Форум » Воспоминания о ШМАС и дальнейшей службе в авиации » Служебные записки - II » Ответить

Служебные записки - II

МИГ: Необходимое предисловие. В данной теме предлагаем размещать свои рассказы, зарисовки из своей армейской службы. Эта тема не отменяет, а дополняет в большем объёме наши "Воспоминания о ШМАС и дальнейшей службе в полках". Публикации будут происходить по мере накопления воспоминаний, облечённых в форму рассказа о каком-то событии в службе.Коллеги!Вспоминайте, записывайте,публикуйте!

Ответов - 38, стр: 1 2 All

vasilij: Командиром нашей аэс был Подполковник Большачков,очень спокойный и интеллигентный человек.Семья его жила в Волгограде,а здесь он жил в общежитии военного городка.Все полеты аэс руководил сам командир,он взлетал обходил все зоны и давал добро к полетам,а я сидя внизу в наушниках и слушая его все переговоры с экипажами наносил все на планшет, начиная со взлета каждого самолета.Отмечал где какой борт находится,в какой зоне,какое выполняет упражнение или задачу и сопровождал до самой посадки и если у руководителя возникнет какой то вопрос,смог тут же ответить.Иногда перепадал мне от командира и предполетный завтрак.После полетов и обеда,собирались в учебном корпусе на разбор полетов и подготовке к следующему дню.После этого, летчики отдыхать,а мне готовить графики и схемы полетов,ежемесячные результаты и тд.А вот ребятам у самолетов на током морозе,доставалось как следует.Мне оказывается повезло с этим назначением только потому,что у меня были закончены курсы радистов еще до армии.Жизнь шла своим чередом,ходили в баню,парились с венками и с разгону выбегали на снег обтереться им и опять в парилку.

vasilij: Так проходила моя первая зима в Сибири,степи Алтайского края.Такую зиму и с такими морозами,я видел только в документальных фильмах,а сейчас сам испытал на себе.Потихоньку пришла весна и жить стало легче.Мы стали осваивать городок,заниматься на спортивных и летных тренажерах.Знакомиться со службами обеспечивающие полеты и даже с гарнизонной гауптвахтой,где нашим еще побывать не приходилось,в основном попадали из служб обеспечения,хотя комендантского свода не было.Была одна проходная с дежурными,так что в самоволку бегали и еще как,сразу после отбоя и до подъема.Сам попался один раз и получил с другом по 2внеочереди,правда только за опоздания из увольнения.Нач штаба аэс.посадил нас в свой горбатый запорожец и отвез на аэродром и приказал выкопать параллельно взлетной смотровую щель 2 на 2 метра и метр глубиной.Вручил лопаты с ломом и сказал вечером приедет забрать.Так мы с товарищем,за день,смогли только по периметру отбить только верхнию кромку на 10см и все,глубже не как.В конце дня ,приехал Ветошкин,посмотрел,посмеялся и приказал завтра быть на полетах.Это потом, мы поняли, что над нами посмеялись.Вот представьте себе,зимой степь промерзала глубоко,а летом также глубоко высушивалась,поэтому просто руками ее не взять.Местные нам рассказывали,что раньше здесь была целина и колосились раскошные хлеба,а сейчас степь и перекати поле носится.

vasilij: Вот наступило лето,со всеми своими прелестями и проблемами.Полетов стало много,кто переучивался, кто повышал классность и тд.Наступили жаркие деньки для всех,да и погода тогда была всякая.То жарко,то бури песочные приходили из степи и тогда становилось трудно дышать,песок скрипел на зубах,а над городом висела пыльная туча.Температура достигала до +36,на аэродроме ставили подвесные баки,заливали водой холодной и так создавали для себя душевые кабины.Отдельно для летчиков,они принимали душ между заправками и отдыхом, отдельно для себя.Недалеко от города и аэродрома, находилось озеро Яровое,которое было такое соленное, что от туда добывали соль.Поэтому мы там и купались,так как другого поблизости не было,главное неудобство, нырнуть не возможно было.Это сейчас я узнал,что там построен большой лечебный и восстановительный ,современный знаменитый в Зап.Сибири лечебные корпуса.По своему составу соли в воде,он превышает Мертвого моря в Израиле.Конечно было тяжело всем,а дождей не было и прохладного места не найти.Это сейчас ,везде кондиционеры,даже в машинах,а у нас в то время даже телевизоров в полку не было и фильмы крутили в клубе не часто.В то время находясь там, мы все воспринимали естественно,жили и радовались.


vasilij: Где то летом,к нам на Славгород-Южный приземлился первый ИЛ-28,постоял с неделю и улетел.Пошли слухи,о постепенной передислокации полка в Калманку,а на Славгород- северный будут перегоняться из Омского летного училища, учебный полк ИЛ-28.Ну, а у нас жизнь била ключом,бегали в самоволки к женщинам,ходили в увольнения на танцы,но работа была на первом месте.Летали много и в две смены,но главное без ЧП.Вспомнил один интересный случай.В понедельник,как всегда общее построение и задачи на неделю.После построения, Батя приказывает офицерам и сверхсрочникам быть свободами,а склочникам остаться.Приходит из штаба зам.полит с двумя женщинами,одна мать,другая дочка.Мать пришла в штаб с жалобой на солдата, который обесчестил ее дочь и оставил беременной.Знают что носит голубые погоны,светленький и зовут Андрей.Началось опознание,мать с дочкой ходят по шеренгам и ищут.Ну и нашли,не помню чем там у них все закончилось, но такой случай еще раз повторился.Потом батя запретил все эти смотрины.Вот такая у нас была любовь,но женщин это не останавливало.Все хотели выскочить замуж и смотаться от туда.

vasilij: Проблемы на этом не закончились.К нам прибыл стройбат для строительства бетонной взлетной полосы,а контингент у них сами знаете какой был.Они начали наглеть с девушками и женщинами,пьянствовать, бить их и даже насиловать.Весь женский пол отказывался с ними общаться,тогда они стали надевать наши погоны с эмблемами.Снова пошли жалобы в полк и пришлось создавать комендатуру,а для нас закончилось свободное беганье в город.Расскажу один случай со мной.Еще до армии,я носил небольшие усы и когда призвали служить,пришлось их сбрить.В ШМАСЕ, приходилось согласно устава быть ежедневно чисто выбритым,так как следили за этим командиры на построение.После приезда в полк,такой контроль не проходил и я постепенно отпустил маленькие усики,за которыми следил.Вот,однажды летом мы строем возвращались из учебного корпуса.Было жарковато и у всех почти было расстегнуты пару верхних пуговиц.И вот проходя мима штаба,из него вышел Батя и заметил наше разгильдяйство.Он своим окриком останавливает нас и мы быстро стали приводить себя в порядок.Согласно устава мы остановились и повернулись к нему,он нас отчитал как следует(расстегнулись до пупа). Потом увидев меня,заставил выйти из строя и показывая на усы;Спрашивает-это что за барьер для мандавошек,сбрить и через пять минут придешь и доложишь,есть ответил я и мы пошли в казарму эскадрильи.Сбрив усы,пришел к нему в кабинет и доложил,а он мне говорит,что разрешает носить только грузинам,а ты как я вижу не грузин,улыбнулся и отпустил.После этого,я все равно отпустил усы и старался не попадать ему на глаза.Но все равно попался,когда с РП был в машине и он приехал,узнал меня и только приказал привести себя в порядок.Хороший мужик был,сам высокий,здоровый и садясь в кабину,ремни ему застегивал механик.

vasilij: В конце лета,прилетело начальство из училища,а с ними представители уч.полка Ил-28.Целый день ходили по городку,затем съездили на аэродром Славгород- северный.По возвращения от туда,начальство улетело,а представители Ил-28 остались.Потом уже, в беседе камеска с другими командирами после обеда играющими в белиард,я узнал что представители Ил-28 просматривают штаты нашего полка.Раньше я рассказывал,что у нас собирались многие летчики и спецы,вот из них они стали формировать и работа перед ними стояла очень большая.Так как полк должен быть сформирован до 1го декабря 68 года.Позже я узнал,что если с летчиками и командирами было еще более менее, то с рядовым,сержантским и сверхсрочниками всех специальностей были проблемы.Не все хотели менять свое место службы в Омске,на эту дыру без всяких удобств проживания и тд.Поэтому недобор был во всем и началось перетряхивание наших всех должностей и специальностей.Так получился недобор и ВСР,там где в экипажах были сверхсрочники,отказались перебираться с семьями, а пополнее из Канской школы,будет только после нового года.У нас в аес был только один ВСР,поэтому в штаб вызвали 10 человек и меня в том числе.В штабе находились представители Ил-28 с нашими делами и предложили пройти ВЛК в Новосибирске.Те кто пройдет комиссию,будут направлены на 2х месячные курсы в Канскую школу для получения свидетельства ВСР,комиссию прошли 7 и я в том числе.

vasilij: Канск находился в Красноярском крае,на излучине реки Кан.Славгороду не сравниться с ним,нормальный город из красного кирпича строения,хотя тоже был еще и Канск 1,куда мы и прибыли.На аэродроме стояли Ту-16,Ил28,транспортники Илы и были Ли2,определили нас в 7роту на втором этаже. Мы были не одни такие курсанты уже прошедшие ШМАС,видно нехватка ВСР с образованием было не в одном нашем полку.Обучение там было цикличное,мы попали в 3цикл и все как в ШМАСЕ,хотя школа была 22 Краснознамення,готовила и других спецов,не только ВСР на все типы самолетов и даже стратегических бомбардировщиках(все эти самолеты были и у нас,только там они стояли)а здесь все летали.Программа у нас была чуть другая,наши удостоверения по самолетам и двигателям были признаны.Поэтому,основной упор на связь и вооружение,а распорядок тот же,подъем,зарядка,бег,завтрак,уч.корпус и тд.В учебных корпусах учили работе ключом и на станциях Ус-9,УСП,РСб и по вооружению,ВСП(теории воздушной стрельбы),работе на тренажорах огневых установках.Здесь я совершил и первый свой прыжок с самолета Ли-2 и на них нас вывозили для работы на станциях и стрельбы.Основное наставление нам,осмотрительность непрерывная,полная и круговая на всех этапах полета- вот залог нашей безопасности.Что запомнилось как следует,так это шутки выпускающих из ПДС последний инструктаж курсанта перед первым его прыжком."Даю вводную! Если не раскрылся основной парашют, а потом и запасной, что надо делать?" - Напряженное молчание... - "правой рукой берёшь левое яйцо, левой - правое, и дёргаешь их в разные стороны! Они тебе уже не понадобятся!" Хохот был гарантирован, правда, какой-то кривоватый! Они обслуживали прыжки: открытие и закрытие двери, подборка фалов.После занятий в уч.корпусе на рациях и на занятий по вооружению, стрельбой на тренажерных установках с фото-прицелом,нас стали вывозить на Ли-2.Самолет был оборудован внутри для работы на ключе и рации,дальше внутри под стеклянным колпаком находилась турель с пушкой и вот одни работают на рации и ключе,стоит треск от пушки и все это в одном пространстве.Вот самолет отработал садится,открывается дверь,а от туда идет вонище и вылазят те кто укачался и бегом за водой мыть кабину.Летчики уже привыкшее к таким сюрпризам,всегда закрывали свою дверь.Вы вот представьте себе что происходит там,одни трещат на рации,другие лезут под купол и болтаются там у пушки с прицелом.Так что к этому нужно было привыкнуть и не у всех это выходило,а ведь кроме всего этого нужно было работать и получать оценки.Вывозили нас так по два раза в неделю,а так все в классах на рациях и изучение вооружения.В увольнение не ходили,да и постоянный состав в городе бывал редко,зато на хоз. работах бывал часто,но нас не эксплуатировали,нам и так хватало нагрузок.Когда нас накатали на Ли2,стали принимать экзамены и только после их сдачи,посадили на Ил28 и снова стали вывозить.После первого полета задом на перед,я понял что Ли2 это просто цветочки,а вот ягодки только начинались,так как после приземления,вылез весь зеленый.Самолет конечно классный и для штурмана и для летчика,а вот для стрелка,кайф только в полете,а вот на рулежке,на взлете и посадке болтает как следует.Понемногу стал привыкать,летали и на полигон по бомбометанию и на стрельбу из кормовой установки В6 с двумя спаренными пушками НР-23 с фото прицелом.Потом полеты в ночное время,полеты звеном и два раза отбомбились на полигоне настоящими бомбами.Два раза и мне пришлось пострелять из пушек по воздушным целям,а потом 2часа чистить стволы пушки.В принципе у нас в ШМАСЕ давали больше знания,а здесь дали озы и сказали что в полках наберетесь практики.Получили удостоверения ВСР и уже в конце ноября были в полку.

vasilij: Ну вот,все что уже было написано пропало,начинаю заново.Теперь мы уже не в 44уч.полку,а в/ч 21892 59уч.полка командир которого подп.Блошенко.И.П,замполитом был Светличный.Зачислили меня в 3аэс к командиру А.Гончаренко,наша аэс.находилась дальше чем бывшая, но точно в током же здании и вместе с механиками. Рядом с плацем,появились новые тренажеры,вращающие качели и катапульта,а в учебном корпусе, чехи установили тренажер Л-29 с полной имитацией полета.Утром в понедельник,состоялся развод,где нас познакомили с летным составом и со своими командирами.Батя,в коротком напутствие пожелал удач в работе и предупредил-что он меньше всего будет смотреть прошел ли ты не отдав честь,но если будут жалобы от экипажа,или без уважительной причины не будет допущен к полету из за давления или еще чего,будет списывать с летной работы и отправлять в наземные службы,вплоть до роты охраны.Меня зачислили в экипаж ком.звена Колмогорова Валентина, кажется Григорьева из Омска.Он жил с семьей у нас в городке,мы хорошо подружились в дальнейшем с ним.Утром, мы все, вместе с штурманом Серовым Анатолием встретились у медика,получили допуск и пошли завтракать в летную столовую.После завтрака на зеленом автобусе поехали на аэродром Славгород 1.



полная версия страницы