Форум » История Государства Российского, его Армии, Авиации и Флота » История Военно-Морского Флота России » Ответить

История Военно-Морского Флота России

Admin: Борьба русского народа за выходы к морю в XIII-XVII вв. После татарского нашествия у России остались выходы только к трем морям: Балтийскому, Баренцеву и Белому. В Балтийском море русские владели только небольшой береговой линией Финского залива. Этот приморский участок, однако, имел важное значение, так как в Финский залив впадает река Нева, вытекающая из Ладожского озера, куда текут многочисленные реки. Восточная часть Финского залива, связывающая Балтийское море с речными системами северо-восточной окраины Европы, издавна привлекала к себе внимание западных соседей России, в первую очередь Швеции. Шведские захватчики стремились овладеть берегами Невы и Финского залива, чтобы отрезать Новгород от морского побережья и отнять у русского народа единственный морской путь к странам Западной Европы. Борьба за восточное побережье Финского залива с особенной силон развернулась с XIII веке, когда русские земли были разорены набегами татар, что позволило католической церкви предпринять против обессиленной Руси большой крестовый поход. Инициаторами этого похода были римские папы, а исполнителями - немецкие рыцари в Ливонии, шведские и датские феодалы... http://russiaflot.ru/bdpetr/ Важнейшие морские баталии Древнерусского флота Морской поход на Константинополь (Июнь 860г.) Морской поход Киевского князя Олега в Византию для защиты торговли и рыболовства на Русском (Черном) море. (907г.) Взятие Сигтуны (1187г. 14.07) Невская Битва (1240г. 15.7) Освобождение Новгородско-Псковскими войсками крепости Орешек, захваченной в 1348 г. войсками шведского короля Магнуса. (1349г. август) Взятие казаками турецкой крепости Очаков. (1545г. 13.10) Создание флотилии на Балтийском море. (1570) Открытие С.И. Дежневым пролива отделяющего Азию от Америки - Берингова пролива. (1648г. 20.9) Зарождение лоцманского дела в России. (1653) Морской бой у острова Котлин. (1656г. 22.7) Закладка первого Русского военного корабля "Орел". (1667г. 14.11) Создание первого краткого военно-морского устава. (1669г. май) Начало "биографии" ботика Петра I - "Дедушки Русского флота" (1688) Начало строительства "Потешного" флота на Переславском (Плещеевом) озере. (1688г. август) Начало второго Азовского похода (1696г. 3.5) История флота Российской Империи Официальная дата рождения регулярного Российского флота (1696г. 20.10) Создание в Москве приказа воинского морского флота (1698г. 11.12) Учреждение Петром I Андреевского флага - кормового флага кораблей Российского флота (1699г. 30.11) Указ Петра I о создании в Москве школы математических и навигационных наук - первого в России военно-морского учебного заведения (1701г. 14.01) Оборона Архангельска от шведов (1701г. 25.06) Начало создания Балтийского флота - основание на реке Сясь судостроительной верфи и закладка первых судов (1702г. май) Начало движения по "Государевой дороге" (1702г. 17.8) Взятие крепости Нотебург (Орешек) (1702г. 11.10) Морской бой в устье Невы (1703г. 7.5) Основание Кронштадта - первой Русской крепости на Балтийском море (1704г. 7.5) Оборона Санкт Петербурга в ходе северной войны (1705г. 4.6-16.7) Указ Петра I о создании морского полка, положивший начало организации морской пехоты Российского флота (1705г. 16.11) Указ Петра I об обосновании в Санкт-Петербурге при Адмиралтействе "модель-камеры" - первого в России морского музея (1709г. 13.1) Взятие крепости Выборг в ходе Северной войны (1710г. 13.6) Гангутское морское сражение в ходе Северной войны (1714г. 27.7) Основание Санкт-Петербургской Адмиралтейской гошпитали (1715г. 27.10) Учреждение по указу Петра I Адмиралтейств-коллегий (1717г. 11.12) Получение Петром I челобитной крестьянина Е.П. Никонова о постройке "потаенного судна" (1718г.) Бой у о. Эзель в ходе Северной войны (1719г. 24.5) Издание первого морского устава (1720г. 13.4) http://www.rusnavy.ru/ http://flot.com/history/kron.htm http://shiphistory.ru/

Ответов - 25

майор В.Богданов: ЛЮБЕЗНОМУ СОСЛУЖИВЦУ Мичман Домашенко Александр Александрович (1804-1827). Памятник мичману Домашенко. Архитектор: Шарлемань Иосиф Иванович (1772-1861) Открыт в 1828 г. Материалы: чугун – стела; бронза золоченая – венок, литеры; гранит – основание. Надписи: на стеле с лицевой стороны накладными литерами: В память / человеколюбиваго / подвига / А. Домашенка / 9го Сентября 1827 года / при берегахъ Сицилии; ниже – «Азов»; с тыльной стороны: Офицеры корабля Азова / любезному сослуживцу / бросившемуся с кормы / корабля для спасения / погибающаго в волнах / матроза и заплатившему / жизнию за столь / человеколюбивый / поступок Высота стелы — 3,35 м. Подвиг мичмана Домашенко Русская эскадра в составе которой был новый линейный корабль "Азов", где и служил 25-летний лейтенант Нахимов миновала Гибралтар и вошла в Средиземное море, стремясь на помощь восставшим грекам. В нескольких милях от порта Палермо, у южной части острова Сицилия, 9 сентября 1827 года эскадру настиг шторм. Для "Азова" плавание в Средиземном море началом несчастливо — мичман Домашенко погиб, спасая матроса. И Нахимов, промолчавший о том, как он сам пытался в Тихом океане спасти утопающего, — Нахимов теперь подробно описал подвиг товарища, ходившего с ним на "Крейсере" в кругосветное плавание. "Был очень свежий ветер с дождем и жестокими порывами, волнение развело огромное, — рассказывает Павел Степанович своему однокашнику и другу Михаилу Францевичу Рейнеке (будущему известному полярному исследователю. — В один из таких порывов крепили крюйсель. Матрос, бывший на штык-блоке, поскользнулся и упал за борт. Домашенко в это время сидел в кают компании у окна и читал книгу, вдруг слышит голос за кормой, в ту же секунду кидается из окна сам за борт, хватает стул, прежде брошенный, плывет с ним к матросу и отдает ему оный, сам возле него держится без всего на воде (как жаль, что он не схватился вместо стула за бочонок, который тут же был брошен, тогда, быть может, они оба были бы спасены). Все возможное было употреблено к спасению их; шлюпка хотя с большою опасностью, но весьма скоро была спущена и уже совсем подгребала к ним, как в пяти саженях от шлюпки пошли оба на дно. О, любезный друг, какой великодушный поступок! Какая готовность жертвовать собой для пользы ближнего! Жаль, очень жаль, ежели этот поступок не будет помещен в историю нашего флота, а бедная мать и родные не будут награждены, которые им только и держались". Но благодаря П. С. Нахимову и его сослуживцам подвиг Александра Домашенко не был забыт. По окончании русско-турецкой войны "Азов" возвратился в Кронштадт. Офицерский состав по инициативе контр-адмирала М. П. Лазарева и капитан-лейтенанта П. С. Нахимова возбудил ходатайство об установлении в Кронштадте памятника мичману А. А. Домашенко. Офицеры "Азова" по общественной подписке собрали деньги в 1828 году, по чертежам Лазарева и Нахимова был изготовлен и установлен на его нынешнем месте в Саду отдыха города Кронштадт. Текст: http://www.encspb.ru/article.php?kod=2805474726 http://www.strelna.ru/ru/articles/chronology_navy/150.htm Фото: http://anna-rusova.narod.ru/spb.html

Slava P.: Врагу не сдался наш гордый «Варяг» Сегодня, 9 февраля, отмечается 107-я годовщина подвига крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец". Торжества начались во Владивостоке: на Морском кладбище города. К памятнику героям "Варяга" были возложены венки и цветы, прозвучала молитва в память о русских моряках, чей подвиг стал символом мужества и отваги. Мемориал матросам крейсера «Варяг» был открыт по просьбе раненых моряков легендарного крейсера. В госпиталь Чемульпо сразу после боя поступили 24 русских матроса. Умирая от ран, они просили похоронить их на русской земле. Правительство России в 1911 году обратилось к Японии с просьбой разрешить перенос праха в Россию, во Владивосток. Японцы дали согласие на перенос останков русских моряков из оккупированной ими Кореи. 20 декабря 1911 года состоялось погребение останков героев на Морском кладбище Владивостока. Летом 1912 года на братской могиле на народные пожертвования был установлен обелиск из серого гранита, увенчанный Георгиевским крестом. В первый день русско-японской войны, 9 февраля 1904 года (27 января по старому стилю), у корейского порта Чемульпо крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вступили в бой с 14 японскими миноносцами. За 50 минут сражения "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, потопив один миноносец и серьезно повредив два крейсера. Сам "Варяг" получил 5 подводных пробоин и лишился трех орудий; офицер и 30 матросов были убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, еще около 100 человек получили легкие ранения. "Варяг" и "Кореец" вернулись в порт. Чтобы не дать противнику захватить поврежденный корабль, было решено затопить крейсер "Варяг", а канонерскую лодку "Кореец" взорвать. Под впечатлением подвига экипажа крейсера "Варяг" австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение "Der „Warjag“", посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала "Югенд". В апреле 1904 года Елена Студенская опубликовала перевод этого стихотворения. Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца". Наверх, вы, товарищи, все по местам, Последний парад наступает. Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг", Пощады никто не желает! Все вымпелы вьются и цепи гремят, Наверх якоря поднимая, Готовятся к бою орудия в ряд, На солнце зловеще сверкая! И с пристани верной мы в битву идём, Навстречу грозящей нам смерти, За Родину в море открытом умрём, Где ждут желтолицые черти! Свистит и гремит, и грохочет кругом. Гром пушек, шипенье снарядов, И стал наш бесстрашный и гордый "Варяг" Подобен кромешному аду. В предсмертных мученьях трепещут тела, Гром пушек, и шум, и стенанья, И судно охвачено морем огня, Настали минуты прощанья. Прощайте, товарищи! С Богом, ура! Кипящее море под нами! Не думали, братцы, мы с вами вчера, Что нынче умрём под волнами. Не скажут ни камень, ни крест, где легли Во славу мы Русского флага, Лишь волны морские прославят одни Геройскую гибель "Варяга"! Вечная Память и Слава русским офицерам и матросам!

майор В.Богданов: Санкт-Петербург, Никольская пл. В этом саду у Никольского морского собора рядом с памятником героям Цусимы прошло моё детство. Рядом есть братская могила моряков, погибших в 1919 году, но она была занесена снегом, и фотографировать её было бессмысленно. Позже сфотографирую. Со временем многие барельефы были обезображены, часть украдена любителями отправлять памятники старины за рубеж. Уже студентами мы писали и в ЦВММ , и в МО СССР, и в ЦК КПСС с просьбой восстановить памятник, как образец для нас будущих авиационных инженеров верному служению Отечеству. Мы были явно не одиноки. И все же достучались. Памятник восстановлен был в первоначальном виде пока мы учились в ЛИАПе.

Азов: майор В.Богданов пишет: В этом саду у Никольского морского собора рядом с памятником героям Цусимы прошло моё детство. Рядом есть братская могила моряков, погибших в 1919 году, но она была занесена снегом, и фотографировать её было бессмысленно. Позже сфотографирую. Со временем многие барельефы были обезображены, часть украдена любителями отправлять памятники старины за рубеж. Уже студентами мы писали и в ЦВММ , и в МО СССР, и в ЦК КПСС с просьбой восстановить памятник, как образец для нас будущих авиационных инженеров верному служению Отечеству. Мы были явно не одиноки. И все же достучались. Памятник восстановлен был в первоначальном виде пока мы учились в ЛИАПе. В Петербурге, вдали от Цусимы, У собора Никольского, в сквере, Монумент, как маяк негасимый, Был воздвигнут в неброской манере. Три ступени гранит постамента, И гранённо-изящная стела. Лаконичный фасад монумента, Скупо солнце балтийское грело. Крест высокую стелу венчает И орёл расправляющий крылья, Проходящий не всяк замечает Стелу в зелени сквера обилья. Скромно всё, нет нужды в лишнем лоске! Цвет неброский, чуть розово-серый, Тёмной бронзы привинчены доски, Перечислены где офицеры. Перечислили там и матросов, Жаль не всех, многих нету в том списке! Мало места у каменных стёсов Всех отметить на том обелиске! Их без малого тысяча была, С «АЛЕКСАНДРОМ» погрязшим в пучине. Пыль забвения их не покрыла, Память жива о них и поныне! В честь похода и боя медалью, Всех посмертно одной наградили. Тёмно-бронзовой круглой скрижалью, На граните медаль укрепили. Не попался вандалам под руку, Пережил времена лихолетий, Знак о том, как за Русь принял муку «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I I I». Символ этот наглядно и зримо, Об одной из ужасных трагедий, Пусть веками стоит нерушимо! «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I I I»!

Тестов: Гуляя по сети, набирал: "ШМАС".На неофициальном сайте родного Северодвинска www.sevska.net в теме "Ягринлаг" выложена информация из очерка М.М.Остроченко и А.М.Остроченко"Северодвинск - город корабелов" 1993г.Оказывется в 1947г было закрыто 1 лаготделение Ягринлага. Именно в оставшиеся от лаготделения бараки и въехал ШМАС, сегодня ДКБФ 127-я ВШМС в/ч95109 в Выборге.Штрафники-зэки тянули железную дорогу от Молотовска(Северодвинска) к Нёноксе и довели её до реки Солза.Нёнокса славна тем, что с 1954 года возле неё размещается на берегу Белого моря ордена Ленина Государственный Центральный Полигон ВМФ, где встали на крыло все баллистические ракеты подводных лодок, многие крылатые ракеты морского базирования и зр комплексы ВМФ.В 90 годы часть оборудования полигона была переподчинена Космическим войскам РФ, обеспечивали пуски с Мирного(космодром Плесецк).Оказывается, и аэродром в Васьково, где в 50-90гг стояли истребители ПВО начинали строить з/к лагпункта Ягринлага.А з/к 4 лаготделения работали на "СевДорМаше".В войну завод выпускал миномётные мины. С 1957 по 2005гг. делал шнекороторные снегоочистители на базе "ЗиЛ-157,131", "Уралах" и "КАМАЗах", которые до сих пор чистях взлётки, рулёжки и стоянки от снега по всему бывшему СССР и окрестностям( в том числе в Турции - члене НАТО), вот только сам "СевДорМаш"обанкрочен и его никто не покупает.З/к Ягринлага построили 42-ой цех "Севмаша", именно в нём была построена первая наша АПЛ"Ленинский комсомол", ими же выстроен и 50-ый цех, и превые причалы Молтовского(Северодвинского) порта, и ТЭЦ №1.История родного города полна тёмных пятен, как и история родной страны.Но это-моя страна, это- мой родной город.

Admin: Несостоявшийся русский десант в Босфор Анализ боевых действий русских войск в ходе войны 1877-1878 гг. показал, как долог и труден поход к Стамбулу сухим путем. Между тем даже тихоходный грузовой пароход, выйдя из Севастополя, через два-три дня будет уже в Босфоре. Кроме того, появление британского флота в Проливах и у черноморских берегов России стало кошмаром для руководства Военного и Морского ведомств. Единственным решением обеих проблем сразу мог стать захват Россией обоих проливов или, по крайней мере, Босфора. В сентябре 1879 г. в Ливадии состоялось совещание высших сановников под председательством Александра II, на котором обсуждался вопрос о возможной судьбе Проливов в случае распада Османской империи. Как писал участник совещания дипломат П. А. Сабуров, Россия не могла допустить двух вещей: расширения Австро-Венгрии на Балканах и «постоянной оккупации Проливов Англией». Была намечена задача: «овладение Проливами в случае, если обстоятельства приведут к уничтожению турецкого господства в Европе» (54. Т. I. С. 112). В качестве союзника России называлась Германия, которой взамен предлагалось гарантировать сохранение в ее составе Эльзаса и Лотарингии. Решения этого совещания стали основой инструкций направленному в Берлин для переговоров П. А. Сабурову.Россия добивалась от Германии и Австро-Венгрии признания принципа закрытия Проливов для военных судов всех государств, а в случае нарушения этого принципа Портой – предупреждения ее о невозможности гарантировать территориальную целостность, обеспеченную Берлинским трактатом. Австро-Венгрия, вначале активно выступавшая против введения этого принципа, под давлением Бисмарка вынуждена была уступить. Секретный австро-русско-германский договор был подписан 6 (17) июня 1881 г. Подобно договору 1873 г. он получил звучное название «Союза трех императоров», хотя скорее это было всего лишь соглашение о нейтралитете, который договаривающиеся стороны обязывались соблюдать в случае возникновения военного конфликта одной из них с четвертой великой державой. 3-я статья договора гласила: «Три двора признают европейское значение и взаимную обязательность принципа закрытия проливов Босфора и Дарданелл для военных кораблей, основанного на международном праве, подтвержденного трактатами и формулированного в декларации второго уполномоченного России в заседании Берлинского конгресса от 12 июля (протокол № 19») (49. С. 229). Статья эта означала, что Германия и Австро-Венгрия присоединились к русскому толкованию принципа закрытия Проливов и отклонили английский вариант, согласно которому державы обязывались соблюдать принцип закрытия Проливов только перед султаном, но не друг перед другом и только в том случае, если этот принцип будет выражен в «свободно принятом» решении султана. Присоединившись к точке зрения России, Германия и Австро-Венгрия отвергли тем самым право Англии вводить свой флот в Проливы и Черное море по соглашению с Турцией. В этой же статье говорилось, что Россия, Германия и Австро-Венгрия будут вместе следить за тем, чтобы Турция не допускала исключения из общего правила и не предоставляла территорию Проливов для действий какой-либо воюющей державы. В случае нарушения этого условия или для его предотвращения в будущем, если бы предвиделась такая возможность, три державы обязывались предупредить Турцию, что они будут считать ее в состоянии войны с той державой, в ущерб которой будет нарушен принцип закрытия Проливов, и что с этого момента Турция лишается гарантий ее территориальной неприкосновенности, данных Берлинским трактатом. Таким образом, 3-я статья договора обеспечивала России гарантию дипломатического содействия со стороны Германии и Австро-Венгрии в недопущении пропуска султаном английского военного флота в Черное море... ...Одним из организаторов плана захвата Проливов стал сотрудник русского посольства в Константинополе А. И. Нелидов. В декабре 1882 г. Нелидов представил Александру III записку «О занятии Проливов». В записке указывалось на нестабильное положение Османской империи и возможность ее распада, что таило угрозу позициям России на Балканах и ее причерноморским владениям. Нелидов выдвигал, в зависимости от обстановки, три варианта занятия проливов: 1) открытой силой во время Русско-турецкой войны; 2) неожиданным нападением при внутренних сложностях с Турцией или внешней опасности; 3) мирным путем с помощью союза с Портой. Последний вариант был вполне реалистичен, поскольку султан Абдул Гамид, напуганный британской агрессией, сам предложил России вступить в соглашение по вопросу о Проливах. Поэтому именно этот вариант Александр III посчитал наиболее желательным. В июле 1883 г. по высочайшему повелению Нелидов становится полномочным послом России в Турции. В январе 1885 г. Нелидов подал Александру III новую записку «О задачах русской политики в Турции». Указывая на враждебные России действия европейских держав, на их все более активную экспансию в Малой Азии, Нелидов указывал на настоятельную необходимость занятия Босфора и даже Дарданелл. По мнению Нелидова, предпочтителен был мирный путь, основанный на договоренности (подкупе?) с турецкими чиновниками. В сентябре 1885 г. Александр III направил начальнику Генштаба Н. Н. Обручеву письмо, где заявлял, что главная цель России – занятие Константинополя и Проливов. Император писал: «Что касается собственно Проливов, то, конечно, время еще не наступило, но надо быть готовыми к этому и приготовить все средства. Только из-за этого вопроса я соглашаюсь вести войну на Балканском полуострове, потому что он для России необходим и действительна полезен» (42. С. 232). По сути дела это было поручение Обручеву готовиться к войне. В октябре 1885 г. Военное и Морское министерства совместно подготовили доклад об организации десантного отряда и обеспечении его транспортными средствами. Причем, по мнению авторов доклада, подготовка этого отряда не должна была вызвать трудностей, поскольку отряд планировалось сформировать на основе двух пехотных дивизий Одесского военного округа. Транспортные средства, предоставляемые Черноморским пароходным обществом и Добровольным флотом, также признавались достаточными. В 1886 г. Александр III приехал в Москву. На встрече его московский городской голова НА. Алексеев, не мудрствуя лукаво, призвал царя водрузить крест на Святой Софии. При этом Алексеев не только не был наказан, но получил от царя орден Анны 2-й степени, а речь его по царскому указу была полностью напечатана в газетах, к ужасу министра иностранных дел Гирса. В июне 1895 г. в Петербурге состоялось совещание, рассмотревшее ход выполнения программы строительства Черноморского флота. Военные заявили о готовности к занятию Верхнего Босфора 35-тысячным десантом. Право свободного прохода русского флота через Дарданеллы предполагалось получить потом дипломатическим путем. Следует заметить, что министр иностранных дел Гирс и большинство его подчиненных были против десанта в Босфор и всеми силами вставляли палки в колеса этому проекту. Против была и часть черноморских морских начальников, которые, манипулируя цифрами, доказывали, что Черноморский флот мог за один рейс перевезти не 35 тыс. человек, а только 8 тыс. Это было откровенным враньем, или, по терминологии 30-х годов XX в., вредительством. В случае мобилизации частных торговых судов флот мог за один рейс перевезти не 8 тыс. и не 35, а как минимум 100 (сто!) тыс. человек. Вспомним, что в 1920 г. Врангель за один рейс на 132 плавсредствах, многие из которых не имели хода и шли на буксирах, вывез в Стамбул 146 тыс. человек (из них 29 тыс. гражданских лиц) (45. С. 256). И это в ноябре, т. е. в самый неблагоприятный, с точки зрения погодных условий, период. Причем машины судов были крайне изношены в ходе непрерывных боевых действий с 1914 по 1920 г. и отсутствия необходимого ремонта. Подавляющее большинство матросов и кондукторов и большинство офицеров покинули суда еще в 1918-1919 гг., и к 1920 г. чуть ли на 90 % экипажи судов составляли офицеры, студенты, гимназисты и т. д., не имевшие никакого понятия о морском деле. Эвакуация проходила буквально под огнем красных. И, несмотря на все, эвакуация прошла удачно. Потерян был лишь миноносец «Живой», машины которого были неисправны, и он шел на буксире. К 1895 г. турецкий флот находился в полнейшем упадке. С 1878 и до 1914 г. турецкие боевые корабли ни разу не выходили в Черное море. До 1905 г. Босфорский пролив защищали только шесть береговых батарей, причем большинство их орудий были установлены открыто за земляными брустверами. Батареи находились на самом берегу пролива, почти у уреза воды. Расстрел их русскими броненосцами не составил бы особого труда. Но это скорее всего стало бы излишним. Моральный дух турок был слаб, и в случае внезапного нападения они просто не оказали бы сопротивления. Наконец, рядом с Босфором на обоих берегах Черного моря не было ни войск, ни противодесантных укреплений, не считая неудачно расположенных древних фортов Килия и Альмаз, т. е. при необходимости десант мог легко высадиться в нескольких верстах от входа в пролив. 1 ноября 1895 г. министр иностранных дел Австро-Венгрии А. Голуховский поддержал Англию и предложил европейским державам ввести в проливы эскадры, «невзирая на протест и сопротивление оттоманского правительства». Аналитики русского Генерального штаба и Министерства иностранных дел, основываясь на поступавшей к ним конфиденциальной информации, заранее определили нарастание британской угрозы Босфору. Еще за месяц до выступления лорда Солсбери, о котором я уже упоминал, 6 июля 1895 г. в Петербурге было собрано «Особое совещание» в составе министров: военного, морского, иностранных дел, русского посла в Турции А. И. Нелидова, а также высших военных чинов. В постановлении совещания упомянуто о «полной военной готовности захвата Константинополя». Далее сказано: «Взяв Босфор, Россия выполнит одну из своих исторических задач, станет хозяином Балканского полуострова, будет держать под постоянным ударом Англию, и ей нечего будет бояться со стороны Черного моря. Затем все свои военные силы она сможет тогда сосредоточить на западной границе и на Дальнем Востоке, чтобы утвердить свое господство над Тихим океаном» (42. С. 239). Летом 1896 г. два чиновника Морского министерства были командированы в Константинополь для осмотра узкой части Босфора. В августе того же года штаб Одесского военного округа направил к Босфору комиссию под руководством генерал-майора Чичагова. Эта комиссия получила разрешение султана на осмотр укреплений Босфора и Дарданелл с условием, что о замеченных недостатках в оборонительной системе Дарданелльского пролива будет информировано турецкое правительство. Заключение комиссии Чичагова, указавшей на недостаточность дарданелльских укреплений, было направлено для сведения в Министерство иностранных дел России. С ним было ознакомлено турецкое правительство, которому предлагалось обратиться за содействием в минной обороне пролива к России. Параллельно с подготовкой к десанту Россия пыталась выяснить намерения великих держав и мирным путем урегулировать вопрос о Проливах. В сентябре 1896 г. Николай II посетил Англию, где в замке Бальмораль – шотландской резиденции королевы Виктории – состоялись его переговоры с премьер-министром Солсбери. В том числе обсуждался вопрос и о Черноморских проливах. Николай II заявил о желании России установить контроль над Проливами без овладения какими-либо частями территории Турции. Солсбери отвечал, что это может быть осуществлено только «после исчезновения Турецкой империи». Так что переговоры оказались безрезультатными. Главный морской штаб с санкции царя решил поддержать вторжение в Босфор посылкой балтийской эскадры в Средиземное море. Поскольку броненосцы, создаваемые по судостроительной программе 1895 г., были еще на стапелях, то на Средиземное море послали только два броненосца под командованием контр-адмирала П. П. Андреева. В конце июля 1896 г. «Император Александр II» и «Наварин» покинули Кронштадт, обогнули Европу и 19 сентября 1896 г, бросили якоря в греческом порту Пирей. Поводом для этого послужили события на Крите. На Балтике остались лишь устаревший броненосец «Петр Великий», малый броненосец «Гангут» да проходивший испытания броненосец «Сисой Великий». Тем не менее обстановка заставила отправить в Средиземное море и не введенного официально в строй «Сисоя». В конце ноября 1896 г. «Сисой» покинул Кронштадт и уже в начале декабря вошел в Средиземное море. На Тихом океане Россия имела только один броненосец, и его тоже отправили в Средиземноморье. Англичане, скрипя зубами, пропустили броненосец «Николай I» через Суэцкий канал. Между тем на Тихом океане осталась внушительная эскадра броненосных крейсеров, предназначенных для действий на английских коммуникациях. В их числе были океанские крейсера «Нахимов», «Рюрик», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Адмирал Корнилов» и «Память Азова».[61] Там же находилось около дюжины легких крейсеров и кораблей Добровольного флота, которые в любой момент могли быть обращены в крейсера. Итак, в восточной части Средиземного моря оказалась русская эскадра, ядром которой были четыре новых броненосца, вооруженных двенадцатью 305-мм, восемью 229-мм и восемнадцатью 152-мм орудиями. Естественно, четыре русских броненосца не могли противостоять одиннадцати британским, но они могли затруднить помощь туркам в случае вторжения русских со стороны Босфора. Начнем с того, что русские броненосцы могли прорваться сквозь дарданелльские укрепления и войти в Мраморное море. Вероятность прорыва зависела исключительно от субъективного фактора – боевого духа расчетов турецких береговых батарей. Однако и боевой дух, и готовность к бою турецких береговых орудий были очень низки. А турецкий флот вообще можно было не принимать в расчет, с ним мог справиться один «Сисой» или «Наварин». В случае входа всей английской эскадры в Мраморное море четыре русских броненосца и без французской эскадры могли запереть ее в Дарданелльском проливе, выставив в самом узком месте (около версты) минные заграждения. В извилистом проливе во встречном бою вести огонь могли бы не более трех британских броненосцев, т. е. силы в бою были бы равны. Наконец, само присутствие русской эскадры в восточной части Средиземного моря лишало английское командование свободы маневра. Год назад английские броненосцы могли нестись на всех парах в Константинополь, а за ними через несколько дней на тихоходных транспортах могли бы отправиться британские сухопутные войска. Всего на Мальте было расквартировано 10 тыс. британских солдат, не считая туземного полка королевской милиции. Но теперь русская эскадра могла легко уничтожить транспорты с десантом. Поэтому англичанам пришлось бы ждать погрузки десанта неделю и более, и только тогда отправить десантные силы под прикрытием эскадры из одиннадцати броненосцев. Можно было разделить мальтийскую эскадру и отправить половину броненосцев на ловлю русских, а вторую половину – в Проливы. Однако разделение флота обрекало операцию по обороне Босфора на заведомую неудачу. 5 декабря 1896 г. на совещании министров под председательством Николая II было рассмотрено решение о высадке в Босфоре. В совещании участвовал посол Нелидов, горячо отстаивавший план вторжения. В соответствии с решением совещания Нелидов должен был дать из Стамбула условную телеграмму, которая послужила бы сигналом к отправке десанта. Текст телеграммы должен был быть любой, но с ключевой фразой: «Давно без известий». Командовать операцией назначили вице-адмирала Н. В. Копытова. В ней должны были участвовать эскадренные броненосцы «Синоп», «Чесма», «Екатерина II», «Двенадцать Апостолов», «Георгий Победоносец» и «Три Святителя», крейсер «Память Меркурия», канонерская лодка «Терец», минные заградители «Буг» и «Дунай», минные крейсеры «Гридень» и «Казарский», а также десять миноносцев и тридцать малых миноносок. Командиром сводного десантного корпуса был назначен генерал-лейтенант В. фон Шток. Численность войск «первого рейса» возросла по сравнению с прежним планом. В их составе теперь числилось 33 750 человек с 64 полевыми и 48 тяжелыми орудиями (из «особого запаса»). Вроде бы учли все, даже «3 версты железной дороги» собирались перевезти… В целях дезинформации операция была замаскирована под большие учения, включавшие переброску войск на Кавказ. Эскадра на пути к Кавказу должна была неожиданно повернуть на Босфор. Предусматривалось введение информационной блокады: «В назначенный момент внезапно прерываются все телеграфные провода Черноморского побережья с Европой». Эскадра же в ночное время форсирует Босфор и, пройдя до Буюк-Дере, становится на якорь (в тылу турецких береговых батарей). В это время посол Нелидов представит турецким властям ультиматум: немедленно передать России районы на обоих берегах Босфора под угрозой применения силы. Сопротивление турецких войск предполагалось подавить быстро. После чего русское командование должно было за 72 часа после начала высадки укрепить вход в пролив со стороны Мраморного моря. На берегах Босфора устанавливались тяжелые орудия «особого запаса», а «Буг» и «Дунай» выставляли поперек пролива заграждения в три ряда мин (всего 825 штук). Тут-то и пригодились бы сведения о течениях и глубинах, доставленные Макаровым. Кроме того, планировалось на обоих берегах пролива скрытно установить торпедные аппараты. 72 часа были отведены не случайно – это был наиболее ранний срок прибытия английской Средиземноморской эскадры с Мальты. При таких условиях у британской эскадры практически не было шансов форсировать Босфор. Что же касается Дарданелл, то тут вопрос спорный – все зависело от быстроты продвижения русских и степени сопротивления турок. Естественно, Англия могла существенно усилить свою Средиземноморскую эскадру и послать в Турцию две-три пехотные дивизии. Но для этого потребовалось бы уже несколько недель или месяцев. И британцы к тому времени могли встретить на берегах Босфора не только второй эшелон русских войск, но и отмобилизованные войска из внутренних военных округов, а кроме 9-дюймовых мортир – десятки 11-дюймовых береговых пушек и 11-дюймовых мортир, снятых с береговых батарей Севастополя, Очакова, Керчи и Батума. В случае расширения конфликта до глобальных масштабов русский Генштаб прорабатывал даже удар русских войск из Средней Азии в направлении Индии… В общем, шансов на успех хватало. Тем не менее в последний момент вторжение было отменено. Почему? Думается, решающую роль здесь сыграл субъективный фактор – непостоянство характера Николая II. По этому поводу министр иностранных дел В. Ламздорф записал в своем дневнике: «Молодой государь меняет точки зрения с ужасающей быстротой». Противники десанта, конечно, приводили царю и объективные факторы. В частности, рассматривался вариант, при котором английский десант успевал захватить пролив Дарданеллы, пока русские занимали Босфор. Теоретически в этом случае русский флот запирался бы в Черном море. Но это только теоретически. Англия хотела захватить Дарданеллы, но только вместе с Босфором. Тогда английский флот мог бы угрожать русским берегам, как во время Крымской войны, а английская база в Босфоре была бы отделена от сухопутных сил русской армии Черным морем и британскими броненосцами. База в Дарданеллах рядом с русскими базами в Босфоре таила для англичан больше опасностей, чем выгод. Весь английский флот не смог бы помешать России скрытно перебросить за несколько дней крупные силы пехоты и артиллерии и захватить английскую базу с суши. Англичане пуще всего боялись прямого соприкосновения с русской пехотой как в Центральной Азии, так и в других местах. Вторым аргументом против десанта была возможная международная изоляция России. Действительно, Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия не желали, чтобы Константинополь стал русским губернским городом. Другой вопрос, кто бы пошел воевать за Проливы? Ведь на дворе был не 1853, а 1896 г. Между Россией и Францией действовал союзный договор 1892 г., а взоры всех французов были прикованы к отнятым немцами в 1871 г. Эльзасу и Лотарингии. По той же причине Германия не могла послать войска в Проливы, чтобы одновременно не услышать «Марсельезу» на Рейне и «Соловей-пташечку» на Одере. А в войне против России без поддержки Германии Австро-Венгерская «лоскутная» империя не продержалась бы и пары месяцев. Следует заметить, что после кризиса 1897 г. планы вторжения в Босфор не были отменены. Их лишь временно «положили под сукно». «Особый запас» не был расформирован, правда, часть его орудий и боеприпасов в 1904-1905 гг. была отправлена в Маньчжурию. Но после 1905 г. «Особый запас» стал вновь расти. На Тихом океане назревала война с Японией... http://shirikorad.ru/136.html Примечание. Адмирал Павел Петрович АНДРЕЕВ. http://starosti.ru/archive.php?y=1911&m=10&d=20 Моя статья о нем на Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Андреев,_Павел_Петрович

майор В.Богданов: ПАМЯТНИК ДОНСКИМ КАЗАКАМ XVII ВЕКА Кронштадт. 11 октября 2011 Русско-шведская война 1656—1658 годов велась Русским царством с целью недопущения польско-шведской унии, возвращения русских земель на побережье Финского залива, захваченных шведами в XVI—XVII веках, и обретения выхода к Балтийскому морю. Военные действия велись на ингерманландском и ливонском направлении. На ингерманландском направлении целью действий русских войск в 1656 году было занятие устья реки Нева. В июле 1656 войсками под командованием воеводы стольника Потёмкина численностью в 1000 человек были заняты Нотебург (рус. Орешек, ныне — Шлиссельбург) и Ниеншанц (рус. Канцы). В состав отряда входили: новгородские и ладожские стрельцы,пешие казаки, карелы-переселенцы, 570 человек донских казаков, в том числе на стругах. На этом направлении большую помощь русским войскам оказывали партизанские отряды православных карельских крестьян. Одним из важных эпизодов данного похода, вошедшим в энциклопедический словарь "Морские памятные даты", является морской бой, который дали шведам донские казаки. 22.07.(01.08) 1656 г. состоялся морской бой у острова Котлин, в результате которого флотилия донских казаков разгромила отряд гребных шведских кораблей. Казаки захватили 6-и пушечную галеру и совершили набег на укрепления острова Котлин. В память о морской победе казаков над шведами в Кронштадте установлен памятник, который я сфотографировал: При фотографировании мной допущен брак в работе: не отснял надпись на четвертой стороне памятника. Этим летом исправлю допущенную ошибку.

майор В.Богданов: Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах» Кронштадт.Ленинградская улица. 11.10.2011 Проект часовни разработал профессор Петербургской Академии Художеств В. А. Косяков, который в это время уже занимался также строительством Морского Никольского Собора в Кронштадте. 28 сентября 1903 года в присутствии Главного Командира Кронштадтского Военного порта вице-адмирала С. О. Макарова состоялось торжество закладки новой часовни. К середине сентября 1904 года здание было почти готово: водружен крест и сняты леса с купола. Мозаики часовни («Неверие Петра», «Чудо о корабельщиках») были выполнены А.Быстровым в стенах Мозаичной мастерской Российской Академии художеств. Они способствуют ощущению стремительного ритма волн холодного моря. В советское время часовня была запущена и представляла собой жалкое зрелище. В 2003 году ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" начал работы по реставрации часовни, которые в течение года велись в соответствии с исторической справкой КГИОП. 17 мая 2004 года, в дни празднования 300-летия г. Кронштадта, часовня «Спас-на-Водах» была освящена.

майор В.Богданов: ПАМЯТНИК В ЧЕСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПОПОВЫМ РАДИО Кронштадт. Сквер на Тулонской аллее около Ленинградской пристани. 11.10.2011

майор В.Богданов: Могила капитана 1-го ранга Ивана Петровича Белавенца. Капитан 1-го ранга, начальник Компасной обсерватории в Кронштадте, писатель и исследователь в области научной навигации, известен своими трудами по зарождавшейся при нем науке девиации компасов. Большая Ижора, Ленинградской области. Фото 06.09.2010г. Иван Петрович происходил из дворян Смоленской губернии, родился в мае 1830 года и первоначальное образование получил в Морском корпусе, откуда был выпущен в гардемарины 24-го августа 1846 года. Произведенный (1848 году) в мичманы, он был оставлен в офицерском классе (ныне Академия), с 1848 года по 1851 год крейсировал в Балтийском море и Финском заливе на кораблях "Березина", "Кацбах" и "Регвизан", фрегатах: "Постоянство" и "Церера", на корвете "Наварин" и транспорте "Америка", 7-го августа 1851 года произведен в лейтенанты и в течение 1852 и 1853 годов совершил кругосветное плавание от Кронштадта к берегам Японии на фрегате "Паллада", и во время этого путешествия занимался астрономическими и магнитными наблюдениями и преподавал гардемаринам навигацию, астрономию и физику. Командированный на винтовую шхуну "Восток", Белавенец принимал участие в описи и определении астрономических пунктов на берегах Кореи и только в 1854 году возвратился в Кронштадт, совершив это путешествие берегом Сибири. В 1855 году по собственному желанию он был командирован в Севастополь, где был назначен командовать батареей на Театральной площади, причем 23-го апреля был сильно контужен в голову. Вернувшись в Кронштадт, Белавенец получил назначение состоять при вице-адмирале фон Шанце флаг-офицером на пароходофрегате "Камчатка", на малом Кронштадтском рейде, для защиты Кронштадта от нападения англо-французского флота, а вскоре получил в команду винтовую лодку "Стерлядь". По заключении мира, Белавенец был командирован, в 1856 году, в Северную Америку на строившийся там фрегат "Генерал-адмирал", с которым в 1859 году вернулся в Кронштадт, благополучно проведя его через океан. В 1860 году Белавенец командовал пароходом "Курьер" в Финском заливе и 17-го октября того же года был произведен в капитан-лейтенанты. В 1861 году с тем же пароходом "Курьер", которым он продолжал командовать, ходил по Балтийским портам. В это же время им был сделан в Кронштадте ряд магнитных наблюдений, после чего он означил на стенках гаваней истинные пеленги для определения по ним девиации судовых компасов на рейде. В 1862 году Белавенец был командирован в Англию, на Лондонскую всемирную выставку, для собрания сведений по гидрографии и для ознакомления с вопросами о девиации компасов. Здесь он был избран корреспондентом Британского съезда ученых и членом жюри по части морских наук и навигации. Вернувшись в Россию в 1863 году, Белавенец прочел в Кронштадте шесть публичных лекций о "Девиации компасов и о компасной обсерватории", а вскоре после этого был вторично командирован в Англию для производства магнитных наблюдений на строившейся броненосной батарее "Первенец" и для установки там компасов. По возвращении из Англии, ему было поручено исследование магнетизма на вновь строившихся броненосных батареях и мониторах, а вместе с тем он занимался исследованием возможности установки компаса на подводных лодках. 15-го марта 1865 года Иван Петрович был назначен начальником только что в этом году устроенной компасной Обсерватории в Кронштадте и пожалован золотым компасом, украшенном бриллиантами, с надписью: "за полезные и ученые труды капитан-лейтенанту Белавенцу". В этом же году он опять ездил в Англию, командированный туда для заказа инструментов на компасную обсерваторию и для собирания сведений по девиации компасов, а 27-го марта 1866 года был произведен в капитаны 2-го ранга. В 1870 году во время путешествия Великого Князя Алексея Александровича по рекам и озерам до Архангельска, он находился в экспедиции для производства магнитных наблюдений, снаряженной одновременно с этим путешествием; в Архангельске он сел на шхуну "Секстан" и плавал на ней к Мурманскому берегу, в Белое море и Ледовитый океан, после чего на клипере "Жемчуг" сделал переход в Кронштадт. 1-го января 1871 года был произведен в капитаны 1-го ранга. Умер 22-го февраля 1878 г. Научные труды Белавенца по девиации компаса и его обширные литературные сочинения, печатавшиеся, преимущественно, в "Морском Сборнике", доставили ему довольно широкую известность в морских кругах и дали ему возможность, в качестве начальника компасной обсерватории, применять на деле сделанные им наблюдения и открытия. Заведуя этой обсерваторией, он нес, главным образом, обязанности по установке компасов и определению девиации на всех судах нашего флота; по его наблюдениям и вычислениям были установлены компасы на всех мониторах и железных броненосных судах и на "поповках", на которых ему пришлось применить новые приемы, так как суда эти имели круглую форму. Он изобрел особый прибор для устранения девиации и усовершенствовал многие морские инструменты. Стараниями Б. были также, между прочим, основаны в Кронштадте первые литературные вечера и "Детская Библиотека". Текст: http://flot.su/?f=_znamenitiih_rossiiyskih_flotovodtsev&p=217

майор В.Богданов: Рекомендую посетить сайт: http://flot.su/index.php

майор В.Богданов: СТЕЛА НА АНГЛИЙСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ Санкт-Петербург, Большая Нева. 25.04.2011. Помещаю без комментариев.

майор В.Богданов: Юрий Фёдорович Лисянский Надгробный памятник капитану 1-го ранга Лисянскому. Лазаревское кладбище. Санкт-Петербург. Капитан 1-го ранга Юрий Фёдорович Лисянский — флота капитан І ранга; родился 2 августа 1773 г. в Нежине, умер 22 февраля 1837 г.; воспитывался в морском кадетском корпусе и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины; в 1788 г., во время войны со Швецией, был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате "Подражислав" участвовал в Гохландском сражении. Произведенный в 1789 г. в мичманы, он находился затем почти во всех главных битвах со шведами на море до окончания кампании в 1790 г. В 1793 г. Лисянский был произведен в лейтенанты и в том же году, по повелению императрицы Екатерины II, послан в числе 16-ти флотских офицеров в Англию служить волонтером в британском флоте. Пробыв там 5 лет, он сделал несколько морских кампаний, в том числе к берегам Сев. Америки, к мысу Доброй Надежды, в Ост-Индию, жил некоторое время в Филадельфии, неоднократно участвовал в сражениях с французами и в 1796 г., при взятии фрегата "Елизавета", контужен был в голову. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, он был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром фрегата "Автроил", а в 1803 г., за 18 морских кампаний, награжден орденом св. Георгия 4-го класса. В том же году вышел его перевод книги Клерка: "Движение флотов", и тогда же, по поручению Российско-Американской компании, Лисянский съездил в Лондон для покупки двух шлюпов, которые и были приведены им в Кронштадт; оба шлюпа назначены были в экспедицию вокруг света под начальством Крузенштерна. Снявшись с кронштадтского рейда, оба шлюпа — "Надежда" под командой Крузенштерна и "Нева" под командой Лисянского — 26 ноября 1803 г. перешли экватор и 8-го июля 1804 г., обогнув мыс Горн, достигли Сандвичева острова Овайги. Здесь Лисянский отделился от Крузенштерна, взяв самостоятельный курс к северо-западному берегу Америки на остров Кадьяк, затем он отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову в возвращении взятого и разоренного калошами города Новоархангельска. На обратном пути им были открыты острова "Лисянского" и "Крузенштерна". 21 ноября, прибыв в Макао, Лисянский соединился с Крузенштерном, откуда они вместе направились к мысу Доброй Надежды, и здесь снова расстались. Лисянский перешел в Портсмут и оттуда 26 июня 1806 г. вернулся в Кронштадт. За это путешествие он был произведен в капитаны 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10000 руб. В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля "Эмгейтен", а 8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг." (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Его значительная коллекция различных предметов тропических и других посещенных им стран, одежд, оружия и других редкостей после его смерти, по завещанию, поступила в Румянцевский музей. Текст с : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/72267/Лисянский

майор В.Богданов: ПАХТУСОВ ПЁТР ИЛЬИЧ Памятник мореплавателю Пахтусову в Кронштадте. Пахтусов Пётр Кузьмич, 1800 - 1835) известный мореплаватель. Воспитание получил в Кронштадтском штурманском училище, участвовал в экспедиции под начальством Ф.П. Литке , на которого было возложено первое обстоятельное исследование наших северных побережий; производил опись устьев р. Печоры и берегов Ледовитого океана. По окончании этой работы П. продолжал заниматься гидрографическими работами в Белом море, под начальством известного гидрографа Рейнеке , до 1829 года, когда им был составлен план дальнейшей описи берегов Новой Земли. Выполнение этого плана началось в 1831 году, благодаря содействию коммерции сов. Брандта и форстмейстера Клокова. Они снарядили экспедицию из двух судов, одним из которых командовал П. В августе 1832 года он подошел к южной оконечности Новой Земли, откуда, перезимовав, и начал весной опись берега к Северу до реки Саввиной. В 1833 году, 13 августа, он вошел в восточное устье Маточника Шара, исследовав и сняв впервые берег Новой Земли на протяжении около 200 морских миль. Не имея запасов для вторичной зимовки и не встретив своего товарища с другим судном (лейтенант Кротов погиб без вести), П. решился возвратиться в Архангельск. Пройдя Маточкин Шар, он пошел к острову Колгуеву, откуда должен был направиться к устью Печоры; здесь, чуть не потерпев крушения, он добрался до селения Куя, где и зимовал. За 14 месяцев работ, кроме описи берегов, им определено астрономическое положение 3 точек вполне и нескольких - только по широте. В 1834 году П., по распоряжению морского ведомства, был вновь послан на Новую Землю для описи восточного берега острова к Северу от Маточкина Шара. В июле Пахтусов, с помощником Циволькой, вышел из Архангельска на шхуне "Кротов" и к сентябрю пришел в Маточкин Шар; пройти его далее к Востоку помешал лед, вынудивший зазимовать у устья реки Маточки. Ранней весной П. описал южный берег Маточкина Шара. Со вскрытием пролива П., на построенной им шлюпке, пошел вдоль западного берега к Северу, но около острова Берха льды раздавили карбас; удалось только спасти небольшие шлюпки, немного провизии, инструменты и карты. Захваченный подошедшим судном промышленников из Архангельска, П. вернулся в Маточкин Шар к августу, на новом карбасе отправился описывать восточный берег Новой Земли к Северу от Маточкина Шара и прошел до острова Пахтусова (74°24'18'' с. ш.), сняв берег на протяжении около 140 верст. Далее идти препятствовали льды; нанеся приблизительно высокий мыс (Дальний), видневшийся верстах в 40 к Северу, П. вернулся в зимовье в Маточкин Шар, откуда возвратился в Архангельск. Из 17 человек его экспедиции умерло двое; сам П., не щадивший своих сил, захворал горячкой и умер. Благодаря П., мы имеем карты восточных берегов Новой Земли от южной оконечности ее до острова Пахтусова, далее же и до сих пор описи берега до Ледяной гавани не существует. В 1886 году Пахтусову поставлен памятник в Кронштадте. Его именем названы группа островов в Карском море и горный хребет на Шпицбергене. http://www.rulex.ru/01160187.htm http://www.ivki.ru/kapustin/person/pahtusov/pahtusov.htm Полная биография: http://www.gpavet.narod.ru/pahtus.htm

майор В.Богданов: ЦАРЬ-ПЛОТНИК Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Голландии, в свою очередь являющегося копией памятника, ранее установленного на набережной в 1910 году, но переплавленного после революции (работа Леопольда Адольфовича Бернштама). Уменьшенная копия «Царя-плотника» с 1913 находилась в Летнем саду. В 1918-31 большинство памятников Петру I снято под предлогом «незначительной художественной ценности». В 1996 копия «Царя-плотника», выполненная с находившейся в г. Саардам,Голландия, подарена городу правительством Голландии и установлена на набережной (постамент — арх. Ф. К. Романовский, художник И. Г. Уралов). Текст с Википедии Примечание: В день ВМФ Петра Великого моряки одевают в тельняшку. Сколько продлится эта традиция я не знаю.

майор В.Богданов: ГОЛОВИН ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ Бюст Головину установлен перед Андреевским собором на Васильевском острове СПб. Головин Федор Алексеевич (1650-3.7.1706), граф (1701), сподвижник Петра I, адмирал (1699), генерал-фельдмаршал (1700). Сын боярина Алексея Петровича Головина. Во время восстания стрельцов в 1682 посоветовал Петру Алексеевичу укрыться в Троицком монастыре. В 1685 возведен в окольничие. Был наместником в Брянске. При царевне Софье Алексеевне был послан на Амур (в Дауры) для защиты Албазина от китайцев. В марте 1686 прибыл в Тобольск, откуда с солдатами и пушками отправился в Рыбный острог, затем по Тунгуске (в 1687) - к Братскому острогу. Через Иркутск добрался до Селенгинска, откуда отправил к китайцам чиновника посольства Степана Коровина с уведомлением о своем прибытии. По приказу Головина была заложена небольшая деревянная крепость Удинск. В Нерчинске встретился с китайским посольством. Составил и заключил Нерчинский договор 1689 с Китаем. После возвращения в Москву был возведен в достоинство боярина и наместника Сибирского. Участник Азовского похода 1696. С 1697 возглавлял Оружейную, Золотую и Серебряную палаты. В Великом посольстве 1697-1698 к европейским дворам Головин, «генерал и воинский комиссар, наместник Сибирский», был вторым, после Ф. Лефорта, полномочным послом. Вначале деятельность его посвящена была главным образом флоту; за границей он нанимал иностранцев в русскую службу, заготовлял все необходимое для строения судов и по возвращении в Россию был назначен начальником вновь образованного Военного-морского приказа. 21.4.1699 после смерти Лефорта Головин был назначен генерал-адмиралом. Головин первым награжден орденом Св. Александра Невского. С 1698/99 руководил Военно-морским приказом и Монетным двором. В 1699 вместе с П.Б. Возницы-ным подготовил посольство Е.И. Украинцева в Стамбул (Константинополь). С 1700 возглавлял Посольский приказ. Создал систему постоянных российских представительств за границей. В 1701 в Москве совместно с датским послом Гейнсом составил проект русско-датского договора, в местечке Биржи (Курляндия) участвовал при заключении договора между Петром I и курфюрстом Саксонским и королем Польским Августом II. С 1701 руководил Навигацкой школой. Вместе с Петром I в 1702 ездил в Архангельск. Участвовал в осаде Шлиссельбурга. Первым из россиян был возведен в графское достоинство Риской империи (16.11.1701). В 1703 Головин как старший кавалер возложил 10 мая орден Св. Андрея Первозванного на Петра I, бывшего тогда бомбардирским капитаном, и на поручика от бомбардир А.Д. Меншикова за оказанную ими храбрость при взятии шведских судов близ устья Невы. 19(30).8.1704 под Нарвой подписал договор с Речью По-сполитой о совместной войне против Швеции. Участвовал в редактировании газеты «Ведомости». Сочинение Головина «Глобус небесный» издано в Амстердаме (1715). Имел трех сыновей: Николая, Ивана и Александра. Тест: http://www.hrono.info/biograf/bio_g/golowin_fa.php Там же читайте и более подробную информацию.

майор В.Богданов: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ Мы все привыкли к ЦВММ, находящемуся в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова, украшенной символами многочисленных побед русского флота- Ростральными колоннами. В настоящее время осуществляется переезд ЦВММ в бывшие казармы Флотского экипажа, так называемые Крюковские казармы. Шикарное здание, как водится, будет отдано под коммерческие нужды. Лучшее,нежно выражаясь, истинным защитникам России и самым честным на руку господам, ни крошки не взявшим с шикарно живущего народа России. Сайт ЦВММ : http://navalmuseum.ru/news.php Как водится, уже обнаружен ряд финансовых нарушений при производстве работ по перевозке музейных экспонатов. Как водится, работы проводили гастики с золотыми руками и истинными в сердце патриотами Руси, в результате чего они от огромной любви к России и её прошлому грохнули легендарный И-16 Дважды Героя Советского Союза Сафонова. Кто был в музее должен был его запомнить, висящим над входом в залы, посвященным Великой отечественной, грохнули еще ряд бесценных экспонатов, в том числе один из ростров, спиленных с плененного вражеского корабля. По заключению специалистов- восстановлению ростр не подлежит, можно изготовить только копию, т.е. новодел. Так что, нам и фашистско-немецкой оккупации не нужно для разгрома культурных ценностей, достаточно только гастиков. И-16 будут реставрировать. Фашистская пуля, немецкий снаряд не повредили, так доблестные гастики нагадили.Гитлер наградил бы их крестами за надругательство над святыней Советских - Российских ВВС и Флота.

майор В.Богданов: ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЁННОМУ БАЛТИЙСКОМУ ФЛОТУ--310 лет 18 мая 2013 года исполнилось Балтийскому флоту 310 лет. В честь этого знаменательного события для России 18 мая в Кронштадте были проведены мероприятия: возложение венков к памятнику Петра Великого в Петровском парке, военно-морской парад, возложение венков к памятникам морякам Императорского русского, Советского и Российского флотов, праздничные концерты на Якорной площади и многое другое. Мероприятия, посвященные 310-летию, проходили также в Балтийске, Ломоносове, Санкт-Петербурге и других базах и частях Балтфлота. Приказом Главкома ВМФ на период празднования учебное судно барк "Крузенштерн" был включен в состав ВМФ РФ и прибыл в Санкт-Петербург для участия в военно-морском параде. 17 мая я был на репетиции военно-морского парада. Памятник Петру Великому Рота почётного караула на репетиции Катер "Буревестник" Главкома ВМФ РФ у Петровской пристани. Корабли у военного причала Петровской (Средней) гавани: МАК "Махачкала", МРК "Ливень", РКА "Р-2", БТЩ "БТ-501" и РПМЗ Представитель гидрографической службы ВМФ малое гидрографическое судно "Вайгач" Оркестр ВМФ Обход парадного строя кораблей ВМФ РФ Главком у борта учебного корабля 1-го ранга "Перекоп" Малое гидрографическое судно "ГС-525" Флагман ДКБФ ЭМ "Настойчивый" продолжение следует

майор В.Богданов: ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЁННОМУ БАЛТИЙСКОМУ ФЛОТУ--310 лет продолжение Рота Почётного караула Рота Почётного караула Санкт-Петербургского гарнизона ДЭПЛ "Санкт-Петербург" на рейде Петровской гавани. Актеры театра Балтийского флота в форме солдат Семёновского и Преображенского полков на репетиции воссоздания морского боя 1703 года На набережной Петровской гавани Гвардейский корвет (сторожевой корабль ближней зоны действия) "Сообразительный" на рейде Петровской (Средней) гавани Катер Главкома у борта корвета "Сообразительный" Посещение ЭМ "Настойчивый" Главкомом ВМФ РФ Гидрографы ЛенВМБ у причала Петровской гавани Выставка боевой техники морской пехоты на военном причале Петровской гавани Выставка боевой техники морской пехоты на военном причале Петровской гавани Выставка боевой техники морской пехоты на военном причале Петровской гавани Выставка боевой техники морской пехоты на военном причале Петровской гавани Выставка боевой техники морской пехоты на военном причале Петровской гавани Выставка боевой техники морской пехоты на военном причале Петровской гавани У причала Петровской гавани БТЩ "БТ-501" и РКА "Р-2" Катер Главкома ВМФ РФ на рейде Петровской гавани

майор В.Богданов: ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЁННОМУ БАЛТИЙСКОМУ ФЛОТУ--310 лет продолжение МРК "Ливень" МАК "Махачкала", представитель Краснознамённой Каспийской флотилии, у причала Петровской гавани. Каспийцы в едином строю с балтийцами. Учебный корабль 1-го ранга "Перекоп". Учебный катер ЛенВМБ Реконструкция морского боя Преображенцев и Семёновцев с шведским кораблем в 1703 году Реконструкция пленения шведского корабля Реконструкция высадки морского десанта времен ВОВ. В роли десантного корабля большой гидрографический катер "БГК-716" Реконструкция высадки морского десанта времен ВОВ. В роли десантного корабля большой гидрографический катер "БГК-28" под командованием Веры Курочкиной. ПОЛУНДРА!!!!!! БГК-716

майор В.Богданов: ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЁННОМУ БАЛТИЙСКОМУ ФЛОТУ--310 лет продолжение Рейдовый прорыватель минных заграждений Малое гидрографическое судно "ГС-525" Главком ВМФ посетил ЭМ "Настойчивый" Противодиверсионный катер "П-104" и катер спецназа ВМФ Спецназ ЛенВМБ Противодиверсионный катер "П-104" Противодиверсионный катер "П-104"

Тестов: Услышал о презентации новой звезды, нового символа "Армии России". Поглядел на то, что, похоже за не слабые деньги мои, как налогоплательщика, и всех, кто бывает на этом сайте, слепили почему-то не названные художники. Сразу возник вопрос: "А на фига?" Красная звезда не сгинула в 1991, не пропала в 1993, сейчас-то зачем решили её на 0 помножить? Если у нас в стране всем живым так хорошо, дак о мёртвых давайте вспомним, о них позаботимся. В Греции наших соотечественников могилы позабыты-позаброшены. Может на них хоть чуть-чуть денег найдём... Подробно о забытых могилах героев читать тут: http://belomornews.ru/mir/7509-k-slave-predkov.html

Тестов: Давно, ещё со школьных времён, благодаря Валентину Пикулю и родственникам из Архангельска, знал, что построенные на верфях Соломбалы (в советские времена СРЗ "Красная кузница", а сегодня - один из филиалов ОАО "Центр судоремонта "Звёздочка") корабли громили турок в Средиземном море. Знал, что была на греческих островах губерния России. Но о том, что Бейрут, почти год, был наш - Российский, узнал только сегодня. Подробно о славных делах предков наших тут: http://topwar.ru/59319-levantiyskiy-mig-rossii.html

Тестов: Об АПЛ проекта 941"Акула" ("Тайфун")знают многие. О истории первой русской "Акулы" знают не многие и не много. Олег Борисович Химаныч попытался это исправить в еженедельнике "Вечерний Северодвинск": http://www.vdvsn.ru/novosti/korabelnaya_storona/vozvrashchenie_russkoy_akuly/

Тестов: Где-то году в 1974-75 был на каникулах у бабушки в деревне Верхнее Ладино. Тогда ещё летом из Архангельска бегал маленький теплоходик "М" по Двине и далее по кутовой протоке Заостровке(так правильно гидрологи называют "речку" моего детства)до деревни Нижнее Ладино. Уже из Архангельска ходил автобус маршрута 105, построили бетонку от дороги Архангельск - Северодвинск по землям колхоза "Заостровский". Мелиораторы ещё не вырубили ивы и ольху вдоль канав, что рассекали поля и луга до автодороги Архангельск - Вологда (сегодня трасса М-8 "Холмогоры"). Иногда доносился с Северной Двины басовитый гудок - от причалов одного из районов порта Архангельск - Бакарица уходил очередной теплоход. Бакарица памятна была ещё тем, что в 60-е годы зимой к бабулечке на "дежурке", поезде Северодвинск - Архангельск, добирались именно до открытой платформы Бакарица. А от неё, через поля и луга, почти час пути - и ты уже у бабушки...Да, ещё была приговорка: "Бакарица - почти заграница. Только дома пониже, да асфальт пожиже"... По телевизору смотрел "Кортик". А бабушка и говорит: "В ту войну на Бакарице немецкие шпионы взорвали пароход. Был большой пожар. С нашей деревни много мужиков тогда работало в порту. Многие испугались и в деревню бегом прибежали, боялись, что пожар дойдёт лесом до деревни нашей. Лугов и полей до Фельшинки, как сейчас не было, всё лес был." Так я впервые узнал, что не только "Императрица Мария" погибла в порту, но и в Архангельске немецкая разведка смогла провести блестящую диверсию. А позже я узнал, что взрывались пароходы не только на Бакарице, но и на Экономии. О гибели "Императрицы Марии": http://topwar.ru/65030-tayna-gibeli-flagmana.html О взрывах пароходов в Архангельске: http://vaga-land.livejournal.com/229237.html , и ещё вот тут: http://www.litmir.me/br/?b=70683



полная версия страницы