Форум » Особый отдел » Военные летчики на Керченском п/о без самолетов в ВОВ? » Ответить
Военные летчики на Керченском п/о без самолетов в ВОВ?
nZherikhova: Здравствуйте, уважаемая Администрация сайта! Большое спасибо за ответы. Но у меня возникли еще вопросы. Мамин первый муж Ющенко Иван Филимонович (сам он с Украины) закончил авиационное училище. На петличках курсанта я разобрала "БЛУ". В апреле 1942 г. они зарегирировали брак в Краснодаре (мама краснодарская), а в справке выданой ей (8 мая-42г.) написано, что она является женой (лейтенанта) военнослужащего Отдельного батальона ДО штаба Крымского фронта. 16 мая 1942 г. он погиб на Керченском п\о, в извещении о гибели уже значится "Отдельный Батальон разведовательного отдела Северо-Кавказского фронта". У меня вопросы: Что это за авиаучилище БЛУ, выпускающее военных летчиков?, причина отправки на Керченский п\о летчиков без самолетов из Краснодара, об этом я нигде не смогла прочитать? Смена в названии фронтов мне ясна, кроме этого я прочитала, что как пехота были отправлены на п\о курсанты Ярославского и .... авиаучилищ, но не военные летчики. С уважением, Наталья. курсанты БЛУ Ющенко И. Ф. и его друг (фото слегка отреставрировано. Прим. Adminа) лейтенанты Ющенко Иван Филимонович и его друг, дата 30.01.1942г.
Ответов - 51, стр:
1 2 All
Юрий: Уважаемая Наталья ! В списке безвозвратных потерь начальствующего состава разведывательных органов бывшего штаба Крымского фронта с 10 по 20 мая 1942 г. Ющенко Иван Филимонович числится командиром 2-ой роты отдельного парашютного батальона. Так,что по нынешним меркам он был воздушным десантником(ВДВ) По поводу училища пока ничего не скажу,еще не выяснил. Видимо некоторые начали потихоньку десантников готовить. Фамилия: Ющенко Имя: Иван Отчество: Филимонович Дата рождения: __.__.1920 Место рождения: Черниговская обл., Борвинский р-н, с. Остаповка Дата и место призыва: Борзнянский РВК, Украинская ССР, Черниговская обл., Борзнянский р-н Последнее место службы: СКФ 2 Р отд. параш. Б Воинское звание: лейтенант Причина выбытия: убит Дата выбытия: 16.05.1942 Источники информации: ЦАМО
Admin: Уважаемая Наталья ! В справочнике "ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА СССР 1941 - 1945 гг.", а точнее в "Аннотации к справочнику "Военные училища СССР 1941 - 1945 гг."" http://www.soldat.ru/spravka/voen_uch/ отсутствует какое-либо училище на букву "Б", но есть несколько авиашкол, готовивших пилотов: 1. Батайская военная школа пилотов им. Серова 2. Балашовская военная школа пилотов 3. Бердичевская военная школа пилотов 4. Бирмская военно-авиационная школа 5. Богайская военная школа пилотов 6. Борисовская военная школа пилотов 7. Борисоглебская военная школа пилотов Некоторые из них до войны готовили пилотов ГФ и назывались летными (авиационными) училищами. Соответственно на петлицах у них могли быть старые знаки - БЛУ. Пример. Из истории Балашовского летного училища: ...16 июля 1939 года 3-я авиашкола ГВФ переименована в Балашовское летное училище ГВФ. Дело шло к войне. ВВС нужны были летчики. В сентябре 1939-го Балашовское училище передано в состав ВВС РККА и на его базе сформирована Балашовская военная авиашкола. Помимо училища в нее вошла прибывшая из Читы 27-я военная школа пилотов - всего четыре учебных авиационных эскадрильи. Для подготовки летных кадров использовалось несколько старых аэродромов и новый - в Ковалевке. В апреле 1940 года началось летное обучение курсантов на самолетах У-2 и Р-5. После его завершения, к августу, курсанты перешли на СБ. А в октябре был произведен первый выпуск с присвоением звания лейтенант. С началом войны на плечи балашовцев легли новые заботы. Теперь, кроме подготовки летчиков, пришлось заниматься формированием авиационных полков для фронта. Уже в конце ноября из Балашова ушел первый - 621-й - иап на самолетах Р-5, а в декабре - 620-й. В 1942-м школа приступила к подготовке летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2. Фронт к тому времени подошел к Воронежу. Почти ежедневно лагерный аэродром Родничок бомбили фашистские Ю-88 и Хейнкель-111. Большого вреда, правда, они не нанесли - все самолеты были группами рассредоточены в радиусе 10-20 км от аэродрома. Однако из-за приближения фронта авиашкола перебазировалась из Балашова в Славгород Алтайского края, где сейчас дислоцируется учебный авиаполк Барнаульского ВВАУЛ. В Сибири школа прожила недолго. В начале 1946 года ее объединили с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия и летом расформировали. А в Балашове 1 августа 1943 года была образована 2-я Военная авиационная школа первоначального обучения (ВАШПО). Постоянный состав для нее (всего 500 человек) прибыл из других школ ВВС Красной Армии... http://www.aviation.ru/afherald/596/balash.rhtml П.С. Смущают буквы ДО во фразе "...Отдельного батальона ДО штаба Крымского фронта..." - "Десантного Отдела" или "Десантных Операций"? Но из этой фразы еще не следует, что он был летчиком, обеспечивающим десантные операции. Хотя в неразберихе тех дней из-за нехватки самолетов теоритически мог быть переведен вместе с другими авиаспециалистами в десантный батальон... П.П.С. Как оказалось, в то время были еще два летных училища: Бийское летное училище и Бугурусланское лётное училище ГА, по каким-то причинам не попавшие в список...
Юрий: Вот чем занимались в Крыму парашютисты: 31 декабря 1941 года был сброшен парашютный десант в составе батальона (под командованием майора Няшина) на Арабатскую стрелку в Крыму. Он должен был перекрыть отход немецких войск по ней в сторону Геническа. А это, в свою очередь, требовалось для обеспечения успешной высадки морского десанта между Керчью и Феодосией. Советское командование хотел посредством вторжения с моря освободить Крым, большая часть которого была уже оккупирована немцами. Морской десант высадился, однако не смог продвинуться далее 10-15 км от берега. Освобождение Крыма не состоялось. Но парашютисты действовали успешно, и поставленную перед ними задачу не только выполнили, а и перевыполнили. Выброс происходил в сложных погодных условиях, с высоты 450 метров. Парашютисты оказались разбросанными на большой территории, что значительно затруднило их сбор на земле. Зато эта разбросанность десантных групп в сочетании с их решительными действиями дезориентировала противника о силах десанта, создав у него впечатление крупной десантной операции. Обходя заслоны и опорные пункты врага, парашютисты небольшими группами выходили к Ак-Монаю. Когда основные силы батальона собрались вместе, майор Няшин повел их в атаку. В коротком бою вражеский гарнизон был полностью уничтожен, артиллерийская батарея, прикрывавшая северный фланг, захвачена. Затем батальон перешел к обороне захваченного района, сочетая ее с вылазками диверсионных групп на вражеских коммуникациях. Через некоторое время батальон сменили пехотинцы, а десантников отправили на Таманский полуостров. http://militera.lib.ru/research/miller/08.html
Admin: Вот хронология событий того времени на Керченском п/о: Трагедия Крымского фронта. ...Последняя попытка советского наступления в Крыму была 9-11 апреля 1942. Директива Ставки ВГК №170357 от 6 мая 1942 гласила: "Увеличение сил Крымского фронта в настоящее время произведено не будет. Поэтому войскам Крымского фронта прочно закрепиться на занимаемых рубежах, совершенствуя их оборонительные сооружения в инженерном отношении и улучшая тактическое положение войск на отдельных участках, в частности захватом Кой-Асанского узла." К этому времени в составе Крымского фронта было 16 стрелковых дивизий и 3 бригады, кавалерийская дивизия, 4 танковые бригады, 9 артиллерийских полков усиления. Фронт имел 225 бомбардировщиков и 176 истребителей (исправных). У противника было 5 немецких пехотных и 1 танковая дивизии, 2 румынских пехотных дивизии и кавалерийская бригада, а также моторизованная бригада "Гроддек", состоявшая в основном из румынских подразделений под командованием немецкого штаба. При таком соотношении сил (Манштейн оценивал советское превосходство в силах как двукратное) немцы и румыны перешли 8 мая 1942 в наступление. Манштейн решил обратить фактор численного превосходства советских войск в свою пользу. Линия фронта состояла из двух участков. Южный участок от Кой-Асана до берега Черного моря (8 км) представлял собой хорошо оборудованные (с января 1942) советские оборонительные позиции, их занимала 44-я армия. Северный участок от Кой-Асана до Киета (16 км) выгибался на запад. Советское командование должно было ожидать, что немцы ударят в районе Кой-Асана, чтобы отрезать северную группировку (47-ю и 51-ю армии). Действительно, учитывая малочисленность своих сил, Манштейн мог рассчитывать только на окружение как можно большего количества советских сил на как можно меньшей территории и уничтожение их затем авиацией и артиллерией. Его сил было достаточно для действий на узком участке фронта, но далее на восток Керченский полуостров расширяется, и там численный перевес советских сил мог дорого обойтись немцам. Замысел немецкой операции "Охота на дроф" базировался на нанесении главного удара не в районе Кой-Асана, а на южной оконечности линии фронта, где его меньше всего ожидали. Причем здесь должны были наступать три пехотные и танковая немецкие дивизии, а также бригада "Гроддек", то есть не менее половины всех немецко-румынских сил. На северном и центральном участках фронта немцы и румыны должны были провести демонстрацию наступления, по-настоящему перейдя в него лишь после прорыва южной группировки. Кроме того, в первые часы операции наносились массированные авиаудары по штабам частей 47-й и 51-й армий. Уловка немцев сработала - советские резервы после начала наступления оставались на севере. 8 мая немцы прорвали советскую оборону на 5 км участке на глубину 8 км. 9 мая пошел проливной дождь, помешавший немцам ввести в бой танковую дивизию, однако до ливня успела продвинуться моторизованная бригада "Гроддек", отрезавшая 44-ю армию от тыловых позиций. Кроме того, в тылу 44-й армии высадился шлюпочный десант. Этот был лишь один батальон, однако он оказал помощь немецкому наступлению. 11 мая 1942 22-я тд достигла северного побережья Керченского полуострова. За ней следовали немецкая 170-я пд и румынская 8-я кавбригада. В образовавшемся котле оказались 8 советских дивизий, в этот день погиб командующий 51-й армией генерал-лейтенант В.Н.Львов. В этот же день Сталин и Василевский отправили главнокомандующему войсками Северо-Кавказского направления гневную директиву, начинавшуюся словами: "Военный совет Крымфронта, в том числе Козлов, Мехлис, потеряли голову, до сего времени не могут связаться с армиями…" и заканчивавшуюся приказом "не пропускать противника". Однако немцы и румыны наступали стремительно. Вечером 14 мая немцы были уже на окраинах Керчи. 15 мая 1942 Ставка ВГК приказала: "Керчь не сдавать, организовать оборону по типу Севастополя". Однако уже 16 мая 1942 немецкая 170-я дивизия взяла Керчь. 19 мая 1942 боевые действия на Керченском полуострове прекратились, за исключением сопротивления остатков советских войск в Аджимушкайских каменоломнях. Из 250 тысяч бойцов и командиров Крымского фронта за 12 дней боев было потеряно безвозвратно 162.282 человека - 65%. Немецкие потери составили 7,5 тысяч. Как написано в "Истории Великой Отечественной войны": "провести эвакуацию организованно не удалось. Противник захватил почти всю нашу боевую технику и тяжелое вооружение и позже использовал их в борьбе против защитников Севастополя"... Полный текст http://www.sudden-strike.ru/history/detail.php?ID=2982 Другие источники: http://www.igstab.ru/materials/other/UL_Kerch.htm http://www.battleforkyiv.org.ua/index.php?go=News&in=view&id=249 Авиация там тоже участвовала... ...На аэродромах в районе Керчи базировались две группы авиации, имевшие до 100 самолетов. Кроме того, группировку войск противника на Керченском полуострове могла поддерживать авиация с аэродромов, расположенных в районах Симферополя, Саки... ...Перегруппировка и сосредоточение войск 51-й и 44-й армий проводились с 3 по 26 декабря. Из-за плохого состояния дорог (после продолжительных дождей и снегопадов) подготовка операции затянулась и проводилась не всегда скрытно. Особенно большие трудности возникли с базированием авиации. Аэродромы Краснодарского края и Таманского полуострова к началу операции оказались неподготовленными. Размокшие от дождей посадочные площадки не позволили принять самолеты с тыловых аэродромов. Часть авиации Черноморского флота пришлось использовать для прикрытия войск Севастопольского оборонительного района. В итоге в операции приняло участие гораздо меньше самолетов, чем планировалось. Поэтому завоевать господство в воздухе над районами высадки не удалось... ...Военно-воздушные силы фронта и флота не оказали достаточной помощи войскам. За 26 декабря авиация 51-й армии совершила всего 80 самолето-вылетов, авиация 44-й армии – 21 самолето-вылет, военно-воздушные силы флота – 24 самолето-вылета. Истребительная авиация из-за удаленности аэродромов не могла организовать надежное прикрытие десантных отрядов с воздуха в районах высадки, особенно в наиболее отдаленных (мыс Зюк). Не выполнены были и задачи по прикрытию войск во время их перехода морем, высадки и развития боевых действий на берегу... http://wwii-soldat.narod.ru/OPER/ARTICLES/014-kerch.htm ...В конце 1941 г. из четырнадцати экипажей 250-го полка и пяти экипажей 14-го полка была образована Группа тяжелых бомбардировщиков особого назначения. Группе поручили доставку горючего, авиамасла и антифриза базировавшимся на аэродромах Керченского полуострова 8, 12 и 347 ИАП. В Керчь, Багерово, на аэродром Семь Колодезей перевозились также подвесные баки, новые двигатели, прожекторные установки. Доставлялось пополнение, вывозились раненые. Самолетами группы в тыл противника забрасывали десантников; им сбрасывались мины, боеприпасы, продовольствие; проводилась бомбардировка занятых противником станций Джанкой и Симферополь. Осень 1941 г. и зима 1942 г. в Крыму не отличались хорошей погодой; истребительная авиация противника была прикована к земле частыми снегопадами, а в редкие летные дни действовала довольно пассивно. Однажды задержавшийся ТБ-3 производил выброску десанта в неприятельском тылу поутру. Заметив Bf 109, барражировавший в районе выброски, завершил десантирование и скрылся от преследования в облаках. Но страдали от капризов погоды и воздушные гиганты. Мощные снегопады заваливали аэродромы снегом. Тогда на их расчистку бросали весь свободный наземный персонал и местных жителей. Без их непрерывного труда на летном поле трудно было бы осуществлять приказы командования. В большой степени интенсивность полетов ТБ-3 в Крыму связана с самоотверженностью людей, работавших на земле. Впрочем, так было и на других участках советско-германского фронта. Крымская катастрофа весны 1942 г. вынудила командование сократить транспортные и десантные операции на полуострове. К июлю 1942 г. Группа тяжелых бомбардировщиков перебазировалась на аэродром Никифоровка, под Мичуринск (Центральный фронт). Экипажи влились в состав 62 АД ДД и приступили к нанесению бомбовых ударов по противнику, наступавшему на Воронеж. Полеты в Крым до осени 1942 г. продолжали осуществлять экипажи 325 АП ДД, но из-за большого удаления аэродромов базирования от Крымского полуострова это делалось с меньшей интенсивностью... http://base13.glasnet.ru/text/tb3-1.htm Справка Северо-Кавказский фронт создан 20 мая 1942 года на основании директивы Ставки ВГК от 19 мая 1942 года для обороны на северо-кавказском направлении из войск бывшего Крымского фронта, соединений, частей и учреждений, находившихся ранее в подчинении главкома Северо-Кавказского направления... Полный текст http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=866&Itemid=28
Виктор Х: Насколько я помню и, если мне память не изменяет, на аэродроме Багай-Барановка, пгт Сенной, Вольский р-н Саратовской обл. В начале войны был полк, который занимался подготовкой лётного состава, облётом с-тов ЯК, всех модефикаций выпускаемых Саратовским авиазаводом, а также прикрывали завод от налёта немецких с-тов, особенно в ночное время . Аэродром Б-Барановка и нынче является действующим. Это я для списка на букву "Б". И ещё что-то в в Безенчуке было. В 50-60-е гг эта точка относилась к Сызранскому ВУЛ. Куйбышевская, нынче Самарская обл.
Admin: nZherikhova пишет: ...Смена в названии фронтов мне ясна, кроме этого я прочитала, что как пехота были отправлены на п\о курсанты Ярославского и .... авиаучилищ, но не военные летчики... Вот упоминание о бывших курсантах авиаучилищ (хотя это были военно-авиационные школы) ...Немцов Н. Д. после окончания средней школы в августе 1940 г. был направлен учиться в Краснодарскую авиационную школу на штурмана-бомбардировщика. Здесь он учился до мая 1941 г. После этого его эскадрилью перевели в г. Ярославль в военную авиационную школу стрелков-бомбардиров, куда они: выехали 6 мая. В Ярославле курсанты занимались до сентября 1941 г., после чего их учебный аэродром заняло боевое авиационное соединение, а школу перевели на станцию Чердаклы Ульяновской области. Здесь учились до марта 1942 г. и сдали экзамен по специальности. По приказам того времени, курсанты летных школ выпускались сержантами-летчиками для боевых полетов на бомбардировщиках. Приказ о присвоении званий был направлен в Приволжский военный округ, но он был, видимо, не подписан из-за недостатка в нашей армии бомбардировщиков. Всех бывших курсантов направили в г. Грозный для переподготовки на новой материальной части, куда они прибыли в начале апреля. Но и здесь курсанты оказалась лишними. В середине апреля их отправили в военные лагеря г. Прохладное, где они начали подготовку для стрелковых подразделений. Убедившись в хорошей военной подготовке (бывшие курсанты прекрасно знали стрелковое оружие), их срочно стали готовить на Крымский фронт для формирования пулеметных и минометных подразделений. Через Анапу, Тамань в самом конце апреля бывшие курсанты прибыли в Керчь... ...Так мы, половина 1-й эскадрильи, попали в резерв главного командования Крымского фронта, а вторая половина, на два дня позже прибывшая в Керчь, была направлена на передовую, но по пути, ночью, в районе села Марфовка, напоролась на немецкий десант и была уничтожена, так как никто не имел оружия. Об этом нам рассказал позже наш курсант Володя Волошенюк, чудом вырвавшийся из того котла и прибывший 15 мая в каменоломню грязный и оборванный, но вооружившийся по пути до зубов: автомат наш, автомат немецкий, в кармане «Вальтер», за поясом гранаты и в противогазной сумке гранаты.{272} Судьба наша, в лице командования резервом фронта, не решаясь нас, авиаспециалистов, использовать по другому назначению, даровала нам недели две абсолютно праздной жизни, которую мы употребили в основном на детальное исследование каменоломен, с перерывами на принятие пищи, просмотр кинокартин и сон. Так что к моменту боевых действий в Аджимушкае мы уже довольно сносно ориентировались в подземелье... ...Из нас, бывших курсантов авиаучилища, сделали два взвода: минометный и пулеметный — и влили в состав батальона охраны штаба Крымского фронта, в котором мы и пробыли до 13 мая. Еще находясь в наряде днем 13 мая, мы видели, как штабные работники, спеша, освобождали сейфы от бумаг: часть их сжигали, а часть укладывали в чемоданы и большие портфели. 13 мая вечером мы сменились и, так как сутки не спали, то быстро уснули. Среди ночи были подняты по тревоге и получили приказ двигаться к переправе, а к какой, никто толком не знал. Штаб к тому времени с дежурной ротой переправился на Кубань. Так к утру 14 мая мы были у поселка Опасное, где увидели неприглядную картину: все побережье пролива было забито солдатами, техникой и вывезенным, брошенным военным имуществом. Как авиаторы, чувствуя, чем все это с восходом солнца станет для немецкой авиации, мы отошли назад в место, где во время налета можно будет укрыться. Что здесь началось через полчаса... Под бомбами немецкой авиации горели автомашины, горели люди. Вой пикирующих самолетов, разрывы бомб, крики раненых, изувеченных и горящих заживо людей, ружейная стрельба по самолетам каким-то кошмаром висела над проливом. Предвидя это и своевременно предприняв необходимые меры, мы со стороны наблюдали это массовое избиение людей. Когда первая волна бомбардировщиков отошла, какой-то майор начал организовывать людей хоть для какой-то обороны. Но люди, обуянные животным страхом, в панике бежали к проливу, пытаясь плыть на противоположный берег. Посоветовавшись между собой, мы решили, что наше место не здесь, а в Аджимушкае. Кто-то сказал, что, когда еще сражается Севастополь, уходить нам из Крыма стыдно, а если кто из нас кретин, то пусть лезет в воду пролива, и он из своего миномета поможет ему уйти к своим праотцам. Без лишних разговоров решили возвращаться в Аджимушкай, где и были часов в 11 дня. При подходе к Аджимушкаю попали под бомбежку, но отделались дешево, без потерь... Абрамов Всеволод Валентинович Керченская катастрофа 1942 http://militera.lib.ru/h/abramov_vv/16.html
82-й: Выпускник летного училища 1940-1941 гг. Френч летный образца 1935 г Летчик (лейтенант), выпускник летного училища. Гимнастерка летняя http://www.mihas.net/beitrag176286.htm Сравниваем. Но товарищи командиры в гимнастёрках (похоже П/Ш). Но в фуражках: http://www.antik-war.lv/viewtopic.php?t=48222&sid=0506b6ad1dc92cc84aaea5a30d59393b Всё похоже, кроме цвета фуражек. Такая цветопередача на фото? А вот про ремень: ПОВСЕДНЕВНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ командного и начальствующего состава РККА Введено приказом Наркома Обороны № 176 от 3 декабря 1935 года. Комплект снаряжения состоит из: поясного ремня с бесшпеньковой пряжкой, с пятиконечной звездой, поясной муфтой с полукольцом, находной шлевкой и наглухо вшитым полукольцом; длинного плечевого ремня; короткого плечевого ремня с пятистенной шпеньковой пряжкой и муфтой для пристегивания. http://forum.vgd.ru/148/9921/all.htm У товарища командира, что на фото справа, аккурат такой ремешок.
82-й: Шифровки на петлицах. Было такое дело. О чём только тогда не писАли на петлицах... См. здесь: http://mechcorps.rkka.ru/vik-vistrel/Libros/Shifr/cifra.htm Л... училище А БЛУ? Батайское Лётное Училище... Балашевское Лётное Училище... Барнаульское Лётное Училище... Борисоглебское Лётное Училище... А на груди одного из курсантов БЛУ - тогдашний знак БГТО. http://www.19xx.ru/catalog/product/?id=134
Admin: Уважаемая Наталья! Другая версия. Мы все увлеклись изначально посылкой, что Ющенко Иван Филимонович закончил авиаучилище. При рассматрении материалов, опубликованных нашим модератором, 82-м, у меня мелькнула мысль, что Ющенко закончил либо пехотное, либо военно-политическое училище. При внимательном изучении его фотографии с лейтенантскими петлицами я обратил внимание на "...отсутствие на левом рукаве эмблемы (крылатый пропеллер и перекрещенные мечи), которая являлась отличительным знаком пилота." . Обратите внимание на фото младшего лейтенанта ВВС http://www.rkka.ru/uniform/files/vvs4.htm и политрука http://www.rkka.ru/uniform/files/vvs11.htm Из истории известно, что ... «...Главным отличием командиров-десантников от летчиков стало отсутствие на левом рукаве эмблемы (крылатый пропеллер и перекрещенные мечи), которая являлась отличительным знаком пилота. В отличие от нынешних ВДВ, на петлицах крепилась обычная авиационная эмблема: пропеллер и крылышки. Политработники получили эмблему на петлицы только в 1940 году. Различные знаки квалификации парашютистов поначалу носились на левой стороне груди (иногда и на комбинезонах). Впоследствии, с увеличением числа наград, знак перекочевал направо, где размещался вместе с гвардейским значком ниже орденов. Двубортные командирские шинели — темно-синие с кантами по вороту (петлицы на зимней форме одежды имели ромбическую форму). С ними носили такой же расцветки буденовки с голубой суконной звездой, на которую прикреплялась эмалевая звездочка. Эти предметы обмундирования носили с любой формой одежды (полевое зимнее предусматривало ношение вместо шинелей теплых комбинезонов). Позже синие шинели сменили обычные серые общевойсковые с авиационными знаками различия, а буденовку — командирская ушанка образца 1940 года со звездой...» Ненахов Ю. Войска спецназначения во второй мировой войне Глава 3. Советский Союз. Воздушно-десантные войска. Зарождение ВДВ http://militera.lib.ru/h/nenahov1/03.html Илья Мощанский. СЕРЬЕЗНЫЕ ПАРНИ СОВЕТСКИЕ ВДВ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ http://glory-id.narod.ru/airborne/airborne_library-article01.htm «...Под комбинезонами десантники носили повседневную общевойсковую форму одежды с голубым (авиационным) приборным цветом. Голубыми были петлицы для всех категорий военнослужащих (окантовка золотистая — у командиров и черная — для политработников, старшин, сержантов и рядовых). Командирское обмундирование отличалось голубыми кантами: последние шли по воротнику и верхнему краю обшлагов, а также по боковым швам темно-синих комсоставских галифе. Кроме того, командиры носили с этой формой темно-синюю (образца 1938 года) или защитного цвета (образца 1941-го) фуражку с голубыми кантами на тулье и околыше. Вначале к ней прикалывали красную звездочку, а с 1939 года введена особая авиационная кокарда — красная звезда, наложенная на двойную золоченую бухточку в центре вышитого золотой канителью лаврового венка. На тулье появились вышитые золотистые крылья со звездочкой в центре. Фуражка образца 1941 года не отличалась от предыдущей, но ее околыш стал голубым. Другим распространенным головным убором была темно-синяя пилотка с голубыми [402] кантами и такой же суконной звездой, поверх которой крепилась эмалевая красная звездочка...» Ненахов Ю. Войска спецназначения во второй мировой войне http://militera.lib.ru/h/nenahov1/03.html Отсюда и запись: "военнослужащий Отдельного батальона Д(есантных) О(пераций) штаба Крымского фронта и... Отдельный Батальон разведовательного отдела Северо-Кавказского фронта", т.е. Ющенко И.Ф. был не летчиком, а десантником! Тогда БЛУ прочитано неверно и это не летное училище, а пехотное училище - БПУ: Бакинское военно-пехотное училище им. С.Орджоникидзе Белоцерковское пехотное (стрелково-пулеметное) училище - г. Томск Бердичевское военно-пехотное училище Бердичевское (2-е) военно-пехотное училище - г. Тамбов Бобруйское военно-пехотное училище (дислоцировалось в пос. Киселевичи) Буйнакское военно-пехотное училище И еще...В качестве примера несколько фотографий курсантов летных училищ того времени. Везде видим "птички" в петлицах, а не буквы... Курсанты Чкаловского летного училища, 1940 год http://don-sky.org.ua/index.php?dn=photos&to=cat&id=22 Клименко Виталий Иванович, курсант Чугуевского военного авиационного училища лётчиков. Декабрь 1938 год. В отпуске на родине. В училище курсантам не разрешали носить синюю пилотку и "курицу" на рукаве, только перед отпуском нам выдали эту форму. Курсант ВАШСБ, июнь 1941 г. http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000014659 Курсант военно-авиационного училища в парадной форме, 1940 Фото курсанта авиашколы. Канск, 31/V - 1941 год Курсант Краснодарского летного училища Пунёв. 1940 год. Фотография была сделана в ателье г.Краснодара. http://www.airforce.ru/history/ww2/punev/part1.htm?bcea3980?9dec2240 Курсант Краснодарского Училища Штурманов - КУШ Рапопорт Б.Э. весна 1941 года, Краснодар Да и на сайте Военно-Исторического Клуба "Выстрел" на странице "Шифровки" нет ни одного фото курсантов авиаучилищ с буквами в петлицах http://mechcorps.rkka.ru/vik-vistrel/Libros/Shifr/cifra.htm
82-й: Авиация носила голубые петлицы с черным кантом у начсостава и красноармейцев. Эмблема - крылатый пропеллер - мало отличалась от современной. На многих фотографиях 30-х гг. можно разглядеть авиационные эмблемы конца 20-х-острокрылые, большего размера и посеребренные. В 1937 г. стали создаваться военные училища. Для курсантов ввели петлицы цветом по роду войск с прямыми металлическими литерами, например: ХВУ, ВХУ, МПУ (соответственно - Харьковское военное, Военно-хозяйственное и Московское пограничное училища). Слушателям Военно-юридической академии полагались буква А и щит с мечами. В петлицах младших командиров-курсантов перед литерами крепились эмалевые треугольники, обозначавшие воинское звание. http://zw-observer.narod.ru/books/uniform/rkka.html Однако, могли ли курсанты БПУ стать лейтенантами ВВС? Под одним фото : курсанты БЛУ Ющенко И. Ф. и его друг Под другим фото: лейтенанты Ющенко Иван Филимонович и его друг, дата 30.01.1942г. Фуражки-то у товарищей командиров явно ВВСсовские. Правдоподобнее считать их в прошлом курсантами Летного Училища, а не Пехотного.
82-й: Приказ НКО № 87 от 5.4.40 Ввести к 1 мая 1940 года для курсантов военных училищ и полковых школ петлицы утвержденного мною нового образца. Начальнику снабжения Красной Армии дать описание новых петлиц и обеспечить снабжение ими военных училищ и полковых школ. Народный комиссар обороны Маршал СССР С. Тимошенко. Описание петлиц для курсантов военных училищ и полковых школ Красной Армии. Петлицы для курсантов военных училищ. Цвет петлиц по родам войск. Петлицы имеют суконный кант, установленный для соответствующего рода войск, красную полоску шириною 1 см, идущую параллельно канту, и ниже ее галун (двухпроцентного золочения и серебрения), шириною 0,5 см. Размеры петлиц в пришитом виде: а) шинельные - длина с угла на угол 11 см, ширина - с угла на угол 8,5 см, длина окантованной стороны - 6,5 см, ширина окантовки петлиц - 0,25 см. б) гимнастерочные: длина 10 см и ширина вместе с окантовкой 3,25 см. На петлицах носятся - эмблема, присвоенная по роду войск и заглавные прописные буквы названия училища (трафарет). Буквы изговтоляются из желтого металла, размером по высоте - 1,2 см и по ширине - 1 см. Курсанты военных училищ, исполняющие обязанности младших командиров, носят кроме того присвоенные им знаки различия. Петлицы для курсантов полковых школ. Цвет петлиц по родам войск. В верхнем углу петлиц имеется треугольник из красного сукна, высота которого 2,4 см и основание 2,5 см. Петлицы имеют по середине красный просвет, шириною на шинельных - 1см, и гимнастерочных - 0,5 см. Размеры петлиц - общеустановленные. На петлицах носятся эмблемы просвоенные по роду войск. Начальник Управления вещевого снабжения комбриг Власов Военный комиссар Управления вещевого снабжения полковой комиссар Баюков http://www.ww2.ru/forum/lofiversion/index.php/t13208.html К чему все эти выборки из Сети? А к тому, что в 1937 и в 1940 годах для курсантов военных училищ были положены к ношению петлицы с заглавными прописными буквами названий училищ, в которых они учатся. Таким образом мы имеем кроме прочих разных аббревиатур на разных фото два фото, на которых есть курсанты с довольно отчётливыми буквами на петлицах ЛУ и БЛУ (см. фото в сообщении 923 на данной странице). Нет оснований не считать их курсантами лётных училищ. Согласен, что на первом фото петлицы полностью соответствуют описанию для 1937 года: буквы ЛУ и сержантские треугольники. Согласен, что на втором фото на петлицах кроме букв БЛУ больше ничего нет. Согласен, что на первом фото курсанты в Х/Б, а на втором фото в П/Ш. Но на обоих фото фуражки у курсантов идентичны. Различия возможны, мало того, они вероятны. Пример различий из более близкого времени и от современника событий. В 1973 году в ШМАС №5 курсанты ходили в фуражках, а на погонах у них букв СА не было вообще. После 1973 года в ШМАС №5 курсанты ходили в пилотках, а на погонах были буквы СА. Для чего и надо публиковать на Форуме воспоминания, а то ещё через тридцать лет кто-то будет сомневаться, что мы учились в ШМАС, по причине отсутствия букв СА на погонах.
Admin: 82-й пишет: К чему все эти выборки из Сети? А к тому, что в 1937 и в 1940 годах для курсантов военных училищ были положены к ношению петлицы с заглавными прописными буквами названий училищ, в которых они учатся. Таким образом мы имеем кроме прочих разных аббревиатур на разных фото два фото, на которых есть курсанты с довольно отчётливыми буквами на петлицах ЛУ и БЛУ (см. фото в сообщении 923 на данной странице). Нет оснований не считать их курсантами лётных училищ. Ну, во первых, это только другая версия. Во вторых, если на снимке курсантов с буквами ЛУ в петлицах первая буква явно Л, то на снимке курсанта Ющенко вторая буква на петлицах больше похожа на П. Фуражка на курсантах больше похожа на общевойсковую, на снимках же курсантов авиаучилищ они в основном в пилотках. Но буква Л еще не означает, что училище было Летным, скорее всего это первая буква в названии города, где дислоцировалось это училище! 82-й пишет: Фуражки-то у товарищей командиров явно ВВСсовские. Так десантники тоже носили фуражки подобные ВВС: ...Кроме того, командиры носили с этой формой темно-синюю (образца 1938 года) или защитного цвета (образца 1941-го) фуражку с голубыми кантами на тулье и околыше. Вначале к ней прикалывали красную звездочку, а с 1939 года введена особая авиационная кокарда — красная звезда, наложенная на двойную золоченую бухточку в центре вышитого золотой канителью лаврового венка. На тулье появились вышитые золотистые крылья со звездочкой в центре. Фуражка образца 1941 года не отличалась от предыдущей, но ее околыш стал голубым. Другим распространенным головным убором была темно-синяя пилотка с голубыми [402] кантами и такой же суконной звездой, поверх которой крепилась эмалевая красная звездочка...» Ненахов Ю. Войска спецназначения во второй мировой войне http://militera.lib.ru/h/nenahov1/03.html А командиров десантных подразделений до Великой отечественной готовили в основном в военных пехотных (стрелковых, пулеметных и др.) и военно-политических училищах, хотя были случаи, когда командирами-десантниками становились и выпускники авиационных училищ-штурманов... ...Ранним утром 12 января 1943 года Петр Васильевич получил повестку в Кадомском райвоенкомате с уведомлением о том, что направляется в Южно-Уральское пулеметное училище в город Благовещенск. Вместе с ним были призваны кадомчане Геннадий Павлович Ширинский и Василий Николаевич Глотов, которые в дальнейшем служили не только в одном батальоне, но и в одной роте, а Глотов даже и в одном взводе. В июне их перевели в воздушно-десантную бригаду в город Яхрома Московской области, куда были собраны курсанты различных военных училищ. И начались для бойцов изнурительные тренировки, где не было ни минуты свободного времени: занятия по самоокапыванию, передвижению по полю боя – днем и ночью, самозащита, рукопашный бой, сборка оружия и еще многие навыки доводились до автоматизма. Но больше всего курсанты ждали прыжков с парашютом. Знакомство с небом оказалось испытанием не только физической подготовки и морально-волевых качеств, но и проявлением находчивости и мужества... http://www.veniz.ru/k/ht/dk-warmen-namestnikov.html
82-й: Разнообразие курсантской формы той поры. Курсант лётной школы Взоров (1934 год). http://www.airforce.ru/history/prewar/vzorov/index.htm Романенко – курсант лётного училища. (1934 год) http://atheismru.narod.ru/humanism/journal/37/mironov.htm Курсант лётной школы Черепанов (1941 год). http://www.iremember.ru/content/view/638/5/lang,en/ Курсанты летного училища - Тимур Фрунзе, Владимир Ярославский (сын советского партийного деятеля Емельяна Ярославского-Губельмана) и Степан Микоян; довоенный снимок. http://vikond.comtv.ru/miko.htm
Admin: 82-й пишет: Разнообразие курсантской формы той поры. А где буквы? На петлицах либо ничего, либо "птица"...Нет, нашлась все же одна с буквами, но и с "птичками" тоже: Качинская военная школа пилотов? Или может одна из следующего списка: Кагановичская военная школа пилотов Кировабадская военная школа пилотов Ковельская военная школа пилотов Коростенская военная школа пилотов Купечская военная школа пилотов http://mechcorps.rkka.ru/vik-vistrel/Libros/Shifr/cifra.htm 82-й пишет: Романенко – курсант лётного училища. (1934 год) Нет ни одного намека на фуражку общевоинского образца. Даже она с авиационной символикой...
Admin: Что же, мнения разделились...Попробую отстоять свою версию. Из истории России известно, что только летчики Белой гвардии воевали в наземных частях в период Гражданской войны из-за отсутствия аэропланов (кажется из них был сформирован целый батальон, участвовавший в боях на юге России). Попасть в состав пехотных или десантных подразделений советский летчик-офицер мог только в середине 30-х годов, "...когда авиадесантные части РККА были представлены БОНами (Батальон особого назначения в составе ВВС) и ОСНАЗами (внештатный отдельный батальон особого назначения при стрелковой дивизии в составе Сухопутных войск)... В 1936 году было принято решение сформировать на базе многочисленных отдельных батальонов авиационные бригады особого назначения (АБОН). По одной бригаде создавалось в Белорусском и Киевском округах, а в составе Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии - три отдельных авиационных полка особого назначения (АПОН). В 1938 году эти соединения и части были преобразованы в воздушно-десантные. Согласно уставам 1936 и позже 1940 годов, а также ряда других нормативных документов, основной тактической единицей ВДВ являлась воздушно-десантная бригада. Численность ВДБ равнялась 4000 человек, она состояла из четырех воздушно-десантных батальонов (700 человек) и подразделений поддержки и обеспечения. В 1938 году отдельные полки были влиты в состав бригад, а число самих бригад достигло шести... ...С апреля 1941 года в СССР началось формирование воздушно-десантных корпусов со следующей структурой: штаб, три воздушно-десантные бригады, артиллерийский дивизион, танковый батальон (48 танков) и подразделения обеспечения. На вооружении бригад и корпусов состояло стрелковое вооружение РККА «общепехотных» образцов (однако насыщенность автоматическим оружием с начала войны в частях ВДВ значительно превышало пехотную), 50- и 82-мм минометы, 45-мм противотанковые и 76-мм горные пушки, ранцевые огнеметы и плавающие танки Т-38, Т-40. Ни танки, ни артиллерийские орудия в десантных операциях советских ВДВ не применялись, а в 1942 были и вовсе сняты с вооружения корпусов, в которых осталось только три минометных дивизиона... ...Летом 1942 года Воздушно-десантные корпуса переформированы в гвардейские стрелковые дивизии, из которых девять дивизий направлены на Сталинградский и один - на Северо-Кавказский фронты... Кроме того, в состав Сталинградского фронта направлена 13-я гв. стрелковая дивизия (командир генерал-майор А. И. Родимцев). На Северо-Кавказский фронт из состава воздушно-десантных войск направлены пять маневренных вдб (воздушно-десантный батальон) и один вдп (воздушно-десантный полк)... ...Дальняя бомбардировочная авиация (ДБА), формирование которой началось с принятием на вооружение ТБ-3, с самого начала своего существования стала применяться и как военно-транспортная. С участием ТБ-3 проводился ряд крупных учений и маневров с выброской значительных парашютных десантов. Перед войной средства транспортировки личного состава и техники ВДВ организационно входили в части Авиации особого назначения (АОН), впоследствии ее сменила Авиация дальнего действия (АДД) ВВС, включавшая в себя тяжелые бомбардировщики и военно-транспортные самолеты (в том числе и Ли-2). Кроме того, значительным количеством транспортных машин располагали вспомогательные части Гражданского воздушного флота (ГВФ), с начала Великой Отечественной действовавшие в интересах РККА. В ГВФ были сформированы отдельные полки, работавшие на фронтах, и даже транспортные авиационные дивизии (как, например, 1-я трад ГВФ, впоследствии 10-я гвардейская, базировавшаяся во Внукове под Москвой)..." Ненахов Ю. Войска спецназначения во второй мировой войне http://militera.lib.ru/h/nenahov1/03.html Одно дело послать недоучившихся курсантов авиаучилищ и авиашкол в пехоту, другое просто так списать летчика-офицера в пехоту, лично мне такие случаи не известны! Это было возможно только по состоянию здоровья или серьезной провинности летчика. Вот случаи перехода (переучивания) военнослужащих из десанта (пехоты) в летчики встечались в Великую Отечественную, да и Первую мировую гораздо чаще... Еще раз прошу обратить внимание на сообщение Юрия: Фамилия: Ющенко Имя: Иван Отчество: Филимонович .................................... Последнее место службы: СКФ 2 Р отд. параш. Б Воинское звание: лейтенант .......................................... Источники информации: ЦАМО ------------------------------------------ СКФ 2 Р отд. параш. Б - Северо-Кавказский фронт, 2-й разведывательный отдельный парашютный батальон или, может быть, 2-я рота отдельного парашютного батальона? Комбатом он вряд ли мог быть, а вот ротным - вполне возможно!
МИГ: Главным отличием командиров-десантников от летчиков стало отсутствие на левом рукаве эмблемы (крылатый пропеллер и перекрещенные мечи), которая являлась отличительным знаком пилота. В отличие от нынешних ВДВ, на петлицах крепилась обычная авиационная эмблема: пропеллер и крылышки. Обратите внимание - у лейтенанта справа (друга Ющенко) на левом рукаве нет эмблемы летчика. Значит - десант? Но в то же время разделяю мнение 82-го - в те времена не было такого единообразия в форме, как в 70-е и дальнейшие годы. Вспомните про системы спецзваний и формы в НКВД, у политсостава, военных инженеров, госбезопасности, административной службы и т.д. МИГ. http://militera.lib.ru/h/nenahov1/03.html
82-й: Не для спора, а токмо для рассуждения и наблюдения. Если на фото стоит дата 30.01.1942 года. То мы все знаем каково было на фронтах и в тылу тяжело. На фото два командира выглядят достаточно ухоженно и упитанно. (НИЧЕГО ОСУЖДАЮЩЕГО! Просто наблюдение.) Лётчики снабжались питанием лучше всех в РККА. Кстати, это касалось только тех кто непосредственно принимал участие в боевых вылетах. Лётчики не ползали на передке по земле. Лётчики сфотографированы в высоком помещении, а не в блиндаже. У них на лицах нет напряжения. Они улыбаются. Они чисто выбриты. У них чистая форма п/ш. Кстати, само фото раскрашено. Или даже цветное? Это, однако, признак какого-никакого фотоателье? Что мы скажем про десант? Не могу представить десантников, которыми в морозном январе 1942 года не "затыкали" бреши в обороне. Если же та информация, которую представил уважаемый Юрий, относится к нашему лейтенанту, то о чём рассуждать? Светлая память павшим!
Admin: 82-й пишет: Если на фото стоит дата 30.01.1942 года. То мы все знаем каково было на фронтах и в тылу тяжело. На фото два командира выглядят достаточно ухоженно и упитанно. (НИЧЕГО ОСУЖДАЮЩЕГО! Просто наблюдение.) Лётчики снабжались питанием лучше всех в РККА. Кстати это касалось только тех кто непосредственно принимал участие в боевых вылетах. Лётчики не ползали на передке по земле. Лётчики сфотографированы в высоком помещении, а не в блиндаже. У них на лицах нет напряжения. Они улыбаются. Кстати, само фото раскрашено. Это, однако, признак какого-никакого фотоателье? Ничего удивительно! Скорее всего резерв штаба фронта. В апреле 1942 г. когда он регирировал брак...числился... военнослужащим Отдельного батальона Д(есантных) О(пераций) штаба Крымского фронта. Фото явно постановочное и делал его профессиональный фотограф, но в верней части снимка видна не то внутренняя отделка досками (жел/дор. вагон?), не то внешний угол деревянного строения, возможно темный занавес был подвешен на проволоке на стойках прямо на улице. Фотография действительно была подвергнута цветной ретуши, это было модно вплоть до появления цветной фотографии, но не факт, что там же. Возможно это сделала жена (отнесла в фотоателье) уже в мирные годы...
МИГ: Посмотрите на героиню. Кстати эмблема сохранена уже при погонах. Еще раз про эмблему на рукаве. У ухоженных командиров должна была бы быть. Особенно у молодых. Т.О. - летчики - не очевидно. МИГ. http://fotki.yandex.ru/
82-й: Сдаётся мне, что к моменту, когда на плечах героини появились погоны, нарукавная эмблема была упразднена.
Admin: МИГ пишет: Еще раз про эмблему на рукаве. У ухоженных командиров должна была бы быть. Особенно у молодых. Поддерживаю и одобряю! Даже курсанты-салаги стремились щеголять с "курицей" на рукаве, как уже цитировалось здесь на теме...
82-й: Ребята! Ну какие лейтенанты отирающиеся при штабах инструкторами по парашютной подготовке? Это же война. Там вам не здесь. На передовой взводами командовать было некому.
Admin: 82-й пишет: Сдаётся мне, что к моменту, когда на плечах героини появились погоны, нарукавная эмблема была упразднена. Посмотрите здесь: http://www.rkka.ru/uniform/files/vvs17.htm
82-й: Несмотря на отмену нарукавного знака ВВС в январе 1943 года, многие летчики продолжали носить его до конца войны.Не знаю. Может и так. Это надо у современников спрашивать.
Admin: 82-й пишет: Ребята! Ну какие лейтенанты отирающиеся при штабах инструкторами по парашютной подготовке? Это же война. Там вам не здесь. На передовой взводами командовать было некому. Почему бы и нет? Резервы были не только у Ставки Верховного Главнокомандующего, но и у любого командующего фронтом и бросали их в бой только в наиболее трудные моменты сражений. Прочитайте почему операции на Керченском полуострове закончились неудачей: К. Симонов писал: «Я был на Керченском полуострове в 1942 г. Мне ясна причина позорнейшего поражения. Полное недоверие командующим армией и фронтом, самодурство и дикий произвол Мехлиса, человека неграмотного в военном деле... Запретил рыть окопы, чтобы не подрывать наступательного духа солдат. Выдвинул тяжелую артиллерию и штабы армии на самую передовую. Три армии стояли на фронте 16 километров, дивизия занимала по фронту 600-700 м, нигде и никогда потом я не видел такой насыщенности войсками. И все это смешалось в кровавую кашу, было сброшено в море, погибло только потому, что фронтом командовал безумец...» (Симонов К. Уроки истории и долг писателя //Наука и жизнь. 1987. № 6)... http://www.hrono.ru/biograf/mehlis.html В дополнение... Сражения на Керченском полуострове и в районе Харькова http://www.istorya.ru/book/ww2/224.php
82-й: Член военного совета Львов в "Живых и мёртвых" (прототипом которого был Мехлис) Симоновым подавался совершенно не похожим на безумца.
Admin: 82-й пишет: Член военного совета Львов в "Живых и мёртвых" (прототипом которого был Мехлис) Симоновым подавался совершенно не похожим на безумца. Всё это откровения хрущёвской оттепели. Меняются времена, меняются нравы... Почитай тогда... «Мы закатим немцам большую музыку...» Наступление на Керченском полуострове (январь — апрель 1942 г.) Исаев Алексей Валерьевич. Краткий курс истории ВОВ. Наступление маршала Шапошникова http://militera.lib.ru/h/isaev_av4/08.html А.М.Василевский "Весна и лето 1942-го" http://infoart.iip.net/politic/yugoslav/vov/vas2/vas03009.htm Второе керченское сражение и крушение планов освобождения Крыма http://www.igstab.ru/materials/other/UL_Kerch.htm
82-й: Старое фото. Проверенное фирмой на предмет подлинности. Нарукавные нашивки. У кого они есть. У кого их нет. Можно строить предположения. Но не утверждения.
Admin: 82-й пишет: Нарукавные нашивки. У кого они есть. У кого их нет. Можно строить предположения. Но не утверждения. Отсутствие нашивки - это только зацепка, которая заставила повернуть ход мысли в другом направлении... В 1942 году военно-транспортная авиация уже была отделена от ВДК, хотя они были еще не отдельный род войск, как сейчас ВДВ. Все дело в месте службы, что меня сразу напрягло: Последнее место службы: СКФ 2 Р отд. параш. Б СКФ 2 Р отд. параш. Б - Северо-Кавказский фронт, 2-я рота отдельного парашютного батальона. Невероятным кажется сам факт, что в то время военный летчик - офицер (!) мог сидеть в резерве штаба фронта и воевать в наземных и даже в парашютных частях, если только он не был ранен и/или отстранен от полетов по каким-либо другим причинам...но нашивок, обозначающих ранение что-то не видно...
Юрий: Ющенко Иван Филимонович, согласно донесению о безвозвратных потерях, был командиром 2 роты отдельного парашютного батальона. Документ в оригинале не скачивается и показать его не удалось. В этот же день погибли и зам. ком. 2 роты и все командиры взводов этой роты и командир взвода разведки. В этом документе только начальствующий состав.
82-й: Занятно. На крайнем фото почти у всех летчиков на гимнастёрках значки - парашюты. За прыжки.
МИГ: Прыжки для летчика - обязательно.В те годы прыгали с охотой - романтика,постижение нового. Во время нашей службы - наши летуны хотели не очень.Объяснение - летчик должен летать,а не прыгать. МИГ.
Admin: 82-й пишет: Занятно. На крайнем фото почти у всех летчиков на гимнастёрках значки - парашюты. За прыжки. Какой же ты летчик, если не умеешь прыгать с парашютом? А документ, полученный Юрием из известного источника, я все же извлек и разместил его на radikal.ru Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава разведывательных органов бывшего штаба Крымского фронта с 10 по 20 мая 1942 года. Как я и предполагал, Ющенко Иван Филимонович был командиром 2-й роты отдельного парашютного батальона. Молодой лейтенант - бывший детдомовец, в свои 22 года (может даже неполных) - ротный командир (!), на майорской, минимум капитанской должности! Десантник!! Разведчик!!! Есть чем гордиться!. Вечная память героям, особенно молодым, им, не успевшим насладиться жизнью, не долюбившим, не дождавшимся своего счастья!!! Будем помнить всегда тех, кому мы обязаны своей жизнью! И по праздникам пусть чаще звучит тост в их честь - За ТОГО ПАРНЯ!
Юрий: http://www.obd-memorial.ru/ Не забывайте про эту возможность - электронная база Минобороны. Документы можно просмотреть ,ну и есть способы себе оставить образец, но наш форум их не воспринимает. Я через WORD хотел его показать , но там около 2 Мб и я ссылку убрал,хотя Админ ее успел увидеть. По поводу прыжков согласен с МИГом . У летчиков прыжки были обязательными и они действительно не хотели прыгать (боялись)и даже нам предлагали вместо них сигануть самолета . В Чирчике их сбрасывали с АН-2 в районе нашего аэродрома. И,кстати ,опасения были не беспочвенными. Летчик нашей эскадрильи заработал винтовой перелом ноги при приземлении на кучу металлома в районе ТЭЧ , а замполит 3 эскадрильи повредил кобчик при посадке.Так что потом госпиталь и долгая реабилитация,а мне досталась бутылочка коньяка,когда наш летчик после выздоровления сделал первый вылет на моем самолете. Я же как парашютист не состоялся из-за зрения так как мы все таки поперлись за справкой на прыжки в медсанчасть.
82-й: Эх, друзья мои, я в мягкой форме намекал на отсутствие оных прыжковых значков на фотографии у парашютистов-десантников, про которых вы всё время говорите... В советское время и генералы ВДВ прыгали в обязательном порядке.
МИГ: Нет эмблем,нет значков... -"Ну что скажете об этом, Ватсон?" -"Запутанное дело,Холмс..." МИГ.
Admin: 82-й пишет: Эх, друзья мои, я в мягкой форме намекал на отсутствие оных прыжковых значков на фотографии у парашютистов-десантников, про которых вы всё время говорите... В советское время и генералы ВДВ прыгали в обязательном порядке. Прыгали все, но не все значки носили... Зато "курица" на рукаве наблюдается даже у курсантов!
Хан: Для наших летунов - обязательные прыжки тоже были все-равно, что серпом по я.... Даже их четверостишье вспомнилось, что-то типа: Телом воздух рассекать, Не решить задачу, Можно жизнь свою отдать, Не за хрен собачий. Пригали и разлетались кто куда. Один умудрился приземлиться на пивбар в городке и тоже сломать себе ногу.
Юрий: Не зацикливайтесь на парашютных значках. Их и в наше время летчики практически не носили. Да и "достать" даже при наличии удостоверения о прыжках не всегда получалось . У нас на аэродроме во время прыжков сидело до нескольких сотен парашютистов ("Партизаны") и с ними же летчики наши прыгали и значков почти ни у кого не было,а у кого были, обменивали на наши "Отличник ВВС ". Вот так в моей коллекции появились два значка за первый прыжок-маленький и большой с подвеской. А эмблема на рукаве авиационная была шикарная -шита серебром и шелком и пришивалась на рукав как шинели так и гимнастерки. Но опять же надо было доставать, т.к гимнастерки были общевойсковые. Мне она досталась от дяди моего отца,который был инженером-испытателем до и после войны .К сожалению во время последнего переезда где-то затерял, остался только на память знак ГТО,что на цепочке и кубарь один с петлиц,а было шесть. Знаки "Ворошиловский стрелок" тоже любили носить до войны.
МИГ: Еще раз о сложности определения принадлежности военнослужащих к виду вооруженных сил. Посмотрите на военные фото - у летчиков на кожаных регланах нет эмблем,т.е. "куриц",а у реконструкторов ( первое цветное фото) - есть.На втором они соблюли достоверность.Т.е. реконструкторы делали форму - "как должно быть",а на фронте у летчиков форма была "как есть". Вывод напрашивается такой - основой для правильного определения являются архивные материалы,записи о прохождении службы.ФОТО - не может быть основным и определяющим фактором. http://www.rkka.ru/uniform/files/i_vvs.htm МИГ.
Ангелина: Здравствуйте, брат моей бабушки - Пугачев Павел Петрович 11.12.1920 г.р закончил летную школу (кажется Ярославскую) попал на фронт и пропал безвести 14 мая 1942 года под Керчью. Выяснила что он погиб в плену в Польше в шталаге 8 в 3 августа 43 года, но почему-то в карточке указано, что он служил в 530 сп 156 сд (1ф). Может ли летчик быть в стрелковой дивизии. Кто может пояснить или владеет еще какой информацией- БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА!
Юрий: Уважаемая Ангелина! В начале мая 1942 г.,если верить архивным документам и воспоминаниям ветеранов, в Крыму сложилась сложнейшая обстановка. Задержать наступление противника для эвакуации на материк войск поручалось в том числе и 51-й армии ,в состав которой входил 530 СП 156 СД. многие части в это время пополнялись людьми из других разрозненных частей: "После неудачной попытки остановить наступающего противника на линии Турецкого вала, командование Крымского фронта вынуждено было принять решение об оставлении Керченского полуострова. Учитывая сложившуюся ситуацию, был отдан приказ о последовательной обороне двух рубежей, оборона первого из которых (м.Тархан - пос.Катерлез - Керчь-порт) была уже нереальной ввиду захвата к этому моменту противником большей его части. Поэтому бои, позволившие выиграть время для эвакуации основной массы войск, развернулись на рубеже: высоты 95,1 - 133,3 – Аджимушкай - Колонка, удержание которого «во что бы то ни стало» ранее было возложено на 51-ю армию. Общее руководство обороной этого участка было возложено на начальника отдела боевой подготовки штаба Крымского фронта полковника П. М. Ягунова, который 14 мая был назначен заместителем начальника штаба фронта и в этот же день начал формировать отдельные батальоны и ударные группы из личного состава резерва. Основу этого отряда, кроме командиров и политработников резерва и личного состава 1-го фронтового запасного полка, составили несколько сотен курсантов военных училищ, бойцы и командиры 276-го стрелкового полка НКВД и 95-го пограничного полка, 1-й и 2-й батальоны которого закрепились на позициях севернее Аджимушкая, а также военнослужащие различных родов войск из частей и соединений фронта, которые «уже 13 мая стали заполнять проходы каменоломен». Брат вашей бабушки попал в плен как раз в начале наступления фашистов(я понял,что вы уже видели немецкую карточку из концлагеря с фото вашего родственника). В карточке указано воинское звание -младший сержант- и скорее всего он заканчивал Ярославскую школу стрелков-радистов. Она есть в нашем списке ШМАС. Так,что во время отступления он вполне мог оказаться и в стрелковой части - вспомните "Живые и мертвые" К.Симонова. http://www.kerch.com.ua/articleview.aspx?id=4466
Ангелина: Здравствуйте, Юрий! Огромное спасибо за ответ, обескураживает, то что он летал на ПЕ-2 (иначе пешках), жаль фото с самолетом не сканируется, но попытаюсь выложить его фото в летной форме, почему же он в концлагере назвал стрелковый батальон. В семье бытует предположение, что он побоялся что его убьют сразу узнав, что он летчик. Так же по воспоминаниям прадеда (Пугачева Петра Арефьевича, кстати он был другом С.Буденого и комиссаром Петрограда) Павел имел много прыжков с парашюта и у него был значек Ворошиловского стрелка. Прадеду в поисках пропавшего сына (несмотря на связи) везде было отказано, сами понимаете, в то время это было своего рода клеймо.
Admin: Ангелина пишет: ...обескураживает, то что он летал на ПЕ-2 (иначе пешках), жаль фото с самолетом не сканируется, но попытаюсь выложить его фото в летной форме. Почему же он в концлагере назвал стрелковый батальон? В семье бытует предположение, что он побоялся, что его убьют сразу узнав, что он летчик. Почему обескураживает? ПЕ-2 - серьезный бомбардировщик, по свидетельствам пилотов и стрелков-радистов, летавших на нем, - "БОМБАРДИРОВЩИК, КОТОРОГО БОЯЛИСЬ ИСТРЕБИТЕЛИ". А что с фото самолета? Какие проблемы со сканированием? Вполне возможно он был сбит и приземлился на территории занятой врагом, был ранен, потерял сознание, но до захвата в плен мог сжечь или спрятать комбинезон и удалить опознавательные знаки с обмундирования. Действительно шансов выжить у него было бы гораздо меньше, если бы его захватили как члена летного экипажа...
Ангелина: Альбом очень толстый, "отодрать" фото от листа альбома не представляется возможным, оно крошится, хотела его перефотографировать, но разрешение оставляет желать лучшего вообщем, засвечивается. обескураживает вот именно-то, что летая на ПЕ-2 он за год войны так и остался (как указано в лагерной карточке младшим сержантом) По рассказам родственников, письма перестали приходить с конца апреля 42 года.
Юрий: По поводу ПЕ 2 посылаю ссылку на файл с сайта" солдат.ру". Это был грозный самолет -бомбардировщик конструктора Петлякова , который,благодаря своей конструкции,наносил бомбовые удары с пикирования. http://slil.ru/28082611 Ну, а при попадании в плен ,при отсутствии документов , можно было называть любую известную часть. 530 стрелковый полк входивший в состав 156 стрелковой дивизии размещался в Крыму еще перед войной и отступал к Керчи вместе со всеми обороняющимися частями, поэтому могло быть два пути: 1. Вашего родственника оставшегося "безлошадным" привлекли в стрелковую часть для того,чтобы задержать противника и дать основным силам армии перебраться на материк и во время боев он попал в плен,т.к. там много было немцами от своих отрезано чатей и подразделений и не все могли уйти в каменоломни, где также потом погибли.2 Или ,как написал АДМИН он попал в плен после того,как сбили самолет и назвал известную ему стрелковую часть, т.к., а это известно из истории, летчиков немцы мягко говоря не любили.
Ангелина: Спасибо Юрий и Админ за помощь и за ссылку! у нас с мужем растут 3 сына и, думаю, придет время они заинтересуются прошлым родственников, а война - это вообще нескончаемая тема. Сколько бы мы не узнавали новых фактов - белые пятна истории всегда привлекали и будут привлекать.Еще раз спасибо.
Admin: Вот небольшой рассказ о ЯВАШСБ (Есть телефон и адрес школы! Попробуйте связаться (ссылка в конце цитаты)): ...Ученикам 80-х удалось узнать, что в здании школы (ул. Б. Федоровская, 62 ) в 1940 году была сформирована Ярославская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров. Ребята с учителями создали поисковую группу Ученики из группы "Поиск" вели переписку с бывшими курсантами ЯВАШСБ, встречались с ними на земле Ярославской и Ленинградской. В школьном архиве есть письма ленинградского военного историка Абрамова В.В., который занимался поисками участников борьбы за Керчь и таким образом вышел на Ярославскую школу стрелков-бомбардиров, выпускники которой воевали в Крыму. Так получилось, что на некоторое время у нас была потеряна связь с бывшими курсантами ЯВАШСБ. Сейчас мы ведём переписку с Белостоковым С.В. К сожалению, из 1500 курсантов ЯВАШСБ в 1991 г. в живых осталось лишь 17, а к 2002 году — 6, а на 23 февраля 2006 года – 3. Годы, ранения дают о себе знать. В школьном архиве есть письма Сельдинина Сергея Николаевича. Из его писем мы узнали, что бывшие курсанты Ярославской авиационной школы воевали на Крымском, Северо-Кавказском, Сталинградском, Донском фронтах, в Аджимушкайских каменоломнях. Их подвиг описан в произведениях Мелкова Л. А. "Керчь", Н. Камбулова "Аджимушкай", В. Карпова "Полководец". В школе хранятся альбомы об истории ЯВАШСБ, фотографии курсантов. 22 июня 1941 года Гитлеровская Германия вероломно, без объявления войны, напала на Советский Союз. Долгих 1418 дней и ночей советские люди защищали свою свободу и независимость, спасая мир от фашистской чумы. Ещё перед войной, в 1940 году коммунистическая партия и ленинский комсомол объявили призыв, дать стране 1500 лётчиков. По этому призыву в Ярославль со всей страны: из Ленинграда, Пскова, Красноярского края приезжают юноши, чтобы освоить нелёгкое, но необходимое стране лётное мастерство. "Когда мы стали курсантами,- вспоминает Сергей Николаевич Сельдинин— жили в бывших юнкерских казармах, а обучались в 53-ей школе. Это был учебно-летный отдел.На первом этаже, вдоль стены стояли авиабомбы весом от 500 гр. до 2-ух тонн. В конце коридора был установлен турник, на котором все курсанты авиашколы выполняли различные, сложные физические упражнения. Обучение было очень напряженным, учащиеся ЯВАШСБ изучали около 30 специальных предметов (баллистика, бомбометание и другие). В одном из кабинетов была оборудована кабина самолета, с приборами необходимыми штурману. Под кабиной двигалось огромное полотно с панорамой окрестностей Ярославля. Было ощущение полёта, а когда должны были сбрасывать бомбы, тут же загорались лампочки для обозначения точности попадания. На верхнем этаже в кабинете с зашторенными окнами, курсанты изучали секретный скорострельный авиационный пулемет. Учёба была интересной и напряженной, требовала полной отдачи". В настоящее время мы ведем переписку с оставшимися в живых курсантами, поздравляем их с праздниками, отправляем подарки, а 2004 году наша поисковая группа ездила в Санкт- Петербург на встречу с ними. Переписываясь с бывшими курсантами, мы видим пожилых людей, с добрыми лицами и открытой душой, полных оптимизма и жизненной энергии. И трудно поверить в то, что эти люди, будучи совсем молодыми юношами, прошли войну, самую кровопролитную и страшную за всю историю человечества. На их долю выпали испытания, не жалея себя, они спасали Родину. Сколько полегло их на той войне, сколько невзгод и страданий им пришлось пережить в свои молодые годы. Но не даром говорят, что у русских широкая душа и, собрав в воедино последние силы, они выстояли в этом неравном бою, и благодаря той самой душе, эти молодые, казалось бы, неокрепшие люди не потеряли жизнелюбие, доброту и веру, которая до сих пор помогает им в жизни... http://76202s053.edusite.ru/ Скорее всего в "сержантский период в авиации" и штурманы из школ тоже выпускались сержантами. Чаще всего для продолжения обучения в штурманских школах (курсах) набирали выпускников стрелков-радистов. Из рассказов ветеранов: "...В армию призвали в декабре 1942 года, 18 лет мне еще не было. Направили под Ульяновск в г. Чердаклы в ОШМАС № 65 (Окружная школа младших авиационных специалистов). Получилось так, что учился я на стрелка-радиста бомбардировщика в сумме более года, но в ОШМАС №65 – пробыл только до апреля 1943 года... ...Однажды в апреле 1943 года построили нас по тревоге, отсчитали 50 фамилий, в том числе и мою. Дали 2 часа на сборы, и вещмешки на спину. На слуху у всех тогда «Сталинград» был. «Неужели и нас?…». Из Ульяновска в товарном вагоне доехали до Куйбышева. Лейтенант ушел оформлять документы и вернулся часа через два. «До отправления поезда остался час, обедать». Пообедали по продовольственному аттестату на вокзале...Приехали в Ташкент, и отправились далее в Карши Узбекской ССР, в школу летчиков-штурманов, переведенную туда из Рязани. Это та самая Рязанская школа штурманов ВВС РККА, базировавшаяся на аэродроме Дягелево...". И немного о военных буднях стрелков-радистов... Война застала Михаила Пудича, закончившего школу младших авиаспециалистов в Славгороде, совсем еще юнцом - ему тогда не было и 20 лет. Первый же боевой вылет для только начинающего нюхать порох стрелка едва не стал последним. Во время ознакомительного полета над парящим в небе Пе-2 откуда ни возьмись возникли два немецких самолета. Изрядно напичкав "свинцовым горохом" корпус советского бомбардировщика, машины со свастикой растворились в небе, а наш экипаж был вынужден совершить аварийную посадку. И что любопытно - пулеметная очередь прошлась по обеим сторонам кабинки радиста, при этом не задев самого Пудича. Тогда кто-то из боевых товарищей и заметил: "Мишка, да ты в рубашке родился! Шмальни фриц чуть в сторону, и на землю ты бы уже не вернулся". Другой случай. Во время тренировочных полетов на аэродроме Боровское под Смоленском экипаж, в составе которого числился Михаил Петрович, уже готовился взлететь, как вдруг штурман Пе-2 Адам Педоренко обратился к радисту-стрелку: "Мишка, я цветной свой карандаш в каптерке оставил. Ты же знаешь, как он мне нужен, я без него никуда. Сбегай за ним, а мы тебя здесь подождем". Михаил метнулся в сторону каптерки и вдруг у себя за спиной услышал крики. - У рядом стоящего самолета отказал один двигатель, а Пе-2 не может на одном взлететь - его постоянно тянет в сторону, - рассказывает М. Пудич. - И он на бешеной скорости врезается в наш. Взрыв, огонь... и наша "пешка" разваливается на части. Так мне штурман Педоренко жизнь спас. Стрелку Пудичу еще не раз удавалось находиться "вне зоны доступа". - Это было в самый разгар войны, - вспоминает Михаил Петрович. - Мы тогда находились на аэродроме в Залау (территория Литовской Республики. - Авт.). У нашего самолета барахлил мотор. Ко мне подошел командир другого экипажа и попросил заменить их приболевшего стрелка-радиста. Ну, естественно, отказать я не мог. Только устроился в кабинке радиста, как к бомбардировщику подбежал командир моего экипажа Георгий Пастухов. Указав на рядом стоящего высокого молодого парня, он сказал летчику: "Вот, Панкратов, я привел вам нового радиста, а моего будьте любезны вернуть обратно". Оказалось, что наш самолет починили. Только мы начали "рисовать" в воздухе "коробочку" (облет по периметру аэродрома. - Авт.), как Панкратов, упустив свою очередь, стал спешно набирать высоту, причем по диагонали, чего делать при "коробочке" ни в коем случае нельзя. Выбрав слишком острый угол, его самолет спикировал, перевернулся и стремительно стал падать. Несколько секунд, и от экипажа, в котором я должен был находиться, не осталось никого. Боевые товарищи, не знавшие о замене, посчитали, что разбился Пудич, и уже сожалели о непредвиденной рокировке. Но появившийся "с того света" Михаил Петрович заявил, что на этот раз жизнь ему спас командир - Георгий Пастухов... № 80 (16228) от 09.05.2007 Даурен ХАИРГЕЛЬДИН, Павлодар http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=8861 И еще... ...На военную службу Семен Шабалин ушел из десятого класса. 10 января 1943 года принесли ему из военкомата повестку, и уже через несколько дней новобранец Шабалин с полутора десятком таких же ребят ехал в Новосибирск. Здесь в поселке Толмачево располагалась школа младших авиационных специалистов (ШМАС), готовившая стрелков-радистов для военной авиации. Обучение длилось шесть месяцев. Учили радиоделу и стрельбе из крупнокалиберного пулемета, но вместе с этим вольно-невольно пришлось учиться выживать в экстремальных условиях. Дело в том, вспоминает Семен Васильевич, что продовольствие, которое приходило на школу, ее командир с отдельными офицерами сбывал на сторону, а курсантов кормили баландой из того, что оставалось. Солдатики голодали, некоторые болели дистрофией. Самого Шабалина спасали посылки с сухарями, которые время от времени привозили родные: отец, мать, тетя. Вскоре нарушения вскрылись, командир школы был разжалован в рядовые и отправлен на фронт, были наказаны и другие. Жизнь наладилась, лучше пошла и учеба. В июле 1943-го Семен Шабалин получил специальность стрелка-радиста, звание младшего сержанта и вместе с другими был отправлен в Казань, где собирался авиаполк. Делалось это так. В большой лагерь свозились летчики, штурманы, стрелки-радисты, которые приглядывались друг к другу, притирались, а затем составляли экипажи: ведь предстояло вместе летать и воевать, и от отношений нередко зависела жизнь. Через некоторое время к нему подошли летчик со штурманом и предложили влиться в их экипаж. Шабалин согласился. Новый экипаж получил самолет - пикирующий бомбардировщик ПЕ-2 - и начал летать. Не обошлось и без курьезов. Правда, не с их экипажем, с соседним. Его стрелок-радист забыл заклинить на пулемете ствол, и его при стрельбе сорвало. Ствол упал на землю. Стрелок-радист по внутренней связи доложил о потере командиру экипажа, и тот в сердцах ему брякнул: "Иди и ищи". "Есть", - ответил стрелок-радист, перевалился через борт пикировщика и, раскрыв парашют, опустился на землю - искать потерянный пулеметный ствол. Командир, увидев его на земле, схватился за голову: потерял бойца. Полетели на аэродром, доложили командиру полка, тот срочно отправил на поиски автомашину. К облегчению всех, долго искать "беглеца" не пришлось: он сам вышел к машине с утерянным стволом под мышкой. Командир полка отметил его поступок по заслугам: за смелость и находчивость объявил благодарность, за разгильдяйство (потерял ствол) 10 суток ареста. Сидеть, правда, не пришлось: новые экипажи нужны были на фронте... Стрелок-радист Шабалин Автор: Владимир Валиулин http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=10737
Вероника775: Добрый день, пытаюсь установить судьбу бывшего курсанта Авиашколы стрелков-бомбардиров г. Ярославля - Завещевского Ивана Григорьевича, 1921 г.р. Нам известно, что в Ярославле курсанты были до сентября 1941г., после были переведены в г. Чердаклы. В марте 1942г. сдали экзамен, но приказ о присвоении званий "сержант" не был подписан из-за нехватки самолетов. Поэтому курсантов в апреле 1942г. отправили в город Грозный, затем город Прохладный для подготовки к боям в стрелковых подразделениях. В самом конце апреля их высадили на Керченский полуостров. Иван Григорьевич указан по документам из ЦАМО пропавшим без вести в феврале 1942г. и в апрреле 1942г. Письменная связь прекратилась в январе 1942г. Мы не можем выяснить его судьбу? Известно, что в мае часть эскадрильи курсантов была направлена на оборону с. Марфовка и Турецкого вала в Керчи. Их уничтожил немецкий десант или авиация. Оставшаяся часть была в тылу, но приблизительно 13-15 мая 1942г. попала под обстрел немецкой авиации у Керченского пролива. Много было убитых, пленных и многие утонули пытаясь переплыть Керченский пролив. Так же, по воспоминаниям Немцова Н.Д., часть курсантов ушла в Аджимушкайские каменоломни. Можно предположить, что Иван Григорьевич, был зачислен рядовым в 156 СД 530 СП. В статье опубликованной коллективом 53 школы Ярославля сказано, что из курсантов был сформирован 606 АП, но это было в 1941г. Есть открытка от Ивана Григорьевича с датой 1942г., г. Чердаклы. Те. он не мог летать по моим предположениям... Завещевский Иван Григорьевич, 1921 гр. М.р.: Калининская обл., с. М. Обрез. Призван Приморским РВК г. Ленинграда 02.01.1941г. Мать: Агафья Михайловна На форуме был пост от Ангелины, разыскивающей Пугачева Павла Петровича, курсанта ЯВАШ, может быть есть какие-то новости? Буду признательна за любую информацию! Спасибо!
Илья987: Здравствуйте меня зовут илья мне 20 лет . Сейчас учусь в техническом институте на 4 курсе . Живу я в городе энгельсе саратовской области после института хочу служить у меня есть вариант в летную часть . Вопрос - я слышал что у нас в летке есть особый отдел . КТО ЭТО ? ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ? И ЕСТЬ ЛИ В ЭТОЙ СФЕРЕ КАРЬЕРНЫЙ РОСТ ? Ну и естественно какая у них зарплата лейтенанта ???
iskander: Попробуйте поискать на сайте "подвиг народа". Так и набирайте в поисковике. Это не реклама. Тоже ищу информацию о своей родне. И там на одного деда нашел.
полная версия страницы