Форум » Воспоминания о ШМАС и дальнейшей службе в авиации » Дальнейшая служба в полках - II » Ответить

Дальнейшая служба в полках - II

Admin: А здесь мы будем рассказывать о своей дальнейшей службе после ШМАС... Если вам нечего рассказать о службе в армии, значит вы прожили эти годы ЗРЯ! Бывший командир Начало темы здесь! «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?» Козьма Прутков Задумайтесь, господа авиаспециалисты, над смыслом сказанного классиком и попытайтесь ответить на три вопроса: «Кто - я? Зачем живу? И что останется после меня?» Позволю себе процитировать обращение к посетителям с «Сайта тружеников авиационного тыла стран СНГ!» Воспоминания о воинской службе возвращают нас в дни нашей молодости, не дают нам стареть. Общаясь на сайте, мы с искренней любовью вспомним своих первых воспитателей – командиров взводов, рот, батальонов, начальников, гражданских тружеников тыла, давших нам знания, и воспитавших в нас любовь к Отечеству, Вооруженным силам, авиации. В стенах казарм, кубриках в нас были привиты чувства патриотизма, войскового товарищества, ответственности за судьбы людей, порученное дело, за нашу страну. Это помогло многим из нас на нашем жизненном пути. Общаясь на нашем сайте мы вспомним и свою службу, свои «мучительные» первые дни в ШМАС и в авиачастях.

Ответов - 139, стр: 1 2 3 4 5 All

Антивирус: А я после дембеля,прилетел домой,отдохнул немного.Переоделся в гражданку и пошёл в военкомат,там меня завернули и сказали переодеться в парадку,только после этого приходить.Пришел в парадке,в итоге пришлось выслушать целю лекцию за нарушение формы одежды(растянутые фанерными клинами брюки ,неуставные погоны и обрезанные ранты на ботинках)

Хан: 1977г. В парадной форме в военкомат это понятно. А вот использование ее при сдаче экзамена в ВУЗ это уже фокус. Дембель в маю, вступительные экзамены в июле. При университете были организованы в июне подготовительные курсы для поступающих. Среди абитуриентов было приличное число уволенных с армии и флота ребят. Ну понятно, во время курсов все перезнакомились и на вступительные экзамены решили приходить не по гражданке, а в парадках и соответственно при наградах. И можете себе представить, что это сработало особенно на устных экзаменах, преподаватели относились более снисходительно чем к примеру к вчерашним школьникам. А мне так и на письменном по математике пожалуй пофортило. Наклонная аудитория человек на сто пятьдесят пишем письменную математику, абитуриенты рассажены друг от друга метра на полтора (чтоб не списывали и не общались). Я сижу скраю от прохода в парадке, фуражка рядом на лавке перевернутая, а в ней соответственно разложена шпора. Преподы 3 чел. ходят по аудитории наблюдают. Уже несколько человек за шпоры удалили с экзамена. И вот ко мне со спины подходит один из них и наклонившись говорит: "Нехорошо, так можно и за дверью, оказаться, а еще старший сержант" и пошел дальше. Шпору я конечно убрал. В результате "4", а мог бы и за дверью окозаться. Я считаю форма выручила.

Хан: Будучи на подготовительных курсах у нас сформировался небольшой коллектив с бывших военнослужащих.И мы облюбовав рядом с универом сосисочную, в которой продавали и пиво, стали постоянными ее посеителями. И в период вступительных экзаменов, после каждого из них мы продолжали там обедать соответственно с пивком. В городе военного патпуля встречать никогда не приходилось, хотя в то время у на было военно-политическое училище, четыре воинкие части (ну они были на окраине города) и патруль рыскал на автовокзалах, ж/д вокзале, в аэропорту. Так вот после очередного экзамена мы при парадках завали в эту сосисочную взяли по сосек и по пять бутылок пива. Сидим втроем празнуем. И тут к нам поздоровавшись, тоже с порцией сосисек и пивом, подсаживается товарищ майор. Мы немножко по старой привычке насторожились. Видя это он говорит :"ничего бойцы подолжайте, теперь уже вам можно, я уже по вам вижу, что дембель у вас был два месяца назад, но почему вы при параде?" Мы расслабились, объяснились. А ведь он наверно мог бы поступить с нами и по другому...

МИГ: А мне парадку в том качестве, в каком использовал её Хан, применить не было случая.В политех я вернулся на второй курс и такие "маленькие хитрости" не пригодились.А вот брюки от парадки послужили довольно долго - использовал я их при езде на ЯВЕ-634. Мотоцикл купил после стройотряда. Ткань была прочная и не продувалась ветром.Брюки дополняли высокие ботинки, теперь их называют "берцы", а тогда купил их в магазине "Турист".Брюки не порвались и носить перестал по банальной причине - талия с возрастом увеличилась и стало не застегнуть. А ботинки от парадки благополучно прослужили мне две студенческие практики на автозаводе и к концу второй просто развалились от эмульсии и стружки. Вот так я использовал наше военное имущество на гражданке. МИГ.

Хан: Последний раз созерцал с ностальгией свой парадный мундир осенью прошлого года на чердаке в родительском доме. Висит он там на тремпеле, пылится, но уже без наград и без брюк. Последние были исполбзованы в мирных целях и их постигла почти такая-же участь как описал МиГ и были списаны в связи с тем, что не сошлись в районе талии. А фурик и пояс сынуля в 80-х годах помню таскал,а где пропали неизвестно.

Admin: Разговор не по теме «Дальнейшая служба в полках» перенесен в другой раздел. Что за байк ЯВА-634? Цитирую Правила форума: 4.2. Раздел "Курилка". Форум сфокусирован на обсуждении разных вопросов. Темы (сообщения) являются оффтопиком и могут быть удалены или архивированы модератором без предупреждения. В случае пограничных тем, их принадлежность фокусу форума определяется модератором. Аналогичные правила распространяются на все ответы на легитимные темы.

ОСВ: Я домой ехал в гражданке. Был негативный опыт перемещения по стране в военной форме одежды - поездка в отпуск, тем более, что ехал на поезде через Москву, что добавляло экстрима. В наше время ехать через Москву для солдата было всё равно, что идти на пулемёты по минному полю, таких козлов-патрулей, наверное, больше нигде не было. Поэтому обратно в часть я летел на самолёте, к тому же пару дней сэкономил для дома. Одним словом, как только получил на руки бумаги, сразу переоделся в "гражданку" - джинсы, ветровку, кроссовки и метнулся в кассу Аэрофлота. Самолёты Воронеж-Горький в то время летали через день, на сегодняшний рейс я уже опоздал, так что пришлось почти два дня кантоваться в квартире у штурмана из нашей эскадрильи, с которым у меня были приятельские отношения. Нормальный был парень, ненамного старше меня - пока я учился в институте, он закончил училище. Кроме того, родом он был из Челябинска, а в то время "Трактор" был принципиальным соперником нашего "Торпедо", что тоже способствовало общению. Представьте себе квартиру в новом доме - пустые стены, на полу солдатское одеяло, на котором в живописном порядке бутылки со спиртом, стопка плиток шоколада, несколько тарелок с вываленными в них "кильками в томатном соусе". Вокруг в не менее живописном беспорядке молодые лётчики и штурманы нашего полка. Вот таким образом я ждал свой рейс. На другой день меня затолкали в аэроплан типа Ту-134, и через полтора часа я уже обнимал родителей. Становиться на учёт я пошёл в "гражданке", никто меня не напрягал, сонная тётка в военкомате вернула мне паспорт, вклеила в военный билет мобпредписание и стал я гражданским человеком. Недели через две пришла посылка из части с парадкой. Первое время висела дома, потом по мере обрастания детьми, постепенно лишаясь сначала значков, потом всего остального, потом переместилась на дачу в качестве рабочей одежды. Что интересно, когда на даче мужики собираются выпить, процентов 80 приходят в остатках военной формы.

Serega: Совершенно точно. Следовать через крупные населенные пункты (и не только через столичные разных рангов) чревато было оказаться приманкой промышляющих комендантских патрулей. Бесспорно это было совершенно другое, нежели нынешние сношения граждан с силами правопорядка. Безосновательно патруль, по-моему, никогда не предъявлял претензий к военнослужащим. А вот интересно, кто-нибудь копался в причинах, что же все-таки заставляло солдат уподобляться павлиньим самцам, и превращать себя иногда в некое подобие попугая на плече манежного клоуна? Неуважение к собственноручно исполненному долгу, или неуважение к самой форме военнослужащего срочной службы Советской Армии? Или несоответствие запросам молодежной моды? Или протест ввиду несоответствия геральдическим нормам военного костюма? Вряд ли солдаты Победы возвращались, покончив с войной, подшитые бархатом или тончайшим германским кружевом. Все-таки возмужание нашего брата, а с ним и удельный вес мозгов за время службы прирастали не на должном уровне. А дурной пример заразителен. У него есть, и я такую же хочу! Еще следуя в отпуск через Киев, столкнулся едва ли не с проблемой при посещении туалета. Почти все кабины были постоянно забиты расфуфыренными дембелями, отсиживавшимися в ожидании поезда в засаде от патрулей. Да и вообще уже в предбаннике было не протолкнуться, настолько было пространство заполнено солдатами. В туалете патруль как-то особо пристрастия не проявлял. А может специально таким образом изолировал военную публику от всеобщего обозрения? Да. Но подспудно зависть, конечно, была. Еще бы - аксельбанты, золотые звезды на колодках, почти как у Героев Советского Союза, эполеты, разве что без бахромы... Но пришел и наш черед. Аксельбантов не достать, эполеты не хочу... Хочется просто быть эффектным, но с изюминкой. Опять же Киев надо было проскочить без приключений. Еще один момент, так случилось, что на демебль уходил первым и в единственном числе, то есть прикрыть в случае чего было некому. Так что изюминку нужно было заготовить без причинения вреда уставным требованиям и воспользоваться ею, когда минет всякая опасность. Единственным внешним признаком нарушения формы одежды были ботинки. Тут мы все воспользовались услугами нашего самого отъявленного раздолбая Сереги Опермана, почти четверть службы просидевшего на губе, но в отличии от нас, все самовольные отлучки и беспорядочные недвусмысленные контакты использовавшего на установление деловых связей. Ботинки он нам тачал у профессионального сапожника из городского КБО, в результате весь наш призыв к дембелю был обут, как техасские ковбои, разве что шпор не хватало. Мне лично он помог еще обзавестись шикарными часами "Восток" с браслетом, которые в то время уже просто так на витрине не лежали, а еще через очередную пассию, работницу райпотребсоюза, снабдил великолепным дембельским дипломатом искусственной кожи за 45 р.(к слову сказать, позже успешно вмещавшего девять бутылок водки), аналога которого я нигде больше не встречал на просторах Союза. В общем, остальное без излишеств. Шеврон только наклеил на окантовывающую подложечку желтой бархатной бумаги, под лычку золотого металлического галуна подмотал аккуратненький кантик шелковой нитью от распущенной красной лычки. На эти мои хитрости даже внимания никто не обратил. Остальное я заготовил на потом, которое дожидалось своего часа в дипломате. Еще по осени в штабе полка я в непринужденной обстановке случайно имел общение с каким-то генералом из штаба округа, мне запала его рубашка. Таких у офицеров я не видел. Совершенно иное качество ткани, немного отличающийся оттенок в сторону табачного цвета, и резинка на поясе легкой оборочкой. В феврале 82-го меня командировали на прежнее место службы в Чортков в расположение отдельной эскадрильи забрать с каких-то строительных работ бойца нашего батальона, допустившего серьезные нарушения воинской дисциплины. На обратном пути долго сидели на вокзале с пересадкой в Шепетовке. Пошли пройтись по городу, набрели на большой магазин военторга, а там эти самые рубашечки, как на генерале! А еще оказался в продаже совершеннейший дефицит к тому времени - металлические литеры "СА". Прикупил их комплектов двадцать (пару оставил себе, остальное в роте раздал пацанам), и вообще затарился к дембелю в этом магазине основательно. Купил офицерский галстук, шнур на околыш фуражки, птичку на тулью, пару майорских звезд, зеленые погоны прапорщика на рубашку. Короче, по дембелю после проезда Киева "генеральская" рубаха приняла законченный вид, - к приклеенному шеврону на желтой бархатной бумаге на звезду была привинчена майорская звезда, погоны прапорщика с четко посаженными литерами "СА" и золотым галуном с красным кантом были водружены на полагающееся им место (а вот сейчас уже не могу вспомнить, рубаха уже была с металлическими блестящими пуговицами, или это мой был замысел), фуражка обрела офицерский вид, но с солдатской кокардой, кителю же в итоге не доставало только майорской звезды на шеврон, поскольку значки были все законны. Да, еще стоит упомянуть, что пуговицы на кителе мы еще по прошествии года службы перешивали офицерские. Если помните, они более выгодно отличались от солдатских. Вот такой был бравый дембельский костюм. Полковник в отставке прапорщик Четверкин. Может и сумбурный, но по приезду домой на старших братьев впечатление произвел.

LVI: Будучи проездом в Ташкенте, наблюдал интересную "картину". Возле воинской кассы стояли человек 15-20 "дембелей". Так у них , что ни парадка, то шедевр; Юдашкин -отдыхает. И тут подходит патруль и начинается проверка документов с конца очереди. И началось: снимаются лишние "цацки", отрываются лычки и всякие дополнительные "прибабасы". Кто стоял впереди, тот уже сам отрывал, не дожидаясь.. И вот, минут через 15, у кассы стояла толпа "военнопленных", иначе не назовешь... Достал сейчас из шкафа свой китель(два раза в году одеваю, правда, не застегиваясь) и честно скажу, что с пяти метров особо и не поймешь, что там не по уставу. Скромненько, но со вкусом. И то спасибо своим сослуживцам, они мне "доработали костюмчик"; у самого ни желания не было, ни времени.

МР-79-9ТМ: Всем привет ! Полность согласен с LVI, откровенно говоря. я сам не понимал и до сих пор не понимаю эти "украшения" . Весь период "издеваться "над "парадкой", довети ее до состояния, в котором "дембель"напоминает какого-то генерала страны Мумбо-Юмбо, и все это только для того, чтобы везти её в чемодане, и переодеваться в ближайшем к дому общественном туалете, или ехать в ней, и шарахаться от патрулей ...? Нет , наверное для меня это слишком сложно

МР-79-9ТМ: Единственное , что я делал - это слегка подкрасил шеврон и погоны тушью, и "птички" старого образца , не помню уже какими путями раздобытые вставил. Ну вот наверное и все. А парадку пришлось носить весь день, пока ехал, пока к всем знакомым и родне зашел. Вот отпуск свой вспоминаю - все время пришлось " по уставу" ходить. Наверное как многим - "гражданка" просто не подошла. Так , заранее настраиваясь , над формой особо не изгалялся. Просто друг, одолжил свою шинелку, так как у него она выглядела по человечески, а не такая затертая как у меня, слегка! её подначесал, и погладил шапку на томах сочинений В.И.Ленина. Вид получился "лихой и придурковатый". кам положено и не один патруль вопросов по этому поводу не задавал.

Антивирус: Serega пишет: Аксельбантов не достать Мы тоже,делали аксельбанты,готовились ехать эшелоном,а 3 мая 1976 года нас вдруг построили и приказали идти с чемоданами к штабу полка. Где нач.штаба 183 МРАП,подполковник Зеленев,объявил.В Артем прилетели 2 Ту-104,с молодыми и что бы самолеты не гнать их пустыми до Новосибирска,полетите на них и стал шерстить наши чемоданы,у всех отобрал практически всё,аксельбанты,пустые снаряды,от пушек Ту-16 и т.д. вообщем весёлый дембель получился))

МР-79-9ТМ: Антивирус пишет: пустые снаряды,от пушек Ту-16 и т.д. А я , плюс к пиротехнике. которую все-же привез . хотел ещё припереть снаряд от ГШ-23, но в последнюю минуту опомнился и решил все-же не рисковать

Serega: Serega пишет: запала его рубашка Пока разыскивал старые фотки (не так их и много, по молодости не очень любил фотографироваться по причине патологической застенчивости), задвинули уже мое сообщение. Вот так частично выглядел мой дембельский прикид: После нескольких дней пребывания дома, братья заставили одеться, чтоб на память запечатлеть для внуков, да под хмельком в лучах заходящего солнца не угадали с экспозицией, снимок получился неважнецкий. А вообще в таком виде и ходил в военкомат становиться на учет, правда еще при галстуке, поскольку зной уже свирепствовал в нашем донском краю. Замечаний по этому случаю никто не высказал, скорее всего потому, что со мной увязалась больше всех истосковавшаяся тетушка, у которой весь провинциальный бомонд от прокуроров до военкомов стоял в очереди на ремонт квартир. А вообще ведь в скором будущем и для срочников была введена форма в рубашках с погонами. Так сказать, пошли навстречу...

Юрий: Почитал,что коллеги пишут про дембель и понял ,что все узнаваемо,но в зависимости от времени службы в разной степени. В 1968 году после Чехословакских событий у нас на аэродроме были припрятаны банки с факелами и прочей пиротехникой однако воспользоваться ими не пришлось к счастью,как я теперь думаю. Последние два месяца службы мне пришлось учиться в отрыве от своей части на курсах офицеров запаса в Иваново ,по окончании которых,я просто не мог уже попасть на аэродром в Витебске,т.к. до него 3 км от казармы ,а голова уже была дембелем забита. почти неделю пришлось сидеть в части без постановки на довольствие,т.к. строевая часть дивизии занималась приемом молодого пополнения. но в конце концов все закончилось и в середине декабря утром,пока все спали мне пришлось с чемоданчиком топать на вокзал,т.к. поезд проходил утром. Я мечтал уехать в бушлате,но пришлось в парадке и шинели. Максимум,что мы делали к дембелю с парадкой-вшивали виниловую изоляцию в подворотнички красную бархатную полосу к шее. Это сейчас парадка с откидным воротником, а у нас стоечкой с крючочками. Ну и в погоны вставляли алюминий для придания погонам жесткости и нужной формы, вот и все,поэтому в столице,где опять пришлось гулять до ночи проблем с патрулями не было,хотя я их ,естественно ,опасался,там начальниками патруля были офицеры с большими звездами и спорить с ними было бесполезно. Домой прибыл в 5 утра,а в военкомат ходил на учет вставать в гражданской одежде и тоже проблем не было. в стене окошкш пробито,туда документы сунул и получил военный билет обратно со всеми отметками. Ну,а в феврале пришли документы из Минобороны и красный военный билет поменяли на зеленый. Вот когда потом офицером домой в отпуск приезжал ,вставать на учет ходил уже в комендатуру при полном параде.

МИГ: Порадовали коллеги воспоминаниями о дембельских "прибамбасах". У меня было как то попроще - вставки в погоны,новые лычки,новые нарукавные нашивки,офицерсквя слегка б/у шапка,купленная у прапорщика Толика Варочкина из нашей группы АО,шинель с анодированными пуговицами в том числе и на разрезе сзади,дипломат в руках - вот и всё,пожалуй. А по поводу патрулей, то вспомнил эпизод, когда вёз из ШМАСа (был старшим) группу в Ленинград и по выходе на вокзал в Москве мы, опьянённые микродембелем не отдали честь патрулю. К счастью,нач.патруля был ст.сержант, общевойсковик и когда он нас "отдрючил" по полной, видимо вспомнил себя такого же и, на удивление, отпустил нас, уже изрядно струхнувших и притихших.Далее мы честь не ленились отдавать.И что интересно, нас так муштровали в ШМАСе и по уставам в том числе, но это не уберегло нас от глупости.Да ещё где - в Москве. Свобода опъянила, так думаю.Как же - проехали от Уфы в Москву без офицеров и сержантов.Молодо - зелено! МИГ.

Хан: Как человек не искушенный увольнительными во время службы в ШМАСе и тем более в дальнейший период ее прохождения в СГВ - самый суровый патруль и вообще патруль(не считая ВАИ, это отдельная история) в моей службе встречался в городе Герое Бресте во время краткосрочного отпуска. Там он был везде и всюду. И все отпускники это знали и были готовы к встрече с ним, следуя опыту и наставлениям сослуживцев, прошедших этот этап ранее. В такой период нарываться на неприятность было крайне не желательно т.к. отпуск все-же краткосрочный. А действовать необходимо было следующим образом: с поезда Берлин-Москва в Бресте необходимо было без замедления брать билет на следующий поезд до нужной станции назначения или с доплатой на самолет и ни в коей мере не болтаться по вокзалу. А взяв билет в нужном направлении (обычно в это время складывалась уже компания отпускников-попутчиков с 3-4 чел) брать такси и немедля ехать, конечно-же через гастроном, в самую дешевую по тем временам гостинницу для колхозников "Нива" и селиться до отправки. Обычно это занимало не более суток. Тут уж можно было и оттянуться, но опять же с умом. На обратном пути следовло поступать точно таким же образом. А кто попадался патрулю на обратном пути без всяких нарушений, того отправляли на сборный пункт отпускников, который располагался на территории какой то в.ч. Здесь они все ночевали в казарме, питались в столовой и ходили в наряд по столовой, овощехранилище и т.п. в своей парадной форме. За несколько часов до отправки поезда на Берлин мы вышли с гостинницы и тут же попались патрулю, который и отправил нас на этот сборный пункт.Там после необходимой регистрации в течение часа мы успели поучаствовать в переборке морковки в овощном хранилище. Работали неспеша, аккуратно- благо испачкались только руки. Затем привели себя в порядок, и нас более сотни человек (все ч чемоданами)повели строем на экскурсию в Брестскую крепость, а затем на ж\д вокзал, где пройдя таможенный досмотр посадили на берлинский поезд в вагон для военнослужащих и их семей и вперед до станции назначения.

МИГ: Вспомнил сегодня ежедневный и надо сказать приятный момент в нашей службе.Это я о тех 30-ти - 40-ка минутах, когда наш тягач "Урал" увозил после службы первым рейсом из ТЭЧ в расположение полка, офицеров и прапорщиков, а мы - механики срочной службы нашей группы АО собирались в генераторной, на первом этаже здания ТЭЧ и вели разговоры, зная, что скоро поедем в тёплую казарму, а потом будет ужин, а после можно будет и телик посмотреть, если старшина чего не придумает на нашу голову.И что дембель на день стал ближе, и что мы хорошо сегодня поработали на регламенте, и что строевая - это не про нас, мы же не пехота,и что нам повезло - мы служим в авиации.Не придумал - так было. МИГ.

Serega: МИГ пишет: И что дембель на день стал ближе А в 6-00 часов опять - РОТА, ПОДЪЕМ! И вот о чем сейчас жалеешь, что достижения науки и техники на тот период не позволяли на бытовом уровне служить не самой худшей части человечества, отдававшей священный долг Родине. Ни тебе видеокамер, ни сотовых телефонов со всеми наворотами, в которых и сейчас не способен до конца разобраться. А сюжеты складывались такие, - куда там сценаристам всяких "ДМБ" или "Солдат", и близко не нюхавших настоящего запаха портянок в почивавшей казарме. За все оставшееся время службы, став сержантом, ни разу не позволил себе не выполнить уставного требования быть поднятым дневальным за 15 минут до подъема, кто бы им ни был, зеленый парнишка из глухого казахского селенья, или до седины обелённый махровый "дед". Раз надо, значит надо, служба есть служба, и надо быть честным прежде всего перед самим собой. А вот дальше картины вырисовывались и маслом, и акварелью по законам жанра. И так - со времен ШМАСа (либо другого учебного подразделения) леденящий окрик дневального - РОТА, ПОДЪЕМ! сбрасывал сладкие оковы тревожного солдатского сна и жестко приземлял босыми пятками в суровую реальность ратных будней. Ох, как долго еще познавшим все премудрости службы нужно было отвыкать от этого ненавистного крика и хладнокровно, с недремлющим шестым чувством, игнорировать распорядок дня. Гораздо дольше, чем новобранцам было привыкать отдаваться этой команде. Забавно в этот момент было наблюдать за вновь прибывшим пополнением. Натренированно вскочив с постели, они застывали в недоумении, потому что за исключением единичных бойцов, да пары сержантов с полотенцами на шее (меня и еще кого-нибудь помоложе) вся рота, не дрогнув продолжала дрыхнуть, хоть стреляй. Ни построений, ни зарядки, лишь кто-нибудь из сержантов или деж.по роте мимоходом отдадут распоряжение, - пацаны, умываться, и за уборку. Спустя минут пятнадцать, кто-либо из очнувшихся дедов опомнится в своем предназначении и, запустив подушкой с пустующей соседней кровати в сторону потерявших нюх "черпаков", визгливо завопит: "Э!!! Чё там? Припухли?! Ну-ка быстро вскочили на уборку!" Черпачий прайд, конечно же, с перепугу не подожмет хвосты, а лениво заскрипит кроватями, кто-то, потягиваясь, захрустит стареющими мослами, кто-то в зевоте скорчит такую ненавидящую "дедов" гримасу, - мама родная перепугается, кто-то опять свалится в безмятежный сон, кто-то, шаркая видавшими ...всех брезентовыми тапками, прямо в кальсонах лениво прошлепает в умывальник. Уборка для них будет заключаться в том, чтобы указывать молодым и вновь прибывшим салагам, где и как нужно убраться. Дежурные по части в большинстве своем глубоко безразлично реагировали на то, что после подъема лишь единицы, как правило, только молодых бойцов спускались мимо дежурки, следуя не на зарядку, а лишь до полкового туалета на улице (в казармах туалеты не работали) и сразу же поднимались назад. Дежурный по обыкновению сам еще спал в это время, а помдеж, упрямо уткнувшись в недочитанную книгу, ничего вокруг не видел,хоть всю оружейку выноси. Лишь некоторые справлялись по селектору: все поднялись? и, получив более, чем утвердительный ответ дневального или дежурного по роте, на этом успокаивались. И лишь единицы позволяли себе подняться и проверить, а то и попытаться выгнать роты на зарядку, но большинство "дедов" пребывало в летаргическом сне и способны были реагировать, если только звездануть рукояткой пистолета по башке или бабахнуть из ПМа над ухом. Заходящим в роту деж.по части дневальные не удостаивали чести подавать команды дежурному по роте, потому что это было уже с годами сложившимся правилом. Исключение составляли лишь ротные командиры, от которых можно было, само собой, и "губу" схлопотать. Но при их дежурстве, ясное дело, дедам приходилось, скрепя всем нутром, плестись вслед за молодыми на зарядку, и даже протрусить метров семьдесят бегом за угол казармы, а затем скрыться в предупредительно открытые двери штаба батальона кем-то из радистов или телеграфистов, чтобы пересидеть у них в дежурках, пока молодежь со мной "изнуренно" бегает вокруг казармы или занимается на стадионе на снарядах. Иногда я, или кто-то из старослужащих, будучи деж.по роте устраивали ради прикола своим сослуживцам подлянку. Просили дневального после подъема подать команду "Дежурный по роте на выход!", то есть вроде бы на подъем прибыл старшина роты прапорщик Карманец, который играл заметную роль в воспитании раздолбаев разных сроков службы, и надо было видеть, что в это время творилось в кубрике ! Вскочившие деды наперегонки выхватывали у молодых инструмент и, корчась конечностями, будто ступая по битому стеклу, пряча в юношеском стеснении остатки ничем не убиваемой потенции, делали вид, что за очень большие деньги усердно выполняют уборочные работы. Самым же прикольным было то, что когда старшина на самом деле приходил в роту на подъем, только приоткрыв дверь, он угрожающе махал дневальному кулаком, чтобы тот молчал, потихоньку пробирался в кубрик и устраивал "дедам" и обнаглевшим "черпакам" экзекуции, яростно сбрасывая их с матрацами на пол. Это было зрелище! Ничего не понимающие старожилы русской авиации с ревом: "Э-э-э!!! Бля!!! Не понял!!! - кто не успел вскочить, дружно летели на посадку под гомерический хохот всех соглядатаев. Ну, и на несколько дней вперед выстраивалась очередь из желающих сходить в не очень желанный наряд в солдатскую столовую, потому что от нашего батальона ходили только на посудомойку.

Хан: Serega пишет: Самым же прикольным было то, что когда старшина на самом деле приходил в роту на подъем, У нашего старшины любимым способом поднять проспавшего подъем воина, был удар табуреткой или в лучшем случае сапогом опочивающего по членам его тела. Действовало безотказно, результат достигался мгновенно.

МИГ: Все правильно,коллеги! Подъём в полку - это не в ШМАСе.Поднимались по команде "Полк,подъём!" по выслуге лет - не хамили, но дедушки вставали после всех, а зелёные, шнурки (давно эти названия не применял) соответственно раньше. На зарядку ходили и там по интересам - кто пару кругов по площадке, кто руками помахал, кто но турнике повисел.Но бывала и на нас проруха - в лениво встававшую казарму полка влетал наш "физкультурник" - нач.физподготовки полка майор Дубинин и тут начиналось....всё по правилам - комплекс 1 или 2, весь полк в "едином порыве" выполняет упражнения. Одно спасало - эти "набеги" майора случались довольно редко и в общем-то картину подъёмов не портили. А зимой - выходили на площадку и тихо прятались за углом нашего здания, в предбаннике мастерской по ремонту обмундирования. Правда всем места не хватало. И ещё про подъём - прибыв в полк и переночевав на кроватях бойцов, бывших в карауле на Знамени части, утром по команде "Подъём!" мы вскочили - одеяла на спинку кровати и давай одеваться как в ШМАСе, а оглянувшись увидели ту картину,которую я описал выше.(Писал уже об этом). А подъём у нас был в 6-30. МИГ.

Serega: Serega пишет: приходил в роту на подъем Рассказ о подъеме в нашем отдельном батальоне связи и РТО был бы не полным, если не упомянуть, что иногда раннюю проверку устраивали и прямые командиры батальона. Но, как вы знаете, при этом дневальный, как при самом страшном стихийном бедствии, выпучив глаза, орал: "Рота, смирррнаа!!! Дежурный по роте, на выход!", что слышно было, наверно, и в производственных цехах расположенного за забором гарнизона завода. Тут и мертвый проснется. А пока дежурный отдает рапорт кому-то из заместителей, а то и самому комбату, в кубрике в это время проносится легкий шелест, будто пролетел мгновенный порыв осеннего ветра, обеспокоив на ветках последние сухие листья. Остальные бойцы, в исподнем застигнутые врасплох в разных частях казармы, мгновенно растворяются в многочисленных складках местности. Пока старший чин следует в проход спального помещения, уже все предельно готовы для выполнения последующих команд, застегивая последние крючки на одежде. На вопрос командира: - Что за бардак? Почему не на зарядке?! Дежурный по роте робко выкручивается: - Это... Э-э... Уборщики... - Что-то много у вас уборщиков!.. От дальнейших разборок дежурного выручают уже сами провинившиеся: - Всё! Всё! Товарищ капитан (майор, подполковник), уже-уже!! Бежим!.. (...Ну, подумаешь задержались малость на каких-то минут пятнадцать-двадцать, не расстреливать же за это, право.) Далее дежурный, задавая самые глупые и нелепейшие вопросы, как можно дольше старается задержать командира в кубрике, предоставляя возможность попрятавшимся передислоцироваться на лестницу, а в это время всамделишные уборщики изыскивают возможность передать раздетым товарищам их одежду и сапоги, сбрасывая пожитки с площадки четвертого этажа вниз по лестнице. Короче, целая операция. За все время службы удавалось выкручиваться без последствий. Хуже, когда на подъем приходил замполит батальона сначала капитан, а позже к осени майор Косенко. Спортсмен-боксер, мастер спорта, крепкий, подтянутый мужик в отличной спортивной форме. Поднимется в роту в военном, а не успеют бойцы на лестнице (кто не успел раньше) запрыгнуть в штаны с сапогами, сбегать до туалета, как замполит уже стоит в спортивном костюме в кроссовках у казармы, переодевшись у дежурного по части, готовый лично руководить зарядкой роты. А бегал, не смотря на свои "за тридцать", как ШМАСовский замок. И попробуй отстань!..Тяжко приходилось растренированным, или кто вообще был не в курсе о физической подготовке. Многие "деды" после такой зарядки икали, блевали и проклинали тот день, когда передумали вешаться, будучи молодыми.

Серый: У нас в полку, точнее в ТЭЧ полка, т.к управленцы и эскадрилии жили отдельно на втором этаже, подъём в 6-00 происходил обычно так: по просьбе "старослужащих" дежурный по роте негромким голосом объявлял подъём, затем согласно сроку службы поднимал уборщиков, причём происходило это тоже тихо, по-домашнему, как поднимают матери любимых детей в школу, те спокойно вставали, шли умываться, а затем спокойно занимались уборкой казармы, но не дай бог кто-нибудь из них "машкой" нечаянно заденет кровать "дедушки", то мог беззлобно схлопотать и сапогом, но как правило спросонья никто меткостью не отличался.Затем в произвольном порядке поднималось остальное "население", и забавно было наблюдать как эта разрозненная "масса" в нижнем белье почёсывая кто между ног, а кто голову, шаркая тапками бредёт в умывальник (правда кто-то и как молодой олень в туалет ломился).Будучи сержантом и соответственно деж.по роте, наблюдая это в здравом уме (а не спросонья) я всегда благодарил судьбу за то что служу в ВВС, а не в пехоте или ВДВ.После утреннего туалета некоторые самостоятельно ходили на зарядку, так сказать, по собственному желанию, а кто покурить. Я сам перед "дембелем" три месяца по 5 км утром бегал и подтягивался, дабы форму приобрести.Конечно бывали "форсмажоры" при подъёме в виде нач.штаба полка м-ра Калошина,где после 5-10 секундного непонимания реального присутствия данного офицера все демонстрировали ШМАСовскую прыть( правда "деды" это проделовали с каким-то едва уловимым оттенком собственного достоинства), и по итогу "молодняк" бежал на зарядку, а "деды" разбирали щётки и "машки" и принимались за уборку. Старшина же на моей памяти всего раза 3-5 был на подъёме, и при нём всё происходило как обычно, но только чуть в ускоренном темпе. Правда 14 мая 1986 года, в день моего "дембеля", прибежав с зарядки ещё с четырмя "дембелями" мы обнаружили в казарме командира полка полковника Дуброва,нач.штаба, старшину, деж.по полку, которые раздовали "п-ли" налево и направо сержантам и деж. по роте за подъём личного состава, у меня пробежала нехорошая мысль про дембель в июле, но старшина сказал ком.полка, что мы уже исключены из списков части и сегодня уезжаем, (нам 13-го уже все документы на руки выдали и в военном билете и в упк стояло что мы 14 мая уволены в запас), на что Дубров ответил:" Вот, нормальные бойцы, "дембеля" на зарядку бегают, а "расп-яи" спят, с кем служить будем,короче пронесло напоследок.

МИГ: Немного про службу. Подъём мы уже достаточно красочно описАли, давайте о наряде ДСП вспомним. Кто захочет, конечно. Сам по себе наряд ,особенно летом, был ненапряжным - встречай себе начальников, докладывай начТЭЧ о прибытии их же, отвечай на звонки и само собой - будь готов к отражению нападения на стоянку и к пресечению возможного угона самолёта. А теперь об особенностях этого наряда у нас в ТЭЧ.Когда заканчивался рабочий день и техники и механики убывали в расположение полка,ДСП ТЭЧ,имея персональный допуск, должен был сдать стоянку караулу.Сделано так было для того, чтобы не торчал боец полночи на стоянке ТЭЧ, когда скажем, 1-я эскадрилья летает во вторую и если сдавать вместе караулу, то на сон времени почти не останется. Итак, действия ДСП ТЭЧ - звонок в караульное помещение и доклад о готовности сдать стоянку караулу.Пртбывший на ГАЗ-66 разводящий с караульным принимают все печати и ДСП вместе с разводящим едут в карульное помещение, где ДСП расписывается в журнале о сдаче стоянки.А теперь самое любопытное - как добраться до казармы, сдать оружие,поесть в столовой.Караул своё дело сделал, пост принял, а ты выходишь не рулёжку и начинаешь голосовать, вдруг случайный АПА в автопарк едет или ещё кто.А иной раз АКМ за спину и пешком, благо всего три километра до расположения.И вот представьте такую картину - по улице г.Пушкина идёт боец с автоматом...В 1975-76 гг это было нечто. В общем это "партизанщина" была прекращена, когда пришла директива о нападении , в похожих обстоятельствах,. на ДСП где-то на просторах Родины и нам категорически запретили самовольство, хотя раньше это сходило с рук.Стали отвозить на том же ГАЗ-66 роты охраны. Вот такая была особенность. МИГ.

Серый: У нас было жёстче, если полк летал, то ДСП ТЭЧ караулу под охрану не мого сдать до конца полётов, если ДСП приходил после ночных полётов, то он отсыпался вплоть до обеда, а вместо него заступал другой. Правда хорошо было то, что от ТЭЧ до "караулки" было 200-250 метров ходьбы, и они как правило приходили на приём поста сразу после приёма караула, причём если на стоянки ППР и СБВ, которые также относились к 1-му разводящему,караул возил 66-й, то в ТЭЧ приходил один часовой, проверял печати и ДСП шёл расписываться в караулку.Все конечно понимали, что нарушение Устава, но так было удобней и соответствено все на это закрывали глаза, тем более в роте охраны как правило ротации по постам небыло, тупо изо дня в день, из месяца в месяц ходили одни и теже люди на одни и те же посты, тем более в ТЭЧ, там были закоулки где от непогоды можно было укрыться, не то что на стоянках эскадрилий.Д до казармы пешком было не более 1,5-2 км, особо ноги и не "убивали", но конечно тоже на попутках старались доехать.

Хан: МИГ Наряд ДСП по ТЭЧ - картина аналогичная, за исключением того, что до козармы и караульного помещения растояние было менее 1 км. Что помню не нравилось и напрягало, так это (особенно в зимнее время) холодный паек на ужин и обед доставляемые ДСП в бачках-контейнерах кем либо из молодых механиков.А в остальном, можно сказать отдых, особенно в теплое время года. А для страждущих, при удачном раскладе, еще и повод припасти султыгу из вновь поступившего, особенно в конце рабочего дня, на регламенты самоля.

ОСВ: Подъём везде происходил по-разному, в зависимости от традиций части и требовательности командиров к дисциплине и соблюдению распорядка. Про ШМАС ничего не скажу, тут всем всё понятно, а частях приходилось наблюдать разное. Например, в Липецке, куда у меня было предписание явиться после ШМАСа, пришлось переночевать в местной казарме. Мы приехали вечером, незадолго до отбоя. Первое, что удивило - огромное помещение, заставленное двухярусными кроватями (в ШМАСЕ мы жили в небольших кубриках), прапорщик с повязкой "дежурный по казарме", несколько офицеров, присутствующих при "отбое". После команды "отбой" последовала команда "подъём" пару раз, летали, как я заметил, все. Потом нас распределили по свободным койкам. Утром все очень дружно поднялись и отбыли на зарядку, кроме назначенных с вечера уборщиков, словом всё по уставу. Нас (вновь прибывших) всё это не касалось, мы были как сторонние наблюдатели. Спокойно умылись, потом нас отдельно от всех накормили завтраком и мы предстали пред светлые очи какого-то полковника, который отобрал несколько человек для службы в Липецке, а трое оставшихся поехали в Воронеж. В Воронеже по команде "отбой" народ чинно расходился по местам и не спеша укладывался. Утром по команде "подъём" умеренно-бодро поднимались и после оправки строились в две шеренги, сзади ветераны, впереди народ помоложе. Потом назначались уборщики-добровольцы, козе понятно-молодые и на зарядку. Зарядка - пробежка от казармы до КПП аэродрома и обратно. Деды по дороге отставали-не царское дело с молодёжью бегать, и занимались по индивидуальной программе в спортгородке, самые ленивые курили, чего я никогда не понимал. Поразмяться с утра милое дело, особенно зимой, а эти дрожат где-нибудь за углом, но лень и "понятия". Уже когда я был сержантом, до самого конца проводил зарядку и занятия по физподготовке сам.

Хан: Устав ВС СССР у всех был один. И если многие его положения выполнялись буква в букву, то по некоторым были как отступления так и дополнения в том числе и "отбой" "подъемом", а особенно в авиационных частях, где кадровых строевиков было мало, а в основном технари и летуны. И поговорка "где начинается авиация, там заканчиваеся воинская дисциплина" говорит совсем не о том, что службу там проходили разгильдяи, а спецификой данной службы, где соблюсти все буквы устава порой практически не предоставляется возможным.

Антивирус: Хан пишет: . И поговорка "где начинается авиация, там заканчиваеся воинская дисциплина" говорит совсем не о том, что службу там проходили разгильдяи Это правильно,у нас в Кневичах была рота морпехов,называли нас рас***дяи,а сами глаз не могли оторвать когда начинались полёты))

Курсант: Serega пишет: Вскочившие деды наперегонки выхватывали у молодых инструмент и, корчась конечностями, будто ступая по битому стеклу, пряча в юношеском стеснении остатки ничем не убиваемой потенции, делали вид, что за очень большие деньги усердно выполняют уборочные работы. Абсолютно похожий случай был лично со мной на сборах, после 4-го курса института. Ребята потом рассказывали, что очень это напоминало эпизод из м\ф "Ну погоди", на корабле. Ну это немного не по теме, поэтому в подробности не вдаюсь



полная версия страницы