Форум » История школ младших авиаспециалистов » Школы авиаспециалистов в 1918-1940 г.г. » Ответить

Школы авиаспециалистов в 1918-1940 г.г.

Admin: "НЕ ЗНАТЬ, ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КАК ТЫ РОДИЛСЯ, ЗНАЧИТ НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ НЕРАЗВИТЫМ РЕБЕНКОМ." Цицерон "История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого..." В.О. Ключевский Школы авиамехаников молодой Советской республики, Белой Гвардии. Кто знает что-нибудь о них? Полный список ШМАС

Ответов - 72, стр: 1 2 3 All

Admin: Вот такая была форма младших авиаспециалистов в 1940 году... ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ЗВАНИЙ РУССКОЙ АРМИИ. УНИФОРМА И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ РККА 1940 - 1943 ГГ. http://military-uniform.narod.ru/army/rkka_40-43/index.htm

82-й: Лейтенант (по два "кубика" в петлицах) и два младших сержанта (по два треугольника в петлицах). Свежие подворотнички. Вороты гимнастёрок застёгнуты на крючки. Славные молодые лица. Улыбки без напряга. Жизнь прекрасна и интересна. Где они встретили 22 июня 1941 года?

82-й: Про ШМАС в Старой Руссе На гербе нашего древнего города нет силуэта самолета, но авиация прочно вошла в его историю с возведением аэродрома. В июне 1935 года в Старой Руссе под командованием подполковника М. И. Белова основано 221-е Управление военно-строительных работ. На южной окраине — на месте деревень Горошково и Парфеево — было решено возвести авиагородок. Начали споро. Провели разъяснительную работу с населением, выдали им лесоматериалы для нового строительства, возместили расходы, связанные с переездом и обустройством. Территорию расчистили, построили несколько четырехэтажных домов для семей начсостава, школу для младших авиаспециалистов (ШМАС), столовую, гараж, ангары, провели водопровод и канализацию. Труднее всего было со взлетно-посадочной полосой. По всей ее протяженности пришлось снимать грунт до двух метров! Тысячи кубометров земли привезли к д. Козона и таким путем заодно осушили здешнее болото. Основные работы были завершены только к 1938 году и тогда же приступили к формированию 44-го и 58-го авиаполков и 8-й авиатехнической базы для обслуживания их. Вскоре для лучшего выполнения поставленной задачи в АТБ создали авиаремонтную мастерскую (8-я АРМ) — прообраз будущего 123-го авиаремонтного завода (АРЗ). http://russa.narod.ru/books/versti/ Я это к чему? В Общем списке по Старой Руссе стоит 1935 год.


Admin: Из полного списка ШМАС... Спасск-Дальний ОШМАС, 1939, в/ч 62546, 1959 Еще одна загадка? Суханов Александр Григорьевич - родился 1 июня 1921 г. в селе Шкотово Приморского края. В канун войны окончил среднюю школу № 13 г. Владивостока. 26 июня был призван в армию, направлен в Хабаровскую школу пилотов первоначального обучения, а после ее расформирования - в 58-ю армейскую школу младших авиационных специалистов в г. Спасск, где готовили стрелков-радистов для дальней бомбардировочной авиации. 23 февраля 1942 г. отбыл для прохождения дальнейшей службы в дальний бомбардировочный полк в Куйбышевку Приморского края, летал на самолете ИЛ-4. 22 февраля 1943 г. был направлен в действующую армию в г. Ярославль, где базировался 815-й дальний бомбардировочный авиационный полк 113-й авиадивизии дальнего действия. А.Г. Суханов совершал боевые вылеты на Воронежский фронт и принимал участие в битве на Курской дуге. Из Тулы бомбардировочный полк был переведен в Спасск-Дебинск, позже - на станцию Сиверскую и принимал участие в разрушении линии Маннергейма. Затем участие в боевых операциях на Кольском полуострове. В октябре 1944 г. полк переведен под Рязань, где получил новые самолеты ТУ-2, а в феврале 1945 г., базируясь в г. Познань, бомбил Франкфурт на Одере, Кюстрин и Зееловские высоты. Александр Григорьевич 22 и 26 апреля 1945 г. совершил два боевых вылета на Берлин. А.Г. Суханов - активный участник войны с Японией. В составе экипажа самолета воевал в Северной Маньчжурии. После капитуляции Японии направлен для прохождения дальнейшей службы в г. Дальний... http://ini-fb.dvgu.ru/maintext/menu/vist/Viktoriya/veteran%201.htm И в то же время...из присланного Выпускником списка следует, что Спасск ОШМС 176 Дислокация и численность школ младших авиаспециалистов (ШМС) и окружных школ младших авиаспециалистов (ОШМС) на конец 1939 года: http://handbook.rkka.ru/disl/vvs201039.xls ...и получается,... что мы потеряли одну школу, поскольку Спасск и Спасск-Дальний разные города и, соответственно, речь идет о разных школах!? Или речь идет об одной и той же, а в Спасске Пензенской области ШМАС не было? Но до 1929 года Спасск-Дальний назывался Спасском, может из-за этого путаница? А пока включим эту школу в список под вопросом... Спасск (Спасский район Пензенской области) 58-я ОШМАС?, 1939

Admin: Из полного списка ШМАС... Остров (Псковской области) 32-я ШМАС ДКБФ, 1926-1961 Как мы уже знаем ...10 декабря 47-й Учебный Центр ракетных войск стратегического назначения, расположенный в г. Остров Псковской области, отметил 80-летие. В этот день в одном из старейших подразделений Вооруженных Сил РФ прошли торжественные мероприятия, посвященные юбилею. В них приняли участие ветераны ракетных войск, Учебного Центра, командование РВСН, представители Администраций Псковской области и Островского района. История Учебного Центра ведет свое начало с 10 декабря 1926 года, с образования «Школы мотористов» при 10-й авиационной бригаде, которая и стала родоначальницей 47-го Учебного Центра РВСН. С момента образования учебный дивизион занимался подготовкой младших специалистов по обслуживанию ракетных комплексов, а с возрастанием роли инженерного обеспечения в современном бою, дивизион перешел на подготовку специалистов для инженерных подразделений Ракетных войск РФ... http://www.pskov.ru/print/ru/news/presscenter/7944 Еще раз про Остров... ...В город Остров 32-я Военная школа по подготовке сержантов (так в последнее время называлась бывшая Школа мотористов) перебазировалась из Подмосковья в 1961 году после того, как ее из состава ВВС передали Ракетным войскам стратегического назначения. Установку же на подготовку специалистов для зарождавшегося тогда грозного вида Вооруженных Сил школа получила еще в 1958 году. В соответствии с этим был утвержден ее новый штат, увеличен срок обучения. 31 декабря 1959 года министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский подписал приказ о передаче школы в состав РВСН, а 28 июля 1961 года было принято решение о преобразовании ее в Учебный центр Ракетных войск. Вместе с боевой биографией новому формированию предстояло унаследовать и славные традиции бывшей авиационной школы. А они ко многому обязывали. СПРАВКА. Только за время Великой Отечественной войны 32-я Школа младших авиаспециалистов ВВС Красной Армии (это наименование ей было присвоено в феврале 1944 года) дала фронту более пяти тысяч выпускников. Многие из них стали Героями Советского Союза, тысячи удостоены государственных наград. Всего же с момента создания школы по 1961 год в ней прошли обучение десятки тысяч специалистов... ...Кроме уже упомянутого учебного центра, в Островский гарнизон входят: единственный в России Центр боевого применения и переучивания летного состава морской авиации, части и подразделения специальных войск, Объединенный военный комиссариат и военный госпиталь... http://www.redstar.ru/2006/12/13_12/5_01.html

Admin: Довольно редкое упоминание про ШМАС при авиабригаде... КИСЕЛЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1912, Воронежская губ. — 11.1943, Уфа). Родился в семье крестьянина-бедняка. Русский. В КП с 05.31. Образование: сельская школа, с.Средний Икорец Бобровичского уезда 1927; 2 курса школы комсомольской молодежи, Средний Икорец 1930; школа младших авиаспециалистов 106 авиабригады 11.34—08.35; Высшая школа пропагандистов при ЦК ВКП(б) 08.36—06.37. Продавец в сельпо, Средний Икорец 01.28—01.30; зав. агит.-проп. отд. Лискинского райкома ВЛКСМ 01.30—03.31; инспектор Лискинского райотд. снабжения 03.31—01.32; зав. Лискинским райотд. снабжения 01.32—05.32; отв. секретарь Глушковского райкома ВЛКСМ Центр.-Черноземной обл. 05.32—10.33; отв. секретарь Белгородского райкома ВЛКСМ 10.33—11.34; секретарь бюро ВЛКСМ 106 авиапарка 106 авиабригады 08.35—08.36. В органах НКВД: сотр. ЦА НКВД СССР 06.37—09.38; опер. уполн. 6 отд. ГУГБ НКВД СССР 29.09.38—19.12.38; врид нач. УНКВД Саратовской обл. 19.12.38—27.04.39; нач. УНКВД Саратовской обл. 27.04.39—08.05.40; зам. нач. УНКВД Ростовской обл. 08.05.40—27.06.41; зам. нач. УНКГБ Ростовской обл. 27.06.41—31.07.41; 1 зам. нач. УНКВД Ростовской обл. 15.08.41—13.11.42; нач. опер.-чекистской группы УНКВД Ростовской обл. 13.11.42—11.06.43; зам. наркома ГБ Башкирской АССР 11.06.43—11.43. Звания: лейтенант ГБ 25.09.38; капитан ГБ 17.01.39; майор ГБ 14.03.40; полковник ГБ 14.02.43. Награды: орден Красной Звезды 26.04.40; знак «Заслуженный работник НКВД» 07.12.42. Из книги: Н.В.Петров, К.В.Скоркин "Кто руководил НКВД. 1934-1941" http://www.memo.ru/history/NKVD/kto/biogr/gb225.htm

Admin: Admin пишет: ...В Гатчине Дрюнин окончил ШМАС - школу младших авиаспециалистов, - где учился читать данные аэрофотосъемки и одновременно, поскольку за плечами имелся оконченный в Орехово-Зуеве техникум, там же преподавал. Затем были еще курсы летчиков-наблюдателей (штурманов)... http://www.bogorodsk-noginsk.ru/voyna/cherez.html Еще одно свидетельство того же времени... БОНИН Анатолий Петрович 15.08.1915 г. Шлиссельбург, Ленинградская обл. 02.12.1981 г. Приморско-Ахтарск, Краснодарского край. На время представления к званию Герой Советского Союза: помощник начальника штаба 358-го стрелкового полка по разведке (136-я стрелковая дивизия, 38-я армия, Воронежский фронт) лейтенант. Родился 15 августа 1915 года в городе Шлиссельбург Ленинградской области в семье рабочего. Русский. Окончил школу ФЗУ, работал слесарем на судоремонтном заводе, затем в гараже Ленэнерго. В 1936-1940 годах проходил срочную службу в Красной Армии. В 1937 году окончил школу младших авиационных специалистов при Гатчинской военной школе лётчиков. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов... http://www.ivanovo1945.ru/bio/g144.html

FireDrakar: Ищу информацию о Военной Школе Техников Специальных Служб... http://radikal.ru/F/s52.radikal.ru/i137/0906/e6/f1c2110d578a.jpg.html

Admin: FireDrakar пишет: Ищу информацию о Военной Школе Техников Специальных Служб... http://radikal.ru/F/s52.radikal.ru/i137/0906/e6/f1c2110d578a.jpg.html Возможно это и 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб, которая в 1941-45 гг. готовила: Заместителей старших техников авиаэскадрилий по спецслужбам Заместителей старших техников авиаэскадрилий по спецслужбам (курсы усовершенствования технического состава) Механиков и мастеров по электрооборудованию, по авиаприборам и кислородному оборудовани, специалисты кислородно-добывающих установок Техников по электрооборудованию и авиаприборам (монголы) http://ilpilot.narod.ru/vvs_tsifra/gl_5/5.211.html Ее история. В 1940 году в г. Тушино была создана 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб. В октябре 41-ого школу эвакуировали в Оренбургскую область, а по возвращении в 1943 ее обустроили в Серпухове. В декабре 1948 года школа реорганизуется в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС (СВАТУСС), которое готовило техников-механиков для подразделений ВВС, принимавших участие в испытаниях первых советских ракет. С начала пятидесятых годов в училище готовят специалистов по эксплуатации ракетных комплексов Р-2, Р-5, а затем - Р-12. ". http://www.svirv.ru/2mash.php В СССР в то время в знаках отличия чаще всего вместо авиаучилище использовали термин авиашкола или школа пилотов (техников и т.д.). Были еще три школы спецслужб в Красноярске, и более поздние по дате создания, в Эльстале (Германия, ГСГВ), и Ванярке, но они готовили в основном младших авиаспециалистов, т.е. рядовой и сержантский состав. История Красноярской ВАШМ СС. Гомельское военное аэрофотограмметрическое училище летом 1941 года передислоцируется в город Давлеканово, находящийся в Башкирии. В мае 1945 года училище возвращается на запад в город Кировоград Киевского военного округа, а в апреле 1946 года переезжает в город Красноярск. В 1948 году школа аэрофотослужбы переформировывается в Красноярскую ВАШМ СпецСлужб. До своего расформирования в 1994 года Красноярская военная авиационная школа механиков готовила радиомехаников для РТО полетов: РСП, РСБН, приводных радиостанций, радиопеленгаторов, аппаратуры системы «Воздух»... http://www.vaul.ru/index/knigi/asibvo7.htm Вторая версия, а возможно простое слияние двух школ... Аэросъемочная фотограмметрическая школа приказом Реввоенсовета создана 29 апреля 1919 года на базе фотографического авиационного отряда Московского окружного съемочно–фотографического отделения и школы фотолаборантов аэрофотографического парка. Сначала школа располагалась в небольшом подмосковном поселке Тушино (ныне один из районов Москвы), где находился аэродром. Первым начальником школы был назначен военный летчик В. С. Цвет-Колядинский. Школа готовила военных аэрофотограмметристов, фотолаборантов и аэронавигаторов и параллельно (с 1923) - радиотехников, радиотелеграфистов. До 1923 года школа была Высшей аэросъемочно-фотограмметрической школой Красного Воздушного Флота. С 1923 года стала Военной авиационной школой спецслужбы. В 1931 году она именовалась военной школой специальных служб Военно-Воздушных Сил РККА (ВШ спецслужб ВВС РККА). http://militera.lib.ru/memo/russian/belyakov_av/04.html В 1948 году школа аэрофотослужбы переформировывается в Красноярскую военно-авиационную школу специальных служб, где до 1956 года готовятся специалисты по профилю – электромеханик. В ноябре 1956 года школа переводится на подготовку радиомехаников, сначала с девятимесячным сроком обучения, а затем – по шестимесячной программе. В 1968 году за большие успехи, проявленные в боях по защите Родины, за достигнутые успехи, и в связи с 50-летием Вооруженных Сил школа была награждена орденом Красного Знамени. За свое более чем полувековое существование школой подготовлено более 100000 выпускников для Военно-Воздушных Сил страны. До своего расформирования в 1994 году она готовила радиомехаников для РТО полетов: РСП, РСБН, приводных радиостанций, радиопеленгаторов, аппаратуры системы “Воздух”... http://sch5.ru/sites/museum/rh3.htm Но существует и третья версия... Тамбовский военный авиационный инженерный институт, Россия, Центральный федеральный округ, Тамбов Историческое начало Тамбовский военный авиационный инженерный институт берет от Аэрофотограмметрической школы, сформированной 29 апреля 1919 года. После окончания гражданской войны она стала называться Высшая Аэрофотограмметрическая школа Красного Воздушного Флота. С 1921 по 1926 год Ф.Э. Дзержинский лично шефствовал над школой и 1 апреля 1922 г. был зачислен ее почетным курсантом. С 1923 года школа готовит специалистов по радио: радиотехников, радиотелеграфистов и параллельно - военных аэрофотограмметристов, фотолаборантов и аэронавигаторов. С 1938 года Высшая Аэрофотограмметрическая школа Красного Воздушного Флота стала называться Московским военным авиационно-техническим училищем. II июня 1939 года в ознаменование 20-й годовщины со дня основания училища Президиум Верховного Совета СССР наградил его орденом Красного Знамени. В 1947 году училище передислоцируется в город Тамбов. 1976 год стал годом преобразования среднего училища в высшее. С этого момента училище стало именоваться: "Тамбовское высшее военное авиационное инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище имени Ф.Э.Дзержинского". Так на 57-м году своего существования оно перешло в ранг высших военно-учебных заведений... http://ehu.by/content/tambovskii-voennyi-aviatsionnyi-inzhenernyi-institut

Прапор: Ишим (Тюменская область) 2-я Ленинградская ВАШАМ им. Краснознаменного Ленинского Комсомола, 1941 СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ Глава 4 ВОЙНА 22 июня 1941 года - воскресенье; еще не закончились прекрасные ленинградские белые ночи. Стояла ясная, теплая погода. Шла весенняя экзаменационная сессия за 6-й семестр - 3- курс. Сдал 3 экзамена, предстояло сдать еще два. И вдруг по радио голос Левитана: "Внимание, в 12 часов будет передано важное сообщение". Слухи, догадки, удивления. В 12 часов мы прильнули к громкоговорителю; говорил В.М. Молотов (зам. председателя Совнаркома и министр иностранных дел). Сомнения все развеялись - началась война. Тут же возникали митинги патриотические; никому, конечно, и в голову не приходило, что война столь драматически сложится для нас. Сразу, после сообщения об объявлении войны, около студенческого клуба начался митинг, была объявлена запись в народное ополчение. Мы с Лоркой тоже встали в очередь для записи в ополчение, но тут организатор сообщил, что те, у кого на руках мобилизационное предписание (я был прикреплен во 2-ое авиационно-техническое училище по вооружению, а Лорка - в артиллерийское училище), обязаны немедленно явиться к месту приписки. И вот 27 июня 1941 года, простившись с Лоркой, я прибыл во 2-ое ЛВАТУ с предписанием; оформлени

Admin: Что мы знаем из истории 2-ого ЛВАТУ? Приказ НКО СССР от 24 августа 1940 г № 0195 ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР О переподчинении военных академий, училищ и школ главным управлениям нко ссср и расформировании управления высших учебных заведений Красной Армии В связи с образованием главных управлений Наркомата обороны, отвечающих за состояние и боевую подготовку своего рода войск, приказываю: ... § 2 Военно-учебные заведения Красной Армии (военные училища, школы, курсы) подчинить главным управлениям Красной Армии: ... XIV. Начальнику Главного управления ВВС: ... 2-е Ленинградское военно-авиатехническое училище, Иркутское военно-авиатехническое училище, Вольское военно-авиатехническое училище, Серпуховское военно-авиатехническое училище, Московское военно-авиатехническое училище, Вольскую военно-авиатехническую школу, ... § 3 В связи с передачей военных академий и факультетов в ведение главных управлений Наркомата обороны Управление высших военно-учебных заведений расформировать, передав дела и личный состав соответствующим управлениям по принадлежности... http://ru.wikisource.org/wiki/Приказ_НКО_СССР_от_24_августа_1940_г_№_0195 И еще... Приказ НКО № 049 от 5.02.1941 г. "О переименовании военных авиационных школ и училищ ВВС и переводе их на новые штаты". ... Перечень военных авиационных школ и училищ ВВС КА, подлежащей переименованию и переводу на новые штаты. [Существующее название - Новое название и №№ новых штатов] ... Военные авиационные школы второго типа ... 31. 2-е Ленинградское военное авиационное техническое училище имени Ленинского Краснознаменного Комсомола - 2-я Ленинградская ВАШ авиамехаников имени Ленинского Краснознаменного Комсомола. Штат № 20/35. http://vif2ne.ru/rkka/forum/0/arhprint/4586 Но есть данные, что 2-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище было преобразовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников по вооружению!? ...Имеются фотографии курсантов - выпускников Троицкой военной авиационной школы авиамехаников... http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=21&arh_id=49 ...На фронт он попал весной 1944 года. После окончания в г.Троицке Челябинской области Троицкой военной авиационной школы авиамехаников (ТВАШАМ) был направлен в 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта... http://www.archive.perm.ru/page.php?id=13 ...В феврале 1943 г. направлен в г.Троицк Челябинской области на учебу во 2-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище, которое вскоре было преобразовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников по вооружению с сокращением срока обучения с трех до полутора лет... http://rodstvo.ru/forum/index.php?act=Print&client=printer&f=142&t=12088... Приказ по Троицкому АТУ ГФР N 1 г. Троицк - 1 cентября 1947г. "О комплектовании личным составом Троицкого АТУ" С сего числа приступить к укомплектованию личным составом Троицкого АТУ согласно указанию начальника "Курганской авиашколы пилотов ГВФ" Зам. нач. ТАТУ /Звягинцев/ Так все начиналось Училище было организованно на базе бывшей военной школы авиамехаников готовившей специалистов по авиационному вооружению и стрелков - радистов для бомбардировочной авиации. Учебные классы располагались в зданиях принадлежащих до революции 1917 г. Казанскому женскому монастырю. Обучение курсантов проходило на нескольких списанных самолётах По-2, Ли-2 при почти полном отсутствии наглядных пособий, оборудования и литературы. Весной 1950г. первые дипломы авиационных техников -механиков были вручены 178 выпускникам училища. На смену По-2 и Ли-2 в 50-60-х годах пришли самолёты Ил-12, Ан-2, Ил-14 и вертолёт Ми-4. 23 февраля 1965г. на территорию училища был доставлен первый турбовинтовой самолёт Ан-24, а в 1970г. - первый турбореактивный Як-40... http://www.aviafond.ru/docs/troitsk_colledge.doc И еще... ...раньше здесь было Пермское военное авиационно-техническое училище, расформированное указом Правительства России в конце августа 1998 года. Образовано же было училище на базе школы авиамехаников в городе Троицк Челябинской области. В Пермь школа была переведена в сентябре 1945 года. Решением командования ВВС её передислоцировали на базу расформированной авиашколы. Первый пермский выпуск, по сведениям журналиста В. Ф. Гладышева, был в декабре 1945 года. А с 1950 года, согласно директиве Генерального штаба, на базе школы создаётся Пермское военное авиационное училище ВВС. http://www.metrosphera.ru/street/text/?id=30&pr=1 Однако в Перми дислоцировалась Молотовская ВАШМ еще в 1934 году. Остается нерешенным вопрос: школы были объеденены или существовали независимо друг от друга? Однако по другим данным...все перечисленные школы существовали одновременно http://ilpilot.narod.ru/vvs_tsifra/gl_5/5.211.html Поскольку про ВАТУ в Троицке ничего не сказано о том, что оно еще и... имени Ленинского Краснознаменного Комсомола, может быть речь шла о...1-ом Ленинградском Военном Авиационно-Техническом училище имени К. Е. Ворошилова 24 мая 1919 г. в Киеве сформирована школа подготовки авиационных техников для Красного Воздушного Флота, в сентябре переведена в Москву и переименована в Московскую школу техников-механиков КВФ, в мае 1921 г. передислоцирована в Петроград и переименована Петроградскую школу техников-механиков КВФ 1922 г. декабрь — в зданиях 2-го кадетского корпуса размещена Петроградская школа техников-механиков КВФ и переименована в Военно-техническую школу Красного Воздушного Флота. 1924 г. июнь — Военно-техническая школа Красного Воздушного Флота переименована в Ленинградскую Военно-техническую школу ВВС РККА. 1938 г. май — Военно-техническая школа ВВС РККА преобразована в 1-е Ленинградское Военное авиационно-техническое училище имени К. Е. Ворошилова. 1939 г. ноябрь — 1-е Ленинградское Военное авиационно-техническое училище имени К. Е. Ворошилова преобразовано в Ленинградские авиационно-технические курсы усовершенствования ВВС Красной Армии... http://ru.science.wikia.com/wiki/Военный_инженерно-космический_университет_им._А._Ф._Можайского Если бы не Указы Президиума Верховного Совета СССР от 1944 года, можно было бы смело предположить, что 2-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище после передислокации из Ишима было переброшено в Троицк и преобразовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников по вооружению. Указ Президиума Верховного Совета СССР О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 2 ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО КОМСОМОЛА В ознаменование 25-летнего юбилея 2 Ленинградского Военного авиационно-технического училища имени Ленинского Краснознаменного Комсомола, его боевых заслуг в борьбе с врагами Родины и за подготовку высококвалифицированных кадров Военно-Воздушных Сил Красной Армии наградить: ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 2 Ленинградское Военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола. Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 8 апреля 1944 г. http://www.oldgazette.ru/pravda/09041944/text2.html и... Указ Президиума Верховного Совета СССР О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ ОФИЦЕРСКОГО И ВОЛЬНОНАЕМНОГО СОСТАВА 2 ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО КОМСОМОЛА В ознаменование 25-й годовщины 2 Ленинградского Военного авиационно-технического училища имени Ленинского Краснознаменного Комсомола, за выдающиеся успехи по подготовке технических авиационных кадров наградить: ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ 1. Подполковника Алексеева Михаила Николаевича. 2. Старшего техника-лейтенанта Гаврилова Бориса Сергеевича. 3. Инженер-подполковника Мордвинова Александра Александровича. 4. Инженер-подполковника Никифорова Якова Александровича. 5. Старшего техника-лейтенанта Приймак Николая Алексеевича. 6. Старшего техника-лейтенанта Савина Константина Емельяновича. ОРДЕНОМ "ЗНАК ПОЧЕТА" 1. Инженер-майора Афанасьева Ивана Александровича. 2. Майора административной службы Елхина Ивана Георгиевича. 3. Инженер-майора Лоскутова Василия Николаевича. 4. Майора Макарова Федора Петровича. 5. Инженер-капитана Мехедова Ефрема Бенедиктовича. 6. Старшего техника-лейтенанта Митина Петра Ивановича. 7. Майора Пазенок Сергея Макаровича. 8. Майора административной службы Семкина Ивана Ивановича. http://www.oldgazette.ru/pravda/09041944/text2.html И наконец, еще информация... 24 мая 1919 года в Киеве открылась Школа авиационных техников-механиков. Затем из Киева Школа была эвакуирована в Москву, а в 1921 году - в Петроград. В мае 1938 года Школа была переименована в 1-е Ленинградское авиационно-техническое училище, а в 1946 году - в 1-е Ленинградское высшее военное авиационное инженерное училище. Сразу после окончания Великой Отечественной войны, в июне 1945 года, училище было передислоцировано в Ригу, где в это время уже существовало аналогичное высшее военное учебное заведение - 2-е Ленинградское высшее военное авиационное инженерное училище. Оба училища имели по два факультета. Первое - инженерный и электроспецоборудования, второе - радиотехнический и авиационного вооружения. В 1949 году оба училища были объединены в одно учебное заведение - Рижское высшее военное авиационное инженерное училище... http://www.tsi.lv/?id=1353&lang=lv&ct=7&r=131

Admin: Где же вы теперь, друзья-однополчане? Сейчас только ленивый не ругает нашу армию за те проблемы, которые в ней есть, но где их, скажите, нет сегодня? И что бы там ни говорили, ни писали об армии, она есть, была и будет хорошей школой жизни. Иногда слышу от тех, кто недавно отслужил: вот, мол, потерял два года жизни! И у вас на странице «Общество» был опубликован материал, где говорилось о том же («ВМ», 28 ноября, «Звал маму, бога и остальных»). Что сказать? У нас было по-другому… На семи ветрах Отец ушел на войну 22 июня 1941 года и домой не вернулся. Мы, дети войны, успели хлебнуть горя. И в трудном послевоенном 1952 году из 25 ребят нашего первого выпуска 589-й средней школы 8 пошли на службу в армию, не ожидая призыва. Попали мы в учебный авиационный батальон, в Кустанайскую степь. Выбросили нас как десант в чистую, бескрайнюю степь. В день прибытия мы вырыли котлованы под палатки, заготовили доски вместо кроватей, положили на них матрацы. В палатке нас жило 13 человек – вместо 6 по норме. Одновременно с учебой строили свой военный городок. Воду нам привозили из реки Тобол. Ее и пили, ею и умывались. Кушать поначалу постоянно хотелось. Было во мне тогда 62 кг веса при росте 176 см. Но четкий и твердый распорядок дня, расписанный по часам, армейские щи да каша вскоре сделали свое доброе дело. Через восемь месяцев прибавил 8 кг. А зарядка в любую погоду, особенно в суровую зиму, когда на улице было за 30 градусов мороза, очень закалили нас, молодых, здоровых ребят. Хотите, читатель, верьте, хотите нет, но у меня с 1952 года по сегодняшний 2006 год ни разу не поднялась температура выше нормы. Армейской закалки хватило на всю жизнь. Я и сейчас ее ощущаю, продолжая трудиться на 74-м году жизни. Так уж сложилась моя армейская служба, что довелось пожить в палатках, когда в октябре выпал снег, потом в щитовых домиках на семи ветрах, затем в землянках, когда спали на нарах, и лишь потом, когда меня рекомендовали для поступления в офицерское училище, довелось пожить в нормальной казарме. До армии, когда жил на гражданке, меня мог обидеть более сильный, а потом уж, – извини, я готов был дать сдачи, если бы потребовалось. Нельзя быть мальчиками для битья, вы же мужчины! Наш генерал ездил с нами в кузове В 50-е годы на вооружение авиации стали поступать самолеты нового поколения, в частности всепогодный истребитель-перехватчик МИГ-19, на борту которого было четыре радиоуправляемых реактивных снаряда «РС2У». Для обслуживания этого и других новых самолетов потребовалось много специалистов инженерно-технического состава. Среди них вскоре оказались я и мои друзья, в 1954–1957 годах курсанты Первого московского ордена Ленина Краснознаменного военно-авиационного технического училища связи им. Дзержинского1. Недавно мне довелось встретиться со своими однокашниками, проживающими в Москве. Полковником в отставке, кавалером ордена Красной Звезды Серафимом Поповым, генерал-полковником в отставке Геннадием Стефановским. Конечно же, нам было о чем поговорить, вспомнить учебу в училище, которое стало для нас родным, давшим каждому из нас путевку в жизнь. Кто мы были до поступления в него? Мальчишки, а стали офицерами, получили сначала среднетехническое, а затем и высшее образование, научились преодолевать трудности, познали чувство товарищества и взаимовыручки, а тяготы и лишения закалили наш характер. …22 июня 1954 года я прибыл в Тамбов, закончив службу в учебном полку в Кустанае. На КПП училища были деревянные ворота, а на его территории достаточно много известной тамбовской грязи-чернозема. После вступительных экзаменов начальник училища генерал-майор Далакишвили собрал нас, сказал, что с нами будут организованы дополнительные занятия по уставам армии, физической и строевой подготовке, и мы будем сержантами, будем обучать и воспитывать будущих курсантов, вчерашних школьников. С благодарностью вспоминаю этого человека. Он регулярно вместе с начполитотдела полковником Поярковым приходил в столовую, интересовался, как нас кормят по выходным дням, когда проходили соревнования на нашем стадионе, а когда ездили играть в футбол на первенство области, трясся с нами вместе в кузове грузовика по бездорожью, напутствуя перед игрой, а сзади нас шла его служебная «Победа». Потом мы вместе со своими младшими товарищами, ставшими курсантами нашего училища, строили в училище дорогу на полигон, разгружали бревна, помогали в городе строить троллейбусное депо, разгружали уголь на станции «Тамбов-товарная». И учились изо дня в день. А еще два раза в неделю ходили на танцы в своем училище, делали вылазки в драмтеатр им. Луначарского. Одним словом, жили полнокровной жизнью. С благодарностью вспоминаю офицеров – ротного командира майора Е. Наливайко, комбата М. Скрипку, преподавателей Безавлука, Галету, Комарова, Гуревича. У нас не только не было этой пресловутой дедовщины, мы даже не знали, что это такое. Нас было около 1500 человек разных национальностей, но мы жили одной большой дружной семьей. Помню всех поименно …Лето 1956 года, суббота. Собираемся на танцы, прихорашиваемся, готовимся к встрече со знакомыми девушками, многие из которых потом стали нашими женами, боевыми подругами. И вдруг – боевая тревога. Быстро собираемся в установленных местах и бегом за ворота училища. Потом в лесу – ночной учебный бой, короткий отдых, а утром – назад в казармы. Построили, привели себя в порядок. Подъехал генерал и сказал: «Там, в городе, на улицах собралось много людей, они стоят живым коридором, через который вам предстоит пройти. Не подведите, товарищи курсанты. Пойдем под оркестр, строевым шагом». Так и было. Мы гордились тем, что были защитниками Родины, шли с высоко поднятой головой, и сотни тамбовчан провожали нас рукоплесканием. Осенью 1957 года мы стали лейтенантами. Получили дипломы о средне-техническом образовании, которые только что стали выдавать выпускникам училищ. Нас было на плацу 543 офицера Военно-воздушных сил. И среди них 26 бывших курсантов 74-го классного отделения второго взвода, старшиной которого я был все эти учебные годы. Всех до сих пор помню поименно. Это Николай Акимов, Виктор Бондарев, Виталий Быков, Владислав Видов, Евгений Гуров, Сергей Жиглов, Александр Зотов, Эдуард Зинченко, Иосиф Кашников, Юрий Казихин, Вячеслав Косолапов, Евгений Коленов, Юрий Кореньков, Вениамин Макаров, Алексей Могдаленко, Леонид Панченко, Юрий Селиванов, Юрий Старков, Владимир Собольков, Петр Сапрыкин, Сергей Тараян, Владимир Токма, Вячеслав Чикаев, Юрий Ясаков, Валерий Гусев. Где вы теперь, однокашники мои? Самому младшему из нас, родившемуся в 1937 году, сегодня без малого 70 лет. Может быть, кто-то откликнется, увидев себя на этом старом фото? Владислав ТРИФОНОВ, гвардии майор в отставке №241 (24532) от 27.12.2006 http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=30075 1. "Московское Краснознаменное военно-авиационное техническое училище. В декабре 1940 г. училище было преобразовано в 1-ю Московскую Краснознаменную военно-авиационную школу связи. Курсанты этого набора были выпущены в мае 1941 г. радиомеханиками с воинским званием "сержант технической службы". В мае 1942 года школа была эвакуирована в г.Сызрань. В 1944 году школа была переименована в Московское краснознаменное ордена Ленина военно-авиационное училище связи. В 1954–1957 годах - Первое Московское ордена Ленина Краснознаменное военно-авиационное техническое училище связи им. Дзержинского." Полный список ШМАС



полная версия страницы