Форум » Литература и медиасреда » Неизвестные страницы авиации и космонавтики » Ответить

Неизвестные страницы авиации и космонавтики

Admin: ВИНОВАТ ЛИ КАМАНИН В ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ КОСМОНАВТА НОМЕР ТРИ? Журналистская судьба подарила мне дружбу с Н.И.Наумовым - неординарным, интереснейшим человеком, к сожалению, сейчас уже ушедшим из жизни. На заре космической эры Николай Иванович, тогда кавторанг, подводник Балтийского флота, был откомандирован на Байконур, руководил там лабораторией телеметристов. В середине 70-х уволился в запас и поселился во Владимире. Не скрою, сиживали мы иногда с ним за рюмкой, и он в меру дозволенного рассказывал мне космические истории. Помню, как округлились мои глаза, когда Наумов не очень-то уважительно отозвался о руководителе Центра подготовки космонавтов, нашем земляке Николае Петровиче Каманине. На мой вопрос ответил: "Ваш земляк сломал судьбу славному парню, космонавту N 3". Потом заключил: "Больше я тебе ничего не скажу, когда-нибудь сам узнаешь все подробности". Подробности всплыли в период горбачевской гласности. К великому удивлению, узнал, что официальные круги долгие годы врали народу, говоря, что у Гагарина дублером был только один Герман Титов. Нет, был и второй дублер, космонавт N 3 Григорий Нелюбов. Правда, в отличие от Титова, его не облачали в скафандр, в обычном тренировочном костюме он ехал на старт в том же автобусе, что и Гагарин, и провожал Юрия Алексеевича до самой ракеты. Вот что пишет о космонавте N 3 известный журналист Ярослав Голованов. - Нелюбов был человеком незаурядным. Хороший летчик, спортсмен, он выделялся и своим общим кругозором, удивительной живостью, быстротой реакции, природным обаянием. Это был шутник, анекдотчик, душа компании, любитель шумных застолий, короче, гусар. Нелюбов нравился Раушенбаху, Карпов ценил в Нелюбове быстрый ум, темперамент, умение держать слово. Оба они - и Раушенбах, и Карпов видели в Григории Григорьевиче кандидата на первый полет. Но абсолютное большинство во главе с Сергеем Павловичем Королевым отдало предпочтение Гагарину. Выбор был безукоризненно точным. Гагарин больше других подходил на роль космонавта N 1 и по своим профессиональным и физическим, и чисто человеческим, моральным качествам. Это был очень скромный человек, которому не могла вскружить голову всемирная слава. В отличие от Нелюбова, в нем не было и толики гусарства - качества, которое сыграло роковую роль в судьбе Григория Григорьевича. Случилось это уже после полета Титова. Нелюбов вместе с Аникеевым и Филатьевым, тоже космонавтами из двадцатки гагаринского набора, распивал бутылку "Шампанского" в станционном буфете подмосковного Чкаловска. К ним бесцеремонно придрался патруль. Это возмутило Григория Григорьевича, произошла словесная перепалка, после чего патруль предложил всем троим следовать за ним в комендатуру. С дежурным по комендатуре у Нелюбова тоже произошла небольшая стычка, и дежурный составил рапорт в адрес командования Центром. Вмешались друзья Нелюбова, они стали упрашивать дежурного не посылать рапорта. Тот согласился, но с условием, что Нелюбов чуть ли не на коленях принесет ему свои извинения. Космонавт N 3, разумеется, не пошел на такой компромисс, и рапорт отправили по назначению. Каманин пришел в неописуемый гнев и приказал отчислить всех троих. В назидание остальным.- Мы тяжело переживали их уход, - пишет космонавт Георгий Шонин. - И не только потому, что это были хорошие парни, наши друзья. На их примере мы увидели, что жизнь - борьба, и никаких скидок или снисхождения никогда никому не будет. Нас стало меньше, и мы сплотились теснее. После Звездного Григорию Григорьевичу не так-то легко было с дальнейшей службой. Идти в обычную строевую часть ему, летчику высочайшего класса, получившему в Звездном подготовку к более сложным работам, не хотелось. Он надеялся устроиться испытателем на "фирму" Микояна - создателя МиГов. Но получил от ворот поворот: командир испытательной части не решился брать к себе ершистого космонавта. В конце концов Нелюбова отправили на Кубань, а потом - в Приморье, в эскадрилью бомбардировщиков стратегического назначения. Там, в Приморье, вместе с Григорием Григорьевичем служил, представьте себе, наш земляк, стеклодел из поселка Золотково Гусь-Хрустального района Иван Кепин. Он проходил срочную службу в звании рядового, состоял в подразделении , занимавшемся аэродромным техническим обслуживанием Илов. Говоря языком авиаторов, Иван заносил хвосты самолетам. При этом чаще всего ему приходилось заносить хвост самолету капитана Нелюбова. Ивана Михайловича, к сожалению, уже нет в живых. Но во Владимире живет и работает репортером у нас в "Молве" его сын Виталий Кепин. Вот что он рассказывает о впечатлениях своего отца от встреч с Григорием Нелюбовым: - Отец вспоминал, что капитан Нелюбов был исключительно простым и общительным человеком. Всегда здоровался за руку с рядовыми солдатами-технарями, угощал их папиросами. Часто заходил в казарму, в ленинской комнате проводил беседу, рассказывал о космосе, выступал с лекциями в солдатском клубе. Слушали его очень внимательно и задавали массу вопросов. Основным среди них был вопрос о главном конструкторе космических кораблей: кто он такой, как его фамилия? Нелюбов отвечал: "Назвать фамилию главного конструктора я не могу, скажу лишь, что она состоит из семи букв. О себе Григорий Григорьевич рассказывал, что он проходил подготовку в отряде космонавтов, был дублером у Юрия Гагарина. О том, как и почему оказался в Приморье, естественно, умалчивал. Однако подчеркивал, что сохранил прекрасную космическую форму и готов, если позовет Родина, выполнить полет самой большой длительности и сложности. Жизнь Григория Григорьевича оборвалась трагически. 18 февраля 1966 года он погиб под колесами электрички у станции Ипполитовка Дальневосточной железной дороги. По этому поводу родилось немало инсинуаций. Один маститый московский журналист написал, что под электричку Нелюбов попал мертвецки пьяным. Другой, из газеты "Владивосток", уверял, что дублер Гагарина покончил жизнь самоубийством. Все это невыносимо горько было читать вдове космонавта N 3 Зинаиде Ивановне Нелюбовой. Она знала, что к смертельному исходу Григория опять-таки привело гусарство. Однажды Григорий опаздывал домой. До железнодорожной платформы было далеко, а шум электрички уже слышался за спиной. И тогда Григорий лег на рельсы. Машинист затормозил, Григорий, как ни в чем не бывало, вскочил в первый вагон и спокойно доехал до своей станции. В этот трагический день он опять опаздывал домой, но на этот раз машинист не затормозил. Трагическая смерть Григория была ужасным потрясением для Зинаиды Ивановны. Труп мужа, собранный буквально по кускам, она захоронила в Приморье, а часть останков вместе с землей с "официальной" могилы положила в коробку и отвезла скорбный груз в Запорожье, где жили родители супруга. Власти этого украинского города из уважения к летчику и космонавту выделили место, поставили обелиск. Так появилась еще одна могила Нелюбова. Оставаться в Приморье Зинаиде не было никакого смысла: ни родных, ни близких там у нее не было, и она вернулась в Подмосковье. Друзья Григория - Павел Попович и Герман Титов помогли Зинаиде Ивановне найти работу в войсковой части рядом со Звездным, выбили для нее квартиру в Щелкове. Там она проживает и поныне. Нового спутника жизни Зинаида Ивановна так и не нашла. Правда, один брак был - прожили полтора года и разошлись. - Я поняла, что другого такого мужчины, как Гриша, на свете нет, - говорит Зинаида Ивановна. ...Вернемся, однако, во Владимир, вспомним упомянутого выше телеметриста Наумова и его утверждение о том, что наш земляк Николай Петрович Каманин сломал судьбу космонавту N 3. Нет, не Каманин сломал судьбу Нелюбову, а время, когда верные в принципе установки на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом оборачивались откровенной охотой на ведьм. Вспомним, как рыскали по городским улицам усиленные наряды милиции, военной комендатуры и народных дружин. При этом откровенные пьяницы их меньше всего интересовали, их они не трогали, а забирали, что называется, птиц большого полета. Так что Григорий Григорьевич Нелюбов и два его друга с их безобидной бутылкой "Шампанского" были для того военного патруля поистине бесценной находкой. Е.ЕМЕЛЬЯНЕНКО. http://vldigest.ru/news.php?id=2351

Ответов - 5

Admin: ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ И КАК ПОГИБ КОСМОНАВТ КОМАРОВ Советский Союз был весёлой и находчивой страной. Только здесь человек, проснувшись утром, мог с удивлением узнать, что, оказывается, его родина вдруг пустила первую в мире АЭС, отправила в космос первый спутник, первого космонавта... В той же, впрочем, ситуации, что и потрясённый среднестатистический гражданин СССР, находился и весь мир. 24 АПРЕЛЯ 1967 ГОДА, УТРО, ГАЗЕТА «ПРАВДА» В то утро центральные газеты вышли с крупными шапками: «На орбите — “Союз-1”!» Степенный ТАСС, как ни в чём не бывало, возвестил на весь мир, что на в космос отправлен новый (в смысле: совершенно новый, никакой не «Восток» и не «Восход») советский космический корабль, который пилотирует коммунист В. М. Комаров. Внимательный человек мог вспомнить, что последний наш полёт состоялся более двух лет назад, в конце марта 1965-го, а значит — от нового запуска стоило ожидать чего-нибудь интересного. Ну а тот, кто следил за новостями космонавтики более пристально, также знал, что за это время в США в космос слетала целая плеяда аппаратов типа «Джемини», на которых были выполнены весьма любопытные эксперименты. Имя пилота «Союза» тоже было на слуху у интересующейся публики — именно он был командиром корабля «Восход-1». Впрочем, первая полоса «Правды», никаких сенсаций не содержала. Корабль был запущен накануне, 23 апреля, в 3:35 по Москве, выведен на орбиту с высотой в перигее 201 км, в апогее 224 км, наклонением 51 градус 40 минут и периодом обращения в 88 минут. О целях полёта — лишь общие слова: отработка корабля, проведение научных и технических экспериментов и медико-биологических опытов. Бортовые системы, разумеется, работали нормально. Кроме того, указывались частоты, на которых производится связь с бортом «Союза». Рядом — столь же дежурная заметка «Страницы жизни», выжимка из биографии Героя Советского Союза инженер-полковника Комарова, а ещё сообщение экипажа сейнера «Космонавт Комаров» о досрочном завершении в честь, понятно, полёта своего крестника аж двух годовых планов по вылову рыбы и скромное обещание сделать за следующие полгода ещё три плана. Не отставали и всё-всё, оказывается, знавшие о полёте сталевары, на радостях с самого раннего утра пообещавшие главной газете страны выплавить в этот день несколько тонн стали сверх нормы. На второй странице «Правды» обыватель мог прочесть о международной реакции на запуск «Союза-1». Обычные поздравления да удивительное (по нынешним меркам, конечно) сообщение из Нью-Йорка, где, ради того чтобы напечатать сообщение о полёте русского корабля, печатники газеты «Нью-Йорк таймс» временно прекратили забастовку. Удивительна и повышенная осведомлённость парижских радиожурналистов: видимо, тщательно проанализировав потолок, они пришли к заключению, что ракета, выведшая «Союз-1», должна быть куда мощнее, чем планируемая американская «Сатурн-5». Собственно, всё. Понять, что представляет собой «Союз» и чем он отличается от «Востоков»/«Восходов», было нельзя. Забегая вперёд, заметим, что такая ситуация продолжалась не один год. И на самом видном месте, в правом верхнем углу первой полосы — гордое заявление: «Успешное выполнение программы полёта советского космического корабля ”Союз-1”». Ура, товарищи. Действительно, ура! 25 АПРЕЛЯ 1967 ГОДА, ГАЗЕТА «ПРАВДА» А на следующий день в «Правде» появляется ещё одна фотография космонавта-героя Комарова — но уже в траурной рамке. Погиб?! После «успешного выполнения программы полёта»? Что же произошло?! Вот как описал трагедию сдержанный ТАСС. 23 апреля 1967 года в Советском Союзе был выведен с целью лётных испытаний на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый лётчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем. В течение испытательного полёта, продолжавшегося более суток, В. М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полёте летчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля. 24 апреля, когда программа испытаний была окончена, ему было предложено прекратить полет и совершить посадку. После осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошёл наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость. Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжелой утратой для всего советского народа. 17 МАЯ 1967 ГОДА, ГАЗЕТА «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» Туманно, правда? Что ж, быть может, что-то объяснит интервью Ю. А. Гагарина «Комсомольской правде», опубликованное 17 мая? (Для точности заметим здесь очевидное, опустив такое общее место, как собственно цензура: в те годы любой авторский материал на такие темы не был авторским. В том смысле, что и Юрий Алексеевич мог вовсе не иметь отношения к этому тексту, и интервьюер мог увидеть на полосе совсем не то, что было в изначальном материале, поскольку рукописи и гранки в обязательном порядке задолго до публикации передавались в соответствующие отделы ЦК КПСС и ВЛКСМ, где их пристально изучали и переписывали.) В нём были такие мутные, ни о чём строки. Ю. Гагарин: Надёжность ракеты-носителя и космического корабля, конечно, несравненно выше любого другого транспортного средства. Но ведь и конструкция их несравненно сложнее. Понятия разгерметизации кабины, например, у шоферов вообще не существует, а для лётчиков это уже крупная неприятность, для летчиков-космонавтов она может привести к мгновенной гибели. И как бы ни возрастала надёжность, само усложнение — вполне закономерное — конструкции, вытекающее из усложнения задач, стоящих перед космическим экипажем, чревато возможными отказами и неисправностями. Одни неисправности могут быть устранены активными действиями самого космонавта; другие, даже не устраненные, могут лишь помешать выполнению того или иного пункта программы его работ; третьи, самые опасные, могут угрожать его жизни. Именно такие неполадки — ненормальности в работе парашютной системы — послужили причиной гибели капитана «Союза». И это — единственный «ответ» на долгие годы. Книги, журналы, газеты не любили распространяться на тему гибели Комарова. Не любили, конечно, не только потому, что вспоминать про неудачи — тяжело. Не в этом дело. Просто сказать правду, пусть даже самую малую, никто не дал бы. Секретно... Статья полностью

Тестов: В июньском номере "Совершенно секретно" на страницах 8-9 интервью с дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии академиком Генрихом Васильевичем Новожиловым.Сейчас ему 85 лет, из них 64 года Генрих Васильевич проработал в ОКБ им. Ильюшина. "Из самолётов марки Ил я больше всего люблю созданный Сергеем Владимировичем Ильюшиным Ил-18. Прекрасная машина - и по лётным характеристикам, и по экономичности. Вспоминаю такой случай: в районе кипрского города Пафос у Ил-18 авиокомпании "Таром", пилотируемого румынским экипажем, один за другим отказали 4 двигателя (потом установят, что самолёт был заправлен некачественным, разбавленным водой топливом). Четвёртый же двигатель вырубился, когда до берега оставалось ещё 30 километров. Но экипаж сумел посадить машину с невыпущеными шасси на грунт, да так, что когда мы прилетели, то увидели, практически не вредимый самолёт, не считая нижней части фюзеляжа и погнутых винтов. Тогда в одной из английских газет даже появилась заметка, что румынский экипаж установил мировой рекорд дальности полёта на самом тяжёлом планере..."...Было чем гордится в СССР...А сегодня академик не может получить ответы на вопросы о загубленном проекте Ил-86 с франко-американскими двигателями CFM-56, об Ил-96МО с четыремя турбореактивными двигателями "Пратт энд Уитни" и пилотажно-навигационным оборудованием фирмы "Коллинз" (планировали выпуск полусотни таких машин) и приговоре по ним тогда министра промышленности В.Б. Христенко, что " нам широкофюзеляжные самолёты не нужны"! И молчание Кремля по вопросу Ил-114, на фоне разговоров о закупках зарубежной авиатехники.

Тестов: Тралил сеть, пытаясь найти данные об аэродроме Ягодник. На сайте www.airpages.ru нашёл "Ланкастеры с красными звёздами".Оказывается, после операции по бомбардировке "Тирпица" один из "Ланкастеров", возвращавшийся на аэродром Ягодник, совершил вынужденную посадку у моего родного города.Я об этом даже не слышал.Из почти десятка "Ланкастеров", севших на вынужденную, два восстановили и они служили в ВВС нашей страны.На одном из них летал штурман В.Я. Андреев.

Тестов: Про космодром Мирный узнавал с конца 70-ых от мужа своей двоюродной старшей сестры. Виктор Яковлевич работал в Монтажном управлении № 29 у нас в Северодвинске. Был он монтажник-высотник, имел корочки ещё сварщика и газорезчика.В Северодвинске работал в 80-ые на строительстве:12-этажного больничного комплекса " Центральной медико-санитарной части № 58" ФМБА России, драмтеатра,Дома быта "Северное сияние". Он монтировал в 70-е годы уникальный цех № 55 "Севмаша", оба крана для погрузки ракет на "Акулы", часто бывал на Новой Земле, Байконуре, объездил почти всё побережье Кольского, в Мирном, бывало, жил месяцами. При капитализме, после 1991 года, на Севере работы для их Управления почти не было. Восстанавливал, став бригадиром, после пожара Останкинскую телебашню, монтировал над Лужниками крышу. Последний, его руками сделанный объект в Архангельске - новая телевышка в районе бывшего гипсового завода, не далеко от станции Исакогорка. Вышел Виктор Яковлевич на пенсию в 2012 году... Вместе с коллегами он не раз разбирал в Мирном взорванные объекты, строил их заново. А сми советские про эти трагедии молчали... Сегодня Витя подсказал об информации на сайте "Эхо севера" www.echosevera.ru "Прощение выжженых"... Вечная память погибшим... Хорошо, что нашёлся Человек, Офицер, кто через годы пробил костную систему армии и промышленности, и реабилитировал весь боевой расчёт...

Тестов: Нашёл не большую заметку про уникальный пистолет для космонавтов. Читать тут: http://topwar.ru/57978-osleplyayuschiy-lazer-okazalsya-effektivnee-predupreditelnogo-ognya.html



полная версия страницы