Форум » История школ младших авиаспециалистов » Школы авиаспециалистов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (продолжение) » Ответить

Школы авиаспециалистов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (продолжение)

Admin: "НЕ ЗНАТЬ, ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КАК ТЫ РОДИЛСЯ, ЗНАЧИТ НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ НЕРАЗВИТЫМ РЕБЕНКОМ." Цицерон "История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого..." В.О. Ключевский Школы авиамехаников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.. Кто знает что-нибудь о них? Полный список ШМАС

Ответов - 12

Admin: О ШМАС в Новочеркасске... «...Закончил я Саратовскую школу пилотов Осоавиахима в тридцать третьем, но в военное училище не попал. Хотя мой инструктор Панфилов в выпускной характеристике и сделал вывод – «В военную авиацию разведчиков», — все же по разнарядке послали в Центральную летно-инструкторскую школу Осоавиахима в Москву. Окончив ее, я так и застрял в аэроклубах: Нальчикский, Черниговский, Николаевский... Сколько можно утюжить воздух вокруг аэродрома на полотняном У-2? Хотелось полетать на настоящем, боевом. Мы частенько шутили: «В аэроклубе хорошо — военным летчиком лучше!» Строчил, конечно, втихомолку от начальника рапорты военкому Кандаурову, но тот все отказывал. Лишь в тридцать седьмом моя взяла: направили служить в Новочеркасск. Там, оказывается, была школа младших авиационных специалистов — ШМАС, а при ней летное подразделение. Но летать там не довелось. Постригли первым делом наголо, и началась строевая подготовка, изучение уставов. Это курс молодого бойца. Старшина Мануйлов на построениях зычно командовал: «Хмыр-рня! И н-не шевелись!» Для него все были равны: и призывники, и летчики с солидным стажем инструкторской работы. В первой шеренге рядом со мной стоял мой коллега по аэроклубу Рябышев, который не по возрасту уже изрядно располнел. На нем-то Мануйлов отыгрывался на каждом построении. «Стань так, чтобы грудь четвертого человека видел, считая себя первым!» — командовал он. Рябышев выдвигался вперед, а от старшины следовало новое замечание: «Подтяни живот!» Оказалось, что первый год в ШМАСе предстояло заниматься теорией, только потом должны были приступить к обучению полетам на... У-2. Выходило, что меня будут снова учить тому, чему я сам учил других. Пришлось идти на почту с текстом телеграммы слов этак на сотню. Подал бланк в окошечко. Молоденькая телеграфистка долго читала, то и дело вскидывая на меня опахала ресниц: телеграмма-то ведь на имя самого Ворошилова! Все же приняла. Вскоре пришло распоряжение — вернуть в аэроклуб...» Емельяненко В.Б. В военном воздухе суровом. М.: — Молодая гвардия, 1972 http://aerodrom.altnet.ru/memo/russia/emilianenko/01.php

ВШАМ: Егор Яковлевич Гудыря (29.04.1922 - 11.08.1999) Родился 29.04.1922 г. в пгт. Золочев Харьковской области (4 ребенок в семье). В 1930-1940 гг. учился в Золочевской средней школе No.1. Окончил 10 классов. 25.12.40 г. призван в армию Золочевским РВК. 25.12.40 – 01.05.41 гг. - прошел обучение в Краснодарской Военно-авиационной школе стрелков-бомбардиров по специальности стрелок-бомбардир. 27.04.41 г. принял присягу. 01.05.41 – 01.10.42 гг. - прошел обучение в Мелитопольской военно-авиационной школе стрелков-бомбардиров по специальности стрелок-бомбардир. 01.10.42 – 23.02.43 гг. - в связи с отсутствием самолетов необходимого типа и перепроизводством стрелков-бомбардиров был направлен на переподготовку. Прошел обучение в Энгельском пулеметном училище по специальности стрелок-пулеметчик. 23.02.43 г., по окончании училища присвоено воинское звание лейтенант. 23.02.43 – 30.09.43 гг. назначен командиром взвода 66-го Запасного стрелкового полка (Саратовская область). С июля 1943 г. участвовал в боевых действиях на центральном фронте командиром пулеметного взвода 914-го стрелкового полка 246 стрелковой дивизии. 10.11.43 г. был ранен осколком в область глаза/переносицы. Из воспоминаний Е.Я.Гудыря: «Это был бой при форсировании р. Днепр в районе населенного пункта Лоев. Переправлялись на самодельных плавсредствах. Подготовка к форсированию была слабая, что привело к большим потерям живой силы. После того, как переправились надо было закрепиться… Закрепились…» После боя, из 4-х лейтенантов в живых остался только Егор Яковлевич. А от роты осталось 7 человек (было около ста). Все выжившие были легко или тяжело ранены. За героизм и мужество все были представлены к наградам. 28.11.43 г. присвоено воинское звание ст. лейтенант, назначен командиром роты 914 СП. В этот же день награжден орденом Красной Звезды (No.369165). Из наградного листа: «В Отечественной войне с 1941 года – Центральный, Белорусский фронта. Ранен 10.11.1943 г. В Красной Армии с 25.12.1940. Призван Золочевским РВК Харьковской области. Ранее не награждался. В бою за д. Малодуша 20.11.43 тов. Гудыря, проявив отвагу и мужество, рискуя жизнью, находясь в боевых порядках, огнем своих пулеметов прикрывал продвижение вперед наших подразделений. Будучи раненым, не ушел с поля боя, а заменив выбывшего из строя 1 номера, превознемогая боль, ведя огонь, уничтожил пулеметную точку врага». Находясь на излечении в госпитале, познакомился с майором авиации, который искал пополнение для своей части. Е.Я.Гудыря имел соответствующую подготовку, но не имел боевого опыта. Поэтому был переведен в 41 оутап, а потом в 144 гшап на нелетную должность адъютанта эскадрильи. Несмотря на это, Егор Яковлевич летал. По его рассказам количество самолетов и летчиков было не равным. Поэтому, получив задание, экипаж формировали тут же исходя из поставленной задачи и готовых к вылету самолетов: «Ты левым, ты правым, ты стрелком и т.п.». Таким образом летали практически все, кто был в полку, не обращая внимания «летный» или «не летный» человек. Егор Яковлевич летал стрелком. И каждый раз молился, чтобы их не сбили, т.к. рассказывать как он, «не летный», попал на борт выполняющего задание самолета или как он попал за линию фронта было бы сложно. После войны продолжил службу в ВВС. Служил в истребительных, транспортных, бомбардировочных частях. Уволен в запас 08.08.60 г. в звании майор. До пенсии по возрасту работал зав. гаражом облисполкома, директором механических мастерских облпищепрома, начальником РСУ облпищепрома, директором механических мастерских молпрома. После выхода на пенсию по возрасту работал боцманом на спасательной станции, оператором котельной. Умер 11.08.1999 г., похоронен в г. Чернигов. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «30 лет Советской Армии и Флота» и др. Часть личных вещей хранится в Музее Великой отечественной войны (ПТУ Водного транспорта No.12? г. Киев, Украина). http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000002438

Алексей Тультаев: В сообщении (посте) нашего Admina № 504 от 12.11.2008 г. приведена информация с "форума вертолётчиков" о "прародительнице" прославленного Калининградского ВАТУ - 68-ой ШМАС Истребительной Авиации ПВО страны. На форум вертолётчиков эта инфа попала из статьи Владимира Вержбицкого с несколько претенциозным названием "Пенза - колыбель военной авиации" в пензенской областной газете "Молодой ленинец" № 13 (7006) от 27 марта 2001 года. Есть только несколько уточнений к этому вполне достоверному источнику. На сайте КВАТУ (kvatu.org.ru)на форуме выпускников участник ПАЛ79 в сообщении от 26.04.2011 г. приводит ссылку на официальный документ - Директиву Генштаба СА от 13.06.1944 года, на основании которой и была сформирована в городе Пенза в период с 20 июля по 01 августа 68-ая ШМАС Истребительной Авиации ПВО страны. После третьего выпуска младших авиаспециалистов с 6-месячным сроком подготовки 15 июня 1946 года 68-ую ШМАС ИА ПВО реорганизуют в Школу по подготовке авиационных механиков. 20 июня 1946 года Школа получает наименование 68-я Военная Школа авиамехаников (ВШАМ). В апреле 1947 года школа перебазируется в г. Ульяновск. 11 ноября 1948 года Школа выводится из подчинения Командующего Истребительной Авиацией ПВО страны и включается в состав военно-учебных заведений ВВС Приволжского военного округа и получает наименование - Ульяновская военная авиационная школа механиков (Директива Командующего Войсками ПриВО от 11 ноября 1948 года). Дальнейшая судьба Ульяновской ВАШМ малоизвестна, историографы Калининградского ВАТУ этот период пребывания ВАШМ в Ульяновске с 1947 по 1950 гг. в открытых источниках не освещают. На нашем Форуме выпускников ШМАС и ВАШМ в Общем списке ШМАС фигурирует информация о переводе Школы в 1950 году в маленький городок Калининградской области - Полесск, а ещё спустя 7 лет, в 1957 году - в областной центр, то есть непосредственно в Калининград. Как называлась Ульяновская ВАШМ в период пребывания в Калининградской области ни в одном из источников не указано. Полесск - маленький городок, райцентр в Калининградской области, в нём и сейчас по переписи всего около 8 тысяч жителей, назван в честь Героя Советского Союза Полецкого, участника штурма Кенигсберга. После войны из отшедшей нашей стране Восточной Пруссии всех немцев отселили, в Калининградскую область переезжали советские граждане-переселенцы. В области традиционно было много военных частей СА и Балтфлота. Документально следует считать подтверждённым только факт создания в 1966 году Калининградского ВАТУ на базе 27-ой военно-авиационной школы механиков. На вышеупомятом сайте КВАТУ приведена Справка Центрального Архива МО РФ от 09 июня 2006 года № 2/96094 о том, что Калининградское ВАТУ реорганизовано на базе 27-ой ВАШМ (г.Калининград) Приказом Министра Обороны СССР № 0143 от 16 июля 1966 г. Таким образом, получается, что Ульяновская ВАШМ была в период пребывания в г. Полесске и в г. Калининграде реорганизована в 27-ую ВАШМ. К сожалению, о 27-ой ВАШМ информации разыскать не удалось, кроме той, что она стала "мамой" Калининградского ВАТУ ("бабушкой" этого ВАТУ была 68-ая ШМАС ИА ПВО страны с 1944 г.). В нашем Общем списке ШМАС и ВАШМ на форуме выпускников ШМАС ошибочно фигурирует 27-ая ВАШМ в г. Чарджоу, но в Чарджоу после перевода из г. Морозовска (Ростовская обл.) дислоцировалась моя родная 47-ая ВАШМ по вооружению ВВС, что подтверждается многочисленными воспоминаниями выпускников и подполковника-ветерана части, постоянного участника нашего форума marser. Получается, что рассчитывать на воспоминания выпускников 27-ой ВАШМ (г.Калининград), просуществовавшей до 1966 года, сложно, ввиду преклонного возраста большинства из них. Хотя, надеяться нужно и должно.

Алексей Тультаев: Любая воинская часть, соединение, начиная от отдельных батальонов, дивизионов и эскадрилий, должна вести т.н. "исторический формуляр",(на Флоте-"исторический журнал"), Положение о котором было утверждено Приказом МО СССР от05.10.1967 г. №255. При реорганизации в/ч её исторический формуляр передаётся той части, соединению, которым передаётся Боевое Знамя прежней части. При полном расформировании в/ч исторический формуляр, подписанный крайним командиром, передаётся в Центральный Архив МО РФ. Если бы нашему уважаемого Админу и его коллегам-историографам ШМАС и ВАШМ, Школ ВСР, спецшкол ВВС и ПВО, авиации ВМФ, удалось бы заполучить в Центральном Архиве МО РФ эти официальные документы, многие вопросы истории ШМАС и ВАШМ удалось бы снять. В продолжение предыдущего сообщения о 68-ой ШМАС ИА ПВО (г. Пенза), которая была) переведена в 1947 г. в Ульяновск, а в 1948 г. получила наименование Ульяновской ВАШМ (войсковая часть в/ч 74367), удалось кое-что дополнительно прояснить благодаря историческому формуляру Калининградского ВАТУ. На сайте этого училища, расформированного в 1994 году, удалось ознакомиться в выпиской из его исторического формуляра.После передислокации в 1950 году Ульяновской ВШАМ из Ульяновска в г. Полесск Калининградской области спустя 5 лет, на основании Директивы ГШ СА № Орг./3/462285 от 15 января 1955 года она была переименована в 27-ую Военную Школу Авиамехаников (ВАШМ)с сохранением Знамени Ульяновской ВШАМ и номера в/ч 74367. В 1957 году 27-ая ВАШМ переводится из Полесска в областной центр - в город Калининград. В 1966 году на основании Приказа МО СССР,Директивы ГШ СССР, Директивы ГШ ВВС 27-ая ВАШМ реорганизована в Калининградское Военное Авиационно-Техническое Училище с 01 октября 1966 года. Поскольку реорганизация пришлась на летний период, то к 1 октября 1966 года на 1-ый курс училища были привезены абитуриенты, сдававшие тем летом вступительные экзамены в Рижском, 1-м Харьковском и Васильковском ВАТУ. На Боевом Знамени училища вплоть до его расформирования в 1994 году была надпись "Ульяновская Военная Авиационная Школа механиков". Знамя это теперь в Центральном Музее ВС в Москве, на вечном хранении. А копию этого Знамени ветераны училища изготовили и под ним встречают в Калининграде свои юбилейные училищные даты и День Победы.На памятной медали к юбилею училища и на карте "Боевой путь училища" на сайте КВАТУ отмечен его маршрут передислокаций: Пенза-Ульяновск-Полесск-Калиниград". Начальники 68-ой ШМАС, Ульяновской ВАШМ и 27-ой ВАШМ : майор Головацкий (01.08.1944-01.1945г.);подполковник Баженов И.Е.(01.1945-12.1949г.);инж.-полковник Христюк С.Х(31.10.1949-11.08.1951г.); инж.-полковник Козлов О.А.(30.09.1960-04.1963г.);инж-полковник, с 1972 г.-ген-майор авиации, Стоцкий В.А.-с 13.04.1963 по июнь 1981 г.). Валерий Андреевич Стоцкий крайние три года возглавлял 27-ую ВАШМ, а после её реорганизации в 1966 году- ещё 15 лет командовал Калиниградским ВАТУ. А у меня теперь появился свой интерес (назвать его "шкурным" язык не поворачивается!): заполучить исторические формуляры моих родных- 47-ой ВАШМ (Чарджоу)-в/ч 13729, передислоцированной в 1971 году из Морозовска Ростовской области, а также моего 702 учебного авиаполка (в/ч 62508) Черниговского ВВАУЛ. На нашем сайте ничего нет о "морозовском" периоде 47-ой ВАШМ, я только знаю, что в нём учился в течение 9 месяцев при 3-х летнем общем сроке службы в армии, мой полковой наставник из ТЭЧ ап прапорщик Пучков Ж.А. в конце 50-х годов. В 47-ой ВАШМ был небольшой музей части, но где он теперь? Теперь там - заграница, суверенный Туркменистан! А в историческом формуляре своего 702-го уап Черниговского ВВАУЛ возможно можно будет что-либо узнать о Школе ВСР в Умани, упоминание о которой есть на нашем форуме, которая была в Умани в 50-х годах, но больше никакой инфы, подтверждающей её существование в Инете не нашлось. Кто-нибудь из наших форумчан имеет опыт обращения в Центральный Архив МО РФ?

Sergey: Ув.Алексей,а 702 уч.авиаполк это Городнянский.Мой отец начинал там сверхсрочную службу,не знаю с какого года по 1971 год.затем мы уехали в ГСВГ. Я был совсем пацаном,полеты помню.Жили мы в городке.Хорошо помню тренажер катапульты.

Алексей Тультаев: Привет, Сергей! У Черниговского ВВАУЛ им. Ленинского комсомола было несколько учебных полков. Кроме нашего 702 уманского уап, были еще учебные полки в Конотопе, в Городне, и в самом Чернигове (аэродром "Певцы"). У нас летали курсанты старших 3-го и 4-го курсов (половина в Ивангороде, это в 30 км от Умани, наш запасной аэродром), самостоятельно и с лётчиками-инструкторами на МИГ-21. Наш уманский 702-ой уап 01 июня прошлого 2011 года отметил свой 60-летний юбилей. Я ездил на этот юбилей спустя 35 лет после своего дембеля. Впечатлений - море, особенно от встреч с ветеранами нашей ТЭЧ, моими учителями! Это была незабываемая поездка! Полк расформировали вместе с училищем в 1995 г. Некоторое время на аэродроме Умани базировалась в/ч Вийсково-Повитряных Сил Украины, но вскоре и она была расформирована. Сейчас заброшенный аэродром хотят реанимировать для нужд гражданской авиации, для приёма гражданских самолётов по осени из Израиля, откуда каждый год в Умань прибывает туча паломников - хасидов на могилу своего святого ребе, это у них святое место. У Городнянского полка был номер 701-ый, если память не изменяет. Там курсанты летали на "школьных партах" будущих истребителей - на Л-29 и Л-39. Если отец твой жив-здоров, - привет ему от меня! Алексей.

Алексей Тультаев: Городнянский уап ЧВВАУЛ был 703-м, 701-м был Черниговский уап, Конотопский уап - 105-ый, наш Уманский -702-ой уап.

Sergey: Ув.Алексей! Спасибо за привет,обязательно передам.Я хорошо помню Л-29,особенно спарки.Кроме Городнянского аэродрома был еще в с.Добрянка,т.к.отец и другие его сослуживцы бывали там часто.Из детских воспоминаний помню на аэродроме рулешки из металических щитов.

Sergey: Ув.Алексей!Уточнил я у отца дислокацию уч.полков.702 уап до середины 60х годов был в Городне,с самолетами МиГ-15,17.Затем он перебазировался в Умань.а в Городню прибыл 703уап.с самолетами ЯК-18.Потом перешли на Л-29.Было это в 64-65 г.г.,если отцу не изменяет память.

Admin: Еще одна ШМАС? Или - это Иркутская? В сорок первом закрыли у нас среднюю школу, правда, учебный год дали закончить. У моего старшего сына закончен восьмой класс, у младшего - седьмой, а это был выпускной класс. И ребяткам моим у нас в селе стало нечего делать. Тобольский рыбный техникум к тому времени перевели в Ханты-Мансийск, потому что здание Тобольского рыбного отдали под госпиталь, может быть, туда устроить мальчиков? Подали заявление, а на сердце скребет: хочется, чтобы они закончили десять классов и поступили в высшие учебные заведения. Мне так хотелось, чтобы они имели высшее образование! В Омске у меня мама, брат, сестра. Они написали: пусть мальчики едут к ним, будут жить с бабушкой, она одна, потому что Мишу, моего брата, забрали в армию, а сама Ирина Владимировна попала под трамвай, у нее ампутированы пальцы на ноге, ей нужна помощь, мальчики ей, она им поможет. Я подумала: война будет молниеносной, быстро кончится, пусть ребята едут в Омск, а мы же следом за ними прибудем. Как я потом жалела! Война затянулась, в Омске тоже жилось несладко, дети мои сами добывали, где придется, картошку, пайка, разумеется, не хватало. Но как-то пробились до весны. Младший вернулся в семью, отец устроил его на лето рабочим в МТС, а осенью - в рыбтехникум. Со старшим просто беда приключилась: он пробился в армию. Тридцатого августа ему исполнилось семнадцать лет, я думала, он учится в десятом классе, была спокойна, а в октябре получаю письмо из хакасского города Тайшета из ШМАС - школы младших авиационных специалистов. Да что я наделала, - мечусь - у него же год до призыва, еще бы год побыл дома! Но поздно... http://lit.lib.ru/w/wasilxew_a_i/text_0010.shtml И еще один интересный документ... Перечень № 30 (директива ГШ 1962 года № 203354) Наименования Периоды вхождения в Действующую армию Последующие переформирования и преобразования ............ Борисовская военная авиационная школа пилотов 22.6.41-30.6.41 Васильковская военная авиационная школа механиков 22.6.41-11.7.41 Волчанская военная авиационная школа авиамехаников 12.9.41-29.9.41 Воронежская военная авиационная школа 8.10.41-26.10.41 Переименована в 6 военную авиационную школу пилотов первоначального обучения Роганская военная авиационная школа пилотов 20.8.41-30.8.41 Руставская военная авиационная школа пилотов 23.11.41-30.12.41 Циорик-Цхальская военная авиационная школа пилотов Закавказского фронта (I, II) 23.11.41-30.12.41 15.5.42-14.9.42 Ярославская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров 10.10.41-13.10.41 Фастовская военная авиационная школа пилотов 22.6.41-2.7.41 Зерноградская военная авиационная школа пилотов 10.10.41-20.11.41 15 дивизионная школа младших авиационных специалистов (она же 15 дивизионная школа воздушных стрелков-радистов) 22.6.41-6.7.41 28.7.41-12.8.41 16 дивизионная школа младших авиационных специалистов 16.7.41-18.7.41 28.7.41-12.8.41 17 школа младших авиационных специалистов 16.7.41-17.7.41 6.10.41-19.11.41 20 (она же 20 дивизионная) школа младших авиационных специалистов 22.6.41-30.6.41 17.7.41-26.7.41 13.9.41-22.10.41 32 школа младших авиационных специалистов 10.10.41-23.10.41 36 школа младших авиационных специалистов 3.7.41-9.8.41 23.11.41-30.12.41 Переименована в 36 школу воздушных стрелков-радистов 36 школа воздушных стрелков-радистов Переименована из 36 школы младших авиаспециалистов 15.5.42-27.8.42 58 школа воздушных стрелков-радистов 9.8.45-3.9.45 63 школа младших авиационных специалистов 9.8.45-3.9.45 ............. http://www.teatrskazka.com/Raznoe/Perechni_voisk/Perechen_DGSh8_02.html

стас: Акимов СВ в 1985г окончил военную авиационную школу механиков по специальности механик по авиацыоннм приборам и кислордному оборудованию верталета.Командир был тогда полковник А.Сокол.Потом тамже окончил школу прапорщиков в\ч 32940 ВУС 267.приказ командира воисковой части 13703 УЦ полковник Трапезников 15 ноября 1986. Потом был направлен в Каунас в\ч 06922.там переучивался на бортового радиста. Вдолжности радиста затем старшего радиста выполял полеты в составе экипажа МИ-6.С 12.09.1987 по 15.08 1988 проходил службу в ДРА в 320 отд.верталетной эскадрильи.Читал гдето на сйте историю Каунасского вертолетного полка там человек пишет, что был прапорщик нач. связи 2-ой эскадрильи исполнял обязанности нач.связи полка пока не прибыл м-р Шекера.Фамилия пр-ка была не верная,хотелось бы поправить старший прапорщик Шефер Эдуард былобы верно.Мой начальник,хороший человек,столько лет прошло помнится настоящая служба настоящая дружба,хотя возможно многих в живых нет.

Admin: Стас! Тема по вашей ШМАС Черняховск (Калининградской области) 33-я ШМАС, в/ч 32940 находится в разделе "Школы младших авиаспециалистов ВВС" Пройдите по ссылке http://shmas.forum24.ru/?1-3-0-00000014-000-10001-0-1358037739



полная версия страницы