Форум » Внимание! Поиск сослуживцев » в/ч 06763 полуостров Бузачи » Ответить
в/ч 06763 полуостров Бузачи
82-й: Войсковая часть 06763 на полуострове Бузачи (принадлежность - НИИ им. Чкалова). [quote]Пустынный Мангистау - край, мало пригодный для жизни, а расположенный на севере области полуостров Бузачи - это вообще преисподняя. Почти всю территорию полуострова занимает сор Мертвый култук. Сор - это соленое болото: сверху земля кажется твердой и надежной, а ступишь на нее - и проваливаешься в мокрый зыбучий песок. Когда сюда пришли первые геологи, они использовали армейские тягачи. Обычные трактора застревали в сорах. На сотни верст здесь ни одного человека, да и животные встречаются крайне редко. Но мелководное побережье полуострова кишит рыбой, поэтому именно сюда по ночам слетаются браконьеры, в том числе и иностранные. Пришлось организовать здесь стационарный пункт морской рыбной полиции. В нескольких километрах от полуострова Бузачи на мелководье еще с советских времен стоят семь слегка затопленных барж. Когда-то их специально пригнали к пустынному безлюдному берегу, чтобы использовать для испытаний нового оружия. Они служили мишенями для ракет, запускаемых с полигона Капустин Яр. Теперь эти баржи облюбовали браконьеры. Поставив сети, они спешат пришвартоваться к баржам и просто пропадают с экранов радаров.[/quote] http://www.airwar.ru/weapon/pkr/k10c.html Имитация палубных надстроек боевого корабля при помощи уголковых отражателей на палубе танкера «Чкалов». ГК НИИ ВВС имени В.П. Чкалова, 1959 г. «Визитная карточка» ракеты К-10С в борту корабля. Характерно верхнее отверстие от корпуса боеприпаса, нижнее - от двигателя и по сторонам два луча от консолей крыла. ГК НИИ ВВС, полигон «Бузачи». Результаты пуска 18 октября 1961 г. Первый пуск серийных ракет был произведен экипажем авиации Северного флота в июне 1960 г. на полигоне " 77 у порта Шевченко на Каспийском море. Пуски выполнялись по танкеру "Чкалов". Отцепка ракет производилась на высоте 10-10,5 км на удалении от цели 170- 175 км. Из пяти пусков четыре оказались успешными. http://www.aeroreview.ru/?/pages/ako/ako_200403_044049/ako_200403_049.htm Хоть и немного, но я служил в Бузачах. Я помню горький запах полыни в морозном воздухе Бузачей. [quote]Постепенно пространство вокруг меня растворилось, и я окунулся в воспоминания, которые Бутаков черпал с искренней щедростью. Иногда волны далекого прошлого накатывали со столь очевидной явственностью, что, казалось, время просто сбилось с пути. Приходилось блуждать вместе с ним, отыскивая на карте маленькую точку, где располагался морской полигон. Бузачи, затерявшиеся среди пустынных барханов Мангышлака, чутко прислушивались к каждому звуку, хоть приблизительно напоминавшему надрывный гул самолета. Уже потом я понял, как ждали его люди, долгое время оторванные от дома, и восхищался безупречной точностью полковых пилотов, выполнявших посадку на малопригодную, иссушенную немилосердным светилом, песчаную полосу.[/quote] http://www.ahtubinsk.ru/press/isp/salm1.shtml Ещё раз про военно-морской испытательный полигон Бузачи. (1960 (?) - 1974 г.г.) На полуострове Бузачи поисковые работы на нефть были приостановлены в 1960 г. в связи с получением отрицательных результатов глубокого бурения на площадях Кызан, Кырын, Кошак. Территория полуострова, как бесперспективная в отношении нефтеносности, была передана военному ведомству под испытательный полигон. В 1972-1973 гг. геологами треста «МНГР» (В.П.Токарев, А.М.Нурманов, Е.Карабалин, В.Д.Солодов)и ВНИГРИ (В.В.Грибков, Г.Я.Гаас) на полуострове проводились рекогносцировочные работы. Проводник местный старожил Дюсекен Акмурзаев в центре труднодоступного сора указал геологам участок «кипящей» земли, где геологи увидели большую площадь, занятую действующими грязевыми вулканами, в кратере которых выделялись пузырьки газа. Известно, что газ – это дыхание нефти. Не было сомнения, что на полуострове Бузачи следует возобновить поисковые работы. Это редкий случай в геологической практике, когда геологи намечают бурение скважин в центре действующего военного полигона. Разрешение на бурение Х.Ж.Узбекгалиевым получил от генерал-майора Гайденко – командира подразделения при условии проведения буровых работ в зимний период. http://www.kazenergy.com/content/view/1766/64/lang,ru/ Из другого источника: В соответствии с решением Совета Министров СССР в 1958 году сформирован специальный морской полигон в акватории Каспийского моря с центральным подчинением ГК НИИ ВВС и в оперативном порядке Управлению, включивший две испытательные станции (первая – п-ов Бузачи, вторая - форт Шевченко) и дивизион морских вспомогательных судов на Каспийском море. http://niivvs.narod.ru/history8.html По некоторым данным военно-морской полигон Бузачи прекратил своё существование в 1974 году. Вероятно на полигоне Бузачи отрабатывались пуски дальних ракет "воздух-море". Самолёты-носители взлетали с аэродрома в Ахтубинске. Этот морской участок представлял собой особо-засекреченный испытательный полигон, на котором военная авиация отрабатывала испытательные удары с воздуха по военно-морским целям. Здесь же испытывались все гидросамолеты Военно-Воздушных Сил и Военно-Морского Флота. http://visadvokat.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=108:2010-01-28-12-54-24&catid=40:2010-01-25-17-01-38&Itemid=63 Войсковая часть 06763 располагалась на берегу моря. Один ИП находился на территории части, а второй в восьми километрах севернее (?). Башни кинотеодолитов были кирпичные, с металлическими раздвигающимися куполами. Под куполами были установлены кинотеодолиты КТ-50 (всего два на полигон). Напротив части в нескольких километрах от берега на мелководье были посажены на мель с дюжину различных судов - мишеней, по которым и осуществлялись пуски ракет. В декабре 1973 года и в январе 1974 года спецработ на полигоне не проводилось. ...Климат здесь был страшный. По географическим понятиям – резко-резко континентальный. Летом жара до 40-50 градусов в самой тенистой тени. К тому же кишмя кишели ядовитые змеи в зданиях, фаланги на потолках помещений, даже тарантулы попадались. От изнуряющей жары, сильной влажности, солончаков, источавших вместе с влажностью обилие соли, да еще от этих гадов негде было ни приткнуться, ни отдохнуть, ни поспать по-человечески. А зимой донимал сорокаградусный мороз. Постоянно дул резкий пронизывающий северо-восточный ветер. Он бил в лицо, забивал песком и пылью глаза, нос, все отверстия и щели. Слёзы замерзали, сопли превращались в льдышки, не долетая до земли. Ни валенки, ни байковые портянки не спасали, и ноги постоянно походили на сапожные деревянные колодки. И валенки, и колодки приходилось в буквальном смысле постоянно волочить, так как в состоянии зверского холода конечности попросту отказывались подчиняться. Ну, а что в домах? Летом – пот ручьем, ибо такой сказочной роскоши, как кондиционеры, о которых, подобно песням няни Пушкина Арины Родионовны, рассказывали офицеры, побывавшие в Египте, и в помине не было. А металлические крыши способствовали тому, что в таких домах под железом было еще жарче, чем на улице. Правда, зимой спасались, согреваясь под самодельными электрообогревателями, которые назывались «козлами». «Козлы» часто самовозгорались, происходило короткое замыкание, и электрическая сеть надолго отключалась. Телевизоры отсутствовали, радио молчало, из информации – одна «Правда» и еще «Красная звезда». http://visadvokat.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=108:2010-01-28-12-54-24&catid=40:2010-01-25-17-01-38&Itemid=63 [quote]Как боевой комплекс Ту-22 удалось довести к началу 70-х годов. Надежность самолета значительно возросла, и хорошо освоившие машину летчики, сравнивая ее с Ту-22М, говорили: «Случись что - в бой я бы пошел на Ту-22». Перед полками, оснащенными «двадцать вторыми», стояли вполне определенные задачи. Ту-22К предназначались для нанесения ударов по военным объектам НАТО в Европе и авианосным группировкам 6-го флота США. В последнем случае предполагалось, что, пройдя над территорией соцстран, самолеты выйдут к Балканам и далее в Средиземноморье. Отработку таких заданий экипажи проводили на полигоне в северо-восточной части Каспийского моря, «дырявя» борта отслуживших судов.[/quote] http://gunhelp.ru/2.shtml [quote]Первые в морской авиации пуски К-10 были выполнены североморскими экипажами на Каспии в июле 1960 года. Вылетев с аэродрома 33-го Центра под Николаевым, пара Ту-16К-10 вышла на цель, и с высоты 10 000 м на дальности 175 км экипаж полковника Мызникова произвел пуск. Из- за ошибки наведения ракета не долетела до цели, упав в море в 40 км, шедший следом экипаж подполковника Ковалева произвел атаку с удаления 170 км, добившись прямого опадания в цель – притопленный на мелководье танкер «Чкалов». В течение двух недель выполнили еще три атаки, одна из которых вновь сорвалась из-за ошибки оператора, и в одной ракета задела гребень волны всего в 200 м от борта судна.[/quote] http://litrus.net/book/read/2090?p=6
Ответов - 90, стр:
1 2 3 All
82-й: После долгих поисков в google на восточном побережьи Каспийского моря вроде бы найдены кое-какие приметы в/ч 06763 на координатах 45,3286558N 51,5533125E. Сердце не обманешь. Видны остатки круглой башни на которой был установлен кинотеодолит КТ-50 под металлическим куполом (сейчас купола нет). Рядом с башней (чуть севернее) видно прямоугольное здание - там была баня. Казармы были щитового типа - ныне разрушены. На северо-восток в 5,5 км (координаты 45,3500134N 51,6139653Е) вроде бы остатки второй башни (где тоже стоял КТ-50). Я возле нее не был, но слышал о её существовании. Ещё северо-восточнее в 11 км от в/ч 06763 (координаты 45,3819115N 51,6628781Е) недалеко от берега стоит корабль. Вроде бы мишень. Я служил в Бузачах около двух месяцев, но по воспоминаниям всё менее-более похоже. За исключением: корабли-мишени в количестве около дюжины (как-то так) располагались в море напротив части. В настоящее время ни одного корабля-мишени не видно. Предположение - корабли разрезали на металлолом и вывезли. Тем более что было сообщение о том, что среди мишеней прятались от надзора рыбаки-браконьеры во время ловли. Кстати, между в/ч и отдельно стоящей башней на берегу, видно что-то типа куреней и двух лодок в море. Вроде бы - потому что пока нет никого, кто мог бы опровергнуть или подтвердить результат поиска в/ч 06763.
82-й: Возможно..., возможно... Прошло 37 лет. Останки строений расположены на старом берегу Каспия - что совпадает. Ориентация по странам света совпадает. Расстояния от уреза воды совпадают. На первом снимке опознано только три объекта, среди них - башня ИПа. Для сравнения - вот ИП с башней на ВПП в Ахтубинске. Похоже? На втором снимке - лишь возможно, что это останки башни ИПа (слишком не явно увиденное). Совпадает только ориентация относительно в/ч, расстояние от неё и положение на берегу моря. На этих фотографиях море находится на севере от останков строений. В настоящее время на северо-востоке от бывшей в/ч 06763 находится газонефтяное месторождение Каламкас. На юго-западе - нефтяное месторождение Каражанбас (в том числе одноименный аэродром - похоже грунтовой). На юге от части находится газонефтяное месторождение Северные Бузачи. Место стало посещаемым. http://mapl39.narod.ru/map2/index22.html На побережьи Каспия между Каламкасом и Каражанбасом когда-то находилась в/ч 06763. Частица души осталась там.
82-й: Когда-то в похожей башне, только оштукатуренной (или окрашенной в серый цвет?), и с металлическим раздвижным куполом наверху, на верхней площадке размещался КТ-50 в Бузачах (этот ИП находился на территории части). И пристройка тоже была. Взгляните на первое фото со спутника из сообщения №1745. Видно башню и пристройку... Может быть и так. А может быть - нет. Нужны фото с земли... На полуостров мы прилетели в декабре 1973 года. Летели на грузовом Ил-14. Несколько откидных сидений за пилотской кабиной были заняты офицерами, так что несколько часов полёта мы с напарником провели сидя на ящиках с продовольствием, рядом с бочками с квашенной капустой. Было холодно и тоскливо. Мы понимали что летим на край света. В те времена в Бузачах был полевой аэродром. Взлётная полоса была выложена перфорированными стальными плитами. Рядом с полосой стоял домик радиостанции и ещё несколько строений. Сама часть располагалась метрах в пятистах от берега Каспийского моря, которое уже успело замёрзнуть. До сих пор помню этот зимний, пропахший полынью морозный воздух. С одной стороны до горизонта было море серого песка покрытого сухими стеблями полыни. С другой стороны до горизонта было замёрзшее море с десятком кораблей-мишеней километрах в полутора от берега. Кроме кирпичной башни измерительного поста, на вершине которой под куполом стоял КТ-50, все сооружения части были одноэтажные, каркасно-засыпного типа, и покрыты слоем штукатурки (кроме дизельной - та была из кирпича). Да и было этих сооружений очень мало. Штаб с караульным помещением. Одна солдатская казарма. Одна офицерская казарма. Что-то типа клуба. Столовая. Баня. Хоздвор. Дизельная электростанция. Разместили нас, понятное дело в солдатской казарме. Стояла зима. Побережье было открыто для ветра с любой стороны. Этот ветер, разогнавшись над сотнями километров плоской поверхности или моря, или пустыни, вышибал из казармы всё тепло. Казарма отапливалась посредством водяного отопления. Вода в гладких трубах-регистрах нагревалась угольной печью, которая стояла в бетонированном приямке за стенкой, слева от входа в казарму. Койки в казарме были одноэтажные. И вообще, в части было относительно мало людей. Всего человек пятьдесят - шестьдесят, вместе с офицерами. Это был край обитаемого мира. Источник с пресной водой находился в шестидесяти километрах от части. Ближайшим городом был Форт-Шевченко на полуострове Мангышлак. Самолёт прилетал один раз в две недели. Телевидения не было. Только радио, которое мы слышали в 6-00. В момент подъёма над частью звучал Гимн Советского Союза. Кстати, в наше пребывание в Бузачах в здании радиостанции случился пожар, всё выгорело и связь отсутствовала вообще. Нас тут же запрягли в службу по системе: через день на ремень, через два на кухню. Но речь о казарме. А на самом деле о печке. Дневальный по роте должен был топить печь углём и обслуживать её, периодически вылавливая шлак из раскалённых недр. Зашлакованная печка потухала. И если ты ночью допускал такое безобразие, то в казарме становилось холодно. И что с тобой за это справедливо сделают твои боевые товарищи - старослужащие? Искусством ловли шлака мы старались овладеть в первую очередь. Там было ещё много чего интересного, но месяца через два после прибытия, нас откомандировали опять в Ахтубинск, и оттуда почти сразу нас отвезли в Грошево. Наверное понятно, что при таком образе жизни я в Бузачах обязанностей механика-аэрофотографа не выполнял. Мало того, этот период моей службы отмечен такой записью в военном билете: элекр.мех., что явно означает электромеханик. Не исключено, что если бы я остался служить в Бузачах, то работать пришлось бы не по специальности, полученной в ШМАС №5. В нашей части все печи для отопления жилых и рабочих помещений топятся углём, который летом завезли морем, и свалили в кучу на окраине части. А вот кухонные печи, топятся деревом. Здесь, в пустыне, дерево – большая ценность. Откуда берётся дерево? Дерево берётся с лесовоза-мишени, который притоплен на мелководье километрах в полутора от берега. Однажды утром нас отправляют за деревом. На побережье всегда дует ветер. Близость моря, замёрзшего только у берегов, создаёт повышенную влажность. Зимой у нас очень холодно. Я в шинели с поднятым воротником. “Уши ” на шапке-ушанке опущены, и завязаны под подбородком. На руках у меня трёхпалые солдатские рукавицы. Нам очень холодно на берегу моря. Для похода за деревом откуда-то выгоняют древнюю гусеничную машину-амфибию, с открытым кузовом. Мы (я и ещё человек пять сверстников-солдат) грузимся в кузов и рассаживаемся вдоль высоких железных бортов на откидных сидениях. Все поверхности бортов и лавок покрыты инеем. Становится холоднее. Нижняя челюсть начинает непроизвольно дёргаться, выбивая зубами дрожь. Амфибия взрёвывает дизелем, и начинает двигаться в сторону моря. Территория части расположена на “старом” берегу Каспия. Когда-то давно море отступило, и теперь, чтобы добраться до цели, амфибия съезжает вниз с трёхметровой высоты песчаного откоса, и ползёт дальше, к замерзшей кромке моря. Поразительно, но проломив гусеницами лёд, амфибия ещё с полкилометра ползёт по мелкому дну, с хрустом и скрежетом ломая тонкий морской лёд. Становится совсем невыносимо холодно. Заранее, ещё на берегу в кузов кто-то поставил ведро с тряпкой, плавающей в солярке, заполнявшей на треть объём ведра. Сейчас солярка поджигается. Зубами я стаскиваю с окоченевших рук рукавицы и подношу к огню. Ничего не происходит, тогда я засовываю руки в огонь, и начинаю чувствовать тепло. Амфибия достигла глубины, и теперь уже плывёт, ломая лёд тупым покатым носом. Я не знаю, движется ли она за счёт перемотки гусениц, или включились винты. Мы плывём ломая лёд к кораблям-мишеням. Нам не страшно, потому что все чувства, кроме чувства холода, у нас уже атрофировались. Рядом с нами появляется обшарпанный проржавелый стальной борт лесовоза. В качестве источника дерева его использовали ещё до моего появления в этих краях, поэтому на борту судна висит стальная трубчатая лестница, зацепленная загнутыми концами за борт лесовоза. Амфибия, покачиваясь, подплывает к лестнице и мы, по одному, взбираемся на высокий борт корабля. Сверху открывается пронзительно-прекрасный своей отстранённостью от армейской жизни вид на свинцового цвета морскую поверхность, уходящую за горизонт. Над головой в морозной дымке светит солнце. Но не греет. Греемся мы в работе. Мы скатываем со штабеля несколько толстых брёвен, и спускаем их на верёвках вниз, в кузов амфибии. Дело было почти сделано. Сейчас я не понимаю, как мы не покалечились на скользкой поверхности стальной палубы, перемещая эти неподъёмные брёвна. А брёвна были неподъёмные. Годами пролежали они на палубе, пропитываясь влагой морских испарений, высушиваясь на бешеном белом солнце пустыни. Древесина от этих процедур превращалась в камень. Пилить её ручной пилой “дружба” было сущим мучением. А уж колун, да ещё с нашими невеликими силами, вымотанными нарядами и недосыпом, эту древесину почти не брал. И опять я в кузове пытаюсь отогреть на открытом огне замерзшие руки. Амфибия плывёт, а затем и ползёт на гусеницах к далёкому берегу. Почти весь объём открытого кузова заполнен брёвнами. Но в нём ещё нашлось место для шестерых замёрзших солдат срочной службы в шинелях с голубыми погонами, и ведру с горящей в нём соляркой. Прошли десятки лет. Но я помню этот холодный зимний день на берегу моря. Новый Год в армии. Первый армейский Новый Год я встречал в карауле на полуострове Бузачи. Даже если я и был когда-то сентиментальным, то к тому времени от сентиментальности не осталось и следа. Поэтому каких бы то ни было соплей по поводу этого праздника, который я впервые встречал вдалеке от дома и родных лиц, я не испытывал. Караул у нас хоть и был по составу классическим для однопостового караула, то есть три часовых при одном начкаре-сержанте, но ходили мы в караул без патронов. То есть был это по существу сторожевой пост. В наряде я оказался по причине того, что тогда только “молодые” у нас в наряды и ходили, а в карауле потому, что так получилось по графику нарядов. И вот, Новый Год. Заступил я с 0000 до 0200. Ночь, ветер, мороз, темнота, пустыня. Территория части не огорожена, да и не от чего или кого – вокруг пустота. Как потом пел Виктор Цой: “а вокруг красота – не видать ни черта”. Ходил я по периметру части с внутренней стороны строений, потому как хоть какая-то защита от ветра и от абсолютной ночной пустоты внешнего мира. Все окна в офицерском бараке-общежитии были освещены. Стёкла были покрыты инеем изнутри помещения, а форточки в окнах открыты. Из них раздавались громкие голоса, к которым я не прислушивался, вроде бы музыка, и пахло жратвой, куревом, выпивкой. А может, мне так казалось. Хотя, чем ещё оттуда могло пахнуть? Не духами же “Красная Москва”? Женщин в нашей части никогда не было, потому что женщинам там делать было нечего. Я так думаю, что у самих офицеров такая служба, в полном отрыве, даже от радостей гарнизонной службы, называлась каким-нибудь собачьим словом. Под такими окнами стоять опасно, потому что можно нарваться, поэтому я не задерживался, а нарезал круги. Время в карауле тянется очень медленно. За два часа, параллельно за наблюдением за местностью, успеваешь передумать обо всём. Это если ты не борешься с холодом, или с голодом, или с желанием закурить. Или со страхом. Если же ты борешься со всеми этими страстями, то время и вовсе останавливается. Мне в ту ночь приходилось бороться со всеми этими страстями. Кроме страха. Поэтому я пошёл к домику, где работал дизель-генератор, и уселся на карабин, положенный плашмя на бетонную отмостку, под выхлоп тёплого воздуха от вентилятора охлаждения, и чутко задремал. Рядом с работающим за стеной дизелем и из-за гула воздуха ничего не слышно. Но и меня в темноте не видно. Да и кому я нужен был тогда, на переходе 1973 в 1974 год? Чуткая дрёма нужна для того, чтобы вовремя оказаться поблизости от места, где тебя сменят на посту. Меня сменили на посту. Я пришёл в тёплую караулку. Приятель угостил меня щепоткой моршанской махорки. После бодрствующей смены я скрутил “козью ногу”, выкурил её. И погрузился в сон. Снилось мне что-то яркое и шумное. Потом я опять заступил на пост и встретил безжалостный рассвет первого дня Нового Года. Служить мне ещё оставалось 17-ть месяцев. Вообще, Бузачи, потрясающее место! Хочешь посмотреть мир? Иди служить в Армию! Хрен бы я попал в эту географическую точку, если бы не служба. Но попал. После недели-полутора пребывания в Ахтубинском гарнизоне в сводной роте, нашу команду из Вышнего Волочка разбили по неизвестному принципу по парам, и отправили служить в части. Ребят разбросало по всему Казахстану и Астраханской области. Макат, Теректа, Тургай, Грошево. Мы с Мишей Горбатовым попали в Бузачи. Как попадают в Бузачи? В Бузачи попадают самолётом с Ахтубинского аэродрома. Нас было двое рядовых-пассажиров на этом борту. Ещё человек пять офицеров расположились в креслах сразу за перегородкой пилотской кабины, а мы разместились на откидных лавках в хвостовой части фюзеляжа рядом с бочками с квашеной капустой, мешками с сухой картошкой и ящиками с консервами. Для нас это было бесплатное развлечение - полёт на аэроплане (будет дома что девкам рассказать)! Но это развлечение было отравлено горьким чувством того, что наше путешествие из ставших за полгода родными стен ШМАСа в Вышнем Волочке, ещё не закончено. И закончится это путешествие на краю обитаемой Вселенной, то есть в полной шопе (будет о чём дома девкам рассказать). Аэроплан взлетел. С грустью мы смотрели из иллюминатора на ВПП и крыши зданий Ахтубинского гарнизона. Мы вдруг оба поняли, что лучше было бы пахать в столь не понравившейся нам после учебки сводной роте, чем смотреть сейчас с небес на землю. Маршут нам кто-то объяснил - посадка в Гурьеве, а потом курс - Бузачи. В фюзеляже было холодно и скушно. В иллюминатор ничего не было видно - серая зимняя дымка вперемежку с облаками. Хотелось курить, но было откровенно страшно натворить дел. Ведь под носом маячила пробка-заглушка на крайнем иллюминаторе перед закрытой дверью в правом борту аэроплана. Прочие пассажиры-офицеры дремали в креслах. Забылись и мы. В Гурьеве аэроплан приземлился. Мы с Мишей перекурили в сторонке на поле. Кто-то из офицеров вышел в Гурьеве, кто-то остался. Взлетели. Набрали высоту. И опять ни хрена не видно в иллюминатор. Летели, летели, сели. Дверь распахнулась, потянуло холодом и незнакомым горьким запахом. Мы спустились по короткому откидному трапу на железную дырчатую поверхность вмёрзшую в серо-жёлтый песок. На краю железной полосы стоял барак КДП и домик с дизелем. Вы не поверите, но через пару недель этот барак сгорел вместе с радиостанцией. И мы сидели вообще без связи с внешним миром. Военно-полевой аэродром в Бузачах принимал и выпускал один борт в две недели. Ближайший источник с пресной водой находился в 60-ти километрах от части. Никаких дорог по суше. Летом можно было приплыть на корабле из той же Астрахани или Гурьева (наверное). В части служило человек пятьдесят - шестьдесят срочников и с десяток офицеров. Проживание - в бараках. Баня с морской водой. С одной стороны - море, с другой стороны - пустыня. А между ними - две маленькие фигуры в солдатских шинелях с голубыми погонами и шапках-ушанках, с вещмешками за плечами, идут по мёрзлому песку на встречу со своей судьбой.
82-й: А внутри башни: Вот на таком фундаменте стоял вот такой КТ-50, как на фото внизу. Ведь хрен кто поверит... Вот только не судьба была мне на нем работать в Бузачах. Кто знает, может до сих пор цела в Бузачах та башня и такой же фундамент под КТ-50... И смотрят недоуменно на эти загадочные штуки пастухи-кочевники, щуря на солнце свои мудрые и без того узкие глаза, и недоумевают, зачем эту хрень соорудили урук-хаи? Один Саруман знает...
82-й: Нобель на Мангышлаке, Или Как нефть закрыла полигон (По воспоминаниям Валентина Токарева) ...Перед тем, как начать бурить на Бузачах, геологи несколько раз съездили туда на рекогносцировку. В то время свободного доступа на полуостров не было, приходилось брать спецпропуска - военные использовали Бузачи в качестве испытательного полигона. Первая экспедиция не дала результата, но геологи не успокоились. Через год решили снова попытать счастья. Местные жители рассказали им легенду, что до революции на Бузачах работала экспедиция самого Нобеля. Всемирно известный ученый якобы нашел здесь нефть, но потом скважину забили, закрыли мешком с шерстью. Со временем ее точное местонахождение забыли... Понятное дело, Нобель и его скважина серьезно заинтересовали ученых. Но сколько ни расспрашивали они местных рыбаков и чабанов, никто не мог рассказать эту историю более подробно, а уж тем более показать ту самую загадочную нобелевскую скважину. Зато нашелся старожил Дюйсеке Сулейменов, который поведал, что на Бузачах есть “местность, где земля кипит”... Геологам немало пришлось уговаривать старика, чтобы тот показал “где земля кипит”. “Туда нельзя”, - отнекивался старик, - это гиблое место, там живут шайтаны”. Но после сдался: так и быть, покажу. ...Старый УАЗик оставили на берегу Каспия, боялись застрять в соляных болотах. На одном из болот увидели целую поляну грифонов - маленьких грязевых вулканчиков. Маленький холмик, кратер, из него бьет холодная вода и струйкой стекает по склону. Геологи свернули кулек, поднесли к кратеру и подожгли. Вулкан загорелся: газ! Значит, где-то рядом должна быть и нефть! В центр срочно отослали радиодепешу: необходимо провести нефтеразведку северобузачинского поднятия... Без партийного патронажа идея поисков нефти на Бузачах была просто обречена на провал, ведь полуостров был под контролем Министерства обороны СССР. Говорили, что на Бузачи падали осколки ракет, запущенные с соседнего Капустина Яра. Геологи делегировали своего ходока к первому секретарю Мангышлакского обкома партии Туткабаю Ашимбаевичу Ашимбаеву. Тот выслушал геологов и вызвал к себе командующего бузачинским полигоном генерала Гайдаенко. Нефтяные перспективы не очень-то вдохновили военного, но он все-таки пошел на компромисс: “ Зимой полигон молчит, вот с декабря по март территория в вашем распоряжении. Делайте, что хотите, только на всякий случай сообщите нам свои координаты и позывные радиостанций”. В декабре 1973 года начали бурить, а 27 января 1974 года на отметке 303 метра получили открытый фонтан - первая скважина Каражанбаса дала в сутки 100 тонн нефти! Фонтан Каражанбаса стал для изыскателей главным пропуском, можно сказать, “вездеходом” в святая святых военных. Летом этого же года тут вовсю развернулись разведочные работы. До сих пор удивляется Валентин Токарев, как Каражанбасское месторождение, а это ни много ни мало - огромный массив в 25 километров длиной, не открыли раньше. И это тем более удивительно, потому что еще в 1960 году на Бузачах ленинградские геологи пробурили несколько скважин, но признаков нефти не нашли. На следующий год они решили продолжить поиски, но помешал, с одной стороны, оживший полигон, с другой - Мангышлак открыл стране сразу два крупных месторождения - Жетыбай и Узень. И тогда про Бузачи забыли... Прошло ровно 13 лет, прежде чем о Южном Мангышлаке вспомнили вновь. Объединение “Мангышлакнефть” направляет сюда свою экспедицию. И на этот раз на стороне разведчиков была не только фортуна, но и сам Нобель и “шайтаны”. Так, пожалуй, впервые в истории мировой гонки вооружений нефть победила армейских чиновников: полигон на Бузачах был закрыт. http://www.np.kz/old/2003/35/ubilei.html Итак... Войсковая часть 06763 просуществовала с 1958-го по 1974-й (?) год.
82-й: Похожая (по памяти) щитовая казарма была у нас в Бузачах. Отличие заключается в двух деталях: 1. Наша казарма имела только один вход - с торца здания. 2. Вокруг нашей казармы был только песок. Никакой травы. Слева от входа (в торце) находилось заглубленное помещение где стоял котел для обогрева казармы в зимнее время года. За котлом следил дневальный. Топили углем. Если бы фото было сделано в Бузачах, то это вид на казарму со стороны части. Берег моря находился за казармой. В этой казарме мы, "молодые", мыли полы по-морскому. Наливалось немерянно морской воды на дощатый пол, после чего тряпка сворачивалась жгутом, укладывалась на пол перед собой, и оперевшись руками на тряпку начиналось стремительное движение в полусогнутом состоянии вдоль досок - вода сгонялась. Называлось это занятие - "встать на лыжи". Полы помнится были не крашенные. Или краска к тому времени вся сошла от "морской" приборки. Холодно было в казарме зимой. Ветер с моря прошивал насквозь стенки. Не накочегаришь. Но ведь и такое в памяти... После подъема нас вывели на утреннюю пробежку. Холодный чистый воздух. Вездесущий горький запах полыни. Мы бежим по промерзшему песку по старому берегу моря. Песок чуть хрустит под подошвами сапог и посверкивает изморосью в свете молодой Луны между сухих стеблей полыни. Лунный серп в небе повернут как-то по иному, нежели в наших широтах. Вокруг абсолютная пустота и прозрачная темнота. Помню до сих пор. Вот она - реконструкция Прошлого... Единственное подлинное фото - это фото танкера-мишени. Да вот еще - мишень, что осталась с тех времен. Очевидно, что это бывший танкер проекта "Ленин". Танкер "Герой Мехти" после списания выступал в роли надводной мишени. Типа "Ленин", построен в 1934 г. на верфи завода "Красное Сормово". Принадлежал Каспийскому пароходству, был приписан к порту Баку, регистрационный номер М-6555. Морской полигон Бузачи, 1978 год. А так выглядит танкер "Герой Мехти" по состоянию на октябрь 2009 г. См. цветные фотографии выше. http://fotki.yandex.ru/users/evgeny-migarius/view/525132/?page=1#preview На каспийском мелководье находится так называемое "мишенное поле". Это полузатопленные и полностью проржавевшие останки кораблей. Во времена Советского Союза их использовали для отработки стрельбы крылатыми ракетами советские летчики дальней авиации. Сегодня полигон, как и десятки других на территории бывшего СССР, заброшен. http://yvision.kz/post/177976 Танкер "Большевик Рахула Ахундов" после списания выступал в роли надводной мишени. Типа "Ленин", построен в 1935 г. на верфи завода "Красное Сормово". Принадлежал Каспийскому пароходству, был приписан к порту Баку, регистрационный номер М-6537. На заднем плане "истерзанный ракетами" танкер "Валерий Чкалов". Фотография 1968 года. Танкер "Жданов" после списания выступал в роли надводной мишени. Типа "Ленин", построен на верфи завода "Красное Сормово". Принадлежал Каспийскому пароходству, был приписан к порту Баку. Фотография 1961 года. Тип "Ленин" - вот такими они были: http://fleetphoto.ru/photo/23634/ Совсем ещё пацаном лазали по причалу(школа была рядом)где мишени стояли ,на суда наваривали мачты и по всей длине металлическую сеть вывешивали.Много списанного флота так утопили на Каспии. Баилово, внизу. стоял старый пароход и назывался "Краб". буквы к борту были приклёпаны. тогда казался просто огромным, в то время вода ещё была чистая и мы прыгали с его румпеля...потом из него сделали мишень http://river-forum.ru/showthread.php/2016-/page209 Грузовой пароход (до 18 января 1924 г. - "Коккум") Каспийского пароходства. Построен в 1880 году. В июне 1941 г. пароход “Фиолетов” был мобилизован, вооружён пушкой, пулемётами (1 х 45 мм, 3 х 11,43 мм и 1 х 7,71 мм ) и включён в состав Каспийской военной флотилии в качестве корабля ВНОС - ВН-7. 13 октября 1941 г. пароход был переформирован в транспорт “Фиолетов”. В годы войны нёс дозорную службу, осуществлял воинские и народохозяйственные перевозки на Каспии. По окончанию войны его разоружили и вернули Каспийскому пароходству. После списания выступал в роли надводной мишени. Морской полигон Бузачи, 1970 год. http://fotki.yandex.ru/users/evgeny-migarius/view/525160/?page=1#preview M 3 (стр. № 712, типа Minensuchboot 1935) Заложен "H.C. Stülcken & Sohn Werft" в Гамбурге 6 ноября 1936, спущен 28 сентября 1937, вступил 10 декабря 1938, в мае 1945 сдался США, 27 июля 1945 передан Германской минно-тральной Администрации, 15 ноября 1945 по репарациям передан СССР и зачислен в ВМФ как тральщик, 13 мая 1946 переименован в Т-918, 2 августа 1946 введен в ЧФ, с 1 октября 1946 опытовое судно, с 13 января 1947 контрольная гидроакустическая станция, с 1 апреля 1947 "Исследователь" борт. № А-867, с 16 октября 1957 корабль-цель, исключен 17 ноября 1959 и использовался как судно-мишень в Каспийском море, в 1963 находился в ожидании разделки на металл в Астрахани. http://navyworld.narod.ru/m5.htm Дважды выполнял пуск ракеты Х-22 (штурман корабля Селезнёв В.И., оператор РТС Давыдов Е.Г.). Первый раз работали по морской цели, на М=0,9. пускали ракету в один из притопленных кораблей в Каспийском море... Руководителем на полигоне тогда был зам. командира полка Б.Осокин. Судно-мишень (танкер "Генерал Ази Асланов") до пуска ракеты. После пуска. В корме появилась новая пробоина… http://lib.rus.ec/b/317565/read Судно-мишень (танкер "Генерал Ази Асланов" Танкер "Генерал Ази Асланов" в 1965 году у причала Бакинского морского порта... http://rgakfd.altsoft.spb.ru/showSubObjects.do?object=1807728404 У этого танкера оказалась очень интересная история. В 30-х годах ХХ века были построены гигантские по тем временам нефтевозы. Они считались одним из крупнейших достижений сормовских судостроителей. Для того времени постройка таких судов была сложной и трудной задачей. За предвоенные годы сормовичи построили 11 нефтевозов ("Ленин", "Профинтерн", "ВКПб", "Цурюпа", "Жданов" и др.) А вот последний из этой серии танкер сдать помешала война. В 1941/42 гг. это судно использовалось как несамоходная шаланда в низовьях Волги для доставки защитникам Сталинграда боеприпасов и военного снаряжения. В 1949 году этот корпус, перебитый в надводной части во многих местах пулями и осколками снарядов, покрытый изнутри слоем цемента, доставили на завод Красное Сормово, где он был превращен в один из лучших танкеров того времени. Танкер "Генерал Ази Асланов" сормовичи сдали в 1950 году. По техническому оснащению он превзошел все суда этого типа. http://www.mnpglobal.com/journal/2006_1/5 В 1950 г. Министерству морского флота сдан танкер-бензовоз "Генерал Ази Асланов" г/п 9300 т, первый в СССР морской дизель-электроход с мощностью 2 гребных электромоторов по 1250 л.с. http://sormovo.riverships.ru/shipbild.htm Несамоходная шаланда во Вторую мировую войну. Потом - лучший танкер 50-х годов. А еще потом - корабль-мишень. Служба до конца. В литературе (П.И.Качур, А.Б. Морин Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР) указано, что «Для достройки кораблей проекта 48 после войны «Киев» был первоначально переведен в Николаев, однако, согласно принятому позднее решению, судьба корабля сложилась по-другому. В августе 1946 года во время учений Черноморского флота корпус корабля был затоплен в море в районе Одессы. В 1947 года он был поднят и вновь направлен в Николаев. Согласно документам, лидер числился как находящийся на достройке, хотя, по существу, корпус корабля попросту находился на отстое в акватории завода. 8 августа 1952 года «Киев» был снят со строительства и, простояв на заводе еще три года, в 1955 году по Волго-Донскому каналу переведен на Каспий и причислен к составу Каспийской флотилии, где использовался в экспериментальных целях в качестве мишени при отработке ракетных стрельб. В начале 1960-х годов недостроенный корабль, этот «летучий голландец отечественных морей», был вновь переведен на Черное море. Здесь он использовался в качестве судна-мишени для обеспечения испытаний крылатой ракеты П-6.» Мишень — лидер эскадренных миноносцев «Киев». http://tsushima5.borda.ru/?1-3-0-00000041-000-200-0 Лидер эсминцев <Киев> (проект 48), СССР, проект. Строился на заводе имени А.Марти в Николаеве. Водоизмещение стандартное 2350 т, полное 3045 т. Длина наибольшая 125,1 м, ширина 11,7 м, осадка 4,2 м. Мощность трехвальной паротурбинной установки 90000 л.с., скорость 44 узла. Вооружение: шесть 130-мм орудий, две 76-мм зенитные пушки, восемь 12,7-мм пулеметов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1939 году заложили два корабля: <Киев> и <Ереван>; оба остались недостроенными. http://commi.narod.ru/bmc/mk1dd/dd49.htm Танкер "Валерий Чкалов" в роли надводной мишени на государственных испытаниях крылатой ракеты КСР. Обведено место попадания ракеты. http://fotki.yandex.ru/users/evgeny-migarius/tags/ http://necronom.35photo.ru/photo_217688/
rust: Здравствуйте. В в/ч 06763 я служил после окончания учебки связи Низино (ЛенВО) с апреля 1976 по июнь 1977 года. Прочитал воспоминания служивших до меня. Да, все так и было. Летом - изнуряющая жара, зимой - пронизывающий холод. И постоянный (не менее 300 дней в году) ветер. При мне сгорел клуб, кстати, при пожаре, во время выноса казенного имущества я сам тоже чуть не сгорел. Самолет к тому времени уже прилетал 2 раза в неделю, по вторникам и пятницам. Женатые офицеры летали к семьям во Владимировку (Ахтубинск) 2 раза в месяц (в пятницу улетали, во вторник прилетали и наоборот). Холостые офицеры летали во Владимировку 1 раз в месяц, а при залете вобще не летали. Пьянство, естественно имело место. Ну, а солдаты сидели до дембеля, если конечно серьезно не заболевали и их не отправляли в госпиталь, в ту же Владимировку. Тут еще одно дополнение. С конца 30-х по начало 50-х на этом месте распологался лагерь политзаключенных. Их привозили морем на барже. Как память о тех временах на территории части оставались землянки, некоторые потом использовалсь под хозяйственные нужды. Посередине части стояла сторожевая вышка. И на краю части было кладбище, где-то 25-30 холмиков. Особенно запомнилась одна могила - бугорок, обнесенный колючей проволкой с пятиконечной звездочкой, один боковой лучик звездочки был обломан. Говорили, что это могила начальника лагеря. Будто бы в день расформирования лагеря он застрелился (или его убили). А уж потом на этом месте была размещена воинская часть. Летом производились пуски ракет типа "воздух-корабль" по кораблям-мишеням, находящимся у берега. Запомнились названия 2-х из них: "Балаханы" и "Фиолетов". Службв в в/ч 06763 была конечно тяжелой. Климатические условия, ядовитые змеи и насекомые, скудная еда, неуставные отношения с мордобоем (особенно это проявлялось после отбоя). Офицеры жили в отдельных домиках. В домиках 2 комнаты по 2 человека и кухонька. Все питались в столовой, разделенной на солдатскую и офицерскую. Офицерский рацион был естественно побогаче. При приезде комиссии солдатский рацион неизменно улучшался. Несмотря на все минусы службы, до сих пор вспоминаю тюленьи лежбища, птичьи базары, тысячные стада сайгаков, ход кефали, ловлю осетров, полеты розовых фламинго. Геологи к тому времени уже весьма интенсивно передвигались по полуострову. Буровые встречались чуть ли не каждые 5 километров. Недалеко от нас застряли в солончаке 3 трактора типа С-100. Геологи их бросили и их колонна ушла дальше. Один трактор мы вытащили за один день, второй через неделю с лишним. Третий так и засосало. С него напоследок сняли все что можно было снять. Войсковая часть еще просуществовала где то минимум 1,5-2 года, я переписывался со своими друзьями.
82-й: ...Все питались в столовой, разделенной на солдатскую и офицерскую... Наряд на кухню состоял из двух человек, ... По крайней мере помню только нас двоих — вечно дневальных и караульных "молодых". Может кто третий из старших призывов и был, не помню, но все делали мы) … которые придавались в помощь повару. Один обслуживал солдатский зал, а второй — офицерский. Мыли посуду мы вместе. В солдатской столовой были обычные миски-ложки из алюминия. В офицерской столовой приборы были из нержавстали, такие же как в тогдашних вагонах-ресторанах на ж/д. И готовил повар разное и по-разному, это верно. Помнится в один из нарядов на кухню в офицерской столовой был гарнир из вареной гречки. У нас в основном было пюре из сухой картошки или каша из перловки. Почему еще помнится, потому что недоеденная кем-то из офицеров порция гречки с тарелки, поданной в окно мойки, изымалась поваром, перекладывалась на чистую овальную тарелку, дополнялась до полной порции из кастрюли, равнялась ложкой и вновь выдавалась на раздачу в офицерский зал. Вероятно повар так поступал для того чтобы на всех хватило? Помимо мытья посуды и полов за нами были распил и рубка дров. Бревна мы сами привезли с корабля-мишени на гусеничной амфибии. Пролежав хрен знает сколько на палубе мишени эти бревна буквально окаменели. Мы пилили бревно (в обхват не меньше) тупой двуручной пилой рядом со столовой. Бревно лежало на кОзлах. Занятие было трудоемкое. А потом еще и колка дров тяжеленным ржавым колуном. В общем тычков мы, молодые, от повара- «фазана» за нерасторопливость, за неумелость получали регулярно. Запомнился еще хлеб, который пекли в части. По консистенции кусок серо-желтого хлеба был похож на мыло. Но съедался этот кусок с удовольствием. Этот хлеб был как пирожное на гражданке. Доставалось ли нам масло по утрам — не помню. А вот то что топка печек углем, уборка-мойка и все наряды были за нами — "молодыми" это точно. Никто из нас, "молодых", не пытался изменить сложившийся порядок. В основном приспосабливались выживать. Уже тогда мы четко поняли, что главное - это дожить до весны, до появления новых «молодых». Весной мы должны были отслужить год и стать «фазанами».
82-й: http://niivvs.narod.ru/photoalbum6.html В 1974 году корабли-мишени стояли в море напротив части. На глаз - в километре от берега. Нынче в google нашел только один объект похожий на мишень, да и то севернее предполагаемого места расположения части. Вопросы таковы: 1. Почему не видны корабли-мишени из 1974-го года? 2. Где находится "летучий голландец" из 2011-го года? Почему его не видно в google? Возможно местоположение части определено неправильно, и она находится южнее - аккурат напротив Тюленьих островов? В этом месте в google побережье плохо просматривается. Но то что видно показывает строение берега совсем не песчаным, а в/ч 06763 стояла на плоском песчаном берегу, и в округе были только море и песчаная пустыня. Возможно корабли-мишени специально не показаны на google, дабы не привлекать ищущих приключений на свою... Вот фотография одного из Тюленьих островов - острова Кулалы. http://www.panoramio.com/photo/49443981 Кулалы — от видоизмененного казахского «кулалу» — рукопожатие («кул» — рука, «алу» — взять). Вольный перевод — место встреч. И действительно, остров расположен на пересечении морских дорог из Астрахани, Гурьева, Шевченко, Красноводска, Баку, Махачкалы. Основной цвет острова — серый. Зелени мало, на смеси песка, ила и ракушечника (сверху он состоит, кстати, исключительно из ракушек солено-водных моллюсков) мало что растет — плющ, полынь, кое-где заросли тамариска. А вот зверьем остров богаче: волки, лисы, иногда зимой из закаспийских степей по льду переходят сайгаки. Водяных змей великое множество — не ядовитые, но слабонервного человека в неописуемый ужас могут привести. И птицы — утки, колонии чаек на мелководье (глубина у восточного берега на расстоянии почти километр всего полметра-метр). Зимуют лебеди — тысячи, выйдешь к воде — бело от этих гордых красивых птиц. Архипелаг свое название получил оттого, что водится здесь множество тюленей. В. феврале приходят сюда зверобойные суда: каспийский тюлень — важнейший объект промысла, используется его мех, кожа и жир. Тюле́ньи острова — архипелаг в северной части Каспийского моря у входа в Мангышлакский залив. Представляет собой группу из пяти небольших низменных островов: Кулалы, Морской, Подгорный, Новый и Рыбачий. Острова сложены песками, местами глинистыми породами. Общая площадь около 130 км². Полупустынная растительность. С берега я видел только корабли-мишени. Более ничего.
82-й: Мертвый Култук смотрел в гугле, там только одно фото по берегам какого-то иносранца. Карты все 2003—2004 года. Людей туда не пускают наверное. Раньше там были сплошные полигоны, а сейчас большая нефть. Так что природе кранты. Где то есть отцовский фильм 60-х, как они гнали на Бузачи локаторную станцию и он взял с собой кинокамеру. Впечатляет. Море тогда совсем обмелело и ушло от берегов. http://fishing.ahtubinsk.ru/2011/03/20/vesennij-lyod-na-axtube-i-volge/ http://fotki.yandex.ru/users/sokirko-v/album/162340/?&p=6 Кроме верблюжьей колючки, больше никакой растительности в Бузачах никогда не росло. Из животного мира же в изобилии водились лишь тушканчики, да где-то километрах в 100-150 сайгаки. Вода была привозной, более того, опресненной в шевченковском атомном опреснителе, а оттого очень противной, со специфическим привкусом, если не сказать вонючей. Продукты в воинскую часть доставлялись на самолетах. А в качестве культурных мероприятий для солдат – крутили по несколько дней один и тот же фильм, типа «Чапаева», «Комсомольска» или еще какой-нибудь патриотической утопии. ...военные строители на расстоянии сто пятьдесят километров друг от друга соорудили здесь две научно-исследовательские воинские части, одну из которых назвали «Форт-Шевченко», а вторую «Бузачи»... ...Этот морской участок представлял собой особо-засекреченный испытательный полигон, на котором военная авиация отрабатывала испытательные удары с воздуха по военно-морским целям. Здесь же испытывались все гидросамолеты Военно-Воздушных Сил и Военно-Морского Флота. Без знания времени стрельб, мест, куда будут запускаться ракеты, периодичности этих мероприятий и других факторов плавать в тех запретных местах было чревато катастрофической опасностью. Нередко этой опасности как раз и подвергались те, кто случайно, благодаря ротозейству охраны, заплывал на полигон и попадал под жуткий обстрел советских асов... Офицеры жили без семей (семьи оставались в N-ске) и, как правило, коротали время что на службе, что на отдыхе за «люменевым чайничком» со спиртом. Это было самым любимым занятием советских авиаторов в часы досуга. Точнее, в этом и заключался сам досуг. Некоторые нередко спивались и даже умирали от ежедневных перепоев и подобных «эмоционально-физических» перегрузок. Бывало, что на баркасах ловили рыбу на Каспии, уплывая на большие расстояния от части, ибо возле самой части было мелководье и рыба не водилась. Иногда по пьянке во время шторма их уносило далеко-далеко в морские пространства, и поисковая авиация целыми сутками разыскивала их в бушующих просторах моря. Блудили и в пустыне, когда с солдатскими карабинами охотились на сайгаков. И тогда к поискам подключались близлежащие воинские части, милиция, местное население – казахи, туркмены и верблюды. Бузачи да еще, пожалуй, Форт, но Бузачи всё же больше, были последней ступенькой, если спускаться сверху, в военной карьере любого офицера из нашего института, очутившегося здесь. Все, кто за какие-либо прегрешения отправлялся служить в этот забытый Богом край, казалось, забывали потом и сами вернуться из него обратно, а если кто и возвращался, то с покалеченными душой и здоровьем и изломанной судьбою. Подобно тому, как детям рисовали страшилки в образе Бармалея, молодых и не очень молодых лейтенантов, капитанов и даже майоров, в общем всех непутёвых офицеров, кто вел себя не так, как подобает, пугали Бузачами. Например, после объявления офицеру строгого взыскания наш достаточно добрый и мягкий командир «грошевской» части (по названию населенного пункта Грошево) подполковник Триодин старался утешить наказанного словами: «Не переживайте, товарищ лейтенант, следующего такого взыскания у нас Вы уже никогда не получите. Объясняться будете в Бузачах!» Ласково так говорил, по-отечески. Говорят, что и пришедший на смену Триодину командиром Грошева Ёська Иванович Иванов, хотя и был либералом чистой воды и не терпел авторитаризма, своих нерадивых подчиненных тоже пугал Бузачами. Ёська Иванович, несмотря на русскую фамилию, был полным армянином, а если точнее, ассирийцем, и всегда говорил с акцентом: «Поедэшь в Бузачы, ти пониль?». Оттого его шутки, даже произнесенные с широкой улыбкой на добром симпатичном лице, при упоминании этого географического названия приобретали какой-то мистический характер, от чего даже в абсолютную астраханскую жару по коже пробегал заметный холодок и в облике Иванова вдруг ощущался воинственный образ страшного абрека с обнаженным кинжалом и накинутым на шею арканом, которым он волок в «Бузачы» непокорного русича. Конечно же, Ёська Иванович был не таким страшным. А вот Бузачи действительно являлись большой страшилкой. И если серьёзно, — то фактически за любой мало-мальски выходящий из ряда вон нестандартный случай в армейской практике всегда можно было загреметь в Бузачи. http://pravorub.ru/personal/13734.html
82-й: Все внимание геологов было направлено на Бозашы. Их надежды поддерживало и то, что в 1957 году ленинградские добытчики, работая на скважине № 7 на побережье, пробили воду. Для нефтяников это была очень опасная ситуация — скважину закрыли. Но вода била не просто так, к тому же под землей была газовая подушка. А под ней обязательно найдется нефть. Чуть поодаль, на соленом озере, то здесь, то там пузырился газ: все это подтверждало, что нефть есть. Если следовать правилам, можно получить неплохой результат. Но на это не было разрешения — территория относилась к военному полигону. До института Халеке окончил факультет геологии политехникума. Знания, полученные здесь, с годами пополнялись: он знал геологию, а особо — геологию Мангистау. Таким же профессионалом был и Валентин Петрович Токарев. Они долго ломали голову над голой площадкой Бозашы. Множество писем было направлено в вышестоящие органы, но наверху вступать в полемику с Министерством обороны не хотели. Нужно было самим ехать в Алматы. Халеке побывал в кабинете министров — ему отказали. Зашел в соответствующий отдел Центрального комитета, к курирующему секретарю. В очередной раз ответили: там, где проходят военные испытания, геологические разведработы проводить запрещено. Халеке был не робкого десятка и настроился еще решительнее. По возвращении в Мангистау направился в форт — там жил командир Бозашинского военного отделения полковник Дубовик. Тот был давним другом Халеке, его отец воевал в Панфиловской дивизии под руководством Бауыржана Момышулы, да и сам он был частым гостем в доме Момышулы. Их совместный плана предполагал посещение первого секретаря обкома партии. Через него по ВЧ связались с генерал-лейтенантом Гайдаенко — доктором наук, работавшим в Москве, позже в Капустином Яре. Приняв приглашение казахстанцев, тот прилетел на своем ТУ-104. Тут, за дастарханом, Халеке попросил оказать содействие. [Уверен, что присочинено - генерал-лейтенант, командир НИИ ВВС, после достархана... Не так это всё было, совсем не так... (82-й)] Гайдаенко оказался человеком дела: не дожидаясь разрешения Москвы, он обещал помочь и пригласил Халеке и главного геолога Токарева в Капустин Яр. Основная договоренность была достигнута здесь, в штабе. Разрешение на бурение с помощью передвижной установки получили-таки на период, когда не будут проводиться испытания. Частота, на которой работали нефтяники, была закрыта паролем — по рации подавался знак, и те должны были запускать бурильную установку. Иначе военные ракеты могли, нарушив маршрут, упасть прямо на разработчиков. Не дай бог такому случиться, генерал Гайдаенко мог бы лишиться звезды на погонах или должности. http://www.kazpravda.kz/rus/obshtestvo/predskazanie.html Из неизвестности появилась еще одна должность и фамилия - командир Бузачинского военного отделения (вероятно имеется в виду командир части) полковник Дубовик, который живет в форте (вероятно имеется в виду Форт-Шевченко). Под Капустиным Яром скорее всего подразумевается Ахтубинск. В/ч 21239, штаб и генерал-лейтенант Гайдаенко - это Ахтубинск. ...в мае 1950 года Управление преобразовано в Научно-исследовательский полигон ВВС, в состав которого входит служба полигонных испытаний (СПИ), начальником службы был назначен полковник Мохов Сергей Петрович. На базе СПИ создается Управление трассового измерительного комплекса (ТИК), куда вошли отдел организации трассовых измерений и эксплуатации технических средств, обработки информации, наземной фотокиносъемки и фотохимической обработки, подразделения технического обеспечения, а также отдельные измерительные трассы и полигоны (х. Грошево, п. Тургай-Баскунчак). Первым начальником Управления становится полковник Мохов С.П. В соответствии с решением Совета Министров СССР сформирован специальный морской полигон в акватории Каспийского моря с центральным подчинением ГК НИИ ВВС и в оперативном порядке Управлению, включивший две испытательные станции (первая – п-ов Бузачи, вторая - форт Шевченко) и дивизион морских вспомогательных судов на Каспийском море. http://niivvs.narod.ru/text13.html Логичнее, если командир части жил в Форте-Шевченко (это ведь город). Командир дивизиона Каспийской флотилии в/ч 06782... Командир войсковой летной части за номером 06777... http://anomalia.kulichki.ru/text8/716.htm Эти части дислоцировались в Форте... Девятое Управление тем и отличалось от других частей института, что обладало мощным научно-исследовательским потенциалом, позволяющим не только имитировать сухопутные и морские группировки противника, но и точно, квалифицированно оценивать поражающие способности применяемого по ним вооружения. На Каспии, в районе мыса Буруншук, как раз располагалось несколько притопленных судов, служащих мишенями, вот из того района и был подан сигнал SOS. К счастью, все обошлось. Ремонтно-востановительное судно «Тура» водоизмещением 2000 тонн, в своем роде плавучий завод, выйдя из порта Баутино (рядом с Форт- Шевченко), оказался на линии визирования бомбардировщика Ту-22. Ошибка штурмана всего лишь на три градуса и привела к тому, что находившийся в 150 км. от зоны действия ракеты корабль чуть не стал ее целью. Ракета на сверхзвуковой скорости промчалась на высоте 15 метров над палубой, создав мощную ударную волну и аэродинамические завихрения. Представить возникший эффект зрительно не так сложно, достаточно вспомнить американский блокбастер, к примеру «Скалу», с Шеном Коннери. Только над «Турой» прошла настоящая ракета и, когда с палубы снесло уголковые отражатели и повалило арматуру, сигнал «спасите наши души» не показался экипажу чем-то странным. http://niivvs.narod.ru/text10.html ... Появились кое-какие ориентиры - в районе мыса Буруншук! (Бурыншык) (см. сообщения 1745 и 1990 в этой же теме) Местоположение установлено?
82-й: В море, напротив предполагаемого расположения в/ч 06763, находится некий объект. Затонувший корабль-мишень? Но на таком расстоянии от части прежде находилась прибойная зона (урез воды)... Корабли-мишени располагались в километре (так сейчас выдает память) от берега. Надстройки не различаются, как будто корабль лежит под уровнем воды. Но этого быть не может - там было очень мелко... От объекта падает тень? Объект находится над поверхностью воды? Или... В нескольких километрах севернее. Явно корабль (по размерам схож с объектом) на расстоянии от берега похожем на то что помню... Но он виден отчетливо, как положено в воздушной среде... Рядом с расположением части была ВПП полевого аэродрома с металлическим перфорированным покрытием. Пожалуй сохранились её следы. Местоположение совпадает с тем что осталось в памяти. Почти перпендикулярно береговой линии. Недалеко от части. Много знаков вопроса. Много многоточий. Много предположений. Много лет прошло. Лайнер держал курс на юго-восток, и по пути встретилось Каспийское море, и в частности, пустынное казахстанское побережье. Отлично был виден даже прибой с пенными шапками. http://forum.radeon.ru/viewtopic.php?p=787386 Так оно и выглядит... побережье Бузачей.
qwerty: Я служил в 06763 с 1988 по 1990 рядовой СА Во так этобыло в то время. Узнаю на 99 % Часть по слухам готовилась к расформированию. Песня - У солдата выходной - за 2 года поперёк горла стала. А авиаплитами была огорожена территория части.
82-й: СПАСИБО! Спасибо за сообщение! Я-то помнил совершенно другую часть, образца 1973-1974 года. Я даже не был уверен что правильно опознал руины. Эти фотографии взяты из публикаций членов сообщества в.ч. 06763 с сайта ОДНОКЛАССНИКИ.
qwerty: На нижней фотке вид похоже с востока - юго востока. Вверху видна круглая башня на которой как и в 1988-90 установлены антенны. На этих верхних площадках днём дежурил караульный наряда. Но ввиду сильной жары часто спускались под крышу ( где левая антенна и квадратная часть здания ). Ниже видно здание штаба, справа близко к забору- офицерская гостиница. Всё построено из ракушечника. Между забором из плит и штабом стояти мобильные радиостанции, одна из них р-140 на киловатт. всё это на шасси зил-131 вроде. А между территорией части и морем стоял отгороженый участок, там стояли локаторы КАМА 2 штуки, дизельные электростанции, и обзорный локатор п-37 вроде не помню точно.
qwerty: Казарма на 2-м этаже, все удобства были там же. На первом столовые, мед.сан часть, Дежурка. Перед входом в казарму выстраивались на развод.
82-й: Из воспоминаний офицера, служившего в Бузачах: ...Попал в Бузачи в 1988-м, после окончания института. Уже в Уфе знали-раскидают по "точкам". Моё распределение решали долго...В то время оказался дефицит связистов, знающих в совершенстве телеграф, и у полковника было огромное желание отправить меня в Сагиз. Но! Увидев на карте предназначенное мне место (по очереди) - отступать не хотелось. МОРЕ... Это было главное в моём решении. Ни майорская должность нач. связи, ни перспективы остаться служить, ни более лучшие условия проживания не смогли повлиять на это решение. 4-ро суток гостинницы, ПАЗик с прапорщиком, АН-12. Летели долго...Посадка, взлет, опять посадка...Бузачи-край маршрута. Подполковник, встречавший нас у самолёта оказался наш командир. Серьёзный лысоватый парень по фамилии Шац-новый врач части.(родом из К.Яра) Запах моря...Помню до сих пор свои ощущения. Ждал свежести, шум волны, крики чаек-а вдруг понимаю, что вместо этого ...ЗАПАХ БОЛОТА, ВЕТЕР и угнетающая ЖАРА(всё это почему-то мне сразу жутко понравилось ) Где море? Смеются... Дальше-кунговый УРАЛ и почти час пустынных пейзажей.Море и...камыш. Знакомимся ещё с парнем- нач. автослужбы, возвращался с Ахтубинска. Море. Забор из аэродромных плит. Ворота со звездой. Стройный лейтенант - дежурный по-части. Проводили до гостинницы... Так началась моя срочная служба. Служба на благо СССР(наивно...) студента-лейтенанта ВВС Самолёт сел не в Ф.Шевченко, я даже и не знал ранее о таком городе. Сели в Каражамбасе.(вот сейчас только понимаю, что пишу, может ,с ошибками). Аэродромчик не наш, гражданский. Но! Следы присутствия ВВС чувствовались в каждой постройке объекта... Вслётка, как и вы писали, из металлических плит. Смотрю на съёмку...Всё-таки это новая часть. Забора просто уже нет. Его при мне тащить начали. Рядом с башней, как вы её назвали(ближе к югу получается) строение, примерно такого-же размера - это водонапорная башня. Слева большое здание-2-этаж. казарма, а другое здание большое-штаб. Правее-офицерская гостинница.Где обозначена у вас казарма-это автопарк, о чём свидетельствуют остатки техники. Здание, названное баней - это дизельная. А вот что справа больших габаритов, не могу понять... Удивляют дороги. Или это что-то другое? Была только одна дорога, по карте она д.б.снизу вверх. Примерно 4,5 км и вела она к трассе Каламкас-Шевченко. Если её мысленно продолжить сквозь часть "вверх", то попадаем на позицию. Справа-гостиница офицеров. Тыловой вход в "квартиру" командира части. За забором- позиция связи, р-140 во всех вариантах. Башня на заднем плане, увы, уже мертва в то время. Фотосъёмка была упразднена, оставалась только "голая регистрация"координат испытаний Камой. Работали СЕВ, телеметрия и я (Кама). Перпендикулярно гостинице, влево по фото располагался штаб. http://www.vahtubinske.ru/forum/94-816-8
qwerty: Я к стати был старшим оператором РЛС. По вечерам в здании башни в её квадратной части занимались культуризмом, кто хотел и прослужил больше года. Штанги разные, гантели всё самодельное. Кровати 2-х ярусные в казарме, по обе стороны коридора, прямо по коридору турник и телевизор. Турник хорошая вещь - покрутился перед сном в трусах и в койку. Телевизор показывал отвратительно, слошные мурашки но программу Время смотреть приходилось первый год службы. На стрельбище ходили раз в пол года, 3 патрона выстрелил, гильзы сдали и свободен. Хлеб возили из Каражанбаса или Каламкаса не помнб точно, но он был похож на чёрный пластилин внутри. Иногда в воскресенье ходили на море купаться кто хотел, как пока до моря километр, пока по воде километр дтобы погрудь вода, а потом в обратном порядке. Короче как маршбросок но добровольно.
радист: Уже год слежу за воспоминаниями сослуживцев,все не решался написать.Посчастливилось послужить в в-ч 06763 с мая 1985 по декабрь 1986 г .После окончания учебки связи г Борисполь(Украина) По распредилению отправили в Ахтубинск потом в Грошево,здесь пробыл неделю, возили собирать полевые тюльпаны на полигон к празднику 1 мая. В бузачи попал так же как все самолетом на аэродром Каражанбас.Баня была в ужасном состоянии на полу вода,(застоявшаяся) передвигались по лавкам чтоб набрать воды в тазик и искупаться.В последствии баню отремонтировали и даже сделали парную.Воду привозили водовозы,было несколько закопанных в песок ж д цистерн, возле бани ,столовой и казармы. В умывальник или для мытья пола мы (молодые или наряд)набирали воду из этих цистерн кидая туда 60л кастрюлю на веревках. Очень мне нравился хрустящий свежеиспеченный хлеб из пекарни, выпекал(Узбек.)Правда зимой не всегда получался, был как резиновый. Свет в части был от дизель-генератора,его на ночь отключали когда заканчивался сеанс связи .Помню я был дневальным по роте и задремал не заметил как прошел в казарму офицер деж по части,он осветил мне лицо фонариком и т д. Не помню когда но в часть провели злектричество из Каламкаса, поставили 3 мачты освещения (прожектора)тогда жизнь стала веселее,дизель-генератор стал использоваться в крайних случаях. Кино в клубе показывали 4 раза в неделю,фильмы художественные что шли в кинотеатрах, возили из Каламкаса.А песня на вечерней прогулке у нас тоже была (у солдата выходной).
Назар88: На вехней фотке старые Бузачи, на нижней новые. Переезд был в 1987. Служил на 2 части, после учебки в Новоселицах с 86-87г. На нижней фотке КТС -ка, видимо фото 88-89 г.. Днем стоял на ней в карауле. В Бузачах это называлось патрульный. Сам из Москвы.
Назар88: Честно говоря-тронуло. Ностальгия. На втором этаже КТС -ки, где потом качалка как пишут, я собирал стол-пульт для дежурки в штабе. Все пилилось и собиралось руками, под руководством ком.взвода связи, вдвоем, я рядовой и старлей. А ночью в патруле на РЛС ходить было стремно! Койоты сидят на ступеньках, глаза светятся и поскуливают))) Зимой вышел из за угла и поехал на кирзачах в другой конец части, за то назад как альпинист, штык-ножом в лед. А летом, комарья полные плафоны и фаланги со стен прыгают, а богомолы под мачтой-освещения охотятся. В самоволку по выходным ходили на море. Точно, марш-бросок по собственному желанию! А куда еще то?)) Нас было сначала человек 30-35, дедовщины небыло, уважение было! Сибиряки, таджики. узбеки, армяне, все были, и я "москва", еще зема был, повар, но я не пользовался. Служили-жили как команда. В праздники плов, КВН, ракетница и т.д. Ну а служба службой.
82-й: Здравия желаю, Назар88! Спасибо за сообщения! У нас тут возникло несколько вопросов, на которые ответов пока нет. Может Вы нам поможете ответить на них? 1. "Старая" и "Новая" часть располагались на одном и том же месте? 2. Если части располагались на разных местах, то где находятся останки "Старой" части? 3. Стояли ли в море напротив "Новой" части корабли-мишени? Напиши любые подробности которые Вы помните, пожалуйста.
Назар88: Здравия желаю! Никак нет))). Вот тут новая: 45°19'43.69"С 51°33'11.16"В А похоже здесь старая: 45°22'34.84"С 51°40'21.88"В Езды не больше часа по степи на Газоне. Снесли видимо совсем, только растительность осталась. Домики были деревянные да глинобитные. Как дачный поселок. За то вышка была классная, летом ночью ляжешь на верхней "палубе", небо, звезды, как в сказке! Тут же и мишени в море напротив. Новую то и построили подальше от мишеней, случай был, ракета чуть в ГСМ не попала, хорошо пустышка была, да и старая она уже была. Так что у новой части мишеней не было. За то весь берег был засыпан штычками со стрельбища. Ракушняк и латунь. Аккурат в зоне прилива и острием в каспий. Кстати, там на скане написано, "какая то мачта не знаю для чего" это обычная мачта с прожекторами, для ночного освещения, для богомолов короче. А вот аэродромные плиты для забора в новой части, в старой лично отбивал кувалдометром по сварным швам))). Чего еще интересно, спрашивайте, так как часть сябя, я тоже оставил на Мангышлаке.
82-й: Спасибо, Назар88! Очень важное свидетельство очевидца. Часть вопросов отпала. Но есть еще кое-что: 1) На территории "старой" части стояла башня с КТ-50. И где-то была еще одна башня с КТ-50. Это так нам сказали тогда. Может быть вокруг этой второй башни и построили "новую" часть? Для траекторных измерений нужны как минимум два прибора. Возможно ликвидировав один измерительный пост, со второго также демонтировали второй КТ-50, а измерения проводили с помощью "Камы"...? 2) Куда дели КТ-50? 3) Один из товарищей написАл о кладбище рядом со "старой" частью. С конца 30-х по начало 50-х на этом месте распологался лагерь политзаключенных. Их привозили морем на барже. Как память о тех временах на территории части оставались землянки, некоторые потом использовалсь под хозяйственные нужды. Посередине части стояла сторожевая вышка. И на краю части было кладбище, где-то 25-30 холмиков. Особенно запомнилась одна могила - бугорок, обнесенный колючей проволкой с пятиконечной звездочкой, один боковой лучик звездочки был обломан. Что Вы помните по этому поводу?
Назар88: 1) На территории "старой" части стояла башня с КТ-50. И где-то была еще одна башня с КТ-50. Это так нам сказали тогда.Может быть вокруг этой второй башни и построили "новую" часть? - Может, но только заработала она едва ли не через год, и то, как мне кажется не достаточно хорошо. Антенны жужжали, нас в казариу загоняли, а бывало, что я на башне стоял и ничего. 2 е детей. Значит не очень заработала. Башню построили вместе с частью. Одновременно. Однозначно все работало на КАМЕ. Кладбище не помню. Старую башеню бросили. А вообще на мангышлаке смертники добывали руду, в замен казни, знаете какую. Тюб-караган - черная смерть.
радист: Скорее всего КТ-50 уже не функционировала в 85 году или раньше. Когда проводились работы, я ни разу не видел чтоб открывался купол башни. Но работал локатор http://shot.qip.ru/008yBf-38walgHRD/ и камы. Мне кажется что старая часть находилась http://mapl39.narod.ru/map2/index22.html где мыс Буруншик (метео станция),потому что я лично передавал погоду в Ахтубинск.У нас (в старой части) были приборы указывающие высоту облаков,давление,скорость и направление ветра и т д .И точно так шла дорога в низ по карте в Каламкас . До каламкаса было км 15,на рассвете в хорошую погоду были видны нефтяные вышки http://shot.qip.ru/008yBf-28walgHRC/ видно на заднем плане . Еще я помню что один офицер и 2е или 3е солдат уезжали на так называемую двойку, может это и был КТ-50, они брали автоматы ,продукты и жили там неделю потом ехали другие на смену.Не могу указать координаты я не очень соображаю в широтах, но если от метео станции то в сторону новой части .Может как раз в том месте где у вас отмечен ИП (отдельностоящий)и была двойка. А на месте старой части сейчас нефтяные скважины ,возможно поэтому часть и перенесли . Но хотя старая часть и так разваливалась, нас даже из казармы перевели в клуб http://shot.qip.ru/008yBf-18walgHRE/ кровати стояли под наклоном спать было не удобно. На против части в море стояли корабли мишени но мне кажется не в 1 километре а больше потому что до моря в этом месте было км 3 не меньше. Нас возили на море (купаться) северо восточнее части на газ 66 там вода была близко. http://shot.qip.ru/008yBf-18walgHRF/ в море были (раки). Так выглядела наша старая часть в 86г http://shot.qip.ru/008yBf-28walgHRG/ http://shot.qip.ru/008yBf-18walgHRI/ http://shot.qip.ru/008yBf-28walgHRJ/ я был на строительстве новой части 2 раза http://shot.qip.ru/008yBf-38walgHRH/ http://shot.qip.ru/008yBf-28walgHRK/
радист: http://shot.qip.ru/008yBf-18walgHRN/
82-й: Еще раз, то что помню из личных наблюдений и услышанного в 1974-м: 1. Корабли-мишени располагались напротив части. На расстоянии одного километра от берега. 2. Источник пресной воды был в 60 километрах от части. 3. Связь осуществлялась самолетами один раз в две недели. 4. В декабре 1973-го или в январе 1974-го сгорел домик радиостанции возле ВПП. 5. ВПП была из стальных перфорированных полос. 6. Одна башня с КТ-50 стояла на территории части, а вторая в 8-ми километрах. Почему-то я считал что она располагалась на север от части. 7. В бане мылись морской водой. 8. Электроэнергия производилась дизель-генератором. 9. Ни телевизора, ни радио не было. 10. Хлеб пекли в части. Был он сырой и полупрозрачный. Но жрать хотелось так что этот хлеб воспринимался как пирожное. Жаль что мало. 11. Наряды. Через день на ремень, через два - на кухню. 12. Один раз ездил в числе команды на корабль-мишень за деревом на гусеничной амфибии. Привезли бревно. Или два. Зимой запах полыни в воздухе. Солнце садилось за море. Черные силуэты кораблей. Пустота и тишина. Как рассказывают сведущие люди, жизнь островитян прекратили военные. Дело в том, что в советские времена с полигона Капустин Яр стреляли ракетами по мишеням, стоящим в глубинах безжизненного залива Кайдак. И хотя наши ракеты считались довольно надежными, одна из них по каким-то причинам сбилась с курса и ухнула на остров. Никто не пострадал, но жителей от греха подальше спешно вывезли на "большую землю" -– в рыбацкий поселок Баутино. Осталась только метеостанция, которая располагается тут с 1936 года – погода равно интересует и гражданских, и военных. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=43901
82-й: Поиски не дали явного результата. Карта. http://shot.qip.ru/005tDJ-312K4cQx22/ В обнаруженных (и приведенных в этой теме) в Сети материалов по теме военно-морского полигона "БУЗАЧИ" (полигон 77, полигон 700) упоминаются следующие ориентиры: северо-восточная часть Каспийского моря, острова Тюленьи, остров Кулалы, каспийское мелководье, мыс Бурыншык, залив Кайдак. Имеется очень большой "разлет" в ориентирах. На настоящий момент надежно определено положение "новой" части 06763. Положение "старой" части можно определить только по кораблям-мишеням, стоящим напротив. Пока что мишенное поле у побережья Бузачей не найдено. Возможные объяснения: 1. На снимках google корабли-мишени скрыты специально, как скрыты и все буровые платформы. 2. Корабли разделаны на металлолом. Почти все. Один еще виден стоящим на прямом киле. Если это так, то "старая" часть 06763 стояла напротив этого корабля.
радист: Назар88 пишет: За то вышка была классная, http://shot.qip.ru/008yBf-38walgI4j/
полная версия страницы