проверить решил караул. Карабин забрал. Не помню как парня наказали...В караул, мы-курсанты ходили регулярно, дней через 20-25.А один раз, было это в феврале-марте 1983г., ходили в караул на гарнизонную гауптвахту.Здание было не далеко от ШМАС, 2-этажное. Меняли мы курсантов Энгельсинского Высшего Зенитно-ракетного училища, они же заступали после нас.Я был выводным и днём отвёл 2 ребят: одного с базы, одного из железнодорожных войск на работу в магазин, что был между ШМАСом и нашим караулом, справа от дороги, если идти к караулу.(Мы, идя в караул, всегда заходили туда за вкусными булочками.Взодный наш - капитан Николай Иванович Соболь, будучи нач.каром всегда делал у магазина остановку.)Парни разгрузили машину с мукой давольно быстро, женщины - работницы магазины накормили нас жареной желтопёркой.Впервые я её тогда увидел.А потом мы в подсобке магазина несколько часов сидели в тепле, пили чай и с парнями болтали о службе.Вот магазин в интернете я этот нашёл, а где была губа-не могу вспомнить! Не помните, где она была?... Да, а желтопёрку в магазинах города я увидел в следующий раз то ли в 1991, то ли 92 годах.Ею магазины были просто завалены. Причём стоила она значительно дешевле не только трески, но и пикши, где-то по цене беломорской селёдочки.Это притом, что её везли, считай, через всю страну с Дальнего востока.

Тестов: На ветке 48-ВАШМ Барнаул-Рубцовск у Москаля прочёл о "ночных полётах". У нас в Энгельсе в 82-83 было 2 учебных батальона. Первый начинал рабочий день в 5. А мы - 2 батальон - в 6 часов. Сквозь сон слышишь, как в 05:10 под окнами строятся роты на зарядку, команду сержантов:"Приготовится к бегу!Бего-о-о-ом - марш!" и грохот сапог. Снова проваливаешься в сон.В 05:45 сквозь сон слышишь, как будят Андрея Стяжкина, сержанта нашего учебного взвода. Койки наши стояли голова к голове.И ты уже почти проснулся...Вечером, из-за того, что роты 1 батальона были на 2 этаже, а мы - на 3, "полёты" наши не были долгими и частыми.1 батальон уже отбился, а тут нас 150 человек прыгает с 2-х ярусных коек!Сержанты воспитывали уменее в строю не болтать во время вечерней проверки, раза по 2-3 начиная её заново.А команда сержантов крайняя по распорядку дня была у нас в 5 роте:"Отставить скрипы!" В койку как улягутся все, все начинают устраиваться кому как удобнее, койки и заскрипят-запоют. Ну и с соседями хочется пошептаться... Пронин Алексей написал, что зимой грелись в кабинах L-29. А мы на практических занятиях в автопарке грелись у работающего крана К-162 на базе "КрАЗа"так:снимешь варежку двухпалую и её к выхлопной трубе, потом -вторую. Затем очередь до валенок дойдёт. Валенок раструбом голенища к трубе, стоишь в этот момент как аист на одной ноге. Не беда, что солярой провоняешься, зато согреешся.А то когда до тебя очередь дойдёт, что ты сядешь в кабину крана 8Т210, на базе "Урала-375", в нём тепло в кабине. После занятий в парке технички в сушилку. Валенки - туда же.Сам в умывалку, от копоти и грязи отмыватся.

den150367: Мне пришлось служить в ШМАСе летом в самую жару. Кто то заболел дизинтерией. И вот такая картина: Общее построение перед обедом. Выходит перед строем фельдшер,позади солдатик с двумя стеклянными банками. В одной порошки белые,в другои красные. Каждому по два порошка. Весь плац и дорога до столовой был в порошках. Еще вспоминается как копали канаву под теплотрассу. КАждому досталось по нескольку метров. Копали,копали,вдруг слышим крики видим вспышку. Подбежали,видим сидит парень весь белый как полотно,держит в руках черенок от лопаты. От самой лопаты почти ничего не осталось. Оказывается наткнулся на подземный кабель. Все комуникации прокладывались еще немцами,уже никто не помнит где что проложено. За время учебы мы этих канав накопали ого-го сколько.

Тестов: Что-то совсем не пишет Sigitas, как я понял был он в постоянном составе...В нашей роте был классый парень иэ Клайпеды по фамилии Римкус. До призыва работал он в Клайпедском порту. В ротных концертах художественной самодеятельности срывал шквал апладисментов Рома Буткус, хотя, по-моему, Ромой звать его стали на русский манер в роте.Вполне мог быть Ромуальдом. Он великолепно играл на гитаре и не плохо пел.Песня "Машины времени" "Костёр": "Все отболит, и мудрый говорит: "Каждый костёр, когда-то догорит, Ветер золу развеет без следа", Но до тех пор, пока огонь горит, каждый его по-своему хранит,Если беда, и если холода..." - была его хитом.Литовцев у нас было в роте человек 10-20...В Мачулищах во 2 авто-технической роте запомнился дембельнувшийся весной 84г Шлюмпа из Каунаса. У него было двойное имя, типа Витаус-Виргинас, за давностью лет уже и не помню, а отчество начиналось на букву "С".Клеймили форму чаще всего № военного билета, а он в пятиугольнике вписывал "ВВС".Парень был умный и порядочный, не плохо знал технику. Папа у него работал на заводе ,где делали телевизоры "Шалялис"...В пожарной команде судьба свела с призывавшемся из городка Аникщая Вадимом Асачёвым.Интересно, где Вадька теперь...Никак не думал в ШМАСе, что друг мой ШМАСовский Долгов Дмитрий Валерьевич, призывавшийся из Новодвинска станет гражданином Литвы.В 1989 году осенью я приехал к нему в гости в Литву в город Снечкус(теперь Висагинас). Димка ушёл из автоколонны, которая строила Игналинскую АЭС и стал работать частным такситом. Мы с ним за несколько минут могли доехать до Браслава, потом до Даугавпилса. А теперь там границы трёх стран:Литвы, Белоруси, Латвии. В 90 году он свозил меня в Хатынь, заехали к памятнику на месте гибели экипажа Гастелло...В 98г. в Рождество звонил он мне из Германии. В Литве была безработица и судьба Димку понесла по свету. Планировал он уехать в США. Может интернет поможет его найти и всех тех, с кем служили.



полная версия страницы