Форум » Сколько было школ младших авиаспециалистов? » Полный список ШМАС СССР » Ответить

Полный список ШМАС СССР

Admin: Что объединяет ВВС, ПВО, ВМФ и ПогранВойска? - То же, что и авиаспециалистов, - Авиация! Наиболее полный список ШМАС, ВАШМ и т.д. (перечень пополняется и редактируется на основании сообщений гостей и участников форума!) Внимание! Отдельных, воинственно настроенных, граждан и представителей спецслужб просим не беспокоиться! Все данные не содержат ни какой военной или государственной тайны и собраны из открытых источников (Интернет, периодические издания, книги и воспоминания). Профессия военного авиамеханика, авиамоториста, стрелка-радиста - младшего авиационного специалиста - уходит в прошлое и становится нашей историей. Практически все школы (99%) из этого списка расформированы, переданы в состав других войск или на их базе возникли военные авиационно-технические училища! Тема Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг) и где? впервые была поднята на АВИАЦИОННОМ ФОРУМЕ FORUM-AVIA.RU участником Aviafan. Затем подхвачена и развита нами там же на теме Выпускники ШМАС Вспоминаем!. Продолжена на сайте АГВП "Стрижи" Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?... И в связи с переездом форума младших авиаспецов на новый (самостоятельный) ресурс продолжена здесь, на Форуме выпускников ШМАС, как отдельная тема Полный список ШМАС! Используемые термины и сокращения: ШМАС - школа младших авиационных специалистов ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС ВАШМ - военная авиационная школа механиков ВШАМ - военная школа авиационных механиков ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников. ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи ВАШС - военно-авиационная школа связи Далее в списке школ (первая страница форума) даты означают либо дату создания, либо расформирования, либо дату упоминания в Интернет-публикациях: Полный список ШМАС Синим цветом выделены объединенные школы ВМФ, зеленым - школы вне СССР (заграничные).

Ответов - 138, стр: 1 2 3 4 5 All

Выпускник: Можно ли определить как ШМАС в Чите с датами 1934-1941? Весной 1934 года в Чите были образованы аэроклуб и планерная станция с филиалами в пригороде Читы - Черновских копях и городе Шилке. Там стали готовить летчиков-инструкторов, авиамехаников, планеристов и парашютистов. До начала Великой Отечественной войны Читинский аэроклуб выпустил свыше 1.300 летчиков и 130 мотористов. "Красная Звезда", 22 мая 2004 г. (с сайта http://www.avia.ru/press/) Исходя из контекста статьи эта структура прямо не относилась к Вооруженным силам, хотя и готовила для них кадры.

Admin: Выпускник пишет: ...На сайте http://vvvut15rota1989.ru/ (сайт Вольского высшего военного училища тыла) читаем: Вольское военное авиационное училище со штатом переменного состава 2500 человек. А в феврале 1941года училище было преобразовано в 1-ю военную авиационную школу авиамехаников. С началом Великой Отечественной войны с 1 июля 1941 года школа переходит на шестимесячный срок обучения авиамехаников. А с 22 января 1942 года на годичный срок обучения с увеличением набора курсантов. В 1946 году в школе организованно обучение 150 человек по специальности авиамеханик по технической эксплуатации планеров. В 1954 году школа переименована в 1-е Вольское военное авиационно-техническое училище со сроком обучения два года, с 1953 года училище частично перешло на 3-х годичный срок обучения. Т. о. можно определить период работы ШМАС как февраль 1941 - 1946 гг.? До и после - обучение техников, а это уже другая история. У меня информация про Вольские школы следующая... Историческая справка История филиала берет свое начало с 1823 года. Решением графа Аракчеева А.А., при расквартированном в г. Вольске Елизаветградском гусарском полку, была создана рота военных кантонистов, которая в дальнейше преобразована в 3-ю учебную Саратовскую бригаду батальонов военных кантонистов. Здесь готовились карабинеры, унтер-офицеры, писаря, фельдшеры и другие специалисты для русской армии... 19 апреля 1918 года Постановлением Вольского Совнаркома кадетский корпус был упразднен, и уволены все его офицеры и преподаватели. На месте кадетского корпуса была организована школа «труда и знаний», подобие современного профессионально-технического училища. Кроме того, в некоторых зданиях бывшего корпуса стал располагаться госпиталь. В мае 1928 года постановлением Правительства было решено в городе Вольске создать объединенную Военную школу летчиков и авиатехников... 6 июня 1931 года приказом Реввоенсовета СССР № 44 Вольская объединенная школа летчиков и авиатехников была реорганизована и стала именоваться 2-ой военной школой авиационных техников (2-я ВШАТ). Задача подготовки летчиков со школы снималась, но масштабы подготовки кадров авиационных техников намного увеличивались. Постановлением Реввоенсовета Союза ССР от 11 марта 1932 года за высокие показатели в учебе и дисциплине школе было присвоено имя Ленинского Краснознаменного комсомола. 13 мая 1938 года приказом НКО СССР № 67 школа была переименована в Вольское военное авиационно-техническое училище (ВВАТУ). 5 февраля 1941 года приказом Наркома обороны СССР училище было переименовано в 1-ю Вольскую военную авиационную школу авиамехаников. В июне 1951 года приказом министра обороны СССР школа была преобразована второй раз в 1-е Вольское военное авиационно-техническое училище по подготовке офицеров-авиатехников с 2 - годичным сроком обучения... http://www.mil.ru/849/1051/1328/12426/12550/index.shtml http://volsk1rota.narod.ru/history.htm Продолжение... про вторую школу Исполнилось 50 лет Воздухоплавательному испытательному центру Государственного летно-испытательного центра им. Чкалова - профильному учреждению по испытаниям воздухоплавательной техники военного назначения. История создания центра относится к периоду противостояния двух мировых систем, сообщает "Военно-промышленный курьер". Как известно, в СССР по окончании Великой Отечественной войны большинство воздухоплавательных частей было расформировано, техника сдана на войсковые базы, а затем - списана. Свободные автоматические аэростаты во время Второй мировой войны имелись только на вооружении армии Японии и использовались для доставки на территорию США и Канады зажигательных и фугасных бомб. Американские специалисты обобщили опыт Японии и создали собственные автоматические аэростаты, которые стали в массовом порядке применять против Советского Союза. Наряду с мерами дипломатического характера и мероприятиями по усилению ПВО руководством страны было принято решение о создании инфраструктуры отечественного военного воздухоплавания, основным направлением деятельности которой должно было стать оснащение советских Вооруженных Сил воздухоплавательной техникой. В качестве испытательного учреждения МО СССР 15 июля 1957 г. на фондах второй военной школы авиационных механиков, дислоцирующейся в г. Вольске Саратовской области, был сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС. Уже к концу 1957 г. был создан первый отечественный свободный автоматический агитационный аэростат АГ-1, к испытаниям которого приступил центр. Одновременно с испытаниями центром проводилась отработка вопросов боевого применения воздухоплавательной техники. http://www.utro.ru/news/2007/07/18/664240.shtml

Admin: Выпускник пишет: Можно ли определить как ШМАС в Чите с датами 1934-1941? Весной 1934 года в Чите были образованы аэроклуб и планерная станция с филиалами в пригороде Читы - Черновских копях и городе Шилке. Там стали готовить летчиков-инструкторов, авиамехаников, планеристов и парашютистов. До начала Великой Отечественной войны Читинский аэроклуб выпустил свыше 1.300 летчиков и 130 мотористов. "Красная Звезда", 22 мая 2004 г. (с сайта http://www.avia.ru/press/) Исходя из контекста статьи эта структура прямо не относилась к Вооруженным силам, хотя и готовила для них кадры. Самое последнее упоминание о Читинской школе: Учебное заведение: Школа младших авиационных специалистов, г. Чита Дата окончания: Июнь 1988 года Специальность: Механик 2 кл. по обсл. и ремонту самолетов и двиг. Источник: http://www.superjob.ru/resume/?id=560353&parent=617 А самое первое... 4-Я СИБИРСКАЯ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНАЯ РОТА. Сформирована по распоряжению императора Николая II в феврале 1904 в Чите в связи с начавшейся рус.-япон. войной для усиления боевого потенциала рус. войск на вост. Первым командиром назначен капитан Боресков. Материальная часть роты состояла из привязных аэростатов, воздушных шаров и 2 моторов «Гном». Для поддержания воздухоплавательных аппаратов в постоянной готовности в состав роты входили кислородная станция, мастерская и моторный класс. После короткой подготовки рота была направлена в Маньчжурию в распоряжение командующего 3-й маньчж. армией для выполнения задач по наблюдению за войсками противника и ведению корректировки огня своей артиллерии. Способ выполнения был один: воздушный наблюдатель поднимался на привязном аэростате на высоту 200—300 м и все данные наблюдения докладывал на землю голосом с помощью рупора, по телефону или записками в конвертах, наполненных песком. Чит. рота стала 1-м в России воздухоплавательным подразделением, к-рое приступило к выполнению реальных боевых задач в условиях войны. Через некоторое время в целях усиления прибыли еще 3 воздухоплавательных подразделения. На базе роты на время военных действий был создан Вост.-Сиб. воздухоплавательный батальон под командованием А. М. Кованько. Результативность действий роты оказалась настолько эффективной, что в дальнейшем с учетом ее боевого опыта проводились формирование и подготовка воздухоплавателей во всех военных округах. В 1905 рота возвратилась в Читу. С 1906 ею командовал полковник Шнейко, ст. офицером был капитан Фомин. В начале 1910 на базе роты создана школа по подготовке мотористов-механиков для воздухоплавания — 1-ое в Забайкалье авиационное учебное заведение, позволившее организовать обучение авиационных специалистов для восточных районов страны. Инструкторами и преподавателями школы были И. Степанов, В. Кузнецов, Г. Давыдов. Выпуск 21 специалиста моторного и механического дела состоялся 20.4.1911. В авг. 1910 по инициативе авиаторов роты прошла «авиационная неделя». Проведены лекции, доклады и беседы о воздухоплавании, выполнены полеты на воздушных шарах и практические подъемы, в т.ч. по маршрутам Чита — Чиндант и Чита — Кубухай. На заключительном этапе «недели» совершил рекламно-демонстрационный полет чит. пилот-самоучка И. Н. Виноградов на самолете «Блерио», приобретенном инженером Поляковым — сыном владельца электростанции. 8.10.2004 в память об этом ист. событии и в честь 100-летия заб. авиации на Чит. ипподроме установлен памятный знак. В нояб. 1911 в соответствии с решением Военного министерства при 4-й С. в. р. сформирован 1-й авиационный отряд. Лит.: История авиации ордена Ленина ЗабВО. — Чита, 1977; Военно-воздушные силы России 1912—2002. — М., 2002; Родиков Б. Г. Крылатый век Заб. — Чита, 2003. Источник: http://ez.chita.ru/encycl/concepts/?id=5336

Выпускник: Выходит было две школы? И еще. Думаю пора определить какую то грань: что такое школа младших авиаспециалистов? Думается, механик - это тот, на подготовку которого, было затрачено примерно 6 месяцев, может немного более (больше не нужно и неэффективно). А год, два - это уже авиатехник... А это, повторяюсь, уже другая история.

82-й: Выпускнику: В 70-х годах ХХ века так и было. Сейчас в Белоруссии вот так: Младшие авиационные специалисты «Механик (вертолетов с турбовинтовыми двигателями)» «Механик (самолетов с реактивными двигателями)» «Механик (электрооборудования самолетов и вертолетов)». Обучение по специальности: «Механик (вертолетов с турбовинтовыми двигателями)», «Механик (самолетов с реактивными двигателями)», «Механик (электрооборудования самолетов и вертолетов)» осуществляется в системе подготовки младших командиров с курсантами и студентами колледжа в первый год обучения. Квалификация выпускника – младший командир. Выпускник предназначен для выполнения обязанностей младшего авиационного специалиста по профилю подготовки и предназначен для пополнения мобилизационных ресурсов и потребностей частей авиации Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны специалистами по авиационному оборудованию, вертолету и двигателю, самолету и двигателю. Нормативный срок обучения – 1 год. http://mgvak.by/rus/vf/laao/

Admin: Выпускник пишет: Выходит было две школы? И еще. Думаю пора определить какую то грань: что такое школа младших авиаспециалистов? Думается, механик - это тот, на подготовку которого, было затрачено примерно 6 месяцев, может немного более (больше не нужно и неэффективно). А год, два - это уже авиатехник... А это, повторяюсь, уже другая история. Еще раз напоминаю... Чем же отличался в то время (1940-1950) авиамеханик от младшего авиационного специалиста? Говорят ветераны: ...В конце мая 1942 года обучение в аэроклубе было закончено, мы сдали экзамены. 6 июня нас отправили в Челябинское авиационное училище. Однако в училище нас не приняли, так как оно было полностью укомплектовано курсантами. Поэтому нас направили на учебу в школу авиамехаников, которая находилась в этом же городе (Челябинск). Такое решение командования для нас было совершенно непонятным, но пришлось подчиняться приказу и учиться на авиационного механика... ...За период моего нахождения на фронте я обеспечил более ста самолетовылетов. Сложность труда авиамеханика заключается не столько в работе, которую он выполняет лично, сколько в контроле за другими специалистами: механиками, электриками, прибористами, оружейниками, связистами, специалистами по спецоборудованию и другими. И это неслучайно: ведь спрос за качество подготовки самолета прежде всего с авиамеханика. Вообще пребывание на фронте - это большая жизненная школа и высочайшая ответственность за порученное дело... КОСТЕРИН Леонид Михайлович, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны авиамеханик, летчик http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.23.27_23 А школ в Чите похоже было не менее трех... 1-я создана еще до революции, второя упоминается в 1938 году, а последняя - в 1988 году!

Владимир: Здравствуйте.С интересом читаю Ваш форум.Разрешите уточнить.В списке авиашкол Колосовку тоже нужно выделить синим цветом, т.к. ее официальное название было - Военно-Морская школа младших специалистов связи. Готовились там кадры для морской авиации - радиотелеграфисты, навигация, метеорологи. Основная масса отправлялась служить на Северный Флот.

Admin: Владимир пишет: Здравствуйте.С интересом читаю Ваш форум.Разрешите уточнить.В списке авиашкол Колосовку тоже нужно выделить синим цветом, т.к. ее официальное название было - Военно-Морская школа младших специалистов связи. Готовились там кадры для морской авиации - радиотелеграфисты, навигация, метеорологи. Основная масса отправлялась служить на Северный Флот. Огромное спасибо за информацию! Ваши данные учтены в "Полном списке ШМАС".

Дежурный по кубрику: Владимир пишет: Здравствуйте.С интересом читаю Ваш форум.Разрешите уточнить.В списке авиашкол Колосовку тоже нужно выделить синим цветом, т.к. ее официальное название было - Военно-Морская школа младших специалистов связи. Готовились там кадры для морской авиации - радиотелеграфисты, навигация, метеорологи. Основная масса отправлялась служить на Северный Флот. Спасибо ! Создана тема по адресу ВШМСС Колосовка Калининградская обл. Приглашаем к активному участию.

Влад Щерба: "Я был направлен на оборонительные работы во 2-й эшелон Воронежского фронта в район города Павловска на реке Дон, который несколько раз переходилиз рук в руки." - Как историк(в прошлом), я не согласен с тем, что П. несколько раз ... и т.д. А как человек, побывавший там несколько раз, добавлю, что Павловск находится на восточном берегу р. Дон, и его пересечь немецко/итальянско/венгерским солдатам в этом месте доводилось только в качестве пленных. Обстреливать - да, удавалось иногда из тяжёлых орудий в районе с. Белогорье (ок.10 км) с лета 42-го по начало 43-го. Кости нем/итал/венг. до сих пор в тех местах ищут и находят нем/итал/венгры с помощью местных жителей. Вышла и переведена на русский с помощью павловского краеведа С.Мозгового книга итальянского солдата "Сержант в снегах".

Admin: Уточнение про ШМСС ОН в Торгау (ГСВГ)... Части ОСНАЗ в ГСВГ (фронтовые и армейские) 82-я Варшавская Краснознамённая ордена А.Невского радиотехническая бригада (Торгау) в/ч пп 41476 позывной "Низина" выведена в Вязьму # Учебный батальон(школа младших специалистов)(Торгау) «ОСНАЗ 13 ноября 1918 г. в составе Регистрационного управления было создано первое подразделение радиоразведки — приемно-контрольная станция в Серпухове, его начальником являлся Х. Иванов. А в 30-е гг. радиоразведка обрела самостоятельность — ее подразделения вывели из частей связи и передали в Разведуправление Штаба РККА, где организовали отдел радиоразведки. Он руководил отдельными дивизионами особого назначения (ОРД ОСНАЗ), которые в годы Великой Отечественной войны стали основной организационной единицей радиоразведки. До распада СССР отряды ОСНАЗ подчинялись 1-ому отделу радиоразведки 6-го управления ГРУ. Этот отдел руководил так называемыми подразделениями ОСНАЗ, входившими в военные округа и группы советских войск в Венгрии, Германии, Польше и Чехословакии. Под руководством отдела радиоразведки ОСНАЗ выполнял функции перехвата сообщений из коммуникационных сетей зарубежных стран - объектов радиоразведывательного наблюдения со стороны ГРУ. » http://www.gsvg.ru/page_07.htm

Admin: Сообщение с форума Погранец.ру на теме Форум выпускников школ младших авиационных специалистов (ШМАС) ШМАС в/ч 9593 и Шереметьево ШМАС - это одна и та же ШМАС? Или разные? ================================================== ============= Да. Это один ШМАС... Это мой первый выпуск в ШМАСе. Посмотрите какие радостные лица у ребят. Только у меня и моего командира взвода лица серьёзные. Всё переживали,что бы хорошо доехали до частей. Это мой другой выпуск. Сзади кабина МИ-8Т. Прислали аж с Камчатки. Шереметьево (Московская область) ШМАС, в/ч 9593. Готовила специалистов для авиации Пограничных войск. Расформирована в апреле 2005 года.

Admin: Уточнение про некоторые ШМАС... Сообщение от Анонима с авиа.ру, тема "Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг.) и где?" По моей спец. (метео) было всего 3 ШМАСа: Могилев (белорусский), Камышин и Таллин. Сам учился в 88-м в Могилеве, в/ч 23422. Махонькая часть, буквально 150х150 м, 2 роты бойцов, человек 40 со звездочками. 7 взводов метео и 1 радистов. Или 6 и 2, точно уже не помню. Из нашей роты человек 12 носило зеленые фуражки (почему-то в основном украинцы) - их потом на пограничные аэродромы покидали, тоже на метео. Учеба шла 4,5 месяца. В середине 90-х часть перевезли в Россию. Территорию слегка урезали, теперь там батальон ОМОНа. Я потом попал в Таганрог, в/ч 99735. Был ИБ полк с СУ-17 (и, кажется, СУ-22), из него потом сделали Центр переучивания молодых пилотов. Интересно, существет ли он сегодня?.. Там еще большой авиаремонтный завод был. О Камышине знаю, что там было гораздо больше народу, вроде целый полк. А в Таллине была метео-учебка для морской авиации.

Admin: Уточнение про ШМАС в Пионерском... ...Выборгское авиационное техническое училище Гражданской Авиации имени маршала авиации «С.Ф. Жаворонкова». История училища берет начало в августе 1949 года, когда приказом главкома авиации Военно-Морского Флота в г. Пионерске Калининградской области была создана 56-я школа авиамехаников. В 1952 году на базе школы образовано 66-е Военно-морское авиационное техническое училище, призванное готовить техников-офицеров для морской авиации. Начальником училища был назначен полковник Боровиков Д.И. (1949-1952). В училище изучалась самая современная на то время техника – реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17. Первый выпуск училище произвело в 1952 году. В этом же году начальником училища стал генерал-майор Пуцикин Б.П. (1952-1959). Летом 1956 года училище было перебазировано в Выборг и разместилось в здании по адресу ул. Путейская,8, которое и до сих пор является основным административным, учебным и жилым корпусом. Здание в это время находилось в полуразрушенном состоянии. Его восстановление и реконструкция производилось силами курсантов и постоянного состава вплоть до 1964 года, когда оно и приобрело современный облик. Именно тогда был построен клуб со зрительным залом на 400 мест и помещения для кружковой работы. В этот же период на недостроенной в военное время взлетно-посадочной полосе в 14 километрах от города был создан учебный аэродром, на котором и в настоящее время размещается учебная авиационно-техническая база училища. Одновременно осваивалась и новая авиационная техника – истребители МиГ-19 и Як-25. В 1957 году Военно-морское авиационное техническое училище было передано в Военно-воздушные силы и стало именоваться 66-е Авиационное техническое училище ВВС. В этом же году произошло событие, которое в дальнейшем предопределило специализацию нашего училища – появился первый образец новейшей в то время техники - вертолет Ми-4. На многие годы этот вертолет, который сейчас можно встретить только в авиационных музеях, стал одним из основных типов техники, изучаемых в училище. В 1959 году начальником училища был назначен полковник Бовкун А.Т. (1959-1965). "Военный период" в жизни училища, подготовившего более 2000 специалистов для ВВС, закончился в 1960 году, когда Приказом начальника Главного Управления ГВФ при Совете Министров СССР № 341 от 28 июня 1960 года его базе было организовано авиационное техническое училище Гражданского Воздушного Флота... http://www.vatuga.ru/spravka.html

Admin: Еще одна ШМАС - тамбовская? Мухин Сергей. Год рождения 1961, родился в Донбассе, г. Селидово. С 1979 г. живу в Крыму. 1980-1982 служба в СА. Первые полгода ШМАС в Тамбовской области,( ст. Пушкари), затем Подмосковье, НИИ им.Чкалова, аэродром "Чкаловский", на РСП. Опосля армии, Евпаторийская мореходка (Матрос-водолаз), затем по 1987 г. работа в Черноморском МП, (матрос, матрос- электрик), по миру походил достаточно. С 1987 г. на берегу, по множеству причин (основная конечно женитьба). Образование - Севастопольский приборостроительный институт, инженер-электрик. После моря работал на электромашзаводе, 10 лет в школе - учителем (трудовое обучение, работа класная, пока было финансирование и поставка инструмента и материала, но в итоге получилось как всегда), во время работы в школе подрабатывал энергетиком в разных ЧП и т.д. Когда в школе стало совсем хреново, ушел в 2001 г. в областную энергокомпанию. Начал с нуля, в настоящее время зам.начальника отдела в энергосбыте Обл.Энерго. Тел.мобильный - 80504978815, будете в наших краях - звоните, чем смогу помогу. http://katera.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=19&t=5666 Смотрим в Google: село Пушкари (Тамбовский район, Тамбовская область) рядом жел.дор. станция... ...или эту ШМАС все же считать как...? Тамбов ШМАС, 1941

Admin: Из полного списка ШМАС... Феодосия (Украина) ОШАМ (ВВС ВМФ?), 1947 История объединенной школы авиамехаников в Феодосии ...Так с 3-его августа 1936 года я оказался в Пермском военно-морском авиационно- техническом училище имени В.М. Молотова (ВМАТУ)... ...Обучение длилось 3 года и 3 месяца. Первые 3 месяца затрачены на общевойсковые дисциплины: строевая и физическая подготовка, тактика, изучение уставов, топография, стрелковая подготовка. Одновременно сдавали нормы на ГТО 1-ой и 2-ой ступени (ГТО - готов к труду и обороне.) Жили в лесу в палатках до 5-ого ноября, когда были сильные заморозки, выпадал снег. Нормы по плаванию - проплыть 100 метров с винтовкой, в обмундировании и обуви, мы сдавали в мельничном пруду после очистки плавательной дорожки ото льда. В общем, все обошлось, никто не простудился, никто не болел. Кормили нас очень хорошо. Пища была вкусной и высококалорийной. Все мы - молодые курсанты, поправились, физически окрепли. У меня навсегда исчезло начинающееся заболевание. Дисциплина была жесткой, требовательность высокая, внешний вид всегда чистый, опрятный. Никто нас не обижал, не оскорблял. Такого понятия, как “дедовщина”, не существовало, да и не могло существовать. Таких неопрятных солдат, младших командиров и даже офицеров, каких мы ныне видим, не было. Это позор для армии. 3 года мы упорно овладевали теорией и практикой авиационного дела. Наше классное отделение и я в том числе, специализировалось по эксплуатации, техническому обслуживанию гидросамолетов, в частности, МБР-2 (морской бомбардировщик разведчик), и истребительной авиации (И-15, И16). За период учебы в училище приезжали Молотов, главком Алкснис, Чкалов, Марина Раскова со своим экипажем и другие известные люди того времени. По окончании учебы в октябре 1939 года, нам присвоили звание “Воентехник 2-го ранга”, выдали командирское обмундирование. Каждый из нас получил назначение в воинскую часть. Нас - 6 семейных пар, отправили в распоряжение командующего авиацией Тихоокеанского флота. Командующий генерал Лемешко принял нас и откомандировал в 29 авиабригаду, базировавшую в селе Романовка Шкотовского района. Это в 70 км от Владивостока. Романовка была центром базирования тяжелой бомбардировочной авиации. Такой, как ДБ-3, ТБ- 1, ТБ-2. По прибытии в Романовку 11 ноября, нас вселили в военную гостиницу. Мужиков в одну комнату, а женщин с детьми в другую. Было холодно и неуютно. Через 2 дня мы с солдатскими кроватями переселились к женам. Стало тепло и уютно. После изучения особенности конструкции и эксплуатации самолета ДБ-3 (дальнего бомбардировщика) нас распределили по экскадрилиям. На этих самолетах в войну бомбили Берлин. Экскадрилия - это подразделение воинской части, в частности бригады, Экскадрилия состояла из 10 самолетов -3 звена по 3 самолета + самолет командира. Бригада состояла из 5 эскадрилий... ...Из эскадрильи сформировали авиационный полк (3-й запасной учебный полк). Через некоторое время полк преобразовали в 4-е Военно-Морское училище летчиков минно-торпедной авиации (4-е ВМАУ ВВС ВМФ). Весной 1944 года училище перебазировалось в город Гудаута в Абхазии и продолжало переучивать фронтовые экипажи... ...Подразделения училища занимали аэродромы: в Адлере, Бабушерах (Сухуми) и в деревне Бомборы (в 2-х км от Гудауты)... ...Первым начальником училища был генерал В. И. Васильев... ...Вместо Васильева начальником училища назначили генерала А. А. Кузнецова, снятого с должности командующего авиацией Северного флота за гибель летчика-истребителя дважды Героя Советского Союза Сафонова. Кузнецов был очень хорошим человеком. Вот два примера, характеризующие его качества. 1) Это было в Феодосии. Однажды в сентябре с инспектором училища Героем Советского Союза Балашовым мы летали в Москву за спецгрузом. Нас в экипаже было 4 человека: летчик, штурман, радист и я. Материалы мы получили и тут же рядом с аэродромом у одного мужика купили 400 кг картофеля (по 100 кг на человека). Не знаю, как это получилось, но после посадки на свой аэродром и заруливания на стоянку, подъехала грузовая машина с начальником продовольственного отдела училища, который по приказу генерала, арестовал 300 кг картофеля. Мою долю не тронули. 2) При перебазировании училища из Абхазии в Крым летом 1945 года мою семью (Нина, Мария, Славик) генерал перевез первым рейсом самолета, а вторым рейсом в тот же день перевез и свою семью. Остальной же нелетный персонал и их семьи были перевезены железнодорожным транспортом. Примерно через год Кузнецова перевели в Ригу. После Риги командовал управлением “Главсевморпути”. За организацию дрейфующей станции “Северный Полюс-1” (СП-1) было присвоено звание Героя Советского Союза. Летом 1950 года командование нашего училища летало в Николаевское военное училище (город Николаев на Украине). При возвращении в Феодосию, через 15 минут после взлета мотор резко остановился. По связи Кузнецов объявил, что идет на вынужденную посадку. Я посмотрел и установил, что не открыт кран кольцевания, через который питаются топливом оба двигателя. Я запустил двигатели - полет продолжался. Следующим начальником училища был Е. Ф. Логинов, будущий министр Гражданской авиации. Сам он не летал. Весной 1947 года училище, как выполнившее свою задачу, было расформировано. На базе училища были созданы научно-исследовательский институт и объединенная школа авиамехаников в Феодосии. Я был переведен в эту школу на должность старшего инструктора практического обучения курсантов-авиамехаников... http://www.mtu-net.ru/rrr/Kalsin1.htm

Admin: Выпускник пишет: Можно ли определить как ШМАС в Чите с датами 1934-1941? Весной 1934 года в Чите были образованы аэроклуб и планерная станция с филиалами в пригороде Читы - Черновских копях и городе Шилке. Там стали готовить летчиков-инструкторов, авиамехаников, планеристов и парашютистов. До начала Великой Отечественной войны Читинский аэроклуб выпустил свыше 1.300 летчиков и 130 мотористов. "Красная Звезда", 22 мая 2004 г. (с сайта http://www.avia.ru/press/) Исходя из контекста статьи эта структура прямо не относилась к Вооруженным силам, хотя и готовила для них кадры. А вот и свидетельство о ШМАС в Чите 1939 года... Читаю очередную книжку по истории авиации. И наткнулась на такой дивный документ: 1 декабря 1939 года. Написано начальником управления кадров ВВС РККА полковником Беловым. После окончания боевых операций из КНР в Читу 1 во второй половине октября прибыло более 300 человек в основном технического состава и до 30 человек летного состава. Все прибывающие были временно расположены в помещении ШМАС, где отсутствовали нормальные санитарные условия. Отсутствовали питьевая вода, умывальник, отопление не работало. Помещение грязное, никакой встречи и работы с прибывающим комначсоставом не проводилось. Все вели кто, как хотел. Элементарная дисциплина отсутствовала. Отмечен ряд случаев безобразного пьянства. Настроение прибывающего состава было исключительно «западное». Все, как правило, требовали немедленной отправки к месту прежней службы в Западные округа. В числе прибывших находилась группа техсостава 70 истребительного полка в числе 35 человек… …ряд командиров категорически заявили, что если они будут назначены в части ЗАБВО, то покончат жизнь самоубийством. 1) Военинженер 3 ранга Ильич из Люберецкого полка совершил 2 истерики. 2) Военврач 3 ранга Трифонов сказал, что «за последствия не отвечает!» 3) Воентехник 2 ранга Ольхов сказал, что он зарежется японским клинком или повесится перед зданием штаба ЗАБВО. Несколько командиров заявили с просьбой об их увольнении в запас РККА – воентехник 2 ранга Герасимов Михаил Михайлович. Летчик из Баку Абзианидзе выяснил, что он морозов не переносит. Категорически отказался служить в частях ВВС ЗАБВО (рапорта и письма прилагаются) После доклада командарма 2 ранга т. Штерн было принято решение значительную часть прибывшего техсостава из МНР откомандировать к месту прежней службы, по своим частям…» http://aksioma-tg.livejournal.com/204328.html А это упоминание о школе от 1943 года... ...Восемнадцать лет Гавриилу Толохонову исполнилось в 1943 году. Тогда же и призвали в армию. Попал под Читу в школу младших авиационных специалистов. Получил специальность моторист-механик... http://irkutsk.rfn.ru/region/rnews.html?id=1291&rid=335 Хотя в последнем случае возможно речь идет о ШМАС в Бада (Петровск-Забайкальский р-н Читинской области)?!

Admin: Сообщение с Докучаевского форума bek92 • Отправлено: 22.02.2008 - 01:32:40 ПОМОГИТЕ! Розыскиваю сослуживца БОБРОВА РОМАНА 1971 г.р. Служили в г. Глухов, ВВС, ШМАС, в/ч 06737-1989г. Мои координаты: bedigol@mail.ru, 80506114740 http://www.dokuchaevsk.com/forum/index.php?fid=3&id=118028341629&page=2 Еще одна ШМАС?... в Глухове? Глухов (Сумская область, Украина) ШМАС ВВС, в/ч 06737, 1989

SNV: Я закончил ШМАС (в\ч 92764, недалеко от станции "Лисий Нос" под Ленинградом) по специальности радиомеханик РСБН-4 (ВУС №166) в 1977г. В учетно-послужной карточке написано ВШМАС.

Admin: SNV пишет: Я закончил ШМАС (в\ч 92764, недалеко от станции "Лисий Нос" под Ленинградом) по специальности радиомеханик РСБН-4 (ВУС №166) в 1977г. В учетно-послужной карточке написано ВШМАС. Спасибо огромное! В нашем списке эта школа отсутствует... Как далеко располагалась от Ленинграда? Это пригород Ленинграда или вблизи был какой-то населенный пункт? А ВШМАС - это расшифровывалась как - Военная школа младших авиационных специалистов. Кого готовила школа и для каких родов войск? Обязательно создайте в соответствующем разделе (деление по родам войск) тему по вашей школе... и... ждем ваших рассказов о службе. Удачи!

SNV: Admin пишет: "Спасибо огромное! В нашем списке эта школа отсутствует... Как далеко располагалась от Ленинграда? Это пригород Ленинграда или вблизи был какой-то населенный пункт? А ВШМАС - это расшифровывалась как - Военная школа младших авиационных специалистов. Кого готовила школа и для каких родов войск? Обязательно создайте в соответствующем разделе (деление по родам войск) тему по вашей школе... и... ждем ваших рассказов о службе." Т.к. это было давно (в 1977г.), то к сожалению название ж.-д. станции, на которой находилась ШМАС, не помню. Но в увольнение ездили на станцию "Лисий Нос" (это через 2-3 станции в направлении Ленинграда), а в баню - в Петрозаводск. Школа готовила радиомехаников для систем ближней и дальней радионавигации, посадочных радиомаячных групп (ПРМГ, курсовые и глиссадные маяки) и т.п. Для какого рода войск готовили нас не знаю (может и для ВВС и для ПВО), но я после выпуска попал на аэродром ПВО под Балахной (полк перехватчиков МиГ-25) радиомехаником ПРМГ-4. Так что не знаю даже, в каком разделе по роду войск создавать тему, да и стоит ли (остались только удостоверение, учетно-послужная карточка и выпускное фото нашего взвода на память). Обучение в ШМАС закончилось через 5,5 месяцев. А аббревиатура ВШМАС у меня только в учетно-послужной карточке, а на общем фото ШМАС.

Admin: SNV! Так может это школа из "Полного списка ШМАС"? Сестрорецк (ст. Горская Ленинградская обл.) ШМАС По нашим сведениям там готовили специалистов вашего профиля для дивизионов, обслуживающих базовые аэродромы авиаполков ВВС и ПВО. Сестрорецк на Google Maps

SNV: Точно, это она. Как только увидел название "ст. Горская" - вспомнил!

SNV: И в баню ездили конечно не в Петрозаводск, а в Сестрорецк.

Admin: SNV пишет: Точно, это она. Как только увидел название "ст. Горская" - вспомнил! Вот и замечательно! При этом вы внесли уточнение, а именно - номер войнской части! Сестрорецк (ст. Горская Ленинградская обл.) ШМАС, в/ч 92764 А для названия темы лучше использовать: Сестрорецк (ст. Горская) ШМАС в/ч 92764 Открывайте тему, лучше в разделе для школ ПВО, а я вам обещаю подтянуть 2-3-х ваших сослуживцев! Удачи!

82-й: Городок Пионерский Калининградской области имеет длинную историю. Еще во втором веке до нашей эры тут поселились древние пруссы, которые верили, что эти земли священны. Именно здесь, в песчаных дюнах, нашли уникальную по своей чистоте воду. Древние, естественно, знали, откуда идет эта вода, ведь дюны считались последней ступенькой к загробному миру. Именно поэтому здесь возводили погребальные курганы, которые, кстати, до сих пор изучаются. А в 1254 году тут было основано поселение Нойкурен. Это была простая рыбацкая деревушка, которая в свое время практически полностью погибла от эпидемии чумы. И только в начале XIX века Нойкурен вновь возродил былую славу. Здесь немецкие предприниматели организовали курорт и своеобразную “игровую зону” — игровые залы, бильярд, несколько десятков аквариумов с морскими гадами, теннисные корты. В этом городе построил свою летнюю резиденцию канцлер Германии Бисмарк. В 1911 году Нойкурен был признан лучшим курортом Балтийского моря. В 1940 году тут открыли лётную школу люфтваффе, а затем и разведшколу, где обучали только женщин. Ну а в 1945 году город взяла Красная Армия, и уже через год он был переименован в Пионерский. Уже в советские времена в Пионерском открывают школу младших авиационных специалистов. Интересно то, что располагалась она в помещениях бывшей школы люфтваффе, а та в свою очередь возникла вокруг так называемой дачи Бисмарка. Военные приспособили хоромы канцлера под столовую-ресторан. Сегодня, говорят местные жители, она представляет собой грустное зрелище. Бывшая резиденция Бисмарка превратилась в развалины. http://www.mk.ru/blogs/idmk/2008/02/29/mk-daily/341277/

Admin: Уточнение про ШМАС в ЗАБВО... goflin пишет: ШМАС в/ч 74894 ст. Бада Читинская обл. авиамеханики СД. Бада (Петровск-Забайкальский р-н Читинской области), ШМАС, в/ч 74894, 1972 По этой ШМАС гость форума goflin окрыл тему http://shmas.forum24.ru/?1-3-0-00000016-000-0-0-1228836739

Ion Popa: Об учебе и службе на метеорологическом факультете профессор, доктор физико-математических наук Матвеев Л. Т. ...Наряду с ВВГМИ в Ленинабаде(Таджикская ССР) проводились занятия на курсах младших метеоспециалистов(декабрь1941-1943). Одним из слушателей этих курсов был А. С. Монин, учившийся до войны на механико-математическом факультете МГУ (почему он не оказался в ВВГМИ — сказать не могу), а в будущем — крупнейший ученый по динамике атмосферы и океана, академик АН СССР (ради истории — избранный в нее лишь после пятой попытки), директор Института океанологии АН СССР http://www.rshu.ru/university/history/flashback/11/

Admin: Еще немного информации про ШМАС в Шереметьево с форума Порграничник.ру Давно я не заглядывал на ветку ШМАС. Во-первых: поздравляю всех с наступающим Новым Годом! Желаю всем форумянам здоровья, человеческого счастья вам и вашим родным,никогда не терять друзей и сослуживцев,чтобы над вашей головой было чистое, синее небо и светило яркое солнышко. Удачи вам во всех ваших делах. Во-вторых: Школа младших авиационных специалистов (ШМАС) ФПС РФ была создана Приказом Директора ФПС РФ 11-го августа 1993 года. Дислоцировался ШМАС на выкупленной территори военных строителей СА в 15-ти минутах хотьбы от аэропорта Шереметьево-1 в сторону г.Лобня. Командир-п\п-к Марахин А.П.,начальник штаба-м-р Буган А.С. Я прибыл третий на должность- командир роты-старший преподаватель. Первый набор курсантов и начало обучения состоялось летом 1994-го года. В год выпускали два набора. В середине 90-х годов ШМАС Приказом Директора ФПС РФ переформирован в 4-й Учебный Центр ФПС РФ. Расформирован в апреле 2005-го года. В этом году исполнилось бы ШМАСу 15 лет. Желаю всем счастливого Нового Года! С уважением Александр!

Admin: Ion Popa пишет: ...Наряду с ВВГМИ в Ленинабаде (Таджикская ССР) проводились занятия на курсах младших метеоспециалистов(декабрь1941-1943). Вопрос! Так курсы младших метеоспециалистов были при ВВГМИ или самостоятельными? Справка. Ленинабад (до 1936 - Ходжент) - город, центр Ленинабадской области Таджикской ССР (после 1996 - Худжанд, теперь республики Таджикистан).



полная версия страницы