Форум » Школы младших авиаспециалистов ВВС » 51-я ВАШМ Кусары в/ч 54815 » Ответить

51-я ВАШМ Кусары в/ч 54815

sk66: Кусары (Азербайджан) 51-я ВАШМ в/ч 54815 Немного из истории города Кусары... [quote]На задворках Кавказской войны: русский гарнизон в Кусарах С. В. Королёв (Опубликовано с изменениями в военно-историческом альманахе «Новый часовой», С.-Петербург, 1999, №8/9) Небольшой городок Кусары, расположенный на северо-западе Азербайджана, вблизи границы с Дагестаном, крайне редко становился предметом внимания военных историков. Даже в монументальных трудах, посвящённых различным периодам Кавказской войны, селение Кусары упоминается очень редко. Именитые путешественники, посещавшие в разное время Кавказ, в частности, писатели Александр Дюма и А.А. Бестужев-Марлинский, русские и европейские естествоиспытатели, объезжали Кусары по окрестным дорогам. Надо сказать, что уже в наше время этот пробел пытались исправить: местные власти решили, что Лермонтов, направляясь к очередному месту службы, никак не мог миновать Кусары. В 1970-х годах по этому «поводу» даже была установлена памятная стела. Конечно, Кусары отчасти теряются среди таких звучных имён Кавказской войны как Ведено, Темир-Хан-Шура, Дешлагар; мест, где вершились судьбы всего Кавказа. Но и Кусары, которые и городом-то стали уже в советское время, заслуживают права быть вписанными в летопись Кавказа. Пожалуй, только здесь вплоть до недавнего времени сохранялись частично модернизированные фортификационные постройки и административные здания, возведённые ещё во времена Николая 1-го. Словом, Кусары – уголок нетронутой кавказской старины. Одним из первых оставил зарисовку о Кусарах Бестужев-Марлинский: «Климат в окрестностях Кусар <…> губителен только для новичков, впоследствии очень сносен <…> леса поглощают вредные испарения и охлаждают знойную атмосферу лета. В этом, конечно, пособляют им и снеговые горы, они беспрестанно насыщают слякоть».1 В научном изложении это звучит так: «Вследствие близости моря, в Кубинском уезде регулярно дует днём влажный морской ветер, который, достигая снеговых гор, охлаждает и выделяет значительную массу осадков, образующих на самых вершинах гор вечные ледники и вызывающий в нагорной полосе летом частые дожди, а зимой - снег».2 Необходимо уточнение: в течение многих лет Кусары находились в составе Кубинского уезда Бакинской губернии, а горы, о которых идёт речь – Базардюзю (4466м) и Шах-даг (4243м). Чтобы дополнить описание края, продолжим: «Уезд принадлежит к богатоодарённым участкам Закавказья: горы покрыты тучной и роскошной растительностью, плоскость в состоянии производить хлеб, табак, виноград и другие фрукты».3 Малочисленность населения привела к тому, что Кусары долго не получали городского статуса. Так, в 1890-х годах они всё ещё считались «урочищем», в котором проживало 864 человека, из них 287 отставных чинов. (В 1923 г. в Кусарах было полторы тыс. жителей.) Значительная доля военных объясняется тем, что в селении многие годы квартировали русские воинские части, и развитие городка стало возможным во многом благодаря армейской инфраструктуре. (После Великой Отечественной войны в Кусарах размещалась учебная часть Советской Армии; ныне – один из гарнизонов армии Азербайджана.) В истории борьбы за Кавказ Кусары играли важную роль, не менее чем Куба – находящаяся в полутора десятков вёрст столица Кубинского ханства. Хотя в Кубе с 1806 г. располагался окружной начальник Дагестанских провинций, Кусары справедливо считались передним краем. Почти до середины 19-го века Кусары («Новая Куба»), соединялись с Кубой скверной дорогой, которая в дождливой местностью изобиловала грязью. Наблюдатели подчёркивали, что осенью и весной «жители предпочитали большой почтовый тракт до переправы, после чего дорога в Кусары, отделившись от него, поворачивает налево и идёт берегом реки до указанного урочища».4 Река Кусар-чай (иначе – Шах-набад), берёт своё начало на склонах Шах-дага и впадает в Каспийское море. В пределах Кусаров берега реки круты и обрывисты, более того, в период таяния снегов переправа через неё была, по всей вероятности, затруднительна. Низкий уровень воды в паводок поднимался многократно. Однако в засушливое лето по руслу бежит всего лишь несколько ручьёв, и переброска войск по горной дороге становилась вполне возможной. Эта дорога вела в глубину территории Азербайджана. Несколько позже трасса Куба-Кусары была улучшена и в начале ХХ века называлась «шоссе». Проехав по нему, путешественник попадал в место, состоявшее из трёх улиц и нескольких отдельно стоящих воинских зданий. Последние были построены для летнего пребывания больных солдат, поскольку климат Кусаров одно время считался «курортным». После окончательного замирения на Кавказе дороги, ведущие в Кусары, были обсажены плодовыми деревьями; раньше это было невозможно из-за угрозы засад. С расширением российского военного присутствия в Дагестане Кусары были избраны местом для штаб-квартиры ряда частей Отдельного Кавказского корпуса. По крайней мере, в первой половине XIX века большие неприятности русскому командованию доставляли небольшие мобильные отряды немирных лезгин, перемещавшиеся по берегам Самура – реки, разделяющей собственно Дагестан и Приморский Дагестан. Кусары были выбраны ещё и потому, что примерно в 70 вёрстах от них находился аул Ахты – важный укреплённый пункт. На протяжении долгого времени присутствие русских отрядов в окрестностях Ахты было в летнее время почти обязательным, а через подготовленные переправы войска могли быстро форсировать Самур. Кроме того, Кроме того, вслед за дорогой на Конагкенд была оборудована «торная колёсная дорога до села Аныха, далее уже плохая до селения Муруха, где сдавленная горным кряжем долина превращалась в ущелье, а дорога – в горную тропу, приводящую к небольшому лезгинскому аулу Лезе».5 Штаб-квартирой Кусары стали уже в начале 1820-х годов, а с 1844 года здесь стоял 84-й пехотный Ширванский полк. Этот номер был присвоен полку только в 1864 году, старшинство же перешло от Кабардинского полка, сформированного в XVIII в. Ширванским полк стал в 1819 году, но и позже его часто называли по имени шефа полка – генерал-фельдмаршала Паскевича-Эриванского, графа Варшавского. В составе Ширванского полка проходили службу многие герои кавказских баталий. Летом большая часть полка обычно находилась в экспедициях против горцев севернее Кусаров. Если же на Кавказе проходила масштабная кампания с Турцией или Персией, для охраны штаб-квартиры и полкового имущества выделялось сравнительно немного солдат. Так, когда в 1877 году приверженцы некого Кази-Ахмеда осадили Кусары, где в то время находился только один батальон неполного состава, ширванцам до прихода подкрепления пришлось отбить два ожесточённых приступа.6 Когда же обстановка в Дагестане стала относительно спокойной, ширванцы оставались зимовать и в селениях по Самуру. Отдельные батальоны полка принимали участие практически во всех горячих делах той эпохи – в составе сводных отрядов Отдельного Кавказского корпуса. Справедливо, если наиболее ярким командиром ширванцев назвать Захара Степановича Манюкина. Он командовал полком в 1848-1853 годах, а до этого руководил ширванцами в общевойсковых операциях: например, во время кровопролитного сражения у аула Салты в 1847 г. Манюкин был ранен, но остался в строю. С именем Манюкина связано окончательное обустройство штаб=квартиры в Кусарах. Были возведены просторные каменные казармы, заложена полковая церковь. Закладная доска, чужом уцелевшая до наших дней, гласит, что это событие произошло в 1851 году. Позже Манюкин состоял в должности военного губернатора Дербента, получил чин генерал-майора, командовал бригадой, затем – войсками 8-й дивизии. В 1854 году Манюкин участвовал в подавлении польского восстания. Ширванский полк оставался в Кусарах вплоть до 1895 года, когда был переведён в дагестанское селение Хасав-Юрт. С 1888 года шефом ширванцев считался великий князь Николай Александрович, будущий император. За время постоя в Кусарах ширванцы совершенно преобразили штаб-квартиру. Хотя сохранившееся постройки были модернизированы, ещё двадцать лет назад можно было подметить характерные черты военной архитектуры прошлого – цейхгаузы, склады, изгородь из «дикого» камня. В конце позапрошлого века в Кусарах квартировала горная артиллерийская батарея; в связи с этим, для удобного размещения лошадей, часть казарменных зданий была надстроена до двух этажей. Любопытно, что существует устойчивая традиция связывать название «Кусары» (в азербайджанском варианте – «Гусары») с пребыванием здесь гусарского полка. Это, разумеется, выдумка: в составе Отдельного Кавказского корпуса вообще не было кавалерийских регулярных частей – кроме Нижегородского драгунского полка. Топонимика же названия «Кусары» до конца не выяснена – возможно, это древнее тюркское слово. Несмотря на угрозу вылазок горцев, жизнь в штаб-квартире протекала спокойно и даже весело. Некогда кавказские ветераны вспоминали, что в Кусарах «общество было блестящее».7 А в 1873 году немецкий ботаник смог найти в Кусарах переводчиков, знающих европейские языки.8 Когда же батальоны ширванцев были задействованы в дальних операциях – например, в закаспийских походах – в Кусарах зимовали солдаты артбригады из состава 21-й дивизии. Последним крупным подразделением, стоявшим в Кусарах, можно считать резервный батальон пластунской бригады Кубанского казачьего войска. А в начале прошлого века в селении наблюдалась типичная для дачного места обстановка: имеется почтово-телеграфная контора, булочная, лавочки с разными товарами.9 Стали слагаться и местные легенды: старожилы рассказывали историографу, что некогда один штабс-капитан Ширванского полка, находясь в командировке в Дербенте, «на квартире квартального надзирателя, поссорился с последним и поранил его ножом».10 Отставные нижние чины, осевшие в Кусарах, долго пользовались исключительным правом получать редкий в этих местах лес на дрова.11 Правда, некоторые стороны быта населения так и не изменились в лучшую сторону. Медики, проводившие в 1900-х годах исследования на местности, отметили, что всё население Кусаров пользуется родниковой водой. «Родник выходит в небольшом обрыве левого берега Кусар-чая, близ хлебопекарни пластунского батальона у речного брода, занимая срединное положение между штаб-квартирой и слободой. Родник ниже жилых построек и вода в них доставляется водовозом и разносится вёдрами».12 Небезынтересно, что подобное положение сохранилось по сей день, поэтому летом водоснабжение затрудняется. Ширванские отставные проживали в Кусарах и после ухода полка. Их нередко приглашали на различные торжества. Так, ветераны полка присутствовали на открытии бакинской ветки Транскавказской железной дороги – об этом написал столичный журналист.13 Когда же военные окончательно покинули Кусары в начале прошлого века, селение стало обычным европеизированным захолустьем: дачники и немногие туристы-альпинисты. «Чистый здоровый воздух, близость леса с его прохладой, обилие фруктовых садов, говор быстрой реки – всё это делает жизнь в Кусарах привлекательной».14 После революции местное население было вынуждено отчасти поменять род занятий. Развитие производства фруктов и овощей привело к вытеснению торговцев и маркитантов, промышлявших продажей скота военным. Другие же ремёсла и занятия не прижились. Изменился и национальный состав населения: если в XIX веке в Кусарах, наряду с русскими поселенцами, проживали персидские и грузинские торговцы, то затем городок стал центром компактного расселения лезгин. Малые дагестанские народности по-прежнему заселяли несколько аулов в предгорьях Шах-дага. С распадом СССР Кусары вновь оказались в эпицентре событий. Во-первых, оживилось лезгинское национальное движение: ряд политизированных организаций призывали к объединению земель, населённых лезгинами, в единое государство – Лезгистан. (Исторически сложилось так, что примерно треть лезгин проживает вне Дагестана, в Северном Азербайджане.) Кроме того, с развитием карабахского кризиса в Баку решили переселять беженцев в Кубинский и Кусарский районы, что не могло не обострить обстановку. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения. М.,1958. Т.2. С.194. 2 Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Тифлис, 1886. Т. 2. Вып. 2. С.289. 3 Материалы для устройства казённых летних и зимних пастбищ и для изучения скотоводства на Кавказе. Тифлис. 1890. Т. 2. С.145. 4 Берже А. Прикаспийский край. Тифлис, 1856. С.40. 5 Разевиг В.А. На Шах-даг //Ежегодник Русского горного общества. М., 1906. Т.5. С. 111. 6 Лезгинский мятеж в Южном Дагестане //Русский вестник. 1880. №12. С. 695. 7 Зиссерман А. 25 лет на Кавказе. СПб., 1879. С. 168. 8 Поездки г. Беккера по Южному Дагестану //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876. С. 47. 9 Плещеев В. Экскурсия по Южному Дагестану в 1903 г. //Ежегодник Русского Горного общества. М., 1903. Т.3. С.92. 10 Козубский Е. И. История г. Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. С. 234. 11 Свод материалов по изучению экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Тифлис, 1888. Т. 3. С. 83. 12 Григорьев А., Штакман А. Питьевые воды Кавказа. СПб., 1903. С. 35. 13 Кривенко В.С. На окраинах. СПб., 1902. С. 165. 14 Познанский М.А. На Шах-даг //Юбилейный сборник Крымско-Кавказского горного клуба. Одесса, 1915. С. 105. [/quote]

Ответов - 55, стр: 1 2 All

post: Ильдар писал: Что-то никого нет из нашей учебки, жаль. Ладно, напишу свои воспоминания. 30-го октября 1983 года нашу команду (вроде номер 65, но точно не помню) загрузили из Казанского облвоенкомата в автобусы и повезли к поезду. В команде было что-то около 250-300 человек, много было студентов. Это был первый полновесный студенческий призыв, так как весной 1983 года мало кого еще призывали прямо со студенческой скамьи. И поехали мы в сторону юга, а куда - неизвестно. "Купцы", которые за нами приезжали, не откровенничали, говорили, приедем - узнаете. Загрузили нас в вагоны по 9 человек на "купе", то есть на все три этажа. Ехали мы 3 дня и три ночи, ехали через степи, пески и барханы и приехали 3-го ноября ночью на станцию то ли Куба, то ли Худат (вроде Худат). Там нас выгрузили из поезда и погрузили в грузовики и везли около часа. Затем загнали в клуб, там распределили по ротам, затем баня (или сначала баня), выдали форму. Я попал в 5-ую роту 51 взвод (АВ - авиационное вооружение), замкомвзвода - мл.сержант Комков. Командир - майор Юферев, зам. командира - капитан Зленко. Затем приехали из Средней Азии (таджики, туркмены), затем Литва, Ленинград, Казахстан. Потом взводы перемешали и я попал в 53 взвод (командир - капитан Зубков, замкомвзвода - мл.сержант Миронов). И далее пошла наша служба - уставы, присяга, наряды, караулы и конечно основное - учеба. Думаю, за время службы почистил не одну тонну картошки. Наш взвод изучал воружение самолета МиГ-25 (помню ракеты Р-60, авиационную пушку ГШ-23). Помню соревнования по скоростной разборке-сборке ГШ-23. Было конечно нелегко, но в то же время интересно. Так прошли полгода, и в начале апреля 1984 года, сдав экзамены, мы получили специальность "механик по авиационному вооружению". Затем начали разъезжаться по полкам. 25 апреля 1984 году я в составе команды примерно из 12-14 человек получили направление в г.Городок Львовской области. Правда, когда мы прибыли туда 30 апреля, то там оказался пересыльный пункт и нас по одному по двое отправили в полки. Я попал в ст. Буялык Одесской области, в в/ч 45155, 511 Ясский орденов А.Невского и Б.Хмельницкого отдельный разведывательный авиационный полк 24 ВА ВГК, где прошла моя дальнейшая служба. Года 1980-1982, кадровая рота, на стрижах появился "фаза", Юрий Москвин, отличный товарищ и незаменимый специалист.

controller: Служил в кадровой с 79-81 Водяницкий ты должен меня помнить мой емайл 13kit13@rambler.ru

Admin: Хаос. Рассказ написан на основе воспоминаний Игоря Водопьянова, офицера служившего в 1981-90гг. в школе младших авиационных специалистов в Азербайджанской ССР, город Кусары. В течении восьми с половиной лет довелось мне служить в Закавказском военном округе, в 51-ой ВАШМ. ВАШМ - это военная авиационная школа механиков. Готовили мы там механиков - солдат и сержантов. Пройдя курс обучения, бойцы разъезжались по воинским частям. А нам опять присылали призывников, и мы их обучали. Ну что сказать - просто учебка. Находилась она в Азербайджане в городе Кусары. Любопытно то, что в азербайджанском языке буквы ''К'' и ''Г'' в некоторых моментах произносятся одинаково. И город Кусары на азербайджанском звучит, как Гусары. Вот нас в шутку и начали называть гусарами. Хотя, какие мы гусары?! Мы шампанское по утрам не пьём... Да и они никогда не сталкивались с Советской преступной бесхозяйственностью. Их генералы за спинами чужими не прятались и от ответственности не уходили, а если и поступали так, то на дуэли - пулю в лоб... Наши же генералы, как правило, предпочитают отмолчаться. Пусть другие решения принимают, а они, генералы в сторонке подождут. Кто решение принял - тот ответственность и несёт. А генерал в стороне... Конечно, из этого правила есть и исключения, но настоящие боевые генералы, способные самостоятельно принимать разумные решения, в Советской Армии были в меньшинстве... Осенью 1989 года пришёл приказ из вышестоящего штаба о расформировании нашей части. Приказ этот был не просто так отдан, всему было объяснение. В Закавказье было неспокойно. То тут, то там происходили нападения на воинские части, захват оружия и техники, массовые беспорядки в Сумгаите, Ереване, Кировабаде (Гяндже), Нахичевани, Баку. В Карабахе уже периодически велись перестрелки между азербайджанцами и армянами, иногда и военным доставалось. Здесь, в Кусары основным населением были лезгины. Пока открыто они ещё ни против кого не выступали, но всё равно, подстрекаемые азербайджанцами, старались при любом удобном случае завладеть каким-либо оружием. Одним словом, опасность нападения на часть аборигенами была. Не знаю, только ли этими доводами обходилось вышестоящее командование или были ещё причины, но приказ поступил конкретный и однозначный: 51-ю ВАШМ - расформировать! Согласно этого приказу всё стрелковое оружие: автоматы и пистолеты, мы должны были передать на склады в Тбилиси, а имеющиеся в наличии патроны уничтожить. Уничтожить - значит расстрелять. Из Тбилиси стали прилетать вертолёты. Мы грузили в них ящики с оружием, и ''вертушки'' улетали. Причём, что интересно, садились ''вертушки'' на стадионе части, так как ни аэродрома, ни своей взлётной полосы у нас не было. Однажды вызвал меня подполковник - командир части, и приказал возглавить группу по уничтожению боеприпасов. На выполнение задачи было отведено три дня. В группу эту входили три капитана: я и ещё двое. У одного офицера была своя легковая машина. Вот на ней мы и ездили за пределы города в горы выполнять приказ. Грузили в багажник цинки с патронами, магазины и восемь АКМ, а один снаряженный автомат во время поездки был у меня в руках. Всё это делалось с целью безопасности. Ну, во-первых, посылать на такое задание военную машину - значит, с самого начала привлекать к этому мероприятию внимание местного населения. А реакция местных лезгин и азербайджанцев могла бы стать для нас катастрофической. А, во-вторых, даже если аборигены всё-таки попытаются нас остановить, то у меня в руках автомат, и не всё для них будет так просто... Но риск, конечно, был сильный. Отъезжали мы от города примерно на шесть километров, и там, в горах расстилали на земле плащ-палатки, чтоб отстрелянные гильзы в них падали, и начинали стрельбу. И вот так, в течении четырёх - четырёх с половиной часов мы выстреливали всё, что привозили с собой. Каждый АКМ без проблем, не останавливаясь, отстреливал два магазина патронов, а на третьем начинал ''плеваться'', и пули, вылетевшие из его ствола, падали всего лишь в десятке метров. Конечно, АКМ - автомат хороший, но мы фактически ''насиловали'' его, выстреливая каждый магазин одной длинной непрекращающейся очередью. Ствол АКМа нагревался, поэтому, отстреляв два магазина, мы откладывали автомат в сторону, и брали другой, а затем - третий... И так по кругу, с недолгими перерывами, ну для того, чтобы магазины патронами снарядить. Отстреляв все боеприпасы, что привезли с собой, мы связывали плащ-палатки с гильзами, складывали их вместе с автоматами в багажник машины, и уезжали в часть. Стрельба в горах непрерывными очередями, сопровождающаяся многоголосым эхом, это вам не на стрельбище по три патрона выстреливать. После первого же дня было такое ощущение, будто я оглох. И вечером, вернувшись домой, я смотрел на свою жену, видел как она шевелит губами, но не слышал ни единого слова. В ушах сплошной гул... На второй день перед началом стрельбы мы засунули в уши вату... Короче говоря, мы выполнили приказ командира, и к концу третьего дня все стрелковые боеприпасы в части были израсходованы. Через несколько дней на очередной ''вертушке'' была отправлена последняя партия оружия. После этого убыли в другие части сержанты и солдаты срочной службы. Все офицеры получили на руки предписания к новым местам службы, и постепенно начали разъезжаться. Всё было - бы ничего, только не решался вопрос с самолётами, которые в части были. Да, взлётной полосы в части не было - это факт. А самолёты были. Стояли они на учебной площадке. Самолётов было не очень много, и не все они были готовы в любую секунду выполнять боевую задачу, но всё-таки это были неплохие самолёты. Судите сами: Л-29, Л-29 ''Дельфин'', Л-39 ''Альбатрос'', Су-15, Су-15-ТМ, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25. И каждого наименования по две - три штуки. Ещё начиная с августа 1989 года, когда стало известно о расформировании нашей части, командир ''висел'' на телефоне, неоднократно ездил в Тбилиси, пытаясь добиться какого-нибудь решения от вышестоящего начальства. Но ''полководцы'' молчали. Решение по этому вопросу никто не хотел принимать. Время шло. Офицеры из части разъезжались к новым местам службы. Осталось нас в части человек пятнадцать офицеров. А прапорщики не в счёт, потому что все прапорщики были местные: лезгины и азербайджанцы. В этот период единственное, чем успешно занимались прапорщики, так это тем, что ежедневно разворовывали жилищно-казарменный фонд части. Воровали всё: стулья, столы, оконные рамы, двери... А как было этот процесс остановить, ведь стрелкового оружия в части нет? Приказы и уговоры не действовали. В этом хаосе дошло до того, что дежурный по части заступал на дежурство с охотничьим ружьём! И это ещё хорошо, что три наших офицера были заядлыми охотниками и ружья имели... Наступил ноябрь... А начальство молчало. Уже несколько раз аборигены стреляли из автоматического оружия в воздух около КПП части. В этой ситуации всё могло произойти, и произойти в любую минуту. Нет ничего страшнее опасности, которую ты не видишь, но чувствуешь её приближение... И в конце ноября командир части, на свой страх и риск, принял решение. Решение заключалось в следующем. Для того чтобы самолёты не достались местным бандитам, их нужно было привести в полную негодность. Как это сделать? Элементарно! При помощи тягачей и грузовых машин мы подтаскивали самолёты к обрыву у реки Кусар-Чай, и сбрасывали их вниз. Падая с обрыва, самолёты разбивались. Высокий был обрыв. Местное население растаскивало обломки самолёта за два дня. Кому-то топливный насос под собственный колодец был необходим, а другому топливный бак под летний душ... В общем бандформированиям наши самолёты не достались. Как-то в декабре на территорию части въехал грузовик, в кузове которого сидели вооружённые джигиты с зелёными повязками на головах. Они только рассмеялись, увидев капитана - дежурного по части с охотничьим ружьём, а потом уехали. А что у нас взять? Нет у нас ничего, ни оружия, ни самолётов. Есть только штаб, да казармы без окон и дверей. Не знаю, что было дальше. В январе 1990 года я уехал к новому месту службы. Ю. Гирченко Март 2002г.

саша63: Кусары.кто там был ответьте!

sk66: Саша, какие годы и рота? Сергей, Питер.

музакир: я служил в 5 роте 83-84гг оружейник на миг-25

музакир: ты светленький паренек был с ул.Бела Куна, если не ошибаюсь. Питерских было много, как и нас из Казани, помню Алексея Новожилова, нормальный такой паренек мы с ним спортом занимались.Потом я служил в знаменитом Ситал чае, а затем в Афгане по собственной инициативе.Тебе удачи, парень!

музакир: прости - мой эл.адрес: muzakir@bk.ru, пишите кто помнит...

sk66: музакир пишет: я служил в 5 роте 83-84гг оружейник на миг-25 Дорогой Музакир! Разминулись буквально на полгода, я осеннего призыва 84-го. Ильдара и Васю Долгова, ясное дело, застал. Про них много на сайте "Стрижей", на первых страницах. Сергей, Питер.

niknikval@mail.ru: саша63 служил в кадровой с весны 82 по ноябрь 83.группа СД начинал у сер-та Лисичкина а потом сам стал на его место.Я Николаенков Николай. до этого была 2-рота и прикольный старшина Ахметов.Мой адрес-niknikval@mail.ru

bad6262: Учился на Л-29, командиром взвода был лейтенант Водопьянов имени не помню.Небольшого роста, по моему прибыл сразу после училища. Комроты был к-н Мицкевич, нач.школы был полковник Тамбовцев. В тот призыв нас было более 200 человек из Узбекистана в основном г.Ташкент и Ташкентская область. Ноябрь 1981-апрель1982г.г. Хотелось бы пообщаться. Срочную дослуживал в ДА г.Бобруйск. Гвардии ст.пр-к запаса.

mig-85: сослуживцы ноябрь - май 1985-1986 , 1-я рота Кусары 54815 отзовитесь

саша63: на 3 года раньше.так что извини

glugo@mail.ru: Хочу найти Комбара Хасиева 1959-60 гг. службы

sk66: Дорогой mig-85! Как фамилия-имя, может, и пересекались. Сергей, Питер. 5-я рота, осень 1984-осень 1986.

Alex75: Александр, Киевская область. Служил в РПС 1976-1977г.г., командир роты м-р Белостоцкий, группа СД командиры группы (на протяжении службы) к-н Вакуленко, ст. лейтенанты Керимов и Кавтарадзе. Учебка: 11 взвод (44 набор) командир роты м-р Акопян, ком. взвода (на выпуске) к-н Горшков, зам. ком.взвода ст. с-т Чужинов (ДМБ весна 1976, с нашим выпуском.)

Alex75: Привет однополчанам! на фотке не полный состав РПС 51 ШМАС лета 1977года

Alex75: Слева на право подполковники Бабкин (зам. командира по строевой), Тамбовцев (командир части) и Линский (зам. полит.). http://s46.radikal.ru/i112/0908/89/d304d145a465.jpg

mig-85: осенью 1985 года призывались питерские ребята их было очень много (примерно болше 100) и их разделили по ротам, нас таджиков из Душанбе было всего 25 ребят, из них мы четверо были в 1-ой роте. Я возможно видел вас, но тогда вы наверняка служил на... как вас там называли, тех которые остались после учебки. Ваши в основном обслуживали стоянку самолеов на учебном аэродроме и других службах части. После учебки я попал в АПИБ Мериа - это западная Грузия возле Черного моря. Был Авиамехаником Миг -23 Тудаже со мной отправили питерского Игоря Азарова , в полку он был укладчиком парашютов. Фамилия моя Хуснидин Кузибоев. таджик-Таджикистан

саша63: 1 рота май-октябрь 1982 года.хотелось бы найти кого нибудь.пол года пробую,ни кто не отзывается

sk66: Саша! Попробуй посмотреть на сайте www.strizhi.ru - там по-моему были с вашей роты за эти годы. Сергей, 5-я рота 84.86.

valik: Название: КцIар (лезгинское), Кусары (русское), Qusar (азербайджанское), Gusar (международное) В 1934 году райцентр из селения Гиль переехал в Кусары, а в 1938 году Кусары присвоили статус города. Телефонный код: 994138 - международный, и внутри страны 0-138. Почтовый индекс AZ 3800. Автомобильный код 38 Географическое расположение: 41,42° с.ш., 48,43° в.д., территория района - 1542 кв.км Кусарский район находится на севере Республики Азербайджан и граничит с Кубинским и Хачмасским районами республики и Дагестаном (Россия). Расстояние до столицы Азербайджана г. Баку - 180 км. Раcстояние до железной дороги - 35 км Главой Исполнительной власти Kусарского района является Шаир Алхасов. Население - 81 тыс. человек. Географическое положение, площадь и границы Кусары находится на материке Евразия, занимая северо-восточный уклон Главного Кавказского хребта. Он расположен между 41011/ - 41045/ северной широты и 47052/ - 48041/ восточной долготы. Территория района занимает северо-восточную часть Азербайджана. Кусары является своеобразными воротами республики. Еще в древности территория района занимало выгодное положение на стыке важнейших торговых путей. На одной широте с территорией района лежат: залив Кара-богаз Гол, пустыня Каракумы, гора Тянь-Шань, пустыня Гоби, моря Желтое и Японское, острова Хонсю и Хоккайдо, Скалистые горы, город Чикаго, озера Мичиган и Эри, Пиренейский и Апеннинский полуострова, города Барселона, Рим, Тирана, остров Корсика, моря Тирренское, Адриатическое и Черное. Частично на широтах района расположены Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Китай, Монголия, КНДР, Япония, США, Португалия,. Испания, Италия, Албания, Македония, Греция, Болгария, Турция, Грузия и Россия. На меридиане с территорией района лежат: Земля Франца Иосифа, Баренцево море, Приволжская возвышенность, города Ардебиль, Эль-Кувейт, Персидский залив, Аравийский полуостров, пустыня Руб-эль-Хали, Аденский залив, полуостров Сомали, Сейшельские острова, остров Мадагаскар, город Антананариву. От Кусаров до столицы республики г. Баку 179 км. От Кусаров по параллели до Атлантического океана 4125 км, до Тихого океана 6500 км, а по меридиану до Индийского океана 2000 км, до Северного Ледовитого океана 3200 км. Наш район расположен вдали от морских водных путей: самые близкие к ней моря - Каспийское /15км/ и Черное /550 км/. Площадь района составляет 1542кв.км и охватывает 1,7 % площади Азербайджана, что больше территории Мальты, Бахрейна, Сингапура, Сан Марины, Ватикана вместе взятых. Среди других районов Азербайджана Кусары занимает 14 место по величине территории. Протяженность ее с запада на восток 84, а с севера на юг -35 км. Крайние точки района: На севере - Судур оба На юге - Тфан даг На востоке- - Кузун кышлак На западе - вершина Базардюзю Кусары удален от северного тропика на 18,2 градуса. (1 градус широты соответствует примерно 111 км ). Длина границ района 255 км. Пешеход делающий 40 км в сутки, может обойти всю границу в течении 6 суток. Протяженность границ района в километрах: 1. Дагестанская республика (Ахтынским, Докузпаринским и Магарамкендским районами) 95 км. 2. Гэбэлинский район 25 км 3. Кубинский район 70 км 4. Хачмасский район 65 км Самую длинную границу имеет с Дагестаном, а самую короткую с Гэбэлинским районом. ссылка: http://www.QUSAR.net Зайдите сюда и посмотрите: http://tourismzona.ru/

gennzubkov: Музакир! Ты служил в 5-й роте а взвод у тебя был 3-й?

Admin: sk66 пишет: Про них много на сайте "Стрижей", на первых страницах. Сергей, Питер. Сергей, под ником sk66! Вы, как один из старых участников форумов по ШМАС, мне объясните, пожалуйста, почему выпускники вашей школы до сих пор общаются только на сайте "Стрижей" ( http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1196274561/0 ), упорно игнорируя наш общий, специально созданный для выпускников и преподавателей школ младших авиаспециалистов, БЕСПЛАТНЫЙ ресурс? Ведь одной из причин нашего ухода с сайта "Стрижей", созданного их админом на ресурсах платного хостинга, и, существующего до сих пор на собственные деньги админа и добровольные пожертвования участников форума, поклонников АГВП "Стрижи", был "денежный" вопрос. Мне, как бывшему модератору раздела по ШМАС (под ником NightFlightAs на Стрижах), было просто неудобно, что наши зарегистрированные участники, выпускники ШМАС по каким-то причинам не откликнулись на просьбу админа "Стрижей" Олега (не помню точно, может и активных поклонников) пожертвовать сколько нетрудно средств на оплату хостинга. Как выяснилось позже, уже после создания форума по ШМАС на новом бесплатном ресурсе http://shmas.forum24.ru , из личной переписки я понял, что некоторые наши ШМАСовцы не знают и не умеют работать с электронными деньгами, а другие, коих большинство, просто не захотели жертвовать, т.е. обиделись на то, что их пригласили на новый форум(сайт "Стрижей") не предупредив, что это платный ресурс! Совет на будущее. Прежде чем регистрироваться на других сайтах и форумах, оставлять сообщения на интересующих вас темах, внимательно прочитайте правила и условия пользования данным ресурсом! PS. Невнимательных (не читающих правила) или делающих вид, что они ничего не знали (любителей халявы), последнее не касается... Совесть не дым, глаза не ест!!!

valik: на новый Кусары, каким он стал, хотите посмотреть? вот ссылка: http://www.tourismzona.ru/ тут много фоток и старых и новых. Спасибо.

Sirocom: Это 87 год. Знаю некоторых по фамилиям))

Admin: Sirocom пишет: Это 87 год. Знаю некоторых по фамилиям)) Это вы о каком фото или сообщении?

Sirocom: Извиняюсь, глюк) Это я отвечал sk66 Отправлено: 02.03.09 16:54. Заголовок: Саша, какие годы и р.. Хотя... Вот присматриваюсь - некоторые лица вспоминаю, но вот год могу ошибиться)

Sirocom: Нет, точно... Вроде мой взвод)) Посмотрю дома альбом завтра)) Сегодня столько снега намело, убирать надо))

Serega: Блин, в Одессе снег, а у нас морозы за тридцать, и снега, будто с сигареты пепел сбили. Хана клематисам. Привет из Вологды!



полная версия страницы