Форум » Воспоминания о ШМАС и дальнейшей службе в авиации » Воспоминания о ШМАС. (продолжение) » Ответить
Воспоминания о ШМАС. (продолжение)
Admin: Начало темы здесь! А здесь мы будем делиться воспоминаниями о своей службе в ШМАС. Если вам нечего рассказать о службе в армии, значит вы прожили эти годы ЗРЯ! Бывший командир «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?» Козьма Прутков Задумайтесь, господа авиаспециалисты, над смыслом сказанного классиком и попытайтесь ответить на три вопроса: «Кто - я? Зачем живу? И что останется после меня?» Наша память с годами слабеет, в ней стираются лица друзей, С кем мы в ШМАСе учились и вместе, возмужав, становились взрослей. Но бег времени ты остановишь, отложив на минутку дела, Черкани пару строчек на форум, чтобы память о них ожила... Позволю себе процитировать обращение к посетителям с «Сайта тружеников авиационного тыла стран СНГ!» Воспоминания о воинской службе возвращают нас в дни нашей молодости, не дают нам стареть. Общаясь на сайте, мы с искренней любовью вспомним своих первых воспитателей – командиров взводов, рот, батальонов, начальников, гражданских тружеников тыла, давших нам знания, и воспитавших в нас любовь к Отечеству, Вооруженным силам, авиации. В стенах казарм, кубриках в нас были привиты чувства патриотизма, войскового товарищества, ответственности за судьбы людей, порученное дело, за нашу страну. Это помогло многим из нас на нашем жизненном пути. Общаясь на нашем сайте мы вспомним и свою службу, свои «мучительные» первые дни в ШМАС и в авиачастях.
82-й: Юрий пишет: Приходилось их беречь В наше время одна пара кирзовых сапог выдавалась на один год. В большинстве случаев хватало вполне. У кого снашивались быстрее - тем ремонтировались сапоги.
desaka52: Посмотрел воспоминания и оказалось, что однообразия формы у нас не было. В наше время было х/б нового образца, но на погонах букв не было. С х/б носилась пилотка. С ремнями никто не заморачивался - какой выдали, такой и носили. Фурагу носили с парадкой. Естественно шапка носилась с шинелкой. А вот пуговицы сзади не помню, были или нет. Что-то я смутно вспоминаю, что с пуговицами были курсантские шинели, а на солдатских вроде пуговиц не было, но может я и ошибаюсь. На погонах парадки и шинели были металлические буквы. За вставки под погоны получали звиздюлей. Вот вроде как-то так.
82-й: desaka52 пишет: с пуговицами были курсантские шинели, Курсантские не обрезанные с пуговицами. Как обрежешь - пуговицы шить уже некуда. У нас после ШМАСа некоторые дорывались - резали чуть не по колено... Смешно и глупо. Шинель - плод многовековой эволюции. Там все предусмотрено. http://hyaenidae.narod.ru/story3/106.html Помните фильмы о Революции? Почему шинели кавалеристов были почти до каблуков?
Юрик: Эт точно!Мне шинелка досталась очень даже по размеру,как в фильме"это-ж как по мне сшито",так вот,после года сдуру подрезал,и всего-то "на один ремень",всё,получилось "как на корове седло"!Очень сожалел потом!
82-й: Извиняюсь за назойливость в этом вопросе. Всё объясняется тем, что на своей шкурке испытал. На фото один из моих сослуживцев. Крайний слева Гена Нуждов. Это он в своём ШМАСе (где-то под Ленинградом) Фото привожу потому что единственное, где курсанты в полный рост в шинелях. Естественно, эти шинели ещё не резали. Разница в длине определяется вероятно двумя параметрами выданной конкретным курсантам шинелей (размером и ростом). У меня была по длине такая же шинель как у Генки. Зимой в ней тепло - по ногам не дует и не поддувает в одно место. Если в ней бежать (учебный марш-бросок с полной выкладкой бежали в Волочке в октябре), то полы подгибались и просовывались под ремень. За ремень они крепились стальными крючками, пришитыми ещё на шинельной фабрике. Шинель широкая. На спине у неё складка стянутая съёмным хлястиком на двух пуговицах. Придурки мы, всё стремились зашить нитками эту складку. За что нас в ШМАСе трахали. А мы зашивали. И я зашил в поезде, когда в часть поехал. А потом со страшной скоростью распорол нитки, когда пришла пора по караулам и постам ходить. Потому что расстегнув хлястик можно было завернуться в шинель как в одеяло и лечь спать (когда положено в карауле). Это многого стОит. А широкий воротник. Единственная защита от холода и ветра на посту. Мамочка шарфик не повяжет на шейку... Мою курсантскую шинель какая-то сволочь из осенников (после нас уходили) упёрла прямо с вешалки в казарме. Так ей она понравилась, несмотря на возраст. Было это уже по весне. Шинель я не нашёл. Оно и понятно. Пока было прохладно ходил в караул в чужой. А когда пришла пора обходного листа - просто снял первую попавшуюся с вешалки, спорол полотняную бирку с надписями (так у нас в части метили шинели), пришитую слева с внутренней стороны воротника, и сдал старшине.
МИГ: Добавлю по ремню - в ШМАСе, естественно, из кожзаменителя. В полку, после года все имели право обзавестись кожаным, благо в Военторге они имелись. Наличие кожаного ремня являлось еще одним признаком армейского статуса. Зарубки месячные не делал, нанес только через трафарет на внутреннюю сторону ремня номер военного билета. Ремень сейчас хранится в чемодане и достается в минуты обострения ностальгических воспоминаний.
Тестов: Мои воспоминания уже не о ШМАС, а о "базе". Каждую осень пожарная команда "базы" в/ч 21921"Ф" в гарнизоне Мачулищи становилась местом паломничества дембелей-осенников ( и полк, и "база", и дивизион связи, вот "секретчиков" не было). Все, кто жаждал сделать вставки под погоны дембельской шинели шли к нам. В помещении бром-этиловой станции хранился огромный запас полиэтиленовых стаканов для кислотной части огнетушителей ОХВП-10. "Гражданский" (уже после приказа о ДМБ), т.е. где-то в октябре, получал по дружбе, от пожарного,ответсвенного за эксплуатацию станции, (при мне это был Игорь Лебедев)стакан от ОХВП-10, отрезал у стакана горлышко и донышко, разрезал стакан по всей высоте длинным кухонным ножом - вставки под погон готовы. Буквы СА металлические искали при мне на погоны парадки, искали технические птички на петлицы... Сам я сделал только вставки из старых открыток под шевроны на парадку и шинель.
desaka52: Вот еще всплыло. Когда уже был в постоянном составе, шинель одевали только в увольнение, а все остальное время носили бушлаты. Наши радисты и некоторые ребята с учебного аэродрома, которые демобилизовались осенью, уехали домой не в шинелях, а в бушлатах. А вот куда они дели свои шинели, я уже и не помню. Да, еще вспомнилось место, где висели шинели нашей роты - это коридор, где стоит дневальный. Шинели висели красиво заправлены и очень ровно. Курсанты свои шинели не обрезали. Да и у меня шинель была не обрезанная. Я уже писал раньше, как мой начальник связи получил новенькую парадную шинель, но она была очень длинная. Решил обрезать. Не знаю, как у него так получилось, но он умудрился два раза обрезать одну и ту же полу. Матов было много, смеха тоже, а у нас появились две шикарные суконки для чистки сапог.
Ник: 82-й пишет: и сдал старшине. А разве шинель (и не только) не являлась личным имуществом солдата?
82-й: Вопрос требует ответа. Несомненно существовал обосновывающий документ. А так... Как-то и не думал о личном имуществе солдата. Что разрешалось держать в прикроватных тумбочках и почему именно это? Почему проверялось содержимое дембельского чемодана? Откуда появлялась подменка у старшины в каптёрке? Никто из весенников шинель с собой не брал. При увольнении в запас была альтернатива: уйти в ботинках или в сапогах. Ремень брали с собой (кто хотел). Вот и всё. Даже пилотку сдавали. Хотя я её может быть на память и взял бы. Вот. Нашёл что-то. Порядок обеспечения вещевым имуществом военнослужащих, уволенных в запас Самовольный обмен предметами вещевого обмундирования между увольняемыми военнослужащими и продолжающими службу категорически запрещается. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняются в запас в находящейся в их пользовании военной форме одежды, перечень предметов которой установлен Министерством обороны. При желании они могут увольняться в запас в своей гражданской одежде. Уволенные в запас военнослужащие могут по их желанию оставлять предметы военной формы одежды в воинской части, где они проходили военную службу, или же сдавать их в другие воинские части или военные комиссариаты. http://compancommand.3dn.ru/index/veshhevoe_obespechenie/0-65 Вроде бы - да, можно взять с собой домой шинель и по весне. Но у меня такого на памяти не было. И в гражданке никто домой не уезжал. Помню плохо. Видать волнение тогдашнее сказалось... Отправляли нас не в первой партии, но и не в последней. Так - середнячки. [Было это 15 мая 1975 года. Для меня 15 мая особая дата. 15 мая 1973 года меня призвали в ряды Советской Армии.] К тому времени весь наш призыв уже в спецработах не участвовал, все сидели на площадке. Дембель - штука не простая. Особое состояние солдата. Особое состояние времени. Как в тумане всё застыло. Утром мотовоз привёз офицеров на спецработы. А потом он должен был уехать в гарнизон, забрав с собой нас - дембелей того весеннего дня. Было нас человек 10-12... А вот и не помню точно... Помню что наших (тех с кем я учился в ШМАСе) было человек шесть. Остальные - из других отделений. Мы стояли на площадке спиной к мотовозу. В парадках, с чемоданами. Напротив нас стояли те, кому суждено было уволиться позже. И наш призыв, и осенники (кто смог прийти). Кто-то из офицеров произнёс короткую речь. Наверное благодарил за службу. Не помню,не помню деталей... Сели в мотовоз (никогда в нём не ездил раньше). У окна... За окном внизу лица остающихся, в том числе и ребят из нашего отделения. Казарма, баня, столовая, штаб, водонапорная башня, котельная. Мотовоз дернулся, поехал... Нам замахали руками... Мы машем... Всё мимо. В последний раз.
Ник: Сегодня звонил своему другу, старшему прапорщику, 47 лет, пенсионеру с прошлого-позапрошлого года, служившего в белгородской части-учебке, начиная со времён СССР. У него осталась шинель. Спросил про количество пуговиц на разрезе шинели. Вопрос поставил его в тупик. По приезду домой он сообщил: - Их там вообще нет! Шинель, конечно, уже российского пошива.
Тестов: Пока шёл по страничкам форума, в своём сообщении от 06 февраля увидел ошибку. И какую! В/ч 21921 "Д" - это родная ШМАС в Энгельсе, 5 учебная рота. А я писал про базу в Мачулищах, про пожарную команду - а это в/ч 36792 "Ф". Всё слепил в оду кучу в прошлом сообщении я. Настораживает, похоже, надо в конце зимы попить витаминок... Весною 1983 года из нашей 5 учебной роты уходили дембеля: старший сержант Юра Толстых из города Железнодорожный Московской области - замок 4 взода, медбрат части ефрейтор Грановский откуда-то с Украины, художник части рядовой Игнатченко родом откуда-то с казацких краёв юга России. Запомнилось, что искали ребята на парадки на погоны не мягкие ярко-жёлтые лычки, как на погонах х/б, а более плотные, как бы металлизированные, но цветом более белёсые лычки. Ник, как сержант-замок, припоминаете разницу в лычках? И ещё почему-то было модно, что бы фуражка у дембеля была на размер-два поменьше, чтобы сидела она внатяг на макушке. И не модно (а ничем другим, кроме дембельской моды и не объяснить не могу), что бы фуражка не была большой, может степной ветер в Энгельсе тому причина. Поэтому в 90-е и 00-е годы было смешно видеть много раз в Северодвинске и у флотских, и у зенитчиков, как фуражки-аэродромы ветер с головы срывает и катится фуражечка по лужам и снегу, а её хозяин внаколнку бежит за ней родимой. Раза 2-3 готов её схватить, но порыв ветра - хулигана вновь и вновь фуражку-аэродром подхватывает и катится она дальше, дальше... Вот ехал из ШМАС в Мачулищи с кружкой и ложкой я или нет - не помню. Перед дембелем обсуждали в пожарной команде, с Володей Мезенцевым, Славой Николюком и Бахтияром Режаметовым, что есть какой-то приказ МО СССР, что на дембель должны выдать сухопая или деньги на питание, из нормы питания на каждый день в пути. А так же положены дембелю кружка, ложка, армейский котелок и фляжка. Вот Слава Николюк этими котелком и фляжкой мозг вынес нашему начальнику команды. Мол на дембель заберу их, буду на граданке на рыбалку с ними ходить по выходным, и каждый раз Вас, товарищ старший лейтенант, добрым словом вспоминать. И на каждом построении Славка на вопросы командира: "Вопросы есть?", допекал Барабаша вопросом одним и тем же : "А фляжку и котелок для дембелей со склада получили, товарищ старший лейтенант?" Издевался Славка конкретно. За вечные издёвки, похоже, Барабаш устроил Славе перевод в 1-ю авто-техническую роту пред самым дембелем, где-то в сентябре - октябре 1984 года. Домой дембеля нашей части уехали без котелков и фляжек. Я - в Северодвинск, а Валера Парий из 2-ой авто-технической роты - в Киев уходили последними из части 29 декабря 1984 года. Уходили мы без фляжки - котелка, хотя вещи-то эти армейские на рыбалке да в лесу пригодились бы. Был ли в действительности приказ МО СССР о выдаче дембелям в дорогу из части до дому: ложки, кружки, котелка, фляжки - загадка для меня до сих пор.
Ник: Тестов пишет: Ник, как сержант-замок, припоминаете разницу в лычках? Так точно, припоминаю! На моём аватаре лычки металлизированные. Да и на ХБшные погоны такие же лепили. Тряпичные были немного уже и намного хуже. После стирки ХБ они очень стрёмно выглядели. А вот дефицита в металлизированных лычках не припоминаю. Тестов пишет: Был ли в действительности приказ МО СССР о выдаче дембелям в дорогу из части до дому: ложки, кружки, котелка, фляжки - загадка для меня до сих пор. О таком приказе не знаю. Смею предположить, что не было, т.к. ни разу эта тема у нас не поднималась, никто не просил и не увольнялся из части с этим добром. Это официально, ну а там, как знать... Если б эти вещи считались личным имуществом солдата, то курсанты уходили бы в полки с ними. Мой батя служил в Польше и оттуда привёз ложку из нержавейки, умыкнул с офицерской столовой, долго она служила ещё в нашем быту, я её помню. А потом кто-то её также удачно с3,14здил.
Юрий: Вот так примерно мы выглядели в шинелях в ШМАС и в полках. Не было только саперной лопатки. А карабин как раз такой и был СКС.
desaka52: Мы тоже выглядели похоже, но не совсем. Был СКС, подсумок и противогаз. Лопатки, фляги и вещмешка не было.
Ник: Были АКМ, подсумок, лопатка, противогаз через плечо, про флягу не помню..кажись не было. Но такой сбруи точно не было
Юрий: Я такой вещмешок в Красноярской ШМАС получил,когда меня переводили в Барнаул.В мешок вошли все вещи по вещевой,в том числе парадная форма ,фуражка и шинель и кое-что по мелочи. Безразмерный бвл мещок,а лямка спереди не давала ему болтаться. Мы же уехали в повседневной форме и бушлате.Пилотку выдавали весной после приказа о переходе на летнюю форму одежды.Вот она в Сибири и выручала иногда в заморозки ,можно было развернуть и на уши натянуть.
Ion Popa: Да... Почитал про вставки, пуговицы, буквы... У нас тоже этим увлекались. В части, естественно. В ШМАСе эти номера, просто не проходили. А ещё были металлические пуговицы на рубашках, вставки клиньев в брюки, украшения на галстуки, отбеливание х/б, сапоги гармошкой и многое другое... Но вот меня всё это обошло стороной... Только кожаный ремень прикупил...
82-й: Ник пишет: Но такой сбруи точно не было Вещмешок - штука обязательная. В ШМАСе получили, подписали. В ШМАСе же во время обязательной учебной тревоги помимо карабина, подсумка, противогаза, саперной лопатки на себя одевали вещмешок. Что там лежало во время тревоги? Не помню. Может сухой паёк? На этой фотографии снятой после тревоги видна нагрудная лямка мешка. Без неё при движении дело плохо. При передислокации из ШМАСа в часть, и из части в часть в вещмешок были уложены ботинки, парадка, фуражка, тетрадка с конспектами, пачка писем и, кажется, смена белья. Мешок за спину - и вперёд! Да... Флягу получил только в части. И летом без неё было запрещено передвигаться в наших жарких краях.
МИГ: Интересно, а зачем авиаторам саперная лопатка? За всю службу не видел этого "инструмента".
SVN: И хотя длина складки и расстояние между пуговицами позволяли сохранить их количество, этого не делалось. Предполагаю, что количество этих пуговиц не нормировалось. Когда то на форуме я задавал вопрос по поводу этих пуговиц на разрезе шинели.Вообще то эти пуговицы имеют практическое применение. Их должно быть четыре, на обратной стороне разреза есть соответствующие петельки. Если расстегнуть пуговицу на хлястике и застегнуть пуговицы на разрезе, то получается увеличенное полотнище для укрывания.Одна шинель укладывалась как подстилка,два бойца ложились спиной друг к другу, второй шинелью укрывались-как то можно было согреться. У нас в полку в 1977 году приказали всем срочникам спороть четыре пуговички на разрезе и заново пришить. Но уже три и симмнтрично относительно друг друга и совершенно в стороне от соответствующих петелек.Объяснение было такое:что бы патруль сзади мог сразу определить-солдат это или курсант.Объяснение более чем бредовое, у курсанта шинель,шапка и сапоги были другие,но другого объяснения не было. У кого еще такая шиза была, может вспомните? С материалом для подворотничков была напряженка, стирали во всю, полк дислоцировался в Ростове-на-Дону.Выдавали мизер.
Ник: МИГ пишет: Интересно, а зачем авиаторам саперная лопатка? Мы ведь служили в наземных ВВС, так что во время боевых действий окапываться пришлось бы на земле, а не в воздухе. Кроме прямого назначения лопатка является и холодным оружием. Нам так объясняли.
Тестов: Как я вспоминаю, в ШМАС в Энгельсе, осенью 1982 - весной 1983 гг., снаряжение нам не выдавали, не выдавали малые сапёрные лопатки, не выдавали фляжки и гранатные сумки. На плакатах в ШМАС пехотинцы были с АКМ, только на тех плакатах и видел снаряжение. В отличии от рисунка, что Юрий вчера поместил, у нас на шинелях пуговицы были пришивные (строго в ШМАСе следили, чтобы пуговицы не крепили на гвоздиках). На пуговицу, как на точку опоры, опирался курсантский "деревянный" ремень из кожезаменителя. В отличии от рисунка, противогаз перекидывали широким матерчатым ремешком через правое плечо (на том ремешке была из легкого сплава серебристого цвета пряжка, при помощи которой регулировать можно было длину ремешка), а чтобы он не сильно мешал на левом боку, были две узкие вязки,почти как шнурки, тоже матерчатые. Этими вязками обвязывали себя: короткую вязку проводили над поясным ремнём на правый бок, а длинную обводили вокруг спины, делали ею оборот вокруг поясного ремня, подтягивали, и с короткой вязкой на правом боку завязывали простейший узелок, как ботинка шнурки завязываешь. Так не сильно болтался на левом боку противогаз при беге. Весной 1983г., когда меня оставили на замка, выдали всем курсантам и постоянному составу солдат и сержантов фляги. Из-за опасности желудочно-кишечных инфекций и холеры, пить можно было только кипячёную воду, которую горячей заливали во фляги после каждого приёма пищи в столовой. Перед походом в столовую все воду из фляг выливали ещё у казармы. Пока взвод шагает в столовую, пока приём пищи - фляжка совсем холодная. А после посещения столовой взвод, по команде замка, по шеренгам делал 3 шага вперёд. Одно отделение сделало 3 шага вперёд - замок пройдёт сзади, похлопывая каждого курсанта по фляжке, которая крепилась на ремень сзади справа, как у офицеров СА должна была крепиться кобура ПМа. Фляга с водой - горячая.Не дай Бог, кто-то из курсантов воды горячей не залил во флягу! Нарядами и хозработами обеспечен будет так, что небо с овчинку покажется... Ещё вот какая мелочь. На сумке противогазной сзади был пришит кусочек белого пластика. На нём была фамилия курсанта и № взвода. Пластик был покрыт прозрачным лаком. Весною 83 года, прибывшие нам на смену курсанты, лезвиями "Невы" фамилии счищали, писали тушью фамилии своих сослуживцев. А как тушь высохнет - покрывали эти надписи лаком. И на вещевом мешке, кажется в верхней части кармана, было окошечко отороченное сверху, слева, снизу. В это окошечко справа вставлялся прямоугольник прозрачного плотного полиэтилена. Под него вставлялся из плотного картона прямоугольник, на котором была фамилия и инициалы бойца, написанные мягким карандашом. По тревоге в ЩМАС мы хватали, кроме СКС, по 2 подсумка и противогаз всегда. Брали или нет ОЗК - уже точно не скажу, что-то засомневался. Вещьмешки наши были в каптёрки старшины, их по тревоге не брали мы ни разу. С вещьмешком поехал я в июне 1983 года в Мачулищи. Ехал в прадке с фуражкой, а вот в сапогах или ботинках- не помню. Шинелка в скатку, вот это точно помню, была сверху приторочена на вещьмешке. Технические птички с петлиц парадки, уже во 2-ой авто-технической роте в/ч 36792 из каптёрки, у меня "улетели". Так же кто-то с3,14здел, буквально на 3-4 день в базе, кожаный ремень мой. Его пред отъездом из ШМАС, с дарственной надписью на внутренней стороне, подарил мне Ильин Александр Борисович, замок 1 взвода (водители автобусов "ПАЗ") нашей 5 учебной роты. С русскими именем, отчеством и фамилией Саня был, как говорится, 100% эстонец. Работал до армии в Кохтла-Ярве на сланцевой шахте электриком. Именно Санины курсанты, два брата армяне по фамилии Лалаян в умывалке забузили, (как сейчас помню, что старший брат был 1962 года рождения, а младший - 1964).Братцы были не высокого роста, здоровые, до армии серьёзно вольной борьбой занимались. Вот и решили они с Саней, он был под метр восемьдесят пять - метр девяносто ростом, не шибко сильным, очень миролюбивым, до армии играл чуть-чуть в баскетбол, не занимался никогда никакими единоборствами, побороться. А я был дежурный по роте в тот день. Зашёл в умывалку, с Саней мы братцев успокоили. Я тут же дежурному офицеру доложил в роте. А дежурному по части - нет. А всего-то надо было спуститься с 3 этажа на 1, или, что было проще, нажать кнопку селекторной связи. Говорилка была на тумбочке дневального в роте. Лалаяны на меня утром бумагу на имя командира части. Я ротному по утру, как он в роту прибыл, о применении силы доложил. А его комбат вызывает, затем меня. Комбат на меня наехал. Я ему процитировал Устав внутренней службы, мол для пресечения беспорядка дежурный по роте должен принять все меры, вплоть до применения оружия. Комбат тут же кроет мои доводы тем, что по Уставу о всех просишествиях в роте дежурный по роте обязан тут же доложить дежурному по части и командиру роты. Я ротному доложил, ответственному офицеру по роте доложил, а дежурному по части - нет. Значит я - такой же, как Лалаяны нарушитель Устава, значит не видать мне младшего сержанта, хотя все экзамены на получение звания сдал на отлично, лычку ефрейтора с меня спороть, разжаловать в рядовые и отправить из учебки в часть. Так и стал я из командира отделения (по записям в военнике) - водителем-электромехаником. И стали отцы-командиры решать куда же меня послать, где крановщики нужны.
Ник: Тестов пишет: Вещьмешки наши были в каптёрки старшины, их по тревоге не брали мы ни разу. Нас тоже эта участь избежала. Вещмешки я видел только у бойцов, отправлявшихся в полки. По тревоге ОЗК никогда не брали. Управляться с этим резино-техническим изделием учили на отдельных занятиях. А летом по тревоге шинель-скатка всегда присутствовала, от левого плеча до правого бедра. Мне она хомутом казалась. Жарко с ней летом бегать.
МИГ: Ник пишет: окапываться пришлось бы на земле, а не в воздухе Думаю, коллеги-механики авиационные мне поверят - не было у нас лопаток саперных малых ни в ШМАСе, ни в полку. Видимо, отцы-командиры воисковых частей, где мне довелось служить, брали на вооружение правильный принцип - "Бить врага на его территории", то есть в наступлении, а не обороняться, окопавшись. А если серьезно, то формально все правы. А по сути - наш полк истребителей-бомбардировщиков, в случае боевых действий,при выполнении боевого задания мог потерять до 90% самолетов, при активном противодействии ПВО НАТО, так нам в полку объясняли на занятиях. Это говорило о серьезности возможного военного конфликта. Естественно, противная сторона находилась в аналогичных условиях по уничтожению их самолетов силами нашей ПВО. В таком случае нам оставалось только переквалифицироваться в мотострелки, а уж там нам точно бы выдали саперные лопатки.
82-й: МИГ пишет: при выполнении боевого задания мог потерять до 90% самолетов, Извиняюсь, конечно... Про "Бранденбург-800" слышали? Это было ТОГДА, в 1941-м. К сожалению, с той системой охраны, которая была в наше время, с аэродрома могло не взлететь до 100% боевых машин. Припомните как вы лично стояли и о чём думали в это время? Что касается личного опыта нахождения в карауле... Посты были абсолютно не подготовлены к обороне объекта. Извиняюсь, приходи с пыльным мешком, и уноси часового. Ко всему прочему... Какие из нас стрелки? Какие из нас тактики скоротечного боя? А если бы всё по-настоящему было? Вырезали бы весь личный состав и вывели бы из строя всю технику.
Юрий: За всю службу только раз пришлось поработать саперной лопаткой,но не в ШМАСе, а во время службы в дивизии в Витебске. Рядом с домиком нашего отряда управления в кустах была выкопана,так называемая зигзагообразная щель для укрытия личного сосьава во время бомбежки аэродрома во время войны.Что было, то было ,сам тогда удивился. Вот нас и заставили расчищать и подравнивать эту траншею. Она периодически осыпалась и туда периодически попадали молодые зайчата,которых было множество вокруг аэродрома, и их там ловил наш отрядный кот Кузьмич.Лопатки получил на складе и привез инженер отряда и это была разовая акция.
Валентин: Ник пишет: По тревоге ОЗК никогда не брали. Мы брали ОЗК в том случае, когда по тревоге дополнительно объявлялось о возможном химическом заражении.
МИГ: 82-й пишет: Что касается личного опыта нахождения в карауле... Посты были абсолютно не подготовлены к обороне объекта. Извиняюсь, приходи с пыльным мешком, и уноси часового. А что такое - "оборона аэродрома"? В случае войны цель - аэродром - уничтожалась ракетным или бомбовым ударом. В любом случае, уничтожение самолетов или вывод из строя ВПП решались именно этими средствами.Десант, с целью захвата того же аэродрома - зачем? Вероятность таких событий чрезвычайно мала. Обязанность охраны аэродрома в мирное время возлагалась на роту охраны. ДСП - наряд сами знаете для чего. Вряд ли кто -нибудь пришел бы за часовыми, разве что за оружием. Такие случаи в наше время имели место. Информация доводилась до личного состава в директивах. Это лишь мое мнение. Оно может не иметь ничего общего с установками вышестоящего командования.
82-й: Мои посты к аэродрому отношения не имели. О них могу рассказать подробно, если это интересно... Что касается вас - аэродромщиков: Глава 9. Особенности караульной службы по охране и обороне самолетов (вертолетов) на военных аэродромах, в радиотехнических и других подразделениях, расположенных отдельно от остальных подразделений воинской части, а также при перевозке войск и воинских грузов Особенности организации и несения караульной службы по охране и обороне стоянок самолетов (вертолетов) на военных аэродромах 286. Охрана и оборона стоянок самолетов (вертолетов) на военных аэродромах осуществляется внутренним караулом авиационно-технической воинской части после приема стоянок самолетов (вертолетов) под охрану и до их вскрытия. Внутренний караул авиационно-технической воинской части несет службу по охране и обороне стоянок самолетов (вертолетов) на аэродроме в соответствии с главами 4-8 настоящего Устава. При этом допуски для вскрытия стоянок самолетов (вертолетов) и других объектов авиационной воинской части на аэродроме подписываются начальником штаба этой воинской части. 287. После вскрытия стоянок и до сдачи их под охрану караула ответственность за сохранность находящихся на стоянках авиационной техники и других объектов несет наряд дежурных по стоянкам самолетов (вертолетов) авиационной воинской части (далее - дежурные по стоянкам). Если правильно понял - ночью весь аэродром с периметром охраняется отдельным подразделением (допустим рота охраны). Днём, во время полётов и во время работ на стоянках в караул ставили вас - механиков. Вас инструктировали и говорили вам зачем вы стоите с оружием в руках. И вряд ли ваше пребывание должно было препятствовать прилёту крылатых ракет. А "Бранденбург - 800" и современные подразделения со сходными задачами с нами (вами) справились бы с помощью мешка. Об этом и имел сообщить.
полная версия страницы