Форум » История школ младших авиаспециалистов » Школы младших авиаспециалистов в 1941-1945 гг. » Ответить

Школы младших авиаспециалистов в 1941-1945 гг.

Admin: "НЕ ЗНАТЬ, ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КАК ТЫ РОДИЛСЯ, ЗНАЧИТ НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ НЕРАЗВИТЫМ РЕБЕНКОМ." Цицерон "История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого..." В.О. Ключевский Школы авиамехаников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.. Кто знает что-нибудь о них? Полный список ШМАС

Ответов - 88, стр: 1 2 3 All

82-й: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Сегодня мы представляем вам отрывки из воспоминаний Ивана Кириллова. Именно 22 июня 1941 года Иван Петрович закончил школу... У нас в деревне не было средней школы, поэтому мне пришлось учиться в селе, расположенном за 30 километров. 22 июня 1941 года я как раз сдал последний экзамен за 10-й класс и с отличным настроением пешком возвращался домой. Пока шел, планировал дальнейшую свою жизнь: мечтал о горном институте, о военно-морском училище. К вечеру добрался до родной деревни. Как только вышел на нашу улицу, сразу бросилось в глаза необычное оживление: народ что-то оживленно и тревожно обсуждал. Вижу - отец мой стоит с мужиками. Подошел к ним и спрашиваю: «Что случилось?» Отец отвечает: «Сынок, сегодня ночью началась война. На нас напала Германия». Кто-то из мужиков сказал, что эта война ненадолго: «Вспомните Хасан и Халхин-Гол - как мы быстро расправились!» Но отец серьезно возразил, что война с немцами, вероятно, будет долгой и тяжелой. Так оно и случилось... *** В понедельник с утра целый караван телег повез в военкомат мобилизованных, в том числе моих бывших учителей. Я пока не получил повестки и начал работать в колхозе. Но вот повестка пришла и мне. К назначенному времени явился в военкомат. Народу было много, но меня почему-то пригласили в отдельный кабинет, дали толстый каталог военных учебных заведений: «Выбирай. Учиться пойдешь». После недолгих размышлений выбрал Первую Вольскую военную школу авиационных механиков. ...Учились мы по ускоренной программе по 12 часов, а вечером 3 часа - самоподготовка. Изучали ремонт и эксплуатацию самолета ЯК-1, который только что начал выпускаться. Одновременно учились, как воевать на земле. Эти навыки нам очень пригодились - много раз с оружием в руках приходилось защищать свой аэродром. После обучения нас направили в Тамбовскую область, в состав 13-го запасного истребительного авиационного полка. *** Пришла долгожданная весна 1943 года. Нас, троих молодых парней из полка, пригласили в горком партии и дали задание: ехать в совхоз имени 2-й Пятилетки, чтобы помочь с ремонтом тракторов и другой сельхозтехники. Технику мы отремонтировали, но поскольку некому было пахать и сеять, сами вспахали и засеяли поле. Это было удивительно мирное чувство. Тогда нам не верилось, что война когда-нибудь кончится... http://www.kazved.ru/article/5076.aspx

Admin: Пестеров Евгений Павлович ...Я родился в 1922 году в городе Ижевске, на Урале. Когда я окончил 9 классов, мы, мальчишки, были заражены идеей стать летчиками. Многие из нас подали заявление в аэроклуб, но, к сожалению, не все прошли. Не удалось пройти и мне, потому что левый глаз у меня оказался 0,8. Но я не потерял надежды стать авиатором и подал заявление в Московское техническое училище Гражданского воздушного флота, которое в то время находилось в городе Тушино Московской области. Я приехал в Москву в августе 1940 года, сдал вступительные экзамены, прошел медицинскую и мандатные комиссии и был принят курсантом Московского технического училища Гражданского воздушного флота на отделение электротехники. Пока не начались занятия, я поехал в Парк культуры имени Горького. В то время там находилась парашютная вышка и я решил прыгнуть. Забрался на парашютную вышку (сверху люди кажутся маленькими, страшно), подошел к краю и шагнул. Когда открылся парашют, стало так приятно! Я видел всех окружающих людей, - там были и мои друзья по сдаче экзаменов в училище. 1 сентября началась учеба в этом училище. До февраля 1941 года мы прошли программу общеобразовательных и специальных предметов а в февраля 1941 года училище было преобразовано в военную авиационную школу авиамехаников. На западе уже шла Вторая мировая война, Германия приближалась к границам Советского Союза... А.Д.: - В чем заключалась реорганизация? - Реорганизация заключалась в том, что мы, во-первых, был гражданские люди – ГРФ, а стали военными. Значит, приняли присягу. Присягу мы принимали в Красногорском военкомате. Нам дали военную форму, а раньше была гражданская форма, ГВФовская - у меня сохранились фотографии. Конечно, строгая дисциплина везде, строгий распорядок. И по территории училища, а тем более вне училища - только строем. 22 июня 1941 года, в воскресенье, мы, курсанты, собираемся в увольнение в Москву, чистим сапоги, чистим одежду, бреемся и в это время по радио нам объявляют, что Германия вероломно нарушила договор о ненападении и напала на Советский Союз. Через несколько минут начал стихийно организовываться митинг. На митинге многие из выступающих просились на фронт. Но нам начальник училища генерал-майор авиации Соколов-Соколенок сказал: «Ребята, когда вы будете нужны, тогда мы вас направим на фронт». Начались интенсивные занятия, учеба стала более напряженной. А.Д.: - Какую вы изучали материальную часть? - И-16, И-15бис, И-153, СБ, Р-5. А.Д.: - И двигатели, и планер? - И двигатели и планер, и истребители, и разведчики, и бомбардировщики. Даже более того: у нас на территории нашего училища ГВФ находились экспонаты, в том числе «Юнкерс-52», «Сталь-3», цельнометаллический самолет конструкции Туполева, моноплан с верхним расположением крыла. Ну и другие самолеты были в качестве экспонатов и учебных пособий. И что интересно, перекрытие в этих траншеях мы сделали, отстыковав плоскости от «Юнкерса» и смеялись, что от бомб «Юнкерса» мы спасаемся под крылом «Юнкерса». А.Д.: Из вас готовили механиков широкого профиля? - Я был механиком по авиационному электрооборудованию, это более узкая специальность. Когда началась война, нам пришлось вырыть траншеи на территории училища. Во время бомбежек, когда 23 июля уже началась бомбардировка Москвы, стали выделять наряд на патрулирование улиц и важных объектов. Мы боролись с «зажигалками», с зажигательными бомбами, следили, чтобы везде была светомаскировка, чтобы не было праздношатающихся людей. Короче говоря, патрулировали в городе Москве и Тушино. Мы стали учиться по 10-12 часов в день, без выходных, и ускоренный курс окончили 31 июля. 1 августа 1941 года меня в группе выпускников этой школы (группа была из 6 человек) направили на Ленинградский фронт. Попали мы в 428-й истребительный полк, который дислоцировался на аэродроме Гатчина. Это старинный аэродром, который был еще до Октябрьской революции. Но, к сожалению, полк не успел сформироваться полностью, когда фашисты, прорвав оборонительные сооружения под Лугой, подошли к самой Гатчине. Под Ленинградом оказалось очень много наших поврежденных самолетов, - и тогда собрали несколько бригад, и приказом Военного совета Ленинградского фронта были организованы ремонтные авиационные базы. Нас направили в город Ленинград во 2-ю ремонтную авиационную базу, которая находилась на территории авиационного завода «№47». Этот завод был крупным, у него было свое летное поле, и там мы ремонтировали наши поврежденные самолеты... http://www.iremember.ru/content/view/475/55/lang,ru/

Admin: Еще одно сокращенное наименование - ШВАМ (Школа авиамехаников) или трактовка по незнанию? Плаксин Алексей Алексеевич Родился 18 ноября 1921 года в Ораниенбауме в Троицкой (Красной) слободе в семье военнослужащего ИВЖД. В 1927 г. поступил в начальную школу им. Калинина (Парковскую, №3) и в 1932 г. после окончания 4 классов переведен в ФЗД им. Калинина (Морскую), где закончил 5 и 6 классы. В 1934 году переведен во вновь выстроенную школу №1 (Лесная), где в 1939 году окончил10 классов. В 1937 году вступил в ВЛКСМ и вскоре был избран секретарем комитета ВЛКСМ школы. Осенью 1939 года поступил на факультет ''Д'' Электротехнического института им. Ульянова (Ленина), но вскоре был призван на действительную военную службу и зачислен в резерв военных училищ. В марте 1940 г. успешно сдал экзамены и поступил во 2-ое Ленинградское военное авиационное техническое училище имени Ленинского комсомола. В мае 1941 года был выпущен из ШВАМ (Школы авиамехаников) в звании старший сержант по специальности механик авиавооружения, и направлен инструктором при школе. Но в связи с началом Великой Отечественной войны был направлен механиком в 216 отдельную разведывательную авиа эскадрилью, в составе которой и воевал всю войну до июня 1945 года. Эскадрилья последовательно называлась: 4 авиационный полк дальних разведчиков, 98 гвардейский авиаполк дальних разведчиков, 98 Краснознаменный Вислянско-Дрезденский ордера Кутузова III степени авиационный полк дальних разведчиков РГК Красной Армии, где работал в должности механика и старшего техника по авиавооружению. После окончания Великой Отечественной войны был переведен в объединенную школу Учебного отряда КБФ, где служил в качестве старшины роты, а затем химика-инструктора. В 1950 году был переведен в школу радиометристов Учебного отряда КБФ на должность зав. методического кабинета, а затем начальника противоатомной и химической службы. В марте 1954 года был демобилизован по сокращению штатов... http://parkschool.narod.ru/texts/plaksin.htm Объединенная школа Учебного отряда КБФ? Похоже Учебные отряды флотов появились сразу после Великой Отечественной войны!?

Admin: Из полного списка ШМАС... Сухуми (Новый Афон, Абхазия) - ШМАС, 1943-1954 Уточнение... Осенью 1943 г. вместе со всеми, рожденными в 1926 г., был призван в армию. Значительную часть пути в г. Новый Афон (Абхазия), куда в школу младших авиационных специалистов Черноморского флота направлялись 300 призывников с Тамбовщины, наш эшелон медленно, с частыми остановками, пропуская воинские эшелоны, продвигался по местам недавних ожесточенных сражений, в т.ч. битвы за Сталинград... http://www.redstar.ru/2003/02/01_02/4_01.html

Admin: Из полного списка ШМАС... Новосибирск ШМАС, 1941 Уточнение... ...На военную службу Семен Шабалин ушел из десятого класса. 10 января 1943 года принесли ему из военкомата повестку, и уже через несколько дней новобранец Шабалин с полутора десятком таких же ребят ехал в Новосибирск. Здесь в поселке Толмачево располагалась школа младших авиационных специалистов (ШМАС), готовившая стрелков-радистов для военной авиации. Обучение длилось шесть месяцев. Учили радиоделу и стрельбе из крупнокалиберного пулемета, но вместе с этим вольно-невольно пришлось учиться выживать в экстремальных условиях. Дело в том, вспоминает Семен Васильевич, что продовольствие, которое приходило на школу, ее командир с отдельными офицерами сбывал на сторону, а курсантов кормили баландой из того, что оставалось. Солдатики голодали, некоторые болели дистрофией. Самого Шабалина спасали посылки с сухарями, которые время от времени привозили родные: отец, мать, тетя. Вскоре нарушения вскрылись, командир школы был разжалован в рядовые и отправлен на фронт, были наказаны и другие. Жизнь наладилась, лучше пошла и учеба. В июле 1943-го Семен Шабалин получил специальность стрелка-радиста, звание младшего сержанта и вместе с другими был отправлен в Казань, где собирался авиаполк. Делалось это так. В большой лагерь свозились летчики, штурманы, стрелки-радисты, которые приглядывались друг к другу, притирались, а затем составляли экипажи: ведь предстояло вместе летать и воевать, и от отношений нередко зависела жизнь. Через некоторое время к нему подошли летчик со штурманом и предложили влиться в их экипаж. Шабалин согласился. Новый экипаж получил самолет - пикирующий бомбардировщик ПЕ-2 - и начал летать. Не обошлось и без курьезов. Правда, не с их экипажем, с соседним. Его стрелок-радист забыл заклинить на пулемете ствол, и его при стрельбе сорвало. Ствол упал на землю. Стрелок-радист по внутренней связи доложил о потере командиру экипажа, и тот в сердцах ему брякнул: "Иди и ищи". "Есть", - ответил стрелок-радист, перевалился через борт пикировщика и, раскрыв парашют, опустился на землю - искать потерянный пулеметный ствол. Командир, увидев его на земле, схватился за голову: потерял бойца. Полетели на аэродром, доложили командиру полка, тот срочно отправил на поиски автомашину. К облегчению всех, долго искать "беглеца" не пришлось: он сам вышел к машине с утерянным стволом под мышкой. Командир полка отметил его поступок по заслугам: за смелость и находчивость объявил благодарность, за разгильдяйство (потерял ствол) 10 суток ареста. Сидеть, правда, не пришлось: новые экипажи нужны были на фронте... Стрелок-радист Шабалин Автор: Владимир Валиулин http://www.kuzrab.ru/publics/index.php?ID=10737

Admin: И еще одна ШМАС!... в Магнитогорске! … На фотографии из архива генерал-майора Ширшова - юноши 1927 года рождения, призванные 22 августа 1944 года из Челябинской области и направленные в школу младших авиационных специалистов в Магнитогорск. Мы знаем полный пофамильный список этих ребят. Возможно, ветераны или близкие узнают запечатленных юношей на этой редчайшей фотографии. Откликнитесь!.. На фото из "Военно-исторического журнала" Cидят слева направо: в первом ряду - Барышников, Выровщиков, Б. Розов, Г. М. Ширшов, Князев, В. Г. Выгузов, Сухоруков; во втором ряду - Воронин, Быков, Кашин, командир взвода младший техник-лейтенант Г. К.Соколов, командир 8 роты капитан Попов, комсорг 3 батальона старший лейтенант Марутян, Жвакин, Казанцев; в третьем ряду - Горохов, Лаптев, Молостов, Зайцев, В. А. Нэй, Калюнов, Шлентов, Cтоят слева направо: А. И. Суслов, В. К. Суслов, Долговых, Сорокин, Сабанский, Пушкарев, Черняков, Щербаков, Коснырев, Клименко. http://magmetall.ru/contribution/126.htm Магнитогорск ШМАС, 1944

Admin: ...В ходе боев 22 июня 1941 г. противнику удалось не только оттеснить передовые части Северо-Западного фронта Красной армии от границы, но и разрезать советский фронт на стыке 8-й и 11-й армий. Именно в эту брешь командование группы армий «Север» ввело части 4-й танковой группы, устремившиеся на Даугавпилс. Советское командование на несколько дней потеряло это направление из виду и появление немецких танков у города 26 июня оказалось совершенно неожиданным. К тому же, как сообщал 27 июня начальник 2-го отдела 3-го Управления НКО бригадный комиссар Авсеевич, «гарнизон г. Двинска [Дагавпилса] не обеспечен средствами обороны и на случай выброски десанта противником, отразить его нападение не сможет, так как в гарнизоне имеется только 150 винтовок, которыми вооружены курсанты ШМАС. Летно-технический состав вооружен пистолетами „ТТ" и на весь состав имеется 50 гранат. Не обеспеченность гарнизона средствами обороны порождает паническое настроение у личного состава» (Там же. Д. 98. Л. 133-134.)... М. Мельтюхов. Начальный период войны в документах военной контрразведки Статья опубликована в сборнике "Трагедия 1941 г. Причины катастрофы", М., Яуза-ЭКСМО, 2008 г. http://www.solonin.org/full.php?show=content&id=41&type=st2

Admin: Из полного списка ШМАС... Куйбышев 67-я школа авиационных стрелков-радистов, ВАШ ВСР, 1943. Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия) Еще одна школа в Куйбышеве или переформированная? Миленко Иван Иванович Воспоминания - Летно-тех. состав Родился я 3-го мая 1918 года в с. Володарском Мариупольского района Донецкой области. В армию призвали в октябре 1938 года Мариупольским горвоенкоматом. До этого успел окончить 7 классов и ФЗУ по специальности «Электропроходчик», работал на заводе «Азовсталь». Попал в 160-ю школу младших авиаспециалистов, которая находилась в Приволжском ВО, в г. Куйбышев, где сейчас автозавод «Жигули». В 1939 году присвоили звание сержанта и направили в 64-ю отдельную авиаэскадрилью механиком по обслуживанию самолета Р-5. За период прохождения службы в этой части повышен в звании до старшины, избирался секретарем комсомольской организации. В 1940 году готовился к демобилизации, но нас задержали, мы чувствовали, что в мире пахнет грозой. Наша эскадрилья находилась в военном городке г. Вольск ст. Причернавская пос. Шихины. Обслуживала центральный химполигон Советской Армии... http://www.iremember.ru/content/view/174/20/lang,ru/ Куйбышев 160-я ШМАС, 1938. 67-я школа авиационных стрелков-радистов, ВАШ ВСР, 1943. Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия)

Admin: Из полного списка ШМАС... Красноярск Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов, ОШМАС, 1939 Уточнение... Максимов Михаил Павлович (1923 года рождения). Родом из Владимирской области. В 1941г. пошёл добровольцем в армию и был направлен в Первое Киевское военное училище связи. Через месяц был перенабор курсантов, и его перевели в красные казармы (сейчас это 52-я Окружная школа младших авиаспециалистов Красноярска). Закончить школу не пришлось, его отправили во Вторую Московскую военно-авиационную школу авиамехаников спецслужб, которую он окончил в 1943 г. А в марте этого же года курсантов распределили по разным военным частям. Михаилу выпало ехать в Бутурлиновку, в штаб Второй Воздушной армии. Добирались кто как: на паровозах, на самолётах, даже пешком. Пока он добирался до нужного места, штаб перенесли в Острогожск. Уже отсюда Максимова распределили в учебно-тренировочный отряд, расположенный в Тамбовской области. Но по прибытии в назначенный пункт оказалось, что специалисты данного профиля там не нужны. Михаила перенаправили в город Рассказово (Тамбовской области), в авиационный полк. Из полка отправили в Архангельский военный округ, станция Бакарица, в бригаду сборки самолетов. В то время морем переправлялись комплектующие самолётов в Архангельск, и там шла сборка. После того как поставка самолётов прекратилась, группу служащих расформировали. Михаил попал на станцию Обозерскую (Архангельской области) в комендатуру промежуточного аэродрома. Там обслуживались российские и американские самолёты, которые летали через территорию СССР, на Карельский фронт. Обслуживали их: заправляли горючим, исправляли технические неполадки. Взлётно-посадочная полоса была сделана из брёвен. Техники жили в землянках. В августе 1944 года на станции Обозерской Михаил Павлович заболел, и его положили в госпиталь. После демобилизации он жил в Тюхтетском районе Красноярского края, долго болел. После устроился на работу, перебрался в Красноярск. В 1946 году пошёл работать в 26-й Красноярский транспортный авиаотряд техником по приборам. В авиации прослужил 40 лет... http://cdt.krsnet.ru/adoo/proj/vmbs/86.htm

Admin: ...Направили нас в г. Сталинабад (ТаджССР), ныне Душанбе, в Волчанскую военную школу авиационных механиков. Учились по ускоренной полуторагодичной программе - поменьше теории, побольше практики. Практику мы проходили в Джизакском летном училище (УзбССР), а стажировку по окончании школы - в ЗАПе (Запасном истребительном полку) под Новосибирском, на самолетах «Як» местного производства. - Полтора года для обучения эксплуатации - это вроде немало? Г.П.: Но ведь нужно не только технике обучить, нужно еще из мальчишки-школьника сделать фронтового, то есть самостоятельного специалиста! Это не просто. И, как показал опыт. «ШМАСы» (Школы младших авиационных специалистов) при полугодичном обучении с такой задачей не справлялись. Их выпускники не всегда оказались готовы самостоятельно работать. Только «подай-принеси». На фронте, в 43-м истребительном авиационном полку я появился в августе 1944-го. И поделиться воспоминаниями могу с этого времени, Полк уже получил почетное наименование – «Севастопольский». Гвардейским он так и не стал, хотя вроде заслужил, не раз представление посылали. Почему, не знаю.{3} Мой фронтовой маршрут, вместе с полком: Курск – Орша – Вильнюс – Каунас – Луцк – Люблин – Варшава - Познань - Франкфурт на Одере - Берлин. Первые фронтовые яркие впечатления. И на всю жизнь. Первое: идем в расположение полка. Неожиданно над нами на бреющем проносятся четыре «Яка». От неожиданности даже пригнулись. С запозданием, конечно. Вихрем от машин с наших голов пилотки сдуло. А «Яки» прошли вдоль ложбинки, и веером вверх. Пилотаж которого я еще не видел. Трудно словами передать, возможно, так: Точность, Уверенность, Сила. Это ребята вернулись из боевого полета! Зрелище было - потрясающее. В этот момент мы по-настоящему поняли, куда мы попали... Второе: – хлеб, много хлеба, порезанного и сложенного горкой на столах в полковой столовой. Поверьте, после тылового пайка, очень яркое впечатление… С питанием в полку было совершенно нормально... Беседа с авиамехаником 43 ИАП Георгием Петровичем Антроповым http://www.airforce.ru/history/ww2/antropov/index.htm

Slava P.: Серова Надежда Ильинична Я коренная Ленинградка. Призвали меня в армию в 42 в мае, направили в Казань. Потом перевели в Хабаровск в ШМАС (школа младших авиационных специалистов). Это была первая и единственная такая школа для девушек. Наш набор был последний. Девушки оказались непригодны к службе в техническом составе на аэродроме. Подготовили 2 роты. Выпустили младшими сержантами. Я по специальности была моторист. Готовили нас для обслуживания Илов и Яков. Но толку мало. Практики не было. На аэродроме зима, холод лютый, пальцы к гайкам примерзают, ребята нас жалели… После окончания ШМАС меня распределили в 57 ПАРМ. Это передвижная авиаремонтная мастерская. Все оборудование мастерских было размещено в железнодорожных вагонах. 8-9 девушек из ШМАС попали со мной в ПАРМ. Нас не хотели брать, но потом все же взяли. Поехали мы на фронт. Нас приписали кажется ко 2 Украинскому фронту. Останавливались, брали разбитые и поврежденные самолеты, тут же разбирали, заносили в вагоны, чинили. Обслуживали УТИ-4, Илы, Яки. Я помогала механику, запаивала рамы, заправляла бензином и маслом. Но в основном, как шутили у нас, я «заносила хвосты», то есть вытаскивала их из аэродромной грязи. Так и прошла всю войну: Пруссию, Польшу, конец войны встретила в Германии в Штетине. Нам помню дали грузовик и мы поехали смотреть Рейхстаг. Давно мне хотелось полетать на истребителе. Воюю в авиации и не летала, так, думаю, не пойдет. Починили мы УТИ-4, это И-16 с двойной кабиной. Надо испытать его. Испытывал самолет сам комэск. Я упросила взять меня. Меня предупреждали, что испытывать будут на всех режимах, будет ведь невмоготу. Но я упрямая была. Комэск спросил меня, ты хоть прыгать с парашютом умеешь, сумеешь парашют раскрыть? А я ему, вот будет нужно прыгать, тогда и покажете. В конце концов он уступил. Только предупредил: «будет плохо- дай знать ручкой управления». Я поняла, что надо ее подергать туда-сюда. Помню взлетели, а больше ничего. Помню только, что вытащили из кабины. Мне рассказывали, что летали 40 мин, не помню ничего. Потом 3 дня лежала в санчасти, приходила в себя. Вот такой мой первый полет. Потом летала много на пассажирских, страха не было. Даже горжусь, что имею опыт полета на учебно-боевом истребителе на всех режимах. http://www.iremember.ru/content/view/424/6/lang,ru/

Slava P.: Куницина Нина Ивановна ...Когда началась война, мы, 6 девушек, добровольно подали заявление, чтобы нас взяли на фронт. В военкомате я попросила: «Ближе к авиации, - только меня в десантные войска не надо». Этого я немножко боялась. Но меня направили в находящуюся в Красноярске школу ШМАС, младших авиаспециалистов. Нас там обучали месяца три: заряжать авиапушки, пулеметы, чистить их. Мы их на себе таскали, - а авиапушки очень тяжелые. Когда мы эту школу ШМАС окончили, нас сразу послали на фронт: под Сталинград, в Среднюю Ахтубу. Из Красноярска, из этой школы, нас перевозили под Сталинград на «Дугласе», это пассажирский самолет. По пути нас обстреляли, но, к счастью, все обошлось благополучно. И вот нас привезли в Среднюю Ахтубу, как пополнение. Там стоял 15-й авиаполк, и там мы начали служить. На фронте были всякие катавасии. Были обстрелы, когда самолеты штурмовали наш аэродром, стреляли, - тогда, конечно, многих ранило, были убитые. А мы молоденькие девушки, патриотки, - мы этих раненых тащили в окопы, и пока самолеты не уходили, сами ложились сверху. Жизнь летчиков была важнее! О нас даже в газете написали... http://www.iremember.ru/content/view/454/20/lang,ru/

Помор: СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО экз. № 1 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 00116 9 декабря 1941 г. г. Москва Для обеспечения потребности ВВС в летно-технических кадрах и улучшения качества их подготовки ПРИКАЗЫВАЮ: 1. В школах ВВС КА в 1942 году обучать: по школам пилотов 28.750 человек с годовым выпуском 25.000 пилотов, в том числе 10.000 пилотов из авиамехаников; по школам стрелков-бомбардиров 9.240 человек с годовым выпуском 8.400 стрелков-бомбардиров; по школам авиамехаников - 25.620 человек с годовым выпуском 24.400 авиамехаников, в том числе 10.000 на замену направляемых из строевых частей в летные школы для переучивания на летчиков; по школам младших авиаспециалистов годовой выпуск 22.000 человек, в том числе 8.400 воздушных стрелков-радистов; по школам первоначального обучения годовой выпуск 28.750 человек; командиров эскадрилий и их заместителей годовой выпуск 2.000 человек; штурманов эскадрилий годовой выпуск 1.000 человек. 2. Срок обучения курсантов в летных школах установить 9 месяцев. Курсантов обучать: истребителей на самолетах на Лагг-3 и Як-1; штурмовиков на Ил-2 и бомбардировщиков на Пе-2. 3. Окончивший летную школу пилот-истребитель должен уметь летать днем в строю звена на различных высотах, вести одиночный и групповой воздушный бой с применением всех средств вооружения, устанавливаемого на самолете. Уметь производить атаки по наземным целям и взаимодействовать с другими родами авиации, выполняя задачи по прикрытию бомбардировщиков и разведчиков как на поле боя, так и в глубине на пределе радиуса полета своего самолета. Уметь производить посадки на незнакомых аэродромах. Знать тактику применения воздушных сил противника. Изучить основы штурманского дела и уметь ориентироваться в полете. Пилот-бомбардировщик и штурмовик должен знать основы взаимодействия с истребителями, уметь летать днем в строю звена на различных высотах. Уметь производить посадки на незнакомых аэродромах. Знать основы ведения воздушного боя. Уметь производить атаки наземных целей. Знать основы штурманского дела, уметь хорошо ориентироваться в маршрутном полете, применять все виды вооружения, устанавливаемого на самолете. Изучить тактику применения воздушных сил противника. Изучить основы организации и тактики наземных войск Красной Армии и противника. Знать методы применения зенитных средств противника и свои. Знать методику бомбардировочных расчетов. Пилот-штурмовик кроме того должен уметь ориентироваться в бреющем полете. Окончивший школу стрелок-бомбардир должен уметь хорошо ориентироваться в воздухе и в полетах по маршруту на различных высотах и на полный радиус действия самолета. Уметь производить прицельное бомбометание. Уметь вести прицельный огонь из стрелкового вооружения. Знать организацию и тактические свойства ВВС и наземных войск противника. Уметь вести воздушную разведку и делать основные тактические выводы из результатов наблюдения. Знать основы службы штабов и уметь грамотно составить донесение о выполнении боевого задания. Уметь производить необходимые бомбардировочные расчеты. Знать характерные особенности наземных целей. 4. Установить для курсантов в школах налет на новых типах самолетов: истребителей и штурмовиков - 20 часов, бомбардировщиков - 25 часов. 5. В соответствии с этим Командующему ВВС Красной Армии выделить школам на 1942 год для обучения курсантов 1.976 самолетов новых типов, а именно: До 1 марта 1942 г. До 1 июня 1942 г. ВСЕГО Самолетов Як-7 или И-16 с М-63 156 260 416 Самолетов Лагг-3 186 279 465 Самолетов Як-1 105 210 315 Самолетов Пе-2 105 210 315 Самолетов Ил-2 217 248 465 Итого самолетов: 769 1207 1976 Моторов М-105 в течение года 2739 Моторов М-38 в течение года 698 Итого моторов: 3407 6. Комплектование летных школ на 1942 год в первую очередь произвести за счет выпускников школ авиамехаников и авиамехаников строевых авиачастей. 7. Максимально сократить штаты постоянного состава и установить такой распорядок учебных занятий, чтобы качество подготовки курсантов было повышено и курсант, окончивший школу, мог быть отправлен на фронт без дополнительного обучения в запасных полках. 8. В связи с тем, что выпуск школ первоначального обучения полностью обеспечивает потребность ВВС КА на 1942 год - подготовку пилотов в системе Осоавиахима прекратить. НАРОДНЫЙ КОМИССАР ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР И. СТАЛИН

Admin: КРЫЛАТЫЙ ДЖИГИТ В апреле 1987 года в музей боевой славы Южной Осетии пришло письмо от супруги прославленного воздушного аса А.И. Покрышкина — Марии Кузьминичны. В нем были такие примечательные строки: «Александр Иванович Покрышкин любил и глубоко уважал Ибрагима Магометовича Дзусова как командира и друга. Они встретились накануне кубанских боев на аэродроме, а позже, когда и другие летчики воевали по тактике моего мужа, 16-й гвардейский полк влился в дивизию Дзусова. Ибрагим Магометович чутко относился и всячески поддерживал тактические приемы Покрышкина». Удивительна судьба человека, о котором упоминается в этом письме. "...Весной 1942 года война приблизилась к Кубани. Девушки, работавшие в моей бригаде, стали ездить в военкомат и проситься в армию, на фронт… И вот 3 мая 1942 года меня направили в курскую Школу младших авиаспециалистов (ШМАС). Поскольку я хорошо знала оружие, меня зачислили в группу по подготовке авиавооружения. Обмундировали нас в военную форму, и стали мы красноармейцами. Обучали нас спешно, с большими дневными нагрузками. После двухмесячной учебы нас стали направлять в авиаполки. Вера Безверхняя, Нина Егущенко, Мария Карпенко, Паня Сердюк, Оля Юрочкина и я были направлены в 45-й истребительный авиационный полк, который базировался на аэродроме в станице Красноармейской на Кубании. Затем командир с каждой беседовал, расспрашивал об учебе, о семье. Так я познакомилась со своим командиром Ибрагимом Магометовичем Дзусовым, с которым мне пришлось служить вместе долгие военные годы. Показался он требовательным и строгим, но вроде благожелательным и заботливым к нам, девушкам. Позже я узнала о его душевности и чуткости. После перебазирования на Южный фронт группа наземного эшелона (в том числе и мы) долгое время путешествовала по Дону и Кубани, нагоняя полк. Ездили в теплушках по железной дороге, на грузовых автомашинах и подводах. Много прошли и своим ходом. Только в Орджоникидзе соединились с полком. За месяц наша обувь и одежда пришли в негодное состояние, к тому же у некоторых одежда была совсем не по росту - велика. Командир полка сразу обратил внимание на плохую подгонку обмундирования и приказал начальнику штаба заменить нашу одежду и обувь. Как и все девушки, я обсуживала вооружение на самолете: чистила пушку и пулеметы после полетов, снаряжала пулеметные ленты, помогала мотористу содержать самолет и мотор в чистоте. Вскоре у меня на лице, на руках образовались красные пятна, припухлости, появился нестерпимый зуд на пораженных местах. Старший врач полка Аббас Али Рзаев определил, что началась аллергия на испарение авиационного бензина и масел. По его докладу командир полка М.И. Дзусов приказал штабу подобрать мне служебные обязанности, которые бы исключали длительное воздействие на меня бензина и масел. И меня перевели в парашютно-десантнуюслужбу обучать летчиков укладке парашютов, проверять исправность и готовность снаряжения. Вскоре мое состояние улучшилось: пятна сошли, зуд прекратился. Словом, забота И.М. Дзусова позволила мне остаться на фронте в боевом строю. Я была очень благодарна ему за это. И.М. Дзусов постоянно интересовался жизнью и службой девушек-солдат, нашим бытом и одеждой, будучи и командиром дивизии, а ведь в каждом полку было по двадцать и больше девушек-военнослужащих, но он находил время проявлять заботу о них..." http://www.old.mil.ru/37-41.pdf

Admin: Еще одна школа воздушных стрелков-радистов... Тасиц Юрий (Георгий) Андреевич (1920 - 17.10.1941 (ПБЗ)) Тасиц Юрий (Георгий) Андреевич родился в 1920 г. в греческом селе Анадоль, Сталинской (Донецкой) области, Украина. Национальность - грек. Призван в армию Сталинским РВК с Мариупольской макаронной фабрики перед войной. Из справки полученной из архива Министерства Обороны Р.Ф. известно, что он учился во 2-й роте 47-й школы воздушных стрелков радистов Закавказского военного округа, г. Кутаиси. Военную присягу принял 20.07.41 г. После окончания школы Ю.А.Тасиц направлен в 42 дбап в г. Кировобад, аэродром No.4. 11.10.41 г. полк перебазировался с Закавказья в район Ярославля. Технический персонал перебазировался железнодорожным эшелоном. Ю.А.Тасиц перелетел вместе с летным составом (26 самолетов ДБ-3). Летели по маршруту Кировобад-Дербент-Махачкала-Сталинград-Балашов-Савово-Ярославль с промежуточной посадкой на аэродроме Сталинграда. 13.11.41 г. полк приступил к боевым действиям на Калининском и Можайском направлениях. На первое боевое задание вылетело 14 самолетов. Самолет Тасица был в третьей авиаэскадрилье капитана В.В.Улюшина, и, вероятно, с 13 по 17 октября совершал боевые вылеты. 17.10.41 г. с аэродрома Ярославль вылетело 10 самолетов, и взяли курс на Лотошино-Воробьево. Через 1 час 10 минут они произвели бомбежку. Семь самолетов развернулись на обратный курс, а звено капитана Улюшкина продолжило разведывательный полет в район Бородино-Боровск. Все три экипажа на свой аэродром не вернулись. Из немецких источников стало известно, что в этот день летчики 9./JG51 в 14:03 и 14:05 (по немецкому времени) сбили три самолета ДБ-3. Вероятно, самолеты были сбиты близ Боровска... Г.А.Тасиц (слева) и А.А.Гуртавлев во время учебы в школе воздушных стрелков-радистов. Кутаиси, 20.05.41 г. http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000012970 Кутаиси (Грузия, ЗакВО) 47-я школа воздушных стрелков-радистов (ШВСР), 1941

Admin: Admin пишет: 82-й пишет: ...Николай Пенкин ушел на фронт семнадцатилетним парнем. После Черноклинской ШМАС (школы младших авиационных специалистов) стрелком-радистом совершил 150 боевых вылетов. Потом сам обучал курсантов Чкаловского авиационного училища. Кстати, именно Николай Иванович Пенкин учил летать на МИГ-15 Юрия Гагарина. Первый космонавт планеты позже напишет в своей книге, как его учил летать бывший фронтовик Пенкин... http://www.agidel.ru/?param1=1953&tab=5 Черноклинск..., хм-м,...встречается только в одном результате поиска: Крестово Городище Черноклинского р-на Средне-Волжского края Смотрим на карту: http://maps.google.ru/maps?f=q&hl=ru&geocode=&q=%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE+%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%89%D0%B5&sll=55.354135&ie=UTF8&ll=54.237945,48.625488&spn=0.382028,1.186523&z=10 И еще один вариант поиска: д. Свотьяновы ​Выселки Чердаклинского р-на Средневолжского края Видим, что пос. Крестово Городище рядом с пос. Чердаклы!!? Возможно простая путаница, т.е. вместо черноклинской ШМАС надо читать чердаклинская, либо Чердаклы раньше назывались Черноклином, либо Чердаклы сами по себе, а район Ульяновской области (Средне-Волжского края) назывался черноклинским... Из полного списка ШМАС: Чердаклы (под Ульяновском) 65-я Окружная ШМАС, 1942 Если мы получим сведения, что 65-я ОШМАС готовила стрелков радистов (бомбардиров), то это точно одна и та же школа! Ну вот, пожалуйте... Редюшев Андрей Федорович Родился 29 мая 1925 года в селе Лопатино Лопатинского района Пензенской области. Призван в армию в декабре 1942. С апреля 1944 по октябрь 1950 года служил в 5-м Гвардейском бомбардировочном Севастопольском авиационном полку АДД. Стрелок-радист бомбардировщика Ил-4. Участвовал в 47 боевых вылетах. Последнее воинское звание – старшина. Награды: Ордена Отечественной Войны I и II степени, медали «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Служил в авиации до 1950 года. В 1956 году окончил Пензенский индустриальный (ныне политехнический) институт. С августа 1956 года по август 1994 года работал во ВНИИЭФ {1} (ныне город Саров Нижегородской области). Награжден Орденом «Знак почета». С 1994 года пенсионер. Призыв в армию. ОШМАС №65 А.Ф. (Андрей Федорович): К 22 июня 1941 года успел окончить 8 классов и отпраздновать выпускной вечер. С началом войны я с товарищами добровольно отправился «на окопы», а через месяц меня и еще несколько человек вызвали в райком комсомола и направили в бригаду, обслуживающую проводные линии связи. К осени 1941 года Правительство СССР перебралось в Куйбышев, а связь с Москвой осуществлялась по обычным телефонным проводам, натянутым на столбах. Эти провода мы и обслуживали. Дело, как нам объясняли, крайне ответственное. В качестве возможных сценариев нарушения связи говорили и о возможности использования немцами самолетов для разрыва проводов «кошками». Перед тем как устраиваться на работу я советовался с матерью, та сказала – учиться, а дядька посоветовал работать: зарплата и рабочая карточка. Пришлось выбирать самому. Остался в бригаде линейным надсмотрщиком. Однажды когда я сидел на столбе и проверял связь, меня арестовал мимо проезжавший бдительный директор местного спиртозавода. Поскольку нам не выдали документов на право лазить по столбам, пришлось мне у него ночь провести. Потом специальный документ выдали, но бдительных граждан в округе больше не нашлось. В армию призвали в декабре 1942 года, 18 лет мне еще не было. Направили под Ульяновск в г. Чердаклы в ОШМАС № 65 (Окружная школа младших авиационных специалистов). Получилось так, что учился я на стрелка-радиста бомбардировщика Ил-4 в сумме более года, но в ОШМАС №65 – пробыл только до апреля 1943 года. Пожалуй, это самое трудное время в моей жизни. Бесчеловечное отношение к мальчишкам-курсантам: неотапливаемые казармы, почти голод… Обмундирование… Да что там подробности быта рассказывать – вши заели! Мылись - раз месяц!.. Возили на помывку в Ульяновск. Однажды при поездке в баню кто-то забыл то ли пластмассовую расческу в кармане, то ли целлулоидный подворотничок не оторвал, и все наше обмундирование в прожарке – «вошегубке», как ее называли, сгорело и мы в кальсонах почти день ждали, пока нам привезут обмундирование. Привезли БУ (бывшее в употреблении) – из госпиталя, латанное-перелатанное… Нет, вспоминать все эти подробности нет желания. Вот обучали нормально. Радиодело – матчасть, радиостанции, морзянка. Из вооружения учили ШКАС, пулемет Березина. Постоянно шли разговоры, будто установят на самолете в турель пушку ШВАК, а потому и ее учили. Офицеры-преподаватели к нашим бытовым бедам отношения не имели, и дистанцировались от них. А вот наши старшины и помковзвода, все – «хохлы», были нечисты на руку. Даже мы – мальчишки понимали, что «дело не чисто». Запомнился начальник школы майор Дитюк. Такой толстый, что в автомашину «Эмку» ему садиться помогали – сам не мог. Мир тесен. Мы с ним еще раз, уже после войны, в 1946 году, встретились. Я получил краткосрочный отпуск домой. Явился отметиться в районный военкомат. Представился, майор в летной форме спрашивает «Где учился?». Отвечаю: «Вначале в 65-й ШМАС…». Перебивает: «А помнишь, кто начальником был?». Отвечаю: «Майор Дитюк – толстый такой». Он засмеялся: «Это я и есть». Память у меня хорошая, но я не узнал. И выписал мне неузнаваемо похудевший майор «за знакомство» дополнительные дни к отпуску – «на дорогу»… Однажды в апреле 1943 года построили нас по тревоге, отсчитали 50 фамилий, в том числе и мою. Дали 2 часа на сборы, и вещмешки на спину. На слуху у всех тогда «Сталинград» был. «Неужели и нас…» Из Ульяновска в товарном вагоне доехали до Куйбышева. Лейтенант ушел оформлять документы и вернулся часа через два. «До отправления поезда остался час, обедать». Пообедали по продовольственному аттестату на вокзале… - А что это за пункты питания по всей стране были, в которых по аттестату кормили военных? А.Ф.: Да обычные, как в частях. В одних лучше, все же армейский контроль был, в других хуже – даже такие слова приписывают Суворову: «любого интенданта через полгода вешать без суда можно». Ну, короче вполне съедобно, а после 65-й ШМАС, просто замечательно… И сели в поезд Куйбышев-Ташкент: «Оп-па! Вместо Сталинграда Ташкент «завоевывать» будем!!!». Приехали в Ташкент, и отправились далее в Карши Узбекской ССР, в школу летчиков-штурманов, переведенную туда из Рязани. - Это та самая Высшая Рязанская школа штурманов ВВС РККА, базировавшаяся на аэродроме Дягелево?{1} В 1941 году курсанты этих курсов совмещали учебу с боевыми вылетами. Я недавно выписывал потери учебных экипажей в архиве.- Начальник Школы летал штурманом вместе с Чкаловым в Америку через Северный полюс, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант А. Беляков, был у нас в МФТИ {2} начальником военной кафедры. Лекции нам читал… Наша военная кафедра была известна, например тем, что ее сотрудники рассчитывали взрыв для создания противоселевой плотины в Медео… А.Ф.: Да, тот самый. Он мне внеочередное звание присвоил…(Улыбается) Первые впечатления от школы, как и от ШМАС № 65 не забыть: на вокзале, принимающий нас офицер, с двумя нашивками на груди – красной и желтой (знаки легкого и тяжелого ранения), сопровождающему нас лейтенанту, с трудом сдерживаясь, делая паузы, сказал: «Как вы могли так ребят замучить?… Посмотрите во что вы их превратили?… А если в бой?… А если раздать им оружие?… Как вы думаете в кого будет первый выстрел?...» {3} Однажды на фронте на наш аэродром сел на вынужденную посадку Ил-4 соседнего полка, а стрелок-радист в экипаже оказался мой однокашник по ШМАС – Бажанов Евгений Иванович, кстати, он тоже в Сарове живет. От него узнал, что ШМАС №65 была расформирована вскоре после моего отъезда из нее... Андрей Федорович Редюшев. 1946г. http://www.iremember.ru/content/view/415/52/lang,en/ Получается, что не было черноклинской ШМАС, а была чердаклинская... Чердаклы (под Ульяновском) 65-я Окружная ШМАС, 1942-43

Admin: Нашлись еще несколько школ... Приказ НКО № 049 от 5.02.1941 г. "О переименовании военных авиационных школ и училищ ВВС и переводе их на новые штаты". . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Перечень военных авиационных школ и училищ ВВС КА, подлежащей переименованию и переводу на новые штаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Военные авиационные школы первого типа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11. Краснодарское ВАУ - Краснодарская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/20, литер "Б". 12. Харьковское ВАУ - Харьковская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/20, литер "Б". . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14. Иркутское военное авиационное техническое училище - Иркутская ВАШ авиамехаников. Штат № 20/31-А. 15. Вольское военное авиационное техническое училище авиамехаников имени Ленинского Краснознаменного Комсомола - 1-я Вольская ВАШ авиамехаников имени Ленинского Краснознаменного Комсомола. Штат № 20/31-Б. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Военные авиационные школы второго типа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25. Серпуховская объединенная ВАШ пилотов и авиамехаников - Серпуховская объединенная ВАШ пилотов и авиамехаников. Штат № 20/28. 26. Челябинское ВАУ - Челябинская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/21, литер "Б". 27. Мелитопольское ВАУ - Мелитопольская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/21, литер "Б". 28. Олсуфьевская ВАШ стрелков-бомбардиров - Олсуфьевская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/21, литер "Б". 29. Ташкентская ВАШ стрелков-бомбардиров - Ташкентская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/21, литер "Б". 30. Московское Краснознаменное ВАУ связи - 1-я Московская Краснознаменная ВАШ связи. Штат № 20/34. 31. 2-е Ленинградское военное авиационное техническое училище имени Ленинского Краснознаменного Комсомола - 2-я Ленинградская ВАШ авиамехаников имени Ленинского Краснознаменного Комсомола. Штат № 20/35. 32. Селищенская ВАШ авиамехаников - Селищенская ВАШ авиамехаников. Штат № 20/32, литер "Б". 33. Лугинская ВАШ авиамехаников - Лугинская ВАШ авиамехаников. Штат № 20/32, литер "Б". 34. 2-я Московская ВАШ механиков спецслужб - 2-я Московская ВАШ авиамехаников спецслужб. Штат № 20/45, литер "А". 35. Вольская ВАШ авиамехаников - 2-я Вольская ВАШ авиамехаников. Штат № 20/32, литер "А". . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Военные авиационные школы третьего типа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58. 2-е Чкаловское ВАУ - 2-я Чкаловская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/22-А. 59. Павлоградская ВАШ стрелков-бомбардиров - Павлоградская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/22-Б. 60. Ярославская ВАШ стрелков-бомбардиров - Ярославская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/22-Б. 61. Грозненская ВАШ стрелков-бомбардиров - Грозненская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/22-Б. 62. Канская ВАШ стрелков-бомбардиров - Канская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/22-Б. 63. Кременчугская ВАШ стрелков-бомбардиров - Кременчугская ВАШ стрелков-бомбардиров. Штат № 20/22-Б. 64. Васильковская ВАШ авиамехаников - Васильковская ВАШ авиамехаников. Штат № 20/33-А. 65. Яновская ВАШ авиамехаников - Яновская ВАШ авиамехаников. Штат № 20/33-А. 66. Астраханская ВАШ авиамехаников - Астраханская ВАШ авиамехаников. Штат № 20/33-А. 67. Волчанская ВАШ авиамехаников - Волчанская ВАШ авиамехаников. Штат № 20/33-А. 68. Челябинская ВАШ авиамехаников - Челябинская ВАШ авиамехаников. Штат № 20/3-А. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=636

Admin: Из семейного альбома... Щербина Кузьма Иосифович, Иркутск, 1942-1945 Авиамеханик по спецфотоаппаратуре, Иркутск, 1942 Альбом Василия Демьяновича Кобякова http://www.rusalbom.ru/photo/default/1459

Admin: Щербина Кузьма Иосифович, Иркутск, 1943-1945 Щербина Кузьма Иосифович с другом - фотомеханики наземной службы. Старший сержант ВВС Щербина Кузьма Иосифович. Иркутск, 1945 Альбом Василия Демьяновича Кобякова http://www.rusalbom.ru/photo/ualb/99be91125e2ef4b3c546ae82106adcc1/1230

Admin: Пополним наш список ШМАС (из предыдущего сообщения) следующими записями: Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941 Павлоград (Днепропетровская область, Украина) Павлоградская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941 Грозный Грозненская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941 Кременчуг Кременчугская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941

Admin: ...Фаина Михайловна Румянцева родилась в 1921 г. под Костромой, на родине Сусанина. После школы закончила Костромской текстильный техникум и получила распределение в алтайский город Бийск на текстильную фабрику. Работала там цеховым мастером. Начало войны встретила на вокзале, куда прибывали эвакуированные с востока предприятия – помогала разгружать оборудование, устраивать людей на квартиры. Фабрика работала без выходных, полные сутки по 12 часов в две смены – шили обмундирование для армии. В 1942 г. молодежь города привлекли на всеобуч: июль-сентябрь прошли в военных занятиях. В ноябре военкомат прислал повестку на медицинскую комиссию, которая признала Фаину годной к военной службе. Направили в 16-ю дивизионную школу младших авиаспециалистов (ШМАС), в город Кемерово. 6 месяцев учебы, и на фронт: 2-я воздушная армия. Метеонаблюдатель авиационной метеорологической станции. 4 июля 1943 г. Фаина была переведена в 5-й истребительный авиакорпус, 25-я дивизия, и дальше в 838-й авиабатальон 8-й гвардейской дивизии. Батальон обслуживал метеосводками авиацию дивизии, ближайших соседей. Под Курском попал в самое пекло войны, был окружен немцами – не успели выехать с аэродрома. Старший лейтенант Приходько вывел метеостанцию из окружения, за что был награжден орденом Красной Звезды... http://www.upr-juzhnoportovaja.ru/book60_04.html

Admin: Admin пишет: И совсем невероятное! ШМАС на ...Соловках!?? цитата: ВАЛИДОВ МАРС АШРАНОВИЧ ...В школу юнг я был направлен в июне 1942 года военкоматом г. Казани. В июле попал на Соловки, где был зачислен в шестую смену пятой роты, которой в то время командовал лейтенант Лесов Василий Степанович. Через некоторое время после прибытия на Соловки, где мы временно размещались в кремле, нас перебазировали в Савватиево, где когда-то располагалась школа младших авиаспециалистов. Там, где мы начали обживаться, была старая монастырская баня и еще какое-то каменное, тоже монастырского вида, здание. Нам отвели площадь под строительство землянки на берегу очень красивого озера, и мы приступили к строительству... А вот и подтверждение... Галерея о Морской Авиации. Авиаторам ВМФ посвящается ШМАС, Соловки, 1958 год http://gallery.moravia.ru/displayimage.php?album=lastup&cat=0&pos=229

Admin: Еще немного об учебных заведениях по подготовке военных метеорологов... Приложения к приказу № 0356 20 сентября 1941 г. ПРИКАЗ О ВОЗЛОЖЕНИИ ПОДГОТОВКИ, УЧЕТА, ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ НА ГЛАВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НКО СООТВЕТСТВУЮЩИХ РОДОВ ВОЙСК [...] СПИСОК ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ А. Подчиненных Главному интенданту Красной Армии ... И. Подчиненных Главному управлению гидрометеорологической службы Красной Армии 1. Высший военно-гидрометеорологический институт. 2. Харьковский гидрометеорологический институт. 3. Московский гидрометеорологический техникум. 4. Ленинградский гидрометеорологический техникум. 5. Ростовский гидрометеорологический техникум. 6. Феодоссийский гидрометеорологический техникум. 7. Владивостокский гидрометеорологический техникум. ... http://www.ww2.ru/forum/index.php?showtopic=10230

Admin: Давыдов Иван Егорович 1926-1977 Герой Советского Союза (1971), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), полковник (1967). Родился 14 февраля 1926 года в селе Алфёровка ныне Абдулинского района Оренбургской области. Русский. Окончил 7 классов школы. С 1939 года жил в городе Кемерово. Окончил Кемеровский строительный техникум. Работал на заводе. В армии с ноября 1943 года. В 1944 году окончил 52-ю школу младших авиационных специалистов при Омской военной авиационной школе лётчиков и до июля 1947 года служил авиамехаником-мотористом в Омском военном авиационном училище лётчиков. В 1950 году окончил Омское военное авиационное училище лётчиков и до 1955 года был в нём лётчиком-инструктором. В 1957 году окончил Школу лётчиков-испытателей. В 1957-1973 годах – лётчик-испытатель ОКБ О.К.Антонова. Поднял в небо и провёл испытания транспортного самолёта Ан-10 с моторами АИ-20К (в 1957-1958 годах), сельскохозяйственного самолёта Ан-2М (в 1964 году), аэрофотосъёмочного самолёта Ан-30 (в 1967-1968 годах). Провёл испытания самолётов Ан-12ПЛ, Ан-12БК, Ан-22 «Антей». Выполнил испытания Ан-24 на прочность (грубые посадки); испытания тяжёлых самолётов Ан-8, Ан-10, Ан-12 и Ан-24 на режимах сваливания. В 1966-1967 годах установил 27 мировых авиационных рекордов грузоподъёмности на самолёте Ан-22 «Антей». За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Давыдову Ивану Егоровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11405). С мая 1973 – в отставке. После ухода с лётной работы продолжал трудиться в ОКБ О.К.Антонова старшим инженером. Жил в городе Киев. Умер 11 марта 1977 года. Похоронен в Киеве, на Лукьяновском военном кладбище. Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красной Звезды, медалями. http://www.testpilot.ru/russia/antonov/isp/davydov.htm

Admin: Нас уже цитируют... На чердаке старого дома в Юрьевце был найден маленький фотоальбом. Такие теперь называют "дембельские". К сожалению некоторые фотографии заплесневели и плохо видны. Это альбом Константина Рыжова за время обучения в 6-й школе младших авиационных специалистов в Орше. После неё он попал в 13 лёгкобомбардировочную авиаэскадрилью фотолаборантом. Через 3 года он закончит ещё одну такую школу № 23 и станет стрелком-радистом в 10 тяжёлой бомбардировочной авиаэскадрилье. На снимке Константин в центре. По бокам, очевидно, его командиры. Как всё повторяется... В 1916 году в Киеве в подобной школе младших авиационных специалистов по фотоделу учился А.В.Цареградский. Это мне по его снимку в форме "Крылышки на погонах" подсказали с форума школ младших авиационных специалистов. Надпись: Экипаж машины боевой ТБ-3. 10 тяжёлая бомбардировочная авиаэскадрилия. Справа Константин Рыжов, брат моей бабушки. Константин здесь стрелок-радист. http://www.rusalbom.ru/photo/default/2029

Юрий: Здесь есть данные по школам авиационных специалистов. Документ большой и табличный нет смысла его перекачивать на форум. Это отчет по количеству и специальностям, выпущенных из военных учебных заведений специалистов за годы войны. Подготовка кадров для ВВС КА в 41-45 гг. Состав ВУЗ ВВС КА и подготовка авиатехников,механиков и младших специалистов

Admin: Алексеев Дмитрий Дмитриевич 1939 год, 1 МТАП, Алексеев. Алексеев Дмитрий Дмитриевич: Я родился в 1914 году, 25 декабря. В Вологодской области, Кирилловском районе, в деревушке Курьяново, недалеко от села Никольский Торжок. В 1914 году отец ушел в армию, и, поскольку вестей от него не было, подумали, что он погиб, меня назвали в его честь. А он, оказывается, служил моряком-минером на Балтике, в первой минно-торпедной роте, и попал в плен, сидел в Польше. Вернулся он после войны, в 1919 году, уже Советская власть была. Это я уже помню, мне тогда пять лет было. Мы, в общем, неплохо жили, четыре коровы было, огород свой был. Свои были и грибы, и ягоды, и мясо, поросята, овцы. В семье шесть человек детей было, и отец всех кормил, одевал, обувал. Мой старший брат Анатолий 1912 года рождения, я вторым родился, и после 1919 года еще четыре сестрички появились. После возвращения отец стал работать на лесозаготовках и одновременно строил себе жилье. Уезжал на лесозаготовки на лошади, на неделю или на десять дней. Жили очень хорошо. Это уже было при социализме. Капитализм раньше был, я про него знаю, в школу ходил, и бабушка мне рассказывала… Потом пришла коллективизация… ...Меня армия спасла — настал мой призывной 1936 год, май месяц. Призвали меня на флот. Помню: Балтийский флотский экипаж, Герцена, 69. Всем призванным выдали все необходимое, очень много всяких вещей, начиная с расчески… И послали меня в «ШМАС» (школа младших авиационных специалистов) на Васильевский остров. Школа была в районе Кожевенной улицы. Обедать ходили в столовую завода «Севкабель». Со второго этажа залив хорошо было видно, и однажды в полете в залив упал «ТБ-1», но там не глубоко было, и хвост торчал над водой, а на руле поворота мы номер «восемь» разглядели… Я четыре месяца отучился, получил звание авиационного моториста. И направили меня в Ораниенбаум, в двадцатую эскадрилью. Командир эскадрильи был Кузнецов, знаменитый летчик, хороший человек. Самолеты в эскадрилье в то время были «Р-6» - разведчики на поплавках. Можно их было на колеса поставить, можно - на поплавки и «Р-5». Несколько эпизодов того времени запомнилось. Помню, нужно было на самолете, который я обслуживал, магнето менять. В шлюпку сел с магнето, со мной еще два человека были. Прошел мимо нас катер, волна от него как шурунет по борту, и мы вылетели из шлюпки. Я едва на берег выбрался — плавать-то плохо умел, а магнето утопил… И еще: во время учений Балтийского флота у нас из вылета не вернулось сразу шесть бомбардировщиков «Р-6». Раньше об этом случае не писали. Но теперь можно и рассказать. Почему не вернулись? Слух прошел, что техник и моторист ходили по самолетам, и откручивали тендера, и оставляли на одну-две нитки. Тендер — это соединение на тягах. Такие были на рулях поворота, и руле глубины, на элеронах и т.п. На взлет прочности хватало. А потом соединения свинчивались, разрывались и самолеты падали в воду. Причину выявили, когда выловили один самолет и тщательно осмотрели. Официально нам результаты расследования не докладывали. Но факт — вредительство было. В 1937 году в Беззаботном, где был колхоз «Роте Фане» организовался первый минноторпедный полк (1 МТАП). Туда и меня перевели. Деревушка небольшая, рядом аэродром. Шесть километров от Стрельны пешком ходили. Большинство тогда холостяки были… В 1-м МТАП было много знаменитостей. Там, так называемые, интернациональные экипажи были. К примеру, летчик - цыган, штурман - украинец, русский - радист. Вот такой экипаж «интернациональным» называли... 1948 год http://www.iremember.ru/content/view/547/7/1/1/lang,ru/

Admin: Вне зоны доступа для смерти На войне о Пудиче говорили: он родился в рубашке Война застала Михаила Пудича, закончившего школу младших авиаспециалистов в Славгороде, совсем еще юнцом - ему тогда не было и 20 лет. Первый же боевой вылет для только начинающего нюхать порох стрелка едва не стал последним. Во время ознакомительного полета над парящим в небе Пе-2 откуда ни возьмись возникли два немецких самолета. Изрядно напичкав "свинцовым горохом" корпус советского бомбардировщика, машины со свастикой растворились в небе, а наш экипаж был вынужден совершить аварийную посадку. И что любопытно - пулеметная очередь прошлась по обеим сторонам кабинки радиста, при этом не задев самого Пудича. Тогда кто-то из боевых товарищей и заметил: "Мишка, да ты в рубашке родился! Шмальни фриц чуть в сторону, и на землю ты бы уже не вернулся". Другой случай. Во время тренировочных полетов на аэродроме Боровское под Смоленском экипаж, в составе которого числился Михаил Петрович, уже готовился взлететь, как вдруг штурман Пе-2 Адам Педоренко обратился к радисту-стрелку: "Мишка, я цветной свой карандаш в каптерке оставил. Ты же знаешь, как он мне нужен, я без него никуда. Сбегай за ним, а мы тебя здесь подождем". Михаил метнулся в сторону каптерки и вдруг у себя за спиной услышал крики. - У рядом стоящего самолета отказал один двигатель, а Пе-2 не может на одном взлететь - его постоянно тянет в сторону, - рассказывает М. Пудич. - И он на бешеной скорости врезается в наш. Взрыв, огонь... и наша "пешка" разваливается на части. Так мне штурман Педоренко жизнь спас. Стрелку Пудичу еще не раз удавалось находиться "вне зоны доступа". - Это было в самый разгар войны, - вспоминает Михаил Петрович. - Мы тогда находились на аэродроме в Залау (территория Литовской Республики. - Авт.). У нашего самолета барахлил мотор. Ко мне подошел командир другого экипажа и попросил заменить их приболевшего стрелка-радиста. Ну, естественно, отказать я не мог. Только устроился в кабинке радиста, как к бомбардировщику подбежал командир моего экипажа Георгий Пастухов. Указав на рядом стоящего высокого молодого парня, он сказал летчику: "Вот, Панкратов, я привел вам нового радиста, а моего будьте любезны вернуть обратно". Оказалось, что наш самолет починили. Только мы начали "рисовать" в воздухе "коробочку" (облет по периметру аэродрома. - Авт.), как Панкратов, упустив свою очередь, стал спешно набирать высоту, причем по диагонали, чего делать при "коробочке" ни в коем случае нельзя. Выбрав слишком острый угол, его самолет спикировал, перевернулся и стремительно стал падать. Несколько секунд, и от экипажа, в котором я должен был находиться, не осталось никого. Боевые товарищи, не знавшие о замене, посчитали, что разбился Пудич, и уже сожалели о непредвиденной рокировке. Но появившийся "с того света" Михаил Петрович заявил, что на этот раз жизнь ему спас командир - Георгий Пастухов... Сегодня, понимая, что находится в неоплатном долгу перед судьбой, 82-летний ветеран старается активно прожить каждую минуту своей жизни. Занимается спортом и живописью. - Я еще в школе любил рисовать, и получалось это у меня очень неплохо, - говорит Пудич. - Помню, как однажды мать не пожалела денег и купила у одного художника на базаре настоящий чемоданчик с масляными красками и кисточками. Для меня это было настоящее сокровище. С тех пор ветеран войны своему хобби не изменяет. Почти каждый день домочадцы становятся свидетелями рождения очередного творения. Сегодня в его коллекции более ста картин. Однако ни одна работа, по словам Пудича, не была продана. - Некоторые украшают нашу квартиру, - улыбаясь, говорит Михаил Петрович. - Другие просто раздаю - в музеи, школы, знакомым. Словом, кто попросит. В ответ на вопрос, есть ли наиболее ценная картина в его коллекции, мастер указывает пальцем на огромное полотно с изображением полуобнаженных женщин у моря. - Это моя первая большая работа, - говорит ветеран. - Она была написана в 1964 году. Поводом стал эпизод, когда я случайно попал на закрытый женский пляж. Возникла идея сфотографировать героя этого материала на фоне его же шедевра. Как это получилось - судить вам. № 80 (16228) от 09.05.2007 Даурен ХАИРГЕЛЬДИН, Павлодар http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=8861



полная версия страницы