Форум » Все об армии: РККА, СА и РА » Российская авиация умирает? » Ответить

Российская авиация умирает?

Алексей: Давно не выходил на форум, но последние события просто бударажат. Посмотрел по РеНТВ программу "Военная тайна" и если честно просто-ШОК. Вопервых, тот сайт "Стрижей" откуда мы ушли, скоро может потерять актуальность по причине того что военный аэродром в Кубинке, МО решило продать и "Стрижи" отправятся по все видимости базироваться в Липецкий уч.центр, во вторых реформа армии затронет авиацию так серьезно, что большая часть летного офицерского состава попадают под сокращение( цифры врать небуду, но точно в тысячах цифра прозвучала) и парк авиационной техники в подразделениях из 34 машин исправных всего 4 это по статистике с этой же программы. Но и в завершении, при таких поставках в войска самолетов, мы сможем заменить неисправные только через 120 лет. Как вам это.

Ответов - 26

Виктор Х: Да. Я тоже смотрел эту передачу, тут не то, что в шоке будешь, а вообще кондрашка хватить может. А как вам такое заявление, что можем передать в родные ВВС то, что Иран забраковал( а если найдутся и на них покупатели и это не дадут?) Незнаю может быть я со своим ШМАСовским образованием чегото недопонимаю, но кажется нас потихоньку готовят к тому, чтобы мы готовились кормить чужую армию, а свою нам неподсилу, не потянем. Обидно до слёз за державу. Я не эгоист и не националист. Оказывать помощь пострадавшим и попавшим в беду народам надо (как говорится - очки зарабатывать), а нельзя ли хоть маленькую толику уделять своему люду? Прём газ в Европу, Украина его в наглую ворует, а перед Евросоюзом мы виноваты. И всегда виноваты и вовсём. Ниоднй войны не развязали, а всёравно виноваты, наверное надо было без боя сдаться, а то нападавших в убытки большие ввели, т.к. хотелось по лёгкой срубить, Рус Иван не догоняет. Всё бросаю писать. Мне волноваться нельзя. А мимо безобразия то-же не пройдёшь.

Прапор: Алексей пишет: ...Во первых, тот сайт "Стрижей" откуда мы ушли, скоро может потерять актуальность по причине того что военный аэродром в Кубинке, МО решило продать и "Стрижи" отправятся по все видимости базироваться в Липецкий уч.центр... Алексей! Разреши напомнить, что сайт "Стрижей" - это не интернет-ресурс АГВП "Стрижи", а их поклонников и почитателей, группы общественной поддержки. Так что с переводом "Стрижей" из Кубинки в Липецкий учебный центр ситуация с сайтом "Стрижей" никак не изменится... Передачу не смотрел, в последние годы службы в армии этого безобразия нагляделся выше крыши, но что касается всего остального про нашу военную авиацию, то можно предположить, что у России осталось два пути: один - набрать и содержать полностью аримию из наемников, например из Средней Азии, Индии, Китая, - дешевле будет! Воевать они будут на устаревших и исчерпавших свой ресурс отечественных и купленных за границей подержанных ЛА. Второй - нанять (купить) армию какого-нибудь иностранного государства. Оба пути гораздо дешевле содержания собственной армии...

Алексей: Прапор, а вы это изречение забыли: Кто не хочет кормить свою армию - будет кормить чужую! Кстати в той же передаче говорилось про те армии Средней Азии, Индии, Китая. Тот же Китай уже нас перегнал по авиапарку и намного и не такими старыми ЛА. Почему самолеты от которых отказались зарубежные покупатели, пошли сначала на переделку и после этого в наши родные ВВС. По поводу Кубинки передача тоже была и там озвучили, еще одну серьезную проблему, западное направление остается совсем без прикрытия. Все надеемся на нашу ПВО с комплексами С300 и С400, да поройте в инете там такие фотографии этих самых комплексов, для вражестких спутников в надувном резиновом варианте, смешно. Опыт всех последних войн, показывает.. защищай свое небо. У нас слишком большая страна, те аэродромы, которые были в Союзе, теперь пустые и разворованые. Чем защищать. А вот нанять мы можем, китайцев, им проблем не составит прислать 1,5 млн. человек и все, забудьте тогда о свободе своей земли.


Прапор: Алексей пишет: Прапор, а вы это изречение забыли: Кто не хочет кормить свою армию - будет кормить чужую! Алексей! Так я об этом и говорю! Читаю интервью нашего МО и ничего не понимаю, вроде бы дело говорит, а в армии все идет наперекосяк...

Серый: Нашему правительству по х-ну защита от врага внешнего, у них главная забота-защититься от врага внутреннего, от нас, чтобы давали им спокойно дальше бабло зарабатывать,потому щтат МВД уже 2,5 млн "особей" без страха и упрёка.А реформа ВС- это очередной виток передела собственности, вспомните Ленина:"Грабь награбленное",они считают что генералы уже зажрались, пора и поделиться, а как известно,когда паны деруться, у казаков головы летят....так что здесь ничего личного, просто люди деньги зарабатывают.

МИГ: Все свели к торговле власть придержащие.Вспомните такую фразу :"Министерство обороны сможет купить 20 или 30 самолетов в текущем году".Свое МО,у своих авиазаводов...на большее денег нет!Не дают,в силу нам недоступных причин. Не буду больше на эту тему. Личностей не стало,готовых взять на себя ответственность за страну.Одни разговоры. МИГ.

Алексей: Спасибо, всем Одно прекрасно понимаю, нет у этой страны будущего, а есть только настоящее. Жалко парней молодых, которые сейчас жируют в барах и дискотеках, не думая о том что завтра могут оказаться в пекле такой войны, что станут просто пушечным мясом без прикрытия с неба. Хозяина нет у нас нигде, ни в маленьких поселках, ни у страны. Кучка зажиревшихся бывших товарищей губят все, а особенно то чем мы некогда гордились - АВИАЦИЮ.

SuperAdmin: Алексей пишет: Одно прекрасно понимаю, нет у этой страны будущего, а есть только настоящее. Может не стоит так все драматизировать? Вспомните историю, последние локальные войны. Когда русская или советская армия была готова к полномасштабной войне? Наша доблестная, непобедимая и легендарная, армия, "назло" врагам, в канун любой из последних великих войн всегда находилась в стадии реформирования... История, как показывает практика последних трехсот лет, ничему не учит, она - не прощает ошибок! К сожалению за ошибки руководства страны, которое плохо знало и понимало историю своей страны, во все времена приходилось расплачиваться простому народу...

Алексей: Вот историю то наше руководство как раз и не учило, а она действительно ошибок не прощает. К тому же ситуация в мире сейчас, при тех условиях раздела энергоресурсов, как раз не в нашу пользу. Косо поглядывают на нашу страну почти все соседи и особенно их заокеанские хозяева. Чем не проверка боем, была война в Южной Осетии,чужими руками проверили нашу боеготовность. Кстати по неофициальным данным, в этой войне мы потеряли гораздо больше самолетов, чем нам рассказывали СМИ.

Алексей: вот на "СТРИЖАХ" тоже тему про сокращение продолжили, волнуется народ: http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1239950679/134#134 Ну ладно мы почти все имеем гражданские специльности и пока еще способны кормить семьи, а вот летный состав и особенно кто постарше. Написать бы письмо товарищу министру и сказать огромное спасибо за то что наших детей оставляет без Родины.

Admin: А ведь только пять лет назад... Пентагон признал превосходство российских истребителей?! Виктор Литовкин, РИА "НОВОСТИ" 06 июля 2004 Американские военные потрясли Москву своими признаниями, растиражированными СМИ, что самолеты российского производства гораздо лучше, чем сделанные в США. В чем причина столь лестных для Москвы признаний? Началось все с публикации в "USA Today" интервью с американским генералом Халом Хомбургом. Он рассказал об успехах индийских ВВС, которые добились оглушительного успеха в учебных воздушных боях против американских самолетов F-15C/D "Eagle". Индийцы "воевали" на многофункциональных истребителях Су-30МКИ российского производства и выиграли почти 90% всех воздушных боев. "Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать, - приводит газета слова генерала, возглавляющего службу Air Combat Command ВВС США, - F-15 является основным нашим самолетом для завоевания господства в воздухе, и поэтому неожиданные победы индийцев на русских самолетах стали по-настоящему "отрезвляющим душем" для многих чинов ВВС". Потом о "победе русских" рассказал бюллетень ВВС США "Inside Air Force". Он привел еще более шокирующие для американцев данные. Оказалось, что против F-15C/D "Eagle" "сражались" не только Су-30МКИ, но и МиГ-27, МиГ-29 и даже "старенькие" МиГ-21 "Бизон", которые тоже показали себя выше всяких похвал. Они победили не только американских "Орлов", но и французские "Mirage-2000". Американский сайт "Washington ProFile" назвал успех русских машин "полным сюрпризом" для американских летчиков. У российских военных специалистов и авиационных конструкторов победы отечественных боевых машин над американскими F-15 удивления не вызвали. Генеральный конструктор ОКБ "Сухой" Михаил Симонов не раз рассказывал, в том числе и военному обозревателю РИА "Новости", что истребитель Су-27 "Flanker", как его называют в НАТО и дальнейшим развитием которого как раз и является "индийский" Су-30МКИ, специально создавался в восьмидесятых годах прошлого столетия именно для борьбы с F-15 "Eagle". И в его тактико-технические характеристики заранее были заложены боевые преимущества перед соперником. И в том, что истребители этого класса соответствуют своему предназначению, ничего нового для экспертов нет. Другое стало сюрпризом - официальное и публичное признание этого факта высокими американскими военными чинами. И более того, удивило то, что это признание опоздало на четыре месяца. Воздушные учебные бои между индийскими Су-30МКИ и американскими F-15C/D "Eagle" проходили еще в феврале на базе ВВС США в Элмендорфе (штат Аляска). В то время о победе русских самолетов (они выиграли три "сражения" из четырех) почему-то никто не стал распространяться. Как и о многих других подобных фактах. Впервые российские истребители выиграли учебные воздушные бои у американцев еще в начале девяностых годов, когда отечественные "Су" и "МиГи" только начали принимать участие в международных авиационных выставках и аэрошоу за рубежом. Тогда несколько истребителей Су-27 под руководством известного теперь всему миру (с ним летал в Чечню на "спарке" - учебно-боевой машине президент Владимир Путин) начальника Липецкого Центра переподготовки летчиков ВВС России генерал-майора Александра Харчевского прилетели в Канаду, чтобы продемонстрировать возможности российских боевых самолетов. На борту российских и американских самолетов не было боевых ракет и снарядов, - их заменила кинопленка, заряженная в фотопушки. И какое же разочарование постигло американских пилотов, когда она была проявлена. "Следов" от российских Су-27 на их пленках практически не было. А на российской - F-15 красовались во всех видах - "вид сзади", "вид сбоку", "вид сверху", то есть все самые уязвимые для ракет и снарядов плоскости самолета были там видны. Источник такого успеха отечественных истребителей, конечно, заключался не в "скорострельности" бортовой киноаппаратуры, - а в высоких маневренных качествах Су-27 и их тяговооруженности. С этими непревзойденными боевыми возможностями наших машин сегодня знаком весь летающий мир - "кобру Пугачева", как и другие уникальные фигуры высшего пилотажа, не способны сделать никакие другие самолеты, кроме российских. Не только с маркой "Су", но и "МиГ". Пока F-15, как, впрочем, и их "сородичи" F-16 и F-18, разворачиваются на цель, "зацепив" своими крыльями полнеба, российские самолеты крутятся вокруг своего хвоста и, чуть добавив форсажа, легко оказываются то сзади "игла", то в его боковой плоскости, то над ним. С такой позиции без промаха нанести "смертельный удар" очень просто. После Канады в середине девяностых аналогичные воздушные бои были организованы для российских МиГ-29 в Южной Африке. Там против них "сражались" уже не F-15C/D "Eagle", а французские "Mirage-2000". Однако результат оказался тем же. "Если наш самолет подошел к противнику на дистанцию прямого выстрела, - утверждает главный конструктор-директор программы МиГ-29 и его модификаций Аркадий Слободской, - то можно считать: враг уничтожен. Для этого достаточно всего 5-6 пушечных очередей". Американцы хорошо осведомлены об этих боевых качествах российских боевых машин. Они даже закупили у Молдовы, когда она, как и другие бывшие республики СССР, стала независимой, эскадрилью МиГ-29К, что дислоцировалась на военном аэродроме под Кишиневом. Отремонтировали их с помощью немецких специалистов, которым МиГ-29 достались от армии ГДР, и теперь во всю используют для тренировок своих пилотов, учат их сражаться и побеждать "русские истребители", которых в разных странах мира больше семи тысяч "штук". Только в Индии, по данным британского The Military Balance, свыше пятисот. И нет ничего удивительного, что индийские пилоты, несмотря на усиленные тренировки американских летчиков, все-таки достаточно легко их побеждают в воздушных боях. Уникальная боевая техника, помноженная на мастерство пилотов, делает свое дело. Но с другой стороны, и это тоже отмечают в разговоре с журналистами специалисты, американские летчики давно не встречались в реальных воздушных боях с серьезным противником. Не считать же такими бои конца девяностых годов над Балканами, где ВВС США брали не столько качеством, сколько массированным количеством. Тоже самое можно сказать и о первой и второй иракских кампаниях, где воздушного противостояния просто не существовало, как такового. Где набраться боевого опыта? Только в учебных сражениях. "Воевать" с российскими пилотами не позволяет застарелая армейская психология, - вдруг опять проиграют, попробуй тогда докажи пилоту, что он может и обязательно должен побеждать "бывшего вероятного противника". С индийцами такой проблемы нет. Ну, проиграли и проиграли, значит, плохо тренировались. Но зачем же американцам трубить о собственных промахах на весь мир? Такое в армейской среде не принято. Ни у них, ни, кстати, у нас. Объяснение подобной откровенности американских генералов найди достаточно легко, если вспомнить, почему о событиях февраля они вдруг начали говорить в июне. Просто в это время в конгрессе США обсуждаются ассигнования на оборону на будущий финансовый год. http://www.nacbez.ru/technology/article.php?id=817

ВАШМ:

МИГ: Решил немеого добавить в тему.Неделю как вернулся из России,был в отпуске у родственников.И хочу немного о реформах в ВС. Там,где я был,есть (пока есть) 444-й Центр боевого применения и переучивания летного состава морской авиации.Это не военная тайна - об этом можно прочитатать(что сначала я и сделал)в местной районной газете.А дело в том,что с 1 -го декабря Центр прекращает свое существование.Самолеты уже перебазируются на другой аэродром,офицеры переводятся к новым местам службы,а вот прапорщики...тут все намного сложнее.Им светит переквалификация в сержанты,если согласятся ехать к новым места службы.Не хотите стать сержантами - увольняйтесь.Не хватает года или двух до выслуги - ваши проблемы.Пенсионный статус сержанта - для прапорщика - тайна за семью печатями.Вот такая история. Этот аэродром имеет большие традиции,здесь всегда базировалась боевая часть морской авиации.Центр переводят ближе к морю,есть своя логика в этом решении,но все с кем я разговаривал об этом,думают,что еще одним заросшим травой аэродромом в России добавится. Очень я хочу ошибиться. МИГ.

Юрий: http://www.stranatur.ru/ru/vip-tours/flights/ Всем на заметку для реализации своей мечты!! Вчера наткнулся.!! "Мы организуем уже длительное время и проводим полеты на реактивных современных самолетах МИГ-29 и МИГ-31 для туристов из России и европейских стран в Нижнем Новгороде (400 км от Москвы). Помимо этого, выполняем полет на учебно-тренировочных самолетах Л-39 в дальнем Подмосковье и Л-29 в ближнем Подмосковье, а также осуществляем обучение управлению данными типами реактивных самолетов с выдачей соответствующего летного удостоверения. Полет на реактивном истребителе - это модное и современное направление VIP - отдыха или VIP - туризма, которое становится все более и более популярным во всем мире. Если раньше - посмотреть на Землю из стратосферы с высоты 22-23 км и увидеть почти то, что видят космонавты, было прерогативой только военных летчиков, то теперь каждый состоятельный турист может увидеть Землю почти из Космоса и на какое-то мгновение приобщиться к «звездной элите».... Поверьте, что увидев черный космос, ярчайшее солнце и закругляющуюся на горизонте планету Земля, Вы не останетесь равнодушными и разочарованными, а сам полет на истребителе МИГ навсегда остается в вашей памяти!! Полет выполняется летчиком-испытателем 1 класса, инструктором, имеющим допуск к таким полетам. Программы полета на МИГ-29 или МИГ-31 составляются индивидуально, соответственно время полета от 25 до 50 мин. и стоимость полета для каждого типа самолета разные. Наиболее популярные программы полета на истребителе МИГ-29 или МИГ-31 у россиян: - Полет на максимальную высоту в стратосферу (21-23 км) и разгон до сверхзвуковой скорости (до 2500 км/час) на уникальном истребителе МИГ-31 - Полет для выполнения комплекса фигур пилотажа на боевом истребителе МИГ-29 - Два полета одного клиента с интервалом в один час - сначала полет в стратосферу на МИГ-31, затем высший пилотаж на истребителе МИГ-29 (25 мин) - Полет с выполнением фигур высшего пилотажа на реактивном самолете Л-39 или Л-29 (в Подмосковье) ПРОГРАММЫ И СТОИМОСТЬ ПОЛЕТОВ на 2009 год (в рублях)! 1. МИГ-31 (45-50 мин, в стратосферу) .... 625 000 руб. (Полет на максимальную высоту до 22-23 км в стратосферу, разгон до сверхзвуковой скорости 2500 км/ч при наборе высоты, фигуры пилотажа при снижении, проход над ВПП, посадка) 2. МИГ-29 (20-25 мин) ......355 000 руб. (Полет в зону, простой и сложный пилотаж, полет по кругу, проходы над ВПП, посадка) 3. МИГ-29 (40-45 мин) ..........450 000 руб. (Полет в зону, простой и сложный пилотаж на средних высотах, проходы над ВПП, посадка) 4. Л-39 (30 минут) в дальнем Подмосковье ... 80 000 руб. (Полет в зону, простой и сложный пилотаж на средних высотах, проходы над ВПП, посадка) 5. Л-39 (60 минут) в дальнем Подмосковье ... . 130 000 руб. (Полет в зону, простой и сложный пилотаж на средних высотах, проходы над ВПП, посадка) "

МИГ: Юрий пишет: Два полета одного клиента с интервалом в один час - сначала полет в стратосферу на МИГ-31, затем высший пилотаж на истребителе МИГ-29 (25 мин) Вспомнил эпизод - как то вывез летчик своего техника ни МиГ-21спарке,сделал несколько фигур,недолго...и посадка.Техник долго отмывал кабину.Это было у нас в полку. А клиентов на МиГ-31,наверное,будут в целлофан заворачивать. Хотя могут и крепкие попасться. МИГ.

Влад Щерба: МИГ пишет: Техник долго отмывал кабину "Стесняюсь спросить": Это потому что техник или потому что у Вас в полку? Или он - чью кабину?... Хотя в целом верно подмечено: в лётном училище отбор строгий. Туда не только по блёвотбору проходили, но и по другим параметрам. А технику - одного ума достаточно... И ещё "Извиняюсь полюбопытствовать": в вашей аватарке форма какой армии?

Юрий: Я по телевизору на прошлой неделе видел ,как катают на Як52 (НЕ ПОМНЮ В КАКОМ ГОРОДЕ) с фигурами ,причем весь полет в кабине снимается на видео камеру и потом вручается фильм авиатуристу. Мужику из фильма я не позавидовал. Мой первый опыт полета был в армии на ЛИ2 ,я уже раньше где-то писал об этом,когда летчик сдавал экзамен после отпуска и полет для меня закончился на грани, т.к. вестибуляр не выдержал. И это на тихоходе. На АН12 летать было в удовольствие,но опять нос подвел ,при резком противозенитном маневре (учения были) из ушей кровь пошла. Так,что на военных я больше не летаю.

82-й:

ВАШМ: Авиация, которую я потерял Мы публикуем данный материал в рамках дискуссии о закрытии ИВВАИУ в Иркутске. В нашем роду военных было немало. Если смотреть по мужской линии, то получится поколения четыре. Предки воевали в Русско-японскую, в Первую мировую, в Гражданскую и Отечественную... Я не стану, как это нынче модно, утверждать, что в моих жилах течет дворянская кровь. Зачем врать? Мои предки - простые русские мужики. Но к военной службе относились как к святому долгу. Самая высокая мечта Первым офицером в семье стал мой отец. Соответственно мои мальчишеские годы прошли в гарнизоне. Я всегда с нетерпением ждал, когда папа возьмет меня с собой на аэродром. Грохот взлетающих бомбардировщиков и запах сгоревшего керосина стали для меня тем фоном, с которым прочно связано понятие "детство". Как и все мои друзья, я торопился вырасти, чтобы поскорее начать службу в военной авиации... Но к тому времени, когда передо мной встал вопрос выбора профессии, отец уже демобилизовался. К моим мечтам он относился ровно. Не пытался ни агитировать, ни отговаривать: как решишь, так и будешь жить. Что ж, решил... Мой лейтенантский гарнизон был в далеком Заполярье, - гвардейский полк морской авиации. О тех годах я и сегодня вспоминаю с большим теплом. Служба там не просто имела смысл - она была ощутимо нужной. Когда натовские корабли еще только подходили к нашим берегам, авиация флота уже "пасла" незваных гостей. В районе учений, сменяя друг друга, бороздили небо разведчики, а наш полк был готов в любую минуту подняться в небо, чтобы отправить корабли "вероятного противника" на дно морское. Когда натовцы подходили слишком близко, на облет цели выходила пара-тройка наших ракетоносцев. Взаимная демонстрация силы заканчивалась стандартно: их авианосец со своим эскортом уходил восвояси, а наши "ласточки" возвращались домой. Правда, часто - с минимальным остатком топлива... Причастность к большому делу очень здорово мобилизовала. Заставляла иначе относиться к жизни, больше уважать себя... На мой взгляд, главное, что давала нам армия в советское время, - осознание собственной нужности, гордости за то, что именно ты, а не кто-то другой стоит сейчас с оружием в руках на защите страны. С такой идеологией было очень легко переносить все тяготы и лишения военной службы, как того требовала присяга. Первый звонок У каждого офицера, кому довелось служить на переходе от cоветской армии к российской, есть своя точка отсчета, с которой этот переход начался... Я - не исключение. Боюсь ошибиться, но году в 1989-м или 90-м к нам в полк пришел очередной "бюллетень промышленности". Так назывались различные доработки, которые время от времени выполнялись на самолетах. Но в тот раз бумага вызвала шок. С самолетов снимали систему дозаправки в воздухе! Возмущались и матерились все - и летчики, и техники. Командир полка пытался что-то доказать вышестоящему командованию. Но приказы вообще, а из Москвы тем более, не обсуждаются. Скоро первый самолет потащили "на бюллетень". Спецы быстро вскрыли нужные отсеки и начали выкидывать оттуда трубопроводы, электрические кабели, воздушные баллоны. Вниз летели ошметки уникальной системы, позволявшей нашим машинам находиться в воздухе столько, сколько нужно... Видеть это было невыносимо больно. ...Первый доработанный ракетоносец стоял на отдельной стоянке, облегченный на несколько сотен килограммов, вынутых из носовой части. Из-за этого центр тяжести сместился назад. Ночью выпал снег, и под его весом крылатая машина села на корму, опустившись на бетон соплами двигателей и задрав нос высоко в небо... Такой мы и увидели нашу "ласточку" наутро. Кто-то из механиков, рискуя жизнью, без страховки вскарабкался до кабины и сбросил длинный фал. К фалу привязали прочный топливный шланг; механик перетянул его через самолет и скинул свободный конец вниз. Получилось что-то вроде огромной уздечки. За оба конца ее схватилось около двух десятков человек и на "раз, два - взяли" стали тянуть самолет к земле. С каждым кивком нос самолета опускался все ниже. В конце концов "кастрированного жеребца", как выразился один из техников, удалось обуздать. Командир полка был рядом. Когда все закончилось, он бросил, ни к кому не обращаясь: "Даже техника на дыбы становится!" Вскоре были "оскоплены", то есть лишены системы дозаправки, все до единого самолеты полка. У летных экипажей появился жутковатый ритуал. Перед очередным полетом "за угол" (так называли Норвежский полуостров) наши пилоты и штурманы, не глядя друг другу в глаза, снаряжали свои табельные пистолеты для одного-единственного выстрела. Даже обойму прятали отдельно. Когда я, впервые увидев это, по наивности спросил зачем, командир экипажа ответил: "Если, не дай Бог, придется катапультироваться. В Баренцевом море дольше получаса никто не купается. За полчаса спасти никто не успеет. Зачем так долго мучиться?" Летчики даже не допускали мысли, что можно не выполнить задание или отказаться от вылета. Даже если наверняка известно, что это будет полет в один конец, без надежды на возвращение. Хватило бы топлива до точки пуска ракеты, а там - все равно... Таким и остался в памяти первый звонок, с которого начался развал Советской армии: задранный ввысь нос "оскопленного" ракетоносца и летчик, достающий обойму без одного патрона из рукоятки своего пистолета... Нехорошо быть генералом В начале 90-х я учился в Военно-воздушной академии имени Жуковского. В кабинете, рассчитанном на 15 человек, занималось шесть адъюнктов. Больше желающих не было. И это - в едва ли не самом престижном военном вузе, где в адъюнктуру (аспирантуру, если переводить на гражданский язык) еще лет пять назад был непробиваемый конкурс из сплошных краснодипломников! Работали мы не меньше, чем наши предшественники. Но уже с новой спецификой. К примеру, чтобы добыть деньги для проведения эксперимента, мы нанимались к торгашам разгружать фуры с сахаром или каким-нибудь ширпотребом. Всем было ясно, что никто не даст на нашу науку ни копейки... Но как хотелось думать, что все это временно, нужно просто подождать, потерпеть! Мы не теряли чувства юмора. До колик хохотали над байкой об отлитых из чистого золота пуговицах полковников из Министерства обороны... Но сынки больших военных чинов - тех самых, из анекдотов! - учились здесь же, в академии. Они приезжали на занятия кто с папиным личным шофером, кто - на собственном мерсе... Из дорогих машин вылезала жующая жвачку новая военная элита, для которой заранее подготовлены теплые места и запрограммирован карьерный рост. Но и старая элита по мере сил адаптировалась к новой жизни. Никогда не забуду сцену в приемной управления кадров ВВС. Там в ожидании вызова понуро сидел генерал. Перед ним на полу топорщилась бесформенная, непомерных габаритов сумка, источавшая запах копченой рыбы. Я в силу своей молодости и единственного просвета на погонах не рискнул присесть на пустующую скамейку напротив. Генерал, заметив это, кивнул: "Садись, капитан!" Ему явно недоставало собеседника. Скоро я узнал, что он служит где-то на Дальнем Востоке, командует дивизией. Дивизию эту разгоняют, и командир намерен перевестись поближе к столице. "Без смазки в кадрах делать нечего, - кивнул он на свой баул. - Как помажешь, так и поедешь!" Наш разговор прервался, едва на пороге возник молодой старший лейтенант. В расстегнутой почти до пупа рубашке, без галстука. С массивной золотой печаткой на пальце. "А, вот и вы! - сказал он генералу. - Вижу, исправляетесь!" - стрельнул глазами в сторону сумки. "Так точно! Вот, так сказать... Как вы, значит, просили!" - генерал резво вскочил с места. "Пойдемте", - царственно поманил пальчиком кадровик. Генерал с трудом оторвал свой деликатесный груз от пола и неуклюже засеменил за старлеем. Сколько было таких генералов! Сколько появилось таких старлеев... Улетающий род войск Хватит о грустном. Худые времена прошли, и, как нас пытаются заверить, наступили новые, хорошие. Хотя разницу порой уловить трудно. Наверное, если российские ВВС получают один бомбардировщик в год - это прогресс. Прежде не было и этого. Но для оснащения одного-единственного авиаполка такими темпами понадобится не меньше 30 лет... А может, военная авиация больше не нужна? Может, она умерла как класс, ушла в историю, как паровозы или дирижабли? Однако все так же регулярно проводятся авиасалоны в Ле-Бурже и Фарнборо, и там всякий раз предлагают что-нибудь новое в военной отрасли. В том числе и наши разработчики. Но - не для наших ВВС. Выходит, авиация нужна всем, кроме России. Почему? Вопрос без ответа. У меня растет сын. Не знаю, пожелает ли он пойти по моим стопам, когда придет его пора выбирать себе специальность. Как когда-то мой отец, я не буду агитировать его. Пусть решает сам. Но, кажется, в авиации он служить уже не будет. Ввиду отсутствия последней. В 1990 году мне посчастливилось поступить в адъюнктуру Рижского высшего военного авиационного инженерного училища имени Якова Алксниса. Началась другая жизнь, в корне отличавшаяся от привычного распорядка авиаполка. Был первый восторг по поводу интересной работы, были бессонные ночи, проведенные над толстыми умными книжками. Все, что творилось по другую сторону училищного забора - митинги, демонстрации, пикеты, - нас касалось мало. Вплоть до августа 1991 года. Как уничтожали Рижское училище После путча быстро и безвозвратно решился вопрос с независимостью Латвии. Была сформирована Северо-Западная группа войск, и Рижское училище, наряду с прочими частями Советской армии в Прибалтике, оказалось за границей. В том, что оно не останется в Латвии, никто не сомневался. Вопрос стоял лишь - закроют или переведут. И если переведут, то куда. И разумеется, как скоро. На одном из построений начальник училища генерал Таранин клятвенно заверил офицеров и курсантов, что он будет последним, кто покинет училище. Но вскоре состоялась встреча личного состава училища с представителем администрации президента Ельцина господином Степашиным. Высокий гость не смог толком ответить ни на один из заданных ему вопросов, и реакция собравшихся не заставила себя ждать. Послышались смешки, ехидные реплики. Сильно разозленный, Степашин покинул зал. Те, кто стоял поближе, слышали, как он выговаривал Таранину, что после такого приема можно даже не рассчитывать, что "эта бурса" будет куда-то переведена. Только расформирование. Генералу скоро предложили подходящую должность, и он, вопреки своему заявлению, стал не последним, а одним из первых, кто бежал с тонущего корабля РВВАИУ. Началось массовое увольнение гражданских преподавателей, офицеры постоянного состава лихорадочно подыскивали места в России и Украине. Оставшиеся изо всех сил старались сохранить дисциплину и порядок. Характерно: за день до последнего выпуска шли плановые учебные занятия, исправно несли службу караулы и наряды. А потом началась эвакуация. Готовились эшелоны к отправке в Иркутск, Курган, Тамбов... Всем было ясно, что оборудование, установленное в классах, перевозке не подлежит. То, что еще с горем пополам работало, после разборки превращалось в груду хлама. Поэтому отношение к поставленной задаче было соответствующим. К примеру, на одной из кафедр стояли две разнотипные электронно-вычислительные машины. Заявка на них пришла из Иркутска. Машины разобрали и аккуратно сложили по блокам в разных классах. Затем помещений стало не хватать, блоки перетащили в общую кучу. Потом их переносили еще раза два или три, так что все перемешалось и понять, какой блок от какой машины, было уже невозможно: в заброшенной аудитории громоздилась гора железа, опутанная десятками метров кабелей. Отцы-командиры решили, что если сильно приспичит - в Иркутске разберутся. Но тут пришла вторая заявка, из Кургана. Начальник лаборатории, недолго думая, решил вопрос гениально: разделил кучу на две примерно равные части и сказал: "Это в Иркутск, а это - в Курган". Естественно, ни там ни там ничего собрать не удалось. Для охраны эшелонов назначили офицерский наряд из числа слушателей факультета радиооборудования. Однако в первую же ночь офицеры, отправленные на железнодорожную станцию, перепились и повздорили с латвийской полицией. Инцидент замяли, а на станцию стали отправлять адъюнктов, как "самых сознательных". Ничего более бестолкового за всю свою службу припомнить не могу. Чтобы внешним видом не раздражать местных националистов, нам предписали явиться к месту несения службы в штатском. Для отдыха выделили будку от какого-то грузовика, где не то что прилечь, даже присесть толком было негде. А чтобы не было скучно, дали поручение - готовить швартовочную проволоку, которой привязывали к платформам автомобильную технику и прочее громоздкое имущество. Проволоку нужно было отжечь, чтобы она стала мягче, для этого привезли бочку с напалмом. Так и проходили эти караульные ночи - при свете напалмового костра... Естественно, к утру все мы были закопченные как черти и такие же злые. Эмоций добавляло то, как грузились вагоны. Ясно было, что к месту назначения прибудет лишь хлам. Так и получилось... Рижское училище имело в своем распоряжении отличный учебный аэродром. Вывезти оттуда самолеты не представлялось возможным, поскольку независимая Латвия объявила все, что находится на ее территории, своей собственностью. Наши решили разобрать авиатехнику на металлолом и реализовать на месте. Самолеты порезали, двигатели разобрали, рассортировав детали по содержанию редких и цветных металлов. Насколько честно и бескорыстно проходила эта операция, судить трудно. Известно лишь, что некоторые оставшиеся в Латвии офицеры РВВАИУ не только смогли каким-то чудом избежать проблем с гражданством и знанием языка, но и оказались в числе преуспевающих бизнесменов. Кадры решают все Рижских адъюнктов приняла академия им. Н.Е.Жуковского. Вскоре нам пришлось решать вопрос дальнейшей службы: кандидаты наук ограничены в выборе места работы. НИИ ВВС переживали тяжелые времена, там и без нас военные ученые оказались перед выбором: либо увольняться и получать более-менее приличные деньги в совершенно далеких от науки отраслях, либо за унизительно низкое жалованье служить дальше - без жилья и перспектив, в постоянном ожидании, что очередной высокий указ закроет твой НИИ навсегда. Никогда не забуду запустения, царившего в отделах Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковском. В залах, где прежде трудились десятки специалистов, стояла гулкая пыльная тишина. Четыре пенсионера, самому молодому из которых было прилично за шестьдесят, уныло перебирали чертежи. Работы нет, денег нет... "Молодой человек, мы с радостью предоставим вам любое оборудование из того, что осталось. Но для этого нужно, чтобы вы служили в Москве и у вас была московская прописка, иначе вы не сможете у нас работать". Тогда я познал всю полноту извращенного ленинского высказывания "Кадры решают все". Вопрос действительно уперся в отдел кадров. У меня не нашлось трех тысяч долларов, чтобы решить его положительно. Относительно спокойным и стабильным местом было Иркутское высшее военное авиационно-инженерное училище. Из Москвы сюда никто не рвался, все пытались пробить себе место поближе к столице. Мне в этом отношении было проще: ИВВАИУ - моя альма-матер. Дождливым июньским днем 1994 года я получил проездные документы на поезд Москва - Иркутск. Девушка в строевом отделе академии посочувствовала: "Там же так холодно!" "Да что вы, - говорю, - тридцать градусов!" - "Боже мой, у нас четырнадцать, но все-таки плюс!" Сибирский оплот ВВС Несмотря на относительную стабильность, в ИВВАИУ были те же проблемы с задержками зарплаты, с жильем и бытом, что и везде. "У начальника училища три проблемы: как удержать лейтенанта от увольнения, как удержать майора от развода с женой и как уволить полковника", - шутили местные острословы. Действительно, молодежь не хотела служить, в офицерских семьях нередко случались раздоры из-за отсутствия денег и жилья, а старшие офицеры, засидевшись на высоких местах, не торопились давать дорогу молодым. Наборы курсантов год от года становились все хуже. Желающих иметь военную профессию резко поубавилось. В ряды абитуриентов пришло поколение, чьи школьные годы были омрачены забастовками учителей. Поступали ребята с признаками дистрофии от постоянного недоедания. Медкомиссия с ужасом выявляла наркоманов... Приходилось адаптироваться к этим новым явлениям, учиться бороться. К примеру, проводить с первокурсниками дополнительные занятия по русскому языку, физике и математике. При училище по инициативе полковника Владимира Федоровича Диденко открылся лицей, главной задачей которого была подготовка иркутских мальчишек к поступлению. За счет лицея удалось несколько поднять образовательный уровень абитуриентов, хотя радикально мало что изменилось. Из-за кадровой неразберихи выпускники ИВВАИУ распределялись порой не по специальности, попадали в ракетные войска, в танковые(!). Естественно, что по прибытии к новому месту службы молодые лейтенанты в массовом порядке уходили из армии. Через год после выпуска в строю оставалось меньше половины выпускников. Фактически мы готовили резервистов. Неудивительно! Авиация не летала. В начале и середине 1990-х у Министерства обороны не было денег на топливо для самолетов. Главком ВВС бодро рапортовал: "В минувшем году не было ни одного летного происшествия!" Естественно, ведь полетов не было. Несмотря ни на что, Иркутское училище под командованием генерала Александра Григорьевича Барсукова не просто выживало, но и расширялось. Вопреки всему строилось жилье для офицеров, начал работать ученый совет. В принципе, то был благодатный момент для переманивания в Иркутск оставшихся не у дел военных ученых и преподавателей из Центральной России. Но командование этим шансом не воспользовалось. Сказалась местечковая самостоятельность - "мы сами вырастим свои научные кадры, варягов нам не надо". Как я стал взяточником К тому времени у некоторых командиров проснулась деловая жилка. Должность курсового офицера, которая в прежние годы считалась самой непрестижной и тяжелой, обрела новую ценность. Молодые командиры, едва прослужив год, обзаводились автомобилями, а в дни курсантской получки, не стесняясь, устраивали посиделки в ресторанах. В офицерскую моду вошли золотые печатки и цепочки. С курсантов деньги собирали на различные хозяйственные нужды, а расходовали в зависимости от честности командиров и начальников. Иначе и быть не могло: по официальным каналам средства на ремонт казарм и общежитий не выделялись, однако командование требовало, чтобы ремонт был сделан. Преподавательский состав долго держался в стороне от товарно-денежных отношений с курсантами, однако скоро обстоятельства заставили изменить позицию. Руководящие документы из Москвы требовали, чтобы вся документация оформлялась на компьютерах - но никто и не подумал выделить деньги на закупку оргтехники. Московские полковники и генералы прямо говорили: "У вас куча курсантов, а вы на безденежье жалуетесь!" Так скучная процедура пересдачи двоек на сессии переродилась в откуп. А когда начался перевод на новые учебные программы и потребовалось переводить в электронный вид все лекции и прочую документацию, сломались даже самые упрямые преподаватели. Так, чтобы оформить дела только по одной учебной дисциплине, нам требовалось не менее тысячи листов бумаги (и соответственно расходные материалы для принтеров). Проигнорировать приказ невозможно, а приобретать это за свои деньги - значит, отобрать их у семьи. Не каждая семья способна оценить такой альтруизм главного кормильца. На "бартерные торги" пошли даже тройки: если курсант не хотел рисковать на сдаче экзамена, он при желании мог купить себе тройку за бумагу или чернила для принтера. Некоторые кафедры пошли дальше: преподавателям давали указание двоек не жалеть. Двойка - ходовой товар... Единственное, что как-то оправдывало такую деятельность, - ни копейки из полученных денег не пошло в преподавательский карман. Особо стойкие доценты - как правило, из числа отставных офицеров - так и не поддались на происки эпохи и принимали экзамены как положено. Но общей картины это не меняло и было скорее исключением, чем правилом. Напомню, речь идет о второй половине 1990-х годов. К этому времени окончательно встал на прикол учебный аэродром. Ни на одном самолете нельзя было запускать двигатели - кончился ресурс. От старости вышло из строя оборудование. "Илы", "Туполевы", "сушки" превратились в музейные экспонаты, пригодные, чтобы на их фоне провести День воздушного флота или День открытых дверей. Но совершенно негодные для обучения. Занятия ушли в теоретическую плоскость... Да что училище - оно даже в лучшие времена финансировалось и снабжалось по остаточному принципу. А теперь даже на войсковых стажировках курсанты чаще косили траву и подметали дорожки, чем обслуживали полеты. Полетов не было! Горько признавать, но прошло несколько выпусков авиационных инженеров, которые за время учебы ни разу не слышали, как работает авиационный двигатель! Как уничтожали Ачинское училище В 1998 году прошло очередное сокращение авиации. Под нож пошли Ачинское и Пермское авиационно-технические училища. Подготовку техников поручили Иркутскому ВВАИУ. Нужно ли говорить, что специфика подготовки техников и инженеров, мягко говоря, сильно различается? Да, ИВВАИУ до 1975 года было техническим училищем и последний выпуск по средней программе сделало году в восемьдесят первом. Но после все оборудование, стенды и классы, ориентированные на подготовку авиатехников, были переоборудованы под формат высшей школы. Теперь учебно-материальную базу для техников предстояло создать заново, без особой надежды на то, что из Ачинска поступит что-либо стоящее: опыт приема рухляди от Рижского ВВАИУ в Иркутске уже был. Тем не менее в Ачинск была направлена команда офицеров по приему оборудования и литературы. Ачинское ВАТУ располагалось в старинных казармах Сибирского стрелкового полка, оставшихся еще со времен Русско-японской войны. Идеальный порядок на территории, прямоугольные сугробы и четко марширующие строи курсантов - с первого взгляда ничто не говорило о том, что все это закончится через считанные месяцы. Однако внутри развал был виден невооруженным взглядом. Абсолютная безнадега царила во всем. Преподаватели и инструкторы передавали нам свои разработки и делились опытом так, как если бы завтра им предстояло уйти в мир иной. Десятилетия работы, труд нескольких поколений вычеркивались из истории, на всем ставился жирный крест. Со слезами на глазах сотрудницы библиотеки паковали книги и учебные пособия. Прапорщики, трехэтажно матерясь, с остервенением крушили ставшие ненужными учебные стенды. Под нож пошел и учебный аэродром - гордость ВВС... АВАТУ, бывшее надежнейшим поставщиком отлично подготовленных авиатехников, заканчивало свою историю под визг болгарок и шипение автогена. То, что нельзя было вывезти, разбирали на месте. Началось беспробудное пьянство - сотрудники кромсали списанные электронные блоки, сдавали цветмет, покупали водку и хлеб. Пили и снова резали, и снова сдавали... Препятствовать этому у командования не было никакой возможности, да и желания тоже. В Ачинске с точностью до мелочей повторилось все, что было в Риге, только гораздо грубее и страшнее. Это была агония. Примерно через год та же участь постигла и Пермское ВАТУ. С этого момента в ВВС России не осталось ни одного специализированного учебного заведения, которое готовило бы техников. Последний оплот - Иркутское ВВАИУ - еще держится. Но сравнивать уровень подготовки авиатехников в нем с ачинским или пермским можно с трудом. Как, впрочем, и подготовку инженеров не сравнить с уровнем двадцатилетней давности. Лишь благодаря тому, что в последние годы в ИВВАИУ стала поступать хоть какая-то техника, дело сдвинулось с мертвой точки и курсанты помимо теоретических знаний могут получать и практический опыт. Про веру и надежду Сейчас кажется, что лихие времена уходят в прошлое. Хочется верить что за громкими заявлениями о намерениях развивать отечественный авиапром и вооружать едва живые полки новыми самолетами последуют конкретные дела. Что оставшиеся учебные заведения ВВС получат поддержку, оснастятся современным оборудованием. И что служить в авиации станет так же престижно, как и прежде. Да, хочется верить. Но опыт последних лет научил не верить, не бояться и не просить. Без эмоций встречать все, что приходит в жизнь, и провожать то, что уходит. Ни одного самолета или вертолета, разработанного после 1991 года, в России нет. То новое, что сейчас показывают на авиасалонах и чем так гордятся наши вожди, это с трудом доделанное старое, разработки 1970-1980-х годов. До момента, когда 20-летний ресурс последних, построенных еще при СССР, самолетов будет выбит окончательно, осталось три года. Дальше - либо полный крах, либо чудо, сопоставимое разве что с открытием электричества. А вера в чудо прошла вместе с детством... По материалам сайта Avia.ru Николай Тимофеев, Иркутск http://news.babr.ru/print.php?IDE=49389 П.С. Вот нашел в инете. Извините, что в праздники - наболело!

Антивирус: Умерает конечно,практически ликвидировали Морскую Авицию,несколько лет назад был под Вязьмой на базе дальней авиации,пилотов кормят как скотов,хотя в Кневичах всё было по другому,керосина нет ёлкипалки.Всё это обидно.

Alexmal: Автор: Mertviy | Дата: 08.06.2011 09:25 В Приморье объектом охоты мародеров стал "замороженный" аэродром "Воздвиженка". Тут ранее базировался 444-й тяжелобомбардировочный полк, плюс к этому там до сих пор находятся еще 18 бомбардировщиков Ту-22М3, с которых снято все оборудование. http://www.webpark.ru/comment/76704

Алексей: Ну что форумчане, опять темка стала актуальной. Снова репортаж с НТВ, новый слух, только уже о полном расформировании СТРИЖЕЙ и РУССКИХ ВИТЯЗЕЙ. АПГ под расформирование, часть летного состава в Липецкий учебный центр, а остальные........... У кого в голове появилась такая мысль, это чистое предательство. Чем такие группы мешают министерству обороны? Как переодеть армию в такую позорную форму, проплатить за разработку этой формы,денег нашли,а содержать АПГ не находят видно......ПОЗОР. Убирайте и расформировывайте, разбазаривайте и продавайте,наряжайте армию как "клоунов для цирковых выступлений" сейчас вы у власти, но история вас вспомнит и вы должны понимать какая роль вам будет отведена в ней, предатели и иуды.

Политко Сергей: Алексей, ни "Табуреткин", ни те кто его благославляют на сии "подвиги ратные" на наш форум не заходят, а соответственно и не видят этих твоих строк. А если бы и читали, то как говорят - " Им ссы в глаза - скажут божья роса."

82-й: Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Петр Остапенко скончался 8 апреля на 84-м году жизни, информирует пресс-служба Российской самолетостроительной корпорации «МИГ». «Светлая память о Петре Максимовиче Остапенко навсегда останется в наших сердцах. Гражданская панихида состоится во Дворце культуры города Жуковский (улица Фрунзе, дом 28) 11 апреля с 10:00 до 11:00 часов», — сказано в сообщении, которое поступило в «Интерфакс» в понедельник. Отмечается, что через руки испытателя прошли 64 типа самолетов и их модификаций, в частности, «создаваемые на пределе научных и технических возможностей эпохальные МиГ-21 и МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-27, МиГ-31 и МиГ-29». Петр Остапенко установил 8 мировых авиационных рекордов, налетал свыше 5 тыс. час, совершил более 10 тыс. посадок. За укрепление обороноспособности страны и создание новейшей авиационной техники награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, удостоен Государственной премии СССР. Остапенко было присвоено почетное звание заслуженного летчика-испытателя СССР, заслуженного авиастроителя СССР. За выдающийся вклад в развитие авиации он стал обладателем международной медали де Лаво, сказано в сообщении. http://news.rambler.ru/13497372/ .......

82-й: Ту-160 http://ria.ru/defense_safety/20150429/1061602564.html Ту-160? http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/81/ Арифметика... К моменту распада СССР было произведено 34 самолёта, причём большая часть из них (19 бомбардировщиков) находилась на базе в Прилупках на Украине. Вскоре выяснилось, что эти машины слишком дороги в эксплуатации и для небольшой украинской армии не нужны. В. Захарченко, который тогда занимал пост военного атташе Украины в России, заявил: «Перед вооружёнными силами Украины не стоят задачи, для выполнения которых требуются такие самолёты». В 1995 году начались переговоры между Россией и Украиной по продаже Ту-160, однако с украинской стороны последовали странные требования. Украина предлагала передать России 19 Ту-160 за списание долга за газ (от чего категорически отказался «Газпром») или взамен транспортных самолётов Ил-76 из расчёта 1 к 2. Выполнить второй пункт было невозможно по той причине, что, обменяв Ту-160 на свои Ил-76, Россия фактически лишалась бы транспортной авиации, а их производство в СССР велось на заводе в Узбекистане, который после распада СССР практически перестал функционировать. Впрочем, очень скоро стало понятно, почему Киев не идёт на уступки в отношении Ту-160. В 1998 году министерства обороны Украины и США подписали соглашение об уничтожении 44 бомбардировщиков, в том числе 19 Ту-160, а также тысячи ракет X-55. 16 ноября два «Белых лебедя» в присутствии представителей минобороны США были уничтожены при помощи экскаватора и специальной гильотины. Стоимость работ по уничтожению машин была оплачена американскими деньгами: по 1 млн долл. за самолёт (при стоимости одного Ту-160 порядка 250 млн долл.). Всего было приведено в нелётное состояние 11 Ту-160, а оставшиеся 8 переданы в Россию в счёт долга за газ. На вооружении России состоит 16 Ту-160 http://www.aif.ru/society/history/1409539 -----------------

Юрий: Глава Минобороны, генерал армии Сергей Шойгу в ходе выступления в Госдуме сообщил о дефиците военных летчиков в Воздушно-космических силах РФ и рассказал, как ведомство решает эту проблему. По данным министра, по состоянию на 2016 год дефицит военных летчиков достигал 1300 человек. "Мы были вынуждены продлить особенно летно-подъемному составу срок службы особо сложных специальностей на пять лет"…



полная версия страницы