Форум » Сколько было школ младших авиаспециалистов? » Полный список ШМАС СССР (продолжение) » Ответить
Полный список ШМАС СССР (продолжение)
Admin: Что объединяет ВВС, ПВО, ВМФ и ПогранВойска? - То же, что и авиаспециалистов, - Авиация! Наиболее полный список ШМАС, ВАШМ и т.д. (перечень пополняется и редактируется на основании сообщений гостей и участников форума!) Внимание! Отдельных, воинственно настроенных, граждан и представителей спецслужб просим не беспокоиться! Все данные не содержат ни какой военной или государственной тайны и собраны из открытых источников (Интернет, периодические издания, книги и воспоминания). Профессия военного авиамеханика, младшего авиационного специалиста уходит в прошлое и становится нашей историей. Практически все школы (99%) из этого списка расформированы, переданы в состав других войск или на их базе возникли военные авиационно-технические училища! Тема Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг) и где? впервые была поднята на АВИАЦИОННОМ ФОРУМЕ FORUM-AVIA.RU участником Aviafan. Затем подхвачена и развита нами там же на теме Выпускники ШМАС Вспоминаем!. Продолжена на сайте АГВП "Стрижи" Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?... И в связи с переездом форума младших авиаспецов на новый (самостоятельный) ресурс продолжена здесь, на Форуме выпускников ШМАС, как отдельная тема Полный список ШМАС! Используемые термины и сокращения: ШМАС - школа младших авиационных специалистов ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС ВАШМ - военная авиационная школа механиков ВШАМ - военная школа авиационных механиков ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников. ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи ВАШС - военно-авиационная школа связи Далее в списке школ (первая страница форума) даты означают либо дату создания, либо расформирования, либо дату упоминания в Интернет-публикациях: Полный список ШМАС Синим цветом выделены объединенные школы ВМФ, зеленым - школы вне СССР (заграничные).
Admin: Письмо с сайта shmas.okis.ru Служил в 242 ШМАС (в/ч 68050) г. Ташкент, затем его перевели в г. Сокаль Львовской области в 1984-1986 гг. Командиром школы были подполковник Локизо П.И., капитан Почапский А.М. и майор Арабаджиев В.Н. Школа готовила специалистов для 24 Воздушной армии ВГК частей ВВС СССР по специальностям механики-водители ТЗ-22, ТЗ-7,5, АПА, УПГ/АМК, крановщиков, аккумуляторщиков и ремонтников. C уважением, Владимир <ORJEWKA2008@yandex.ru> Дополнения для Полного списка ШМАС: Ташкент (Узбекистан) 242-я ШМАС (в/ч 68050) ШМАС перевели в г. Сокаль Львовской области (Украина) в 1984-1986 гг.. Школа готовила специалистов для 24 Воздушной армии ВГК частей ВВС СССР по специальностям механики-водители ТЗ-22, ТЗ-7,5, АПА, УПГ/АМК, крановщиков, аккумуляторщиков и ремонтников.
Slava P.: Интересные сведения попались о в/ч 40790. Это было уже здесь. С 1949 года в Пионерском дислоцировалась 56-я Школа младших авиационных специалистов (ШМАС) ДКБФ (в/ч 40790), расформированная в 1995 году. А. Я. Ефремов окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы Военно-Морских Сил, в 1952 году - Военно-воздушную академию. Возглавлял учебный отряд, был начальником 56-й Школы младших авиационных специалистов (ШМАС) ДКБФ. В начале 1979 года директивой главкома ВМФ СССР в городе Пионерском была создана школа авиационных техников, вошедшая в 312 учебный отряд наряду со школой авиационных механиков. История города Пионерского А это? Ещё одна ШМАС в Пионерском? Статья 2010 года. 65 лет назад в Пионерском был сформирован 20-й учебный отряд ВВС ДКБФ – войсковая часть 40790. Впоследствии это была 125-я ШМАС, а затем 312-й учебный отряд ВВС ВМФ. За полувековую историю своего существования (до расформирования в 1996 году) учебным отрядом и школами было подготовлено порядка 100 тысяч авиационных специалистов для всех флотов нашей страны. Командир отряда являлся начальником гарнизона для всех 10-ти воинских частей города Пионерского. Невозможно было представить праздничный парад без военных моряков, колонна которых достигала нескольких сотен метров. Это была гордость города. Недаром с праздничных трибун в числе других приветствий обязательно неслось: “Слава защитникам Родины! Да здравствует советская авиация!”. Войсковая часть 40790 - это был город в городе, где кроме военнослужащих, работали почти 500 горожан. Был свой учебный аэродром, своё автохозяйство, уютное матросское кафе и клуб, спортзал и стадион, большая библиотека, санчасть. Был налажен крепкий тыл – это и питание, и обмундирование, и быт, и вооружение. С 1956 года 30 августа проводился День части. Школа авиамехаников состояла их 6-7 рот, в каждой порядка 200-250 человек, в ротах – до 8-ми взводов. Каждый взвод имел свой учебный класс или кабинет. Два раза в год после сдачи экзаменов был выпуск – специалисты по обслуживанию авиационной техники направлялись в боевые части и успешно трудились на всех флотах. Кадровая база авиаторов флота
Настя: Еще подробности к биографии Глухова В.П.. Удалось узнать следующее: В 1931 году В.П.Глухов окончил Учебный радиотехнический комбинат в Ленинграде, отделение Коротковолновиков. Квалификация : техник коротковолновик-оператор второго разряда. С 1 сентября (по другим сведениям с 1 ноября) 1931 года по 1 января 1933 года служил радистом на радиостанции Омского аэропорта (Ново-Омская аэростанция). Начальником рации аэропорта в то время был Рясин Л.С. Потом работал в Авиапарке УКГФ в Ленинграде в качестве радиста. 1933 год. Далее по справке , выданной Управлении Полярных Станций Главсевморпути при СНК СССР , с 15 апреля 1934 по 13 ноября 1938 года работал на полярных станциях Омолой, Тикси и Шелаурово. На п/с Шелаурово он уже точно был в качестве старшего радиотехника. Уволен в конце 1938 "ввиду невозможности использования по состоянию здоровья". В 1939 году поступил в Северо-Западное Аэрогеодезическое Предприятие при СНК СССР радиотехником -оператором . Окончил ШМАС (Школу младших авиаспециалистов в Савватиево на Соловках (Северный ВМФ). 3 декабря 1939 призван в ряды РККА. Специальность до призыва Старший радиотехник ,борт-радист. С 10 декабря 1939 курсант - инструктор в ШМАС . 12 июня 1941 года начал службу в 72 Авиаполке Северного флота, должность воздушный стрелок радист , младший сержант. Летал на самолете ПС-84. С 20 августа 1942 1-й авиаотряд Карело-Финской 1-ой особой авиагруппы ГВФ. С 17 октября 1942 в 746 АП Дальнего Действия , летал на самолете Пе-8 в качестве воздушного стрелка радиста в экипаже капитана Ищенко и гв. старшего лейтенанта Адамова. 746 полк стал 25 Гвардейским Авиационным Орловским полком Дальнего действия. В.П.Глухов служил в 1 авиоэскадрилье, в звании гвардии Старшина. Эти войсковые части входили в состав действующей армии в 5-й отдельный авиаполк ГВФ ( с 15 февраля 1942 по 14 февраля 1944). Имел награды, среди которых медаль "За отвагу", медаль "За оборону Ленинграда", орден "Красная Звезда". 26 октября 1945 года уволен из Красной армии в запас . 17 ноября 1945 зачислен на должность бортрадиста первого класса в 19 АТО (Северное управление ГВФ). Типы самолетов, на которых разрешено работать ЛИ-2, СИ--47, Ил-12. 27 июня 1949 переведен в Учебно-тренировочный отряд СУ ГВФ на должность борт-радист инструктор . Был начальником радиостанции, с октября 1950 преподаватель по радиосвязи УТО СУ ГВФ. В марте 1955 переведен на должность механика РЭСОС первого класса в 67 авиаотряд, потом занимал должность радиооператора. С октября 1955 переведен в УТО- 6 и зачислен на должность преподавателя РЭСОС (радио-электро-свето-оборудования самолетов). Проработал на этой должности до 1963 года В 1965 принят на должность техника службы радиолокации и радионавигации в Ленинградский объединенный авиаотряд СУГА. Далее работал там на разных должностях до 1975 года. Кроме 1970-1972 года, когда трудился в Высшем авиационном училище Гражданской авиации ( с сентября 1971 Академия ГА). В архиве "Подвиг народа" найдены следующие документы о награждениях.
Настя: Вот еще одна фотография ШМАС , мне кажется, что это тоже Соловки, хотя подписи не было. На бескозырках надпись "учебный отряд".
Алексей Тультаев: Уважаемая Настя! Поздравляю вас с Праздником нашей Победы! Мы с Вами - благодарные внуки фронтовиков, светлая память о которых навсегда останется в наших сердцах. Это здорово, что вам удалось раздобыть точные сведения о боевом пути Вашего замечательного геройского деда Василия Петровича Глухова, светлая ему память! Могу только внести некоторые уточнения. С начала войны он летал в качестве ВСР в 72-м авиаполку авиации СФ, затем - бортрадиста на самолете ПС-84 в 1-м авиаотряде Карело-Финской особой авиагруппы Гражданского Воздушного Флота. Эта авиагруппа была преобразована в 5 отдельный авиаполк Гражданского Воздушного Флота в ноябре 1942 года. Но к тому времени Василия Петровича уже перевели в 746 тяжелый бомбардировочный авиаполк Авиации Дальнего Действия (впоследствии получивший почётные наименования "25 гвардейский Орловский авиаполк"), в составе которого он храбро сражался всю войну в качестве ВСР на самолётах ТБ-7(Пе-8). После войны родной 25 гвардейский авиаполк Василия Петровича базировался в Белорусском военном округе. Уже после его ухода из жизни в 1993 году этот 25 гвардейский авиаполк ( с добавлением- "самолетов - заправщиков") перевели сначала в Рязань, а ещё позже - в город Энгельс, что на другом берегу Волги у Саратова. Проживая в Ленинграде, Василий Петрович, как ветеран Карело-Финской особой авиагруппы, с полным правом относил себя и к ветеранам 5-го оап, к тому же координаты их Совета ветеранов в Архангельске были ему известны. Ну, а информацию о боевом пути его авиадивизии и входящего в её состав 746 -го (25-го гвардейского Орловского) авиаполка прилагаю. Это свежая публикация подмосковного издания г. Жуковского, где базируется ЛИИ им. Громова, проходит авиасалон "МАКС". На одном из аэродромов этого ЛИИ, в пос. Кратово, в годы войны базировался в 1942 г. 746-ой авиаполк. 45-я авиадивизия генерала Викторина Лебедева В годы Великой Отечественной войны (до 1944 г.) на аэродроме ЛИИ базировалась 45-я Гомельская авиадивизия АДД 2 мая, 16:55 Текст: Юрий Пономарев Рубрика: Авиация Метки: Великая Отечественная война, Жуковский, аэродром ЛИИ Начало пути к Победе В состав 45-й авиадивизии (АД) авиации дальнего действия (АДД) входили 746-й авиаполк (АП), 890-й авиаполк (АП) и 362-й АП. Самым первым полком будущей авиадивизии был 746-й авиационный полк АДД, вооруженный самолетами Пе-8 (ТБ-7), который начал формироваться в июле 1941 г. под № 412, вступил в войну в августе того же года под № 432, а с декабря 1941 г. вел боевую работу под № 746. Командовал полком с первого дня его создания (он же руководил формированием части) полковник Викторин Иванович Лебедев, до этого проходивший службу в Научно-испытательном институте ВВС. Вначале для 746-го АП АДД основным аэродромом базирования был один из аэродромов Ивановской области, а в качестве промежуточной посадочной площадки при боевых полетах в глубокий тыл противника использовался аэродром ЛИИ в Кратово. Со 2 апреля 1942 г. 746-й АП был перебазирован на ст. Кратово в Подмосковье, который стал основным местом базирования 746-го авиаполка. На базе 746-го АП АДД 21 мая 1942 г. были сформированы 45-я АД АДД и 890-й АП АДД. Командиром дивизии был назначен полковник Викторин Лебедев, а вместо него командиром полка стал подполковник Владимир Абрамов (до этого он командовал полком бомбардировщиков Ил-4), командовавший полком с 5 июня 1942 г. по 6 сентября 1947 г. Полковник В.Лебедев командовал 45-й авиадивизией до конца войны. 18 сентября 1943 г. Викторину Ивановичу было присвоено звание генерал-майора авиации. 45-я авиадивизия и соответственно полки, входящие в нее, непосредственно командованию фронтов не придавались. Авиадивизия участвовала в боевых операциях в системе авиации дальнего действия, впоследствии переименованную в 18-ю Воздушную Армию ВВС Красной армии. Боевые действия выполнялись только по заданию Ставки Верховного Главнокомандования. Летчики 45-й АД выполняли задания по бомбардировке столицы фашистской Германии и столиц ее союзников: Берлина, Будапешта, Бухареста, Хельсинки, а также военно-промышленных объектов, расположенных в глубоком тылу противника: Кенигсберга, Данцига, Констанцы, Тильзита и др. Вместе с выполнением заданий по нанесению бомбовых ударов в глубоком тылу противника полки 45-й АД совместно с другими частями и соединениями АДД участвовали в боевых операциях в интересах фронтов, нанося бомбовые удары по аэродромам, коммуникациям, скоплениям войск и железнодорожным узлам противника в ближнем тылу противника. В 1944 г. 45-й АД за успешное выполнение заданий при освобождении Белоруссии было присвоено наименование «Гомельская». 25-й Гвардейский Орловский авиаполк В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 746-м АП командовали полковник Викторин Лебедев с 26.07.41 г. по 10.08.41 г.; майор Николай Егоров с 10.08.41 г. по 05.06.42 г.; подполковник Владимир Абрамов с 05.06.42 г. по 06.09.47 г. Штатная численность полка составляла 15 машин Пе-8, из них на задание обычно вылетали 5-8 самолётов. Практически все вылеты Пе-8 на бомбардировку целей противника выполнялись только в ночное время. За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом Наркомата обороны СССР № 274 от 18 сентября 1943 г., 746-й АП АДД был преобразован в 25-й Гвардейский авиационный полк авиации дальнего действия, а затем приказом НКО СССР № 0137 от 27 мая 1944 г. 25-му Гвардейскому авиаполку авиации дальнего действия, отличившемуся в боях с немецкими захватчиками при освобождении города Орел, было присвоено наименование «Орловский». Сейчас 746-й АП АДД – это 203-й Гвардейский Орловский авиационный полк (самолетов-заправщиков Ил-78), базирующийся на аэродроме Энгельс Саратовской области. Конец цитаты. Тяжелых бомбардировщиков ПЕ-8 (до войны их называли ТБ-7) было выпущено всего 37 машин. На них летали лётчики 746 и 890 авиаполков. Это - советская "летающая крепость". В наградном листе на орден Красной Звезды Вашего деда Василия Петровича перечислены члены его одного экипажа. Экипаж - 10 человек! Два лётчика (командир и второй пилот), два штурмана (навигатор и бомбардир), два борттехника (старший и помощник)-офицерский состав и четыре (!!!) ВСР - сержантского и старшинского состава.Некоторые машины этого полка имели подвеску (бомбодержатель) для авиабомбы весом в 5.000 кг, "пятитонки"!
Алексей Тультаев: Уточняю некоторые сведения о послевоенной истории родного для ВСР старшины Василия Петровича Глухова 476 АП АДД - 25 гвардейского Орловского АП АДД - 203 гвардейского авиаполка самолётов-заправщиков. Послевоенная история. Директивой Генерального штаба Красной Армии от 15 декабря 1945 г. 25-й гвардейский Орловский полк переименован в 203-й гвардейский авиаполк с сохранением всех почётных наименований. В 1948 году в 203-й полк первыми среди частей стали поступать новейшие бомбардировщики Ту-4, причём один из экипажей полка принимал участие ещё и в заводских испытаниях самолёта. Начиная с того же года полк регулярно принимает участие в воздушных парадах над Красной площадью и в Тушине. В 1954 году опять же первыми из всех авиачастей страны полк получил реактивные бомбардировщики Ту-16. В 1955 года полк перебазировался в Барановичи. В 1957 году лётчики полка приняли участие в испытаниях на предельный радиус действия Ту-16. В 1960 году полк получил сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. В 1965 году экипаж командира второй эскадрильи гвардии подполковника Осадчего впервые в СССР выполнил бомбометание на сверхзвуковой скорости. В 1968 году полк испытывает ракету Х-22 и в том же году подтверждает, что полностью готов к боевому применению авиационного комплекса в составе ракетоносца Ту-22К и ракет Х-22. В 1987 году лётчики полка впервые производят пуск ракеты на сверхзвуковой скорости. В 1989 году четыре самолёта Ту-22 принимали участие в Афганской войне. В январе-феврале 1989 года они прикрывали действие авиации в близлежащих к Пакистану районах. История полка в России После распада СССР в 1994 году самолёты полка (Ту-22) были перегнаны в г. Энгельс на базу разделки, а Знамя, номер и почётное наименование полка передано расформированному 1230 авиационному полку самолётов — заправщиков, базировавшемуся в г. Энгельс. Личный состав этого полка и стал костяком по сути нового 203 гвардейского Орловского авиационного полка (самолётов — заправщиков) 9 мая 1995 года в воздушной части военного парада в честь 50 летия Победы в Великой Отечественной войне принимал участие экипаж гвардии майора М. А. Малова на самолёте Ил-78. В 2000 году полк перебазируется в Рязань на аэродром Дягилево. Он непосредственно подчиняется командующему 37-й воздушной армией и является единственным полком авиазаправщиков в авиации РФ. В 2001 году в 60-летний юбилей создания полка был открыт музей гвардейского Орловского авиационного полка, сооружён памятник, посвящённый Героям Советского Союза, воспитанным в полку. В 2005 году один Ил-78 полка участвовал в дозаправке в воздухе самолёта Ту-160, на котором находился Президент РФ Путин В. В. Состав экипажа: КК — гвардии майор Уродовских В. В.; летчик-инструктор — гвардии полковник Костюнин Д. Л. В том же году один Ил-78 полка принимал участие в совместных российско-китайских учениях. В 2006 году экипаж полка принимал участие в обеспечении беспосадочного перелёта самолёта Су-30 и совместного участия в авиационном празднике «Орел победы-2006», проводившегося в городе Чжанцзяцзи (КНР). Самолёты-заправщики Ил-78 принимали участие в воздушной части Парадов Победы на Красной площади в 2008 и 2009 годах. 1 декабря 2009 года полк расформирован. Уточняю количество произведенных авиапромышленностью самолетов ТБ-7 (Пе-8). Всего свыше 90 штук. Выпуск прекратили в 1944 году после выявления некоторых технических проблем в материальной части. В 1945 году полк по этой причине вылетал на бомбардировки очень редко. Настя! Среди 11 лётчиков полка, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза был Николай Александрович Ищенко (14.12.1910 - 12.09.1945). Судя по данным наградного листа, Василий Петрович Глухов летал в качестве ВСР и бортрадиста именно в экипаже этого прославленного командира корабля, а позже- зам. комэска и командира эскадрильи капитана, а в конце войны - майора Ищенко Н.А. После окончания войны, в сентябре 1945 года Герой Советского Союза майор Ищенко Н.А. был откомандирован со своим экипажем Пе-8 на аэродром Раменское под Москвой для репетиций воздушного парада, посвящённого Победе. 9 сентября 1945 года во время тренировочного полёта произошло разрушение плоскости самолёта. Посадить машину не было возможности. Весь экипаж в составе 11 человек погиб. На этой модификации Пе-8 кроме 2- лётчиков, 2-х штурманов, 2-х борттехников и 4-х ВСР был предусмотрен ещё один член экипажа - бортрадист. Герой Советского Союза майор Ищенко Н.А. похоронен в Раменском. Вероятно, к тому времени Ваш дед старшина Глухов Василий Петрович готовился к демобилизации в октябре 1945 года, ведь ему было 32 года, у него была большая выслуга армейских и военных лет для старшины. Таких ветеранов отпускали в 1945 году в первую очередь. Фронтовики помоложе служили срочную почти до конца 40-х годов. Поэтому судьба и десница Божия сохранили его от этой крайней командировки для участия в параде. Он на 38 лет пережил своего Героя-командира, много работал в авиации, воспитал детей и внуков и даже пережил свою страну, которую геройски защищал.
Настя: Алексей, большое Вам спасибо за Ваш рассказ, очень интересный и подробный. Поздравляю Вас и всех участников форума с Великим праздником Победы. Вот еще 2 фотографии дедушки. На одной он во время учебы в ШМАС. На второй в 1942. Вот удостоверение. А это полученное в послевоенное время свидетельство бортрадиста ГВФ первого класса. Здесь есть упоминание об окончании ШМАС.
Настя: И вот 2 фотографии послевоенных встреч ветеранов 5 отдельного авиаполка в Архангельске. 1966 год. Дедушка в верхнем ряду шестой справа налево. Он был невысокий. И в 1981 году. Дедушка сидит первый слева.
kolya61: Доброго дня ! Ваши данные не корректны . А именно: В 1978 году ВШМАС в\ч 92764 прекратила своё существование в Горской (я не знаю, была ли она расформирована или передислоцирована), а на её территории расположилась переведённая (по-видимому, из Ирбита) 03431 с несколькими буквенными индексами. Горская (Ленинградская обл.) ВШМАС, в/ч 92764 до 1978 г. Она была ШМАС . Я учился в данной школе и закончил ее 20 октября 1979 т. , как специалист 3 класса - оператор посадки самолетов. С уважением Коля. PS: Если необходимо , могу прицепить фото с Удостоверения классного специалиста ВС СССР.
Admin: kolya61 пишет: Ваши данные не корректны . А именно: В 1978 году ВШМАС в\ч 92764 прекратила своё существование в Горской (я не знаю, была ли она расформирована или передислоцирована), а на её территории расположилась переведённая (по-видимому, из Ирбита) 03431 с несколькими буквенными индексами. Горская (Ленинградская обл.) ВШМАС, в/ч 92764 до 1978 г. Николай! Если бы вы внимательно прочитали первое сообщение темы, то не стали бы так выражаться. Внимание! Отдельных, воинственно настроенных, граждан и представителей спецслужб просим не беспокоиться! Все данные не содержат ни какой военной или государственной тайны и собраны из открытых источников (Интернет, периодические издания, книги и воспоминания). Вы уже не первый, который пытается критиковать наш "Полный список ШМАС", забывая при этом, что сведения получены не в архиве МинОбороны РФ, а собраны "по крохам" и всем миром. Однако, за поправку - спасибо! Ждем ваших воспоминаний и фото на теме по вашей школе http://shmas.forum24.ru/?1-4-0-00000007-000-0-0-1334944303.
kolya61: Доброго вечера! Огромное спасибо за ответ Я внимательно прочитал, правда это просто Ваша цитата : Цитирую письмо из моей личной почты от Евгения Цветикова . Но , так как Вы Админ, я думал что самым компетентным по данному вопросу. будете вы ... Во всяком случаеб я просто хотел добавить свои мысли, по поводу закрытия или переформирования в 1978 году. Извините за беспокоство ! Коля .
Admin: kolya61 пишет: Я внимательно прочитал, правда это просто Ваша цитата : Цитирую письмо из моей личной почты от Евгения Цветикова Так товарищ постеснялся или испугался написать в тему на форум, вот и прислал мне на электронную почту. kolya61 пишет: Но , так как Вы Админ, я думал что самым компетентным по данному вопросу. будете вы ... С чего это вы взяли? Я не сотрудник архива МО, не бывший главком ВВС или начальник ИАС ИА ПВО, т.е. не отдавал (готовил, перепечатывал и т.д.) приказы о создании, передислокации или расформировании школ младших авиаспециалистов. Только собирал сведения и приглашал поделиться ими служивших и преподававших в них здесь, на форуме... kolya61 пишет: Извините за беспокоство ! Мы ждали от вас ваших воспоминаний и фото на теме по вашей школе «ШМАС Горская + Ирбит-Таменгонт» http://shmas.forum24.ru/?1-4-0-00000007-000-0-0-1334944303 ,которая находится в разделе «Школы младших авиаспециалистов ПВО» форума.
Admin: Юрій Подолець пишет: Служил в ШМАСе г. Днепродзержинска в/ч 78436 с мая по ноябрь 1969г. Был курсантом 3 роты СД. Ком. части п-к Опришко, ком. роты м-р Белинский, замполит к-н Третьяк, ком. взвода к-н Лукьянов, старшина роты с-на Шлапак Я., зам. ком. взвода с-т Коноплин (с Волгограда) Изучал самолет МиГ -19. Далее служба на Севере, где северные сияния и белые ночи, в авиаполку Талаги в/ч 42192 г. Архангельска в 3 ае механиком дальнего перехватчика ТУ-128, техником самолета был ст. л-т Юрьев Виктор (с Харькова). Демобилизовался в начале июня 1971 г. Отзовитесь сослуживцы с которыми пересикались жизненные пути более 40-ка лет назад. Юрий. Украина. Волынская обл. Тел. 0984153119 Юрий! Тема по вашей школе "ШМАС Днепродзержинск в/ч 78436" уже есть на форуме! Она находится в разделе «Школы младших авиаспециалистов ПВО» http://shmas.forum24.ru/?1-4-0-00000009-000-10001-0 Ваше сообщение будет перенесено туда.
myrmansk: служил в 92-ом. через 5 мес. вышел мл.сер-том, сп-том спс, а таменгонт переводили в горскую летом 92-го. после служил в казахстане. привет приозерску и балхашу.
Admin: Сообщение от RektoR Вот нашел еще немного истории: Было бы несправедливо обойти молчанием ещё одну организацию, имеющую непосредственное отношение к авиации и оставившую свой след в истории города. Это войсковая часть 21329, именуемая школой младших авиационных специалистов (ШМАС) ВВС. Она просуществовала в городе с 1947 по 1995 год. Эта часть была создана по директиве Генерального штаба РККА в 1940 году в г. Торжок. В октябре 1941г. её переводят в Кострому, а в ноябре – в Орск. С июля 1947 года в\ч 21329 дислоцируется в Стерлитамаке. За время своего существования она добросовестно готовила кадры для ВВС, органически вписываясь в городскую жизнь. Размещалась часть возле железнодорожного вокзала, по улице Нагуманова и частично - по улице Стадионной. Площадка размещения учебных самолётов и вертолётов всегда была излюбленным местом вылазок ребятни, доставлявшей немало хлопот часовым. А дружно топающие по улицам роты курсантов, овитые пацанами и предлагающими «бартерные сделки» примелькались до такой степени, что казалось – так будет всегда. Но 1 сентября 1993 года пришло распоряжение о расформировании этой воинской части. Целых два года потом распиливали и раздавали авиационную технику, некоторые образцы которой до сих пор украшают школьные дворы, аэропорт, военкомат и даже близлежащие деревни.
82-й: Здесь упомянута 67-я ВАШМ (г. Пермь). Она же в.ч.74985"Б". В 1963-м году она уже (еще) существовала. В наших списках пока не упомянута. http://chagan-tranzit.ru/?p=2778 Уточнение по специальности. Рыльское авиационное училище спецслужб гражданского воздушного флота было создано в августе 1960 г. на учебной базе и жилом фонде расформированной 139 школы младших авиационных специалистов (ШМАС), которая вела подготовку бортрадистов для Министерства обороны. http://www.mstuca.ru/about/structure/affiliates_mstuca/Rylskij/
Admin: Письмо с сайта shmas.okis.ru Вчера, 21:08 Мой отец закончил ШМАС № 49 в 1948 в городе РАКВЕРЕ, Эстонская СССР по специальности авиамоторист. Мама работала в секретной части этой школы. Я родился в РАКВЕРЕ в 1956. По рассказам родителей было несколько выпусков этой школы.Начальник учебного отдела М.Никандров. C уважением, Константин» <espiko@list.ru>
Admin: Из темы Афганистан с нашего форума Афганец: .... Илибаев Владимир Иванович Родился 3 сентября 1961 года в д. Верхне-Иванево Балтачевского района Башкирской АССР. Получив среднее образование в октябре 1979 года призван Балтачевским РВК в ряды ВС СССР. Курс молодого бойца проходил в г. Раквере Эстонской ССР. По окончании школы младших авиаспециалистов направлен в пограничные войска, в/ч 2199, г. Южно-Сахалинск. С 1981 года проходил службу сверхсрочно. В августе 1982 получил звание прапорщика и направлен для прохождения дальнейшей службы в качестве бортового механика вертолёта МИ-8. Проходя службу в в/ч 2199 откомандирован в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане. По возвращении из командировки проходил службу в в/ч 12567 на должностях: зав. складом, старшина батареи, старший техник. С октября 1995 года - военный пенсионер. В настоящее время проживает в городе Данилове. http://www.adm.yar.ru/a_center/admref/analit/DANILOV-KNIGA.pps Упоминается та же школа. Но 49-я ШМАС дислоцировалась в Гамбори (иногда пишут Гомбори, Грузия) еще в 1943 году! РАКВЕРЕ (Эстонская СССР) 49-я ШМАС дислоцировалась в Гамбори (иногда пишут Гомбори, Грузия) в 1943 году. Есть упоминание о пребывании школы в Раквере в 1948 году. Последнее упоминание 1979 год.
Помор: ШМАС — в городе Котлы Кингисеппского района Ленинградской области. Из воспоминаний . Сергеев Александр Иванович Родился 6 марта (23 февраля по старому стилю) 1922 года (по паспорту — в 1923 году) в деревне Нижние Лужицы Ямбургского уезда Петроградской губернии (ныне — Кингисеппского района Ленинградской области). В 1931-1933 годы учился в ижорской четырёхклассной школе в Краколье, затем — в русской школе в деревне Косколово. После окончания семи классов поступил в среднюю школу № 7 в городе Кингисеппе, которую окончил в 1939 году. В 1939 году начал официальную трудовую деятельность в качестве учётчика-нормировщика. В мае 1941 года был призван в ряды Красной Армии. До августа 1941 года проходил обучение в школе младших авиаспециалистов — ШМАС — в городе Котлы Кингисеппского района Ленинградской области. С августа 1941 г. по январь 1942 г. в качестве вооружейника обслуживал самолёты 27-го истребительно-авиационного полка Военно-Воздушных Сил Краснознамённого Балтийского Флота. В ноябре 1941 года получил сильную контузию и обморожение ног, был эвакуирован в город Вологду. Был зачислен в 65-й ШМАС города Энгельс, в группу ШВСР (школа воздушных стрелков-радистов). С июня 1942 года по май 1945 года — Сталинградский, Северо-Кавказский, 3-й Белорусский, Забайкальский фронты, 179-я бомбардировочная авиационная дивизия, 10-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк — стрелок-радист. Совершил 219 боевых вылетов на самолётах Ил-2, Пе-2, Ту-2, «Бостон», из них под Сталинградом — 67. Сбил один самолёт противника. Один раз был сбит. Имеет ранение. В 1949 году уволился из рядов Вооружённых Сил ССР в звании старшины. В настоящее время — старший лейтенант. Затем — проживал в городе Нарва Эстонской ССР. Работал на текстильном комбинате «Кренгольмская мануфактура». http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=31409
Кравцов: Благодаря информации взятой в: http://aircraft-museum.ucoz.ru/publ/aehrodromy_v_belarusi/nedolgaja_istorija_aviacionnykh_voennykh_uchebnykh_zavedenij_na_territorii_belorusskoj_ssr/3-1-0-59 мы узнали о существовании еще одной ШМАС: ...за эти три недели июня 1941-го на белорусской земле была организована, по меньшей мере, ещё одна Школа младших авиационных специалистов – в том же самом городе Поставы Витебской области, где уже существовала отмеченная нами выше Военная авиационная школа пилотов (очевидно, что эта ШМАС была организована именно при ней). Из документов Поставской ШМАС на сегодняшний день уцелел лишь один (увы, всего один!) лист, найденный нами «в пыли» фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) в подмосковном Подольске. Это – список из менее чем десятка курсантов Поставской ШМАС, принявших Военную Присягу всего за несколько дней до начала Великой Отечественной… Одновременно хотелось поблагодарить авторов публикации за высказанные ими замечания в адрес "Сайта выпускников ШМАС": В Рунете им посвящена отдельная страница под названием «Сайт выпускников ШМАС». В его разделе «Список ШМАС», создатели данного сайта ведут историю Школ младших авиационных специалистов аж с 1910 года, с первых военно-учебных подразделений ещё русской авиации. В приведённом здесь списке таковых мы находим одно из них, дислоцировавшееся в дореволюционные годы на белорусской земле: «Витебск. Курсы авиа[ционных] мотористов при 4-м авиа[ционном] парке, [существовали в] 1915 [году]». Оставив подобные «исторические экзерсисы» «на совести» создателей данного сайта, выберем на этой же его странице все указанные там действительно ШМАСы, существовавшие ранее на территории нынешней Республики Беларусь. Их список, приводимый нами ниже в точном соответствии с «Интернет-оригиналом», однако, тоже окажется весьма невелик: «Бобруйск ([ныне – Могилёвской области,] Беларусь) [-] ОШМАС, [существовала в] 1939 [году; здесь и далее под «ОШМАС» создатели сайта имеют в виду «отдельную, окружную или объединенную ШМАС»,] Борисов (Минской области, Беларусь) [-] ШМАС[,] Витебск ([Витебской области,] Беларусь) [-] ОШМАС, 1939 [год], 15-я дивизионная ШМАС, 1941 [год,] Гомель ([Гомельской области,] Беларусь) [-] ОШМАС, 1939 [год], 13-я дивизионная ШМАС, 1941 [год,] Лунинец (Брестской области, Беларусь) [-] 134-я ШМАС[,] сформирована 15 декабря 1962 [года], передислоцирована в 1972 [году] в Поставы (Витебская обл[асть]), затем[,] в 1978 [году -] в Сморгонь (Гродненской обл[асти]), и в 1991 [году -] в Щучин (Республика Белорусь) [так в оригинале; следует читать – Гродненской области Республики Беларусь,] Могилев ([Могилёвской области,] Беларусь) [-] 223-я ШМАС [(]в/ч 23422[)], в 1991 [году] частично передислоцирована в Россию, частично - в Щучин (Республика Белорусь) [аналогично,] Орша (Витебская обл[асть, Беларусь]) [-] ОШМАС, 1939 [год,] 12-я и 17-я дивизионные ШМАС, 1941 [год]». Эта выборка произведена нами из списка, «громко» озаглавленного создателями сайта, как «Наиболее полный список ШМАС СССР!». К сожалению, в своей исторической, довоенной части он не может считаться ни актуальным, ни полным, ибо – как указано под этим заголовком - «Данная версия перечня от 23 июня 2009 года. Перечень пополняется и уточняется на основании сообщений гостей и участников Форума выпускников ШМАС», то есть без какого-либо использования архивных документов, каковые по предвоенному периоду и годам Великой Отечественной войны вполне доступны ныне в архивах всем желающим с ними ознакомиться. Было бы просто здорово если бы авторы публикации привели список ШМАС на территории Белоруссии со ссылкой на архив, а не на Перечень, который пополняется и уточняется на основании сообщений гостей и участников Форума выпускников ШМАС».
Admin: Мудели! Прочли бы внимательно форум ШМАС. Там ясно, что написано для дураков, что вся информация взята из открытых источников. Никто не преследовал цель опубликовать материалы архивов, открыть современную историю - военную тайну. Озакомтесь сначала с миссией форума - собрать по крупицам часть истории инженерной службы русской авиации, собрать вместе преподавателей и выпускников ШМАС. А наиболее полный список ШМАС - это попытка собрать такой список и ничего более, кстати, практически везде есть ссылка на первоисточник...Найдите в архивах что-нибудь подобное, скажу -Спасибо! Охаить можно любую идею, $идарасы, а вот собрать всех в одном месте - это им не под силу!! Главное, что обижает, запрет на ответ по поводу публикации!!! Это лишний раз доказывает, что у авторов подобных публикаций нет ни имени, ни морального права критиковать что-либо!
николай100: Админ что нужна новая регистрация.Все что было написано все стерлось.Может кратко обьясните в связи с чем ваше преобразование ветки.Горбачевская перестройка?
Admin: Николай100! Ничего не понял. ЧТО СТЕРЛОСЬ? КАКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ?
Алексей Тультаев: Привет, коллега! Перед Новым годом (31.12.12) ты написал в этой ветке о 67-ой ВАШМ в Перми и привёл фото и воспоминания нашего коллеги-оружейника Леонида Захаровича Петухова, который после окончания учёбы в этой ВАШМ в 1964 году, продолжил службу в Чагане. В его документах есть копия Свидетельства, подписанная Начальником школы инж.-полковником Карцевым А.Е. и начальником учебного отдела Школы инж.-полковником Ландсманом Я.П.. Подписи на Свидетельстве вполне разборчивы. Подпись Ландсмана хорошо читается и под его резолюциями-распоряжениями на письме с родины курсанта Петухова Л.З. с просьбой отпустить его в отпуск для получения медали "За отвагу на пожаре". До 1961 года в Перми существовало Пермское ВАТУ по вооружению ВВС, готовило техников-лейтенантов по авиавооружению для ВВС. После его расформирования на базе училища в 1961 году сформировали Пермскую авиационную школу механиков (ВАШМ), Начальником которой стал инж.-п-к Карцев, а начальником учебного отдела (замом по уч. части) - инж.-п-к Ландсман Я.П. Школа готовила механиков по АВ. В 1966 году произошла "обратная" рокировка: на базе Пермской ВАШМ, которая, как мы теперь знаем, на основе документально подтверждённого Свидетельства коллеги Петухова Л.З, носила номер 67-ой ВАШМ, было сформировано Пермское военное авиационно-техническое училище (ПВАТУ), впоследствии - им. Ленинского комсомола. А Начальник 67-ой ВАШМ Карцев стал Начальником Пермского ВАТУ, генерал-майором технической службы. 67-ая ВАШМ ещё некоторое время, до 1968 года, параллельно продолжала готовить в Перми авиамехаников-срочников, в основном -оружейников. Подробнее я писал об этом на ветке "История школ младших авиаспециалистов" в разделе "Школы авиаспециалистов в 1918-1940 гг." Только тогда мы не знали номера Пермской ВАШМ в 1961-1968 годах, теперь, благодаря найденным тобой документам Петухова Л.З., знаем. Итак, для нашего "полного Списка ШМАС": 67-ая ВАШМ (г. Пермь), в/ч 74985 - с 1961 по 1968 гг.
Admin: Письмо с сайта shmas.okis.ru ст.Бада Хилокского (а не Петровск-Забайкальского) р-на Читинской обл. - там в 1977-79 гг. я служил в в/ч 74984 (а не 74894). Но эта "учебка" звалась "89-я Лугинская военная авиационная школа механиков". Все обижались, когда наш ВАШМ называли ШМАСом... C уважением, Евгений <tigina92@mail.ru>
Admin: Письмо с сайта shmas.okis.ru Закончил ШМАС п.п.53886 г.ЩЕЦИН \ПНР\. Это 37-я военная авиационная школа механиков ВВС \ так значится в выпускном удостоверении. Если заинтересует - отвечу. уваж. - Г.Г.Б. C уважением, Georg gegebel201@yandex.ru И продолжение рассказа ... о ШМАС г. ЩЕЦИН Здравствуйте. Прошу извинить за задержку - жил на даче. По существу вопроса. Школа готовила, в основном, авиамехаников по разным направлениям. Кроме этого, было два взвода радиотелеграфистов и одно отделение прожектористов. Школа располагалась по ул. Жолнерской. Довольно компактно, в центре был небольшой стадион, вокруг его стояли трехэтажные кирпичные здания, штук десять. В них располагались казармы, учебные классы, командование, вспомогательные службы, жили семьи офицеров. Чуть поодаль стояли одноэтажные приземистые бетонные ангары, где были учебные классы, мастерские, гаражи. Между ангарами стоянка самолетов - несколько МИГ - 15 и один ИЛ - 28. Наши командиры и преподаватели были участниками ВОВ, доброжелательные порядочные люди. Я окончил школу в 1957 г., службу проходил на авиабазе г. БЖЕГ \ с 1957 по 1959г. Сначала радиомеханик, потом нач. стартово - командной радиостанции \ на базе ЗИС - 151\. В 1959г. демобилизовался и поступил в ЛЭТИ им. Ульянова \ Ленина \. Окончил в 1965г. и работал по специальности. Давно на пенсии. Вот пока всё. До свидания - Георгий
Admin: Письмо с сайта shmas.okis.ru Уважаемые выпускники ШМАС. Хочу дополнить список школ. 7 июля 1967г. в г.Лебедине Сумской области формируется ШМАС №234 (Дальная авиция). Первый нач. школы Ковалёв, нач. уч. части п/п-к Мухаметзянов. Сам я служил в постоянном составе 22 месяца до осени 1974г. При мне нач. школы был п/п-к Л.Б. Савранский - уравновешенный, мудрый командир, погиб 25 ноября 1975г. в автокатострофе вместе с женой и встречавшими их прапорщиками - добрая им память. Замполитом был В.Р. Лакисов, потом А.В. Елисеев - толковые заместители. А нач. уч. части - м-р Бутенко Д.Е. - редкостный национал-урод, малограмотный, но с гипнотирующим взглядом (даже прапорщики и офицеры боялись его). Было много толковых ком.взводов: к-н Ковальчук, к-н Харитонов, к-н Харин, к-н Ревнивцев, л-т Бреннер... Был и оригинал похожий на Черчилля, это к-н АлександрОв, единственный беспартийный офицер и сочинитель матершиных стишков. В ШМАСе готовили специалистов ТЗ, АПА, ТМ, ЗАКистов... В школе служили ребята,в основном с Украины, было немного парней-немцев из Киргизии, были парни с Кавказа, из Горького, Кирова, Подмосковья, ... Если кому-то будет интересно, могу еще повспоминать. Среди курсантов было много друзей, и теперь поддерживаю связь с некоторыми. Годы службы вспоминаются с теплотой. Вот повспоминал и будто помолодел и еще раз поносил форму с синими погонами солдата. Пишут, что нет теперь ни ШМАСа, ни гарнизона ракетчиков РВСН из "кубинской дивизии". C уважением, Марат mrmarch@mail.ru
Речной песок: На Соловках мы оказались в декабре 1939-го. Из Кеми нас доставил пароход «СЛОН» (из воспоминаний курсанта ШМАСа Фомина Алексея Петровича – ПС-98 27.04.1990 г.). Встретил нас на берегу один-единственный человек в морской фуражке. Разместились сперва 120 краснофлотцев в кремлёвских кельях. В одной башне кремля увидели, помню, старинные швейные машины, иконы, книги, в другой башне запасы солонины в бочках, квашеной капусты в чанах. А через неделю нас перевели в Савватьево. В здешней старой двухэтажной кирпичной гостинице и жили, а учебные классы в трёх рубленых бараках находились метрах в трёхстах от неё. Учились в ШМАСе будущие авиамотористы, воздушные стрелки-радисты, оружейники, электрики-прибористы и метеорологи. Вспоминаю, как несли здесь наряды на маленькой электростанции, обеспечивающей освещением гостиницу и другие объекты. (Стоял движок Л-6 и небольшая динамо-машина). Меня, авиамоториста, с братом (Василием), оружейным мастером и ещё нескольких земляков направили в августе 40-го после школы в 49-ю отдельную эскадрилью, что базировалась тогда под Архангельском на озере Холмовском. Обслуживали самолёты МБР-2 – морские ближние разведчики, а когда началась война – американские гидросамолёты «Каталина». В феврале 42-го я оказался на Кольском полуострове, в Гремихе, в 22-м авиаполку.
Тестов: С женою смогли выбраться в санаторий "Беломорье"на 4 денёчка. Гулять долго не могли, т.к. в 60 км от моря Белого с 02 по 05 января 2016 года было от -19 до -23. Чтобы время между процедурами скоротать я зашёл в библиотеку и открыл для себя альманах "Чудеса и приключения". В номере 1 за 2015 год на стр. 89 Владимир Иванович Дворецкий из пос. Мокшан Пензенской области описывает случай обрушения перекрытия второго этажа солдатской столовой в ШМАС в посёлке Лермонтовка Хабаровского края. Чудом никто из людей не пострадал. Служил Владимир Иванович в ШМАС в 1959-60 годах. Кажется мне, что посёлок Лермонтовка Бикинского района Хабаровского края на сайте на упоминалась ни разу. Всё думаю - письмо Дворецкого В.И. журналистская утка или ШМАС возле границы с Китаем была в годы "дружбы навек"...
82-й: Вот, тоже, история... Нашёл случайно. Стародубцев Александр Михайлович Родился в 1914 г., Шабалинский (Черновский) р-н, д. Стоюхино, Костровский с/с; русский; курсант 11 школы младших авиационных специалистов. Приговорен: Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР 21 декабря 1937 г., обв.: по ст. 58 пп. 6, 10 УК РСФСР. Приговор: ВМН. Расстрелян 3 января 1938 г. Реабилитирован 7 августа 1958 г. Источник: Книга памяти Кировской обл. http://lists.memo.ru/d31/f182.htm 58-6. Шпионаж. 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.58-2 — 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
полная версия страницы