Форум » Школы младших авиаспециалистов ВВС » 48-я ВАШМ Барнаул-Рубцовск в/ч 22635 » Ответить

48-я ВАШМ Барнаул-Рубцовск в/ч 22635

Юрий: Начинал службу в Барнауле в 1966 г., а заканчивал ШМАС уже в Рубцовске в ноябре 1967 г. В Барнауле наша третья рота размещалась на первом этаже казармы и окна выходили прямо на проспект, а в Рубцовске мы заселили третий этаж бывшей школы- интерната на окраине города.У нас было 5 учебных взводов по 30 курсантов и все- будущие механики по самолету и двигателю на АН 12. В 1967 году наш выпуск был последним из тех ,кто учился 11 месяцев, следующие выпуски учились в ШМАС 6 месяцев.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

Стафиевский Владимир: Службу проходил 65 по 68год в санчасти под командованием начмедов Уголева,Савич,Уткина,зто было прекрасное время.Вместе службу проходил с-на св.сл.Кулик,Гусельников,Маслюк, сестра хозяйка Козицкая Валентина Афанасьевна и многие другие врачи и сестры. Командиром роты был Данилевич,старшина Быковский отличные воспитатили,а летом служил в лагерях на речке Барнаулке.п\п в отставке Стафиевский.

Юрий: Стафиевский Владимир пишет: а летом служил в лагерях на речке Барнаулке. Летом 1967 года мы из лагеря на р.Барнаулке ушли на вокзал в Барнаул а потом поездом переехали в Рубцовск,где и продолжили службу.сначала на кирпичном заводе,а потом на оборудовании казарм и классов и только ближе к осени стали сооружать учебный аэродром из железных плит и разгружать вагоны с имуществом и платформы с самолетами ИЛ-28. Осенью же на нас легла и почетная обязанность ездить по совхозам и открывать памятники ,т.к. наступало 50-летие Октябрьской революции. А 30 октября я получил распределение в Белоруссию в Витебск,где и служил до 1968 года,правда за два месяца до конца службы пришлось учиться на курсах офицеров запаса в Иваново,после окончания которых я ушел в запас,правда ненадолго.В 1972 снова был призван и служил в Чирчике техником самолета.

москаль: Недавно узнал, что ШМАСы были в черте Москвы и в Московской области. Зачем, спрашивается, нас, москвичей, надо было везти в Рубцовск? Ведь авиамеханиками мы могли стать и в МВО, а обслуживать самолёты на каком-нибудь подмосковном аэродроме. В мае 1976 года я из Рубцовска был направлен в Одессу. В Омске догнал ребят из своей роты и ехал с ними до Харькова. В пути был пять суток. Шатало, когда вышел из вагона в Одессе-маме. Там был недели две, а потом - в полк.


НиколайVAR: вит Я служил в одно время с тобой, май 1973 по ноябрь 1973. Музыкальный взвод, духовой оркестр. группа СД.Потом в Туле служил, в/ч 22529 в ТЭЧ. Есть 4 фото. Всем большой привет.

москаль: Да, с шинелями было именно так. Когда нас привезли в рубцовскую ШМАС и выдали обмундирование, то я, к примеру, "парадку" получил на размер больше, а шинель - на два размера меньше. Уже в полку я эту малоразмерную шинель с радостью уступил одному "дембелю", а сам до конца службы ходил в старенькой, подменной. А под дембель мне подарил шинель один "молодой" боец, в которой я сел в поезд. Но в вагоне один пьяный десантник перепутал шинели и надел мою. Так что домой я прибыл в его шинели с голубыми погонами, но со знаками различия десантника.

Юрий: У нас на дембель уйти всегда была мечта в бушлате. Бушлат был более практичен для гражданки,но не сложилось,пришлось ехать в шинели,но в своей,которую выдали еще в Красноярске.Мы все вещи подписывали хлоркой изнутри, так старшина роты приказал.А остальными "улучшениями" особо не страдали.

москаль: Ещё в ШМАСе слышал легенду о том, что раньше рубцовская школа готовила механиков-сержантов. Но так ли это было на самом деле? Не знаю. Потом какой-то высокий авианачальник решил, что в ВВС слишком много сержантов. В результате нас выпустили рядовыми (исключение составили командиры отделений - ефрейторы). В полку тоже механиков по сд званиями не баловали. К примеру, в нашей эскадрилье ст.сержантом стал один электрик, который отвечал за замену кассет САРП. Младшими сержантами стали каптёрщик и писарь. Вот, пожалуй, и всё. Не помню случая, чтобы кому-то из механиков дали "Отличника ВВС" хотя бы за то, что самолёты летали и не падали.

Политко Сергей: Были времена когда в танковых , авиационных, а может быть еще в каких то технических частях действительно практически весь переменный, призывной состав был категории младшего ком.состава,но это вероятно создавало определенные сложности при той организации Вооруженных Сил. Сержантское звание невысокое , но дает ряд преимуществ и привилегий. На хоз.работы они могут привлекаться только как палка-погонялка. Отсюда рождались проблемы управления низовыми подразделениями. Если в экипаже, группе и т.п. все сержанты, то автоматически один должен быть старшим, а остальные условно рядовыми. Да и платить им надо больше чем рядовому.В некоторых армиях мира такая система остается и сейчас. Это Армия Израиля. Там рядовые это не прошедшие КМБ , а потом звания мл.ком.состава присваиваются по выслуге,т.е. через каждые несколько месяцев. С нагрудным знаком - отличник ВВС в полку, в котором я служил, тоже было туго. В моей эскадре такой знак под дембель получил только один солдат с моего призыва. Да и сержантов, по- моему, не баловали. А вот с классностью проблем не было. Каждые пол года можно было сдать экзамен комиссии из офицеров и получить звание специалиста 2 и 1 класса. С 3 классом мы приходили из ВАШМ и ШМАС. Только квалификации " Мастер" у солдат-срочников я никогда не видел, хотя сам знак на нашем сайте представлен .

москаль: Вероятно, это не самая глупая система иметь многочисленный сержантский состав. Ведь любой из сержантов, получивший соответствующую подготовку и навыки в мирное время, сможет быстрее заменить выбывшего из строя командира в условиях войны. Что касается классности, то полученный в ШМАС 3-й класс в полку не учитывался, а присваивался как бы повторно позже. Экзаменов практически не было. О том, что у меня 2-й класс, я узнал от техника самолёта. А значок "Мастер" я видел только у одного механика, который до армии лет десять проработал в авиапроме.

Валентин: Политко Сергей пишет: С нагрудным знаком - отличник ВВС в полку, в котором я служил, тоже было туго. Да и сержантов, по- моему, не баловали. Похожая ситуация, со срочной службой, складывалась в полку, в котором я служил. Чаще всего, сержанты все же имели преимущество к присвоению им значка - отличник ВВС. А вот с классностью проблем не было. С 3 классом мы приходили из ВАШМ и ШМАС. Только квалификации " Мастер" у солдат-срочников я никогда не видел, хотя сам знак на нашем сайте представлен В нашем полку и с классностью проблема существовала. Правда, 3-й класс, полученный в ВАШМ, все же учитывался, квалификация, как считал высший командный состав части, постепенно росла и, с этим у нас считались, но получить сам знак специалиста 2-го, позже 1-го класса, было практически не возможно. Экзаменов практически не было. Значок “Мастер” имели, если не ошибусь, только двое, во всяком случае, хорошо помню, что у одного РЛС-ника значок был, а у меня, как признанного специалиста СД, признанного командиром эскадрильи, даже 2-го класса на груди не было – обидно.

николай100: Проходя курс обучения в барнаульском ШМАС1956-1957гг Преподователи говорили .что до нашего призыва точно год не помню выпускникиам ШМАС присваивались звания от мл.с-та.до ст.с-та в завимости от сдачи экзаменов.Звание старшина уже давали в полку на дол-ти мех-ик самолета с поршнеoljaoksanaвым двигателем.Офицеры были в основном нач.груп и тех.звена и выше.А курсанты ШМАС в то время носили погоны курсанта в\училищ.Сколько я помню значки классности носили только ВСР.Самой высшей похвалой считалось если тех.звена и тех.с-та скажет ..отличный механик можно такому доверить замену двигателя..вот и вся была наша классность.Она появилась в 60 десятых годах.Если ВСР за это платили то спецам ничего.

москаль: Получается, что после полугодичного обучения в ШМАС по технической специальности (но "рядовой" по воинскому званию) авиамеханик фактически приравнивался к любому рядовому из роты охраны аэродрома, который ничего другого не знал, кроме затвора АКМ. А жаль! Судя по всему, это же положение сохранилось и сейчас.

николай100: Наш выпуск в1957г занятие по теории и практика продолжался примерно 11месяцев и все поехали в ап рядовыми. Исключение ком.отдления-ефрейтор.зам.комвзвода-мл.с-т.секретарь комсомольской организации роты -мл.с-т.Сосед по квартире в\пенсионер он закончил ШМАС в г Перьм в1949 учился он там 18месяцев по выпуску звание сержант.Но они тогда служили срочную службу 4-5лет.

Юрий: Я закончил ШМАС в 1967 году в октябре,а звание "ефрейтор" получил,когда стал командиром отделения в августе к Дню Авиации. Наш командир отделения из нашего призыва стал замкомвзвода.а я на его место.Его фамилия Воротынцев,он был из барнаульских-боксер и пользовался авторитетом. Ему сразу было присвоено звание младший сержант.В полку же даже стрелки -радисты срочники имели звание не выше ефрейтора. Звание присваивалось только на командных должностях. У нас в отряде управления дивизии в штате было 7 срочников и один из нас был младшим сержантом для того ,чтобы нами командовать вне аэродрома.Но он даже сержантскую надбавку не получал.Вот такие парадоксы были.

москаль: Ефрейторами в полку становились не только в связи с назначением на командную должность. Вот, к примеру, мой полковой друг Вася С. тоже стал ефрейтором. По специальности он был механиком-оружейником, но инженер эскадрильи почему-то именно его ставил подборщиком тормозных парашютов. Свои лычки Вася заработал честно (и мне пришлось один раз быть в этом качестве). Видимо, командование оценило его заслуги. Но Вася был скромным парнем и ещё месяц после приказа ходил рядовым. И лишь когда инженер заметил его без лычек на построении и наорал, только тогда он пришил полоски на погоны. У меня тоже была возможность стать минимум мл. сержантом, но для этого надо было сменить должность. Я не захотел её менять и до конца службы оставался рядовым механиком по сд. Но я убеждён, что старая система (механики-сержанты) все-таки лучше. Да и офицеры относятся к сержантам с большим уважением, чем к рядовым.

Валентин: москаль пишет: Но Вася был скромным парнем и ещё месяц после приказа ходил рядовым. И лишь когда инженер заметил его без лычек на построении и наорал, только тогда он пришил полоски на погоны. Нетрудно догадаться почему Вася так не желал пришивать лычки ефрейтора. В полку, где я служил, был каптерщик, которому нравилось быть ефрейтором, остальные все же предпочли бы обойти это звание, дослужившись до мл. сержанта, заслуженные лычки ефрейтора пришивали чаще по настоянию командиров.

Юрий: Звание "ефрейтор" не давало никаких преимуществ и "зарплата" у меня была всегда как у рядового 3-80.А вообще-то это означало" старший солдат",в морфлоте "старший матрос". Сержантские нашивки на петлицах парадного мундира не нашивались. С меня в комендатуре Витебска на осмотре перед заступлением в патруль,комендант лично их сорвал и мне пришлось срочно петлицы ремонтировать.Смотрите фото.где они еще на месте Про нас говорили:" Собака -друг человека,так я лучше обниму ефрейтора"

москаль: Механики,которые учились в ШМАСе 11-ть месяцев, вероятно, имели лучшую подготовку. Мы, с шестимесячным сроком обучения, не всё умели. Вспомнил такой случай. В полку техник самолёта дал мне задание проверить уровень масла в бачках обоих двигателей. Казалось бы, простое дело. Лезу на стремянку, открываю лючок, снимаю контровочную проволоку и отвинчиваю пробку. Замеряю уровень масла. В норме. Закручиваю пробку, начинаю затягивать. И тут меня прошибает пот. А вдруг не дотянул? В полёте от вибрации она может ослабнуть и дать течь. А может, наоборот, перетянул? Тогда в следующий раз её невозможно будет открутить без посторонней помощи. К сожалению, тогда у нас не было ни опыта, ни спец. инструмента. Пробку затянул посильнее и аккуратно законтрил. Закрыл лючок. Затем то же самое проделал на другом двигателе. Всё. Доложил технику. Вообще такие действия требовали внимательности. Один молодой техник слабо закрутил пробку заправочной горловины топливного бака. При запуске двигателя её выбило давлением. Фонтан топлива окатил техника на стремянке и лётчика в кабине. А рядом стоял ещё и АПА. Но всё обошлось.

николай100: Тем и отличались спецы из ШМАС-это ответственность выполнения за свою работу и честность.Первые месыцы службы в ап на ил-28 тех-к с-та дал задание набить ЦИАТИМ-201 стойки с-таи смазать цилиндры стоек новои смвзкой.После окончания работы собирая ипроверяя инструмент я не нашел банку с ЦИАТИМ-201.Доложил тех.с-таи он спокойно сказал -припоминай где с ней работал-.Я нашел ее в люке стойки шасси.Доложил на что тех. сказал -так и всегда действуй лучше найти на земле чем что-то с провоцирует происшествие в полете или посадке самолета.

ТАРБАГАН: На занятиях по авиаремонтной подготовке сдавал методы и способы контровки четыре раза. Три раза преподаватель оценивал мою работу: - " ЭТО НЕ ПЯТЬ ! " Других оценок он не выставлял.Эти навыки очень пригодились на службе в строевой части.Да и после , когда работал механиком в угольной шахте.

николай100: По прибытию в АП ГСВГ поставили на довольствие и вместо махорки ежемесячно старшина выдавал 30 пачек папиросы БЕЛОМОР КАНАЛ.Первое время в курилке дымили папиросами а после продовали офицерам полка за половину стоимости а сами дымили Моршанской махоркой. За полгоддо ДМБ папиросы отобрали и дабавили в рацион сыр.Сапоги были яловые и зимой носили форму из ПШ-полушерстяное-.Вот такие были льготы в АП ГСВГ

Политко Сергей: "ПШа" и яловые сапоги - это особое, эксклюзивное отличие службы за пределами отечества. А сыр давали и нам, когда были перебои с поставкой сливочного масла. Вместо 20 грамм масла давали 40 грамм сыра, а вместо селедки давали красную рыбу - горбушу.

пронин алексей: ПШа-зимой и в Сибири носили,а в ГСВГ-ЧШа по моему.Сапоги точно яловые.И еще кожаные ремни.Я ребят отправлял,одевали именно так.

москаль: Вспоминая рубцовскую учебку, хочу сказать, что ребята, призванные из разных мест Союза, были очень разными. Командирами почти всех отделений стали новосибирцы. Именно им отдали предпочтение. Это были физически развитые, красивые парни, но немного, как мне тогда казалось, прямодушные. Мы, москвичи, уступая им в силе, всё-таки в чём-то были более продвинутыми. Например, в разговоре с одним курсантом о мусульманах я по своей дурости упомянул о том, что они, мусульмане, разделяются на суннитов и шиитов. Мой собеседник о мусульманах знал, но вот о шиитах... Конечно же, не это было главное. И надеюсь, что все парни из нашего выпуска стали высококлассными специалистами и достойно отслужили. Зато на занятиях по физподготовке я и Серёга (оба москвичи) на турнике выглядели сосиськами. У Серёги сначала ноги были настолько толстыми, что ему пришлось в кирзовых сапогах делать вставки. Но через полгода его ноги стали тонкими, смешно болтались и хлопали в широких голенищах. По распределению я и Серёга попали в один полк,но в разные эскадрильи.

Alexmal: Политко Сергей пишет: "ПШа" и яловые сапоги - это особое, эксклюзивное отличие службы Это точно! Помню я дико завидовал и пускал сопли, когда мой приятель Сашка Кордон к дембилю прикупил себе у старшины гимнастерочку. Одна всего была, а я не успел...Так и пришлось в кителе, что на аватаре, как лоху домой ехать... Обиднааа до сих пор... Одно только и утешало, что после нас домой все в пинжаках поедут. Наш то призыв последний был, который в кителя обмундировывали.

николай100: Первый Новый год вШМАС я и 4 курсанта встречали в наряде- патруль по городу. Старший патруля ст.л-нт фио не знаю. После ужина в солдатской столовой офицер на городском транспорте привез нас в клуб спичечной фабрики.Там уже гуляла молодежь.Ст.л-т указал нам место где мы должны находиться а сам пошел к своей девушке.Нам то же хорошо в тепле.Зима в Барнауле знаете какая.Гражданские ребята предлагали нам выпить но мы отказывались говоря что не положено.Ближе кполуночи 12часам я спросил у ст.л-та разрешения выпить нам по100гр он ктому времени был уже хорошо выпимши.Он разрешил и мы весь наряд выпили именно по 100гр что не подвести старшего.Под руки мы старшего патруля довезли до комендатуры хорошо умыли .Все прошло нормально и никаких разговорв в роте об этом не заводили.По окончанию наряда ст.л-нт сказал спосибо ребята.Вот и все.

ТАРБАГАН: Кто помнит начальника гарнизонной гауптвахты капитана КЛИМОВА ?

ТАРБАГАН: Всех верных присяге шмасовцев поздравляю с ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ !

москаль: Присоединяюсь. Но в эти же дни я был призван в СА. Из Москвы наша команда на "Ту-154М" долетела до Алма-Аты, поскольку Семипалатинск тогда не принимал. Переночевали в аэропорту. На следующее утро тем же бортом прибыли в Семипалатинск, а затем на поезде добрались до Рубцовска поздно ночью. С вокзала нас, призывников, привезли в часть и до утра продержали в холодном одноэтажном здании, похожем на барак. Утром пришли офицеры и распределили людей по ротам. Я попал в шестую. После курса молодого бойца приняли присягу. А потом началась плановая учёба. В помещении роты очень хорошо встретили Новый 1976 год. Но почти сразу же после праздника наш учебный взвод заступил в караул. Температура ночью упала ниже сорока. На посты выходили с вафельными полотенцами на лицах, чтобы не обморозить лёгкие. Несмотря на тёплую одежду и тулуп из овчины, я очень замёрз. От холода быстро коченели пальцы рук и ног. В общем, зуб на зуб не попадал. Зато в караульном помещении было тепло, можно было выпить горячего чая и согреться. Зимой в жилых помещениях и учебных классах авиашколы всегда было тепло. А вот в полку в холодное время года температура в казарме не превышала 10-12 градусов, а капониры на аэродроме вообще не отапливались. Весна в Рубцовске была поздней и запомнилась сильными ветрами.

Валентин: В продолжение к сообщениям от москаль, николай100, и всем кому будет интересно, расскажу здесь один случай за первое полугодие моей службы в полку: Полк. Аэродром “Бельбек” – под Севастополем. В один из дней, то есть в тот день, когда произошёл этот случай, летный состав полка отрабатывал упражнения по учебной программе. Самолёты трех наших эскадрилий, в порядке очередности запланированной расписанием полётов, поднимали в воздух. Отработав в воздухе те или иные упражнения, самолёты возвращались на базу почти на исходе горючего в топливных баках. В один из очередных вылетов обслуживаемый мной борт стал запаздывать по времени с возвращением на базу. Уже после, на земле, выяснилась и сама причина неполадок самолёта в воздухе. Тому виной была контровочная проволока пробки с горловиной масляного бака в двигательном отсеке фюзеляжа. Контровочная проволока лопнула в полёте, частично из-под пробки разбрызгивалось масло на двигатель и лишь по счастливой случайности не произошло воспламенения. Как известно, контровочная проволока заменяется перед каждым вылетом самолёта. Пилот и “машина” к счастью остались целы и невредимы. Во время полёта (по словам комэски) в воздухе не выполнялись пилотажные фигуры, связанные с переворотом “машины” на спину, что предотвратило трагические последствия. Первым делом в этот день меня отстранили как механика самолёта и отправили на подборку парашютов. В тот же день контровочная проволока была сдана на экспертизу. После завершения полётов, находясь в ангаре, я показывал своё мастерство механика, полученное мной ещё на занятиях ВАШМ, по способу контровки. После своеобразного вторичного экзамена по способу контровки, проведённого лично комэской, претензий ко мне не поступило. На следующие сутки пришли результаты тщательной экспертизы проволоки. Экспертиза установила, что проволока ещё до контровки имела частичный внутренний надлом (с моих слов, если правильно выражаюсь), причём сильно застаревший, брак при отливке изделия, не видимый снаружи и, вины механика в этом нет. В дальнейшем я как механик СД вновь принимал участие в проведении полётов. Вот такая история.



полная версия страницы