Форум » Воспоминания о ШМАС и дальнейшей службе в авиации » Армейское народное творчество » Ответить
Армейское народное творчество
Admin: Здесь вспоминаем и обсуждаем дембельские альбомы и прикиды, часовые браслеты, выжигание на ремнях, цветы из оргстекла, наборные ручки к ножам, самолётные железки под значки и прочеее народно-военное творчество...
Ответов - 94, стр:
1 2 3 4 All
Slava P.: Ну что начнём. Вот мой дембельский альбом.
Ion Popa: Ну,вот для начала...
Ion Popa: а вот ещё...
Slava P.: Нашёл свой комсомольский значок. И значки "дорабатывали". Немного белой краски и уже по другому смотрятся. Ну, а это конечно хранится на видном месте! И как положено "краб" с якорем.
Slava P.: А такие поделки делали и для себя и для офицеров. И с часами, и с барометром в середине. Любых размеров. А сколько сделали и не сосчитать теперь. Делали из красного дерева. А за ним ездили на ст. Океанскую, где возле ШМАССа был Фанерный завод.
Admin: Slava P. пишет: А такие поделки делали и для себя и для офицеров. И с часами, и с барометром в середине. Любых размеров. А сколько сделали и не сосчитать теперь. Делали из красного дерева. А за ним ездили на ст. Океанскую, где возле ШМАССа был Фанерный завод. Просто шедевр! И сколько времени уходило на изготовление одного экземпляра?
Slava P.: Admin пишет: И сколько времени уходило на изготовление одного экземпляра? Да по разному. Первый штурвал нам принесли с какого-то корабля ( уже и не помню название). Он был изготовлен из дерева типа берёзы, а заклёпки из шляпок гвоздей. Взяли за основу его. Я тогда служил в мастерской по ремонту аппаратуры спецсвязи и у нас был токарный станок. По началу пробовали точить заготовки из бука, но он "лохматился". Красное дерево жесткое, самое то, вот из него и точили на токарном станке резцами по металлу. Здесь же делали разные "заклёпки" из латуни или бронзы. А остальное ручками. Как у меня, например - Роза Ветров и цифры. Затем лаком покрывали. На простенький штурвал, не торопясь, дня три уходило. При условии, что выполняли и работы по службе. И каждый следующий штурвал совершенствовали и получался лучше. Мастерство росло. Делали один раз заказ на юбилей Начальнику 8-го Управления Главного Штаба ВМФ. Раза три переделывали. Получился якорь высотой около 50 см. , в центре штурвал ( это из красного дерева), в середине его часы. И всё это на цепочках повешено к бронзовой табличке. Проблема после изготовления была: какую надпись сделать. В общем написали - "От моряков Тихоокеанского Флота". Жалко у меня фото нет, хотя офицеры фотографировали. Вот так процесс изготовления проходил А это мы. В свободное от работы и службы время. Конечно же ночью.
Юрий: В мою бытность мы увлекались изготовлением зажигалок -пистолетиков. Я уже на форуме писал,что у нас в 1967 при посадке в тумане не долетел до полосы и упал в болото АН-12 (летчик- командир дивизии т.е. мой командир), поэтому у нас в отряде управления был целый сарай забит деталями от самолета(инженер постарался). Вот в районе двигателей на плоскостях приклепывались листы жаропрочной спецстали из которой и изготавливали зажигалки. В качестве зажигалки использовали покупную за 3 рубля. Зажигалку вставляли в изготовленный из спецстали корпус, курком пистолетика служила гашетка зажигалки, а огонь выходил наверх в отверстие. Зажигалка бензиновая легко вынималась для дозаправки. К сожалению, за давностью лет не сохранилась. Это было ровно 40 лет назад в 1968 г.
82-й: У нас повальным увлечением было изготовление самолётов на подставках. Всё делалось из плексигласа. Плекс добывался выламыванием из переплётов блистеров кабин самолётов, которые привозили в качестве мишеней на полигон. Много плекса было на Як-28. На самодельном устройстве раскалённой нихромовой нитью из плекса вырезались грубые, процарапанные гвоздём, контуры фюзеляжа, плоскостей, киля, хвостового оперения. Потом напильником и надфилями доводили заготовки до нужных пропорций (на глаз). Затем детали вручную обрабатывали шкуркой вплоть до "нулевки". Дальше шла окончательная полировка. Это, либо в части на станке помогали знакомые из автороты, либо руками на шинельном сукне. Потом подкрашивали отдельные элементы (дюзы) ципоном и склеивали. В абсолютном большинстве изготовляли самолёты Миг-25, Су-15, Су-17, МиГ-21. Размер модели - с ладонь в длину (и меньше), остальное в пропорции. На втором месте по популярности - работа по металлу и эбониту. Латунь пряг, нержавейка с самолётов, техническое серебро с электроконтактов. Из металла делались значки, заколки для галстука, кольца и перстни. Из эбонита делались мундштуки и перстни. На третьем месте - работа с пластмассами, вообще. Иной раз умельцы похищали зубные щётки у всего личного состава ради цветной пластмассы. Из неё делались цветные браслеты, и авторучки. На четвёртом месте по популярности - художественная графика. Берётся лист тонкой фанеры, краской рисуется самолёт в синем небе с белыми облаками. Потом всё это покрывается несколькими слоями бесцветного лака. На пятом месте - плетение всяких браслетов из низковольтной проволоки в цветной изоляции. Это было ровно 34 года назад, в 1974 году. Ничего не сохранилось. Заколку для галстука второй день ищу, блин... И этого не будет со мной больше никогда?
82-й: Отдельная песня - это усовершенствование солдатской формы одежды. Началась эта песня в ШМАС. Все помнят курсантскую шинель? Нечто длинное и необъятное, которое хочется привести в соответствие с твоим личным представлением о бравом служаке. Абсолютно забывая, что шинель в поле и окопе такой и должна быть. Отстегнул хлястик с одной пуговицы, завернулся в шинель как в одеяло или попону и завалился спать. Но нет - шинель надо подрезать и запАх на спине зашить нитками. В ШМАС за это жестоко карали нарядами. Подрезка шинели допускалась, но до середины сапог, не выше. Нитки на спине не допускались. Одной из первых мыслей в ШМАС была вставка в погоны. Чего только в погоны не запихивали, пытаясь превратиться в широкоплечих мОлодцев? За это тоже наказывали отцы - закомвзводы и, особенно, старшина роты. Кстати, за стальные подковки на каблуках и носках сапог, с ослабленными шурупами для пущего звона и бряцания, в ШМАС наказывали. По отбытии из ШМАС публика дорывалась до запретного плода. И по прибытии в часть, низ шинели был уже значительно выше голенищ сапог. А в погоны ухитрялись засовывать вставки из листового алюминия. И конечно подковки на сапогах гремели значительно звонче гусарских шпор. Дожив до дембеля (который на самом-то деле называется увольнением в запас) каждый из нас переживал ту, или иную метаморфозу в облике.
82-й: Для следования из части к родному дому солдату выдавалась парадная форма одежды - парадка. Что с ней происходило перед убытием домой? Вспоминаю только то, что запомнилось из творений тогдашних наших казарменных кутюрье. Ботинки. К подошвам ботинок приклеивалось несколько слоёв листовой резины. Каблуки тоже надставлялись. После чего на наждачном кругу обтачивались кромки надставленных подошв, а каблук обтачивался со скосом, на манер ковбойских сапог. На каблук навинчивалась стальная набойка со звоном. Ботинки начищались до жаркого чёрного блеска. Брюки. Ушивались под фасон клёш. Размер клешей соотносился со здравым смыслом. Здравый смысл говорил о том, что по пути домой ты наверняка встретишься с комендантским патрулём. Многие не слышали голоса здравого смысла. Потом брюки отглаживались до такого вида, какой имеет лист жести. То есть - уже гнётся, но ещё не ломается. Снизу и сзади штанины подшивались половинками латунных застёжек "молния", так, чтобы края зубчиков выступали чуть ниже ткани. Рубашка. Рубашка предварительно покупалась через сочувствующих офицеров, и была тоже офицерского фасона. Высший класс - приобретение рубашки генеральского фасона. К рубашке изготовлялись из подручных материалов погоны со вставками, с буквами СА и кралатыми пропеллерами. Галстук. Покупной, офицерского фасона. К нему полагалась, как минимум, самодельная заколка. Не возбранялась, дополнительно, эмблема ВВС. Китель. Ушивался в талию. К нему любовно пришивались: обязательно новые погоны со вставками и латунными буквами; обязательно новые петлицы с техническими эмблемами ВВС (крылышки со звёздочкой); обязательно новая нарукавная нашивка с эмблемой ВВС; хорошие новые пуговицы. Китель отглаживался до жести. К кителю прикреплялись все заслуженные и незаслуженные значки с самодельной гарнитурой. Фуражка. Внутренний ободок-пружина из сталистой полоски выгибалась для поднятия тульи максимально выше. Прикреплялась обязательно новая кокарда. Особенно продвинутые кутюрье меняли солдатские чёрные блестящие ремешки на офицерскую золотую тесьму. Естественно, вся эта красота существовала до первой встречи с "добродушным" комендантским патрулём. Особенно если патруль был укомплектован лучшими представителями другого рода Вооружённых Сил. Вышеприведенное описание формы одежды относится к весенним дембелям.
Admin: В нашем авиагарнизоне в середине 70-х были популярны белые парадные ремни, аксельбанты (где они их доставали ума не приложу!) и белые подшивки (кант по бортам кителя, шевронам и погонам), вроде тех, что изображены на приложенном фото...
Admin: А это уже новодел...
82-й: Так в наше время выглядел дембель, который без проблем доехал до дома. Хотя нас несколько раз проверяли патрули. Лично мне патруль сделал замечание в Волгоградском аэропорту, за то что я по жаре расстегнул китель. А, в общем, мы все благополучно добрались до своих домов (ехали мы в одном направлении группой из 6 - 7 человек). Снимок сделан незадолго до дембеля в коридоре нашей казармы.
Admin: Я тоже не очень старался нарядиться при увольнении (исходное фото ч/б, а раскрашено с помощью компа), дембельский альбом не делал... Патруль на Павелецком вокзале заставил меня только снять знак за парашютные прыжки (с цифрой 3), на который у меня не было документа, поскольку выпросил его на ДМБ у наших ПДСников авиаполка. Так его и довез до дома в кармане, а по прибытию все значки вместе с шинелью отправил посылкой в часть, потому что пообещал их оставшимся дожидаться своего ДМБ. Сейчас жалею, что ничего не оставил себе...
Admin: Кстати, насчет значков...82-й! На вашей последней фотографии дембеля они размещены по линии верхней пуговицы, а на моей - ниже на 5 см угла лацкана кителя. В связи с этим вспомнил один случай... Лето 1976 года. Возвращаюсь в часть из командировки в штаб Московского округа ПВО, на том же Павелецком вокзале меня останавливает комендантский патруль, следует проверка документов, документов на значки, которые были у меня нацеплены точно так, как у вас на фото. Затем капитан без каких-либо объяснений предлагает мне проследовать за ним... Ну, думаю, влип! Приводят они меня в какую-то комнату на вокзале, где сидит злой майор, который кинув на меня беглый взгляд, спросил капитана: "Опять пьяный?". Капитан в ответ только молча покачал головой, выражая отрицание, и стал рыться в шкафу... Стою в углу комнаты весь в напряжении, жду чем все это кончится. Слышу радостный возглас капитана, который извлек из шкафа какой-то плакат и развернув его удовлетворительно крякнул... -Ну вот что, боец! Отдашь это плакат своему начштаба ... и скажешь, что так значки сейчас не носят... Здесь ... - глядя в плакат, - все нарисовано. Да и передай ему ..., чтобы чаще читал приказы МО СССР, особенно новые! А сейчас ... значки снять! И ... круг...ом, ша-а-гом марш в часть! Вышел из вокзала я мокрый как курица, осмелел только в электричке...За то по приезду в часть с превеликим удовольствием передал плакат начштабу и, что особенно приятно, точно соблюдая интонацию капитана и все его междометия, выпалил все его пожелания прямо в лицо начштабу, который просто обалдел от такой наглости, но ничего не сказал. И с тех пор в его лице я получил "зоркий, верный глаз", который не давал мне расслабится ни на миг до конца моей службы!
82-й: Расположение погон, букв, петлиц, эмблем, нашивок и значков нам ещё в ШМАС в голову задолбили. Замкомвзвода с линейкой проверял все положенные размеры. В Волочке вообще всё было строго и серьёзно.
Admin: 82-й пишет: Так в наше время выглядел дембель, который без проблем доехал до дома. Хотя нас несколько раз проверяли патрули. Лично мне патруль сделал замечание в Волгоградском аэропорту, за то что я по жаре расстегнул китель. А, в общем, мы все благополучно добрались до своих домов (ехали мы в одном направлении группой из 6 - 7 человек). Снимок сделан незадолго до дембеля в коридоре нашей казармы. А что это за знак у дембеля на лацкане кителя? Случайно не этот?
82-й: Похоже, что так. Но это ему наверняка прислали из дома. Мы к ПВО отношения не имели . Помню ещё, забавно... Тогда только появились в форме у милиционеров металлические алюминиевые лычки (толстые такие, на "усах"). Так у нас в части был один осенник-сержант с РЛС, который выписал их из дома и на дембель прикрепил к погонам.
82-й: Заколка на галстук.
Юрий: На этом снимке я перед дембелем, но есть одна деталь в форме которая не соответствует уставу. Осенью 1968 комендант Витебского гарнизона во время инструктажа патрулей на моем примере ответил на вопрос: "Кто имеет право носить белые полоски в петлицах?", он вывел меня из строя оторвал с петлиц полоски и сказал,что их имеют право носить только сержанты ,а ефрейторам этого права не дано и дал мне 10 мин. чтоб привести себя в порядок.
82-й: Возврашаясь к облику курсанта ШМАС и, в частности, к шинелям. На приведенной ниже фотографии курсанты из ШМАС под Ленинградом. Какой ШМАС, я уже забыл, хотя мой сослуживец (крайний слева) мне говорил об этом. Помню, но неуверенно, что лично он обучался вертолётному оборудованию. Обратите внимание на длину шинелей. В ШМАС курсанты более короткие шинели курсанты не носили. курсанты
Admin: 82-й пишет: Возвращаясь к облику курсанта ШМАС А что если нам создать отдельную ветку про форму младших авиаспециалистов всех времен? На форуме уже достаточно фотографий разных лет... 82-й! Возьмешься?
Ion Popa: У нас популярны были заколки для галстука,железяки под комсомольский значок,в меньшей степени - браслеты.В обязательном порядке выжигали паяльником на ремнях с внутренней,понятно, стороны.Из картинок - эмблему ВВС,флаг ВВС...Надписи тоже стандартные:ВВС,метео,Смоленск,Могилёв,ШМАС,годы службы.Дембельские альбомы делали в разных стилях - простой,с наваротами,юморной.Вот пример альбома,выполненного в стиле "пародия". Но,конечно,нашим фирменным изделием,которое делали только на метео были цветы из оргстекла.На подставке в форме неправильного многоугольника три красных тюльпана на витых ножках,в обрамлении трёх зелёных листков.Для подставки использовали толстый плекс из остекления кабин Ту-16,для цветов и листьев - тонкое оргстекло,для стеблей - потолще.Из инструметов:дуга из алюминевой трубки со стальным многожильным тросиком вместо ножовочного полотна,плоскогубцы,чтобы делать витые стебли,малооборотный электродвигатель от Т-51 с циркулярной пилой,абразивным кругом и войлочным кругом с пастой ГОИ,набор напильников и надфилей.Для покраски использовали цапон лак,который делали из красных,для цветов,и зелёных,для листков,стержней шариковых ручек и мебельного лака.Ещё использовали вырезанные из картона шаблоны для листков и вставляющихся друг в друга трелистников.Ну и электроплитка.Самым трудоёмким процессом была шлифовка подставок.При наличии готвых подставок и цапон лака,смена из шести метеоспециалистов,будучи на боевом дежурстве,за ночь успевала сделать 4-6 комплектов цветов.Продавались они,что называется,на раз.Солдатам за 10 рублей,прапорщикам и офицерам за 25.Единственное,что сдерживало этот бизнес,причём сдерживало серьёзно,это проблемы с тонким оргстеклом.Достать его было очень сложно.Однажды пришлось даже провести операцию по похищению оргстекла,причём с риском для жизни.Без шуток.На территории штаба был большой стенд с плакатами о достижениях советского народа.Плакаты прикрывались листами ,нужной нам толщины.Решили ночью их снять.Сложность была в том,что территория охранялась часовыми,а это,сами понимаете,черевато.Но сняли,без потерь в личном составе.Правда шуму потом было много,но... не пойман,не вор...
82-й: Залез на антресоль и нашёл изделие кустарного военно-народного творчества. Произведение выполнено в жизнеутверждающей цветовой гамме и отнесено специалистами к модному в этом сезоне стилю "наивной" живописи. Краткое описание картины: Бездонное синее небо с редкими белыми облаками и белыми же инверсионными следами. Понятное дело в небе, виден высотный перехватчик МиГ-25 в состоянии форсажа. Государственную принадлежность самолёта можно определить только по понятию того факта, что больше такого самолёта ни у кого в мире, кроме как у Наших, не было. Картина выполнена на куске однослойной фанеры размерами 115 х 190 (мм) гуашью, покрытой тремя слоями авиационного лака. Ориентировочная дата изготовления 1974 - 1975 годы. Автор картины предпочитает остаться неизвестным.
82-й: На той же антресоли в пыли искал армейскую пепельницу, пока не вспомнил, что лет двадцать назад подарил её приятелю. Про изготовление пепельниц из половинок шариковых бомб я уже вспоминал-рассказывал. Говорил и о том, почему не стал тащить её с собой на дембель. А ту, что подарил приятелю, я домой привёз. Сделал я её очень просто. У полигонщиков выпросил латунную гильзу от 30-мм авиапушки. Сантиметрах в пяти от донышка наискось разрезал гильзу ножовочным полотном по металлу. Напильником скруглил края среза, отполировал снаружи вручную и покрыл прозрачным лаком. Проще чем этот, милитаристского сувенира не бывает.
Ion Popa: Не знаю,подходит-ли под категорию армейского творчества дембельский блокнот.У многих в моё время такие были.Туда записывались адреса сослуживцев,дембельские песни и стихи.У меня такого блокнота небыло.А жаль.В памяти,правда,кое-что осталось...Как пример,песня на мотив "Берёзового сока". Как мне надоела команда: "Подъём!" И крик старшины,и приказы комбата Мы грустную песню сегодня поём о жизни солдата О жизни солдата... Военную тайну храня обо всём Я помню,как жил и мечтал о субботе, Ну вот и суббота...Мы службу несём в наряде по роте В наряде по роте... Открой Могилёв мне пивные свои И дверь ресторана открой ненароком И как на гражданке меня напои,но только не соком Но только не соком
клоп: Ion Popa - респект! Вы, милейший, демонстрируете неожиданно, приличный вкус! Обещаю, что ближайший месяц Вы не будете чесаться от клоповых укусов...
Ion Popa: 82-й пишет: К рубашке изготовлялись из подручных материалов погоны со вставками, с буквами СА и кралатыми пропеллерами. Галстук. Покупной, офицерского фасона. К нему полагалась, как минимум, самодельная заколка. Не возбранялась, дополнительно, эмблема ВВС. На снимке шифровальщик с КП Олег Меркурьев.1978 год
Юрий: Из авиационного прошлого у меня на полке давно стоит прекрасно сделанная руками нашего каптерщика модель самолета МИГ 21. Я родом из города химии и у нас был крупнейший комбинат по производству оргстекла. Вот родители мне в армию и присылали в посылках обрезки цветного оргстекла,которые шли на отделку модели,а прозрачного в авиации и так полно было. В конце службы мне и подарили один экземпляр.
полная версия страницы