Форум » Литература и медиасреда » Сайты и форумы об Авиации в Инете » Ответить

Сайты и форумы об Авиации в Инете

Помор: Авиация в Инете... http://www.combatavia.info/ http://aviaros.narod.ru/avio.htm

Ответов - 54, стр: 1 2 All

Admin: Выпускники ШМАС Вспоминаем! http://www.forumavia.ru/forum/8/5/7607886589957012869691193411885_1.shtml?topiccount=732 Москва в/ч 03139 ШМАС http://www.forumavia.ru/forum/1/5/3372189107456852810901186952215_1.shtml?topiccount=497 Сколько было ШМАС в СССР (90-91 гг.) и где? http://www.forumavia.ru/forum/3/2/715105199025124026951186260132_1.shtml?topiccount=150

Admin: Матросы Морской Авиации http://tof.2bb.ru/

Admin: Выпускники ШМАС и ВАШМ - объединяйтесь! http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=1594


Admin: г. Выборг ШМАС http://www.forumavia.ru/forum/5/6/131600888820814811611144792656_1.shtml

Admin: Форум cайта общественной поддержки авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" -› История авиаполков и авиационных соединений СССР и РФ -› История ШМАС Россия - СССР - Россия http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?board=shmas

Admin: Внимание! Темы на сайте "Стрижей" восстановлены! Темы закрыты для публикации новых сообщений, но по заявке администратору возможен перенос сообщений и тем полностью на наш форум!

Помор: Сайт и форум http://www.webarmy.ru/ ШМАСовцы разыскивают.........

Admin: Спасибо! Создал там форум со ссылкой на наш!

Помор: на "погранец.ру" много шмасовцев..., но сообщение о новом форуме удалили, также и на авиа.ру

Admin: Помор пишет: на "погранец.ру" много шмасовцев..., но сообщение о новом форуме удалили, также и на авиа.ру Ничего не поделаешь! Воспринимают как конкурентов или чужаков (погранцы)...

Помор: Выполнили мою просьбу - разместили в разделе «Пограничная авиация» ссылку на форум: Школы младших авиационных специалистов. Взаимно просят разместить баннер http://www.pogranec.ru/ форума на сайте ШМАС..

Admin: Помор пишет: Выполнили мою просьбу - разместили в разделе «Пограничная авиация» ссылку на форум: Школы младших авиационных специалистов. Взаимно просят разместить баннер http://www.pogranec.ru/ форума на сайте ШМАС.. Я разместил у нас внизу на главной странице в-о-т та-кой БАННЕР! Только у них ничего про нас не обнаружил!!!

Помор: Admin пишет: Я разместил у нас внизу на главной странице в-о-т та-кой БАННЕР! Только у них ничего про нас не обнаружил!!! Я, также Жду гостей.... У меня с Админом есть контакт - разберёмся

Помор: Добавлю, у него пока вроде нет пользователей с пз "Нагурская", а я их часто встречаю мимиходом....

Admin: Помор пишет: Я, также Жду гостей.... У меня с Админом есть контакт - разберёмся Если не идут к нам, то может попросишь у админа погранцов разрешения открыть там одну тему по ШМАС, чтобы выпускники на ней отметились, ну а уж мы сами перенесем информацию сюда?

Помор: Появилась, наконец-то.... http://www.pogranec.ru/showthread.php?t=11014

Admin: Замечательно! Спасибо, Помор! Может он и вопрос задаст на своей теме: "Какие ШМАС готовили спецов для авиации погранвойск, а мы у нас в "Полном списке ШМАС" выделим их зеленым цветом..." И спроси еще, можно ли у них зарегистрироваться одному нашему участнику, например вам или мне?

Помор: Можно, но у меня не получилось....Админ просит разместить побольше инфо о новом форуме, а с регистрацией проблем (говорит он) нет.

Admin: Помор пишет: Можно, но у меня не получилось....Админ просит разместить побольше инфо о новом форуме, а с регистрацией проблем (говорит он) нет. У меня получилось - зарегистрировался и оставил сообщение!

Admin: Сайты по истории авиации (и не только) и сайты коллекционеров, где иногда попадаются интересные документы по истории авиации, фотографии и награды русских авиаторов: Форум » Персоналiи » Императорский Воздушный флот России (продолжение) http://1914.borda.ru/?1-12-0-00000278-000...01-0-1204182463 Форум » архив » Императорский Воздушный флот России http://1914.borda.ru/?1-20-1220-00001236-000-0-0-1184532148 Российский Императорский воздушный флот http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=675 Авиация Первой Мировой войны http://aviaww1.forum24.ru/ Кортик Флот. История. Люди. http://kortic.borda.ru/?0-5-0 Форум Стрижей » История авиации » Авиация в период до 1917 года: cамолеты, истории, поиск http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?board=wwi Российская Империя http://www.rusempire.ru Форум военной истории - "Лейбштандарт - Военный антиквариат" http://ww2.ru/forum/ Русский коллекционер http://russiamilitaria.ru/ Лучший форум для Коллекционеров http://sammler.ru

Помор: Сайт (форум) авиатехников http://www.aviatehnik.ru/

Admin: Помор пишет: Сайт (форум) авиатехников http://www.aviatehnik.ru/ Спасибо, Помор! И там уже отметился...Собираем выпускников и преподавателей ШМАС и ВАШМ!

Помор: Вторая мировая. Война в воздухе http://www.world-war.ru/cat_index_133.html

Помор: ВТОРАЯ МИРОВАЯ Ссылки: Авиация: http://1939-1945.net/htm/000-017-001.shtml

Помор: Форум вертолетчиков http://vertoletciki.forumbb.ru/

Помор: Страница бывшего ШМАСовца http://vfk1.narod.ru/BTVCh.htm

Admin: Помор пишет: Страница бывшего ШМАСовца http://vfk1.narod.ru/BTVCh.htm Сайт Кудрявцева знают практически все, кто прошел ВАШМ Москва (Никулино, в/ч 03139) в том числе и я - ваш покорный слуга!!! Читайте тему http://shmas.forum24.ru/?1-4-0-00000001-000-10001-0-1225740934

Помор: Сайт проект "Россия" Хороший фотоальбом http://pocc.clan.su/

Помор: Сайт «Русские крылья» http://rus.air.ru/

Помор: Кое-что для поддержки форума из истории авиации на усмотрение администрации: Авиация Первой Мировой войны http://www.aviaww1.forum24.ru/ О роли Севастополя в зарождении отечественной авиации http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?t=76478 Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов http://www.amyat.narod.ru/hist/vozduhoplavanie_do_1907/index.htm

Помор: Книги про авиацию http://www.amyat.narod.ru/index.html

Помор: История развития русской дальней бомбардировочной авиации http://www.rustrana.ru/article.php?nid=743

Помор: История конструкций самолетов Шавров В.Б. http://eroplan.boom.ru/shavrov/sh_cont.htm История конструкций самолетов в СССР http://www.trlg.ru/

Помор: Автономная некоммерческая организация “Фонд помощи Центральному музею ВВС” создана летом 2005 года. Основной и единственной целью является поддержание экспозиции музея в надлежащем состоянии. За несколько лет работы, мы неоднократно попадали в объективы телекамер, что является косвенным свидетельством уникальности нашего Фонда. http://aviarestorer.ru/about-us/ Форум http://aviarestorer.ru/forum/forumdisplay.php?f=9 Интересные ссылки на авиамузеи мира….

Admin: Авиационный форум AVIAFORUM.RU Клуб любителей истории авиации Копилка для Авиамузея http://aviaforum.ru/showthread.php?t=4492&highlight=%F8%EC%E0%F1 Примечание автора: По просьбе трудящихся выкладываю свой реестр памятников...На эксклюзив не претендую, поскольку большую часть адресов брал из всем известных УРЛ. Если где-то неправильно описана география - чур не бить - лучше поправьте - переписывал дословно у высказывающихся. Сам естественно видел только малую часть оных. Расчитываю на общественную правку и особенно на дополнения. Возможно, пригодится туристам или командировочным, не чуждых к авиапамятникам...

82-й: ВВС Союзной Республики Югославия в Войне 1999 г. Читать: http://artofwar.ru/r/rassypuha/text_0450-1.shtml

Помор: На заре авиации. ч.1 Воздухоплавательный институт Рябушинского Воздухоплавательный институт Рябушинского или, как его стали называть позднее, Кучинский аэродинамический институт - первое подобное учреждение в Европе и второе в мире. Его создатель Дмитрий Павлович Рябушинский был одиннадцатым ребенком в семье владевшего тогда старинной подмосковной усадьбой Кучино* крупного промышленника, банкира, политического и государственного деятеля Павла Павловича Рябушинского (1871-1924). http://dedushkin1.livejournal.com/252796.html?style=mine

82-й: ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 21239 – 55 ЛЕТ Считавшееся самым крупным в ГК НИИ ВВС 9 Управление охватывало две союзные республики и несколько областей Важным событием в истории отечественной авиации стало создание в мае 1946 года Государственного центрального полигона Министерства Вооруженных Сил (ГЦП МВС). В конце этого же года в его составе было сформировано 2 Управление, базирующееся в Москве и предназначенное для проведения испытаний и исследований беспилотного реактивного и управляемого вооружения ВВС. В период 1946-1948 г.г. в районе населенных пунктов Капустин Яр, Пологое Займище, Владимировка начинают создаваться отдельные службы и подразделения измерений и обработки измерительной информации. 20 мая 1949 года 2 Управление выводится из состава ГЦП МВС и включается в штат Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС с переименованием в 6 Управление, в состав которого входил отдел полигонного обеспечения (начальник отдела гвардии подполковник Елисеев Иван Гордеевич). Таким образом, эта дата является днем основания Трассово-измерительного комплекса ВВС страны как основы будущего формирования войсковой части 21239. В июле 1949 года 6 Управление ГК НИИ ВВС перебазируется на постоянное место дислокации в с. Владимировка Астраханской области, а в мае 1950 года Управление преобразовано в Научно-исследовательский полигон ВВС, в состав которого входит служба полигонных испытаний (СПИ), начальником службы был назначен полковник Мохов Сергей Петрович. На базе СПИ создается Управление трассового измерительного комплекса (ТИК), куда вошли отдел организации трассовых измерений и эксплуатации технических средств, обработки информации, наземной фотокиносъемки и фотохимической обработки, подразделения технического обеспечения, а также отдельные измерительные трассы и полигоны (х. Грошево, п. Тургай-Баскунчак). Первым начальником Управления становится полковник Мохов С.П. В соответствии с решением Совета Министров СССР сформирован специальный морской полигон в акватории Каспийского моря с центральным подчинением ГК НИИ ВВС и в оперативном порядке Управлению, включивший две испытательные станции (первая – п-ов Бузачи, вторая - форт Шевченко) и дивизион морских вспомогательных судов на Каспийском море. К июлю 1957 года были полностью сформированы основные части трассы в районах Грошево, Тургая, Гурьева, Маката и др. В этот период было образовано и переведено на новые штаты более 13 войсковых частей трасс ( ст. Сары-Шаган, г. Джезказган, п. Макат, г. Гурьев, г. Челкаш, п. Грошево, п. Тургай, г. Илнк, г. Каркаралинск, г. Ерментау, г. Кустанай). В этот период Управление возглавляет полковник Гладилин Андрей Семенович. В августе 1957 года под руководством выдающегося советского авиаконструктора С.А. Лавочкина на полигоне «Грошево» начались испытания межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». В декабре 1960 года Управлению присваивается свой самостоятельный номер – войсковая часть 21239 и с января 1961 года по настоящее время она функционирует как 9 НИУ ГК НИИ ВВС (ГЛИЦ). Для обеспечения отработки новых комплексов воздушного перехвата в дополнение к существующим частям трассы создается промежуточный полигон – войсковая часть 45174 «Теректа», (командир подполковник Ольховский А.В.). Расформировывается полностью северная трасса (Каркаралинск-Илек-Ерментау-Кустанай), а также часть дальней трассы (Челкар, Джезказган, Балхаш, частично Гурьев). Создается первый Центр обработки информации (ЦОИ), оснащенный ЭЦВМ М-21У, затем СВМ МО-9 и др. аппаратурой. С 1969 года начальником Управления назначается подполковник Товпик Василий Александрович. В 70-е годы формируются дополнительные ИП в Грошево, Тургае, а также новые части трасс: войсковая часть 42140 «Суюндук», войсковая часть 14160 «Индерборский», войсковая часть 22686 «Сагиз» и войсковая часть 30029 «Эмба». На полигоне «Грошево» развернулась большая работа по созданию новой измерительной базы и мишенной обстановки для отработки комплексов вертолетного ракетного вооружения «Фаланга» и «Штурм». В войсковой части 21239 создается отдел бортовых измерений, в котором объединяются специалисты и соответствующая аппаратура других частей института. С 1974 года часть возглавляет полковник Овсянников Александр Павлович. В этом же году в составе войсковой части 21239 создается отдел метрологического обеспечения АТ. Начальник 9 Управления становится главным метрологом и заместителем командира войсковой части 15650. А сама метрологическая служба получает статус головной метрологической службы Военно-Воздушных сил. К концу 70-х началу 80-х годов относится интенсивное внедрение новых радиотехнических средств внешнетраекторных, радиотелеметрических измерений и средств кругового обзора. На смену РЛС «Кама-А» поступают комплексы «Кама-Н» и «Кама-ИК». РТС-9 дополняются комплексами НТК-2Т и его модификациями. В 1979 году командиром войсковой части 21239 назначается кандидат технических наук полковник Аюпов Абрек Идрисович, ставший впоследствии доктором технических наук, заместителем Главнокомандующего ВВС РФ. В 1993 году ему присвоено воинское звание генерал-полковник. В 1982 году его сменяет полковник Инюшин Олег Борисович. В начале 1990 и 2000 годов по техническому заданию специалистов части проводятся работы по созданию принципиально новых комплексов ВТИ на основе глобальной системы спутниковой навигации. Важным событием в истории войсковой части 21239 явилось проектирование и строительство крупнейшего в ВВС информационно-вычислительного центра (ИВЦ) (1981-1989 гг.). В 1985 году к отделу метрологического обеспечения прикомандировывается отделение комплексной оценки стандартизации и унификации АТ, войсковая часть 21239 приобретает функции головной организации по вопросам военной стандартизации. В 1989 году Управление возглавил полковник Иванов Еска Иванович. Под его непосредственным руководством происходило дальнейшее освоение ИВЦ, оснащение отделов центра современной вычислительной техникой. Специалистами части совместно с представителями ЛИИ им. М.М. Громова впервые в ВВС создана система обработки измерительной информации в реальном масштабе времени. В 1996 году созданные в ИВЦ технологические линии обработки информации были использованы в ходе специальных работ на авианосце «Адмирал Кузнецов». За годы существования войсковой части 21239 в ее стенах выросли талантливые инженеры-испытатели и исследователи. На основе освоения методов научной работы подготовили и защитили диссертации на соискание степени кандидата технических наук более 20 человек. Докторские диссертации защитили генерал-полковник Аюпов А.И., полковник Мироненко И.С., полковник Детков А.Н. В 1993 году сформирован горный полигон в г. Нальчике. В октябре 1994 года и июне 1995 года на его базе был организован и проведен с высоким качеством воздушный и наземный показы авиационной техники и вооружения с боевыми применениями для МО РФ, военных атташе зарубежных стран и руководства ВВС республики Чили. Период 1994-1998 г.г. стал началом работы Управления и частей ТИК в новых условиях – условиях начала реформирования Вооруженных Сил – периодом поиска и разработки стратегии по созданию новой полигонной сети. В 1996 году начальником Управления назначается полковник Делендик Сергей Алексеевич. В конце 90-х годов метрологический отдел ГЛИЦ одним из первых в ВВС получил аттестат аккредитации и лицензию на право проведения метрологической экспертизы средств измерений военного назначения. Управление и части ТИК были сокращены на 67%, а полигон «Суюндук» и авиационная комендатура «Эмба» расформированы в полном составе. Полигон «Нальчик» преобразовывается в авиационную комендатуру (АК). Несмотря на такое масштабное сокращение, сохранена не только основная инфраструктура Управления и полигонов, но и научный потенциал, и подготовленный кадровый состав. Трассово-измерительный комплекс продолжал и продолжает функционировать по своему предназначению в полном объеме. В настоящее время Управление располагает 4 полигонами: один на территории РФ – Грошево и три полигона на территории республики Казахстан – Тургай, Теректа и Макат и одной комендатурой - г. Нальчик КБР. В 2001 году на базе полигона «Грошево» создана уникальная, сложная мишенная обстановка и смотровая площадка для показа авиационной техники и вооружения. В августе 2001 года на высоком организационном и техническом уровне был проведен показ авиационной техники и вооружения с боевым применением по наземным и воздушным целям представителям МО, ГШ ВС РФ, военным атташе зарубежных стран и представителям оборонной промышленности. В настоящее время специалисты Управления и частей ТИК принимают активное участие в отработке сложных модернизированных авиационных комплексов и ракетного вооружения, в том числе в интересах других видов Вооруженных Сил РФ и войскового ПВО, а также перспективных систем обработки измерительной информации. Несмотря на сложные социально-экономические условия достойно продолжают славный путь части офицеры: Бажан Н.Н., Васин В.И., Пилипенко Г.В., Камзеев Н.А., Титаренко В.Ф., Нерубальский С.Г., Зеленый Д.В., Винников Ю.С., Вовк Ю.В., Очкасов А.С., Нестеренко С.Н., Иванов В.Г., Шишкин О.В., Гайдуков С.М., Липчанский С.Е., Песняев В.В., Сологуб А.Л., Малов В.Ф., Черных Г.Н., Шуляк П.А., Ковалевский Е.М., прапорщики: Дегтярев В.А., Турбал С.А., Ватанский А.М. и многие другие. История 9 Управления – это история жизни и деятельности многих тысяч людей, это кладезь добрых и славных традиций, воплощенных в практических делах по развитию и совершенствованию испытательной деятельности, организации быта и досуга военнослужащих, это и добрая память о тех людях, которые были и есть, это и напутствие для тех, которые будут продолжать и приумножать историю части. Председатель Совета ветеранов вч 21239 полковник запаса В. Калюжный http://niivvs.narod.ru/text13.html

Юрий: http://www.litportal.ru/genre23/author2486/download/book12048.html ТАЙНАЯ БИТВА СВЕРХДЕРЖАВ автор Александр Орлов. Книгу можно скачать и прочитать. Весьма занимательно. Я читал с интересом. В книге ,примерно с 18 страницы, рассказано о происходивших в 1950-1960 годы нарушениях границы самолетами и о принимаемых мерах. Нарушения практически закончились после того, как сбили Пауэрса.

Юрий: http://www.airforce.ru/awm/hotsky/hotsky.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D1%81_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5%D0%BC_%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D0%B4_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_(1946%E2%80%941991) http://www.webarmy.ru/forums/theme.php?th=7361 Здесь тоже о нарушениях воздушного пространства нашей страны

Юрий: Предлагаю еще ссылку на интересную книжку посвященную электронной разведке в том числе и авиа. Марио де Арканжелис Радиоэлектронная война От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов

Юрий: http://hilvvs.com/avio/page_all_7.html Сайт"Все выше и выше и выше" с интересными материалами и з истории авиации и весьма занятными роликами. Мне особенно понравился ролик,когда на серфинге за паропланом по волнам серфингист прыгает и совершает кульбиты,а рядом трасса аэропорта,вот его параплан и зацепился за шасси лайнера,идущего на посадку.

Юрий: ОХОТА ЗА ПРИЗРАКОМ Автор: Николай КУЦ ОТ АВТОРА Имя Френсиса Гарри Пауэрса, американского летчика-шпиона, сбитого в мае шестидесятого в небе над Уралом, мне запомнилось в пору, когда я заканчивал среднюю школу. А в середине августа в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, начался судебный процесс, и все внимание общественности было приковано к этому событию. Судьба распорядилась так, что значительная часть жизни пришлась на службу в Войсках ПВО страны. Я много ездил по Сибири и Забайкалью, бывал в частях зенитно-ракетных войск, разговаривал со специалистами и мог в какой-то степени взглянуть на происшедшее глазами этих людей. Кроме того, уже в Минске мне удалось познакомиться с человеком, который к истории сорокадвухлетней давности имеет самое непосредственное отношение. Речь идет о заслуженном военном летчике СССР, генерал-лейтенанте авиации Дмитрии Иванове. 1 мая 60-го года он в числе других летчиков-истребителей принимал участие в перехвате воздушной цели. НАКАНУНЕ Любопытство и бесцеремонность заокеанских спецслужб никогда не знали границ. Начало пятидесятых ознаменовалось появлением над нашей территорией огромных воздушных шаров, снабженных, как потом выяснилось, превосходной радиоэлектронной и оптической начинкой. Они "заплывали" к нам с севера и юга, подолгу зависая над промышленными и военными объектами. Их сажали, сбивали огнем наземных орудий и авиационных пушек, а они с удивительной регулярностью возникали снова и снова. Так продолжалось не один год. В том изнурительном противостоянии двух сверхдержав успех во многих случаях сопутствовал все-таки нашей стороне. Достаточно сказать, что даже в 1972 году летчиком истребительного полка ПВО Сибири в районе Норильска был сбит один из таких аэростатов со всей шпионской экипировко Но инженерная мысль не стояла на месте. По заказу ЦРУ ведущим американским конструктором Кларенсом Джонсоном уже разрабатывался новый тип самолета, способного удовлетворить самые взыскательные требования секретного ведомства. В середине 50-ых был создан тот самый "Локхид", больше известный как У-2. Он обладал поразительными для того времени летно-техническими данными. Поднимаясь на высоту 20 и более тысяч метров, аппарат мог развивать сверхзвуковую скорость и сбрасывать ее до скорости пассажирского самолета. Первый полет над территорией СССР У-2 совершил 4 июля 1956 года. Он стартовал с американской авиабазы, расположенной в ФРГ, и беспрепятственно "продефилировал" над особо охраняемыми районами Советского Союза: Москвой и Ленинградом. Ни один зенитно-артиллерийский расчет не открыл по нарушителю огонь. С тех пор черные крестообразные монопланы без опознавательных знаков стали частыми "гостями" в нашем небе. Только в течение июля таинственное подразделение "10-10", расположенное в ФРГ и подчинявшееся кроме главного штаба ВВС США еще и ЦРУ, совершило пять разведывательных полетов Какую цель они преследовали? Дмитрий Иванов на этот вопрос ответил так: "Вскрыть элементы противовоздушной обороны, заснять аэродромы, огневые позиции и важные стратегические объекты, определить места дислокации и рабочие частоты наших радиотехнических средств". Удалось ли летчикам монопланов справиться с этой задачей? Безусловно. Как потом утверждали специалисты, фотографии, сделанные с высоты 20 тысяч метров, поражали четкостью изображения. Детали пропечатывались настолько четко, что можно было прочесть бортовые номера на хвостах бомбардировщиков. Нет, личный состав ПВО не оставался безучастным наблюдателем авантюр. Уже 5 июля в истребительно-авиационном полку, расположенном на аэродроме под Ригой, была создана специальная группа для борьбы с самолетами-нарушителями. Однако кардинально решить проблему она не смогла. Потолок, которого достигал МиГ-19, не превышал и 17 тысяч метров. Что касается огня зениток, то его вообще не стоит брать в расчет. 10 июля 1956 года в печати появилось Заявление Советского правительства. Документ характеризовал нарушение воздушных границ, как "преднамеренное действие определенных кругов США, рассчитанное на обострение отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки". Тон Заявления заставил администрацию Белого дома поубавить прыть. Но только на время. Уже в следующем году самолеты-призраки стали проникать в наше воздушное пространство не только с территории ФРГ, но и с юга. Это было не случайно. Как раз в те годы шло строительство космодрома Байконур и центрального полигона Войск ПВО Сары-Шаган. Кроме этих объектов пилотов У-2 интересовал Семипалатинский ядерный полигон и расположенный в тех местах аэродром дальних бомбардировщиков Ту-95. В течение двух лет (1957--1959 годы) подразделение "10-10" совершило около 30 глубинных разведок нашей территории. О каждом нарушении немедленно шли доклады в Кремль. Очевидцы утверждают, что ярости Никиты Хрущева не было границ. Во время встречи с Малиновским он заявил буквально следующее: летчик, который уничтожит самолет-нарушитель, будет представлен к званию Героя Советского Союза, а в материальном плане получит все, что захочет. Увы, такими техническими возможностями наши истребительно-авиационные части тогда не располагали. Не меньшим злом являлась привычка работать с оглядкой на вышестоящие инстанции. Рассказывали о таком случае. Ровно за три недели до 1 мая, а точнее -- 9 апреля, в воздушное пространство СССР вторгся очередной моноплан-призрак. Он совершил площадную сьемку космодрома, стартовых позиций полигона Сары-Шаган и безмятежно ушел на север. По этой цели работали радиолокационные станции, самолеты-перехватчики. Причем один из участников боевой работы летчик Владимир Крачевский в тот день погиб. У машины, на которой он выполнял задание, отказал двигатель, и она камнем пошла вниз. В том бою незадействованными остались... два экспериментальных зенитных ракетных комплекса "С-75". Расчет кабины "У" станции наведения ракет видел цель противника, вел ее, а вот открыть огонь так и не решился. Требовалось благословение Москвы. Пока начальство связывалось друг с другом, пока думало, что предпринять, У-2 вышел из зоны поражения. Вообще, день 9 апреля по своим последствиям чем-то похож на 28 мая 1987 года, когда на Красной площади приземлился спортивный самолет Руста. Выводы были сделаны серьезные. Кто-то лишился должности, кто-то получил предупреждение о неполном служебном соответствии, но, как часто бывало на Руси, вывод для себя сделали не только наказанные. Началось срочное направление в войска зенитных ракетных комплексов "С-75". Ими прикрывались крупные промышленные центры и стратегически важные объекты. На смену старым радарам в приграничные радиолокационные роты стала поступать более совершенная техника. В районы вероятного появления воздушных разведчиков были откомандированы наиболее подготовленные летчики. Высотные перехватчики "Су-9", на которые возлагалась надежда, уже находились там. Время безнаказанного шпионажа заканчивалось. Вряд ли об этом догадывался Френсис Пауэрс и его прямой начальник командир подразделения "10-10" Вильям Шелтон, который на рассвете 1 мая дал своему подчиненному команду на взлет. ОН ДОЛЖЕН БЫЛ ИДТИ НА ТАРАН В истребительно-авиационный полк, расположенный в Барановичах, Су-9 стали поступать еще в 1959 году. Это была совершенно секретная техника, больше известная под условным обозначением Т-3. Машина была неопробованная, "сырая". Как шутили тогда авиаторы, "Самолет-то Сухой, да только летчик мокрый". В Барановичском полку новую технику осваивали несколько офицеров, но наибольших успехов в учебе добились двое: командир звена Дмитрий Иванов и старший летчик Федор Федоренко. На этих двоих и была сделана ставка. С осени их начали усиленно готовить к спецкомандировке. Куда и зачем -- никто в полку не знал, однако не без помощи особого отдела в части ходил слух, что лететь Дмитрию и Федору придется в Китай. Эта легенда оставалась до весны 1960 года. Из воспоминаний Дмитрия Иванова: "В один из апрельских дней нас с Федором Ивановичем пригласили в штаб полка и сообщили, что время спецкомадировки настало и что на сборы нам даются ровно сутки. Попрощался я с домашними, однополчанами, сложил в тревожный чемодан летное обмундирование, еще кое-какие вещи и -- в путь. В конечный пункт назначения добирались несколько суток: самолетом, рейсовым автобусом, снова самолетом. В Москве нам выдали предписание, и там же, в Москве, мы окончательно узнали место своей службы. Это был не Китай, а затерянный в степи казахский поселок Сары-Шаган, где проводились испытания средств ПВО. Жили мы в гостинице, холодном деревянном здании, кишащем клопами. На рассвете 1 мая я впервые на новом месте заступил на боевое дежурство. По привычке опробовал двигатель, проверил работу бортовых систем, и пока механики дозаправляли машину топливом, отправился к личному составу. Но едва переступил порог казармы, как прозвучал сигнал готовности, а вслед за этим и команда на взлет. Часы, как сейчас помню, показывали ровно 6 утра. По московскому времени. Уже в кабине с КП получил сообщение, что цель реальная, назвали курс, приказали выйти на максимальную высоту и включить форсаж. Скажу честно, никогда прежде в такой ситуации находиться не доводилось. Дома мы работали в основном до высоты 12 тысяч, а тут без малого 20. Наводили меня с соседнего командного пункта. Но кто был штурманом наведения, я, к сожалению, так и не узнал. В общем, включил форсаж -- и меня понесло... Через несколько секунд передали, что расстояние до цели 38 километров и чтобы я приготовился к атаке. Спрашиваешь, какое вооружение было на борту? Ракеты. Самые настоящие. Но что толку, если раньше применять их нам не приходилось и как это делать -- я не знал. Такая вот закавыка. Как в этой обстановке предстояло поступить, нетрудно догадаться. А дальше произошло невероятное. То ли обнаружив наш перехватчик, то ли так было предопределено маршрутом, но Пауэрс сделал резкий отворот. Мне приказали выключить форсаж и идти на посадку в ташкентском аэропорту. Не буду рассказывать, как меня потеряли аэродромные службы, как я блуждал в толще облаков и чуть не врезался в гору, как в баках закончилось топливо и самолет еле дотянул до бетонки. Это отдельный рассказ. Четыре часа мне пришлось просидеть на аэродроме Ташкента в высотно-компенсирующем костюме. А жара была, не поверишь, больше 30 градусов. Все это время я ждал команду на взлет. Предполагалось, что самолет-нарушитель будет возвращаться на свою авиабазу, и мне предстояло снова идти на перехват. Более того, с КП открытым текстом заявили, что в случае чего я должен буду использовать последнее оружие -- таран. Такое распоряжение дал якобы "Дракон". Кто стоял за этим позывным -- знал каждый летчик. Это был ком. истребительной авиации Войск ПВО Евгений Савицкий. Я был готов ко всему и мысленно попрощался с дорогими мне людьми. Но судьба оказалась благосклонной. Во второй половине дня стало известно, что самолет-разведчик уничтожен зенитным ракетным дивизионом. А еще спустя время друзья сообщили, что в том бою был сбит и летчик Сережка Сафронов, мой однокашник по Борисоглебскому авиационному училищу и близкий друг. Его самолет зенитчики приняли... за цель". ЛЕС РУБЯТ... На судебном процессе в Москве Френсис Пауэрс признался, что страх не покидал его с первых минут полета над советской территорией. Он не был беспочвенным. В воздушное пространство СССР У-2 вторгся в 5 часов 36 минут, а уже в шесть утра, по свидетельству Дмитрия Иванова, его Су-9 был поднят на перехват. Но и это не все. Приграничные радары засекли цель, едва она оказалась в нашем небе. С той самой минуты самолет-нарушитель передавался с одной РЛС на другую. Сжатая до предела, как пружина, советская система ПВО распрямилась. По У-2 работали все зенитные ракетные дивизионы, радиотехнические части и истребительная авиация Средней Азии, Сибири, Казахстана, Урала, Крайнего Севера... Чтобы расчистить пространство для поднятых на перехват истребителей, руководством страны был введен план "Ковер". По нему все самолеты и вертолеты, не задействованные в операции, сажались на ближайшие аэродромы. Судьба нарушителя была предопределена, и только технические возможности наших сил и средств давали летчику некоторую отсрочку от неминуемого финала: маршрут "Локхида" пролегал между зонами огня зенитно-ракетных комплексов. Но всему приходит конец. В 8 часов с минутами У-2 появился в районе Свердловска. Первым его засек и сделал ракетный пуск дивизион капитана Николая Шелудько. Только чудо спасло тогда летчика от гибели: самолет совершил неожиданный отворот и ушел из-под огня. Но впереди лежала стартовая позиция другого подразделения, где обязанности командира исполнял майор Михаил Воронов. Боевой расчет, которым он командовал, свой шанс не упустил. Ракета, пущенная им, взорвалась позади самолета. Ее осколки пробили хвостовое оперение и крылья У-2, но не затронули кабину. У летчика был выбор: либо, следуя инструкциям, взорвать и себя, и машину (под сиденьем у него находилось три фунта циклонита), либо сдаться в плен. Пауэрс предпочел последнее. Он выпрыгнул с парашютом. Случилось это в 8 часов 53 минуты. Однако бой на том не закончился. Видимо, не веря в успех, майор Воронов не стал докладывать на командный пункт своей бригады о поражении цели. В результате по обломкам падающего У-2 было выпущено еще несколько ракет. Кроме того в зоне поражения оказалось два МиГа-19, которые вели летчики Борис Айвазян и Сергей Сафронов. По ним также были сделаны пуски. Более опытному Айвазяну удалось совершить противоракетный маневр, а Сафронов погиб. В мае состоялись награждение победителей и "разбор полетов". Несмотря на обещание Хрущева вручить Золотую Звезду Героя каждому, кто уничтожит самолет-разведчик, Михаил Воронов был удостоен только ордена Красного Знамени. Видимо, сочли, что в гибели Сергея Сафронова есть доля и его вины. Ошибки той в общем-то блистательной операции стали уроком для всех частей и соединений Войск противовоздушной обороны. Что касается американской разведки, то она на долгие годы отказалась от подобных авантюр. http://7days.belta.by/7days.nsf/last/8E2B8C60024587F742256C4F004ACC58?OpenDocument

МИГ: Новости Героям Первой мировой (27 апреля 2009, 20:30) В местечке Баруны Ашмянского района открыт памятник экипажу российского бомбардировщика «Илья Муромец». Лётчики погибли в воздушном бою и похоронены в этих местах. На огромном гранитном валуне – барельефы летчиков экипажа Ильи Муромца. Поручики Дмитрий Макшеев, Митрофан Рахмин, Фарух-Ага-Мамед Гаибов и кадет Олег Карпов погибли в воздушном бою, отражая атаку четырех немецких истребителей «Фокер» и «Альбатрос». Три вражеских самолета пилоты сбили, но четвертый повредил главную стойку крыла и биплан сначала свалился в штопор, а затем рухнул на землю. Немцы похоронили героический экипаж на своем воинском кладбище со всеми почестями. На кресте надпись «Здесь похоронены четыре неизвестных русских летчика» и дата – 25 сентября 16 года. И вот спустя 93 года в центре агрогородка Баруны, рядом со школой появился памятник, Первый на постсоветском пространстве именной монумент, посвященный подвигу конкретных участников Первой мировой войны. Юрий Адамчик, председатель Ашмянского райисполкома Гродненской области: «Эта та маленькая часть долга, сыновьего долга, который мы должны отдавать дедам и отцам своим воевавшим и в первую и во Вторую мировую войну. Первый шаг в большой работе, которая будет проводиться на территории Сморгонского и Ашмянского районов». Зульфикар Танарвердиев, Второй советник Посольства Азербайджана по политическим вопросам: «В Азербайджане также будут знать, что в белорусской земле открыт памятник экипажу самолета, среди которого и наш герой первый азербайджанский летчик Фарук Гаибов». В этом году исполняется 95 лет с начала Первой мировой войны. Беларусь в той бойне понесла самые большие потери среди всех регионов Российской империи. Погибли или стали беженцами более двух миллионов наших соотечественников. В нашей земле похоронены сотни тысяч воинов разных национальностей и вероисповеданий. В экипаже «Муромца» двое летчиков были православными, двое – мусульманами. Толерантность белорусского народа проявилась и здесь. Памятник в Барунах освятили настоятели местного католического костела и православной церкви из соседнего местечка Гальшаны. Борис Цитович, художник, краевед, лауреат Премии Президента Беларуси: «До 100-летия Первой мировой войны остается совсем немного времени. А работы непочатый край». К 100-летию Первой мировой войны по всей Европе вырастут новые памятники и мемориалы. Беларусь одной из первой внесла свой вклад в это благородное дело.

МИГ: Еще раз об упущенных возможностях.Иллюстрация несостоявшегося.Состояться было должно,если бы не... МИГ. http://cid-3dcae24735c8762d.skydrive.live.com/self.aspx/

Юрий: http://victory.mil.ru/lib/books/index.html Этот сайт является приложением к официальному сайту Мин обороны и посвящен 60-летию Победы. Здесь книга Литвина Г.А.( см. Особый отдел)о службе в ШМАС перед началом войны и о дальнейшей службе в действющей армии,когда наземный вооруженец стал воздушным стрелком. На этом ресурсе много и другой мемуарной литературы. Есть смысл почитать.

Admin: Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» http://www.gosniias.ru Хорошая подборка современной технической литературы по авиации ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА http://gosniias.ru/issues.html ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ПО АВИОНИКЕ http://gosniias.ru/issue_avionics.html ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИЯ http://gosniias.ru/issue_ti.html По материалам зарубежных информационных источников

Хан: Интересная энциклопедия http://www.aviacia.deagostini.ru/collection.html

МИГ: Сходите по ссылке,коллеги.Много красивых рисунков самолётов.Метка - "авиация". http://almonah3.ya.ru/index_fotki.xml

desaka52: Очень интересные видеоролики, снятые из кабины экипажа. http://www.avsim.su/f/iz-kabini-ekipazha-97/

Помор: "НАШ ПОРТАЛ АВИАТОРОВ" http://www.4avia.ru/

Валентин: Картинная галерея Владимира Ефремова Владимир Ефремов в прошлом авиатор, по специальности - штурман, майора запаса. http://mmb-avia.narod.ru/avia/art/art.htm

Тестов: Погода у нас в городе четверо суток мается возле 0 градусов, то снегу подкинет почти по колено, то дождиком помочит, радости 3 дня не рабочих - только авторемонтникам, каждый день - День жестянщика.Гуляя по сети нашёл: Александр Краснянский фото @mail.ru. Много интересных фото и видео. Жаль часть материала закрыта, в том числе Мары. В 1984 году были слухи, что в Афган пойдёт наш полк, базируясь на Мары. Но пошёл из нашей дивизии 200 гв.ТБАП на Ту-16 из Бобруйска. Позже, уже в конце 80-ых, 203 гв.ТБАП нашей же дивизии из Барановичей на Ту-22 работал в Афгане. А в Зябровке в 70-е служил мой ротный в Энгельсинской ШМАС Иван Васильевич Косокин. Посмотрел фото 70-ой и 71-ой годовщины 121 гв.ТБАП в Мачулищах.ГДО не изменился, а памятник героям-лётчикам в годы моей службы был совсем маленьким и скромным. В разделе "121 небесный ТБАП" фото памятников на могилах на кладбище в Мачулищах. Увидел на фото 38 и 39 свежий холмик и крест.Под фотографией майора годы жизни:"1935-2011" и надпись:"Кандауров Алексей Кириллович". В годы моей службы в Мачулищах гвардии капитан Кандауров был то ли комендантом гарнизона, то ли начальником гауптвахты. Боялись его все солдаты гарнизона. В конце 1983 или в начале 1984 он вернулся во 2 АЭ оружейником. В общении в должности оружейника - душа человек.Вечная ему память...

Тестов: Около года младшая моя дочь занялась канзаши. Её увлечение помогло найти сегодня несколько интересных сюжетов. Особенно понравилось: "Ту-22 121 ТБАП полёт по кругу, проходы на пмв.avi" Проход на высоте, примерно, в 10 метров, это что-то!!! Да ещё царапнуло по сердцу - на 10:23 мин и 10:42 мин, при съёмке с балкона вышки в сторону Минска, видны медицинский "УАЗ-452" и пожарка. Совсем, как летом 1984, только деревья за 10 лет стали выше и гуще (съёмки 24-25.06.1994), и не заметил я огромного стенда:"Схема движения по аэродрому". Сюжеты о ДА можно посмотреть тут: http://vmiremasterov.ru/vidfeeder_view.php?id=OsrNjQaXv4Q



полная версия страницы