Форум » Воспоминания о ШМАС и дальнейшей службе в авиации » Дальнейшая служба в полках - I » Ответить
Дальнейшая служба в полках - I
Admin: А здесь мы будем рассказывать о своей дальнейшей службе после ШМАС... Если вам нечего рассказать о службе в армии, значит вы прожили эти годы ЗРЯ! Бывший командир Начало темы здесь! «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?» Козьма Прутков Задумайтесь, господа авиаспециалисты, над смыслом сказанного классиком и попытайтесь ответить на три вопроса: «Кто - я? Зачем живу? И что останется после меня?» Позволю себе процитировать обращение к посетителям с «Сайта тружеников авиационного тыла стран СНГ!» Воспоминания о воинской службе возвращают нас в дни нашей молодости, не дают нам стареть. Общаясь на сайте, мы с искренней любовью вспомним своих первых воспитателей – командиров взводов, рот, батальонов, начальников, гражданских тружеников тыла, давших нам знания, и воспитавших в нас любовь к Отечеству, Вооруженным силам, авиации. В стенах казарм, кубриках в нас были привиты чувства патриотизма, войскового товарищества, ответственности за судьбы людей, порученное дело, за нашу страну. Это помогло многим из нас на нашем жизненном пути. Общаясь на нашем сайте мы вспомним и свою службу, свои «мучительные» первые дни в ШМАС и в авиачастях.
82-й: А меня армия научила довольствоваться малым и находить радость в простых вещах. Это настроение полностью передано у Цоя: "И если есть в кармане пачка сигарет, Значит все не так уж плохо на сегодняшний день. И билет на самолет, с серебристым крылом, Что взлетая оставляет на земле лишь тень..."
Serega: Еще припомнился один прием, освежающий модельный ряд солдатской формы - это проглаживание кокетки на спине куртки-ХБ или парадном кителе. Что интересно, в моей служебной практике подобное отступление от правил ношения формы одежды никак не каралось. Даже в ШМАСе многие злоупотребляли этим. Правда на ХБ кокетка ублажала владельца весьма непродолжительно, стоило только хорошенько пропотеть, а вот на кителе однажды заглаженная потом упрямо не желала отпариваться. Пожалуй, единственный раз, кокетка послужила причиной определенного взыскания одному военному нашего отдельного батальона связи,- старшина при осмотре группы солдат, отправляющихся в увольнение, обратил внимание на кокетку одного старослужащего (ну, слегка не долюбливал "дедов" прапорщик Ребриков), правда, скорее прикола ради, дал команду в три минуты разгладить. В очередной раз не повезло Коле Барсукову. Был у нас весьма чудоковатый дедок, вроде откуда-то с Урала. Спал с открытыми глазами (!!!), чем приводил в замешательство незнающих. Я после ШМАСа в части первый раз заступил в наряд "на тумбочку" как раз с Колей. Время сдавать наряд, мне бы убираться, дежурный, хрен знает, где, а Коля лежит на кровати, уставился в проход и не реагирует на мой зов. Я аж заволновался, подошел, слегка сапогом ковырнул его по сапогу (мало ли, может помер?), Коля, вскочив, чуть не смёл меня с прохода, думал, опять старшина накрыл. "Ты чё!- говорит, я ж сплю так." А еще был с ним случай, поехал дежурным водителем со старшиной на дальний привод с продуктами, на обратном пути старшине чё-то там в лес понадобилось свернуть, а дожди на Западной Украине бывали от всей души, да еще грунт соответствующий, в общем, Колю на 157-м занесло, и влетел он меж стволов векового бука, как раз впритирку, ни взад, ни вперед. Пришлось бежать на привод N-ое число километров за "дружбой-2" и на пару со старшиной валить деревья. После этого Колю к машинам больше не подпускали (справедливости ради надо сказать, это был не единичный случай, между делом он еще собаку, верного пса автопарка, задавил, и снес ворота на КПП, такой вот чудак). Ну, и в три минуты он тоже не уложился, а не выполнил приказ - какое увольнение?
Виктор Х: Прошу прощения, друзья. Была допущена ошибка. Я и имел ввиду ,что,нас с-тов перевели на сверхсрочную и поселили соответственно в общежитие. Насчёт подворотничков. Это то-же вопрос времени. Когда служили мы у нас 80% срочников безотцовщина, нашим мамам неподсилу было тянуть нас и в армии. Они и так потеряли в лице нас мужскую поддержку в замен погибших отцов. Поймите меня правильно. Это не упрёк старого брюзги. Просто нас разделяло время почти в четверть века. Уважаемый Serega, мой сын Ваш ровесник и я, как знающий толк в армейской жизни, чем мог помогал ему, но не баловал,просто помогал теоретически всяким армейским премудростям, поэтому он после срочной (отслужив её честно)поступил в военное училище и оттрубил весь положеный календарный срок офицера. Средняя Азия, Северный Кавказ Он окончил ШМАС в Борисполе, 1,5г. в Киеве служил в Кишенёвском полку связи (ЗАС). Сейчас на пенсии и работает. Правильно сказано у 82-го мы довольствовались малым и не требуя ничего в замен.
Серый: Виктор Х пишет: Правильно сказано у 82-го мы довольствовались малым и не требуя ничего в замен. Я с этим полностью согласен. Да мы по сути и требовать ничего не могли, мы, которым было по 18-20 лет "впитывали" в себя как губка всё то, что с нами происходило, будь то работа на технике или простые работы в казарме, даже любое слово офицера или прапорщика, любая подсказка старшего навсегда осталась в нашей голове.А вспомните старшину, это же кладезь житейских мудростей.....В общем придя домой через 2 года мы очень сильно изменились, и даже не сколько внешне,больше внутренне, мы стали мудрее, терпимее,жёстче., ведь каждый из нас твёрдо знал наверняка-русский(советский) солдат непобедим!И эту уверенность многие из нас перенесли на гражданскую жизнь, и сколько мы с друзьями под пиво или водку не рассуждали на эту тему, никто, поверьте, никто не сказал что зря служил Родине, в каких бы войсках не служил!
Serega: Лезвия "НЕВА" - лучшее средство для подрезания ногтей и заточки карандашей. Без претензий.
МИГ: Коллеги! Давайте вспомним о таком подразделении в полку , как "управление".У нас в управление входили :планшетисты,писари,укладчики парашютов,спецы метео,спец. в высотном домике,секретчик,ВЧ,водители комполка и зама по ИАС - пока вспомнил этих ребят.ТЭЧ и управление по внутренней службе были объединены, я имею в виду - у нас был один старшина,общая ленкомната и каптерка.На этом наше "общее" и заканчивалось.У нас была своя служба и работа, у них - своя. А как было у вас ? МИГ.
Серый: У нас "управленцы" жили на втором этаже с эскадрилиями, по моему фотогруппа тоже к ним относилась, а у нас жили водители ком.полка, зама по ИАС и водитель "Урала" ТЭЧ полка, и по внутренней службе относились к ТЭЧ полка, они как раз подчинялись мне, как сержанту, ещё в моё так называемое отделение входили срочники группы АВ, СД и САПС, в группах АО, СМГ был свой сержант. Позиция предварительной подготовки ракет (ППР) и группа спец. бомбового вооружения(СБВ) тоже жили с нами и у них был один сержант на две группы.
МИГ: Забыл об учебной базе - отдельное здание,там же были лётная и техническая столовые.Это было за территорией части,рядом общага молодых прапоров и офицеров.А на учебной базе были бойцы в фотолаборатории и на авиатренажёре. МИГ.
Юрий: Я уже писал раньше,что служил в отряде управления дивизии,куда входили летчики и вся обслуга техническая в том числе и срочной службы приписанная к самолетам командира дивизии,замкомандира дивизии и экипажи Ил14 и Ли2 для выполнения разных задач(к сожалению и гробы перевозили). Все солдаты срочной службы,а это 2 механика СД ,1-РЭО,1-вооруженец,1-АО и младший сержант -старший над нами,он же был спец по АО жили в казарме эскадрильи авиаполка. В солдатской жизни подчинялись распорядку эскадрильи и участвовали во всех мероприятиях. Кстати как раз в это время ввели пятидневку в армии и у нас появился парко-хозяйственный день в субботу. Ну ,а служба у нас была более насыщенная,т.к. на аэродроме у нас были с офицерами и сверхсрочниками - механиками полное взаимопонимание, в свободное время постоянно рубились в волейбол,т.к. у нас была своя площадка,а народа было немного. Время у нас было свободного больше,чем в эскадрильях,особенно после обеда,поэтому и ходили в соседние леса и поля за картошкой и с бредешком за карасями. Даже,когда в полку объявляли тревогу наш сержант звонил дежурному по дивизии и мы продолжали спать в казарме, т.к. на аэродром нас возила своя машина. И только в день авиации 18.08.1968 нам пришлось бежать на аэродром 3км т.к. тревога была для всех ,а с гуляний в парке нас привезли только до городка. Я уже об этом писал(улетели в Чехословакию 21-го,а готовились уже с 18-го).
Serega: Просто ссылка на фразу... МИГ пишет: лётная и техническая столовые ПрикВО, Чортков Тернопольской области, Западная Украина. Гарнизон авиационного полка истребителей-бомбардировщиков (27-е и 23-и МиГи) и отдельной эскадрильи (МиГ-21) располагался на живописной территории бывшего католического монастыря, кроме ОРАТО и отд.батальона связи и РТО, которые соседствовали с учебным "аэродромом" ШМАСа. В гарнизоне была одна столовая для летного и технического состава. Не помню уже, что там гласила вывеска, но все называли ее просто "лётная столовая". В столовую был суточный наряд солдат-срочников в количестве двух человек, а прерогативой направлять туда своих бойцов обладали только ОБСРТО и отдельная эскадрилья, не знаю, почему. Наряд считался "блатным", хотя иногда ввиду поступления издевательски мелкой картошки чистить её приходилось до 2-3-х часов ночи, не смотря на то, что после ужина на пару часов присоединялась одна-другая посудомойка, а то и, видать, провинившаяся официантка. Удачным считалось время, когда на складе была отменная картошка, и двум бойцам без посторонней помощи не составляло труда выполнить необходимый объем работы и уже к отбою прибыть в расположение своего подразделения. Сразу с подъемом надо было торопиться в полк, где наряд поджидала опять же солидная партия картошки,погрузка обедов на аэродром, получение продуктов со склада, а также обязанность топить сколь старинную, столь и капризную монастырскую печь, на которой готовились исключительно первые блюда. Печь, особенно в сырую погоду просто изматывала, покуда удавалось ее раскочегарить. Поварихи изводили истошным визгом, если на плите ни фига не шаило. Где-то на 3-4-й наряд мне удалось подобраться к капризному нраву чудо-печки. Всё было проще пареной репы, надо было просто слабым костерком из сухих лучин протянуть дымоход, а потом древнее жерло охотно принимало любую порцию дров, даже сырущие бревна со стоном пожирались, как в паровозной топке. Старшая повариха быстренько сориентировалась в ситуации, связалась с нашим старшиной, и потом, пока не назначили замком в учебный взвод, летная столовая один-два раза в неделю стала моим именным нарядом. Ну, а на счет "блата"... Пожрать только можно было с барского стола чё-нить вкусненького, хотя нас в общем-то и так прилично кормили (а ШМАС - это вообще эталон!). Ходили еще байки про "цветной телевизор" , мол, в лабиринтах монастырских стен имеются вентиляционные каналы, по которым можно пробраться к вентиляционной решетке душевой, где молоденькие официантки после работы смывали с себя налипшие взгляды бравых самцов. ...Но мои напарники из отдельной только повторяли былые россказни и мечтали добраться до этой решетки.
Ion Popa: У нас управленцы были сведены во взвод,который так и назывался - взвод управления. В него входили метеослужба, Особый отдел КГБ, шифровальщики. И были мы все прикомандированы к комендантской роте, которая в конспиративных целях называлась АХО. Кроме взвода управления в состав АХО входили два взвода охраны, взвод водителей и взвод специалистов КП (аккамуляторщики, электрики, кондиционерщики, кочегары). Поскольку бойцы взвода управления были прикомандироваными, то и жили мы своей, не связаной с другими взводами жизнью. В наряды не ходили (разве что редко-редко на кухню), офицерам и прапорщикам комендантской роты по службе не подчинялись. Генеральские водители входили в автовзвод наравне с водителями автобусов, грузовиков и газиков. Но вот что интересно. Если взводами охраны командовали прапорщики, то взводом специалисто КП - капитан. У водил командира взвода не было, но старшине роты они подчинялись.
МИГ: Serega пишет: Наряд считался "блатным", Как и у нас, из-за возможности съесть чего - нибудь вкусненького.Кстати и в санчасть (было коек 10) - пища поступала из тех. столовой и были любители "поболеть". А еще в полку была одна особенность - ТЭЧ в наряд по эскадрильям не ходила.Правда месяца за два до дембеля эту "льготу" отменили. МИГ.
Юрий: Serega пишет: Сразу с подъемом надо было торопиться в полк, где наряд поджидала опять же солидная партия картошки,погрузка обедов на аэродром, получение продуктов со склада, а также обязанность топить сколь старинную, столь и капризную монастырскую печь, на которой готовились исключительно первые блюда. Печь, особенно в сырую погоду просто изматывала, покуда удавалось ее раскочегарить. В начале года в этой же теме я тоже писал о почетной обязанности отряда управления выделять одного бойца в летную столовую,когда эскадрилья,где мы были приписаны шла в наряд в солдатскую столовую. Отправлено: 03.02.09 19:46. Заголовок: Ну,и снова про еду! .. Ну,и снова про еду! После Шмас (я уже писал об этом) служил я в отряде управления дивизии в г.Витебске. Мы ,а это 8 человек срочной службы, были расквартированы в казарме в одной из эскадрилий полка ВТА. Вот у нас во время наряда эскадрильи на кухню, было одно место куда старшина эскадрильи Колбаснев посылал только нас- это кухня летной столовой, где наша обязанность была рано утром затопить печь,на которой готовили обеды,наколоть дров и помогать весь день деду,который топил печь днем и ездил на склады за продуктами. Ну и еда в течение дня по сверхлетной норме .Естественно в солдатскую столовую в этот день дежурный по кухне летной столовой уже не ходил и его пайку делили товарищи по отряду. Мне лично один раз достались с полкило обрезков от пирожных,когда их поделили на порции. Завстоловой всегда кормила нас по высшему классу,т.е. в этот день ели все,что и пилоты реактивной авиации за исключением шоколада ,ну и Д.П на кухне.
82-й: Щас все испорчу. В Бузачах офицеров кормили в отдельной столовой и готовил им отдельный повар. Туда отправлялся один солдат в наряд на сутки. Уж почему - не знаю, но такую картину наблюдал. На второе в тот обед гарниром шла гречка. Чистая гречка, как сейчас помню. С маслицем. Но аппетит видно не у всех офицеров был (Нам бы такую гречку, да с маслицем!), потому как в окно на мойку подавали иной раз только вполовину съеденный гарнир. Кстати посуда была как в вагонах-ресторанах тогдашних - сплошь нержавейка. И помнится тарелки под второе были этакие, вытянутые, эллипсоидные. Так что делал повар. Сей остаточный гарнир выкладывался на чистую тарелку, изящным движением ложки ему придавался нетронуто-волнистый вид, подкладывался свежий теплый лангетик, и блюдо отправлялось на раздачу. [Первая зима в 1974 году. Вы жили на краю света?]
Юрий: Когда служил в Чирчике,то был уже в звании "лейтенант" ,поэтому питался в офицерской столовой,но она состояла из двух половин - летная и техническая-нормы были разные ,но обслуживали нас только официантки и была система почти как в ресторане нам предлагали несколько вариантов блюд из того ,что готовили на кухне . Всегда на столах ждала закуска. Если офицеры не питались в выходные им потом выдавали отдельной ведомостью в финчасти деньги. Ну ,а во время полетов на аэродроме столовая была общая и для летчиков и для техников,но с ограничением по ассортименту. Летчикам в летный день окрошку не разрешали и все доставалось нам, а в Средней Азии летом -это кайф, хотя окрошку всегда делали не из кваса,а из молочной сыворотки,но все равно-кайф,потому,что всегда холодная была. Также на полеты привозили 2-х кубовую цистерну с водой и загружали в нее несколько здоровых кусков льда розового цвета,говорили фруктовый,но был привкус марганцовки.Видно наш доктор тоже работал хорошо. Кстати мы с доктором были земляки и сейчас иногда переписываемся. Он прошел Афган и дослужился с лейтенанта (в наше время) до полковника.
МИГ: Коллеги!Давайте вспомним о том, где во время службы нам довелось поработать, скажем так - "на объектах народного хозяйства". У нас в полку этого не было, а вот в ШМАСе приходилось.Работали мы на деревообрабатывающем комбинате - кроили ДСП.Было неплохо - девчонки,столовая хорошая,тепло и сержант за всем не уследит.Пару раз были на стройках - убирали мусор.Разгружали вагоны с военным имуществом на станции, ну это для себя, но все равно - день без службы.Вроде всё вспомнил - таким образом зарабатывали на устройство классов (то же - ДСП,доски).Не очень часто это было - но всё же отдушина от муштры. МИГ.
Юрий: Только,что на ветке нашего Барнаульско - Рубцовского Шмас написал о работах в Рубцовске. Вспоминаю: в Барнауле для города и части практически ничего не делали,для исправления оценки по клепке пришлось клепать несколько вечеров дюралевую лодку начальнику школы и все.А вот в Рубцовске довелось работать на кирпичном заводе-делать шлакоблоки для части, на допотопном оборудовании по щиколотку в воде и пощипывающей рукояткой пресса напряжением 380 В -это я сейчас, будучи мастером-электриком понимаю,что чудо есть и мы остались живы,а тогда не понимая ничего работали по 8 часов и получали талоны на молоко,которое пили только первые дни ,а потом перешли на пиво. Также пришлось штукатурить и малярничать при переоборудовании кубриков в казарме,разгружать вагоны с углем и платформы с самолетами ИЛ 28, которые перевозили из Барнаула, ну и самое приятное,поскольку был 1967 год,несколько раз на неделе приходилось ездить по совхозам и обеспечивать торжественность момента при открытии многочисленных памятников с трех-кратным залпом и почетным караулом,а потом с торжественным обедом с выпивкой. Также несколько раз поднимали с полным вооружением для прочесывания парка после поножовщины на танцах вместо внутренних войск,которых там на охране различных зековских "зон" было полно. А в Барнауле ,в действующей части только раз пришлось участвовать в ликвидации аварии на водопроводе и всей эскадрильей копать длинную траншею глубиной 6 метров вручную с переброской грунта с уровня на уровень,поэтому копали широко и глубоко. Ну и также приятное для меня -это строительство садового домика для замкомандира дивизии ,летом в саду вдвоем с каменщиком - служащим СА и питание ежедневно из летной столовой,освобождение от всех нарядов и доставка туда -сюда на газике полковника,который иногда тоже помогал таскать носилки. Когда я уже учился на курсах офицеров запаса в Иваново, в Витебске при открытии водного бассейна рухнули два балкона с гостями, в том числе и мой командир генерал Зайцев оказался в воде и все солдаты полка и дивизии по очереди разгребали завалы и стояли в оцеплении.
Хан: В период обучения в ШМАСе приходилось тоже поучаствовать на хозяйственных работах за пределами воинской части. Прибыла наша команда в учебку в г. Алуксне с Донецка в полном составе 25 чел., все водители-профессионалы - только, что закончившие от военкомата водительские курсы ДОСААФ (и как говорили о нас "Корову бойся спереди, -лошадь сзади, а военного водителя со всех сторон", что соответствовало действительности.) Разместили нас в 5 роту. И вот проходят первые дни службы, изучение устава, строевая и т.д. вообщем курс молодого бойца, подготовка к принятию присяги. Другие роты в это время начали уже процесс постижения науки авиамеханика СД на ИЛах и МИГах, а наша водительская команда ежедневно направляется на хозяйственные работы как на территории части, так и за ее пределы, а именно мебельный комбинат (работа не из легких для неподготовленных пацанов), мясокомбинат (колбасный цех-позавидовали бы и маститые "дедушки"). И так продолжалось в течение двух недель, а затем на очередном построении роты назвали три фамилии в т.ч. и мою "выйти из строя, вы направляетесь в распоряжение старшины 3-й роты". Собрали мы свои не хитрые вещи и повел он нас в разные взводы третьей роты, которая уже же приступила к постижению науки авиамеханика на МиГ. А через три дня моя водительская команда с 5 роты была отправлена в г.Шяуляй, где ребята проходили дальнейшую доподготовку военного водителя для ВВС, а на их месте была организована рота подготовки прапорщиков . В дальнейшем приходилось пару раз вновь бывать на мебельной фабрике и мясокомбинате.Один раз десять человек с другой роты были на работах на мясокомбинате и оттуда вместе с замком взвода(он был старший) в хлам пьяные были всем составом препроваждены прямо на губу. Работали на сельхозработах по латышским хуторам, где убирали по весне с полей камни, которые неизвестно откуда появлялись там ежегодно, такое впечатление, что они ростут из земли, а также летом помогали на хуторах в заготовке сена, осенью убирали за процент для части за трактором картофель, после чего два дня никто не мог присесть - так болели мышцы ног и еще были в холодную, дождливую погоду на уборке с поля капусты. Время проведенное на выше-перечисленных работах считалось как празник. В полку совсем другое дело на хозработы нас не использовали за исключением того, что срочная служба полка ТЭЧ и АЭ и др. военские подразделения находящиеся на территории аэродрома поочередно в выходные и во все большие праздники(как так могло совпадать, я так думаю дабы отвлечь личный состав от дурных мыслей и негативных поступков) направлялась на подмену роты охраны или на ж/ станцию для разгрузки вагонов с боеприпасами и что самое нежелательное, тяжелое и гадкое УГЛЯ. Немножко подробнее о последнем (ну очень запомнилось): Новый Год 1 января 1976г. время 15-00, старшина с бодуна строит личный состав ТЭЧ и объявляет принеприятнейшее известие "на станцию для нужд части прибыло 3 вагона угля на его разгрузку от нас необходимо выделить 8 человек - добровольцы есть?" Первыми добровольцами, как не странно и к чему бы это - оказались четыре "дедушки", остальных 4-х только в ноябре прибывших молодых механиков назначил старшина в т.ч. и меня. Аналогичная картина получилась и в составе выделненных из трех эскадрилий. Старшим прапор с 1-й АЭ. Отвезли на станцию (15-20 км. от части) нашли наши вагоны с углем дали лопаты и вперед - разгрузка в самосвалы ЗиЛ. Но дело в следующем, что из выделенного состава в количестве 20 чел. "дедушек" оказалось 9 чел., которые немедленно не взирая на уговоры прапора отправились на вокзал взять пивка, а работать осталось 11 чел. Пивка и наверное еще чего-то они взяли, употребили, а затем нашли пустой вагон-теплушку в котором и расположились на отдых. Дело близилось к вечеру, уже стемнело и начиналась мряка переходящая в дождь и даже примораживало (одежда покрывалось коркой льда - короче Польская зима). В этом вагоне- теплушке их разморило и они уснули, а вагон тем временем прицепили к составу и поезд ушел, а когда они среди ночи очнулись то вагон был в составе поезда и к счастью стоял тоже на станции но на расстоянии 60 км. от нашей. Не помню чем они добирались обратно, но прибыли в расположение части уже после того как мы всю ночь изнемогая под дождем разгрузили эти проклятые вагоны. Прапор их не заложил и все прошло гладко.
82-й: Неужто старичок пойдет уголь разгружать? В сводной роте в Ахтубинске нас, отслуживших полгода, и молодых осенников тут же отправили на разгрузку угля. Было там вагона три. Смысл разгрузки. У вагонов открываются люки бункеров в нижней части. Вроде путь открыт к победам? Фига с маслом по всему лицу! Уголь далеко не антрацит кусковой, а смерзшийся мелковатый, буроватый уголек. Никуда он не ползет под уклон. И лопата его не берет. А берет его лом и нежелание замерзнуть. После разгрузки неделю вокруг век траурные полосы въевшейся пыли и руки не отмоешь. Кстати. Давно хотел напомнить, что в умывальниках казарм была только холодная вода. Горячая вода была только в бане, да в мойке на кухне.
Хан: вызвавшиеся добровольно старички - были раньше молодым и тоже были на разгрузке угля и знали всю схему этого мероприятия т.е. они знали, чем они там займутся и кто действительно будет его разгружать, а технологический процесс разгружаемых вагонов с углем, который описал 82-й совпадает с моим случаем на все 100%. За исключением, что горячая вода в бане ТЭЧ была постоянно, а остальные участники разгрузки действительно ходили чумазыми всю неделю.
tsipeter: В учебке привлекались к работам в колхозе, я уже писал на ветке своего ВАШМ, а в полку довелось поработать в разных отраслях народного хозяйства, в том числе и Польши. В нашем авиагородке были свои подъездные ж/д пути, так что все грузы, в том числе и уголь, разгружались на територии полка, и я наверное не открою большого секрета в том, что большинство этих грузов подавались под разгрузку в выходные и праздничные дни. Правда всегда на разгрузку вагонов выделялось достаточное количество людей и всегда старшим ездил наш старшина, прапорщик Жук Николай Григорьевич. Настоящий был мужик,фронтовик. У него на разгрузке небыло деления "салага - старик", все работали с полной самоотдачей и мы не ходили после разгрузки угля, в основном польского "курного", чумазыми, он всегда организовывал нам помывку в душе при кочегарке или бане с заменом нательного белья. Приходилось мне также поработать на местном лесозаводе, по простому - пилораме. Там на протяжении двух недель мы зарабатывали для полка доску. По взаимной договоренности нас должны были кормить поляки, но уже после первого обеда мы поняли, что на таких харчах мы два дня не протянем, не то что две недели. Я ездил старшим группы, всего нас было восемь человек, рабочий день начинался в 6-00 заканчивался в 15-00. После первого рабочего дня, я рассказал старшине о качестве и количестве той пищи, которой почтовали нас поляки, он доложил по команде и уже следующим утром в 5-30 утра за нами приехала дежурная машина з сухим пайком на борту, который мы уничтожали по дороге на работу, и в 12 часов нам привозили полноценный обед в термосах и в таком количестве, что мы делились им с местными, чем вызвали у них "любовь и уважение", особенно им нравились наши сигареты "Северные".
Serega: Да, вот навеяло.. Было ведь тревожное время (да оно и сейчас не прошло для многих), когда во время службы, хоть мы в большинстве своем и представляли собой беззаботных оптимистов, а всё ж иногда по окончании курса ШМАСа тревогой ёкала душонка: "Пошлют? Не пошлют?" Командиры пугали, сержанты усердствовали в физической подготовке, дома переживали. Вспомнилось вот у своих ШМАСовских однополчан на форуме, как впервые стал свидетелем ритуальной церемонии по привезенному Оттуда летчику. Нет, в Афгане мне побывать не пришлось, но после учебки, продолжая службу в батальоне связи и РТО, или как его все называли по простому - светодивизион, весной 81-го происходили события, по разному отразившиеся на судьбах военнослужащих Чортковского гарнизона. Точную хронологию я, конечно же, не в силах теперь восстановить, но с уверенностью могу сказать, что всё это было незадолго до Пасхи, по всей видимости в начале-середине апреля. Известно, что есть такое "военная тайна", то есть тайнее ничего не бывет. Короче - никто ничего не знает и знать не хочет. Началось же всё с того, что вернувшись как-то из наряда на ставший уже родным "Чернослив", единственный для меня старослужащий (остальные бойцы были моего призыва, кроме двух радистов узбеков-осенников, отслуживших на полгода больше,но которых мы чаще всего видели поочередно спящими после дежурства на радиостанции, - какой? - даже не представляю, находящейся где-то на КДП, - да и вообще за семь месяцев службы в в/ч 26253 практически ни на одной из точек на аэродроме не удалось побывать), в общем, мой "дед", старший объекта ефрейтор Сергеев, замечательный, добродушный туляк, с которым мы буквально с первых минут знакомства подружились, похлопав меня по спине сообщил, - "Ну, чё, Серега, мы - на дембель, а вы - в Афган?" Откуда такие сведения? Вроде всё как обычно: полёты, наряды, взводный с утречка покажется, даже распоряжений никаких не отдаст, в обед с техниками прыг в кузов, а на утро может вообще не появиться. Не служба, а санаторий! Но средь солдатни сплетни распространяются - бабам не угнаться, уже через пару дней слухи стали обрастать конкретными фактами. Вторая, "маршевая" рота, первой перелетает в Мары, обеспечивает прием полка и его дальнейшее перебазирование в (какой-то?) Кандагар. Первая рота грузится в эшелон - и до границы, далее своим ходом на аэродром базирования в ДРА. Ну, блин, чё за дела? Расспросить-то кого-то надо! Обратились к взводному, у того глаза по полтиннику, - что за сказки? А "Долбёжник" (хороший ник у коммутатора! ) уже раскален от вечерних сеансов телефонных переговоров - уже и дембелям не дембель, едут вместе с нами! Приуныл мой ефрейтор, а командиры все одно ни в одно отверстие не дуют. Особый отдел засуетился, начали кое-кого беспокоить, что это за диверсия, и кто распространяет панические слухи?! Но солдата на пустой мякине не провезешь! А может через недельку взводный приезжает на битком набитом "Урале". Три дня сроку - всё доукомплектовать, блоки на станциях заменить на новые, машины проверить, исправить, подготовить. Молдаван Кептене по простоте душевной пошутил над командиром, что солдат, оказывается больше знает, в ответ три наряда на "дискотеку" (в смысле тарелки помыть на посудомойке), а еще рот откроет, узнает кто такой ст.л-т Диев, тяжелоатлет-мастер спорта, который в ярости если сгребал в кулак на груди у нерадивого гимнастерку, то она на спине по швам расползалась. В общем, на душе кошки заскреблись. Через пару дней, как и предсказывалось, вторая рота погрузилась в транспорты и улетела, как нам доложили, все в те же Мары. Следом и весь полк МиГов один за другим поднялись и улетели. Остались на аэродроме мы одни одинешеньки, бойцы первой роты светодивизиона, коротать последнюю ночку, писать тоскливые письма. Выданные сухпайки не лезли в глотку, в 7 утра командиры подразделений, дислоцированных на аэродроме, должны прибыть за нами, сформировать колонну, а в 10-00 на станции назначена погрузка в ж.д.эшелон. Ну, скажи, зачем нужен нам Это вот непростой Афган? И зачем мне искать ответ В девятнадцать неполных лет? Оказался им нужен я Добыть славу оружия. И с прицелом на мой висок Затаился свинца кусок. И кому пришло в голову Нашу честь пытать смолоду, Души мальчиков в горной мгле Распылять по чужой земле?.. Ночь практически не спали, тупо уставившись в ставший чужим телевизор "Рекорд-В304". Ближе к назначенному времени смотали матрацы с постелями, закинули в кунги станций. Сидим, в судорожной лихорадке травим всякую хрень. Протикало время "Ч". Начальство чё-то задерживается. Коммутатор тоже давно отключен. Сидим в неведении. 8-00 - на аэродроме гробовая тишина, даже редкие птицы, прорвавшиеся в некогда запретную зону, молча режут воздух. Вышли на рулежку, смотрим в сторону КДП в надежде увидеть хоть какое-то движение. Ближе к ВПП, где-то в полукилометре от нас, на рулежке стоит личный состав "Агрегата", прожектористы семафорят нам всеми конечностями, пытаются что-то докричаться. Откуда-то выполз заспанный часовой, отголосок никому не нужной теперь роты охраны. 9-00, 10-00 - нас бросили! (как в 41-м?) Часов в 11 проявился далекий гул передвигающегося по осиротевшему аэродрому автомобиля, вскоре от КДП на нашу рулежку выкатывается до боли знакомый 157-й, бессменная дежурная машина, развозящая по точкам жратву. Доехав до нас, из кабины вываливается, других слов нет, именно в ЖЖЖ.... пьяный наш взводный Диев, а с кузова хрюкает чуть трезвее пищевоз - пацаны! вы крайние, вам только по куску сахара осталось. Ну, что там пАйки, если не можем отбиться от богатырских поцелуев Диева. "Мужики!!! Никуда не едем! Всем отдыхать! Завтра - Пасха!" Всё. Афган не состоялся. Ну, а дальше что? Снарядили в близлежащую деревню Черкашино Кептене. Как самый опытный и закаленный с гражданки алкаш тот вскоре припер две трехлитровые банки самогона. Это было что-то! То ли его извлекли из запасников Степы Бендеры, которым травили послевоенных коммунистов, то ли последователи лесных братьев приготовили спецсредство для дезинфекции полей после пребывания в округе советских воинов. Короче, этим самогоном можно было только пытать афганских моджахедов, но никак не пить простым солдатам ВВС, особенно тем, кто до этого кроме молока матери ничего в жизни не пил. Да еще 6 литров на 8 пацанов. Кто-то робко предложил разбавлять самогон одеколоном...Глупые мы были! - "Ландыш", группа "В"-вредный! В общем, как до этого совершенно не пьющий, наверное, на третьем стакане я сломался. И многое пропустил! Не видел я, как к нам весь вечер с визитами приходили прожектористы и бойцыс ближнего привода, как Кептене еще раз ходил в Черкашино, потому что военные ребята - это еще и обыкновенные в большинстве своем простые русские мужики, и которым, как всегда, "не хватило", а Кептене потом еще раз пошел в деревню, хотя его уже никто не просил, и получил там в глаз. Как до упора напоили часового, среднеазиатской национальности, и он свалившись между кроватями проспал не только остаток своей смены, но и очередную, потому что приехавшая смена из гарнизона два часа не могла его найти, а когда нашла, то хватило и следующему часовому и разводящему, и, похоже, весь оставшийся гарнизон стоял в эту ночь на ушах. На утро Великий христианский праздник, некоторым из нас показался нстоящей голгофой. А запах одеколона "Ландыш" я не мог переносить до конца службы. В понедельник с утра мы уже принимали полк обратно в свои пенаты, а с обеда вернулась и наша вторая рота, которая ни до каких Мар не долетела, а трое суток торчала на аэродроме в Луцке. Позитивные эмоции заглушили все тревожные чувства, вскоре мы уж ни о чем не вспоминали и не допытывались подробностей, что эта акция была спланированными учениями, что в результате запущенной дезинформации и полуправды вроде бы была выявлена агентурная сеть, была серьезно проверена боеготовность полка и частей обеспечения, а еще больше морально-политеческая готовность личного состава, которая дала серьезную трещину. Многие семьи попросту развалились, поуходили жены, кто-то, предпочитая семейное благополучие, закончил со службой, расстался с партийным билетом, в лучшем случае получил взыскание. По крайней мере, ходили такие байки. А солдаты ведь не всегда врут. Вот такой был Афганский излом в Прикарпатском взгорье.
82-й: Спасибо, Serega! Картинку, звук и ощущения ты передал очень качественно. Для сравнения. 1974 год. Еще все молоды, здоровы и живы. Страна на подъеме. Противостояние мировому империализму осуществляется на дальних от Родины рубежах по всему миру. Советские Армия и Флот крепнут и развиваются. Трудящиеся трудятся, военные совершенствуют мастерство на учениях. На Полигоне десятки разных спецработ с утра до вечера. Живем и работаем на точке. Проблем никаких. Живи - радуйся. Ни фига! В головах бродят мысли - блин вот бы сейчас куда-нибудь на войну. (В это время тлели постоянные конфликты на Ближнем Востоке). И время службы быстрее пролетит... Пацаны... 19 лет... Комсомол... Интернационал... Война только на экране в кино или по телевизору...
МИГ: Присоединяюсь.Молодец,Serega! Помните "Карнавальную ночь" и слова одного из актёров эпизода, обращенных к одному из главных героев (арт.Белову) - "ТАЛАНТ!" Спасибо. МИГ.
Serega: Ну, Вы меня прям растрогали... Благодарю всех соратников за оценку моих басен! Я и сам, пока писАл, разволновался до капель. Бывает вдохновение...
82-й: Уходит эпоха. Был. Видел. Рассказал. Мелочей нет. Это ведь не побАсенки. Сколько желающих забыть и отречься. Что хуже - сколько желающих переписать историю.
Ion Popa: 82-й пишет: Кстати. Давно хотел напомнить, что в умывальниках казарм была только холодная вода. Горячая вода была только в бане, да в мойке на кухне. Всё так... Но, были у нас и другие источники горячей воды. Около волейбольной площадки находился летний душ и в солнечные летние дни вода в нём была пусть и не горячей, но и холодной её назвать никак нельзя. Купаться можно было смело. Я однажды часов около двенадцати ночи шёл из аппаратной в казарму и зашёл в душ, освежиться перед сном. И так пристрастился к ночным купаниям, что продолжал их до осени, когда водичка в душе была уже бодрящая и даже очень. Что меня удивляло, так это то, что кроме меня душем, практически, никто не пользовался. Зимой же источником горячей воды были батареи водяного отопления. У нас напротив аппаратной было обширное помещение, представлявшее из себя туалет на три посадочных места и кладовую для расходных материалов, как то: электрохимическая бумага и рулонная бумага для телеграфных аппаратов. И вот там-то, в туалето-кладовке, к батарее был прикручен водопроводный кран. И из него лилась горячая вода. Была она, правда, с добавлением каустика, но для стирки обмундирования это было самое то. Были у нас пару раз форс-мажорные обстоятельства, когда мы устраивали там баню. И хотя вода была мутная и какая-то "скользкая", но всё же это было лучше, чем ничего.
Serega: Ion Popa пишет: для стирки обмундирования это было самое то Мы, в бытность службы на аэродромной точке, прачечную устраивали во время вылета разведчика погоды. У нас требовалось в это время переходить на автономное питание, запускали агрегаты, марку я и тогда не стремился запомнить (ну, окромя занудного УД-2, который во время учений, куда мы выезжали на Р-830-й, всю башку пробил), но агрегаты были конкретные, двигатели от трактора ДТ-75, таких я больше за время службы не встречал. Электромеханик Коля Самсонов на гражданке успел приобрести хорошие навыки, работая трактористом в колхозе. Движки содержал в идеале. Агрегаты были установлены в агрегатной, специальном помещении, оборудованном на месте усилителей запуска(?),-зарытые в склоне капонира сбоку от ангара. Кстати, таким же образом было устроено рядом инаше спальное, оно же бытовое помещение. Все жили-служили в нормальных человеческих строениях, когда не исполняли непосредственных задач по службе, естественно, а мы вот единственные такие на аэродроме, как кроты. ЗПДРЦ! Ну, иль просто "Чернослив". Так вот про стирку обмундирования. Промозглой прикарпатской осенью и почти такой же зимой высушить постиранное было большой проблемой. В жилом помещении для обогрева был только один масляный радиатор, на котором особо не разбежишься. Да и неприятно было в достаточно тесном помещении терпеть какое-то время испарения. Выяснив накануне предстоящий план полетов, к моменту разведки погоды на двухконфорочной плитке в ведрах подогревалась вода (объект сзади граничил с большим рвом, наполненным водой, летом в нем бойцы втихаря купались, потому как было строжайше запрещено, почти каждый год на аэродроме какой-нибудь "Ихтиандр" тонул в одном из многочисленных рвов). Потом быстренько стирались в ангаре с применением щетки для натирки паркета, а перед радиаторами запущенных дизелей натягивали на вбитых в стены крюках веревку, на которую и развешивали постиранное. Поток горячего воздуха управлялся быстро, пятнадцать-двадцать минут - и можно было гладиться, ну или просто так одевать. Главное, чтоб в это время на объект не заявился взводный, если мероприятие по времени совпадало с окончанием в расположении части развода, после чего техничка доставляла на точки командиров и необходимый л/с на полетную смену. Мы предусмотрительно звонили в часть и узнавали, кто выехал. Если командир радиовзвода Диев загружался в машину, стирку приходилось откладывать на вторую смену полетов, на которую взводный почти никогда не оставался. Такая осторожность была не лишней, потому что на время сушки постиранные бойцы оставались в одних кальсонах, ну правда, еще и в сапогах. А проколы все равно периодически случались, если взводный по какой-то причине задерживался в части, а потом вдруг приезжал с попутной полковой машиной. Мужик он был еще совсем молодой, хоть и попал на считавшуюся довольно неперспективной должность командира радиовзвода, хохмы любил. То бетон заставит мыть в ангаре этой щеткой для стирки (те же аэродромные бетонные ячеистые плиты, что на рулежке и ВПП), то застигнутых врасплох заставит бегать вокруг капонира в одних кальсонах, а молдавана Кептене однажды отправил с запиской к телефонисткам на КДП, правда в шинели.
82-й: Непонятно почему так было. В памяти только зацепы. Как было в ШМАСе не помню. Теоретически - выдача подменки по заявке, стирка-сушка-глажка по разрешению. Иначе как 150 рыл в роте одновременно постираются-посушаться-погладятся? Однако, ощущение сохнущего на теле х/б сохранилось... Значит? Значит кого .... чужое горе? За грязное х/б - наряд на осмотре. Крутись как хочешь. На "точке" летом в воскресение постираешься, на "колючку" ограды х/б повесишь, через полчаса можно гладиться. Зимой - сушка у "козла". Офицеров нет. Никому до тебя дела нет. Когда жили в казарме, то стирались в ПХД. Брали у каптерщика подменку. Шиком была гимнастерка старого образца, со стоячим воротником... Сушились в большой сушилке у себя в роте, на 2-м этаже. Гладились в быткомнате. Когда "стариками" были - тем более без проблем. Каптерщик с нашего призыва был. Да и вообще...
Серый: 82-й пишет: В памяти только зацепы. Как было в ШМАСе не помню. Теоретически - выдача подменки по заявке, стирка-сушка-глажка по разрешению. Иначе как 150 рыл в роте одновременно постираются-посушаться-погладятся? В ШМАСе стирка проводилась в умывальнике, по выходным, причём только один взвод.С утра выдавали подменку, и вперёд, в памяти чётко "засела" картинка:лето, воскресенье, все окрестные деревья, турник, курилка завешаны постираными х/б, порой неуспевало высыхать,тогда влажное х/б пытались гладить до полного высыхания, но времени порой не хватало, ведь тридцать с лишним пацанов во взводе, короче всё равно на утро влажное одевали.Ещё стирали в кухонном наряде на мойке, там кайфово, горячая вода,какой-то порошок для мытья посуды,от которого пуговицы облазили и имели серый цвет, некоторые самые ушлые успевали постирать х/б в бане пока мылись. В полку всё было проще,зимой в банный день (суббота) берёшь х/б, техничку и в бане хоть 3 часа горячей водой и хозяйственным мылом стирай , потом в казарме в сушилке за ночь всё высыхало, а летом в ТЭЧ наливаешь из 200 литровой бочки бензин Б-70 в поддон(который на колёсиках, для слива тех.жидкостей) час всё это дело отмокает, несколько раз, для приличия отожмешь, потом в лаборатории водой в раковине прополоскал и на забор, если не высохло, то опять же в казарму, в сушилку, а техничку даже не полоскали, она от бензина часа за полтора высыхала, и в принципе особо и не пахла(а может просто тогда нюх уже особо на эти запахи не реагировал,ведь целый день то пушку в керосине отмываешь или замки на БД бензином промываешь).
полная версия страницы