Форум » Особый отдел » Определить ШМАС по фото » Ответить

Определить ШМАС по фото

alekseevna: Фотография 1941 года. Можно ли узнать какая это ШМАС? Для подсказки: это одна из трех - Омская, Спасск-Дальний или Балашов.

Ответов - 12

Admin: Аlekseevna пишет: Фотография 1941 года. Можно ли узнать какая это ШМАС? Для подсказки: это одна из трех - Омская, Спасск-Дальний или Балашов. Спасибо за фотографию, Аlekseevna! По данному фото выпускников ШМАС трудно сказать что-то определенное, желательно иметь сканы покрупнее, хотя бы командира-офицера и отдельных курсантов со значками, но попробуем порассуждать логически... Судя по петлицам выпускников, а они у них сержантские, можно смело предположить, что это школа стрелков-бомбардиров или стрелков-радистов. Из обычных ШМАС выпускали в основном рядовой состав: прибористов, авиамотористов, специалистов по вооружению и т.п.. 1. Из ПРИКАЗА НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР "О подготовке летно-технических кадров ВВС Красной Армии в 1940 году" № 008 от 4 марта 1940 г., пункт 6 которого гласил, что "...При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе..." 2. По имеющимся скудным данным известно, что... а) "...Носов Прокопий Иванович...после окончания Омской авиационной школы в 1940 г. я был направлен служить в качестве стрелка-радиста в 10-й Краснознаменный бомбардировочный авиационный полк..." http://kainsksib.ru/content/view/248/1/ , б) "...Поздней осенью 1940 года друзья проводили Подстаницкого в армию... он был направлен в Омскую школу младших авиационных специалистов. После окончания ее, уже в разгар войны, стал стрелком-радистом в дальнебомбардировочной авиации, в 42-м полку..." http://www.b-port.com/info/smi/vm/?issue=1466&article=28218 , в) Омская окружная ШМАС (ОШМАС) с 1944 года стала называться военно-авиационной школой воздушных стрелков-радистов (ВАШ ВСР). 3. Военная авиационная школа механиков (ВАШМ) в Спасск-Дальнем вроде бы стрелков вообще никогда не готовила. Предварительное заключение. Из трех предложенных школ - Омская, Спасск-Дальний или Балашов, как ШМАС больше всего подходит первая, т.е. на снимке курсанты-выпускники Омской ОШМАС, хотя и Балашовскую авиашколу тоже нельзя исключить полностью, поскольку часто при авиашколах (пилотов) ВВС существовали и школы младших авиаспециалистов ...

alekseevna: Спасибо. Возможно я сама запутала Вас, указав три школы. Но в документах встречается "мастер по авиаприборам" и "механник электроспецоборудования", а это совсем не похоже на стрелков-радистов. Или я ошибаюсь?

Admin: Аlekseevna пишет: Спасибо. Возможно я сама запутала Вас, указав три школы. Но в документах встречается "мастер по авиаприборам" и "механник электроспецоборудования", а это совсем не похоже на стрелков-радистов. Или я ошибаюсь? Документы?!! Так с этого и было надо начинать. В документах должны присутствовать записи не только о специальности, полученной в ШМАС, но и название ШМАС, как минимум - номер воинской части. Вы могли бы сделать и разместить (прислать) сканы документов, на которые ссылаетесь? Хотя бы переснять на цифровой фотоаппарат... Вполне возможно это не ШМАС, а ВАШМ, и тогда остается только Спасск-Дальний, где осуществлялась подготовка авиамехаников, которые в то время были выше по статусу (в будущем - техники), чем младшие авиаспециалисты, и такие школы готовили сержантский состав. Но абревиатура ШМАС для обозначения военных школ младших авиаспециалистов использовалась чаще всего.

alekseevna: Ого! Спасибо за повышение! В реале я выше служащей СА не поднялась. А документы получите. Может они и не важны для истории, но мне они дороги.

Admin: Аlekseevna! Спасибо за документы! Но прямо скажем, не густо...в смысле информации: ни названия школы, ни номера воинской части ШМАС... Однако документы все же что-то проясняют. По крайней мере, что наш коллега получил квалификацию не авиамеханика, а мастера по авиаприборам, в дальнейшем по службе, механика по электроспецоборудованию. т.е. авиаспециалиста. И хоть прибористы, специалисты по авиационному оборудованию, всегда считались авиационной элитой, все же они отличались от авиамеханика. Чем же отличался в то время (1940-1950) авиамеханик от авиационного специалиста? Говорят ветераны: ...В конце мая 1942 года обучение в аэроклубе было закончено, мы сдали экзамены. 6 июня нас отправили в Челябинское авиационное училище. Однако в училище нас не приняли, так как оно было полностью укомплектовано курсантами. Поэтому нас направили на учебу в военную школу авиамехаников, которая находилась в этом же городе (Челябинск). Такое решение командования для нас было совершенно непонятным, но пришлось подчиняться приказу и учиться на авиационного механика... ...За период моего нахождения на фронте я обеспечил более ста самолетовылетов. Сложность труда авиамеханика заключается не столько в работе, которую он выполняет лично, сколько в контроле за другими специалистами: механиками, электриками, прибористами, оружейниками, связистами, специалистами по спецоборудованию и другими. И это неслучайно: ведь спрос за качество подготовки самолета прежде всего с авиамеханика. Вообще пребывание на фронте - это большая жизненная школа и высочайшая ответственность за порученное дело... КОСТЕРИН Леонид Михайлович, полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны авиамеханик, летчик http://old.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.23.27_23 Следовательно наш коллега мог закончить любую ШМАС, но не военную школу авиамехаников, т.е. не Спасск-Дальний, а сержанские петлицы получить: 1) за отличную учебу в ШМАС, 2) как командир отделения курсантов, или 3) как замкомвзвода из постоянного состава школы, в том числе и в Балашовской школе и Омской окружной ШМАС, хотя последняя маловероятна, поскольку в военкоматах СССР бытовал принцип, что призывнику рядом с домом служить нельзя, обязательно надо где-нибудь подальше...А наш брат по оружию призывался из Омска!!!

Юрий: Литвин Георгий Афанасьевич Я был воздушным стрелком — Ставрополь: Таврия, 1990. -------------------------------------------------------------------------------- Аннотация издательства: Автор, капитан в отставке, военный переводчик, в годы Великой Отечественной войны — воздушный стрелок, в составе 43-го гвардейского штурмового авиаполка освобождавший Керчь и Севастополь, рассказывает о своем боевом пути, друзьях-однополчанах, с честью выдержавших воздушные схватки с врагом, размышляет о причинах тяжких потерь в авиации в первые месяцы войны. В книге использованы немецкие архивные документы, отрывки из книг гитлеровских военачальников, свидетельствующие об упорной и напряженной борьбе в крымском небе в 1943 — 1944 годах. Для широкого круга читателей. Отрывок из книги:"...В октябре 1940 года со второго курса Харьковского авиационного института я был призван в ряды Красной Армии, в авиацию. Из Харькова на восток отправился воинский эшелон. Мы ехали на Дальний Восток две недели и впервые воочию убедились, насколько "широка страна моя родная". Проехали Урал, Сибирь, переехали могучий Амур. В Ворошилов-Уссурийске пересели в другой поезд и вскоре на одной из железнодорожных станций уже выгружались из вагонов. Пошли строем. Через полчаса впереди показалось небольшое село, на окраине которого виднелся военный городок. Там и размещалась наша ШМАС — школа младших авиаспециалистов. В школе было три учебные роты. Рота состояла из трех взводов, каждый взвод также считался и учебной группой. В учебной группе, куда меня распределили, часть курсантов имела высшее образование, а остальные — бывшие студенты различных вузов, в основном 2 — 3 курсов. Во второй группе учились курсанты, имеющие среднее образование, в третьей — с образованием 7 — 9 классов. В нашей учебной роте готовили младших авиаспециалистов — мастеров по авиационному вооружению, во второй — авиамотористов, в третьей — прибористов. Через некоторое время курсанты приняли присягу и получили винтовки. Срок подготовки был определен всего в полгода. За это время курсанты школы получили основные знания, которые необходимо было углублять на практической работе в частях. Они также хорошо овладели оружием пехоты: пистолетом, автоматом, пулеметом и гранатой, обучались рукопашному бою. Все курсанты ходили на лыжах. Многие стали спортсменами-разрядниками. Подготовка авиационных специалистов требовала много времени, но командование школы [15] не в ущерб главному, использовало все возможности для того, чтобы мы могли стать и общевойсковыми младшими командирами. В начале мая 1941 года нам вручили удостоверения об окончании школы, присвоили звания сержантов. Разъехавшись по разным гарнизонам, бывшие курсанты не раз вспоминали добрым словом своих преподавателей и командиров. Они, работая с нами, отдавали все свои силы и знания..." По карте я определил,что рядом с Уссурийском по железной дороге находится СПАССК-ДАЛЬНИЙ и ШМАС выпускал прибористов и по окончании выпускники получали звание -сержант. Вся книга здесь: http://victory.mil.ru/lib/books/memo/litvin_ga2/index.html

Admin: Юрий пишет: ...Из Харькова на восток отправился воинский эшелон. Мы ехали на Дальний Восток две недели и впервые воочию убедились, насколько "широка страна моя родная". Проехали Урал, Сибирь, переехали могучий Амур. В Ворошилов-Уссурийске пересели в другой поезд и вскоре на одной из железнодорожных станций уже выгружались из вагонов. Пошли строем. Через полчаса впереди показалось небольшое село, на окраине которого виднелся военный городок. Там и размещалась наша ШМАС — школа младших авиаспециалистов.... Юрий! Спорить не буду, а приведу только факты: Исторический очерк о Спасске-Дальнем Основан переселенцами около 1886 г. как село Спасское, близ которого в 1906 г. построена станция Евгеньевка Уссурийской железной дороги. Название села по церкви, освящённой во имя Преображения Господня или, как его называют в народе, Спас-Преображения. В 1917 г. село преобразовано в город Спасск. В 1926 г. в его состав вошёл пристанционный посёлок Евгеньевка. Город Спасск-Дальний с 1929 г... http://www.mojgorod.ru/primor_kraj/spasskdalni/ Спасск-Дальний - город, ж/д станция Евгеньевка Уссурийской железной дороги - в черте города. Ближайшие к Уссурийску села, где были ШМАС с 1935-39 г.г., а точнее ОШМАС - окружные ШМАС (см. Полный список ШМАС): Воздвиженка (Уссурийский район Приморского края) ОШМАС КТОФ, 1935 (около 10 км от Уссурийска) Хороль (Приморский Край), Хорольская ОШМАС, 1939 (около 60 км от Уссурийска) Карта местности Железные дороги можно увидеть при небольшом увеличении на карте.

alekseevna: Не согласна! Не любую! Вот посмотрите: Это написано через 55 лет после ВОВ. Возможно, время многое стерло в памяти и это Воздвиженка? Я благодарна Юрию за подсказку. Найти бы еще портрет Литвин Георгия Афанасьевича и можно бы было сравнивать с фото - ведь время учебы совпадает. Но ... Ни среди победителей, ни среди кавалеров орденов Славы таких людей не оказалось. Как и не было их совсем...

Admin: alekseevna пишет: Не согласна! Не любую! Вот посмотрите: Имелось в виду, любая из трех предложенных. Так с этого документа и надо было начинать, поскольку фото в таком разрешении малоинформативно! Господа-товарищи авиамеханики! Мы слишком увлеклись рассуждениями и забыли, что 1940-1941 г.г. - это сержантский период в авиации! 82-й пишет: ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР Об изменении порядка прохождения службы младшим и средним начальствующим составом в ВВС Красной Армии № 0362 22 декабря 1940 г. ..... 12. Установить в дальнейшем следующий порядок присвоения военных званий после окончания военно-авиационных училищ и школ: а) курсантов военно-авиационных училищ и школ летчиков и пилотов после окончания ими годичного срока обучения выпускать военными пилотами с присвоением военного звания «сержант»; б) курсантов военно-авиационных училищ летчиков-наблюдателей и школ стрелков-бомбардиров после окончания ими годичного срока обучения выпускать стрелками-бомбардирами с присвоением им военного звания «сержант»; в) курсантов авиатехнических училищ и школ (по эксплуатации, вооружению, приборам, радио и электротехнике и фототехнике) после окончания ими годичного срока обучения выпускать авиамеханиками с присвоением им военного звания «сержант технической службы»; г) курсантов, окончивших военно-авиационные школы воздушных стрелков и стрелков-радистов, после окончания ими шестимесячного срока обучения выпускать воздушными стрелками с присвоением им военного звания «младший сержант»; д) курсантов, окончивших школы младших авиаспециалистов (авиамотористы, мастера по вооружению, по приборам, электро- и радиомеханики и фотоспециалисты), после окончания ими шестимесячного срока обучения выпускать младшими авиаспециалистами с присвоением им военного звания «младший сержант технической службы». Настоящий порядок присвоения военных званий распространить на курсантов, выпускаемых из военно-авиационных и авиатехнических школ и училищ в декабре 1940 г. http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9D%D0%9A%D0%9E_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_22_%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8F_1940_%D0%B3_%E2%84%96_0362 Именно в то время некоторые военные авиационно-технические училища переводят на новые штаты и переименуют в военные школы авиамехаников. А ШМАС подразделялись на окружные (при военных округах), дивизионные (при авиадивизиях), бригадные (при авиабригадах) и при авиашколах ВВС (Например, 52-я школа младших авиационных специалистов при Омской военной авиационной школе лётчиков). Обратите внимание на... Красная Армия перед войной: организация и кадры ...Согласно приказу наркома обороны № 0017 от 3 марта 1941 г. следовало к 1 июня 1941 г. сформировать 5 военных авиаучилищ, а на базе аэроклубов создать 30 школ первоначального обучения. Требовалось расширить подготовку техников при Военно-Воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и на базе Ленинградского института инженеров ГВФ{1116}. В тот же день своим приказом № 080 нарком обороны установил новую систему подготовки летно-технического состава ВВС в соответствии с решением СНК от 25 февраля 1941 г... К июню 1941 г. имелось 3 академии, 4 военно-авиационных училища, 2 курсов усовершенствования комсостава ВВС. 2 высшие школы штурманов, 29 школ первоначального обучения, 21 школа пилотов истребительной авиации, 22 школы пилотов бомбардировочной авиации, 12 школ стрелков бомбардировщиков, 16 школ авиамехаников. Кроме того, имелись военно-морские авиационные училища, учебные эскадрильи ГВФ и школы по подготовке младших авиаспециалистов — мотористов, оружейников, воздушных стрелков. Только в 1940г. в военно-учебных заведениях ВВС было подготовлено около 10 тыс. авиаспециалистов... http://wcry.narod.ru/meltyukhov/09.html Путаница возникает из-за использования термина "младший авиаспециалист". Как и раньше и рядовые, и сержанты со старшинами, а в последующие годы, и прапорщики, все считались младшими авиационно-техническими специалистами или младшим авиационно-техническим персоналом, независимо от того в какой школе они учились - ШМАС или ВАШМ (ВАШАМ). alekseevna пишет: Это написано через 55 лет после ВОВ. Возможно, время многое стерло в памяти и это Воздвиженка? Последний документ многое проясняет...Мои рассуждения основывались на последних данных 50-х годов, что в Спасск-Дальнем дислоцировалась военная авиационная школа механиков (ВАШМ). Следует признать, судя по последним документам, все же первая ШМАС, которую закончил наш коллега была школа в Спасске-Дальнем. Еще раз повторяю, были бы все документы предъявлены сразу, особенно крупные сканы курсантов, не было бы "гадания на кофейной гуще", и можно было по петлицам сразу же сказать что-то определенное. Подведем итоги: Омск обозначен первым как место призыва, далее - ШМАС Спасск-Дальний, потом - Балашов, возможно техслужба при авиашколе (авиаучилище) или постоянный состав (замкомвзвода) в ШМАС...

alekseevna: Доброго дня и хорошего настроения! Как сделать крупные сканы курсантов с фотографии 70-тилетней давности?

Admin: alekseevna пишет: Доброго дня и хорошего настроения! Как сделать крупные сканы курсантов с фотографии 70-тилетней давности? Установить разрешение при сканировании не менее 600 dpi (лучше 1200, только сканирование будет идти медленнее и файл будет большего размера).

Alex-m: Здравствуйте! Можно решить достаточно трудную, на мой взгляд, задачу: определить ШМАС без фото? К сожалению, исходных данных очень мало: известны дата и место призыва – 15.11.1939 г., Кировский РВК г. Баку; дата прибытия в часть из ШМАС – 15.10.1940 г. часть – 144 гв. шап. Согласно информации с сайта «Авиаторы Второй Мировой» предшественники – 800 шап, еще раньше – 226 сбап (ббап). http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/shap800.dat Возможно, окажется в чем-то полезной другая дополнительная информация, размещенная в соответствующей именной теме: Миронов Виктор Алексеевич, 1917 г.р. http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=20947.0 Вот, пожалуй, все имеющиеся данные. Отправлены запросы в военные комиссариаты по месту призыва, ответов пока нет. Можно, что-то в данной ситуации узнать в отношении ШМАС, в которой обучался Миронов В.А.?



полная версия страницы