Форум » Сколько было школ младших авиаспециалистов? » Полный список ШМАС СССР (продолжение) » Ответить

Полный список ШМАС СССР (продолжение)

Admin: Что объединяет ВВС, ПВО, ВМФ и ПогранВойска? - То же, что и авиаспециалистов, - Авиация! Наиболее полный список ШМАС, ВАШМ и т.д. (перечень пополняется и редактируется на основании сообщений гостей и участников форума!) Внимание! Отдельных, воинственно настроенных, граждан и представителей спецслужб просим не беспокоиться! Все данные не содержат ни какой военной или государственной тайны и собраны из открытых источников (Интернет, периодические издания, книги и воспоминания). Профессия военного авиамеханика, младшего авиационного специалиста уходит в прошлое и становится нашей историей. Практически все школы (99%) из этого списка расформированы, переданы в состав других войск или на их базе возникли военные авиационно-технические училища! Тема Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг) и где? впервые была поднята на АВИАЦИОННОМ ФОРУМЕ FORUM-AVIA.RU участником Aviafan. Затем подхвачена и развита нами там же на теме Выпускники ШМАС Вспоминаем!. Продолжена на сайте АГВП "Стрижи" Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?... И в связи с переездом форума младших авиаспецов на новый (самостоятельный) ресурс продолжена здесь, на Форуме выпускников ШМАС, как отдельная тема Полный список ШМАС! Используемые термины и сокращения: ШМАС - школа младших авиационных специалистов ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС ВАШМ - военная авиационная школа механиков ВШАМ - военная школа авиационных механиков ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников. ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи ВАШС - военно-авиационная школа связи Далее в списке школ (первая страница форума) даты означают либо дату создания, либо расформирования, либо дату упоминания в Интернет-публикациях: Полный список ШМАС Синим цветом выделены объединенные школы ВМФ, зеленым - школы вне СССР (заграничные).

Ответов - 121, стр: 1 2 3 4 5 All

мив: 229-я ВАШМ была передислоцирована в гарнизон Вайнеде в июля 1988 года из Энгельса. Туда же возвратилась в июле 1992 года. Готовила специалистов наземных служб для ДА, по некоторым специальностям - для ВВС и по разнарядке генштаба.

Admin: мив пишет: 229-я ВАШМ была передислоцирована в гарнизон Вайнеде в июля 1988 года из Энгельса. Туда же возвратилась в июле 1992 года. Готовила специалистов наземных служб для ДА, по некоторым специальностям - для ВВС и по разнарядке генштаба. Спасибо! Внес ваши дополнения в "Полный список ШМАС".

Admin: Письмо из личной почты от Евгения Цветикова... ШМАС под Ленинградом Владимир, добрый день! У вас на форуме есть две строчки: 1. Ирбит (Свердловская область) ШМАС ПВО, 1965. В 1978 году в/ч 03431 была передислоцирована в Таменгонт (Ленинградская область) 2. Сестрорецк (ст. Горская Ленинградская обл.) ШМАС, в/ч 92764. Филиал Горской ШМАС (Сестрорецк) в/ч 03431 находилась в пос. Таменгонт Ленинградской области (спецы ЗАС). По первой информация краткая, и поэтому точная, хотя и не полная. По второй строчке - развесистая клюква. Изначально инфа появилась от некоего Олега korolev.by@gmail.com, сообщившего 05/08/2007 в 18:58:10, что: "ШМАС ,или ШАС ст.Горская г.Сестрорецк, под Питером в.ч 0343..... срок обучения 4-6 месяцев.РСБН , ПРМГ, ЗАС. Я там обучался в 1989 гг. Авиация ПВО" Затем он 05/08/2007 в 20:41:01 вспомнил, что: "В Горской школе (Сестрорецк) было отдельное потразделение по засу, где не помню .Где-то на той стороне Финского залива.Выпускали сразу сержантов! Вспомнил! Филиал Горской ШМС(Сестрорецк) находился в пос.Таменгонт Ленингр.обл( спецы ЗАС)" Однако о Таменгонте в Горской (именно в Горской, а не в Сестрорецке) действительно ходили легенды и мифы, поэтому Олег и не знал, а только лишь слышал, что где-то там, что-то так и как-то сяк... В действительности в Сестрорецке не было никакой ШМАС, она была в Таменгонте, а её филиал находился в Горской (где и служил Олег). Эта ШМАС в то время, которое описывает Олег, выпускала специалистов по 6 специальностям, не считая узких специализаций в пределах каждой специальности. В Таменгонте готовили специалистов метеослужбы, в Горской - не знаю, пусть горские сами и рассказывают, если вспомнят, а не выдумывают про Таменгонт. Далее, уже на форуме SNV (Стёпин Николай Валентинович) snv2009@rambler.ru пишет: "Я закончил ШМАС (в\ч 92764, недалеко от станции "Лисий Нос" под Ленинградом) по специальности радиомеханик РСБН-4 (ВУС-166) в 1977г. В учетно-послужной карточке написано ВШМАС. Т.к. это было давно (в 1977г.), то к сожалению название ж.-д. станции, на которой находилась ШМАС, не помню. Но в увольнение ездили на станцию "Лисий Нос" (это через 2-3 станции в направлении Ленинграда), а в баню - в Петрозаводск. Школа готовила радиомехаников для систем ближней и дальней радионавигации, посадочных радиомаячных групп (ПРМГ, курсовые и глиссадные маяки) и т.п. Для какого рода войск готовили нас не знаю (может и для ВВС и для ПВО), но я после выпуска попал на аэродром ПВО под Балахной (полк перехватчиков МиГ-25) радиомехаником ПРМГ-4. Так что не знаю даже, в каком разделе по роду войск создавать тему, да и стоит ли (остались только удостоверение, учетно-послужная карточка и выпускное фото нашего взвода на память). Обучение в ШМАС закончилось через 5,5 месяцев. А аббревиатура ВШМАС у меня только в учетно-послужной карточке, а на общем фото ШМАС. И в баню ездили конечно не в Петрозаводск, а в Сестрорецк." И здесь у вас уже пошла путаница, потому что Николай служил ещё раньше, и забыл ещё больше. Он опять упоминает Сестрорецк, тогда как его часть находилась в Горской, к тому же это не та часть. Это совсем другая ШМАС, которая даже не ШМАС, а ВШМАС. В 1978 году ВШМАС в\ч 92764 прекратила своё существование в Горской (я не знаю, была ли она расформирована или передислоцирована), а на её территории расположилась переведённая (по-видимому, из Ирбита) 03431 с несколькими буквенными индексами. Информация о 1978 годе получена мною от телефонистки коммутатора части 03431. В недрах интернета я встретился с человеком, знавшим моих сослуживцев ещё по Ирбиту, то есть до 1978 года. На берегах Финского залива эта часть просуществовала лет 20, после чего на рубеже веков снова была передислоцирована куда-то, куда я уже не знаю. В настоящее время на территории таменгонтской части находится часть 90450 (тот самый зрдн, о котором упоминают в викимапии). Этот номер совпадает с номером части, находившейся в Лиепае, но, похоже, это лишь совпадение. На территории Горской части также разгуливают солдатики. Далее Варяг 17.01.09 в 14:17 подлил масла в огонь, дав ссылку на одноклассники: "из одноклассников в сообществе зарегистрировано 161 человек. Россия > Ленинградская область > Санкт-Петербург Армия: в/ч 03431 Таменгонт Увольнение 1986 (11) Увольнение 1984-1988 (41) Служба 1985-1986 (27) Полный список (161) " К счастью ли, к сожалению ли, но как этот так называемый "полный список", так и в целом информация на од-ках является отчасти дезинформацией, которая начинается уже с названия части. Это не был "взвод постоянного состава (ВПС)". И это не был "не помню". Это не была также ни учебка метеонаблюдателей войск ПВО, ни Учебка шифровальщиков войск ПВО. Это была просто ШМАС, каких много в Вашем списке, но которая была разделена на две части так, что её начало (1-я и 2-я роты) находились в Таменгонте, а конец (роты с 3-й по 6-ю) - в Горской. Сестрорецк тут никаким боком не задет. Он является всего лишь одной из станций по пути из Ленинграда в Горскую или обратно. У меня в памяти почему-то вертится номер этой ШМАС, но порывшись в своих бумагах, я нигде его не обнаружил, поэтому и называть его не буду, ибо память может соврать. Короче говоря, сестрорецкая строчка должна быть на букву Г и выглядеть примерно так: 2. Горская Ленинградской обл., ШМАС, в/ч 03431. На десерт прикладываю один документик с небольшой купюрой. Всего доброго. Евгений. Да нет возражений! Только номер части в Горской, до выяснения всех обстоятельств, я оставлю пока прежним - в\ч 92764 ! Горская (Ленинградской обл.) ШМАС, в/ч 92764, 1978

Admin: Сообщение с сайта Стрижей на теме "5-я ВАШМ; Вышний Волочек; в/ч 74326" «Сергей(Guest) Re: 5-я ВАШМ; Вышний Волочек; в/ч 74326 Ответ #39 - 28.02.2008 :: 10:27:45 Служил с осени 1985 по весну 1986 года 1-я рота 1 -го батальена. В учебке в то время служило около 1500 человек. И в райне церквей в монашеских кельях отдельно обучались на водителей спецтранспорта, и помоему к нам не относились. Казармы распологались по периметру платца, между ними был учебный корпус. Был учебный аэродром и много складов. Возили также в караул на огромный склад окружного значения, если не изменяет память по периментру было около5 км. Была даже теплица. А возле КПП были вещевые склады куда нас частенько гоняли на работу, там мы разживались воинскими значками, которые изымали сержанты.» ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Denvo (Гость) Re: 5-я ВАШМ; Вышний Волочек; в/ч 74326 Ответ #52 - Вчера :: 16:29:39 В районе собора и церкви, возле санчасти, располагалась в/ч 21924 - тоже ВАШМ. Имела две роты - одна готовила водителей спецтранспорта для аэродромов, вторая-готовила механиков СД (самолет-двигатель) самолетов ИЛ28, Л29, Л39, МИГ21, МИГ23. Служил в этой части 1982-1983. Насколько знаю, в начале 90-х часть перешла как 6-ой батальон в в/ч 74326.

Admin: Письмо с сайта shmas.okis.ru Добрый день! Не нашел в списках свою ШМАС-п.Марциена, Латвия. Изучали беспилотные самолеты разведчики "БСР"! C уважением, Cергей 2009:12:11 в 06:04:04 Вот те на! Я то по наивности думал, что беспилотники - совсекретное оружие 90-х годов прошлого века и наш брат, рядовой авиамеханик, даже в глаза их не видел и слухом не слыхивал! Однако история гласит следующее: Беспилотные самолеты-разведчики (БСР) - сравнительно новый тип ЛА, вошедший в состав военной авиации ряда стран немногим более тридцати лет назад. По сравнению с пилотируемыми собратьями эта техника существенно дешевле за счет упрощенной конструкции и минимального состава бортового оборудования. Комплексы беспилотной разведки обла-дают высокой автономностью и не требуют аэродромов для базирования, т.к. запуск производится со специальных мобильных пусковых установок. В Советском Союзе БСР 1-го поколения Ла-17Р и Ту-123 поступили на вооружение в начале 60-х гг. Тактический беспилотный самолет-разведчик одноразового применения Ла-17Р (ТБР-1, изд.204) создан в 1959 г. ОКБ С.А. Лавочкина на базе беспилотной мишени Ла-17М (изд.203). Летные испытания самолет прошел на полигоне НИИ ВВС в Ахтубинске и в 1962 г. принят на вооружение. В том же году Смоленский авиазавод развернул его серийное производство, продолжавшееся около трех лет. В 1965 г. этот дистанционно пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) был модифицирован и получил обозначение Ла-17РМ (изд.204М). ТБР-1 - цельнометаллический среднеплан с прямоугольными в плане крылом и оперением... Журнал "Авиация и время" №6 1996 год Альфред В. Матусевич http://www.cnw.mk.ua/weapons/airforce/razv/tu/index.htm БСР Ла-17Р http://www.airwar.ru/enc/bpla/la17r.html и Ту-123 Ястреб http://www.airwar.ru/enc/spy/tu123.html Дополнительные источники http://dpla.ru/La17.htm и http://airbase.ru/sb/russia/tupolev/123/index.htm В продолжении разговора...сообщение с форума авиа.ру тема: «Авиация ПрибВО - у кого что есть!» БСР-405: Кроме всего в ПрибВО еще была и беспилотная авиация. ЦБП и ПЛС в Мадоне, точнее в пос.Марциена. Там кроме этой кормушки (в этом центре было порядка 15 полковников "без полков", человек 30 п/п-ков, остальные бездельники - майоры и пр-ки), было и 3-4 отд.эскадрильи БСР (беспилотных с-тов разведчиков), которые периодически производили пуски БСР. Теперь этот ЦБП в Егорьевске (Моск. обл.) - в\ч 14154. И еще немного про этот ШМАС...с того же форума авиа.ру тема: «А давайте про отцов!» 021: РУСИН Геннадий Иванович, 1936 г.р. Закончил ШМАС в Мадоне(Латвия). Потом 27 лет отдал ВВС. Механик по электрооборудованию, затем бортмеханик на Ан-14 и Ан-2. Служил в Эстонии, Польше, на Кубе во время кризиса, в Саратовской обл.. Дальше уже я присутствовал: Мончегорск, Нурмолицы (Карелия), Чойр (Монголия), откуда и уволился при выслуге 33 года...

Admin: Еще одна неопознанная ШМАС... Дмитрий Маматов. Служба в армии. Мне несказанно повезло — попал в авиацию. С отличием окончил Нежинскую ШМАС (школа младших авиаспециалистов), готовящую воздушных стрелков-радистов. Боевой полк. Шестилетняя срочная служба была для меня раем. Отличник боевой и политической подготовки. Парашютными прыжками зарабатывал деньги, чтобы дома купили коровку. По демобилизации работал на нескольких предприятиях, в ряде газет... http://zvonnitca.ucoz.ru/_ld/0/3_RYN.pdf Есть только один населенный пункт с похожим названием - город Нежин Черниговской области на Украине Нежин (Черниговская область, Украина) ШМАС готовила ВСР, после 1945

Admin: Уточнения про ШМАС с форума авиа.ру «Тема: О Б АТ О - шники стран С Н Г с о е д и н я й т е с ь» Коломоец Дима (Riboksin@spaces.ru): Приветствую всех. Служил срочную. Гайсинский ШМАС, механик УПГ и ЭГУ, далее Лиманский гарнизон БАТО, водитель ТЗ- 7,5 1994-1996 года. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Сер-р-рый (rumbula77@yandex.ru): Коломоец Дима. Да мы с тобой земели! Тот-же ШМАС - Гайсин. ГЗУ и АКДС. Правда, в 75-м ;). Но все равно приятно будет пообщаться.... и Криворчук Игорь (Iqorkrivorchuk@mail.ru): 1982-83 ВАШМ Медвежьи Озёра мех АКДС АКДСком взвода кап Цогла. 1983-84 рота охраны в/ч 32833 Кедайняй (Литва) ком. роты кап.Кауфман Ф.Ф.. Бальону привет. Это навсегда! ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Криворчук Игорь: Щёлковский р-н, д.Медвежьи Озёра, Новый городок в/ч 06772, ком. подполк Татевосян ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- Криворчук игорь: Механики АКЗС,АКДС,ТЗ,КПМ,аккумуляторщики...для ВТА.

Admin: Из Полного списка ШМАС... Пенза (1944). В 1946 68-я ШМАС была преобразована в военную школу авиационных механиков (ВШАМ), а в апреле 1947 переведена в Ульяновск, потом в Полесск (1950), потом в Калининград (1957) и в 1966 преобразована в Калининградское ВАТУ! Дополнительная информация ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Рождение Калининградского военного авиационно-технического училища связано с периодом Великой Отечественной войны. В августе 1944 года была сформирована школа младших авиационных специалистов истребительной авиации ПВО страны. В этот период школа подготовила сотни авиационных механиков, мотористов, мастеров по радиоприборам, вооружению и метеонаблюдателей, которые в сложных условиях успешно готовили самолеты к боевым вылетам. В ноябре 1948 года школа получила наименование Ульяновской военно-авиационной школы механиков. С 1966 года школа реорганизована в Калининградское военное авиационно-техническое училище и в 1969 году был произведен первый выпуск офицеров. За эти годы училище подготовило сотни высококвалифицированных офицеров-техников Военно-Воздушных Сил страны, в том числе 160 выпускников приказом Министра обороны СССР занесены на доску Почета училища. Надпись на ЗНАМЕНИ Калининградского ВАТУ - «УЛЬЯНОВСКАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА АВИАЦИОННЫХ МЕХАНИКОВ» http://www.forumavia.ru/forum/5/9/9002217728928621713471108055259_349.shtml И еще немного с другого сайта... Выписка из приказа Министра обороны СССР № 0143 от 16 июля 1966 года. Во исполнение постановления Коллегии Министерства обороны СССР от 15 апреля 1966 г. ПРИКАЗЫВАЮ: ... П.2. РЕОРГАНИЗОВАТЬ к 1 сентября 1966 г. 27 военную авиационную школу механиков (г. Калининград) в Калининградское военное авиационно-техническое училище численностью 975 курсантов. Срок обучения установить 3 года. Таким образом, Пензенская школа младших авиационных специалистов положила начало истории Калининградского военного авиационно-технического училища. В январе 1967 в Калининградское ВАТУ из Харьковского ВАТУ переводят 1 взвод 5 роты и неторых офицеров среди них был и к-н Хазанов,прибыли курсанты и с Ризкого ВАТУ(РВВАИУ им. Яна Алксниса) http://nikarmy.z83.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16:2009-10-15-21-01-31&catid=10:2009-10-15-21-00-32&Itemid=35

Admin: Из Полного списка ШМАС Курган (Курганской области), Лугинская ВАШМ, бывшая Слободская ВАШМ эвакуирована в 1941 из г.Слободской Кировской области Уточнение из письма с сайта shmas.okis.ru На ст. Бада Читинской области размещалась в семидесятые годы не ШМАС, а 89-я Лугинская военная авиационная школа механиков, и № в\ч - 74984. Может быть всё изменилось потом? Путь школы командиры нам расказывали такой: Лугины (где-то на Украине) - Шадринск - Бада. C уважением, Петр Вот только с населенным пунктом, исторической прародиной этой ВАШМ, проблема! Место первичной дислокации - г. Луга (Псковская обл.) или Луги (Виннницкая область), а может быть, как утверждает автор последнего замечания, - Лугины (Житомирская область)????

Admin: Еще раз вернусь к воспоминаниям Евгения МОВА «ПЯТЬ ВСТРЕЧ С ГЕРМАНИЕЙ (40-е, 50-е, 60-е и двухтысячные годы)» ...В конце 1948 года в 16-й воздушной армии случилось чрезвычайное происшествие. Молодой лётчик, только что прибывший из Союза, перелетел в американскую зону оккупации и попросил там политического убежища. Наказали тогда многих, и в числе прочих отца как начальника отделения кадров 3-й Гвардейской истребительной авиадивизии, хотя он этого перебежчика в глаза не видел. Его понизили в должности: в начале 1949 года перевели служить преподавателем авиатехнического класса в 50-ю Военную авиационную школу механиков спецслужб в Прикарпатском военном округе. В течение следующих трёх лет нам довелось побывать в городах Проскурове, Староконстантинове и на станции Вапнярка. Жили мы с отцом и матерью и в палатках на военных аэродромах, и в офицерских общежитиях военных городков, и на съёмных квартирах. Часто ночью вскакивали по боевой тревоге. Это были годы жестокой борьбы с бандеровцами на Западной Украине. Однажды провели с мамой на аэродроме несколько бессонных ночей, ожидая отца, который улетел в командировку в столицу "бандеровщины" - Коломыю, почти достиг цели, но из-за поломки самолёта совершил вынужденную посадку на лесной поляне и затем долго выбирался к ближайшему населённому пункту. Но это уже совсем другая тема... http://zhurnal.lib.ru/m/mowa_e_n/fivemeetingswithgermany-1.shtml Так что же эта за школа - 50-я Военная авиационная школа механиков спецслужб в Прикарпатском военном округе в 1949 году? 1. 50-я ШМАС в/ч 33770, что дислоцировалась в Виннице (Украина)- ? 2. Школа механиков спецслужб (ШМСС) в/ч 64369, что располагалась в Вапнярке (Томашпольский район Винницкая область, Украина) - ? Но она, как утверждают ветераны школы, создана лишь в 1951 году. Но на одном из сайтов по поиску работы увидел такое объявление: Название курса: Эксплуатация электронной автоматики самолетов Учебное заведение: 50-я военная авиационная школа механиков Министерства обороны СССР (1968 г.)., г. Москва Продолжительность: 1968 -1968 г. Дата окончания: Ноябрь 1968 года http://4912.superjob.ru/resume/?id=5051229 Знает ли кто-нибудь об этой школе?

Admin: Из материалов статьи «Боевой состав ВС СССР - ввод войск в Венгрию (1956 г. - операция "Вихрь"» следует, что в этой операции принимали участие следующие авиаподразделения ВВС и ПВО: 195-я гвардейская Днепропетровская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого истребительная авиадивизия (Папа, в/ч 19066) – потерь не имела: * 1-й гвардейский Красногвардейский Краснознаменный орденов Ленина и Кутузова истребительный авиационный полк (Текель, в/ч 49701), места базирования 1-го гв. ИАП (позднее 1-го гв. апиб (Кунмадараш,Венгрия)): § Май 1945 г - аэродром Дрезден, Германия § Июнь 1945 г. - аэродром Прага, Чехословакия § 1946-1950г. - аэродром Веспрем, Венгрия § 1950-1961 г. - аэродром Текель, Венгрия. Когда начались события 24-27 октября 1956 года полк МиГ-17-х перебросили в Веспрем. § 1961-1990-е гг. - аэродром Кунмадараш, Венгрия * 5-й гвардейский Берлинский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого истребительный авиационный полк (Папа, в/ч 23301); * 14-й гвардейский Ленинградский Краснознаменный ордена Суворова III степени им. А. Жданова истребительный авиационный полк (в/ч 55711). ... А также известно об участии следующих частей и подразделений: ... · Части ВВС: * 48-й отдельный разведывательный авиаполк 57-й ВА (самолеты ИЛ-28р) * ВАШМ Челябинского ВАТУ ДА в октябре 1956 года была переброшена в город Веспрем (Венгрия), а в декабре того же года выведена в Одессу (потерь не имела). * 38-я военная авиационая школа авиационных механиков ВВС (сводный отряд) * 229-й военно-транспортный авиационный полк. * 336-й военно-транспортный авиационный полк (потерь не имел). * 338-й военно-транспортный авиационный полк (потерь не имел). * 374-й военно-транспортный авиационный полк (потерь не имел). * 930-й военно-транспортный авиационный полк (потерь не имел). * 239-й десантно-транспортный авиационный полк (Ми-4) (потерь не имел). * 825-й десантно-транспортный авиационный полк (МИ-4) (потерь не имел). http://ryadovoy.ru/militarizm/ibsostav/Boewij_sostaw_Hungary_1956_v4_01_site.htm Кроме уже известной нам ВАШМ Челябинского ВАТУ ДА упомянута и 38-я военная авиационая школа авиационных механиков ВВС (сводный отряд). Еще одна загадка! - 38-я военная авиационая школа авиационных механиков ВВС.

ШМАС: Из «Полного списка ШМАС» Кременчуг Кременчугская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941 Вот ее история В 1940 году Леонид закончил школу и поступил в Кременчугское авиаучилище стрелков-бомбардиров, осуществив свою заветную мечту. Училище перевели сначала в Харьков, затем в Актюбинск, а потом в Чирчик Узбекской ССР, где по ускоренной программе (фронту нужны были специалисты) и закончил его. После окончания училища попал в 11-ю мотострелковую бригаду при 10 танковом корпусе. Когда началась война, то в первые месяцы враг бомбил аэродромы, и погибло много боевой авиатехники. http://4friends.od.ua/~porto-fr/print.php?art_num=art018&year=2009&nnumb=17

Admin: ШМАС пишет: Кременчугское авиаучилище стрелков-бомбардиров, осуществив свою заветную мечту. Училище перевели сначала в Харьков, затем в Актюбинск, а потом в Чирчик Узбекской ССР Спасибо за инфу! Но в том же 1941 году в Харькове была своя ХВАШСБ, которая, как гласит история, в 1941 была эвакуирована в Красноярск, а в том же Чирчике базировалась Ташкентская военная школа стрелков-бомбардиров (ТВАШСБ).

Alex44: В списках школ не нашёл, но точно знаю, что в 50-х годах в Чернигове была школа ( ВАШМ?), готовившая водителей. Какая есть по ней информация?

Admin: Alex44 пишет: В списках школ не нашёл, но точно знаю, что в 50-х годах в Чернигове была школа ( ВАШМ?), готовившая водителей. Какая есть по ней информация? Нет никакой информации. Поэтому и нет ее в «Полном списке». 1. Возможно это была школа для водителей ОБАТО... 2. Вполне возможно, что это бывшая нежинская школа ВСР, которая после 1945 года стала готовить военных водителей аэродромной техники. Нежин (Черниговская область, Украина) ШМАС готовила ВСР, после 1945 3. И последний возможный вариант - это ШМАС при Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков имени Ленинского комсомола.

Alex44: Admin пишет: 3. И последний возможный вариант - это ШМАС при Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков имени Ленинского комсомола. Наверное этот вариант надо исключить. Связывался с ветераном Черниговского ВВАУЛ полковником в отставке Байнетовым Д.,служившим в училище в те годы,занимавшегося и занимающимся историей училища - он не подтверждает ШМАС в составе училища. Admin пишет: 1. Возможно это была школа для водителей ОБАТО... Однозначно - водителей ТЗ готовили, по другим машинам - неизвестно.

Alex44: Admin пишет: Читайте Правила форума Приношу свои извинения за неуместную шутку. Да. правила прочитал поверхностно, поскольку они практически везде одинаковы, не вникая в суть. Хочу дополнить по полному списку ШМАС. В г.Олаве (4ВА, СГВ) дислоцировалась 722 ШМАС (вч пп 27385).Уточняю годы создания и расформирования.

Admin: Alex44 пишет: Уточняю годы создания и расформирования. Ждем-с с нетерпением уточнений... БОЕВОЙ СОСТАВ советской авиации в Польше 1945-1992 г.г. http://sgvavia.ru/forum/10-57-1

Admin: Запись из нашего чата от 23 февраля, сделанная в 01:43: lit: orenburg, в\ч 15542б шмас Из Полного списка ШМАС: Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. Есть упоминание о 35-й авиационной школе младших специалистов, 1941. Результат интернет-поиска этой ШМАС: в/ч 15542 шмас - http://wikimapia.org/12943321/ru/в-ч-15542-шмас Коллеги! Если уж пишите в чат, то желательно поподробней...город, номер школы, номер в/ч, рота, взвод, командиры... Итого с дополнением имеем: Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. 35-я ШМАС, 1941. В/Ч 15542(б).

Хан: Admin В посту №17 Вами перечислен полный список ШМАС в алфавитном порядке, но информации за их мало. Так например хотелось бы узнать какие специальностям готовила каждая школа и на какие модели ЛА хотя бы начиная с 60-х годов и до настоящего времени. Форумчане думаю откликнулись бы с помощью. Например: г.Алуксне (Латвия) ШМАС- 19, в/ч 33746. В 1966 году ШМАС была передислоцирована из села Камень-Рыболов Приморского края, готовила механиков по самолету и двигателю (СД) на МиГ-17, ИЛ-12,ИЛ-28,ТУ-16 Л-29, МИ-8. Расформирована в 1991г. Кто служил позже 70-х годов возможно внесли бы свои дополнения. Интересно было бы знать готовили специалистов на более современную технику? Или же как меня в 75-м году выпустили механиком по СД на Миг-17, которые в уже в то время практически были сняты с вооружения, а в полках пришлось осваивать намного современную технику МиГов, СУшек, и т.д.

Admin: Хан пишет: В посту №17 Вами перечислен полный список ШМАС в алфавитном порядке, но информации за их мало. Так например хотелось бы узнать какие специальностям готовила каждая школа и на какие модели ЛА хотя бы начиная с 60-х годов и до настоящего времени. Форумчане думаю откликнулись бы с помощью. Именно для этого и создан форум - для накопления информации о школах, но сделать это здесь тяжело: размер сообщения ограничен 50 000 символами. На Стрижах было еще меньше, приходилось список разбивать на 2 части... Следующий шаг после накопления информации о каждой школе - на отдельном сайте, например http://shmas.okis.ru/ , создается список ШМАС (примерно такой как на странице http://shmas.okis.ru/history.html ) в виде гипертекста, т.е. шелкнул по строке "школа такая-то" , открывается страница этой школы, где лежит все, что вы хотели бы узнать об этой ШМАС, ВАШМ и т.д.

lit: в п.Кушкуль Оренбург был шмас вч15542.готовили механиков акзc, апа, гсм, сваршиков,акумулятощиков.Командир части подполковник Балышев, зам.маер Пыхов, замполит маер Протасов. Ком.1роты м-р Жук, 2 роты м-р Акопиан.(1989)

Admin: lit пишет: в п.Кушкуль Оренбург был шмас вч 15542.готовили механиков акзc, апа, гсм, сваршиков, акумулятощиков. Командир части подполковник Балышев, зам. майор Пыхов, замполит майор Протасов. Ком.1роты м-р Жук, 2 роты м-р Акопиан.(1989) Спасибо за уточнение! Скорее всего это уже учтенная в Полном списке ШМАС Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. 35-я ШМАС, 1941. В/Ч 15542(б). Регистрируйтесь на форуме и давайте продолжим ваши воспоминания на теме «35-я ШМАС Оренбург (Кушкуль) в/ч 15542» http://shmas.forum24.ru/?1-6-0-00000009-000-0-0-1269938155 !

SuperAdmin: Из «Полного списка ШМАС» Горелово (Ленинградская область), ОШМАС, 1939 Нашлись некоторые подробности об этой школе Началось все еще в 1932 г., когда по плану оборонных мероприятий в местечке Горелово в 24 км южнее Ленинграда (сегодня это уже практически пригород Санкт-Петербурга) началось строительство авиагородка, а также аэродромов Витино и Горелово. Эти объекты предназначались для развертывания истребительной бригады, создаваемой специально для прикрытия Ленинграда. Хотя строительные работы в основном были завершены только в 1939 г., уже в мае 1935-го приказом Командующего войсками ЛВО №004 и его же директивой за №4647сс от 20 мая 1935 г. в гарнизоне Горелово приступили к формированию Управления 400-й истребительной авиабригады. Кадры для Управления бригады собирались из разных военных округов приказами Наркома Обороны. К 8 мая были сформированы Управление 400-й ИАБр, 400-й авиапарк, 44-я рота связи и 44-й авиаполигон. 27 — 28 мая в состав бригады были включены летные части: 11-я ИАЭ из Кречевиц и 12-я ИАЭ из Детского села перелетели в Витино. Обе эскадрильи были полностью укомплектованы истребителями-бипланами И-5 (всего 31 машина). Первое время обязанности командира бригады исполнял командир 11-й ИАЭ Петкевич, а с июля 1935 г. в должность вступил полковник А.Д. ванов. Тогда же в составе бригады была сформирована 400-я школа младших авиаспециалистов (ШМАС). Бригада одной из первых в стране начала перевооружение на новейшие по тем временам истребители И-16. Первой «ишаки» 4-го типа получила 12-я ИАЭ. До наступления зимы 400-я ИАБр приняла всего 37 И-16, однако освоение их шло со «скрипом»: к концу сентября на обладавший «норовистым» характером истребитель переучились только девять летчиков... http://histavia.avia-hobby.ru/promo/35.pdf Горелово (Ленинградская область), 400-я школа младших авиаспециалистов (ШМАС), 1935, ОШМАС, 1939

Дежурный по кубрику: Я стал читателем АРХИВА ВМФ. Удивительное место. Не приходилось быать в таких запасниках. Первый поход был ознакомительным. Задача была понять , как строить поиск. Посмотрел несколько католог. ВООБЩЕМ Я В ШОКЕ- МАТЕРИАЛА ОЧЕНЬ МНОГО И НАШ СПИСОК ШМАС ПО ВМФ МОЖНО ПОПОЛНИТЬ НА ДЕСЯТОК ШКОЛ. МНОГИЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРИ АВИАЦИОННЫХ ДИВИЗИЯХ И БРИГАДАХ. ИМЕЛИ ТЕ-ЖЕ НОМЕРА, ЧТО И СОЕДИНЕНИЯ. ИХ БЫЛО МНОГО В ПЕРИОД 1933-38. Я сегодня смотрел материалы 1917-1940 годов. ОДНО ТОЧНО, ЧТО РАБОТА В АРХИВЕ МОЖЕТ ЗАТЯНУТЬСЯ. К СОЖАЛЕНИЮ МАЛО ВРЕМЕНИ И НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ТАМ ДОЛГО НАХОДИТЬСЯ. Севастополь ЧФ ШКОЛА МОТОРИСТОВ 1921 8-ой ШМАС БФ 1929 31-ый ШМАС БФ Петергоф 1936 42-я ШМАС ЧФ 1936 46-я ШМАС переформирована в 506 ШМАС в 1933 71-я ШМАС ЧФ 1936 110-я ШМАС ЧФ 1936 ШКОЛА МА в Баку 1918 (Упразднена) ТОФ 28-я ШМАС 1934 28-я бригада. Объединённая ШМАС ТОФ 1938 8- ой ШМАС 1935-38 20-я ШМАС 1939 115 полк 42-я ШМАС 1935 125 бригада. Прикинте сколько работы на несколько лет, а я ещё не переписал карточки БФ. ОЧЕНЬ ЛЮБОПЫТНОЕ МЕСТО АРХИФ РГАВМФ .

Admin: Дежурный по кубрику пишет: Я стал читателем АРХИВА ВМФ. ...МАТЕРИАЛА ОЧЕНЬ МНОГО И НАШ СПИСОК ШМАС ПО ВМФ МОЖНО ПОПОЛНИТЬ НА ДЕСЯТОК ШКОЛ. МНОГИЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРИ АВИАЦИОННЫХ ДИВИЗИЯХ И БРИГАДАХ. ИМЕЛИ ТЕ-ЖЕ НОМЕРА, ЧТО И СОЕДИНЕНИЯ. ИХ БЫЛО МНОГО В ПЕРИОД 1933-38. Я сегодня смотрел материалы 1917-1940 годов... Спасибо большое от всех ШМАСовцев, Дежурный по кубрику! А места их дислокаций установить не удалось?

Дежурный по кубрику: БУДУ РАБОТАТЬ НАД ВОПРОСОМ. ПОХОД БЫЛ ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫМ. Это я смотрел не материалы , а картотеку. Чуть позже. Скорее всего после майских.

Батяня: Краткая справка по истории 5-ой Военно-авиационной школы механиков. 5-я ВАШМ была сформирована на территории Белоруссии в 1946 году для обучения будущих механиков самолетов по радиооборудованию. Затем она была перебазирована в город Нижнеудинск, Иркутской области. В апреле 1967 года 5-я ВАШМ передислоцируется в город Вышний Волочек, Тверской области. Одновременно, из города Сретенска, Читинской области в Вышний Волочек переводится 53-я ШМАС, готовившая механиков по фотооборудованию самолетов. Приказом Главкома ВВС в 1969 году школы объединяются и 53-я ШМАС вливается в состав 5-ой ВАШМ. В 1970 году из города Жердевка, Тамбовской области в Вышний Волочек передислоцируется 235-я ШМАС, готовившая механиков-водителей для обслуживания военных аэродромов. В начале 90-х годов эта школа, на правах учебного батальона, тоже вливается в состав 5-ой ВАШМ. В результате увеличения численного состава школы, 5-я ВАШМ преобразовывается в Учебный Центр ВВС. В 1998 году, решением Правительства России и Главкомата ВВС РФ, Вышневолоцкий Учебный Центр ВВС (бывшая 5-я ВАШМ) был расформирован. Таким образом, 5-я ВАШМ прекратила свое более чем 50-летнее существование... http://www.volochek.net/component/option,com_fireboard/Itemid,55/func,view/catid,50/id,2773/

Валерий49: Знаменитая учебка "Остер-Десна". Мой родственник служил в ней. Что-то в перечне здесь не встретил ее. По-моему на этом сайте http://talks.guns.ru/forummessage/67/000002-10.htm О ней можно найти

Alex44: Admin пишет: 3. И последний возможный вариант - это ШМАС при Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков имени Ленинского комсомола Итак, определился. В Чернигове по состоянию на 1958 год существовала 253 Военная школа механиков спецавтотранспорта ВВС. Начало и конец её существования неизвестны, но указанный номер и наименование точны - с потугами,но добыл из личного дела отца, служившего там в 1957-58 г.г.



полная версия страницы