Форум » Воспоминания о ШМАС и дальнейшей службе в авиации » Дальнейшая служба в авиаполках » Ответить

Дальнейшая служба в авиаполках

Admin: А здесь мы будем рассказывать о своей дальнейшей службе после ШМАС... Если вам нечего рассказать о службе в армии, значит вы прожили эти годы ЗРЯ! Бывший командир «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?» Козьма Прутков Задумайтесь, господа авиаспециалисты, над смыслом сказанного классиком и попытайтесь ответить на три вопроса: «Кто - я? Зачем живу? И что останется после меня?» Позволю себе процитировать обращение к посетителям с «Сайта тружеников авиационного тыла стран СНГ!» Воспоминания о воинской службе возвращают нас в дни нашей молодости, не дают нам стареть. Общаясь на сайте, мы с искренней любовью вспомним своих первых воспитателей – командиров взводов, рот, батальонов, начальников, гражданских тружеников тыла, давших нам знания, и воспитавших в нас любовь к Отечеству, Вооруженным силам, авиации. В стенах казарм, кубриках в нас были привиты чувства патриотизма, войскового товарищества, ответственности за судьбы людей, порученное дело, за нашу страну. Это помогло многим из нас на нашем жизненном пути. Общаясь на нашем сайте мы вспомним и свою службу, свои «мучительные» первые дни в ШМАС и в авиачастях. Продолжение темы: Дальнейшая служба в полках (продолжение)

Ответов - 204, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Admin: Первый полет. Мечты сбываются и не сбываются... С детства я мечтал стать кадровым военным, офицером. Мальчишками мы по нескольку раз бегали на очередной показ шедшего тогда в прокате фильма "Последний дюйм", где мальчик вместе с отцом улетают к безлюдному побережью на съемки любительского фильма о жизни акул, и как он, 10-12-летний мальчишка, в одиночку затаскивает в самолет отца, искусанного акулами, и практически самостоятельно взлетает и ведет самолет к аэродрому... Тогда половина пацанов из СССР грезила стать летчиками, другая половина - моряками. То ли время было такое и народ еще не был так испорчен, но в начале 60-х годов прошлого столетия не было такого как сейчас поголовного "косилова" от армии. Служба в армии была действительно почетной обязанностью, священным долгом каждого молодого человека. На обладателей "белого" билета смотрели кто свысока - презрительно, как на ущербных, кто снисходительно - как на больных... В военную авиационную школу механиков (ВАШМ) я попал по осознанному выбору, подумал, что военнослужащему поступить легче, чем с гражданки. По окончанию техникума я принял твердое решение стать военным летчиком, в крайнем случае, борт-инженером. Но военная комиссия забраковала меня и в летное училище, и в военно-инженерную академию им. Жуковского по причине слабого вестибулярного аппарата. Как мне потом втолковали на срочной, военные авиационные инженеры тоже летают! Попытка поступить в другую академию тоже была неудачной: в первый раз, как мне объяснили, я не сдал математику, но ошибки в моей письменной работе так и не показали! Кратко и ясно объяснили - никакой апелляции, тут тебе не гражданский вуз! Во второй раз (уже на следующий год, после первого курса МИСиС) - мне отказали по зрению (левый глаз коррекция -0.5!), мне - лыжнику и биатлонисту с 1-м мужским разрядом! И хоть была у меня "бронь", мог спокойно закончить институт, но возвращаться в МИСиС не захотел и на предложение военкома (Москва-ВАШМ или Горький-Спортрота СКА), выбрал ВАШМ - все ближе к авиации! ...Первыми самолетами, которые я увидел в нашем ОТАП, что базировался под городом Ступино Московской области, были Ли-2, и застал их по прибытию в часть в количестве аж трех штук! В период прохождения службы, т.е. за полтора года, один был разрезан в нашей ТЭЧ, пошел на запчасти; второй, кажется, отдали в музей, возможно в Монино; третий - торжественно водрузили на постамент перед штабом части.Тогда это казалось неизбежным: новые модели самолетов пришли на замену "старикам", на которых летали еще в период Великой отечественной, и нет уже им места на современном военном аэродроме... Никогда не забуду свой первый полет на ЛИ-2! До армии я, простой паренек из рабочего поселка во Владимирской области, выпускник металлургического техникума, получивший самую земную профессию, ни разу не видел так близко самолет такого типа и даже не летал на каких-либо других просто пассажиром. И хоть в ВАШМе я изучал совершенно другую авиатехнику - современные истребители, на которых мне уже не летать никогда, я, - рядовой срочной службы, специалист по АО (Авиационное Оборудование: анероидно-мембранные приборы, пилотажное и навигационное оборудование и т.д.) из ТЭЧ, после рассказа о своей мечте с огромной радостью согласился на предложение старого летчика, командира ЛИ-2, "полетать" над аэродромом во время дневных полетов. Тогда мы еще не знали, что уже через несколько месяцев, эти "старики-самолеты" вместе с их экипажами уже не будут больше кружить над аэродромом...А жаль! Тут же еще несколько младших авиаспецов напросились...Поднялись на борт. Сели в белые, зачехленные кресла, я напрягся... Взлетели...и ничего страшного: меня не тошнит, да и вообще - очень комфортно себя чувствую! Преодолев страх высоты, посмотрел в иллюминатор, картинка - прелесть, голова не кружится, восторг неописуемый! Пока мои коллеги-авиамеханики любовались видами на окрестности излучины реки Оки, я осторожно прокрался к кабине пилотов, и, с любопытством, присущим осмелевшему щенку, заглянул внутрь - место второго пилота свободно!? Командир оглянулся, улыбнулся и спросил: "Как ты, сынок?". - Замечательно! - отвечаю не столько голосом, сколько жестом. - Садись! - показывает он мне на место второго пилота. От радости мое сердце чуть не выпрыгнуло. После очередного почти горизонтального разворота легли на обратный курс к аэродрому... - Бери штурвал! - следует его команда... - Смотри на приборы! Высота - такая-то, курс - такой-то, скорость - такая! Держи, сынок!... ...Для меня эти три, может, пять минут самостоятельного управления самолетом показались вечностью и остались самыми сильными ощущениями на всю оставшуюся жизнь. Руки, ноги от напряжения онемели, глаза слезились, стрелки приборов начали расплываться, но восторг был непередаваемым (поросячим!)! Эти ощущения и восторг даже сейчас, спустя 33 года, настолько превалируют в воспоминаниях, что даже вытеснили из моей памяти фамилию командира экипажа ЛИ-2 (весельчака и добряка, может это был сам комэск?) Потом еще были дневные и ночные полеты и на АНах, и на МИ-8 (тоже круто!), но только в качестве пассажира, как шутили военные летчики, - балласта... После того случая я передумал поступать в высшее военное авиационно-техническое училище, да простят меня инженеры и техники, ну не смог я смириться с тем, что кто-то будет летать, а я буду только провожать взглядом. И пусть я не стал летчиком, кадровым военным - не всем покоряется небо! Но все же исполнилась моя мечта - летать, хоть на мгновение,... и я, вспоминая тот незабываемый случай, с гордостью могу сказать: "...Я летал еще на ЛИ-2!" Вот так, господа-авиамеханики! Авиагарнизон Ступино с высоты полета... Кабина самолета ЛИ-2 Новое время - другая техника! А мне жаль их - этих заслуженных ветеранов...! P.S. Мне, да и моим одногодкам тоже, возможно повезло - все отслужили срочную в спокойный мирный период - война в Афганистане началась немного позднее... Но глядя на развал армии в начале 90-х прошлого столетия, я еще раз убедился в правильности своего выбора! Судьба уберегла меня от участи кадрового военного, иначе я бы просто не выдержал всего происходящего в последующие тревожные годы угасания могущества когда-то прославленной армии великой страны!!!

Юрий: Уважаемый Admin, я, как и вы с детства мечтал об авиации, но слишком много про нее читал и заработал очки, что свело на нет все желания. Совершенно неожиданно для себя, благодаря очкам я попал из аэродромных локаторщиков (школа в Красноярске) в ШМАС в Барнауле и стал учиться на авиамеханика. К весне мы узнали, что на месте нашей школы будет училище летчиков БВВАУЛ и желающим предоставили право остаться в школе до сдачи экзаменов и прохождения комиссии. Я тут тоже подсуетился и решил посмотреть пройду ли я медкомиссию. Как раз в это время стало поступать оборудование для медиков. Одним словом, когда меня крутанули на кресле, то потом еле поймали, т. к. я уже не ощущал, где потолок , а где пол. Тут я понял, что мое место на матушке-земле. После окончания школы мне довелось служить в экипаже комдива генерала Зайцева. Это был 1967-68 г. И у нас на стоянке стояли АН-12, ИЛ-14 и старичок ЛИ-2 (это модель СИ-47 изготавливалась по лицензии потому и ЛИ, хотя Сикорский - русский конструктор). Также как и вы, первый полет в жизни у меня случился на ЛИ-2, когда наш пилот облетывался после отпуска. Только радость я испытывал в первое время, а потом вестибуляр дал о себе знать. Мы делали несколько кругов на малой высоте, самолет болтало, и при каждом заходе на посадку я уже начинал радоваться, но мы только иммитировали касание полосы и уходили на новый круг и так несколько раз. Одним словом от первого полета радости не было, зато потом, когда пришлось летать на АН-12 таких казусов уже не было. В августе 1968 г. наша дивизия участвовала в Чехословакских событиях и это было мое первое реальное участие как авиамеханика в подготовке самолета к боевому вылету. В сентябре нам пришел вызов на учебу в Иваново на курсы офицеров запаса при условии сокращения на полгода срочной службы. Так, что к Новому году я стал младшим лейтенантом - авиационным техником и демобилизовался. Но недолго музыка играла. Через год меня стали призывать в армию на 2 года и в конце-концов призвали и я попал служить сначала техником по АО, а потом и техником самолета в Узбекистан на истребители-бомбардировщики МИГ-17 в Чирчике. Вот там я снова встретился с ЛИ-2 но уже на свалке и сумел себе на память отвинтить два штурвала, таких же как на снимке. У меня есть плохонькие фото нашего ЛИ-2 (снимал Киев - Вегой), может потом добавлю для иллюстрации.

Юрий: Сегодня вспомнилось еще кое-что из службы в ВТА в Витебске. Наш домик отряда управления стоял недалеко от КДП и рядом была установлена бочка куба на 4, как пожарный резервуар. Вот мы с ребятами ходили за взлетку к озерам и там бредешком ловили карасей, которых потом выпускали в эту бочку. И иногда мы даже не ездили с аэродрома на обед, а ловили в бочке карасей и варили в большом чайнике уху, благо картошки в бульбяной республике за взлеткой было предостаточно. Вот как раз за этим аэродромом все и происходило.


Ion Popa: После окончания могилёвского ШМАСа весной 1977 года я попал в ордена Красного Знамени управление 6-го Отдельного бомбардировочного корпуса Дальней авиации в Смоленск.Служба была очень интересной.Масса всяких историй,встреч...Для начала расскажу вот какую историю... В конце 1977 года штаб 6 ОТБАК обзавёлся бункером.Самым настоящим.Двухэтажным.Один этаж над,другой - под землёй.Отгородили его колючей проволокой,повесили на КПП вывеску -"Склад авиационно-технического имущества",часы работы...(Секретность прежде всего!)Оборудовали объект по последнему слову тогдашней техники.Дизеля,аккамуляторы,вентиляция...Правда,поначалу,было в нём жарковато,а когда весной начал таять снег,то всё потекло внутрь.Но,потихоньку,худо-бедно,всё привели в порядок.А уж как был оборудован КП!!! На каждом рабочем месте дисплей с зелёненьким экраном,для ввода-вывода информации с ЭВМ - "Консула-254",батарея телефонов (обычный,внутренний,прямой с командиром корпуса,ЗАС).И всё это великолепие обеспечивал информационно-вычислительный центр.Полк связи с Киселёвки поддерживал радио и телеграфную связь.Ну и т.д...В ДА такой бункер был,в ту пору,в новинку.И вот,посмотреть на это чудо собрались кандидат в члены Политбюро Капитонов И.В. и командующий Дальней авиацией генерал-полковник Решетников В.В. Подготовка к визиту была соответствующей.Само собой,всё почистили,надраили,подмели,покрасили.Около вертолётной площадки соорудили огневую точку и загнали туда расчёт с пулемётом.Особист майор Писаренко временно конфисковал все охотничьи ружья в округе.И,самое главное,у дорожки,ведущей от КПП к бункеру установили стенды с портретами высоких гостей.В день их прилёта лихорадка сотрясала весь личный состав сверху до низу.Волновалось и наше синоптическое начальство.А вдруг гости поинтересуются погодой? Обстановка все время меняется и нужно быть постоянно в курсе:что,где и когда...И вот проходит сообщение: "Приземлились!!!"А через пару минут у нас на метео,в аппаратной,раздаётся телефонный звонок.Это не выдержали нервы у начальника метеослужбы корпуса подполковника Трусова:"Свежая кольцовка получена? Тащи её на КП.Только пулей!!!"А,надо сказать,что нам,солдатам,было предписано на время визита высоких гостей сидеть на своих местах и по бункеру не шляться,а уж на КП не появляться во всяком случае.Но приказ есть приказ и я,кольцовку в зубы,ноги в руки,и рванул на КП,находившийся этажом ниже.И только я положил на стол перед синоптиком карту погоды,как дверь на КП отворилась,и в сопровождении большой свиты вошли Капитонов и Решетников.Кто-то скомандовал:"Товарищи офицеры!" Все встали.И тут начался ритуал рукопожатий.А,так как рабочее место синоптика находилось сразу у входа,а я стоял самым крайним,то и удостоился высокой чести пожать руку кандидату в члены Политбюро и главкому ДА первым из присутствующих.Как сказал,в последствии,дежурный синоптик майор Иванов "будет о чём в старости рассказывать внукам".Ну,внукам это вряд-ли будет интересно,а вот поделиться этой историей здесь,на форуме,можно.Как говорится,хотите верьте,хотите нет...

Ion Popa: В Смоленске,в штабе корпуса,офицеров было куда как больше,чем солдат.Поэтому магазин на территории части был ориентирован в основном на них,что нам было только на руку.Потому что,иногда,можно было прикупить там яйца,хорошую колбасу...Но в тот раз нас ожидал настоящий сюрприз.В магазин я пошёл с ефрейтором Грецким,по прозвищу Дед.В тот вечер у нас намечался ужин,где главным блюдом должна была стать картошка,жареная с грибами и луком.И в магазин мы пошли прикупить чего-нибудь,типа колбасы или консервов.Но только мы очутились внутри магазина,как у нас шары полезли на лоб.Пиво!!!!! Жигулёвское!!!!!! Про колбасные изделия мы забыли в момент.На всю наличность накупили,уж не помню сколько,бутылок.Помню только,что много,потому как на всю смену из шести бойцов.Но купить,это только пол-дела.Надо ещё доставить всё в аппаратную.Распихали мы бутылки по всем карманам,позасововали за отворот шинели,за ремень,зажали в подмышках,руки тоже были заняты пивом.Но и это ещё не всё.Надо было пройти так,чтобы не напороться на офицеров,а это было ой,как не просто.И,поэтому,мы решили идти не кратчайшим путём,а по,так называемой генеральской дорожке,которая вела прямо к зданию,где размещался КП и генеральские кабинеты.Там вероятность встречи с "нежелательными элементами" была поменьше.Конечно,шанс нарваться на генерала тоже был,но...всё-таки.И,как всегда,под это "но" мы и попали,как под поезд.Нам навстречу шёл командир корпуса генерал-лейтенант Волков Александр Никитович.Собственной персоной,в галифе с лампасами,с вьющимися из под папахи,тщательно причёсаными волосами,которые были предметом его гордости. Ситуация для нас просто аховая.Ни о каком отдании чести не может быть и речи.Бутылки торчат из всех дыр,руки тоже заняты.Мы встали с краю дорожки по стойке,по возможности,"смирно".Будущий командующий военно-транспортной авиацией,Маршал Авиации,министр Гражданской авиации СССР тоже остановился и вытаращил на нас глаза.Какое-то время он молчал,а потом задал простой и естественный вопрос:"Где пиво-то взяли,военные?"Ефрейтор Грецкий,как и положено старшему по званию,отрапортовал:"В магазине,товарищ генерал-лейтенант!"Волков ещё какое-то время молча смотрел на нас,потом тяжело вздохнул и...пошёл,куда шёл.Пошли и мы,не веря,что всё обошлось вот так вот.И ужин получился славный,и пиво было замечательным,а мы с Дедом поняли,что в жизни главное,выбрать верную дорогу...Или дорожку...

Ion Popa: После того,как в 1977году штаб 6-го ОТБАКа обзавёлся КП в бункере,командование корпуса было поставлено перед дилеммой.Либо каждый день ездить на службу за 30 км,либо... не ездить.Чтобы решить эту нелёгкую задачу было принято решение организовать в Смоленске командный пункт,дублирующий работу основного КП в бункере.Смена там работала в щадящем режиме,только днём.В состав "городской" смены входили начальник смены (подполковник или майор),штурман(майор),связист(капитан) и дежурный синоптик (вольнонаемный из бывших майоров и подполковников).Ну и метеонаблюдатель из солдат.Это преамбула.А амбула такова... 6 ноября 1977 года,воскресение...На командном пункте в Смоленске тишина.Полётов нет.Приближается время обеда.Дежурный синоптик Коновалов зашёл ко мне в конуру и сказал,что он переключает на меня телефоны,потому как со штурманом и связистом идёт обедать.Я спокойно почитывал книжку,когда минут через пятнадцать ко мне заглянул начальник смены подполковник Булатов и сообщил,что ему срочно надо уйти.На КП никого не остаётся и он просит меня посидеть за пультом связи.Мол,день спокойный,полётов нет,а если кто позвонит,то всех отсылать на Родину-1,то есть на основной КП,в бункер.И убежал...Я,скажем прямо,очень обрадовался,т.к. как раз в это время по телевизору начиналась трансляция финального матча Кубка СССР по хоккею ЦСКА -Спартак.А на КП телевизор...Ну,я его и включил.Игра случилась валидольная(Спартак в итоге проиграл 5:9).И вот,в тот момент,когда нашим сунули очередную шайбу,я вслух прошёлся и по нашей защите и по армейскому нападению.И услышал прямо у себя над головой голос. -Это что ещё такое?Ты что же,болеешь за Спартак? Я обернулся.У меня за спиной стоял заместитель командира корпуса генерал-майор Долгих Анатолий Васильевич.Я встал по стойке смирно и признался в своей любви к Спартаку. -Непорядок.Пока носишь форму,болеть обязан за ЦСКА.А где все,-и Долгих сделал широкий жест рукой. Я доложил обстановку.Генерал усмехнулся. -Что ж,сами ушли,а тебя,значит,оставили корпусом руководить...Ну-ну.. В этот момент Спартак отыграл одну шайбу и я непроизвольно сделал какой-то радостный жест.Долгих отреагировал мгновенно. -Спартаковцы мне здесь не нужны.Освобождаю тебя от командования корпусом.Свободен. И показывая,что он шутит,слегка подтолкнул меня к выходу. -Давай,иди... Я шёл и думал,что пострадать из-за любви к любимой команде,это большая честь.И что в мире нет ещё пока команды лучше Спартака.

Ion Popa: Для того,кто служил в армии,дембельский альбом,это не просто память о службе.Это,практически,единственный документ,удостоверяющий,что все твои воспоминания,рассказы об этом периоде не просто плод воспалённого воображения,а действительно имеющие место быть факты биографии.А потому и оформлен он должен быть надлежащим образом,с фотографиями тех,кто оставил свой след в памяти.К чему я всё это??? А вот к чему...За время службы у меня было немало интересных историй и встреч.Но вот разжиться фотографиями офицеров и,тем более,генералов - участников тех событий не предстовлялось возможным.Как говорится,не тот уровень.Где я и где они...Но вот фотография начальника штаба 6-го отдельного тяжёлого бомбардировочного корпуса Дальней авиации генерал-майора Зенченко Рафаэля Николаевича у меня есть. А вот и история,как она ко мне попала... Однажды,летом 1978 года,среди офицеров штаба корпуса проводилось нечто,вроде Дня спорта.Играли в волейбол,бегали,стреляли...На открытии поднимали флаг,с приветствием к участникам обратился генерал Зенченко.Всё это действо было запечетлено офицером политотдела на плёнку и на следующий день ватманский лист с фототчётом появился на стенде за КПП.Вызвал он большое оживление среди офицеров.Всё утро народ толпился у стенда,бурно обсуждая и комментируя фотки.А к обеду набежали тучки и пошёл хороший летний ливень.Я сидел в комнате метеослужбы на КП,когда вошёл майор из политотдела со свёрнутым в рулон листом ватмана. -На улице дождь.Фотографии промокнут.Пусть полежит у тебя до утра. Когда майор вышел,я развернул ватман и у меня обильно потекла слюна от вожделения.Такие фотки!!!План,как ими овладеть созрел в туже секунду.Я позвонил в аппаратную и попросил Толика Алилуева,который должен был сменить меня на ночь,срочно придти на КП.План был прост,но требовал согласованных действий и минимального актёрского мастерства.Да и риск нарваться на неприятность,если действовать с умом,был невелик. План основывался на том,что каждое утро метеонаблюдатель с КП сжигал в печке старые факсимильные карты погоды.Младший сержант Алилуев подумал и согласился.Мы тут же расписали сценарий и роли и стали ждать утра. Утром в аппаратной,где я дежурил,раздался звонок с КП.Толян,с удивлением в голосе,сказал,что вот тут пришёл какой-то майор,говорит про какие-то фотографии.Может быть я в курсе,о чём речь?Да,конечно же,я в курсе.Надо посмотреть на полке,где лежат старые карты.Потом в трубке послышалось какое-то шуршание.Это Алилуев,типа,искал...Потом посышался какой-то вопль,явно не человеческий,а,скорее,майорский.Потом трубка голосом Алилуева сказала,что там нет ничего и,что лучше будет,если я сам притопаю на КП...Когда я зашёл на метео,спектакль был в самом разгаре.Раскрасневшийся майор махал руками перед носом Толика,а тот талдычил, что знать ничего не знает и,вообще,о чём речь?Увидев меня,работник политотдела,с искажённым лицом переключился на новую жертву.Главным лейтмотивом его эмоционального выступления были два тезиса:"Где?"и "Всех сгною!!!" Мы держались с достоинством.Сначала ещё раз поискали на полках с картами,а затем,сделав глубокомысленное,что было не трудно,лицо,я спросил Алилуева,а не сжигал-ли он,случайно,сегодня утром старые карты.Тут же выяснилось,что да,именно сегодня и сжигал. -Ну,вот и решение загадки,-простодушно хлопая ресницами,сказал я майору.-По нелепой,чудовищной случайности фотографии сожгли. На майора было страшно смотреть.Он слабо и неумело(ну,что взять с политработника)ткнул меня в плечо.Мне это сильно напомнило сцену из "Золотого телёнка",когда Балаганов и Паниковский толкают друг друга в грудь и при этом восклицают:"А ты кто такой?"Стало смешно.Сцена сразу потеряла трагический накал. -Да ты знаешь,что я с тобой сделаю?-сделал последнюю попытку вдохнуть в сцену накал майор.-Да я тебя... Впрочем,он уже сам понял,что сюжет себя исчерпал.Чтобы рассеять последние сомнения,мы отвели его вниз,к печке и показали горку пепла.Он горестно вздохнул,пошурудил кочергой,неизвестно на что надеясь.Птица Феникс в нашей части не водилась.Возрождаться из пепла было нечему.С поникшей головой,много и нецензурно выражаясь в наш адрес,майор ушёл.А мы с Толяном пожали друг другу руки и с чувством глубокого удовлетворения поделили по-братски фотографии со стенда.А то,что эта история не байка,а чистая правда свидетельствует прилагаемая фотография.

Ion Popa: Прямо под нашей аппаратной,этажом ниже,находился Особый отдел(ОО) КГБ.Руководил им полковник Грудин.(С такой фамилией надо в ГРУ работать).Служили там семеро солдат,в том числе мой друг Ваня Маслов. Командиром отделения у них был сержант Мирзабеков.Очень нетипичный азербайджанец.Исключительно спокойный,с тихим голосом.Но,со слов Вани Маслова,боялись его не только солдаты,но и офицеры ОО.И даже наш главный враг майор Писаренко.А потому,что стучал Мирзабеков на всех непосредственно Грудину.Вот такой плавный переход к майору Писаренко получился.Первый раз я с ним столкнулся вот при каких обстоятельствах.Сидел я в бункере в фотозале,когда заглянувший в дверь Писаренко попросил у меня сапожную щётку.А получив её,начал чистить тут же,в фотозале,сапоги.Я заметил товарищу майору,что здесь не сапожная мастерская и сапоги мы выходим чистить на улицу.Он,не переставая помахивать щёткой,посмотрел на меня,но промолчал.Почистил,вернул щётку и не поблагодарив ушёл.А минут через пять приходит наш боец Шурик Поротиков и спрашивает,что у меня было с Писаренко.Я рассказал. -Ну,тогда понятно,-говорит Шурик,-а то он мне сейчас говорит,что передай,значит вашему солдатику,пусть он сухари сушит... Ясное дело,пошутил майор Писаренко.Шутки у них в Особом отделе такие.А вскоре нам уже было не до шуток.Как я уже говорил,ОО находился прямо под нашей аппаратной.А мы в свободное время любили послушать музыку.И музыку,в основном,зарубежную,чуждую советской молодежи."Битлз","Ролинг стоунз","Лед зеппелинг"и т.д.Благо аппаратура позволяла.В то время эти группы можно было услышать на музыкальных страничках таких радиостанций,как "Голос Америки",ВВС,"Дойче Веле".Короче,майор Писаренко нашёл в нашем лице антисоветчиков.Услыхал в открытое окно позывные вражеского голоса и начал шить нам дело.Вместе с нашим начальством неожиданно нагрянул в аппаратную.Начал лазить по шкафам.А там было на что посмотреть!!!Двери с внутренней стороны были обклеены картинками совсем даже не одетых женщин.Картинки эти в прмежутках между картами погоды передавали центры Ридинг в Англии и Оффенбах в Германии.Нашёл Писаренко также колоду карт,с непристойными,с его точки зрения,картиками.Короче,шума была очень много.Нашим двум сержантам врезали очень крепко.Оформление шкафа пришлось ликвидировать.(Ой-ой-ой!!!), колоду карт конфисковали(можно подумать,она у нас была единственная),на радиоприёмниках опечатали переключатель рода работ,чтобы можно было принимать только телеграфную работу.(Ай-ай-ай,как страшно!!!Выдвинули блок наружу и сделали переключение на "радио" внутри приёмника.) Уж как там поощрили майора Писаренко не знаю,но мы стали осторожнее.На ошибках учатся.Тем более на своих.

Ion Popa: Мне повезло служить, после учебки, в Смоленске. Интереснейший город! Город, находившийся на перекрёстке истории. Город давший стране множество знаменитых людей. Помнится, у майора Носова была записная книжка, куда он записывал имена знаменитостей, уроженцев Смоленска и области. Пухлая была книжица. А сколько всего связано с военной историей... Я уже не буду говорить про княжеские междуусобицы и татарское нашествие, про войны с Литвой и Польшей, про Смутное время. Но про войну 1812 года и Великую Отечественную войну в Смоленске напоминают множество памятников, мемориальных досок, названий улиц. Поэтому, нет ничего удивительного, что даже на территории части, где я служил постоянно приходилось сталкиваться с историческими артефактами. Казалось бы, 1977 год... И вдруг в одном из зданий, входящих в штабной комплекс натыкаешся на клеймо на трубе: "1902 годъ". Начинаешь интересоваться и выясняется, что до революции здесь были казармы 3 - го Нарвского пехотного полка. И что на первом этаже были конюшни, и что трубы с тех пор не меняли. И ведь воду для питья мы ходили набирать только в тот корпус со старой сантехникой. Настолько она была вкуснее. А вот другой интересный случай о встрече с историей. Работала в штабе уборщица, тётя Маша. Маленькая смешная старушка. И вот однажды зашёл у нас с ней разговор о войне. Она рассказывала, как немцы входили в город, какая была жизнь в окупации. А я сидел за столом метеонаблюдателя и очень живо представлял всё это себе. А потом был ремонт. И когда мы отодвинули этот стол от стены, то увидели на его задней панели, к нашему величайшему изумлению, огромную печать, изображающую орла со свастикой в когтях и инвентарным номером. И это в 1977 году, в штабе советского авиационного корпуса... Во время того же ремонта вылез ещё один артефакт. На этот раз у нас в аппаратной метео. Когда я снял со стены портрет главкома ВВС СССР Кутахова, то какая-то неведомая сила потянула меня вытащить его из рамки... И из-под портрета одного маршала на меня глянул другой. Маршал Советского Союза Булганин, министр обороны в 1953-55 годах. Занятная встреча с прошлым!!! Но самая поразительная, с моей точки зрения, встреча с историей, причём с историей очень близкой, произошла у меня на второй день пребывания в части. Повёл меня наш сержант на КП, показать рабочее место метеонаблюдателя. Зашли мы в здание, где находился командный пункт, и на первом этаже в глаза бросился большой стенд. По верху большими буквами было написано: "Первый в мире таран на реактивном самолёте". Я впервые слышал об этом, поэтому остановился и начал читать. То, что я прочитал, меня не просто изумило. Я был просто в шоке. Под портретом лётчика было написано, что 28 ноября 1973 года капитан Елисеев выполнял перехват нарушителя границы. После того, как он расстрелял весь боекомплект, а нарушитель продолжал уходить, с КП последовала команда: "Идти на таран!" Я не мог поверить своим глазам. В мирное время такой приказ... Мимо проходили офицеры, со второго этажа меня уже несколько раз окликал сержант, а я всё стоял перед стендом, как громом поражённый. Эта история настолько меня зацепила, что много лет спустя я написал на телевидение в передачу "Как это было". И по моему письму был сделан сюжет на эту тему. Так всё и было...И приказ, и таран... И вдова Елисеева рассказала, как много лет спустя к ней подошел человек, который, после того, что убедился, что она это она, сказал, что это он убил её мужа... Интересное место - Смоленск... Повезло мне...

82-й: Ion! Ты имеешь в виду, что к вдове подошёл человек, который отдал приказ капитану Елисееву идти на таран?

Ion Popa: 82-й пишет: Ты имеешь в виду, что к вдове подошёл человек, который отдал приказ капитану Елисееву идти на таран? Да...

Алексей: После ШМАС, попал в полк на обслуживание МИГ-23 САУ. Получилось так ,что тому чему учили в ШМАС ничего не пригодилось. Правда выучил все очень быстро и уже через месяц после приезда был на аэродроме, работа конечно была для леньтяев, самая напряженка была на предполетной подготовке, а дальше пока шли полеты из всех инструментов одна шариковая ручка. Недавно на стрижах в разделе моего полка выложили видео полетов, такая ностальгия,так захотелось опять назад.

Юрий: По поводу тарана капитана Елисеева я узнал на следующий день после присвоения ему звания Героя Советского Союза. Всем офицерам в строю был зачитан приказ Министра обороныСССР. Но потом(это уже не проверенные данные) мне летчики рассказывали,что Елисеева навели на Фантом ,а в нем летели пилоты, обучавшиеся ранее в СССР и понимавшие русский язык и они катапультировались до того ,как их ударил своим самолетом Елисеев,что ни сколько не умаляет его подвига. Поэтому может быть и каялся ,наводивший его с земли офицер. В последующем почти в тех же местах был еще один таран на истребителе,но пилот уже знал о таране Елисеева,поэтому он подлетел к нарушителю снизу и ударил по хвостовой части своим килем. Нарушитель упал ,а наш летчик катапультировался. У меня есть небольшая книжка ,где собраны материалы по таранам. Мне в советские годы приходилось по линии военкомата вести беседы об авиации в ПТУ и много пришлось читать литературы,чтобы заинтересовать ребят.

Помор: Юрий пишет: навели на Фантом F-104 Старфайтер......

Юрий: Я имел в виду вот этот: F-4 «Фантом II» создавался как многоцелевой ударный самолет. Он был принят на вооружение авиации ВМС США как дальний перехватчик, вооруженный УР «воздух-воздух». После анализа боевого применения самолета «фантом» во Вьетнаме в составе ВВС, авиации ВМС и авиации морской пехоты была создана модификация F-4E со встроенной 20-мм пушкой и предкрылками для повышения маневренности при полной боевой нагрузке. F-4 широко поставлялись на экспорт, включая британские ВВС и ВМС, где они базировались на авианосце «Арк Ройял». «фантомы» использовались израильтянами против Сирии и Египта для ведения воздушных боев и уничтожения средств ПВО. Другие модификации самолета включают в себя разведывательный самолет и самолет РЭБ. Характеристики Тип: двухместный тактический истребитель Размеры: размах крыла 11,71 м; длина 19,2 м Летно-технические характеристики: макс, скорость полета М=2,27; макс, дальность полета 2817 км Вооружение: 20-мм пушка; 4 УР «Спэрроу» и бомбовая нагрузка до 7250 кг Оценка Летные характеристики **** Дальность полета **** Возраст **** Распространенность в мире **** Вот о таком ,по-моему и шла речь так как рассказывали,что оба пилота катапультировались до того, как самолет таранил капитан Елисеев. Он то ничего об этом не знал, а на истребителе впереди кроме воздухозаборника ничего нет, а сзади двигатель, это не на винтовом рубить оперение.

Юрий: Вот, что я нарыл в Интернете: здесь описание подвига капитана Елисеева

Помор: В Инете много разногласий по данному вопросу..............

Юрий: Я согласен с тем,что разногласий в Инете полно по любому поводу,т.к. настоящие и прадивые сведения не знаешь ,где и выяснить. Раньше только "сарафанное" радио хорошо работало. А нам перед строем зачитали практически наградной лист.где отмечалось, что капитан Елисеев первым в мире совершил таран на реактивном самолете при выполнении задания по уничтожению нарушителя государственной границы и при этом погиб.Звание Героя Советского Союза ему прсвоено посмертно. А потом только слухи_что , да как.

Ion Popa: Юрий пишет: В последующем почти в тех же местах был еще один таран на истребителе,но пилот уже знал о таране Елисеева,поэтому он подлетел к нарушителю снизу и ударил по хвостовой части своим килем. Нарушитель упал ,а наш летчик катапультировался. 23 июля 1981 года.Капитан Куляпин.Он выступал на той же передаче "Как это было",где рассказывали про таран Елисеева.Там,вообще,много абсурдного...Вблизи Еревана сбит был аргентинский самолёт перевозивший израильское оружие в Иран,воевавший в то время с Ираком.Пилот,судя по всему,просто решил срезать путь... Из того,что рассказывал Куляпин,можно было понять,что никакой необходимости уничтожать самолёт небыло.Чётко было видно,что это транспортный самолёт...Да и с земли команды были неодназначные.

KVL: Стенд, посвящённый Елисееву, и на меня когда-то произвёл впечатление, но это не единичный случай.Вот на сайте airwar ru ещё подобная ситуация описана:"Куляпин В.А. Родился 1954 году. Русский. Член КПСС. В 1975 году окончил военное авиационное училище лётчиков. Служил в 982-м истребительном авиационном полку (34-я воздушная армия). 18 июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Канадэр CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший партию оружия в Иран. На перехват были подняты две пары истребителей Су-15ТМ с аэродрома Вазиани (Грузия). Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Тогда на цель был наведён лётчик того же полка гвардии капитан Куляпин В.А. Ему была поставлена задача посадить нарушитель на нашей территории. Обнаружив самолёт-нарушитель на высоте 11000 м, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой. Тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. Тогда с КП поступила команда нарушителя сбить. Су-15ТМ Куляпина был вооружён ракетами дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда Куляпин решил таранить. Он сблизился с самолётом-нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж погиб. Представлялся к званию Героя Советского Союза. Награждён орденом Красного Знамени. Позже подполковник Куляпин окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. Был делегатом XIX съезда ВЛКСМ. В настоящее время полковник Куляпин - в запасе." Здесь лётчик нашёл выход...

Ion Popa: Воинская часть,где мне посчастливилось служить после ШМАСа,была очень специфичной.Во-первых,по личному составу.Два подполковника,пять майоров,два прапорщика,семь вольнонаёмных(два экс-подполковника,два экс-майора,один бывший капитан,и две тётеньки) и одиннадцать солдат.Во-вторых,были у нас и свои традиции.Одна из них - на дембель всех повышали в звании.Вот история про то,как я был ефрейтором...Утром последнего дня службы,на построении,был зачитан приказ о присвоении воинских званий шести метеодембелям.Младший сержант Алилуев стал сержантом,ефрейтора Грецкий и Дасаев - младшими сержантами,а рядовые Мищенко,Шаповал и я - ефрейторами.Особой радости у новоиспечёных ефрейторов эта ожидаемая новость не вызвала.И,понятно,почему...Кто служил,знают,что "лучше иметь дочь проститутку,чем сына ефрейтора" и про то,что "чистые погоны,чистая совесть".Но,поскольку в приказе сказано,что форму необходимо привести в соответствие,то привели...После разных передряг,о которых рассказ впереди,привёз нас с Шаповалом ночью на смоленский вокзал прапорщик из АХО,вручил документы и укатил.Мы взяли по воинскому требованию билеты на наши поезда и,поскольку время до отъезда ещё было,от нечего делать стали листать свои военные билеты.Тут я с удивлением и радостью обнаружил,что мне не вписали в военный билет новое воинское звание.Тут же,в зале ожидания,Толик Шаповал разжаловал меня в рядовые,споров лычки с шинели и кителя.Так что домой я вернулся с "чистой совестью".Но на этом история не закончилась.Прошло месяца три с того дня,как я снова стал гражданским человеком.Начал работать,продолжил учёбу в техникуме,стал потихоньку забывать об армии.И вдруг,получаю повестку из военкомата.Ничего себе!Быстро же обо мне вспомнили.Чего им от меня надо? Захожу к начальнику первого отделения майору Соколову.Он берёт у меня повестку и военный билет,внимательно его изучает...Потом встаёт и жмёт мне руку со словами о том,что из части,где я служил,пришли документы,из которых следует,что мне присвоено воинское звание ефрейтор.С чем он меня и поздравляет.Вместо лихого:"Служу Советскому Союзу!" я смог только удивлённо спросить:"И за этим вы меня вызывали?"Майор Соколов только развёл руками и рассмеялся.А что ему ещё оставалось делать???

Ion Popa: Работа метеоспециалистов в штабе корпуса делилась на две составляющие.Техническая работа в аппаратных связи(приём радиотелеграфной и радиофаксимильной метеорологической информации со всего мира и нанесение этой информации на синоптические и кольцевые карты погоды для дальнейшей обработки их синоптиком) и оперативная работа на командном пункте 6-го ОТБАК ДА.Мне,в отличие от других,больше нравилось работать на КП.Да,там было много бумажной работы,писанины...Это нравиться, конечно,не могло.Но это была работа среди людей,руководящих жизнью,полётами авиационного корпуса, раскинувшегося на огромном пространстве от Балтийского до Каспийского морей.А это уже совсем другое дело...Рабочее место метеонаблюдателя находилось в комнате метеослужбы,напротив КП.Кроме него в этой комнате работали начальник метеослужбы корпуса подполковник Трусов,начальник метеобюро подполковник Мазуров,синоптик из вольнонаёмных и две женщины-техники,помогающие синоптикам в обработке информации,Зоя Алексеевна Нечаева и Ксения Кирилловна Веселова.Сам метеонаблюдатель сидел у входа за двумя,установленными буквой Г столами.Столы были завалены целой кучей журналов. Входящей и исходящей информации,приёма радиозондов,входящих-исходящих штормпредупреждений, распоряжений и приказов,по запасным аэродромам,телеграмм "воздух","экватор",огромного альбома погоды по нашим точкам и много ещё чего...Из технических средств,стоял телеграфный аппарат Т-63,концентратор и многоканальный телефон.Также в арсенал метеонаблюдателя входили шариковая ручка,перьевая ручка и чёрная тушь,для заполнения дневника погоды по точкам,набор цветных карандашей,для работы с тем же дневником и белые стеклографы фирмы "Кохинор".Часть информации мы получали непосредственно с мест. Это смоленский аэродром,аэрологичекая станция.Часть информации стекалась в Узел связи полка связи, обеспечивающего штаб и через его экспедицию доставлялась непосредственно нам или по прямой телеграфной связи.В начале каждого часа,собрав по телефонным и телеграфным каналам нужную информацию,метеонаблюдатель шёл на КП.Там,рядом с рабочим местом синоптика,так,чтобы её можно было увидеть с любой точки командного пункта висела доска погоды.Синего цвета стенд,на котором мы и писали стеклографом.Слева название аэродрома и изображение взлётно-посадочной полосы,ориентированной по сторонам света.В центре изображения ВПП вращающаяся стрелка,указывающая напрвление ветра.Далее шли скорость ветра,видимость и погодное явление,нижняя кромка облачности,температура,влажность воздуха.Эти сведения обновлялись каждый час.Кроме того шла постоянная работа с дежурным синоптиком. Им составлялись трёхчасовые прогнозы,которые надо было отправить,доводить до его сведения все предупреждения по штормовому кольцу.При этом шли постоянные телефонные звонки с точек и на точки. Вся эта круговерть,естественно,нравиться не могла.Но было и другое.Была интересная,бившая ключём жизнь авиационного корпуса,Были,наконец,полёты,бомбометания,ракетные пуски,стрельбы,парашютные прыжки,предпосылки к лётным проишествиям и сами эти проишествия,катастрофы,самострелы и т.д. и т.п.И ты находишся ,если и не в эпицентре всего этого,то,по крайней мере,где-то рядом.А в дни,когда полётов нет,особенно,если на ужин на грудь принято несколько капель,начинались вечера воспоминаний.А бывшим летунам есть,что вспомнить,что рассказать.И вот это всё уже нельзя было не любить.

Ion Popa: Сегодня день Дальней Авиации...Солдат срочник место службы не выбирает. Поэтому нужно поблагодарить судьбу за тот счасТливый лотерейный билет, который я от неё получил.А это действительно счастье,служить в ВВС,в Дальней Авиации,ощущать себя причастным к большому делу.Понятно,что нельзя сравнить вклад в общее дело командующего ДА и солдата роты охраны,лётчика сверхзвукового ракетоносца и метеонаблюдателя...Но я отчётливо помню тот день конца августа 1977 года,когда я ясно осознал, что дело,которое мы делаем - ОБЩЕЕ... Во время пересменки в аппаратню метеослужбы пришли дежурные синоптики, сдающий смену майор Иванов и принимающий смену майор Пивовар.Мы построились и Иванов сказал: - Товарищи!Сегодня утром при взлёте с аэродрома Мачулищи при наборе высоты взорвался Ту-22-й.Экипаж погиб.По расследованию причин катастрофы будет работать комиссия.Поэтому все материалы за прошедшие сутки,как то:карты погоды,телеграммы,факсимильная информация и т.д.,должны быть собраны воедино.Очень маловероятно,что катастрофа произошла по метеопричинам,но... Не знаю кто как,но я в этот момент вдруг осознал себя частью того единого целого,что называется Военно-Воздушные Силы,Дальняя Авиация.Я отчётливо понял,что мы - единый организм,в котором от каждого что-то зависит... С днём Дальней Авиации всех...

Юрий: Вот,что я нашел о моей дивизии в Интернете, приятно читать: Боевой путь и основные этапы истории 3-ей гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова военно-транспортной авиационной дивизии. Сформирована 24 мая 1942г. в Кубинке Московской области как 204-я бомбардировочная авиационная дивизия. В июне 1942г. вошла в состав 1-й ВА и была переименована в 204-ю ближнюю бомбардировочную авиационную дивизию. Первым командиром соединения стал полковник Ушаков В.А. В составе 1-й ВА дивизия прошла боевой путь от Москвы до Восточной Пруссии. 3 сентября 1943г. за успешное выполнение боевых задач дивизия преобразована в 3-ю гвардейскую бомбардировочную авиационную дивизию, а 25 сентября 1943г. за отвагу и мужество личного состава при освобождении г. Смоленска получила почетное наименование «Смоленская». В октябре 1944г. дивизия вошла в подчинение 3-й ВА и до конца войны вела боевую работу в её составе. За умелые действия по овладению городами-крепостями Кенигсберг и Пиллау и проявленные при этом мужество и героизм 3-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия (бад) была награждена орденами Кутузова II степени и Суворова II степени. В 1946г. на основании директивы ГШ ВС СССР от 04.05.1946г. 3-я гвардейская бад была расформирована и на базе управления дивизии в г. Полоцке начала формироваться 3-я гвардейская авиационная транспортная Смоленская орденов Суворова и Кутузова дивизия (атд). Закончив формирование к концу года, 3-я гвардейская атд вошла в состав ВДВ. На вооружении полков дивизии стояли самолеты Ли-2. С 1948г. началось переучивание на Ил-12 и планеры Ц-25. С 1949г. управление соединения базировалось в Витебске. В мае 1956 г. части дивизии вышли из состава ТДА ВДВ и вошли в состав ВТА ВВС. В том же году на смену Ли-2 и Ил-12 стали поступать самолеты Ту-4. В июле 1958 г. части дивизии первыми в ВТА приступили к освоению новых военно-транспортных самолетов Ан-12, а в 1974-м – Ил-76. В 1971 г. 3-я гвардейская военно-транспортная авиационная дивизия (втад) награждена вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». Личный состав дивизии привлекался на все крупные учения, проводимые Министром обороны СССР, выполнял многочисленные задачи, которые ставились перед ВТА. В результате распада СССР в 1992г. 339-й ордена Суворова 3-й степени полк, входивший в состав дивизии, был передан в ВВС республики Беларусь. Штаб дивизии с 1992г. размещался в п. Кречевицы (Новгородской области), а с 1996г. в г. Смоленске. Управление 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова военно-транспортной авиационной дивизии расформировано в 2001г. Командиры дивизии: 1942г. — генерал-майор авиации Ушаков В.А. 1943г. — генерал-майор авиации Андреев С.П. 1949г. — полковник Бычков Б.П. 1952г. — полковник Шалугаев Г.А. 1954г. — генерал-майор авиации Листров Ф.М. 1957г. — генерал-майор авиации Зайцев Н.Ф.это командир моего экипажа. 1973г. — генерал-майор авиации Грачёв В.А. 1978г. — генерал-майор авиации Обидин Г.С. 1983г. — генерал-майор авиации Трапезников В.К. 1986г. — генерал-майор авиации Акимов В.Г. 2000г. — генерал-майор авиации Ерофеев В.Е.

Юрий: Сам впервые сегодня узнал и хочу поделиться впечатлениями со всеми. В Берлинском авиаполку увековечили память о командире нашей дивизии,т.е. о моем командире экипажа в 1968 году генерале Зайцеве ,назвав его именем самолет ИЛ76Д. Горжусь,что мне довелось быть членом наземного экипажа самолета АН12 ,где командиром был такой пилот. К сожалению не могу найти фото генерала,он не любил фотографироваться , т.к. во время войны сильно обгорел во время боевого вылета. "Николай Зайцев" стал третьим именным самолетом в военно-транспортной авиации "Присвоение почетных наименований - единичные случаи по России. Должны быть очень большие заслуги, чтобы появился именной самолет", - заявил журналистам командующий 61-й Воздушной армии Верховного главного командования военно-транспортной авиации, генерал-лейтенант Виктор Денисов на торжественном присвоении имени генерала-майора авиации Николая Зайцева псковскому самолету Ил-76МД. "Мы взяли пример с дальней авиации. После них первые именные самолеты у нас появились в Брянской области - "Руслан" Ан-124, есть еще в Твери - "Василий Семененко". Больше именных самолетов нет, есть самолеты, носящие названия городов, где базируются наши полки, дивизии. Все города заслуженные: Смоленск, Великий Новгород, Псков, Иваново, Оренбург. Мы стараемся, чтобы это не стало слишком часто и не стало обыденно, а было заслужено", - подчеркнул Виктор Денисов. По его словам, инициаторами присвоения самолету имени "Николай Зайцев" выступили ветераны 334-го Псковского полка и ветераны 3-й гвардейской Смоленской дивизии из Витебска. "Напомню, что генерал-майор Зайцев пять лет командовал полком в Пскове, а потом шестнадцать - дивизией в Витебске. Инициативу ветеранов поддержал межрегиональный совет "Труженики неба". Военный Совет принял решение, чтобы присвоение состоялось, - вы же видите насколько Николай Зайцев заслуженный человек", - добавил он. Николай Зайцев, имя которого присвоено самолету Ил-76МД, с первых дней войны находился на фронте. Совершил более 500 боевых вылетов. В послевоенные годы принимал активное участие в становлении и развитии военно-транспортной авиации. Воспитал целую плеяду летчиков, которые и поныне являются гордостью ВВС. За доблесть и мужество, проявленные на фронтах ВОВ, безупречную службу в Вооруженных Силах в послевоенное время, общественную деятельность Николай Зайцев награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, тремя орденами Отечественной войны, орденом Александра Невского, орденом Почета Республики Беларусь, многими орденами и медалями иностранных государств.

Ion Popa: В июне 1978 года проводились большие учения.В течении недели все дивизии и полки 6-го бомбардировочного корпуса совершали полёты на обнаружение и уничтожение целей,проводили стрельбы и бомбометания,ракетные пуски.Естественно,что и в штабе корпуса в это время все вертелись,как белки в колесе.В том числе и группа проверяющих и посредников из штаба Дальней авиации.Всё шло хорошо.Были, конечно,шероховатости.Так,один Ту-22 в полёте пересёк границу ФРГ.Но всё это были мелочи.Повторюсь, всё шло хорошо.Но был нюанс...В это же время в Аргентине проходил чемпионат мира по футболу.И,как раз подошла пора решающих матчей.Все ж болельщики...Ученния учениями,но...Чемпионат мира,между прочим,раз в четыре года.А тут матч за выход в финал,Голландия-Италия.Как быть?А вот как...Было принято смелое решение.На время матча на КП оборудовать нечто вроде,как сейчас сказали бы, видеосалона.Сдвинули к стене огромный стол с планшетом и на освободившемся месте расставили рядами стулья,как в кинотеатре.Потом из кабинета начальника Политотдела генерал-майора Горбунова Н.П. принесли цветной телевизор,вместо стоявшего на командном пункте чёрно-белого.К началу трансляции КП принял очень необычный вид.На своих рабочих местах остались только начальник смены подполковник Булатов и дежурный синоптик майор Иванов.А всё остальное пространство заполнили,рассевшись строго по ранжиру перед телевизором болельщики.В первом ряду сидели пять генералов,далее шли полковники, потом,соответственно,подполковники и на последних рядах сидели майоры.Я в тот день был метеонаблюдателем на КП и пропускать такой матч в мои планы,естественно,не входило.Поэтому я сел на стол синоптика,в торце,у открытой двери,чтобы слышать телефон в нашей комнате.Сначала всё шло хорошо,но потом на пульте начальника смены,сидящего прямо напротив меня,зазвонил телефон и он передал трубку начальнику штаба корпуса генерал-майору Зенченко. Тот,переговорив,остался сидеть у пульта рядом с начальником смены.Какое-то время Зенченко спокойно смотрел оттуда футбол,но потом,вдруг,упёршись в меня взглядом спросил,что я здесь делаю.Я ответил,что смотрю футбол.После короткой паузы он констатировал тот факт,что мне оттуда ничего не видно и предложил пройти в первый ряд и занять его место.Я,по простоте душевной,сказал,что,мол ладно,я и тут посижу.Это его изумило и он обратился к аудитории своим громким,привыкшим отдавать приказания голосом,что вот,дожили,генерал солдату говорит,иди садись,а он - да ладно,мне и тут хорошо...Все уставились на меня.Что было в этой ситуации делать?Правильно,выполнить команду Зенченко.Что я и сделал.И вот,представте картину.Сижу,смотрю футбол Голландия-Италия.Справа от меня сидят будущий Маршал авиации,командующий военно-транспортной авиацией,министр Гражданской авиации СССР,командир корпуса генерал-лейтенант Волков и начальник Политотдела корпуса генерал-майор Горбунов,а слева - заместитель командира корпуса генерал-майор Долгих и начальник отдела боевой подготовки генерал- майор Хондюков.Прямо за моей спиной - Герой Советского Союза,полковник из штаба Дальней Авиации.И далеко-далеко позади моё метеоначальство - подполковники Трусов и Пивовар...Скажу прямо,чувствовал я себя там не очень уютно,почему-то было не до футбола.Но,к счастью,скоро я услышал телефонный звонок из нашей комнаты и с облегчением покинул помещение.И матч досматривал с места которое не было в поле зрения генерала Зенченко. А голландцы выиграли -2:1...

82-й: А у нас на точке телевизора не было. И радио тоже не было. Теперь я понимаю почему никто, по званию старше чем подполковник (да и то ненадолго), к нам на точку не приезжал.

Ion Popa: А вот ещё случай,связанный,правда не напрямую,с генералом Зенченко.Так уж получилось,что у нас на метео я оказался самым хорошим художником.Объективности ради скажу,что талантом художника я наделен на уровне Остапа Бендера,но другие были ещё хуже.Тем не менее мои рисунки пользовались популярностью в определённых кругах.И вот,однажды,подходит ко мне начальник метеобюро подполковник Мазуров Геннадий Михайлович с довольно необычной просьбой. Дело в том,что у генерала Зенченко скоро день рождения.И офицеры метеослужбы решили сделать ему необычный подарок.А суть подарка вот в чём.У генерала не поймёшь,когда он хвалит,а когда ругает,выражение лица всегда одинаково,голос всегда,такой...ну,вобщем,командный.А не мог бы я нарисовать и изготовить две маски.Одну приторно-сладкую,а другую - зверскую.Чтобы Зенченко,надевая нужную маску,давал тем самым знать,что сейчас,разнос или же объявляется благодарность.Задача,прямо скажем,для художника моего уровня,не простая.Но я старался.И,в общем и целом,считаю,получилось.Не бог весть что,но всё-таки...Как Мазуров забирал маски я не видел,но ребята говорили,что он остался очень доволен и даже сказал,что я даже и не подозреваю,что заработал себе отпуск.Говорили,что и генерал-майор Зенченко тоже остался доволен подарком. А в отпуск я так и не поехал.Но это уже другая,грустная,история...

Юрий: Перед первым полетом на ЛИ 2 в Витебске. о том как проходил полет я уже писал ,Вот с консоли этого самолета я и упал ,когда из под меня увезли стремянку(см.рубрику "Наша служба и опасна и трудна) , летим на доработку в Иваново. Осмотр двигателя АН 12. Все фото выполнены камерой КИЕВ- ВЕГА, если кто помнит. размер кадра на пленке 16 мм поэтому качество аховое.

Ion Popa: Культурный досуг в армии больной вопрос.В наше время было как,кино три раза в неделю,по телевизору программа "Время" ежедневно,а по воскресеньям "Служу Советскому Союзу" и "Утренняя почта".Плюс библиотека.Вот и всё.А дальше,кому как повезёт.В ШМАСе,несмотря на интенсивную учёбу,с досугом было всё нормально.Ну,в первую очередь,конечно,кино.Один раз в субботу и два раза в воскресенье в клубе крутили. Правда фильмы,в основном,какие-то...В основном 30-50-х годов и тематика производственно-колхозная. Бывали,конечно,исключения,но очень редко.Запомнился мне самый первый фильм,который увидел в армии. Американский,про родео.Подумалось,что если и дальше так будет...Но дальше было,как было...И ещё раз был какой-то крутой мексиканский фильм.Но в тот раз наш взвод вышел из наряда,поэтому мне этот фильм запомнился так.Пошли первые кадры,лошади,ковбои.Потом я на секундочку закрыл глаза,а когда открыл,то под аккомпанимент бешенной стрельбы на экране появилось слово "конец".Два раза ходили всей учебкой в городской кинотеатр.Смотрели "Старое ружьё" и "Центровой из поднебесья".В увольнении тоже захаживали в кино.Если мне память не изменяет,то смотрели "Зорро" и "Весенний призыв". Потом приезжала к нам разок концертная бригада из филармонии.Однажды выступал с лекцией курсант Московского военного института,когда-то служивший в ШМАСе.Рассказывал,в основном,про Дальний Восток,Китай.Были в краеведческом музее.Хорошая библиотека была.Хотя со временем было туго,успевали и читать,В основном ночью,в нарядах.Помнится,первый раз "Солярис" прочитал в Могилёве.Ещё запомнилась мне солидная такая книга,1950-го издания,про Суворова.Ходили два раза на вечера отдыха.Один раз в Дом Культуры,другой раз в училище, где учили на фармацевтов.И это за полгода...Считаю,что очень даже нормально.А вот в Смоленске с культурным досугом дело обстояло так...С телевизором было получше.Кроме обязательной программы можно было иногда и футбол-хоккей посмотреть,или киношку какую-нибудь.Для обязательного трёхразового просмотра фильмов в части условий не было,поэтому ходили в расположенный поблизости клуб "Коминтерна". Там репертуар был тоже не бог весть какой,но всё-таки...Иногда и очень приличные фильмы бывали."Рабы", "Ответ знает только ветер"...В увольнениях захаживали иногда и в городские кинотеатры."В джазе только девушки" впервые видел в Смоленске.Один раз ходили в театр,смотрели пьесу Вампилова "История с метранпажем".Разок были и в краеведческом музее.Ну и библиотека.В части своей библиотеки не было,поэтому книги мы брали всё в том же клубе "Коминтерна".Надо заметить,что в армии я прочитал очень много книг, благо времени хватало.Но тут был один нюанс.И заключался он в следующем.Когда мы уезжали на неделю в бункер,то каждый брал с собой книги.И вот,прочитав свои,приходилось брать книги у сослуживцев.А,так как,со мной служили ребята,в основном,сельские,то и книги они брали соответствующие.Боже мой,сколько мне пришлось перечитать всякой хрени про передовых агрономов и председателях-ретроградах,про чувашских трактористов и методы вспашки,про кулаков-вредителей,продразвёрстку и т.д. и т.п.!Но,с другой стороны,я очень благодарен армии за классику,до которой в школе так и не добрался."Поэмы"Пушкина,"Пётр Первый" Толстого,тургеневские "Вешние воды","Ася","Первая любовь"."Мартин Иден"Джека Лондона и весь О'Генри. Запомнилось мне и как я брал "Посмертные записки Пикквикского клуба"Диккенса.Библиотекарша с удивлением на меня посмотрела и сказала,что книга находится в фонде с 1957 года и я первый,кто её взял.Встречались там и очень редкие книги.Однажды я напоролся на книгу 1941 года издания про капитуляцию Франции.Первое издание книги Саянова "Небо и земля".Книга Митчела Уилсона "Брат мой,враг мой".Всегда интересовался футболом,поэтому был очень рад,что обнаружил в библиотеке такие книги,как "Большой футбол"Андрея Старостина и переводную книгу про вратарей "От Заморры до Яшина".Из книг на военную тематику запомнились "Зори здесь тихие"Бориса Васильева,"Балтийское небо"Чаковского,пикулевский "Реквием каравану PQ-17" и "Корабль её величества "Улисс""Алистера Маклина.Из фантастики,конечно,братья Стругацкие "Планета Радуга" и "Понедельник начинается в субботу".Но,кроме библиотеки были и другие источники.Брал я книги и у диспетчера с КП прапорщика Васи Коршукова,приносила книги и "Роман-газету" техник-синоптик Зоя Алексеевна Нечаева."Атланты и кариатиды" Ивана Шамякина прочитал именно в "Роман-газете".А однажды царский подарок сделал нам начальник метеобюро подполковник Пивовар.Он принёс,правда только на одну ночь,том эротических рассказов Мопассана.А ведь в то время секса в СССР небыло!!!И вот я,целую ночь,в перерывах между кольцовками,громко и внятно,а главное быстро,читал для несомкнувших глаз метеоспециалистов про ЭТО...



полная версия страницы