Форум » История школ младших авиаспециалистов » ШМАС за дальним рубежом » Ответить

ШМАС за дальним рубежом

82-й: В конце 1970-х годов в Мозамбик из СССР полным ходом пошла поступать боевая техника и вооружение. Так, в 1979 году в страну прибыли 25 МиГ-17, а в 1985 году в ВВС Мозамбика была сформирована эскадрилья МиГ-21бис. Кроме того, офицерами советских ВДВ был сформирован и подготовлен парашютно-десантный батальон, а пограничники развернули четыре бригады пограничных войск. Были созданы военные учебные заведения: военное училище в Нампуле, учебный центр в Накале, учебный центр пограничных войск в Иньямбане, школа младших авиационных специалистов в Бейре, автошкола в Мапуту. http://gorod.tomsk.ru/index-1196237737.php

Ответов - 10

Admin: В Венгерских событиях, со дня которых минуло 50 лет, участвовали 7 жителей Сысертского района. Сысертчане Юрий Павлович Кочнев и Николай Васильевич Щербаков. Встретившись с ними, я записал их воспоминания о тех днях, которые потрясли мир. Рассказывает Н.В. Щербаков: -- В августе 1956 года меня призвали из Сысерти на службу в ряды Советской Армии. Попал в школу ШМАС (школа младших авиационных специалистов) в городе Челябинск. Учился на авиамеханика по обслуживанию реактивных двигателей самолетов МИГ 15 и МИГ-17. И вдруг, прервав обучение, в начале октября 1956 года, сформировав состав, нас на поезде отправили за границу. Ехали, не зная куда и зачем. Привезли в город Веспрем, что находится в Венгрии, в 15 км от озера Балатон. Здесь был расположен наш аэродром истребительной авиации и школа ШМАС. Стали снова учиться на авиатехников. Проучились недолго. 26 октября подняли по «тревоге» и поротно повели на склад боепитания. Выдали карабины и патроны. Затем приказали на окраине аэродрома рыть окопы и в них нести по 14 часов караульную службу. При появлении неизвестных в запретной зоне – открывать огонь на поражение. Через день на аэродром стали приезжать на грузовых машинах офицерские семьи с имуществом. За ними прилетели наши самолеты Ли-2 и Ил-12, на которых эвакуированных отправляли в Союз. Мы помогали им при погрузке и посадке на самолеты. Многим пришлось бросить часть вещей, - разрешали брать только по 2 чемодана. Мест не хватало. Наши, в основном офицеры, стали каждый день куда-то уезжать. Потом от них мы узнали, что в Будапеште идут сильные бои. А они ездят на зачистку - разоружают местное население. Появились раненые, а потом и убитые солдаты. Хоронили погибших со всеми воинскими почестями на краю аэродрома в братской могиле. За полтора месяца, пока мы находились в охранении, было похоронено около 20 человек. В декабре нашу школу ШМАС посадили в товарные вагоны и увезли в г. Одессу, где мы в тяжелых условиях (спали в коридорах, ели в основном пустые щи) в мае месяце закончили учёбу. Дослуживал в Чечне в войсках ПВО, обслуживал МИГ-15... http://www.web-dizain.sysert.ru/gazeta-NS/2007_06.html

Admin: Из личной переписки: ...Я действительно жил в детстве в гарнизоне на территории ШМАС в городе Сольнок, Венгерская Народная Республика, ЮГВ. Но учиться в ней не довелось, отец там служил. Извините если ввёл в заблуждение... Думаю, что после событий, описанных ниже, школа тоже была выведена в СССР... ...Наш батальон в г. Сольноке занял аэродром с венгерскими МиГами. Начали переговоры – стремились обойтись без кровопролития. Через два дня венгерские военные выбросили белый флаг и сдались. Примечательно, что самолетов наших мы в небе практически не видели – только вертолеты иногда к нам прилетали. И вот прибыли наши авиамеханики и занялись «трофейными» МиГами. Да, некоторые танкисты покушались на авиационный спирт – осень ведь, холодно, а мы жили и спали в танках. Но начальство про это быстро узнало. Виновных не нашли, поэтому всех нас построили и заставили смотреть, как спирт из бачков тонкой струйкой выпиливается на землю. Но это частный случай. За мародерство наказывали очень строго: под трибунал и в течение двух часов отправляли в Союз... http://www.evangelie.ru/forum/t28306.html

Admin: ...Отец (в центре) принимает экзамен в 36-й военно-авиационной школе механиков спецслужб в Эльстале (Эльштале), Германия (1956).   Между тем 1956 год принёс много неприятностей нашим войскам, расквартированным в Восточной Европе. Он запомнился антисоветским восстанием в Венгрии. Начались серьёзные волнения в Познани и других польских городах. Это отразилось и на ситуации в ГДР. Командование Группы советских войск решило все военно-учебные и вспомогательные подразделения заменить боевыми. Начались перегруппировка сил и вывод некоторых частей в Советский Союз. Отец служил старшим преподавателем в 36-й военно-авиационной школе механиков спецслужб, которую в начале 1957 года перевели в Забайкальский военный округ, в город Сретенск на реке Шилке, что вблизи советско-китайской границы.   Перемещение скорее напоминало спешную эвакуацию. Семьи военнослужащих школы в Эльстале были заранее отправлены специальным эшелоном. Уезжали мы из Вьюнсдорфа, где размещался штаб Группы советских войск в Германии. Когда проезжали Польшу, случилась трагедия. Вслед за нашим поездом с интервалом в 20 минут следовал эшелон с демобилизованными солдатами. В районе Познани его пустили под откос поляки-повстанцы. Было много погибших и раненых. В штаб Группы советских войск в Германии поступило ошибочное сообщение о том, что подорван именно эшелон, где ехали мы с матерью. Об этом узнали и отец, и другие офицеры части. Можно себе представить, что они пережили, пока проверялось и перепроверялось это сообщение.   Итак, эшелон с семьями офицеров двигался к новому месту службы отца... Евгений МОВА  ПЯТЬ ВСТРЕЧ С ГЕРМАНИЕЙ (40-е, 50-е, 60-е и двухтысячные годы) http://www.chitalnya.ru/work.php?work=158 Далее судьба школы такова... 36-я военно-авиационная школа механиков спецслужб в 1961 году была передислоцирована из Сретенска на космодром Плесецк. Есть документальные свидетельства, что эта ВШМС (в/ч 65276) просуществовала минимум до 1992 года. Из темы «ШМАС Сретенск в/ч 65276» http://shmas.forum24.ru/?1-3-0-00000020-000-0-0-1250002857


Ф: Admin Подтверждаю рассказ Н.В. Щербакова "Привезли в город Веспрем, что находится в Венгрии, в 15 км от озера Балатон. Здесь был расположен наш аэродром истребительной авиации и школа ШМАС. " Кода все началась, спустя недели, нас стали перебрасывать в Budapest, Szekesfehervar, Papa… для патрулирования, сопровождения машин с продовольствием и т. д.

Antoni: Присоединяюсь к рассказу Н.В. Щербакова. После принятия присяги 09.1956г я попал в Веспрем в школу младших авиаспециалистов ШМАС в/ч 78424. Она находилась рядом с аэродромом - ГВИАП . Наша часть не была боевой еденицой. Кода все началась, спустя пару недель, нас стали перебрасывать в Budapest, Szekesfehervar, Papa…для патрулирования, сопровождения машин с продовольствием и т. д. С населением особо не контактировали…Месяц спустя нашу часть перебросили в Одессу… Ищу сослуживцев! Спасибо, с уважением Антони. antgent@mail.ru .

Admin: Antoni пишет: Ищу сослуживцев! Спасибо, с уважением Антони. antgent@mail.ru Antoni! Так вы служили в этой школе? Регистрируйтесь и открывайте тему по ней. Напишите все, что вы знаете (помните)... Удачи!

Antoni: Admin Военный билет. ШМАС в/ч 78424 Веспрем Ищу сослуживцев! Спасибо, с уважением Антони. antgent@mail.ru

Admin: Antoni пишет: ШМАС в/ч 78424 Веспрем Спасибо за информацию по номеру части! Но неужели в вашей памяти не сохранилось ни каких воспоминаний? С уважением,

Admin: Antoni пишет: ШМАС в/ч 78424 Веспрем Но этот же номер был у 8-й ШМАС, что дислоцировалась в г.Котовске Одесской области, и которую потом передали в РВСН. История учебного центра В июне 1946 года в городе Котовске Одесской области на базе расформированной 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса была сформирована 8-я школа младших авиационных специалистов. Основу школы составляли офицеры-выпускники Вольской военной школы авиационных механиков ВВС. Первым командиром части был назначен полковник Марченко Петр Гаврилович. Боевое Знамя части вручено 1 июля 1948 года и директивой Главного штаба ВВС установлен годовой праздник части - 18 августа. Уже в июле 1946 года принято первое пополнение из расформированных воинских частей аэродромного обеспечения и с 1 сентября начата подготовка младших авиационных специалистов. 25 июля 1951 года 8-я школа младших авиационных специалистов реорганизована в 8-ю военную школу авиационных механиков ВВС, а 25 февраля 1954 года — в школу по подготовке авиационных механиков-электриков. В марте 1960 года школа была передана в состав РВСН и в октябре того же впервые произведен выпуск офицеров и сержантов стартовых технических команд ракетных комплексов Р-12. В эти годы школой командовали полковники Балабанов Роман Максимович (декабрь 1948 г. — ноябрь 1951 г.), Маркелов Павел Петрович (ноябрь 1951 г. — декабрь 1955 г.), Осетров Иван Васильевич (декабрь 1955 г. — март 1958 г.). В декабре 1960 года — январе 1961 года 8-я военная авиационная школа механиков была передислоцирована в Забайкальский Военный округ на ст. Даурия Борзинского района Читинской области и переформирована в учебный центр Ракетных войск (войсковая часть 78424). Боевое Знамя вручено 4 апреля 1962 года... http://ruzhany.narod.ru/rvsn/guest_index.html Похоже, что школу, в которой учился наш коллега Antoni, после вывода из Венгрии объединили с 8-й ВАШМ (Котовской)! Челябинск ВАШМ (ВАШ СБ), 1938. 15 апреля 1944 года школа была переименована в Челябинское ВАТУ ДА. ВАШМ при училище в октябре 1956 года переброшена в город Веспрем (Венгрия, ЮГВ), а в декабре того же года выведена в Одессу.

Виктор Х: Сам лично в этих событиях, о которых мог-бы рассказать уважаемый Antoni, не участвовал, но наслышан. Со мною на аэродроме Багай-Барановка, ПРИВО, служил с-на Гоек Михаил (отчество не помню), и он рассказывал нам об этом в пол-голоса. Маршрут перемещения и специфика выполнения задачь совпадает. Восстанавливать в памяти кем-то рассказаное сложнее чем своё. Поэтому пусть это вспомнит и поделится с нами уважаемый Antoni.



полная версия страницы