Форум » История школ младших авиаспециалистов » Специальности в ШМАС и ВАШМ » Ответить

Специальности в ШМАС и ВАШМ

Admin: А в этой теме давайте попытаемся собрать все специальности, по которым готовили в школах младших авиационных специалистов (ШМАС, ВАШМ, ВШАМ, ВАШ ВСР) в России и СССР, желательно расшифровывать сокращенное название специальности, с указанием школы, года обучения, и при возможности со ссылкой на первоисточник (если это уже история!)... Как следует из материалов, ссылки на которые опубликованы в разделе "История школ и специальностей", первые школы младших авиаспециалистов в России готовили механиков и мотористов. Во втором посте размещаю все сообщения с темы с аналогичным названием с сайта "Стрижей"

Ответов - 43, стр: 1 2 All

Admin: NightFlightAs ВАШМ Москва-Никулино. 1975-1976 гг. Прошел подготовку по специальности АО (авиационное оборудование). Изучали анероидно-мембранное (высотомеры, указатели крена, тангажа,...) и пилотажно-навигационное оборудование (авиагоризонты, курсовые системы, автопилоты,...), а так же нам давали знания по электро- и кислородному оборудованию современных истребителей. L.V.I C мая по октябрь 1978г изучал самую "древнюю " авиационную специальность(моториста), а по-современному СД-шника(самолет и двигатель). ВАШМ Москва-Никулино. Алексей Я уже везде писал, но данная тема как раз для этого. Проходил обучение по специальности: РЛО (радиолокационное оборудование МиГ-31), 1990-1991 год, ШМАС Москва-Никулино. Сергей(Guest) 5 ШМАС 1985-1986 Вышний Волочек. специальность- дешифровщик объективного контроля. NightFlightAs Даже такие специальности были в ШМАС. ...Затем пришла пора службы в армии, и Исаев оказался в школе младших авиационных специалистов, где из него стали готовить штурмана-радиста... http://www.biograph.ru/bank/isaev.htm Александр(Guest) Это было давно весна-осень 1977год г.Николаев ШМАС ВМФ специальность механик РТАУ (радиотехническая аппаратура управления), а по простому радиолакационная станция наведения КСР-5 (крылатая стратегическая ракета 5). Этими ракетами вооружались морские ракетоносцы ТУ-16 KVL Осень 1973-весна 1974, Ленинградская обл., г.Пушкин, ШМАС в/ч 21906. Специальность РРНО -радио(связное) и радионавигационное оборудование. Готовили для СУ-15. Ещё один взвод изучал ЯК-28. ШМАС тогда подготавливал по всем специальностям для этих самолётов. Кроме того механики СД ещё изучали СУ-7 и СУ-9 (на учебной стоянке работали на них). А вообще на стоянке были МИГ-17, МИГ-19, ЯК-25 - все в модификации перехватчиков. То есть ранее похоже и по ним подготавливали. Распределение по Ленинградской обл. и в Прибалтику в основном ПВО. Я попал в Вещево. Из моего взвода ребята попали в Громово, Лодейное Поле, Пярну и ещё куда-то. Matros (Экс-Участник) Я учился в ШМАС по специальности ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ АЭРОФОТОРАЗВЕДКИ. Соседний взвод приобретал навыки ФОТОЛАБОРАНТОВ. NightFlightAs Нашел в инете, пробую связаться с автором... ...Полгода служил в Казани в школе младших авиационных специалистов (ШМАС) на механика по радиолокационному оборудованию самолётов. Сюда входили радиолокационная станция обнаружения цели (обучали на самолёты перехватчики), аппаратура опознавания и аппаратура слепой посадки. После окончания ШМАСа направили служить в полк в Семипалатинск. http://ufimtsev.newmail.ru/Frame_4/Frame_4-Memoirs.htm Фидель 89год в.ч. 03431 спец. РСБН готовили также спецов на РСП , АРП , ПРМГ. Все специалисты для ОБС РТО. По своей специальности РСБН (радиолокационная система ближней навигации) знаю ,что она уходит в нибытие с приходом спутниковой навигации.Хотя на время войны наверно РСБН будет востребован ?После учебки служил в полку А -50 радиомехаником РСБН ,потом техником уже в звании прапорщика. Почемуто о времени проведенном в учебке ничего плохого не вспоминается ,хотя приколов там было достаточно,но бардака почти не было,в основном занимались учебой... ...Сори!Школа находилась в пос. Горская недалеко от Сестрорецка. Действующая или нет не знаю. Готовила спецов по специальностям:посадочная радиомаячная группа ПРМГ, радиолокационная система ближней навигации РСБН.радиолокационная система посадки РСП, радиопеленгатор АРП, приводные станции(ближний, дальний ) так же готовили спецов ЗАС (секретная связь телефон-телеграф) . Авиация ПВО. Ильдар ВАШМ г. Кусары (Азербайджанская ССР). 1983-1984 гг. Прошел подготовку по специальности АВ (авиационное вооружение, в основном Миг-25). Правда потом работать по специальности не пришлось - попал в орап (развед. полк кто не знает), направили в группу САПС. Но готовили у нас по разным специальностям - каждая рота - своя специальность. Mixa 03205 Казань 84 весна-осень АВ изд.01, потом северный полк, снег мороз 9 месяцев в году, северное сияние, все супер было, попасть бы туда еще разок, в те края... Mechanic г.Канск в/ч 30185 2-рота лето-осень 1986 г. Готовили механиков АВ и ДТО (авиационного вооружения и десантно-транспортного оборудования). В основном тренировались на МИ-8, а в части была уже совсем другая техника, из знаний учебки пригодилась только информация по бомбовому вооружению ну и о блоках УБ-32. Затем Афганистан н.п.Газни 239-я ОВЭ, МИ-24П, МИ-24В, МИ-8МТ,МИ-8МТВ, пушки, счетверенный 12,7 пулемет, блоки УБ20, о которых даже понятия не имели. Андрей(Guest) Mechanic писал(а) 04.12.2007 :: 12:55:13: блоки УБ20, о которых даже понятия не имели. Б-8В20 они называются. Закончил Канск-83 лето. Механики по АВ и ДТСО, 3 рота. Командир роты майор Прокопенко, комвзвода капитан Терсинцев. Сержанта своего не помню, потому что валял дурака - был художником и почтальоном. Зато попав в часть быстренько припомнил что и не знал. Только-только поступили в части Ми-24П и пушку пришлось изучать по книгам самим. Начальник группы был всего на полгода старше в училище проходил Ил-76... Дело было в Уссурийске, отдельная боевая эскадрилья. Лейтенанта звали Дима Верхотурцев. Надеюсь, теперь так зовут полковника. Владимир(Guest) Май - ноябрь 1973 года; 5-я авиашкола в г. Вышний Волочёк; 11 рота; 3 взвод; дисциплина; порядок. По окончании школы получил специальность: механик-аэрофотограф; оператор кинофототеодолитной станции. Далее - Бузачи и Грошево (для тех, кто в курсе) до мая 1975. Была интересная и нужная Родине работа. Grigoriy Привет всем питомцам ШМАС,ов! Спасибо организаторам! Лично для меня ШМАС сыграл ключевую роль в жизни. Если точнее, попал я в него благодаря простой корочке об окончании курсов радиотелемастеров-6-месячных. А так, всего с 4-мя четверками в аттестате(почти отличник, блин) РВК хотел запроторить меня в стройбат(тоже почетно, но не по мне) из-за близорукости. Многие боялись службы , как огня, я же благодарю судьбу, что попал именно в ШМАС. Вапнярка, Винницкой обл., весна-осень 1970г. в\ч 64369, 10-я рота, механики по приборам электронной автоматики, МИ-6. Комроты-майор Кондратенко, взвода-к-н Ермаков, помкомвзвода-с-т Семеног. Капитан Иванов, с-т Баранецкий. Bushka ШМАС в г.Кусары, поток лета 1986. Вторая рота, авиационное оборудование. За два с половиной месяца ничему толком не научили, учили всему в полку. Основное занятие - анероидно-манометрические приборы и расшифровка объективного контроля Л-29. Anatoliy70 ШМАС г. Москва в\ч 03139 - группа АО (авиационное оборудование), электрик, кокретно - энергообеспечение самолета. Vsr-ty16(Guest) Выборг в/ч95109 3 батальон 6 рота 10 взвод старшина роты пр-к Колесов ком взвода к-н Доценко зам ком взвода мл с-т Маяк Готовили ВСР (Воздушные стрелки радисты) для морской авиации Спасибо судьбе я один из них (ноябрь75-апрель76) С уважением Барс ШМАС 03140 Ванино/Советская Гавань, лето-осень 1986. 1-я рота, механик РЭО. Изучали Су-15ТМ (РСБН-5, АРК-10, РВ-5, МРП-56, какую-то радиостанцию и секретную систему наведения). Служил до 88 года в Анадыре(Угольные Копи) в ПАРМ (Ан-12 и 26, Ми-8) Samym ВАШМ Алуксне 90-91 "Эксплуатация вертолета и двигателя" квалификация "Авиамеханик"

robert: ШМАС Могилев 83 - 84 годы (зима-лето) 1 рота, 1 взвод командир роты майор Васильков, ком.взвода капита Шелепин. готовили техников метеорологов, что интересно был еще взвод погранцов. Готовили так же как и нас, но зато они носили зеленые фуражки и "ПШ" - кто не в курсе - полушерстяная гимнастерка, в отличии от нашей "хэбэшки". Служил в Полтаве в/ч 2140, обслуживали АМ3 (Ту 22 М3), тогда были жутко секретные "стратеги", хотя на вооружении стояли на тот момент уже лет 10.

Magpie: Чортковская ШМАС, призвался осенью 1985 г. Учили на механиков радиосвязного, радионавигационного оборудования, ЗАС аппаратуры. В третьей роте, я лично изучал: РСБН-2С, РСБН-4 (Радиотехническая система ближней навигации); АРК-8, АРК-9, АРК-10, АРК-15 (радиокомпас); РВ-УМ, РВ-17(радиовысотомер); МРП-56(маркерный радиоприемник). В военном билете поставлено: Механик РЭО 3 класс, приказ № 13 от 08.05.81.

радист 85: ШМАС г.Канск Красноярский край. 85г. май-октябрь в/ч 30185, 5 рота,1 взвод.Учебку закончил на отлично,хотя о морзянке на гражданке не имел представления.Получил две специальности-командир огневых установок(КОУ) и старший воздушный стрелок-радист(СВСР).Учили на ТУ-16.Распределение-г.Энгельс Саратовской обл., больше 300 часов налетал СВСР на самолетах 3М и М4(конструктор Мясищев)-межконтинентальный стратегический бомбардировщик.Доверяли выпускникам ШМАС и такое, а звание всего-рядовой.

Ion Popa: Хотел бы уточнить...В свидетельстве об окончании могилёвской ШМАС специальность записана как специалист метеослужбы.И это правильно.Потому что спектр специальностей был широким...Механик метеоприборов, метеонаблюдатель,радиооператор,техник-метеоролог...А в первой роте готовили радистов(приём на слух)...

Влад Щерба: Повторять то, что сказал NightFlightAs о ВАШМ Москва-Никулино не буду. Всё это , а также то, что сказал Grigoriy, в сумме относилось к Вапнярке - огромной ШМАС - 12 рот по 120-150 курсантов названных ими специальностей в 66 г. Я и Grigoriy изучали тогдашнего монстра - Ми-6. Но увидел его я только в строевой части и то издалека. В Ахтубинске мне пришлось обслуживать 8 типов ЛА транспортной авиации.

Admin: Влад Щерба! Вашу тему по ШМАС в Вапнярке объединил с аналогичной в другом разделе! Смотрите в разделе "Другие спецшколы авиации ВВС и ПВО" тему "Вапнярка, ШМСС в/ч 64369" Внимание Всем! На форуме работает внутренний поиск! Прежде чем создать тему по вашей школе проверьте может тема уже существует на форуме! Всю информацию о любой школе можно получить набрав ее номер или место дислокации в поле рядом с прямоугольником поиск (вверху справа)! Не забудьте читать личные сообщения (Л.С.) на форуме (появляется мигающий конвертик слева вверху под логотипом форума)!

МИГ: Сбой в отправке предыдущего сообщения.Виноват. Вопрос:у меня создалось ощущение ,что аббревиатура ШМАС является просто разговорным термином,принятым в авиации.Объясняю - я сам так писал накануне,но только-что нашел свое свидетельство об окончании 11-й военной авиационной школы механиков(писал ранее как Стерлитамакский ШМАС).Получается - ВАШМ,но в полку всегда использовалось слово "ШМАС".Буду рад ответу. МИГ.

Admin: МИГ пишет: Вопрос:у меня создалось ощущение ,что аббревиатура ШМАС является просто разговорным термином,принятым в авиации.Объясняю - я сам так писал накануне,но только-что нашел свое свидетельство об окончании 11-й военной авиационной школы механиков(писал ранее как Стерлитамакский ШМАС).Получается - ВАШМ,но в полку всегда использовалось слово "ШМАС".Буду рад ответу. Загляните на ветку http://shmas.forum24.ru/?1-3-0-00000004-000-60-0 Там в моем посте № 790 есть разъяснения про ШМАС и ВАШМ!

Peter: Немного впрягусь за других: сегодня на авиру похоже, что матрос Вованыч (под ником Вольф) упомянул, что учили в Николаевской ШМАС (Черноморский флот) на заправщика изделия. Похоже, что изделие это КСР-5 (крылатая стратегическая ракета на Ту-16?).

Вованыч : Интересно, как это матрос Вованыч мог выйти под ником Вольф... Я никогда не прячу своего лица. и имени. А в Николаевской учебке учился в 1 взводе - Автоматика-телемеханика....и к маслопупам никакого отношения не имел. Во времена моей службы 1981-1983 уже не было кср 5, были кср10 и h22 цепляли мы их под ту16 и ту22, вроде и маслопупы были по заправке изделий..... но не у нас...учили этому в Николаевской учебке - не знаю....

Peter: Ок! Не хотел никого обидеть, просто ВОваныч и WOlf созвучные слова, к тому же время службы совпадает, обратите внимание на это сообщение: wolv: Осень 1981 весна 82 служба в в/ч90446 2рота 5взвод.Заправщики изделий. ком.взвода к-н Лаптин золотой мужик.Зам.ком.взвода с-т Пеньковский.Тоже нормальный мужик.Сослуживцы отзовитесь. 04/02/2009 [16:24:06] http://www.forumavia.ru/forum/8/5/7607886589957012869691193411885_17.shtml?topiccount=809

саша63: в кусарах получил специальность механика по самолетам и двигателям.на дембель ушел с с записью в билете инструментальщик холодной обработки металлов

саша63: Ильдар и Bushka я был в кусарах по 1984 год в роте обслуживания. Майор кавтарадзе. Пишите про вашу службу. E-mail: aea2005@ukr.net Всех кто там служил наберите в поисковике "кусары". На сайте города есть фото города.

Peter: Вот, а я, как и большинство, в ВАШМе выпустился как "Авиационный механик СД", далее, в ПАРМе был "механиком-водителем" Слесарно-Механической Группы (СМГ), ибо за каждым срочником был закреплен не только определенный участок работ на планере и оборудовании, но и ЗиЛ-131 с КУНГом-Мастерской. При постановке на учёт в военкомате написали в военнике: "механик вертолетов с газотурбинными двигателями" ВУС № 223002у. В общем, служба прошла не зря, чего желаю и сегодняшним призывникам. Хотя...не раз приходилось слышать от желторотых, что-де научат меня в спецназе, вернусь-стану киллером...

майор Богданов: 1-4 рота готовили прибористов. Взвод 41-й готовил прибористов для ТУ-22 и ТУ16. Остальные на другие самолеты и вертолёты. В вертолетных взводах были ребята прикомандированные в ВВС из погранвойск на период учебы на мл.авиа.спеца.

Саркисян: Привет Всем. Я служил в ШМАСе 80-81г 6 месяцев.Был инструктором.Привет только хорошие впечетление.г.Чортков где много ворон и запох угля.Всем удачи.

Admin: Привет, Саркисян ! Тема по вашей школе "ВАШМ Чортков Украина в/ч 78425" находится в разделе "Школы младших авиаспециалистов ВВС" http://shmas.forum24.ru/?1-3-0-00000001-000-0-0-1233563133 Удачи!

Вованыч : Ок! Не хотел никого обидеть, просто ВОваныч и WOlf созвучные слова, к тому же время службы совпадает, обратите внимание на это сообщение: цитата: wolv: Осень 1981 весна 82 служба в в/ч90446 2рота 5взвод.Заправщики изделий. ком.взвода к-н Лаптин золотой мужик.Зам.ком.взвода с-т Пеньковский.Тоже нормальный мужик.Сослуживцы отзовитесь. 04/02/2009 [16:24:06] http://www.forumavia.ru/forum/8/5/7607886589957012869691193411885_17.shtml?topiccount=809 Петер прочитал ваше сообщение и сообщение wolv , да действительно , это писал мой годок, я служил в 1 взводе, а он в 5, потому как я очень хорошо помню этого придурка сержанта Пеньковского и кепа Лаптина. Сержант Пеньковский, да и не только он, а ещё несколько замков, прятались в санчасти по окончанию нами учебки, очень были напуганы обещаньями набить им морду за их сволочной характер и отношение к нам ( молодым матросам). Было бы интересно пообщаться с этим wolv на наших страничках....Всетаки вместе служили....хотя и в разных взводах

майор В.Богданов: В ШМАСе было 3 учебных батальона, по 4-ре учебных рот в каждом. 1-й - специалисты по приборному и кислородному оборудованию; 2-й - специалисты по электрооборудованию; 3-й по радио.

МИГ: Меня интересует такой вопрос:Почему у нас в ВВС,в ШМАСах,командиры отделений назначались из курсантов,получали звание ефрейтор,ходили в наряды - ,дежурными по роте,разводящими в карауле и т.д.В то же время,в других родах войск,например,в танковой учебке,где готовили командиров танков и механиков-водителей,командиры отделений были сержантами из постоянного состава,как у нас сержанты-замкомвзвода.Что это - экономия на денежном довольствии или что-то другое? Может быть уважаемый майор В.Богданов пояснит. МИГ.

майор В.Богданов: Уважаемый МИГ!!!! На Ваш вопрос от 12.03.2009 № 111 однозначно ответить мне затруднительно. Но могу предположить: 1- экономия средств; 2- за счет ефрейторов можно было держать сержантов, осуществлявших различные обязанности, не предусмотренные положениями, наставлениями и т.д. Конкретно. В 50-й ШМАС ВВС, Вапнярка-2, в/ч 64369 в почтовом отделении Вапнярка-2, находящемся на территории ШМАСа был закреплен ефрейтор, помогавший почтовым работникам: сортировал пришедшие письма по ротно, раскладывал письма для офицеров по отсекам АБВГДЕЙКИ. А содержание агронома? У меня вао взводе был курсант Пахолков, закончивший сельхозтехникум, агроном, по выпуску остался в части для руководства сельхозработами. А строители? Ведь много дел делалось на самообеспечении. Почитайте воспоминания о Сандацяне "К 90-летию" http://sanvigen.narod.ru/. В в наряды хозяйственные я ефрейторов не посылал, а если и посылал то старшими. Ефрейторов я подбирал с высшим или незаконченным высшим, или после профильных техникумов: авиа, мореходка, военмехии т.д. А точно не знаю. Это предположение. Рад был хоть чем-то помочь. И спасибо за обращение ко мне с вопросом. Вадим Богданов

МИГ: майор В.Богданов Уважаемый Вадим Григорьевич! Есть еще вопрос почти личного плана.Я служил в 66-ом апиб в Пушкине,ЛенВО.На нашем аэродроме базировались не только мы,была еще рембаза,учебный аэродром ШМАСа ПВО,и самолеты ТУ-134,ТУ-16,ТУ-22 со всякого рода удлиненными "носами" и доработками фюзеляжа.А за моей ТЭЧ были видны корпуса какого-то института,связанного с испытаниями авиатехники. Помещаю фото ,на котором он немного виден. Может быть Вы знеете об этом что-нибудь? На заднем плане. МИГ.

Юрий: МИГ пишет: Меня интересует такой вопрос:Почему у нас в ВВС,в ШМАСах,командиры отделений назначались из курсантов,получали звание ефрейтор,ходили в наряды - ,дежурными по роте,разводящими в карауле и т.д. Я в ШМАС получил звание ефрейтор через три месяца службы и был назначен командиром отделения,в этом звании и служил всю срочную службу. Денежное довольствие от солдатского не отличалось ни на копейку, а младший сержант получал уже13-80 на 10 руб больше. Причем это все оправдывалось штатным расписанием.Ну не было в Шмасе необходимости в стольких сержантах. На один взвод один сержант замком взвода и комвзвода в чине капитана и меньше не было у нас . В армии звания были по должности ,а оклады по должности и по званию. В отряде управления дивизии не было в штате сержанта срочника ,но одному из нас,кого назначали старшим ,присваивали звание младший сержант без увеличения оклада ,добавили только 1 руб.(4-80). У нас в отряде было всего 7 человек срочной службы -даже на отделение не набиралось. Так ,что наш младший сержант не был даже командиром подразделения.

МИГ: Юрий,я тоже был командиром отделения в ШМАСе,после присяги,через пару недель получил ефрейтора. Но нам добавляли 1 руб. за звание,в полку тоже,плюс классность. А ,вообще,молодцы,те кто это придумал.Ефрейтор в ШМАСе быстро привыкал к самостоятельности,к ответственности.Потом это тоже пригодилось. И все таки хотелось бы узнать,кому первому это в голову пришло,ведь раньше механики поголовно сержантами были(военные годы,пятидесятые),чем от других родов войск и отличались. МИГ.

Виктор Х: На данную тему зашёл впервые, думал что и так всё ясно. Ан нет, ещё и интересно. По моему разумению было так, все кто по воинскому званию ниже мл.л-та 100% выпускник ШМАС. Вообще-то так и было. Но здесь речь идёт о воинских званиях в учебках. В моё время (1958-59гг ) зам.ком. взвода и три ком-ра классных отд. были сержанты. Они призывались на месяц раньше нас, проходили спецподготовку мл.ком-ров и нас уже встречали и принимали мл. с-тами. Кто не выдержал эту подготовку, становились в общий строй и продолжали учёбу вместе с нами, сержанты тоже учились наравне с нами. Набор для с-тов 100% из Украины был. За неуспеваемость с-та запросто могли снять с должности без снятия звания (пример, мл. с-т Арделянов, имени не помню, болгарин, был снят с должности ) Но мы то и находились в ШМАСе 9 месяцев. Сколько получал сержант не знаю. Своего жалования не помню. Помню, катастрофически не хватало. Сержантам, прибывшим в часть было не в кейф. Они подпадали под начало сержантов выращеных в части, но в дальнейшем могли заменить увольняющихся в запас. Это было так у нас.

Ник: Вадим Григорьевич! В период с 1982 по 1984 года уже было по 3 роты численностью по 100-110 человек в каждом батальоне вместе с постоянным составом, недобиралось призывников по причине демографических последствий ВОВ. Всем форумчанам и гостям пламенный привет!

ok101: нигде не находил, что в составе камышинского ШМАСа был уникальный (насколько мне известно) взвод, который готовил геодезистов и топографов для ВВС. после выпуска курсантов рассылали по всему Союзу и странам ОВД. хотя часть народа дослуживала, например, метеорологами. для справки - 64 взвод, 6я рота. кстати, это же можно указать и в профиле учебки в общем списке ШМАСов.

Admin: ok101 пишет: нигде не находил, что в составе камышинского ШМАСа был уникальный (насколько мне известно) взвод, который готовил геодезистов и топографов для ВВС. после выпуска курсантов рассылали по всему Союзу и странам ОВД. хотя часть народа дослуживала, например, метеорологами. для справки - 64 взвод, 6я рота. кстати, это же можно указать и в профиле учебки в общем списке ШМАСов. Загляните на тему «71-я ШМАС Камышин в/ч 23590» в разделе «Спецшколы авиации ВВС и ПВО» http://shmas.forum24.ru/?1-6-0-00000004-000-0-0-1262031215

ok101: Admin пишет: Загляните на тему «71-я ШМАС Камышин в/ч 23590» в разделе «Спецшколы авиации ВВС и ПВО» http://shmas.forum24.ru/?1-6-0-00000004-000-0-0-1262031215 Спасибо, посмотрю обязательно! Только, если можно, восстановите историческую справедливость по поводу специальностей, которым обучали в 71 ШМАС! Там были не только радиомеханики и метеорологи!

Вадим 85: Вышний Волочек 85-86гг. 2рота, специальность - оператор-дешифровщик средств объективного контроля. В дальнейшем в полку служил механиком группы СОК на изделии Т-10. Учили хорошо, в полку освоился достаточно быстро.

кислородчик: Была ещё специальность "Механик кислороддобывающих станций" - ВУС206 - в просторечии кислородчик. Она, как по моему мнению, скорее универсальная (типа шофер) чем чисто авиационная, поскольку кислород применяется не только в авиации. Однако учили нас в 125-й ВАШМ (Пионерский, в/ч 40790). Распределяли по 3-м флотам Северный, Балтийский, Черноморский в основном по аэродромам морской авиации. На ТОФ не посылали, наверное там готовили своих. Я попал на ПКР "Ленинград" (сейчас его уже нет, как и ВАШМ в Пионерском). Кислород там не применялся, были только балоны с азотом и 2 небольших компрессора. Азотом заправлялись некоторые системы вертолетов, им заполнялось надтопливное пространство корабельных емкостей с авиационным керосином по мере выработки. Был также трубопровод к торпедным аппаратам - зачем он там был нужен не знаю, хотя качать приходилось. Одно непонятно - для чего 6 мес. изучал устройство кислородной станции, вывод её на режим, развертывание (они были не только стационарные но и передвижные - автомобильные). Работа компрессорщика настолько проста, что её за пару недель освоил бы на месте любой взятый прямо из военкомата человек. Чисто армейское головотяпство. Тем не менее с полным правом считаю себя как ШМАСовцем, так и настоящим морским авиатором. Служил ведь на вертолетоносце, а не где-то на аэродроме за многие километры от моря.

Алексей Тультаев: Всем привет! Посмотрел интересные сообщения коллег на этой ветке. Круг специальностей в ВАШМ (ШМАС) очень широкий. Похоже, это уже отмечалось, на других ветках, не готовили для авиаполков только специалистов-срочников по "САПС" (чаще туда направляли специалистов по АВ) и для групп р/р ТЭЧ по "СМГ"(у нас в эту группу попадали рукастые ребята - слесари, сварщики, которые обучались в ВАШМ по специальности СД. Но вот не встречал пока на сайте выпускников учебок ВВС по ЗАС (засекречивающая аппаратура связи). Когда ехал в полк после учебки на пароме Красноводск-Баку познакомился с двумя хорошими парнями в такой же родной форме и со значками "3 класс". Они ехали из учебки, не помню уже, откуда, в полк. Вероятно, потом такие спецы служили в отдельных дивизионах связи (при нашем полку был такой) или в штабах (Управлении) полков. И ещё об одной специальности, о ней на сайте кто-то из коллег вспоминал. На высотке (командно-диспетчерском пункте) рядом с РП и ОБУ работали наши срочники - карто-планшетисты, отмечавшие на прозрачном поле карты маршруты самолей и писавшие разные значки и обозначения. По-моему, в учебках их учили писать русскими буквами на прозрачной карте в режиме "негатива", то есть наоборот, чтобы их мог прочитать офицер управления полётом на прозрачной карте, стоящий с другой её стороны. Вот только в каких учебках эти ребята учились, не вспомню. Непосредственно в полку обучали после карантина молодых-зелёных, которые работали в группе П.Д.С. с тормозными парашютами. Остальные "полкачи" приходили после ВАШМ, включая писарей, секретчиков, каптеров.

кислородчик: Мое сообщение о том, что кислород на "Ленинграде" не применялся не совсем верное. Кислород не применялся для вертолетов. А для различного рода ремонтных работ он там был, как и другие газы - ацетилен, аргон. Находились они в обычных баллонах, по мере выработки периодически обмениваемых на полные. Но я к этому не имел никакого отношения. ---А вот кислородной станции, работать с которой меня учили полгода, там действительно не было.

АЯ: Отзовитесь кто служил в городе Канске в части 30185 с1983 по 1984 1роте.

Павел55: 56 ШМАС Пионерский.Курсант май-сентябрь 1974 год, специальность фотограмметрист -дешифровщик,работали с аэрофотографиями, изучали все типы самолетов и кораблей вероятного противника, учились писать чертежным шрифтом. Продолжил службу в Севастополе штаб авиации ЧФ в отделе разведки старший фотограмметрист, мл. сержант,секретность максиум была.А теперь Севастополь уже другая страна...

wogzem@live.com: Первое замечание--- "маслопупы". Считаю, что механик СД -- самый Главный механик. Согласен, что это самая "древнейшая" наземная профессия в авиации." Моторист" -- это когдато звучало гордо! А тут вдруг печатными буквами "маслопуп"! Обидно, однако. Но, ведь, из песни слов не выбросишь. Что есть, то есть. Сам я в ноябре 1969 года закончил Московскую ВАШМ поспециальности меаник авиационный по самолету и двигателю. Второе замечание незначительное. А. Тультаев пишет,что карто-планшетисты писали в режиме "негатива", а по моему, они писали "в зеркальном отображении". И третьезамечание, Павлу55,-- Севастополь, даже находясь на территори Украины, был российской военно-морской базой... Всем успехов по жизни!

Алексей Тультаев: Етитсорп, тавонив! А.веатьлуТ

wogzem@live.com: Но всеже это не зеркальное отображение! А как то по другому называется, типа сзаду наперед. Как моя фамилия-- Wogzem! Если обиделись, пожалуйста простите! Успехов по жизни! Алексей Мезгов.

Алексей Тультаев: Никаких обид на нашем форуме, тёзка! Пиши, вспоминай молодость! Всем всё интересно! Алексей Тультаев.

wogzem@live.com: Как ты понял, я новичок не только на Форуме, но и в пользованием подаренного мне китайского планшета. Как я понял, ты из специалистов Форума и интернета. Мои вопросы, а то я многого не понимаю, что? зачем? как? почему? и т.д. и т.п. 1. Что такое РЕПУТАЦИЯ? У меня она -- 1. 2. РАНГ? Он у меня -- 20. 3.ЗВАНИЕ? У меня -- . 4. ЗВЕЗДОЧКИ разного цвета? У меня -- 1, сине-зеленая. 5. ОТВЕТОВ? К примеру 2 /новые/. Жму, -- тишина... 6.СПАСИБО? Жму, приходит сообщение о обновлении чего то и чем то надо шевелить и тд... Чего? Как? Не знаю... 7. Таблички появляются при поиске. Вопросы в них, типа: Поделиться ссылкой, закладки и тд. Не знаю... 8. ЦИТАТЫ? 9.я не все еще "пипочки" нажимал, опасаюсь, что китаец мне дружеский кулак покажет через экран... Поздравляю ВАС с днем Выборов! Если не секрет, за какую партию голосовал? Не настаиваю, но хотол бы сравнить со своим мнением иностранца! Успехов по жизни!

Алексей Тультаев: Привет! Дабы не нагружать ненужными пустыми хлопотами твою тонкую душевную натуру, дорогой мой коллега и тёзка Алексей, могу только сказать, что есть определённые правила форума. Поскольку ты их не нарушаешь, а ведёшь себя прилично и размещаешь в своих постах-воспоминаниях интересную информацию, то и не заморачивайся этими девятью вопросами! Что касается выборов, то голосовал за заведомо непроходную партию пенсионеров, а по одномандатному округу- за единоросса - главврача детской клиники Морозова. Морозов победил (сегодня узнал, что за него и Путин на своём участке тоже голосовал), а партия пенсионеров набирает чуть менее 2 процентов. Но я не расстраиваюсь, чего и всем желаю. С уважением - Алексей Тультаев.

wogzem@live.com: Натура у меня не шибко тонкая. Просто, когда в чем то "не копеенгаген", а все чегой то знают, чувствую себя не совсем комфортно. Ладно, следую совету и не заморачиваюсь. Успехов!



полная версия страницы