Форум » История школ младших авиаспециалистов » Школы младших авиаспециалистов в 1941-1945 гг. » Ответить

Школы младших авиаспециалистов в 1941-1945 гг.

Admin: "НЕ ЗНАТЬ, ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КАК ТЫ РОДИЛСЯ, ЗНАЧИТ НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ НЕРАЗВИТЫМ РЕБЕНКОМ." Цицерон "История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого..." В.О. Ключевский Школы авиамехаников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.. Кто знает что-нибудь о них? Полный список ШМАС

Ответов - 88, стр: 1 2 3 All

Admin: Интересный документ, касающийся истории ВАШМ и ШМАС... №272 ЗАПИСКА НКО СССР И ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б) - И.В.СТАЛИНУ И СНК СССР - В.М.МОЛОТОВУ С ИЗЛОЖЕНИЕМ СХЕМЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ (не позже 12 февраля 1941 г.) Мобилизационный план Красной Армии был утвержден Комитетом обороны 29 ноября 1937 года на 1938 - 1939 гг. По этому плану была проведена частичная мобилизация семи округов в сентябре 1939 года. По схеме развертывания этого же плана были развернуты войска действующей армии во время войны с финской белогвардейщиной. В настоящее время в связи с реорганизацией стрелковых, танковых войск, ПВО и военно-воздушных сил, а также с перемещением значительного количества войск, является необходимым рассмотреть и утвердить новую схему мобилизационного развертывания... ................................................... XVII. Военно-учебные заведения Для подготовки и пополнения убыли начальствующего состава Красной Армии по мобилизационному плану предусматривается, что все военные академии, курсы усовершенствования, курсы подготовки начсостава запаса и все военные училища остаются в штатах мирного времени. Количество военных училищ будет следующее: Наименование училищ Количество .................................................................... ... Высших военно-воздушных школ штурманов - 2 Военно-авиационных школ пилотов - 40 Военно-авиационная объединенная школа (пилотов и механиков) - 1 Военно-авиационных школ стрелков-бомбардиров - 12 Военно-авиационных школ механиков - 14 Военно-аэро-фотограмметрическая школа - 1 Окружных и дивизионных школ младших авиаспециалистов - 60 Школ стрелков-радистов - 9 http://www.tuad.nsk.ru/~history/works/1941/vol1/0241.html Получается, что к 1940-1941 должно было быть ВАШМ - 14 и ШМАС - 60, не считая школ стрелков-бомбардиров, стрелков-радистов...

Admin: И снова переформирования и передислокации: Тушино, Гомель, Давлеканово, Кировоград, Красноярск... 29 апреля 1919 года, ...приказом Реввоенсовета была создана Аэросъемочная фотограмметрическая школа на базе фотографического авиационного отряда Московского окружного съемочно-фотографического отделения и школы фотолаборантов аэрофотографического парка. Школа располагалась в небольшом подмосковном поселке Тушино (ныне один из районов Москвы), где находился аэродром. Первым начальником школы был назначен военный летчик В.С. Цвет-Колядинский. В том же, 1919 году, личный состав школы успешно выполнил боевые задачи по фотографированию Тульского укрепленного района, а в 1920 году - оперативные задания в войне с белополяками. В период с 1921 по 1925 год школа была высшей, затем происходит расширение профиля подготавливаемых специалистов. В мае 1938 года приказом НКО создается Московское военно-авиационное училище по подготовке фотоспециалистов. Директивой Генерального штаба Красной 1 Армии от 12 августа 1940 года создается Гомельское Военное аэрофотограмметрическое училище. Начальником училища назначается полковник Г. П. Никольский. 1 мая стал днем образования части. Установлен приказом Министра ВС № 06 от 21.01.1947 года. Училище укомплектовывается высококвалифицированными специалистами, офицерами, многие из которых имеют награды за участие в боях на Халкин-Голе и с белофиннами. Летом 1941 года, в связи с приближением войск фашистской Германии к Гомелю, училище переезжает в город Давлеканово, находящийся в Башкирии. Во время Великой Отечественной войны выпускники, курсанты и преподаватели Гомельского военного аэрофотограмметрического училища участвуют в боевых разведывательных операциях. Многие из них награждены орденами и медалями Родины и зарубежных стран. В мае 1945 года училище возвращается на запад в город Кировоград Киевского военного округа, а в апреле 1946 года переезжает в город Красноярск. В 1948 году школа аэрофотослужбы переформировывается в Красноярскую военно-авиационную школу специальных служб, где до 1955 года готовятся специалисты по профилю - электромеханик. В ноябре 1956 года школа переводится на подготовку радиомехаников, сначала с девятимесячным сроком обучения, а затем - по шестимесячной программе. В 1968 году за большие успехи, проявленные в боях по защите Родины, за достигнутые успехи, и в связи с 50-летием Вооруженных Сил школа награждена орденом Красного Знамени. За свое более чем полувековое существование школой подготовлено более 100000 выпускников для Военно-Воздушных Сил страны. Среди офицеров, служивших в школе, было немало орденоносцев. 15 человек были награждены орденом Ленина, 150 -Красного Знамени, более двух тысяч человек награждены медалями. 23 человека удостоены наград зарубежных стран. В разные годы за заслуги в повышении боевой готовности и совершенствовании учебного процесса были награждены орденами Красной Звезды начальники школы: Дмитрий Федорович Петухов, Владимир Федорович Талалай, Борис Васильевич Фирсов, начальник политического отдела Игорь Александрович Белолапоткин. Орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» был награжден последний начальник школы полковник Владимир Иванович Шевченко. От младшего лейтенанта до полковника служили в школе В. Ф. Талалай - командир части с 1968 по 1980 гг., Б. В. Фирсов - командир части с 1980 по 1989 г. Подполковник Александр Григорьевич Скаков - начальник цикла - командир батальона (с 1983 по 1992 гг.), начинал курсантом этой школы. Личный состав участвовал в выполнении интернационального долга в Афганистане. До своего расформирования в 1994 года Красноярская военная авиационная школа механиков готовила радиомехаников для РТО полетов: РСП, РСБН, приводных радиостанций, радиопеленгаторов, аппаратуры системы «Воздух». На базе школы директивой ГШ ВВС № 123/3/0417 от 3.06.1994 года была создана база хранения средств связи. Большая часть офицеров и прапорщиков школы была уволена в запас... http://vaul.ru/index/knigi/asibvo7.htm И еще... ...Весной 1942 года маму призвали в Армию, присягу она приняла 20 мая 1942 года. В августе ее отобрали в школу младших авиационных специалистов (ШМАС), которая находилась в Башкирии, на станции Давлеканово. Девушек готовили для обработки и дешифровки аэрофотоснимков; учили определять количество танков, самолетов, пехоты, виды орудий, отличать истинные объекты от камуфляжных, составлять карты... Курсанты школы младших авиационных специалистов (ШМАС). Давлеканово. 1942 год. Выпуск специалистов. Январь 1943 год. БаССР ст.Давлеканово 18/YIII-1942 год Школа ВАУР. Источник: http://www.swidnica.ru/juchkova_nina.htm И... Официальный сайт газеты "Республика Башкортостан" Летом 1941 года в Башкирию в поселок Давлеканово была передислоцирована Гомельская военная авиационная аэрофотограмметрическая школа. ... Выпускницы школы сегодня. http://www.agidel.ru/?param1=4548&tab=5 Имеем: Гомель (Белоруссия) Гомельское военное аэрофотограмметрическое училище летом 1941 года переезжает в город Давлеканово, находящийся в Башкирии, где возможно переформируется в ШМАС. В мае 1945 года училище возвращается на запад в город Кировоград Киевского военного округа, а в апреле 1946 года переезжает в город Красноярск. В 1948 году школа аэрофотослужбы переформировывается в Красноярскую ВАШМ СС. До своего расформирования в 1994 года Красноярская военная авиационная школа механиков готовила радиомехаников для РТО полетов: РСП, РСБН, приводных радиостанций, радиопеленгаторов, аппаратуры системы «Воздух». Курсанты авиашколы г.Давлеканово, БАССР, 1942 На фото четвёртый слева в третьем ряду Щербина Кузьма Иосифович. Василий Демьянович Кобяков http://www.rusalbom.ru/photo/default/1429

Admin: Уточнения про Ташкент... ...Владимир Кулаков родился 8 февраля 1922 года в селе Новая Даниловка Акимовского района Запорожской области в семье крестьянина. Окончил 9 классов средней школы и поступил в педагогический техникум в городе Запорожье. В октябре 1940 года был призван в армию. В течение трех месяцев служил рядовым бойцом гранатометчиком в мотомеханизированном полку в Белостоке. В январе 1941 года после прохождения медицинской комиссии как имеющий среднее специальное образование был направлен в Ташкентскую авиационную школу стрелков-бомбардиров. Окончил ее летом 1942 года, получил воинское звание сержант и сразу же был направлен для дальнейшего обучения в Первую высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия. Прошел курс обучения самолетовождению и бомбометанию. После этого прибыл в запасной авиаполк. Володя был молодым, но очень способным штурманом... Купцов Николай Сергеевич Воздушные рабочие войны http://www.victory.mil.ru/lib/books/memo/kuptsov/02.html


Admin: Интересное сообщение... ...Немало военных летчиков морской авиации получили боевую подготовку в Мордовии: и военные годы в Саранске дислоцировалось 3-е военно-морское авиационное училище, эвакуированное из Таганрога, где готовили командиров экипажей для самолета-штурмовика ИЛ 2 - самого боевого массового самолета второй мировой войны. В Рузаевке разместили школу младших авиационных специалистов - ШMAC, где для тex же штурмовиков ИЛ-2 обучали воздушных стрелков-радистов... http://yalga.pobeda.vif2.ru/malov.htm Малов В.С. Курсант ШМАС, 1943 Похоже нашлась та, о которой говорилось: ...11 июля 1941 года в Саранск прибыли две авиационные части. На их базе формируется 1-ый запасной авиаполк под командованием подполковника Х.А.Рождественского. 29 июля 1941 года в Рузаевке размещаются две эскадрильи. Для отработки летных навыков город передает им аэродром. Летный состав размещается в служебных помещениях городского парка, в зданиях театра и коммунальной гостиницы. С появлением в республике авиачастей и поддержания их боевого духа, Главлит Мордовской АССР начал издавать краснофлотскую газету "Сталинские соколы". В сентябре 1941 года в Мордовию прибывают: авиаполк ВМФ, 10-ая авиабригада ВВС КБФ, школа младших авиационных специалистов, военно-морское авиационное училище и т.д. Их размещают в лучших зданиях, а для отработки летных навыков начинается строительство аэродромов. В 1941 году строились аэродромы и взлетные полосы во многих районах республики. Они имели фунтовое покрытие за исключением Саранского, взлетная полоса которого была вымощена кирпичом. Руководство республики приложило немало усилий, чтобы построить аэродромную сеть. Восстанавливались старые аэродромы и строились новые. Они выполняли функции не только учебных полигонов, но и принимали новые самолеты, летевшие на фронт с заводов изготовителей. Строительство аэродромов в республике продолжалось на протяжении всей войны. В 1944 году они располагали расширенными или удлиненными взлетными полосами. К этому времени многие авиационные части начали покидать точки базирования в республике, перемещаясь ближе к фронту... http://ktotam.ru/person.html?id=591584&tab=8&quote_id=35411168 Или нет? Возможно это разные школы, одна из Таганрога (ЧФ), а другая из КБФ? Тем не менее факт установлен... ...На фельдшера Василию выучиться не удалось: в 1943 году 6 ноября со 2-го курса училища он был призван в ряды Военно-морского флота и направлен в Рузаевку в школу младших авиационных специалистов (ШМАС) 3-го Военно-морского военного училища. Родное село Зыково было рядом, но отлучиться домой не позволяла военная дисциплина. Мать часто навещала сына, привозила хлеб, картошку, вкусные лепешки. В феврале 1944 года закончилась общая военная подготовка стрелков-радистов. Курсантов ждали в Чамзинке, где на специальном аэродроме с настоящими боевыми самолетами, оружием, бомбами они в течение одного месяца прошли учения, максимально приближенные к условиям войны. В памяти у молодого 18-летнего призывника остались имена начальника училища полковника Злыгарева, начальника штаба подполковника Загнибеда, начальника ШМАС майора Попкова, командира роты старшего лейтенанта Сорокина, командира взвода младшего лейтенанта Чечуй. Из друзей-курсантов помнит Бориса Луконина, Владимира Дианова, Алексея Белякова и погибших на фронте Василия Устяхина, Анатолия Осипенко, Анатолия Сафронова, Николая Климкина и других. Родители курсантов знали, что их сыновей скоро отправят на фронт. Они пытались навещать своих родных и в Чамзинке. Для мамы Василия было нелегко на перекладных добираться и Зыково в Чамзинку, но она все-таки навестила сына, привезла ему гостинцы в Чамзинку. Курсантов ждала дальняя дорога: в марте 1944 года школу младших авиационных специалистов перебазировали в Таганрог, к тому времени освобожденный от немцев. Учебно-боевая подготовка продолжалась до начала апреля, после чего воздушник стрелков направили под Ленинград в Новую Ладогу. Фронт был совсем близко. После распределения Малов В.С. становится бойцом 9-й авиационной штурмовой дивизии Балтийского флота, 7-го гвардейского штурмового авиационной полка, 1-ой авиационной эскадрильи. Полк дислоцировался в местечке Котлы на боевом аэродроме. В военном билете B.C. Малова кратко записано: «Участие на фронтах Великой Отечественной войны в ВВС Балтийского флота с 5 мая 1944 года по 9 мая 1945 года, 7-й авиационный полк 9-й штурмовой авиа дивизии в должности воздушного стрелка»... http://yalga.pobeda.vif2.ru/malov.htm Рузаевка (Рузаевского района Мордовии, 25 км от Саранска), ШМАС ВСР, 1941. В 1943 ШМАС 3-го Военно-морского военного училища. В марте 1944 года ШМАС перебазировали в Таганрог.

Admin: Еще один интересный документ, касающийся истории школ младших авиаспециалистов... ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 0017 3 марта 1941 года. г. Москва Согласно постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г. приказываю: 1. Сформировать к 1 июня 1941 г. пять военных авиационных училищ для подготовки командного состава авиации: 1) Краснодарское объединенное военное авиационное училище для подготовки командиров-летчиков бомбардировочной авиации и командиров-штурманов ближнебомбардировочной авиации на 2000 человек переменного состава (на каждом курсе по 1000 человек). На формирование училища обратить Краснодарскую авиационную школу стрелков-бомбардиров. 2) Конотопское военное авиационное училище для подготовки командиров-летчиков истребительной авиации на 1000 человек переменного состава (на каждом курсе по 500 человек). На формирование училища обратить Конотопскую авиационную школу пилотов. 3) Харьковское военное авиационно-техническое училище для подготовки авиационных техников на 1000 человек переменного состава (на каждом курсе по 500 человек). На формирование училища обратить Харьковское техническое училище Гражданского воздушного флота. 4) Харьковское военное авиационное училище связи для подготовки начальников связи и командиров-проволочников и радистов авиачастей на 1600 человек переменного состава (на каждом курсе по 800 человек). На формирование училища обратить Харьковское военное училище связи Красной Армии. 5) Гомельское военное авиационное училище для подготовки штабных авиационных командиров на 400 человек переменного состава (на каждом курсе по 200 человек). 2. 13 дивизионную школу младших авиаспециалистов распоряжением командующего войсками ЗАПОВО, из Гомеля вывести в другое место. 3. Комплектование авиационных училищ производить пилотами, стрелками-бомбардирами и механиками авиачастей, прослужившими в строю не менее 2 лет, а также младшими лейтенантами, младшими командирами всех родов войск, имеющими среднее и высшее образование. 4. Установить срок обучения в авиационных училищах: в мирное время - 2 года и в военное время - 1 год. Для первого набора авиационных училищ срок обучения установить 1 год. 5. В целях выполнения задания по подготовке пилотов и стрелков-бомбардиров постоянный и переменный состав учебных эскадрилий Краснодарской и Конотопской авиационных школ передать в следующие авиашколы: 1) Из Конотопской авиационной школы пилотов в: Армавирскую авиашколу - три учебных эскадрильи, с переводом школы на штат первого типа № 20/11, лит. "Б" (истребителей). Одесскую авиашколу пилотов - одну учебную эскадрилью, с переводом школы на штат № 20/12, лит. "А" (истребителей). Сталинградскую авиашколу пилотов - одну учебную эскадрилью, с переводом школы на штат № 20/11, лит. "А" (истребителей). 2) Из Краснодарской авиационной школы стрелков-бомбардиров в: Челябинскую авиашколу стрелков-бомбардиров - одну учебную эскадрилью, с переводом школы на штат № 20/21, лит. "А". Мелитопольскую авиашколу стрелков-бомбардиров - две учебных эскадрильи, с переводом школы на штат № 20/20, лит. "Б". Ярославскую авиашколу стрелков-бомбардиров - одну учебную эскадрилью, с переводом школы на штат № 20/22, лит. "А". Канскую авиашколу стрелков-бомбардиров - одну учебную эскадрилью, с переводом школы на штат № 20/22, лит. "А". Олсуфьевскую авиашколу стрелков-бомбардиров - одну учебную эскадрилью, с переводом школы на штат № 20/21, лит. "А". 6. Сформировать на базе материальных средств и личного состава аэроклубов 30 авиационных школ первоначального обучения, из них: к 1 июля 1941 г. - 10 школ, к 1 августа 1941 г. - 10 школ, к 1 сентября 1941 г. - 10 школ. В каждой школе первоначального обучения иметь по две учебных эскадрильи - 500 курсантов. Комплектование этих школ производить за счет младшего командного состава авиационных и наземных войск, имеющих среднее образование, и лицами, окончившими спецшколы ВВС. Срок подготовки: в мирное время - 4 месяца, в военное время - 3 месяца. 7. Для покрытия некомплекта в инженерах по эксплоатации, вооружению и специальному оборудованию: а) Расширить Военно-воздушную ордена Ленина академию имени Жуковского на 1100 человек, доведя общее количество переменного состава до 2800 слушателей: Из них: на инженерном факультете … 1200 чел. на факультете авиационного вооружения … 1000 " на факультете специального оборудования … 600 " б) Сформировать к 1 апреля 1941 года на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградскую военно-воздушную академию для подготовки инженеров по эксплоатации, спецоборудованию и аэродромному строительству на 2000 человек переменного состава: Из них: на инженерном факультете … 1000 чел. на факультете специального оборудования … 500 " на факультете аэродромного строительства … 600 " в) Установить срок обучения в обеих академиях 3 года. Сокращение скора обучения провести без понижения квалификации выпускаемых инженеров, для чего академии комплектовать техниками и механиками, имеющими среднее образование и не менее двух лет практической работы в строевых частях. 8. Разработать новую систему авиационного тыла по территориальному признаку с целью иметь тыл авиации в постоянной готовности обеспечить боевую работу ВВС с оперативных аэродромов. 9. Начальнику Главного управления ВВС для проведения изложенных мероприятий разработать и представить мне через начальника Генерального штаба на утверждение: а) к 15 марта 1941 г. - организационный план формирования 30 авиационных школ первоначального обучения и план передачи НКО части аэроклубов со всем личным составом, аэродромами, жилищным фондом и материальными средствами; б) к 15 марта 1941 г. - уточненное задание Осоавиахиму по подготовке пилотов-курсантов на 1941 г., учитывая, что по мере открытия школ первоначального обучения задание, возложенное на Осоавиахим, должно сокращаться; в) к 15 марта 1941 г. - положение о районе авиационного базирования, организационный состав базы и план перехода на новую систему тыла; г) к 10 марта 1941 г. - штаты авиационных училищ, школ первоначального обеспечения, Московской и Ленинградской воздушных академий; д) к 5 марта 1941 г. - расчеты на дополнительное количество самолетов для обеспечения новой системы подготовки в школах, развертывания новых авиаучилищ, а также для отработки части летных упражнений в строевых частях на учебно-тренировочных самолетах; е) к 1 июля 1941 г. - организационный план проведения специализации авиационных школ пилотов, стрелков-бомбардиров и авиамехаников по видам авиации. 10. Начальнику Генерального штаба Красной Армии и начальнику Управления кадров Красной Армии отобрать для укомплектования первого набора авиационных училищ: средних командиров из наземных родов войск … 1000 чел. младших командиров срочной и сверхсрочной службы наземных войск, имеющих среднее и высшее образование … 1000 " Отобранных средних и младших командиров, после определения пригодности их к летной службе, направить в авиационные училища. Народный Комиссар Обороны СССР Маршал Советского Союза С. ТИМОШЕНКО (По Главному управлению ВВС Красной Армии) http://www.soldat.ru/doc/nko/text/1941-0017.html

Admin: И еще один интересный документ, касающийся истории школ младших авиаспециалистов... ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР о подготовке летно-технических кадров ВВС Красной Армии в 1940 году № 008 14 марта 1940 г. Во исполнение постановления Комитета Обороны при СНК Союза ССР от 11 марта 1940 г.: 1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью. 2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах: — на 2 эскадрильи бомбардировщиков, — на 2 эскадрильи бомбардировщиков, — на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Архангельск — на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Кировабад -— на 2 эскадрильи бомбардировщиков, Слоним — на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Стрый — на 1 эскадрилью истребителей, Львов — на 1 эскадрилью истребителей, Тбилиси — на 1 эскадрилью истребителей, Серпухов — на 1 эскадрилью истребителей. 3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах: БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи, КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев, ХВО: Волчанск, СКВО: Нахичевань, ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое, МВО: Сасово, УрВО: Свердловск. 4. В ЗабВО, 1 ОКА и 2 ОКА создать к 1.3.40 г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой. 5. Увеличить с 1.5.40 г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков. 6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе. 7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов. 8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек. 9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40 г. 10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения: Школы летчиков — 12 месяцев. Школы летнабов и авиатехников — 12 месяцев. Школы авиамехаников — 8 месяцев. Школа стрелков-радистов — 5 месяцев. 11. Перевести на двухгодичный срок обучения: а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации; б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей. 12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия. 13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах . Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов РГВА Ф. 4. Оп. 11. Дело 86 Листы 198—199 Подлинник Цитируется по Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13 (2—1). — М.: ТЕРРА, 1994. — 368 с ISBN 5-85255-484-7 (т. 13 (2—1), ISBN 5-250-01774-6 http://ru.wikisource.org/wiki/Приказ_НКО_СССР_от_4_марта_1940_г_№ 008

Admin: Подобные вопросы поднимаются и на других форумах... Рубрики Великая Отечественная; 1941; Части и соединения; Дислокация авиационных школ на июнь 1941? -------------------------------------------------------------------------------- Уважаемые! Пытаюсь разобраться с военными авиационными школами(училищами) на июнь 1941. Возник ряд вопросов по дислокации ВАШП: 1. Кагановичскую военную школу пилотов - не нашел такого города (в т.ч. и в переименованных) 2. Забайкальская военная авиационная школа пилотов - понял , что в 1942 она была в Улан-Удэ, а в 1941? там же? в Чите? 3. Военная авиационная школа пилотов 1-й Краснознаменной армии??? 4. Военная авиационная школа пилотов 2-й ОКА ??? 5. Бирмская военная авиационная школа пилотов ??? 6. Вознесенская военная авиационная школа пилотов ??? 7. Канская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров - вдм СибВО??? 8. Лугинская военная авиационная школа авиамехаников ВВС Красной Армии - г. Луга (Псковская обл.) и Луги (Виннницкая)???? 9. Олсуфьевская ВАШ стрелков-бомбардиров ??? 10. Остафьевская ВАШП- предположительно МВО , но где??? 11. Слонимская военная авиационная школа пилотов - мб Брестская обл??? 12. Слободская военная школа авиационных механиков - г. Слобода есть на Украине и в РФ??? 13. Хорольская военная авиационная школа пилотов??? Желательно до р-на-области??? С уважением Игорь http://vif2ne.ru/rkka/forum/0/archive/12/12950.htm

Admin: Выпускники школы младших авиаспециалистов при ХВАШ, май 1941 год http://www.museum.murom.ru/photo/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=15417&g2_serialNumber=4

Admin: И еще одно сообщение...и, похоже, новая ШМАС!? ...Помогите мне найти данные по прохождению службы в армии (номер части в школе ШМАС -школа младших авиационных специалистов, г. Свободный, 1942 г.) моей мамы Деменковой Любови Васильевны. Данные по призыву утеряны из-за пожара в РВК г. Исилькуль Омской обл. Пожалуйста, соориентируйте, куда надо обращаться, если данный вопрос не в Вашей компетенции. С уважением, Владимир Погурец г. Караганда. vlad@sys-pro.com http://www.citycat.ru/zachem/ktoto/arch/i47.html Дополнительная информация. город Свободный, Амурская область http://maps.google.ru/maps?f=q&hl=ru&geocode=&q=%D0%B3.+%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9&sll=55.354135,40.297852&sspn=14.682705,46.582031&ie=UTF8&t=h&z=11&iwloc=addr СВОБОДНЫЙ — НОВЫЙ КОСМОДРОМ РОССИИ http://space.hobby.ru/baykonur/svobodny.html Свободный (Амурская область) ШМАС, 1942

82-й: На сообщение от 16:00 [21.09.08/] <<...не нашёл такого города>> Именем Л. М. Кагановича назван город — КАГАНОВИЧ (до 1935 г. — Терновск) — город в Каширском районе Московской обл. РСФСР. Расположен на правом берегу р. Оки, в 3 км от ж.-д. станции Кашира. Возник в связи с постройкой Каширской электростанции имени Л.М. Кагановича. http://www.pechora.su/biblio/other_people/ex.html?/biblio/other_people/kaganovich.htm С 1957 года - Новокаширск.

Admin: 82-й пишет: На сообщение от 16:00 [21.09.08/] <<...не нашёл такого города>> Именем Л. М. Кагановича назван город — КАГАНОВИЧ (до 1935 г. — Терновск) — город в Каширском районе Московской обл. РСФСР. Расположен на правом берегу р. Оки, в 3 км от ж.-д. станции Кашира. Возник в связи с постройкой Каширской электростанции имени Л.М. Кагановича. http://www.pechora.su/biblio/other_people/ex.html?/biblio/other_people/kaganovich.htm С 1957 года - Новокаширск. Спасибо! Тогда может быть и этой школы следы найдете? 12. Слободская военная школа авиационных механиков - г. Слобода есть на Украине и в РФ???

82-й: 12. Слободская военная школа авиационных механиков - г. Слобода есть на Украине и в РФ??? Город Слободской Кировской области. Это бывшая Лугинская школа (переименована после эвакуации). В сентябре 41-го Слободская опять стала Лугинской. http://vif2ne.ru/rkka/forum/0/arhprint/12955 Достоверно?

82-й: 6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе. http://www.bvvaul.ru/content/history/museum/beforewar.php <<Наш, теперь уже Тамбовский, эшелон, имеющий втрое большую численность людей по сравнению с Рассказовским, под вечер 27 июня 1941 года прибыл на станцию Олсуфьево, где находился большой военный аэродром. Мы вышли из вагонов, нас построили в общую колонну и пешим порядком привели в расположение воинских казарм летнего типа, личный состав которых уже находился в районе боевых действий. Как сейчас помню 29 июня - третий день после приезда в Олсуфьево. Стояла сильная жара. Мы отработали уже более восьми часов и пришли к воинским казармам (здесь в начале земляных работ находился пищеблок, и пища к их месту еще не подвозилась). Получили хлеб. Разрезали его на обеденные трехсотграммовые пайки и послали очередных подносчиков питания на кухню. Вдруг задрожала земля. Немецко-фашистские самолеты примерно с километровой высоты бомбили военный аэродром, находившийся метрах в пятистах от воинских казарм, в которых мы тогда проживали. Отдельные бомбы падали и в их расположение. Мы начали разбегаться кто куда, чтобы не попасть под бомбы. На этот раз нам повезло. Лишь несколько человек получили легкие осколочные ранения. Но сильно пострадал военный аэродром. Имелись жертвы среди военных и вольнонаемных лиц. Почти все самолеты (тяжелые и средние бомбардировщики) Олсуфьевского аэродрома горели. Это было наше первое боевое крещение в самые первые дни Великой Отечественной войны. >> http://www.ssga.ru/ytt_info/memoirs/chernyshov/2.htm

Admin: 82-й! Огромное спасибо за помощь в поиске информации! Соберем по крупицам и сохраним историю ШМАС для потомков - девиз активных участников нашего форума!!! Подготовка кадров техническими военно-учебными заведениями ВВС КА за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Состав военно-учебных заведений ВВС КА и подготовка авиационных техников, механиков и младших специалистов http://ilpilot.narod.ru/vvs_tsifra/gl_5/5.211.html

82-й: Похоже, что школа располагалась в г.Шадринск Курганской области. По крайней мере в указанное автором время. <<В послевоенные годы на месте корпусов детской больницы в бору стояло несколько наших боевых самолетов и самолетов союзников для занятий курсантов Лугинской авиашколы.>> http://syna.ru/?page_id=61 Школа авиамехаников г. Шадринск (Усадебный дом купца П.А. Галюкова)

Admin: Судьба  2-й Московской военной авиационной школы механиков спецслужб ...Но я не потерял надежды стать авиатором и подал заявление в Московское техническое училище Гражданского воздушного флота, которое в то время находилось в городе Тушино Московской области. Я приехал в Москву в августе 1940 года, сдал вступительные экзамены, прошел медицинскую и мандатные комиссии и был принят курсантом Московского технического училища Гражданского воздушного флота на отделение электротехники. Пока не начались занятия, я поехал в Парк культуры имени Горького. В то время там находилась парашютная вышка и я решил прыгнуть. Забрался на парашютную вышку (сверху люди кажутся маленькими, страшно), подошел к краю и шагнул. Когда открылся парашют, стало так приятно! Я видел всех окружающих людей,— там были и мои друзья по сдаче экзаменов в училище. 1 сентября началась учеба в этом училище. До февраля 1941 года мы прошли программу общеобразовательных и специальных предметов, а в февраля 1941 года училище было преобразовано в военную авиационную школу авиамехаников... http://www.iremember.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=475 ...История Серпуховского военного института ракетных войск началась в феврале 1941 года, когда была организована 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб. Школа готовила механиков по авиационным приборам и электромехаников для обслуживания приборного и электрического оборудования самолетов истребительной и бомбардировочной авиации. Первым начальником школы был назначен генерал-майор авиации Соколов Иван Ефимович. В том же грозном 1941 году на смену ему пришел инженер-полковник Бирюков Павел Петрович, который руководил учебным заведением до 1949.   За четыре года войны школа дала фронту около семи тысяч авиационных специалистов, сотни из которых за проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками мужество и героизм, награждены орденами и медалями. Богатейший опыт подготовки кадров с успехом используется и в послевоенные годы. В декабре 1948 года школа реорганизуется в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС (СВАТУСС), которое готовило техников-механиков для подразделений ВВС, принимавших участие в испытаниях первых советских ракет. С начала пятидесятых годов в училище готовят специалистов по эксплуатации ракетных комплексов Р-2, Р-5, азатем-Р-12... http://www.svirv.ru/2mash.php Первые курсанты авиационной школы на занятиях по электротехнике

Admin: Еще один артефакт прислал наш гость - авиатор! Свидетельство об окончании Васильковской Военной Авиационной школы механиков ВВС ВС СССР а также материал об истории Васильковской ВАШМ: http://i022.radikal.ru/0801/23/8c3b699e8405.jpg http://i028.radikal.ru/0801/aa/3f149c9c572d.jpg http://i026.radikal.ru/0801/61/3d55ee951534.jpg Огромное спасибо!

Admin: Еще один артефакт того времени! Удостоверение военнослужащего Серпуховской военно-авиационной школы... Фото с http://awards-su.com/index/dok/udostov/serpuhovskschkola-raz1.htm

Admin: 82-й! Из всех военно-авиационных школ, готовящих пилотов, штурманов, авиатехников, по тематике форума (Школы младших авиаспециалистов) подходят только Военно-авиационные объединенные школы (пилотов и механиков)...а так же другие высшие и средние военные учебные заведения, готовящие в том числе и младших авиационных специалистов!

Admin: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Рождение Калининградского военного авиационно-технического училища связано с периодом Великой Отечественной войны. В августе 1944 года была сформирована школа младших авиационных специалистов истребительной авиации ПВО страны. В этот период школа подготовила сотни авиационных механиков, мотористов, мастеров по радиоприборам, вооружению и метеонаблюдателей, которые в сложных условиях успешно готовили самолеты к боевым вылетам. В ноябре 1948 года школа получила наименование Ульяновской военно-авиационной школы механиков. С 1966 года школа реорганизована в Калининградское военное авиационно-техническое училище и в 1969 году был произведен первый выпуск офицеров... http://www.forumavia.ru/forum/5/9/9002217728928621713471108055259_284.shtml

82-й: <<Новобранца послали учиться в город Котельнич Кировской области, где находилась школа авиамехаников. По словам ветерана, обучали его отличные специалисты, и в конце 1942 года молодой курсант получил необходимую специальность. Затем служба в авиационном полку, обслуживание самолетов [Ил-2], нелегкие минуты ожидания возвращения из полета своего пилота.>> http://www.gov.karelia.ru/gov/Karelia/628/27.html <<Школа авиамехаников, эвакуированная из-под Киева, в Котельниче надолго не задержалась.>> http://www.kotelnich.info/about/mac.shtm Дальше следы теряются.

82-й: <<По месту ее прежней дислокации отбыл и курсант Мациевский. Учебу закончил с отличием. Затем фронт. Участие в Бобруйской операции.>> http://www.kotelnich.info/about/mac.shtm Если следовать логике прочитанного, то школа вернулась под Киев. Нет? Бобруйская операция - это конец июня 1944 года. А Киев освободили 6 ноября 1943 года. Значит - действительно, школа вернулась на место прежней дислокации..

82-й: <<Основной призыв был распределен по воинским частям и подразделениям на востоке. Сформировали также большую группу, около 150 человек, всех со средним образованием и физически здоровых, и направили во 2-ю Ораниенбаумскую школу младших специалистов, которая была в то время эвакуирована на ст. Рузаевка Мордовской республики. Эта школа готовила специалистов для обслуживания самолетов морской авиации: электриков, прибористов, радистов, метеорологов и других. Двухгодичную программу нам предстояло освоить за пять месяцев. Выпускники 2-й ШМАС были направлены на фронт в авиационные части Северного, Балтийского и Черноморского флотов. >> http://www.vsp.ru/show_article.php?id=4559

82-й: <<Николай Пенкин ушел на фронт семнадцатилетним парнем. После Черноклинской ШМАС (школы младших авиационных специалистов) стрелком-радистом совершил 150 боевых вылетов. Потом сам обучал курсантов Чкаловского авиационного училища. Кстати, именно Николай Иванович Пенкин учил летать на МИГ-15 Юрия Гагарина. Первый космонавт планеты позже напишет в своей книге, как его учил летать бывший фронтовик Пенкин.>> http://www.agidel.ru/?param1=1953&tab=5

82-й: <<Весной 1942 года маму призвали в Армию, присягу она приняла 20 мая 1942 года. В августе ее отобрали в школу младших авиационных специалистов (ШМАС), которая находилась в Башкирии, на станции Давлеканово. Девушек готовили для обработки и дешифровки аэрофотоснимков; учили определять количество танков, самолетов, пехоты, виды орудий, отличать истинные объекты от камуфляжных, составлять карты.>> http://www.swidnica.ru/juchkova_nina.htm

82-й: ...в 1943 году 6 ноября со 2-го курса училища он был призван в ряды Военно-морского флота и направлен в Рузаевку в школу младших авиационных специалистов (ШМАС) 3-го Военно-морского военного училища. В феврале 1944 года закончилась общая военная подготовка стрелков-радистов. Курсантов ждали в Чамзинке, где на специальном аэродроме с настоящими боевыми самолетами, оружием, бомбами они в течение одного месяца прошли учения, максимально приближенные к условиям войны. В памяти у молодого 18-летнего призывника остались имена начальника училища полковника Злыгарева, начальника штаба подполковника Загнибеда, начальника ШМАС майора Попкова, командира роты старшего лейтенанта Сорокина, командира взвода младшего лейтенанта Чечуй. Курсантов ждала дальняя дорога: в марте 1944 года Школу Младших Авиационных Специалистов перебазировали в Таганрог, к тому времени освобожденный от немцев. Учебно-боевая подготовка продолжалась до начала апреля, после чего воздушник стрелков направили под Ленинград в Новую Ладогу. http://yalga.pobeda.vif2.ru/malov.htm

82-й: Летом 1943 г. его направили учиться в Школу младших авиаспециалистов (ШМАС). Через четыре месяца, когда уже подошел призывной возраст, выпускника ШМАС ярославской Нерехты, младшего сержанта, мастера авиавооружения Николая Смирнова распределили в 996-й штурмовой авиационный полк ордена Богдана Хмельницкого на подмосковный аэродром Монино. http://www.lentransgas.ru/pobeda/veterans003.html

Admin: 82-й пишет: Если следовать логике прочитанного, то школа вернулась под Киев. Нет? Бобруйская операция - это конец июня 1944 года. А Киев освободили 6 ноября 1943 года. Значит - действительно, школа вернулась на место прежней дислокации.. Речь идет о Яновской школе...из Полного списка ШМАС: Яновская военная школа авиационных механиков (1940). 6 июля 1941 года перебазирована в г.Котельнич Кировской области. В октябре 1944 года Яновская школа была перебазирована к городу Киев. 4 сентября 1947 года Яновская школа была переименована в Киевскую школу авиационных механиков, а в июле 1948 года Киевская школа была переформирована в Киевское военное авиационно-техническое училище. С декабря 1951 года его новым местом дислокации стал Харьков. В апреле 1958 года учебное заведение было переименовано сначала в Харьковское, а в апреле 1963 года - в 1-е Харьковское ВАТУ. 22 февраля 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Красного Знамени и переименовано в 1-е Харьковское военное авиационно-техническое Краснознаменное училище. В августе 1976 года на его базе было создано Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище.

Admin: ...Родился Анфиногенов Михаил Андриянович на Алтае в 1927 году. Его трудовой стаж берёт своё начало с 1942 года, с тринадцати лет — молотобойцем, потом трактористом. На службу в Красную Армию он был призван в октябре 1944 года и своё семнадцатилетие встретил на боевом посту. Служил в Красноярске, был курсантом 33-го учебного стрелкового полка, затем учился в Купинской авиашколе, получил военную специальность авиамоториста. И шесть лет служил в составе береговой обороны Тихоокеанского флота. Во время войны с Японией командовал отделением по ремонту и техническому обслуживанию самолётов... http://nsau.edu.ru/gazeta/2006/02/str12.htm

Admin: 82-й пишет: Летом 1943 г. его направили учиться в Школу младших авиаспециалистов (ШМАС). Через четыре месяца, когда уже подошел призывной возраст, выпускника ШМАС ярославской Нерехты, младшего сержанта, мастера авиавооружения Николая Смирнова распределили в 996-й штурмовой авиационный полк ордена Богдана Хмельницкого на подмосковный аэродром Монино. http://www.lentransgas.ru/pobeda/veterans003.html Не совсем понятно...ТО ли школа в Ярославле, кроме стрелков бомбардиров, готовила и по другим специальностям Ярославль Ярославская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров сформирована в 1940 году, ЯВАШСБ А может быть он был направлен в школы: Переславль-Залесский (Ярославская область) 32-я дивизионная ШМАС, Окружная школа младших авиаспециалистов Московского военного округа (ОШМАС), 1940 Маловероятно, что в городе Нерехте Ярославской области, куда он попал из блокадного Ленинграда, была еще одна школа!



полная версия страницы