Форум » Сколько было школ младших авиаспециалистов? » Полный список ШМАС СССР » Ответить

Полный список ШМАС СССР

Admin: Что объединяет ВВС, ПВО, ВМФ и ПогранВойска? - То же, что и авиаспециалистов, - Авиация! Наиболее полный список ШМАС, ВАШМ и т.д. (перечень пополняется и редактируется на основании сообщений гостей и участников форума!) Внимание! Отдельных, воинственно настроенных, граждан и представителей спецслужб просим не беспокоиться! Все данные не содержат ни какой военной или государственной тайны и собраны из открытых источников (Интернет, периодические издания, книги и воспоминания). Профессия военного авиамеханика, авиамоториста, стрелка-радиста - младшего авиационного специалиста - уходит в прошлое и становится нашей историей. Практически все школы (99%) из этого списка расформированы, переданы в состав других войск или на их базе возникли военные авиационно-технические училища! Тема Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг) и где? впервые была поднята на АВИАЦИОННОМ ФОРУМЕ FORUM-AVIA.RU участником Aviafan. Затем подхвачена и развита нами там же на теме Выпускники ШМАС Вспоминаем!. Продолжена на сайте АГВП "Стрижи" Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии?... И в связи с переездом форума младших авиаспецов на новый (самостоятельный) ресурс продолжена здесь, на Форуме выпускников ШМАС, как отдельная тема Полный список ШМАС! Используемые термины и сокращения: ШМАС - школа младших авиационных специалистов ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС ВАШМ - военная авиационная школа механиков ВШАМ - военная школа авиационных механиков ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников. ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи ВАШС - военно-авиационная школа связи Далее в списке школ (первая страница форума) даты означают либо дату создания, либо расформирования, либо дату упоминания в Интернет-публикациях: Полный список ШМАС Синим цветом выделены объединенные школы ВМФ, зеленым - школы вне СССР (заграничные).

Ответов - 138, стр: 1 2 3 4 5 All

Admin: Еще одна ШМАС, которой нет в "Полном списке ШМАС"! ...В середине 60-х годов в Казани и Ирбите формируются школы младших авиационных специалистов, которые неоднократно признавались лучшими в Войсках ПВО страны... НА СТРАЖЕ УРАЛЬСКОГО НЕБА Воздушно-Космическая Оборона http://old.vko.ru/print.asp?pr_sign=archive.2005.23.123 Ирби́т — город в России, административный центр Ирбитского района и Восточного управленческого округа Свердловской области. Ирбит (Свердловская область) ШМАС ПВО, 1965?

Admin: Еще одна ВАШМ - заграничная! Наконец-то мы узнали, в каком городе Польши служил Владимир Войнович. ...В Хойне я пробыл очень короткое время. Сдал странный экзамен двум подполковникам, которые назывались мандатной комиссией. Ответил на вопросы, когда родился, кто папа и мама, кем работал до призыва, состою ли в комсомоле, когда произошла Великая Октябрьская революция, какие должности занимает товарищ Сталин, и правда ли, что я учился в аэроклубе. Мои ответы членов комиссии удовлетворили, окончание фамилии их не смутило, и я вместе с другими, чьи фамилии кончались на «ов», «ин», «ко» и «швили», был направлен в школу авиамехаников. В канун 1952 года я оказался в городке Шпротава на реке Бобр. Из всех людей, встреченных мною в дальнейшей жизни, о существовании этого маленького города знает только либеральный политик Аркадий Мурашов – он там родился в 1957 году в семье летчика. Наша школа представляла собой военный городок, окруженный глухим кирпичным забором. При немцах это было танковое училище с казармами из красного кирпича, помещениями для занятий и ангарами, приспособленными у нас один под солдатскую столовую, остальные под учебные мастерские. Нам сказали, что мы начнем учиться через месяц-полтора, когда закончит учебу предыдущий набор, а пока расписали по ротам, причем я оказался в первой роте, состоявшей почти целиком из ленинградцев, а из моих земляков составилась вторая рота. Мне повезло дважды. Во-первых, с ленинградцами было интереснее, чем с запорожцами. Во-вторых, нам предстояло изучать последнее слово тогдашней авиатехники – реактивный истребитель МиГ-15, а им – ветерана войны, штурмовик Ил-10... Владимир Войнович. «Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича» http://www.belousenko.com/books/Voinovich/voinovich_pisatel.htm Шпротава (Польша, СГВ?) ВАШМ, 1952

Хан: По поводу ШМАС г.Шпротава в Польше. После окончания ШМАС в г.Алуксне в 1975г. дальнейшую службу проходил на западе Польши на аэродроме г.Шпротава(бывший немецкий г. Шпроттау в переводе- мокрая яма). Это в прошлом немецкий аэродром, построенный ими в 30-е годы на территории интернационального концентрационного лагеря для военнопленных времен Первой мировой. Аэродром был элитным и построен со всеми на то время наворотами вплоть до того, что ВПП имела подогрев (остались теплокоммуникации, котельная). От концлагеря остались фрагменты кладбища погибших военнопленных, бараки построенные в 1912г. (сам видел сохранившиеся в бетоне на чердаке надписи) и переоборудованные немцами под казармы. В кубриках которых и в наше время размещалась вся срочная служба как полка, так и др.частей обслуживающих аэродром. В г.Шпротава до вывода войск с СГВ находился штаб дивизии объединявший три АП (Шпротава, Жагань, Кшива). Так вот возможно в какой-то период при ШД (50-е годы в полках были именно МиГ-15, МиГ-17) находилась, как упоминает В.Войнович ШМАС. А в семидесятых и далее ничего подобного, даже воспоминаний о ШМАС не было.


Admin: Спасибо Хан! Из истории известно, что практически все заграничные ШМАС и ВАШМ были полностью вывыдены из Германии, Польши и Венгрии в Союз в конце пятидесятых годов прошлого века.

Юрий111: а кто теперь начальник этой летной школы?

Admin: Юрий111 пишет: а кто теперь начальник этой летной школы? О какой летной школе спрашиваете?

Admin: Admin пишет: Еще одна ШМАС, которой нет в "Полном списке ШМАС"! .«..В середине 60-х годов в Казани и Ирбите формируются школы младших авиационных специалистов, которые неоднократно признавались лучшими в Войсках ПВО страны... НА СТРАЖЕ УРАЛЬСКОГО НЕБА Воздушно-Космическая Оборона http://old.vko.ru/print.asp?pr_sign=archive.2005.23.123» Ирби́т — город в России, административный центр Ирбитского района и Восточного управленческого округа Свердловской области. Ирбит (Свердловская область) ШМАС ПВО, 1965? Воевода пишет: Учебка в Таменгонте (ВЧ 03431) появилась в сентябре 1978 года после переброски из г. Ирбита Свердловской области. Ирбит (Свердловская область) ШМАС ПВО, 1965. В 1978 году в/ч 03431 была передислоцирована в Таменгонт (Ленинградская область).

Admin: Сообщения от участника рыжий с Форума поддержки АПГ 'Стрижи' Re: Сколько было ШМАС в СССР и сколько в Росиии? Ответ #217 - 07.05.2009 :: 19:15:17 ШМАС г.Душанбе Гиссар 1980год Водитель АПА Еще одна ШМАС! Душанбе (Гиссар, Таджикистан) ШМАС ОБАТО готовил водителей АПА, 1980 год

Юрий: Ущелье Большой Хинган Это место прочно вошло в историю как один из самых опасных военных переходов. Ущелье было нашпиговано японскими пулеметчиками-смертниками, прикованными к своему оружию, бившимися до конца. За эту операцию ефрейтор Соловьев был удостоен медали "За боевые заслуги". Кроме того, в его послужном списке - орден Отечественной войны второй степени, еще одна медаль "За боевые заслуги", 17 других правительственных наград. Будучи на срочной службе, Михаил Васильевич в 1947 г. закончил школу младших авиаспециалистов № 63, позже, в 1955 г., - экстерном Серпуховское училище Военно-воздушных сил. Учеба Михаила Соловьева закончилась только в 1965-м, когда он получил мирную специальность инженера-электрика в Волгоградском сельскохозяйственном институте и стал служить в г. Ахтубинске Астраханской области. 23 года Михаил Васильевич проработал начальником отдела кадров автотранспортного предприятия. А несколько лет назад дочь позвала в Москву - купила родителям квартиру на Новокуркинском шоссе. Валентина Васильевна Соловьева, жена нашего героя, работала всю войну в тылу, на железной дороге. Прожили супруги счастливо 55 лет, вырастили дочь, а в 2004-м Михаил Васильевич овдовел. Что поддерживает силы сегодня? Чистый воздух и красивый ландшафт Куркина, шум деревьев в любимом парке возле дома, тихие утренние прогулки и, конечно, воспоминания… Ольга Синицына http://www.tiic.ru/sub_news2.php?id_n=5078&titl=&id_ur=67 О какой школе идет речь? Серпуховской или еще какой?

Прапор: История ШМАС в Пионерске Выборгское авиационное техническое училище Гражданской Авиации История училища берет начало в августе 1949 года, когда приказом главкома авиации Военно-Морского Флота в г. Пионерске Калининградской области была создана 56 школа авиамехаников. В 1952 году на базе школы образовано 66-е Военно-морское авиационное техническое училище, призванное готовить техников-офицеров для морской авиации. Начальником училища был назначен полковник Боровиков Д.И. (1949-1952). В училище изучалась самая современная на то время техника – реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17. Первый выпуск училище произвело в 1952 году. В этом же году начальником училища стал генерал-майор Пуцикин Б.П. (1952-1959). Летом 1956 года училище было перебазировано в Выборг и разместилось в здании по адресу ул. Путейская,8, которое и до сих пор является основным административным, учебным и жилым корпусом. Здание в это время находилось в полуразрушенном состоянии. Его восстановление и реконструкция производилось силами курсантов и постоянного состава вплоть до 1964 года, когда оно и приобрело современный облик. Именно тогда был построен клуб со зрительным залом на 400 мест и помещения для кружковой работы. В этот же период на недостроенной в военное время взлетно-посадочной полосе в 14 километрах от города был создан учебный аэродром, на котором и в настоящее время размещается учебная авиационно-техническая база училища. Одновременно осваивалась и новая авиационная техника – истребители МиГ-19 и Як-25. В 1957 году Военно-морское авиационное техническое училище было передано в Военно-воздушные силы и стало именоваться 66-е Авиационное техническое училище ВВС. В этом же году произошло событие, которое в дальнейшем предопределило специализацию нашего училища – появился первый образец новейшей в то время техники - вертолет Ми-4. На многие годы этот вертолет, который сейчас можно встретить только в авиационных музеях, стал одним из основных типов техники, изучаемых в училище. В 1959 году начальником училища был назначен полковник Бовкун А.Т. (1959-1965). "Военный период" в жизни училища, подготовившего более 2000 специалистов для ВВС, закончился в 1960 году, когда Приказом начальника Главного Управления ГВФ при Совете Министров СССР № 341 от 28 июня 1960 года его базе было организовано авиационное техническое училище Гражданского Воздушного Флота. При этом определился и основной профиль нашего учебного заведения - подготовка техников-механиков для "малой авиации". Основными типами техники для училища стали: самолет Ан-2 и вертолеты с поршневыми двигателями Ми-1 и Ми-4. Позднее к ним добавились более современные вертолеты с газотурбинными двигателями Ми-2 и Ми-8, а затем и вертолет Ка-26. Первый выпуск специалистов для гражданской авиации училище сделало уже в 1961 году – 167 техников-механиков по эксплуатации вертолетов, самолетов и двигателей. В мае 1965 года решение коллегии Министерства гражданской авиации начальником Выборгского АТУ ГВФ был назначен Богданов А.Д. (1965-1990). С 1968 года и по настоящее время училище, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 528 от 5 августа 1968 года, именуется "Выборгское авиационное техническое училище Гражданской Авиации имени маршала авиации С.Ф. Жаворонкова" Конец 60-х и 70-е годы характеризовались непрерывным совершенствованием и расширением учебной базы училища. На учебном аэродроме в 1970 году собственными силами было построено здание учебной авиационно-технической базы, смонтированы доки-ангары, оборудованы стоянки для вертолетов. В 1973 году был введен в строй новый учебно-лабораторный корпус с 28 аудиториями, двумя спортивными залами, библиотекой и тиром-манежем. На учебный аэродром постоянно поступала новая авиационная техника – вертолеты Ми-8, Ми2, Ка-26, Ми-24, Ми-26. К 90-м годам вертолетно-самолетный парк учебной АТБ составил более 30 единиц. Значительный вклад в совершенствование учебной базы училище внесли курсанты и преподаватели училища, руками которых были созданы различные действующие установки, стенды, тренажеры и другое учебное оборудование. В области изобретательской и рационализаторской работы коллектив училища многократно занимал первые и призовые места среди учебных заведений гражданской авиации. Училище регулярно принимало участие на выставках на ВДНХ СССР, получив при этом 4 серебряных и 8 бронзовых медалей и 3 поощрительных грамоты. О возможностях нашего коллектива в то время говорит и тот факт, что в 1983 – 1986 годах силами курсантов, преподавателей и авиатехников в училище был воссоздан легендарный самолет АНТ-4 с бортовым номером Н-137. Ныне он находится в музее гражданской авиации в г. Ульяновске. В начале 70-х годов началось интенсивное освоение Западно-Сибирского нефтегазового района, в связи с чем резко возросла потребность в специалистах, способных обслуживать новую вертолетную технику. При этом Выборгское училище было единственным учебным заведением в стране, готовящим техников-механиков по эксплуатации вертолетов и двигателей. Поэтому быстро увеличивался и набор курсантов в училище и к 1970 году он достиг 720 человек. Одновременно с подготовкой молодых специалистов в училище проводилась большая работа по переподготовке инженерно-технического состава предприятий гражданской авиации на вертолетною технику. В 1990 году приказом министра гражданской авиации директором училища был назначен Русский М.Г. (1990-2006). В сложные 90-е годы, когда были нарушена система централизованного управления, хозяйственные и экономические связи, училище смогло не только выжить, но и продолжало развиваться. В эти годы был взят курс на переход от однопрофильного учебного заведения к многопрофильному. Теперь училище готовит не только техников-механиков, но и техников-электроников, бухгалтеров-экономистов и техников по обслуживанию автомобильного транспорта. Именно в этот период начала активно внедряться в учебный процесс электронно-вычислительная техника. Без помощи государственных органов и при фактическом отсутствии финансирования был освоен новый вид авиационной техники – вертолет Ми-8МТВ с двигателем ТВ3-117ВМ. Одновременно авторским коллективом училища были подготовлены к печати учебные пособия "Вертолет Ми-8МТВ" и "Авиационный турбовальный двигатель ТВ3-117ВМ", выпущенные в свет центральными издательствами. В 2006 года директором училища назначен Денефнер В.З. В последние годы большее внимание стало уделяться улучшению жилищных социально-бытовых условий курсантов и постоянного состава, модернизации учебно-лабораторной базы, дальнейшей компьютеризации учебного процесса и управленческой деятельности. Ведутся работы по подготовке к освоению новых видов авиационной техники – вертолетов Ми-171 и Ми-172. С 2007 года Выборгское училище распоряжением Правительства Российской Федерации № 827-р от 26 июля 2007 года включено в состав единого образовательного комплекса с Санкт-Петербургским государственным университетом гражданской авиации на правах филиала. http://www.vatuga.ru/spravka.html

Admin: Из истории 1-ой Вольской военной авиационной школы механиков ШКОЛА ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС СОВЕТСКОЙ АРМИИ (1931-1941) Наступил 1931 год. Большими темпами развивается отечественная авиация. Для качественной подготовки самолетов к полетам необходимо было иметь высококвалифицированные технические кадры. Приказом Реввоенсовета СССР №44 от 6 июня 1931 г. Вольская объединенная школа летчиков и авиатехников была реорганизована и стала именоваться 2-ой военной школой авиационных техников (2-я ВШАТ). Задача подготовки летчиков со школы снималась, но масштабы подготовки кадров авиационных техников намного увеличивались. В связи с этим начальник школы комдив Жаров Ф. И. был отозван в управление ВВС РККА, а начальником 2-й ВШАТ назначен комдив Харитонов Георгий Иванович, пробывший в этой должности менее полугода. Его сменил Михаил Тимофеевич Николаев, который прослужил до 1933 г. Летом прибыло очень большое пополнение. В один набор необходимо было укомплектовать сразу несколько батальонов. Не хватало зданий и помещений. Силами преподавателей, командиров и курсантов началось строительство ангара, автопарка и зданий для учебных классов, для жилья курсантов и офицеров. Особенно большая необходимость была в постройке зданий под казармы, большинство курсантов нового пополнения жило в палатках. Строительство первого здания началось в июле 1931 г. силами школы. Было создано 15 строительных бригад. Ежедневно после занятий курсанты расходились на строительные площадки и работали до ночи. Благодаря такому энтузиазму казарма в удивительно короткий срок, за 4 месяца, была построена, а 25 ноября курсанты переселились в нее из палаточного городка. В это же время началось строительство и нового учебного корпуса, которое было завершено в 1936 г. Имевшиеся в наличии старые кадры уже не могли обслужить громадный приток нового пополнения курсантов. Большое увеличение количества курсантов потребовало увеличения и преподавательско-инструкторского состава. Поэтому при школе были организованы курсы подготовки преподавателей и инструкторов. Эти курсы сделали пять выпусков. Молодые преподаватели после стажировки в строевых частях вводились в строй, и большинство из них вскоре стало квалифицированными педагогами. На первое января 1931г. число молодых, выращенных в стенах школы, преподавателей-инструкторов составляло около 70 % всего обучающегося состава... Полный текст http://volsk1rota.narod.ru/histor003.htm УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ (1941-1945) 5 февраля 1941 г. приказом Наркома обороны СССР училище было переименовано в 1-ю Вольскую военную авиационную школу механиков. С 1 марта началась подготовка сержантов-механиков по эксплуатации самолетов. Первую половину 1941 г. школа жила, как и вся Красная Армия, обычной армейской жизнью, настойчиво решая новые задачи по подготовке сержантского состава для авиационных частей и успешно осваивая сложную авиационную технику. Были введены новые сроки обучения, и в соответствии с ними осуществлялась подготовка к первому выпуску курсантов. Началась энергичная работа по созданию учебной базы, переподготовка преподавателей и инструкторов для работы на новой технике. Курсанты набора 1940 г. по окончании годичного срока обучения были выпущены механиками с присвоением сержантских званий. Первый отряд младших авиатехников был выпущен в июне 1941 г. Большинство из них в составе авиационных частей участвовали в первых боях с фашистскими захватчиками, вероломно напавшими на нашу страну. 22 июня 1941г., ранним утром началась Великая Отечественная война. После сообщения Советского Правительства о вероломном нападении фашистской Германии весь личный состав был собран по тревоге и выстроен на плацу. Начальник школы военинженер 1 ранга Хадеев С. П. открыл митинг. Гневом и лютой ненавистью к врагу, страстной любовью и преданностью к Советской Родине были наполнены речи выступающих офицеров, курсантов, рабочих и служащих. Они выразили готовность встать на защиту Отечества. Уже к вечеру 22 июня в адрес командования школы стали поступать десятки резолюций партийных и комсомольских собраний, рапорты и письма с просьбой отправить на фронт. Нельзя без волнения и гордости читать документы тех времен: «Курсанты 1-го батальона готовы отправиться на фронт и дать уничтожающий отпор фашистским разбойникам». «Мы все как один, - говорилось в решении партийного собрания 3-го батальона (секретарь парторганизации, батальонный комиссар Палатников Н.В.), - сомкнем ряды вокруг Коммунистической партии, встанем на защиту наших рубежей и, если потребуется, отдадим свои жизни, чтобы отстоять великое дело социализма». Не было в школе такого коллектива, который не выразил бы свой гнев, возмущение вероломному нападению врага, свою готовность отдать все силы для разгрома фашистских захватчиков». Перед школой была поставлена основная задача - быстрее и качественнее готовить кадры авиационных специалистов для фронта. Этим личный состав и должен был содействовать нашей победе в «смертельной схватке с коварным и злейшим врагом социализма - германским фашизмом». Необходимо было в кратчайшие сроки освоить новые самолеты и моторы, принятые на вооружение ВВС Красной Армии. Страна перевооружила Воздушный флот новой материальной частью, и потому требовались люди, способные владеть этой техникой, выжать из нее все, что она могла дать. 4 апреля 1942 г. к руководству школой приступил инженер-полковник Христюк Степан Харитонович. Это был опытный педагог. За деятельность по воспитанию офицерских кадров он неоднократно отмечался государством, был награжден: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3.11.1944 г. за выслугу лет орденом Красной Звезды; Указом Президиума Верховного Совета СССР 18.08.1945 г. за подготовку кадров орденом Отечественной войны 2-й степени; за подготовку кадров для Монгольской народно-революционной армии Постановлением Малого Хурала МНР от 6.11.1945 г. орденом «Полярная Звезда». За военный период школа под его руководством проделала большую работу, связанную с освоением, накоплением и ремонтом новой материальной части и использованием ее для подготовки полноценных авиационных механиков, способных эксплуатировать самолеты на фронте. Это был период напряженного труда всего личного состава и, в первую очередь, преподавателей и инструкторов, на долю которых выпала основная тяжесть всей возложенной на них работы. Началось освоение новой техники, обучение на ней курсантов. Ремонтировались самолеты, осуществлялась помощь другим частям в овладении эксплуатацией новых самолетов и моторов. Вольская школа первой из авиационных школ Советского Союза перешла к обучению курсантов на новых самолетах Як-1 (истребитель) и Пе-2 (пикирующий бомбардировщик). Эти самолеты поступили в школу в июле 1941 г. (три Як-1 и один Пе-2). Получаемые аварийные самолеты были основательно «раздеты», без оборудования, электропроводки и моторов. Эксплуатационному циклу с трудом удавалось из 2-3 собрать один учебный самолет. Суворов В.Н., Яновский Д. С, Чмут В. И. первыми взялись за изучение конструкции новых самолетов, моторов, оборудования, вооружения и методов их эксплуатации. Цикл обеспечил своевременное выполнение задания по ремонту и сборке самолетов. В результате, уже в ноябре 1941г. были собраны четыре Як-1, на которых были установлены моторы, смонтирована электропроводка. К маю 1942 г. в строю было 23 мотора ВК-105 и 11 самолетов Як-1. Самолетный парк продолжал расти, и к 1 октября 1943 г. школа располагала таким количеством самолетов и моторов, которого вполне хватало для нормального обучения курсантов. ЗАНЯТИЯ КУРСАНТОВ ШКОЛЫ НА САМОЛЕТЕ ЯК-1. Фото 1942 г. Большую работу по созданию новой материальной части проделал моторный цикл. За 1942 г. из деталей разбитых моторов было собрано 12 ВК-105 и 8 моторов для изучения конструкции. Циклом было отремонтировано 24 мотора М-100, много различных агрегатов, инструментов и приспособлений. Заново была создана лаборатория дефектов мотора ВК-105п и его агрегатов. Кропотливая работа циклов по созданию новой материальной части сыграла большую роль в улучшении наглядного обучения курсантов. В 1942 г. самоотверженным трудом эксплуатационного, моторного, самолетного, авиаремонтного и тактического циклов было разработано, изготовлено и внедрено в учебный процесс 914 схем, макетов, моделей, разрезов и витрин. Оживилась рационализаторская и изобретательская работа. Только за 1942 г. было подано 645 предложений, принято - 623, реализовано - 360. К 1943 г. создано много действующих макетов, например: электрооборудование Як-1, управление взлетно-посадочными щитками Пе-2, бензосистема Пе-2, гидросистема шасси, костыля и другие. КЛАСС КОНСТРУКЦИИ САМОЛЕТА ЯК-1 (слева), ПЕ-2 (справа). Фото 1943 г. Таким образом, за два года войны в школе была создана богатая учебно-материальная база, обеспечивающая качественную подготовку авиамехаников для фронта. Шли дни напряженной учебы. Строевая подготовка сменялась физической. Работа в мастерских чередовалась с учебой в аудиториях и на стрельбище. Школа жила дыханием войны. Весь сентябрьский выпуск 1941 г., изучивший первым самолет Як-1, был отправлен в действующие фронтовые авиачасти. Наряду с обучением курсантов, обеспечением новой материальной частью и ее освоением личный состав эксплуатационного цикла и авиационных мастерских школы проделал большую работу по ремонту и восстановлению самолетов старых типов СБ и ДБ-3. Под руководством старшего преподавателя инженер-майора Суворова В.Н. и инструкторов - старших техников лейтенантов Яновского Д. С, Чмут В. И., Довгань П. А., Зарва Г. С, Волкова Д. П. в течение 11 месяцев было восстановлено 7 самолетов СБ, 3 самолета ДБ-3, а к концу войны еще 14 истребителей И-15 и 11 самолетов И-16. В декабре 1942 г. почти весь состав эксплуатационного цикла переключился на восстановление самолетов Як-1 и моторов ВК-105ПФ для фронта. Продукция мастерских шла под Москву, Сталинград, Кронштадт, Севастополь, Воронеж, а также в летные школы Приволжского военного округа. Всего за время войны в школьных мастерских было отремонтировано и передано в строевые части: 137 самолетов, 377 моторов различных типов, 254 винта, 347 самолетных лыж, свыше 2000 агрегатов и авиаприборов. ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Слева направо: СУВОРОВ В.Н., ЯНОВСКИЙ Д.С., ДОВГАНЬ П.А., ЧМУТ В.И., ЗАРВА Г.С. Наряду с ремонтом самолетов и моторов оказывалась помощь частям и учебным заведениям ВВС в освоении новой авиационной техники и ее ремонте, снабжении их наглядными пособиями, переподготовке летчиков и техсостава. Школа младших авиаспециалистов была обеспечена полностью наглядными пособиями и учебными материалами. Ей был передан исправный самолет ЛАГГ-3 с полным комплектом схем, разрезов и макетов. Курсантский состав обучался нашим преподавательско-инструкторским составом. В октябре 1942 г. была сформирована и подготовлена аэродромно-техническая команда, которая в 1943 г. отправлена в 17-ю воздушную армию на фронт. Важным событием стало вручение школе Боевого Красного Знамени. В день авиации 20 августа 1944 года в торжественной обстановке на школьном стадионе от имени Президиума Верховного Совета СССР заместителем командующего ВВС ПриВО генерал-майором авиации Игнатовым состоялось вручение Боевого Красного Знамени. Школе предстояло хранить этот символ чести, доблести и славы как напоминание «каждому курсанту и офицеру об их священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, не щадя крови и самой жизни». Это событие «подняло моральный дух и ответственность всего личного состава за выполнение заданий партии и правительства по подготовке высококвалифицированных специалистов для ВВС нашей Родины». Для охраны этой священной реликвии был установлен Пост № 1. Часовыми у Знамени стали назначаться только лучшие курсанты-отличники учебно-боевой и политической подготовки. Коллектив школы принимал участие во всех общегосударственных мероприятиях партии и правительства, направленных на укрепление экономического и военного могущества нашей Родины и ее Вооруженных Сил. 25 мая 1944 г. «Правда» опубликовала обращение колхозника Саратовской области Ферапонта Петровича Головатого с призывом ко всем колхозникам усилить сбор средств на постройку самолетов, танков, пушек и другой военной техники. Свой призыв Ферапонт Петрович подкрепил личным примером. В июне 1944 г. в городе Саратове состоялся митинг, посвященный передаче нашему выпускнику майору Еремину Б. Н. второго самолета, построенного на средства Головатого Ф. П. Этот призыв нашел горячий отклик в сердцах тружеников села Вольского района, завода «Большевик» и коллектива Вольских учлетов и авиамехаников. Офицеры, курсанты, рабочие и служащие подписались на государственный займ на сумму более 6 млн. рублей, внесли в фонд обороны страны 1 244 752 рубля, на строительство танковой колонны «Саратовский комсомолец» - 90 345 рублей, на постройку самолета «Волжанин» - 251 032 рубля, в фонд помощи детям фронтовиков - 7 848 рублей. Жены офицеров школы взяли шефство над тремя госпиталями в городе Вольске по уходу за тяжелоранеными бойцами, ремонту помещений, стирке белья, сбору посуды, обеспечению больничного уюта и обихода. Весь состав школы сплотился в дружный монолитный коллектив, объединенный великой и священной целью освобождения Советской страны от фашизма. Долгожданная весть о победоносном окончании Великой Отечественной войны была встречена с огромной радостью и воодушевлением курсантами, офицерами, рабочими, служащими Красной Армии и их семьями. Праздничным весенним утром 9 мая 1945 г. собрался личный состав школы на митинг, чтобы отпраздновать великую историческую Победу. Начальник школы инженер-подполковник Христюк С. X. подвел краткий итог работы педагогов и курсантов за годы войны, указав, что и личный состав внес свой «скромный вклад в дело победы над фашизмом». Каждый офицер, сержант и курсант своим напряженным трудом и учебой укреплял боевую мощь Воздушных Сил Красной Армии, честно и добросовестно выполнял свой долг перед Родиной по подготовке квалифицированных и стойких кадров для фронта. Школа воспитала двадцать девять Героев Советского Союза, прославленных летчиков страны. Десятки и сотни ее воспитанников получили высокие награды Родины. http://volsk1rota.narod.ru/histor005.htm ВОЛЬСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1964) Победоносное окончание Великой Отечественной войны открыло новый исторический этап в жизни страны, переход к мирному созидательному труду. Но вместе с тем произошли изменения в отношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, которые характеризовались, прежде всего, враждебными политическими акциями сторон. Начинается эра «холодной войны». Формируются военно-политические блоки, на первый план выдвигается военно-политическая доктрина «массированного ответного удара» или «массированного воздействия». В условиях ужесточения конфронтации с бывшими союзниками Советский Союз, однако, не ослабил обороноспособность, сохранил на высоком уровне боевую мощь Вооруженных Сил. Был взят курс на строительство мощной, закаленной в войне с фашизмом кадровой армии, значительно сокращенной по численности, но оснащенной новейшими видами вооружения, способной решать боевые задачи. Послевоенные годы открыли новую страницу в развитии советских Военно-воздушных сил. Их боевая техника стала принципиально иной, чем в годы минувшей войны. Реактивные самолеты быстро вытеснили поршневую авиацию. Это, несомненно, сказалось на профиле и специализации авиационных школ и училищ. В первый послевоенный 1946 г. Вольская военная авиационная школа продолжала готовить авиамехаников по эксплуатации истребителей (Як-3, Як-9), бомбардировщиков (Пе-2 и Ту-2). Эта боевая авиационная техника выдержала испытания в воздушных боях во время войны. Было произведено 3 выпуска механиков. В школе в это время имелись 52 хорошо оборудованные лаборатории и 14 цехов ремесленной и ремонтной подготовки. Все они были представлены комиссии смотра-конкурса школ и училищ ВВС Приволжского военного округа. Среди технических вузов округа школа заняла первое место и была выдвинута на смотр-конкурс частей, школ и училищ ВВС Вооруженных Сил. СЛУШАТЕЛИ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ. ШИХАНЫ Фото 1 сентября 1945 г. Для оснащения учебного процесса материальной частью хорошо потрудились рационализаторы школы. Некоторые их предложения имели общевузовское значение: объемные макеты бензосистемы, масло-, водосистемы Як-3 и Як-9, действующий макет с регулятором оборотов двигателя Р-7, приспособление для подъема и выпуска шасси Ту-2 и приведения в действие других агрегатов гидросистемы самолета без запуска двигателя. Четырнадцать экспонатов, изготовленных рационализаторами, были отправлены на выставку наглядных пособий ВВС Вооруженных Сил, из них 10 были приняты комиссией выставки к изготовлению в стационарных мастерских. ОБЪЕМНЫЕ МАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КАК УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ Фото 1948 г. Со временем в авиации более активно стала использоваться реактивная техника, поэтому весь 1946 г. многие преподаватели и инструкторы изучали реактивную технику на заводах, на сборах и в системе офицерской учебы. Для наглядного обучения были изготовлены действующие макеты реактивного двигателя. Это было все, с чем можно было приступать к обучению курсантов по новой программе. К трудностям в учебном процессе прибавлялись и трудности бытового порядка: недоставало казарменного фонда, испытывался недостаток мебели и хозяйственного оборудования. В декабре 1947 г. школа произвела первый выпуск курсантов по эксплуатации реактивных самолетов. Работа командования, преподавательского состава позволила добиться более высоких результатов на выпускных экзаменах по сравнению с 1946 г.: 77% выпускников окончили школу по первому и второму разрядам. В 1948 г. больших изменений в специализации курсантов не было. Однако перед руководством вузов ВВС Главкомом была поставлена задача сделать их образцовыми военно-учебными заведениями. В 1948 году комиссии УВУЗ ВВС СССР и ВВС ПриВО отметили, что в Вольской школе проделана большая работа по освоению новой авиационной техники и организации учебного процесса, подготовке авиационных механиков по технической эксплуатации реактивных самолетов. В начале 1949 г. школа перешла на новый штат. Увеличилось количество переменного и постоянного состава. Обучение велось по двум программам - со сроками в один и полтора года. Изменилась и специализация подготовки курсантов - основная масса их готовилась по эксплуатации реактивной техники. Кроме того, школа начала выпускать авиационных техников и продолжала обучение авиамехаников. В связи с недостатками инструкторского состава и авиационной техники занятия пришлось вести в две смены. Трудность состояла и в том, что большинство инструкторов и курсовых офицеров впервые начали вести занятия с курсантами. Основное внимание в методической работе было уделено подготовке молодых преподавателей, инструкторов и курсовых офицеров. С ними проводились сборы по циклам, инструкторско-методические и показательные занятия, изучались «Указания по методике обучения курсантов в технических вузах ВВС» с последующим принятием зачетов. В работе методических совещаний, предметно-методических комиссий и педагогического совета школы преобладали вопросы организации учебно-воспитательной работы. Много внимания было уделено обеспечению лабораторий новыми агрегатами двигателей и самолетов, предметами оборудования и вооружения. Так, эксплуатационный цикл построил служебное помещение и помещения для служб. Авиаремонтный цикл оборудовал медницкий и столярный цеха. Заново были оснащены лаборатории тактического цикла, лаборатории по конструкции самолетов и двигателей. В конце года приказом Главкома ВВС СССР №02828 от 31 октября 1949 г. начальником школы был назначен инженер-полковник Никифоров Яков Александрович. Он прошел Советско-финляндскую, Великую Отечественную войны, имел богатый опыт подготовки офицеров. Еще до управления школой был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды; юбилейными медалями «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «XXX лет Советской Армии и Флота». В 1950 г. задание по подготовке специалистов было самым большим за всю историю школы. Стали поступать реактивные самолеты МиГ-9, Ил-28. Было получено два самолета МиГ-15, что позволило начать обучение непосредственно на авиационной технике. Улучшилась работа молодых преподавателей, инструкторов и курсовых офицеров. Комиссия заместителя командующего ВВС ПриВО в октябре 1950 г. отметила большую работу личного состава циклов по оборудованию лабораторий, цехов и положительно оценила методическую работу в школе. Качество подготовки курсантов непременно отразилось на более высоких показателях выпуска 1950 г. Количество отличников в школе увеличилось за год в два раза. В течение десяти лет школа готовила и выпускала кадры сержантов-механиков, которые являлись наиболее многочисленным отрядом авиаспециалистов по техническому обслуживанию поршневых самолетов. С появлением реактивной техники росла нужда в высококвалифицированных, теоретически подготовленных кадрах авиационных техников. В истории школы наступает следующий этап - подготовка офицеров - авиационных техников. В июне 1951 г. приказом Министра обороны СССР школа была преобразована второй раз в 1-е Вольское военное авиационно-техническое училище по подготовке офицеров-авиатехников с двухгодичным сроком обучения. Со всех концов страны теперь прибывала молодежь со средним образованием. Снова началась напряженная работа по перестройке учебного процесса в соответствии с новой программой, расширению учебной базы, подготовке лекций, учебных и наглядных пособий, переоборудованию лабораторий и цехов для обучения на реактивной технике. В мае-августе 1951 г. было произведено четыре последних выпуска сержантов-механиков и выпуск ускоренного набора авиатехников - младших лейтенантов для транспортной авиации погранвойск Министерства государственной безопасности. 1951-1952 годы для училища были периодом перестройки всего учебного процесса как в связи с переходом на подготовку офицерских технических кадров, так и изучением реактивной техники. Опять в первых рядах опытные кадры, бывшие курсанты, а теперь преподаватели, инструкторы, техники. С большой любовью и теплотой отзываются выпускники училища тех лет о своих преподавателях, которые отличались трудолюбием, высоким профессионализмом, чутким вниманием к курсантам. Среди них преподаватель теории полета самолета майор т/с Чмут В. И., преподаватель электротехники подполковник т/с Зарва Г. С, преподаватели самолетного и моторного циклов: подполковники т/с Валуев А. В., Волков Д. 3., Шумилов М.А., Яновский Д. Ф.; майоры т/с Довгань П. А., Дверницкий Н. А., Меженов М. В., Субботкин А. Г., Крылов В. В. В 1953 году был проведен первый выпуск авиатехников-офицеров с присвоением звания техника-лейтенанта. В том же году училище переходит на трехгодичный срок обучения. Поэтому одновременно обучалось три комплектования со сроками обучения в два, два с половиной и три года. Это вызывало определенные трудности в планировании учебного процесса, распорядка дня... Полный текст http://volsk1rota.narod.ru/histor005.htm Вся информация с сайта Вольского высшего военного училища тыла http://volsk1rota.narod.ru/aboutme.htm

Admin: Еще одна ШМАС!!! Я, Коваленко Александр Васильевич, 30.06.1939 г.р., разыскиваю моего друга- Головатого Григория Семёновича, 1939 г.р.,Чернобаевского района Черкасской области, Украина. Мы служили с 01.12.1958 г. в посёлке Малино Ступинского района Московской области в в/ч 06746 ШМАС. По окончанию учёбы в ШМАСе, служили в в/ч 10214 в гарнизоне Мигалово, г. Калинин, ныне г.Тверь. Мы дружили с момента призыва в армию и по 1963 год. Григорий, по окончанию училища в г.Ачинске Иркутской области, был направлен в Белоруссию, пос. Зябровка Гомельской области. Всё это время мы поддерживали дружеские отношения. С момента перевода нашей в/ч 03488 в г.Кустанай наши дружеские отношения оборвались. После увольнения меня в запас из ВС СССР, начал поиск друга, и, разыскивая его, получил ответ из штаба нашего корпуса Дальней Авиации, а именно его домашний адрес: п/о Зябровка, Гомельская область, д.178, кв.15. Обменявшись письмами, связь оборвалась. И вот с 1984г. о нём ничего не известно. Прошу помогите найти Григория, ПОЖАЛУЙСТА!!! http://rabota-ua.com.ua/search/index_w.phtml?action=search&keyword=%E3%E0%F0%ED%E8%E7%EE%ED%E5 Малино (Ступинского района Московской области) ШМАС, в/ч 06746, 1958

Admin: И еще одна нашлась в Беларуси! Jura пишет: 10.09.2008, 15:10 Пару дней назад, как-то разговорились с дядей о прошлом о былом ... Посидели водочки искушать, далеко заполночь закончили ..., сидели втроем, я не пил, мне надо было домой ехать, за рулем. Я сам живу в Риге, а дядя мой в Юрмале у двоюродного брата. Не спрашивал фамилий, конкретных дат, и.т.п. ..., мало ли. Полк был в бытности морской авиации, потому как дядя говорил, что передислокация была из Сахалина в г. Лида в Белоруссии. Когда он после ШМАС начинал службу, дембеля доставали запасы формы морской авиации. Получается, что после 13 месяцев в ШМАС он начинал служить именно в полку где-то в декабре 1961 (могу уточнить, если важно), и до ноября 1963 года... Jura пишет: 17.09.2008, 02:09 Добрый ... ! Наконец то сьездил, поговорили. Итак, по порядку. ВСР готовили в Канске(чуть-ли не единственная тогда учебка в СССР).Какой ШМАС заканчивал ваш дядя? -------------------------------------------------------------------------------------------------- ШМАС в г. Лида готовил КОУ, срок обучения 13 месяцев. ШМАС в г. Бобруйск готовил стрелков-радистов, срок обучения наверно такой же. Сам полк находился на в 55 километрах от г. Лида через реку Неман мимо городка Дятловск в сторону Карпат. Была какая то деревня в 3-4 километрах от расположения части, но названия дядя уже не помнит. Летный состав был выделен в отдельную в/ч в составе полка. 64 человека рядовой состав жили в казарме. Занимали пол-казармы. На первых порах другую половину занимали технари, потом там оборудовали кафе. Офицерский летный состав был более 100 человек. Машин +/- 26, потому как их отправляли и на ремонт. Летали 4-5 раз в году. Получается 8-10 вылетов, и 8 прыжков с парашутом с АН-24. Что-то совсем непонятно про радиста ...где находилось его РМ на Ту-16? Расположение стрелка-радиста и КОУ в задней кабине: Стрелок-радист сидел сзади вверху от КОУ, подпирал коленками плечи КОУ. Сидели спиной вперед, тб, смотрели назад. Тб, я по незнанию вспомнил наоборот когда писал в первый раз... Форумы на Airforce.ru > Авиация > Холодная война > Ту-16 с круглыми воздухозаборниками http://forums.airforce.ru/archive/index.php/t-455.html Добавим новую запись в "Полный список ШМАС" Лида (Гродненская область, Беларусь) ШМАС ВСР (КОУ), 1961

Admin: Юрий пишет: Будучи на срочной службе, Михаил Васильевич в 1947 г. закончил школу младших авиаспециалистов № 63, позже, в 1955 г., - экстерном Серпуховское училище Военно-воздушных сил. Сколько еще таких школ просто с цифрой, без номера воинской части и места дислокации... Еще один интересный документ: Numery poczt polowych armii lot И новые ШМАС? 94035 17-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 50-я ВА ДА 55126 18-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 2-я ВА ДВ 55120 20-я ШКОЛА ИНЖЕНЕРОВ-МЕХАНИКОВ И АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 1-я ВА ДА 94036 21-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 43-я ВА ДВ 78425 23-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 57-я ВА 93967 27-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 62-я ВА 78497 49-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 34-я ВА 77911 ВАСИЛЬКОВСКАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА АВИАМЕХАНИКОВ 69-я ВА Скорее всего первые цифры номер полевой почты (номер в/ч)!? Кто помнит, совпадал ли адрес полевой почты с номером воинской части?

Admin: Путаница или более древняя история? Из полного списка ШМАС: Котовск (Одесской области, Украина) В июне 1946 года на базе расформированной 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса была сформирована 8-я школа младших авиационных специалистов. Основу школы составляли офицеры-выпускники Вольской военной школы авиационных механиков ВВС. Уже в июле 1946 года принято первое пополнение из расформированных воинских частей аэродромного обеспечения и с 1 сентября начата подготовка младших авиационных специалистов. 25 июля 1951 года 8-я ШМАС реорганизована в 8-ю военную школу авиационных механиков ВВС, а 25 февраля 1954 года — в школу по подготовке авиационных механиков-электриков. В марте 1960 года школа была передана в состав РВСН и в октябре того же впервые произведен выпуск офицеров и сержантов стартовых технических команд ракетных комплексов Р-12. В декабре 1960 года — январе 1961 года 8-я военная авиационная школа механиков была передислоцирована в Забайкальский Военный округ на ст. Даурия Борзинского района Читинской области и переформирована в учебный центр Ракетных войск (войсковая часть 78424). И снова 8-я ШМАС, но в 1940 году и в Каунасе? Каунас (Литва) 8-я ШМАС, 1940 Сообщение в инете... Теперь уважаемый читатель, сосредоточимся на судьбе Василия. Став курсантом Киевского пехотного училища, он вошел в группу для прохождения ускоренного курса... Осенью 1939 года, когда началась Вторая Мировая война. Василий с отличием окончил военное училище. Приказом наркома обороны №0450 от 23 октября ему было присвоено звание младшего лейтенанта. После короткого отпуска в Ярцеве он получил назначение в местечко Бирча Западной Украины командиром стрелкового взвода. Не успел оглянуться, как был переведен в 43-й стрелковый полк 96-й стрелковой дивизии. Это соединение вскоре перемещают на территорию Литвы, которая вошла в скоре в состав Советского Союза. Как умный и знающий командир Василий назначается взводным в Рижское военное училище, а в декабре 1940 года становится взводным в 8-й школе младших авиационных специалистов в Каунасе... ...С началом войны Василий вместе с курсантами школы отходит на восток. В одном из боев получает ранение в голову, но приказ прибыть с личным составом школы в г. Вольск Саратовской области выполняет. В сентябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, его направляют в действующую армию... http://www.yartsevo.ru/about_brothers.htm

Admin: Admin пишет: Еще один интересный документ: Numery poczt polowych armii lot И новые ШМАС? 94035 17-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 50-я ВА ДА 55126 18-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 2-я ВА ДВ 55120 20-я ШКОЛА ИНЖЕНЕРОВ-МЕХАНИКОВ И АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 1-я ВА ДА 94036 21-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 43-я ВА ДВ 78425 23-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 57-я ВА 93967 27-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 62-я ВА 78497 49-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 34-я ВА Попробуем разобраться с этим списком ШМАС... 17-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 50-я ВА ДА. Известно, что авиачасти 50-й Воздушная Армия Дальней Авиации базировались в Белоруссии и Прибалтике. Кроме того... ...В целях обеспечения надежного руководства и решения масштабных задач по развертыванию группировки РСД на западе страны, директивой министра обороны СССР от 25.05.1960 г. предписывалось к 1-му июля 1960 г. осуществить передачу из ВВС в РВСН полноценных управлений 50-й и 43-й ВА ДА (с частями и подразделениями обеспечения и обслуживания), имеющих богатый опыт организаторской и руководящей работы, для последующего формирования из них управлений 50 и 43-й ракетных армий РСД...Штаб 50-й ракетной армии находился в Смоленске... http://ruzhany.narod.ru/rvsn/50RA.html Из полного списка ШМАС известно, что до войны в г. Орша (Витебская обл) дислоцировались 12-я и 17-я дивизионные ШМАС. Скорее всего это и есть разыскиваемая 17-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 50-я ВА ДА! 49-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 34-я ВА. На форуме Солдат.ru на теме "Воздушные Армии после ВОВ" нашел информацию о 34-й ВА (до 1949 года - 7 ВА), входившей в состав Тбилисского (Закавказского) ВО, т.е. дислоцировалась в Грузии. http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=6008&start=0&st=0&sk=t&sd=a Из полного списка ШМАС следует, что 49-я ШМАС в 1943 году дислоцировалась в Гамбори (иногда пишут Гомбори, Грузия). Она? Несомненно, она самая - 49-я ШКОЛА МЛАДШИХ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ 34-я ВА! Возникает предоложение, что нумерация у ШМАС и ВАШМ была сквозной и наследуемой, т.е. 1-й была Московская ВАШМ (Никулино), потом следует 2-я Московская ВАШМ спецслужб, далее 3-я ШМАС Херсон (Украина), ..., 5-я ШМАС Нижнеудинск (Иркутская область) впоследствии 5-я ВАШМ Вышний Волочек (Тверская область), и т.д. Вот только, что делать с дублями из полного списка ШМАС? Не вписываются они в эту схему... Абакан (Республика Хакасия), 52–я Окружная ШМАС, 1944 Красноярск, 52-я Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов, ОШМАС Омск, 52-я ШМАС при Омской военной авиационной школе лётчиков (Омская ВАШЛ) Хотя возможно школа только называлась Красноярской, но не находилась в Красноярске ( Пример: 2-я Ленинградская ВАШАМ им. Краснознаменного Ленинского Комсомола дислоцировалась в г.Ишим (Тюменская область)) , и из ШМАС при Омской ВАШЛ в 1944 выделилась в самостоятельную окружную ШМАС в Абакане?

Admin: Еще одна Серпуховская школа? Матвеев Василий Петрович, 1920 г.р (Чтобы увеличить изображения, кликните левой кнопкой мыши на нужную картинку). В 1940 г окончил Серпуховскую военно-авиатехническую школу (СВАТШ) по специальности авиамеханик. с 10.1940 - авиационный механик с 5.1942 - техник звена с 2.1954 - нач.группы с 2.1956-1966 - нач.отделения Участие на фронтах: 6.9.41-30.12.41 Южный фронт; Юго-Западный Фронт; 24.7.42-1.8.42 Воронежский фронт; Центральный фронт; 9.8.42-27.3.44 1-й Белорусский Фронт в должности техника звена Немысов Пётр СВАТШ 25.9.40 http://ra3si.narod.ru/896/896.htm Или речь идет об училище? Горин Николай Николаевич В июле 1941 года окончил Серпуховское военное авиационно-техническое училище и был направлен на фронт. Принимал участие в боях в составе истребительного авиационного полка в должности авиационного механика, техника авиационного звена. Закончил Великую Отечественную войну в Варшаве. Был дважды ранен. Служил в армии до 1946 года. В ЛЭТИ проработал 24 года, был заведующим лабораторией кафедры ЭТПТ и механиком. http://www.eltech.ru/news/victory60/book/gorin.htm Но Серпуховское военное авиационное техническое училище специальных служб появилось только в 1948 году на базе 2-й Московской военной авиационной школы механиков спецслужб. Скорее всего в 1940-1941 г.г. это была Серпуховская военная авиационная школа механиков, которая берет свое начало от Московского технического училища Гражданского воздушного флота!

Прапор: Из полного списка ШМАС Пермь (Молотовская, ныне Пермская) ВАШМ, 1934-1947 Скорее всего Военно-Морское авиационно-техническое училище им. Молотова в 1941 году было переименовано в Молотовскую военную школу авиамехаников, которая готовила спецов для морской авиации Сергей Иванович Трубецкой Родился 07.04.1921 г. в г. Нижние Серги Свердловской области. С 1929 г. учился в Нижне-Сергинской средней школе, которую закончил в 1939 г. В июле 1939 г. поступил в Военно-Морское авиационно-техническое училище им. Молотова г. Молотов (ныне г. Пермь), где учился с ноября 1939 по июнь 1941 г., закончив курс по специальности авиационного механика, с присвоением воинского звания сержант. С 22.06.41 г. по 09.05.45 г. находился в действующих истребительных авиаполках Черноморского флота в должности авиационного механика. С июня по октябрь 1941 г. - в 9 иап, с октября 1941 г. по июль 1943 г. - в 7 иап, с июля 1943 г. по июль 1946 г. в 6 гиап. Награжден Орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» В июле 1946 г. по Постановлению СМ СССР No.977-409 от 03.03.46 г. был демобилизован из Военно-Воздушных Сил и вернулся на родину... http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000007633



полная версия страницы