Форум » Прочие техника и оборудование » Летающие танки » Ответить
Летающие танки
Admin: Историческая справка ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК По многочисленным просьбам посетителей нашего сайта мы даем небольшой экскурс в историю создания такого интересного объекта техники, каким является летающий танк. (Здесь мы не рассматриваем традиционные летательные аппараты, называемые "летающими танками" образно, условно, как например советский штурмовик Ил-2). Первое достоверное упоминание летающей бронированной машины встречается в эскизах Леонардо да Винчи. Хотя принцип работы не совсем ясен, понятно, что великий итальянец интуитивно уловил возможность применения для этих целей открытого гораздо позднее эффекта Кориолиса. Очевидно, что в 1504 г. машина не могла быть построена, гений обогнал свое время минимум на четыре века. Рисунок Леонардо да Винчи. 1504 г. Надо заметить, что в эпоху борьбы с космополитизмом в СССР первенство Леонардо в этом изобретении оспаривалось. Журнал "Советский Танкист" опубликовал текст, датированный 1470 г., якобы найденный в монастырских книгах. Из него следует, что "... дворовый Степан Дубина повозку летучую замыслил, дабы давить врагов с воздуха и кипящей смолою поливати. Для дела сего просит он у князя сорок лошадей добрых, поелику повозка сия зело тяжела случилась". К этому тексту трудно относиться с доверием, да и простейший расчет показывает, что сорок лошадей не могут поднять в воздух собственный вес. Вероятнее всего, это характерная для того времени пропаганда... http://www.okatuning.com.ru/oka-tuning-!hist.htm
Ответов - 4
МИГ: Летающие танки. На полях сражений в Первую мировую впервые появились танки, представлявшие собой весьма грубые конструкции. Это, однако, не помешало военным увидеть в этих неуклюжих гусеничных бронированных коробках совершенно новый вид вооружений, который очень скоро изменил всю военную мысль. Наряду с танками генералы получили и ещё одну новую игрушку – только что оперившуюся авиацию. Залечивая раны и готовясь к новой войне, практически все страны стали активно изучать новые виды техники и создавать учебники по тактике совместного использования новейших вооружений. После негативного опыта позиционной войны начала века военными умами завладела идея "молниеносной войны", когда основные военные и силовые объекты захватывались танковыми клиньями, действовавшими в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией. Но у этой красивой идеи был один большой минус. Требовалось быстро и в сжатые сроки перебрасывать огромные танковые армии на новые места, а это не всегда было возможно из-за дорожных условий и сопротивления врага. Бомбардировщики 1930-х не могли возить ничего кроме себя, экипажа да 2-3 т полезной нагрузки. Под этот весовой предел подпадали лишь лёгкие бронеавтомобили и танкетки, но их было явно недостаточно для ведения военных действий. Вот тогда и пришла идея приделать к танку собственные крылья и заставить технику перемещаться самостоятельно. Идею летающего танка в 1932 году предложил американский инженер Джон Уолтер Кристи (именно на основе его проекта в СССР были разработаны колёсно-гусеничные танки БТ). На первом этапе Кристи изготовил из дюралюминия, и стали безбашенную машину М.1932. "Это настоящая летающая крепость вооружена 75-мм орудием. Благодаря идеям мистера Кристи машина получилась удивительно лёгкой, её масса не превышает 4 т. Танк готов к защите Америки от любых нападений" - писала американская пресса. Танк Кристи имел двойные пневматические шины на основных катках. В комплекте с 750-сильным двигателем это давало возможность развивать на гусеницах скорость до 90 км/час, а скинув гусеницы, М.1932 превращался в бронированный гоночный автомобиль, способный развивать скорость в 190-200 км/час. Специальная подвеска позволяла танку производить прыжки в длину с трамплинов до 4-5 метров (это отлично показано в начале фильма "Трактористы"). Проект предполагал устанавливать на танке М.1932 бипланную крыльевую коробку, к которой крепилось хвостовое оперение, на верхнем крыле, спереди, располагался воздушный винт. Разгон для взлёта должен был составлять примерно 200 м. Первую половину пути танк должен был разгоняться на гусеницах, а по достижении скорости в 130 км/час привод переключался на воздушный винт. Однако, несмотря на всю кажущуюся реалистичность проекта, осуществить его на практике так и не удалось. Основной причиной называется сложность выполнения дистанционного привода от мотора с колёс на воздушный винт и обратно. К тому же из-за переговоров конструктора с СССР, взаимоотношения Кристи с Департаментом США окончательно испортились. Кристи создал ещё несколько танков и пробовал продать их американскому Департаменту вооружений, но эти попытки не увенчались успехом В Советском Союзе схему Кристи скопировал и доработал авиаконструктор Арам Рафаэлянц. Планер Рафаэлянца имел гораздо более широкую область применения – танк БТ-2 взлетал и садился не на собственное шасси, а на высокое шасси планера. Это позволяло не только экономить ресурс подвески танка, но и позволяло использовать планер для перевозки любых грузов. Толкающий воздушный винт располагался непосредственно над кормовой частью танка, что значительно упрощало передачу вращения от двигателя. Отсоединение танка от планера после посадки и падение с высоты 1,5 м производилось без выхода экипажа. К середине 1933 года после ряда технических оценок стало ясно, что мощности двигателя танка недостаточно для обеспечения требуемых лётных данных. Кроме того, вызывало тревогу сложность подготовки экипажей – они должны были включать и танкистов, и лётчиков. Поэтому проект дальше расчётов и чертежей не продвинулся. В мае 1937 года инженер Михаил Смалько разработал проект летающего танка МАС-1. Танк очень смахивал на автомобиль Фантомаса – для полёта его крылья и пропеллер выдвигались из-под защитных бронелистов, имевших бронирование до 10 мм. Корпус представлял собой дальнейшее развитие БТ-7, но был переработан для улучшения аэродинамических свойств. Вооружение танка составляли два 12-мм пулемёта в башне и один 7,62-мм ШКАС, стрелявший через винт с использованием авиационного синхронизатора. Крылья состояли из двух половин, наружной (бронированной) и выдвижной. Бронированная половина крепилась к корпусу и поворачивалась вокруг оси крепления на 90 градусов назад, а внутренняя выдвигалась наружу специальным механизмом, размах крыльев достигал 16,2 м. Убирающийся хвост крепился на особых каретках внутри танка и выдвигался, и убирался одновременно с крыльями. Винтовая установка, состояла из двух металлических лопастей, на поле боя убиралась под бронированные щитки в носу танка. Так как подвеска осталась от БТ-7, танк сохранил возможность колёсного хода и способен был развивать скорость до 120 км/час. По расчётам конструктора, крейсерская скорость полёта составляла 200 км/час, высотный потолок – 2000 м, а дальность полёта – около 800 км. Был изготовлен полноразмерный деревянный макет, после чего работы были приостановлены. Работы над летающими танками велись не только в СССР. Разработанный в 1940 году британской фирмой Saunders-Roe проект под кодовым название Р.1033 предполагал создание танкодесантного модуля для переброски танков через Ла-Манш в будущей войне. Р.1033, имевший четыре автономных двигателя и убирающиеся шасси, должен был отрываться от земли на скорости в 140 км/час и переносить танк на дальность около 900 км. Дальше расчётов проект не продвинулся. Ближе всех продвинулся авиаконструктор Олег Антонов. В 1941 году коллективу Антонова была поручена разработка планеров для доставки грузов партизанам. Во время работы Антонову пришла мысль объединить планер и лёгкий танк. Работы над планером, получившим индекс А-40, начались в декабре 1940 года. Для испытаний использовался серийный лёгкий танк Т-60. Планер построили в апреле 1942 года в Тюмени, после чего перевезли в подмосковный Жуковский для испытаний. Проводил их лётчик-испытатель Сергей Анохин. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3 с форсированными моторами АМ-34РН. Общий вес конструкции приближался к 7,5 т, из которых 2 т приходились на деревянные крылья. Для обзора пилоту поставили специальный перископ, к обычному танковому оборудованию были добавлены пилотская ручка управления и педали для управления рулями поворота. На приборной доске появились компас, спидометр и альтиметр. Первый и последний настоящий полёт состоялся 2 сентября, но через 15 минут полёта от большого воздушного сопротивления планера у самолёта буксировщика начали перегреваться двигатели. По команде с ТБ-3 Анохин отцепился и пошёл на посадку на ближайший аэродром Быково. Не обошлось без казусов. После приземления Анохин, не сбрасывая планер, двинулся на командный пункт аэродрома – там не были предупреждены об испытаниях, и в связи с приземлением необычного летательного аппарата была объявлена воздушная тревога, испытатель летающего танка был "взят в плен" расчётом зенитной батареи. По результатам полёта был сделан вывод, что мощности двигателей ТБ-3 не хватает. А-40 могли буксировать более мощные Пе-8, но в строю их было всего чуть больше 70 штук, и привлекать дальние бомбардировщики ради буксировки танков никто не решился. Разработками танколётов под самый конец войны занималась и императорская Япония. Для десантного комплекса был специально разработан лёгкий танк весом всего в 2 т, но в отличии от советского, японский Maeda Ku-6 так и не смог оторваться от земли. К летающим танкопланерам можно отнести также и английский планер Hamilcar, созданный для единственной цели – переброски через Ла-Mанш лёгких танков Tetrarch. Hamilcar был самым большим деревянным планером за всю историю британских Королевских ВВС. Для буксировки применялись специально доработанные бомбардировщики Mk.III Halifax. Весь груз планера составляли танки Tetrarch с экипажем, пристёгнутые внутри фюзеляжа, да два пилота, сидевшие тандемом в пилотской кабине. Средняя скорость полёта составляла около 240 км/час. Во время высадки в Нормандии было использовано около 30 планеров. Только oдин полёт завершился неудачей: над Ла-Маншем от тряски открылись замки носового обтекателя, и танк, находившийся внутри планера, рухнул в пролив вместе со своим экипажем. Ещё одна схема, с помощью которой пытались поставить танки "на крыло", - это автожиры. В 1933 году известный конструктор вертолётов Николай Камов представил свой проект танка-автожира со складными лопастями, который был способен садиться на малые площадки практически без пробега. Предполагалось оснастить танк 20-мм пушкой и 7,62 мм пулемётом. Был изготовлен деревянный макет для продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ, но танк так и остался проектом. А вот англичанам всё же удалось создать десантный летательный аппарат, используя принцип автожира. В 1943 году в Великобритании встал вопрос о будующей переброске войск через Ла-Манш. Рауль Хафнер, ведущий специалист Исследовательского центра десантных сил, решил модифицировать для этой цели собственное изобретение – роторный парашют Rotashute. Хафнер планировал использовать подобный принцип для создания летающего джипа Rotabuggy и летающего танка Rotatank (на базе танка Valentine). Танк так и остался «на бумаге», а джипу повезло больше. Rotabuggy представлял собой обычный армейский джип Willys, но с установленными стёклами. стойками с двухлопастным ротором, фанерной кабиной и фанерным хвостовым обтекателем. Рулей не было, поэтому управление предполагалось осуществлять наклоном оси винта. 16 ноября 1943 года Rotabaggy впервые поднялся в воздух, буксируемый бомбардировщиком Whitley. Выяснилось, что управлять наклоном оси винта практически невозможно – ручку вырывало из рук и двум пилотам с трудом удалось посадить машину. Поэтому по приземлении, учитывая невозможность управления в полёте и то, что Rotabuggy не мог перевозить пушки, британцы отказались от летающего джипа в пользу обычных планеров. С появлением в 1950-е годы тяжёлых военно-транспортных самолётов с большими грузовыми кабинами и аппарелями, способных перевозить не только лёгкие танкетки, но и средние, и даже тяжёлые танки, а также мощных парашютных систем – вопрос о "крылатом танке" был снят окончательно. По материалам "ПМ" №12, 2007 г. МИГ. http://www.kilin.ru/fly_tank.html
Admin: МИГ пишет: С появлением в 1950-е годы тяжёлых военно-транспортных самолётов с большими грузовыми кабинами и аппарелями, способных перевозить не только лёгкие танкетки, но и средние, и даже тяжёлые танки, а также мощных парашютных систем – вопрос о "крылатом танке" был снят окончательно. Не совсем так... Летающие танки. Новейшая история. ...В 1919 г. известный французский изобретатель, спортсмен и любитель техники Жюльен де Профитроль делает попытку построить нетрадиционную летающую машину на базе легкого танка Renault FT-17. Судя по сохранившейся фотографии, автор пытался применить для подъема в воздух популярную в то время электростатику. Сомнительно, что отрыв от земли состоялся, но тем не менее, эту машину принято считать первым реальным летающим танком. Ж. де Профитроль и "Renault Volant" 1919 г. В СССР первые опыты по летающей бронетехнике начались в 1935 г. Особая группа конструкторов НАМИ под руководством М. А. Цукермана и О. К. Портвеинова за два года создала опытный образец на платформе довоенного танка БТ-7. Следут признать выбор платформы правильным, БТ-7 был достаточно легким и мощным танком (Т-34 тогда еще не существовало). О ходе работ известно мало, но в августе 1937 г. машина была представлена на госиспытания. Из дела № 852-314 НКВД следует, что "... во время испытаний изделие не смогло подняться на запланированную высоту, несмотря на полностью задействованную мощность Краснокировской электростанции. Стапель был разрушен. Подсудимые Цукерман и Портвеинов объясняют разрушение стапеля падением поднявшегося на 20 - 30 см изделия и просят пересмотреть решение чрезвычайной комисии о факте вредительства." Решение пересмотрено не было, конструкторская группа расформирована, материалы по проекту утеряны. На фото хорошо виден танк на фоне электростанции, смонтированная на танке система подачи электроэнергии и разрушенный стапель. Вероятнее всего, машина строилась на классическом эффекте Кориолиса первого типа. В этом случае, с учетом веса танка, подводимой мощности должно было хватить для подъема на высоту около 40 см. Очевидно, конструкторы не учли веса кабелей питания. Таким образом, вероятно, перед нами первый оторвавшийся от земли танк. Комиссия на испытаниях по проекту БЛТ-7 1937 г. К началу второй мировой войны Германия подошла, не имея собственных разработок в этой области. Однако ближе к ее окончанию были предприняты попытки построить очередное "секретное оружие возмездия". В отличие от часто упоминаемых полумифических летающих тарелок (дисков Беллонцо), летающий танк "Teufeltiger" реально существовал. Построенный, на заводе Henschel в трех экземплярах в марте 1945 г. он успешно прошел испытания. Германия имела хорошие наработки в области реактивных двигателей, поэтому танк был оснащен шестью стартовыми твердотопливными ускорителями. Фактически, танк был "одноразовым". Поднявшись при помощи ускорителей, он мог некоторое время висеть и перемещаться вперед за счет эффекта Кориолиса. Предполагалось, что это поможет форсировать передовые рубежи обороны противника. Второй раз подняться в воздух танк уже не мог. Ни о какой стрельбе с воздуха не было и речи. "Чортов Тигр" не успел принять участия в боевых действиях. Два экземпляра были уничтожены, а третий захвачен советскими войсками. Он был доставлен в СССР и послужил основой для начала исследований КБ-28 (позднее ОКБ "Ратан"). Трофейный "Teufeltiger", погруженный для отправки в СССР. Июнь 1945 г. Существование летающих танков в СССР долгое время скрывалось. В 1968 г. в журнале "Наука и Жизнь" выходит статья "Танк вчера, сегодня, завтра", в которой приводится краткий расчет танка на воздушной подушке и неутешительные выводы: такая машина в настоящее время невозможна. Понятно, что политическая ситуация 1968 г. не способствовала афишированию реальных достижений. Заказная статья отвлекала внимание иностранной разведки от работ, проводимых КБ-28 по проекту Т-55ЛТо (опытный). Построенный по результатам исследования трофейного "Teufeltiger", это был первый реально летавший советский танк. Основной проблемой было отсутствие необходимого источника энергии. Были сделаны выводы о недостаточной энергетике классического эффекта Кориолиса и заложены теоретические основы применения эффекта Кориолиса-Кокса второго типа. Один из последних образцов Т-55ЛТо был продан в Ирак и подбит в "воздушном бою" американским M1A1F в 1991 г. Подбитый в воздушном бою Т-55ЛТо и М1А1F. 1991 г. M1A1 Abrams модификации "F" (flying) построен в начале 80-хх годов на заводах General Dynamics Land Systems. Эта современная машина построена на модифицированном эффекте Кориолиса-Кокса (CCME). Питание силового контура от металловодородных радиобатарей (проведенные в 1955-59 гг. в США исследования по мобильным атомным энергоблокам закончились неудачно). Может вести огонь с воздуха. Навигацию и целеуказание осуществляет спутниковая система FASAT. Имеет одинаковый с Т-80ЛТ радиус действия, несколько большую скорость полета, значительно меньший потолок и более прогрессивную систему управления. Колонна M1A1F Abrams на марше. Операция "Буря в пустыне" 1991 г. http://www.okatuning.com.ru/oka-tuning-!hist.htm
Admin: Идея "летающего танка" (боевой летающей машины на гусеничном шасси) принадлежала не американцу, не Антоновым-Гроховским, а Пороховщикову!? ПОРОХОВЩИКОВЫ. Александр Александрович Пороховщиков был богат и имел славную репутацию: меценат, строитель и владелец 'Славянского базара', участник сооружения храма Христа Спасителя в качестве архитектора и вкладчика средств в его строительство. Умер Александр Александрович в революцию, 'вздохнул и, произнеся: «Пропала Россия», - умер'. Его сына Александра с юношеских лет влекло к технике, к изобретательству. Авиация стала предметом его главных устремлений. Летом 1909 г. он построил модель самолета. Модель успешно летала, и Жуковский дал о ней положительный отзыв. Владелец одного из заводов согласился построить натурный образец самолета, но отыскать подходящий двигатель так и не удалось. В 1911 г. Александр Пороховщиков строит свой первый успешный самолет, который так и назывался: 'Самолет №1'. Впервые он поднялся в воздух 25 июня 1911 г. в Риге. Пилотировал аэроплан сам конструктор. В 1912 году самолет успешно демонстрировался на 2-й Международной выставке в Москве. В 1914 году приходит звездный час юного авиаконструктора, теперь уже студента-технолога. 3 апреля 1914 года на Комендантский аэродром в Санкт-Петербурге был доставлен его новый аэроплан-разведчик 'Бикок' - самолет, составляющий славу нашей великой авиационной державы. Это был первый в мире удачный самолет двухбалочной (двухфюзеляжной) схемы, на авторство которой претендуют конструкторы фирмы 'Юнкерс'. Но тот 'юнкерс' не удался. А самолет Пороховщикова не только успешно прошел все испытания, но и был принят на вооружение. 'Бикок' - первый успешно летавший двухбалочный самолет мира! Первый немецкий двухбалочный аэроплан Fokker M.9/K-1 взлетел только в 1915 году. Контракт для военных Военное ведомство царской России незамедлительно подписало с изобретателем контракт на поставку самолетов 'Бикок' для армии. Самолет поднимал полезную нагрузку 256 кг при собственном весе 516 кг. А это значит, что 'весовая отдача' машины достигала почти 50%! Верх совершенства даже по сегодняшним меркам. И кроме всего прочего, 'Бикок' был самолетом боевым - на нем впервые в мире еще на стадии проектирования было предусмотрено место для установки пулемета и спроектировано устройство для сбрасывания бомб. Впервые в мире самолет изначально проектировался как боевой! О чем неоспоримо свидетельствуют архивные документы РГВИА. И сведения об этом нам давно следует отправить в Книгу рекордов Гиннесса. А строил 'Бикок' студент Пороховщиков в: своей квартире на шестом этаже жилого дома! Два человека легко собирали и разбирали аэроплан всего за пять минут. 'Неразмокаемый клей', использовавшийся при сборке аэроплана, тоже был оригинальным изобретением Александра Пороховщикова. Второй построенный им в 1915 году экземпляр 'Бикок' был оснащен гусеничным шасси! И это тоже было сделано впервые в мире. Первый в мире танк Затем Александр Александрович перешел к созданию танка. Испытание первого в мире танка 'Вездеход', построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге, было проведено в 1915 году. В конструкции этой машины были предусмотрены все элементы современного танка: гусеничный движитель, броневой корпус и вооружение, расположенное во вращающейся башне. Танк развивал скорость до 25 верст в час по довольно глубокому песку. В этот момент конструктору было всего 23 года! Обладая обширными и глубокими познаниями в химии, Александр Пороховщиков предлагает армии химическое оружие - 'удушливые газы'. Фабрикант в красной армии После революции конструктор и фабрикант сам национализирует свой завод и передает его государству. В качестве летчика он сражается в рядах Красной армии. Однако судьба авиапромышленности Петрограда складывается печально. Значительная часть предприятий и авиаскладов сгорает в огне пожаров - это работа рук германской разведки. В 1919 году авиазавод Пороховщикова закрывают как 'не нужный Советской власти'. Когда спохватились, строить самолеты было уже негде. Жалкие остатки оборудования некогда мощнейших современнейших авиапредприятий стаскивают в цеха завода Щетинина, что располагались у станции Новая деревня на Комендантском аэродроме. Во главе нового авиазавода ставят того же Пороховщикова. Его усилиями новое предприятие начинает производство целой серии учебных самолетов конструкции Александра Пороховщикова П-IV бис, П-IV 2 бис, П-V, П-VI и П-VI бис 2. Самолеты эти считались 'наилучшими учебными аппаратами своего времени'. Легендарный У-2 Зиновьевское руководство Петрограда относилось к авиапромышленности крайне отрицательно, считая авиацию 'забавой богатеев'. Гениального изобретателя выживают с завода. Ему не остается ничего иного, как уехать в Москву. Но и там места изобретателю не находится. Спасает НЭП. В начале 1923 года Пороховщиков организует частное конструкторское бюро. Бюро занималось разработкой инженерных конструкций и изобретениями. КБ Пороховщикова неоднократно предлагало Главкоавиа и НТК УВВС проекты различных самолетов. Главкоавиа передал эти проекты Опытному авиазаводу №1 для создания новых учебных самолетов, в которых так нуждались тогда ВВС молодой Советской республики. Начальником Опытного отдела завода №1 был выдающийся авиаконструктор Н. Н. Поликарпов. В ходе строительства и длительной доводки кон-струкции самолета Поликарпов внес в первоначальный проект ряд принципиальных изменений. В результате в марте 1928 года в небо Отечества поднялся знаменитый 'воздушный тихоход' У-2 (позднее - По-2). Самолет этот стал самым массовым самолетом в истории отечественной и, возможно, мировой авиации. Вот только никто уже не вспоминал, что это самолет не Поликарпова, а Пороховщикова - Поликарпова. Соловки и Беломорканал НЭП закончился, и бывший дворянин Александр Пороховщиков угодил на Соловки. На 'трудовое перевоспитание'. Вернуться в авиацию ему больше не дали. В концлагере СЛОН Александру Александровичу приходится заниматься проектированием гидросооружений для Беломорканала. Уникальные деревянные гидроконструкции, спроектированные и построенные методом 'без единого гвоздя', и по сей день служат России. И в этом огромная заслуга Александра Пороховщикова. После завершения строительства Пороховщикова освобождают и заставляют заниматься проектированием гидросооружений для следующих проектов СССР по покорению водной стихии. Москва должна была стать портом пяти морей. Но военачальники Красной армии не забыли, что Александр Пороховщиков был создателем первого в мире танка и его частное КБ предлагало в свое время очень интересные проекты бронетехники. После настойчивых требований Автобронетанкового управления РККА Александра Александровича все-таки отдают танкостроителям. Последние предвоенные месяцы он трудится на поприще перевооружения Красной армии новыми танками и бронемашинами. Расстрелян и забыт Но приходит война. В 1941 году Александра Александровича Пороховщикова 'изъяли' и расстреляли. Основанием для ареста могло быть что угодно. Скорее всего, это был донос очередного бдительного гражданина. Имя гениального изобретателя предано забвению и в нашем городе так и не увековечено. А вот в Москве его внук - известный российский киноактер Александр Александрович Пороховщиков - получил в аренду на 49 лет в Староконюшенном переулке на Арбате двухэтажный дом своего прадеда, охраняемый государством. Внук надеется создать там музей деда и прадеда. Говорят, Александр Александрович - вылитый дед: уникальное портретное сходство: Комментарии. Вот так простенько "вшивые свинопасы" (тов. Жаровкин, тов. Пеструхин, тов. Вяземская и пр. Швондеры) погубили великого русского изобретателя. "Бдительных граждан" блядущих "наше все" в свете последних решений партии стало не меньше... а еще.. больше. http://talks.guns.ru/forum_light_message/42/258631.html
ВАШАМ: Админу спасибо! Я давно интересуюсь нашими соотечественниками, сделавшими что-то раньше всех в мире. Продолжу рассказ о А.А. Прохоровщикове Первый рижский танкостроитель Александр Александрович Пороховщиков, создатель первого в мире прототипа современных танков, писал: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…» В самом начале войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. Тогда же он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил. Готовые чертежи и смета постройки боевой машины, названая им «Вездеход», после долгих проволочек была предоставлена начальнику снабжений Северо-Западного фронта генералу Данилову 9 января 1915 года . А. А. Пороховщиков По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе высшему военному руководству: кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. Проект одобрили — разрешение на постройку «Вездехода» было получено 13 января 1915 г., было ассигновано 9660 рублей 72 копейки, а проектные данные были оговорены в особом докладе № 8101. Наблюдение за постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер-полковник Поклевский-Козелло. 1 февраля в Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт», что были при казармах Нижегородского пехотного полка, 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных рабочих приступили к изготовлению опытного образца первого в мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым. 18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки). После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию «Вездехода», которая состоялась 20 июля 1915 г. Вопреки расчетам Пороховщикова возможности его машины были очень далеки от боевых. Хуже того, механизм поворота на ходу оказался крайне ненадежным и при испытаниях, в ряде случаев, водителю приходилось пользоваться шестом. Конструкция ходовой части была признана несовершенной, так как гусеница нередко соскакивала с барабанов. Уже в процессе испытаний Пороховщиков попытался устранить этот недостаток, сделав по три кольцевых направляющих желоба, а на внутренней поверхности гусеницы — соответственно три центрирующих выступа. Компоновка «Вездехода» Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: по дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, когда на ее пути встречалось препятствие — «вездеход» ложился на гусеницу и «переползал» через него. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды. Тогда же (весной 1915 года) Пороховщиков предложил броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Котельное железо отжигалось «по способу, составляющему секрет изобретателя», а в качестве прокладки «после громадного числа опытов» он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить ее. Опытный образец «Вездехода» (создан без вооружения) разработанного А.А. Пороховщиковым (на фото он стоит слева) В 1916 году провел в Петрограде испытания — 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 верст/час, что было исключительно высоким показателем. Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: ее сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов XX века… Также существует версия того, что чертежи Пороховщикова были использованы британскими инженерами для своих разработок. Опытная машина, с перерывами, продолжала испытываться до декабря 1915 г., после чего генерал-лейтенанту Коваленко было послано соответствующее донесение. В частности указывалось, что «построенный экземпляр „Вездехода« не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…» Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, в виду отсутствия на ней бронирования и вооружения, и в документах она фигурировала как «самоход» — то есть автомобиль. По признанию самого конструктора, первый образец созданного им «русского танка» действительно обладал рядом недостатков, но все они являлись причинами отхода от проекта. По его мнению, можно было добиться намного лучших результатов, если бы «Вездеход» имел большее расстояние между барабанами, более мощный двигатель и рифленую гусеничную ленту. «Вездеход» (так он должен был выглядеть) От дальнейших работ по «Вездеходу» решили отказаться, тем более, что за это время было истрачено 18090 рублей. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить в ГВТУ. В сентябре 1916 года в печати появились первые сообщения о применении англичанами нового оружия — «сухопутного флота». Эти сообщения были первыми напечатаны в газете «Новое время» от 25 сентября (старый стиль) 1916 года. В Генеральном Штабе заволновались, что российская армия до сих пор кроме бронеавтомобилей на шасси коммерческих машин ничего более ценного не получила, что выразилось в искренней заинтересованности получить на вооружение хоть какой-нибудь полноценный танк. В январе 1917 года начались переговоры с англичанами и французами о закупках гусеничных боевых машин, но сотрудничать согласились только последние. Одна из первых фотографий английского танка в российской печати Здесь очень кстати подоспел Пороховщиков с новым проектом: в связи с сообщениями газеты «Новое время» там же появилась статья от 29 сентября (старый стиль) 1916 года «Сухопутный флот — русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия — боевых вездеходных машин. Чуть позже, 18 октября он пишет Начальнику ГВТУ: «24 декабря 1914 г. мною был представлен Главному начальнику снабжений Северо-западного фронта проект изобретенного мною „Вездехода« — точного прототипа нынешних „лоханей« (так переводили в русской печати слово „tank«) английского сухопутного флота», а когда в январе 1917 года начались переговоры с англичанами и французами о закупках гусеничных боевых машин (сотрудничать согласились только последние), он 19 января 1917 г. представил в ГВТУ проект и модель «Вездеход № 2» или «Вездеход 16 г». Это уже действительно было нечто подобное танку с экипажем в 4 человека и «броневой рубкой». Последняя состояла из трех независимо вращающихся поясов с пулеметом «Максим» в каждом. Еще один «Максим» крепился в лобовом листе корпуса. Идея движителя осталась прежней, добавились только колеса на концах заднего барабана. Согласно представленной им 17 января 1917 года документации и масштабной модели это был действительно танк с колесно-гусеничным ходом. Вездеход № 2 Ввиду «наличия огромного количества насущных дел» Броневое отделение Авточасти ГВТУ рассмотрело этот проект только 20 сентября. Доклад делал инженер-техник отделения Л. Е. Земмеринг, указавший на целый ряд недостатков. В качестве примера можно привести мнение Броневого отделения: «Относительно движителя: Ввиду того, что при движении по обычной дороге „Вездеход« перед обычным автомобилем не имеет никаких преимуществ, а наоборот, имеет только недостатки, как-то: отсутствие дифференциала, наличие одной ленты вместо двух и прочее, а при движении по рыхлой почве автомобиль вовсе не пойдет, ввиду наличия массы различных препятствий, вытекающих из несовершенства конструкции, неминуемого проскальзывания ленты по барабану и невозможности поворотов, Комиссия находит, что проект „Вездехода« конструктора Пороховщикова в его настоящем виде не заслуживает никакого внимания». Таким образом, проект «Вездеход № 2» одобрения не получил, а все дальнейшие работы по русским танкам были свернуты после революции. *** Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще, так как идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. Кроме того, Пороховщиков во многом предвосхитил развитие танков в будущем. И если мы начали историю танка с английской машины, а не с танка Пороховщикова, то только потому, что его танк не получил применения в русской армии. Промышленность царской России не могла освоить такую сложную машину, танк Пороховщикова постигла та же участь, что и многих других талантливых изобретателей-самородков в царской России — финансирование проекта было прекращено, отсутствие средств и желания помешало освоению этой замечательной машины. Его танк был забыт, и о нём вспомнили лишь много лет спустя, когда танки уже широко применялись во всех армиях, в то время как первый опытный английский танк появился лишь полгода спустя — в сентябре 1915 года. http://www.gazeta.lv/story/12785.html
полная версия страницы