Форум » История школ младших авиаспециалистов » Школы младших авиаспециалистов в 1910-1917 г.г. » Ответить
Школы младших авиаспециалистов в 1910-1917 г.г.
Admin: "НЕ ЗНАТЬ, ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КАК ТЫ РОДИЛСЯ, ЗНАЧИТ НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ НЕРАЗВИТЫМ РЕБЕНКОМ." Цицерон "История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого..." В.О. Ключевский "Не признаю людей, которые попросту “убивают время”, – признался во время одной из наших бесед ветеран еще Первой мировой войны полковник В.А.Шталь.- Сколько возможностей обогатить свою память новыми знаниями они упускают безвозвратно. Это же настоящее преступление перед собственной личностью!" Первые школы мотористов и авиамехаников Императорского Воздушного флота 1910-1917 г.г. 4-Я СИБИРСКАЯ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНАЯ РОТА. Сформирована по распоряжению императора Николая II в феврале 1904 в Чите в связи с начавшейся рус.-япон. войной для усиления боевого потенциала рус. войск на вост. Первым командиром назначен капитан Боресков. Материальная часть роты состояла из привязных аэростатов, воздушных шаров и 2 моторов «Гном». Для поддержания воздухоплавательных аппаратов в постоянной готовности в состав роты входили кислородная станция, мастерская и моторный класс. После короткой подготовки рота была направлена в Маньчжурию в распоряжение командующего 3-й маньчж. армией для выполнения задач по наблюдению за войсками противника и ведению корректировки огня своей артиллерии. Способ выполнения был один: воздушный наблюдатель поднимался на привязном аэростате на высоту 200—300 м и все данные наблюдения докладывал на землю голосом с помощью рупора, по телефону или записками в конвертах, наполненных песком. Чит. рота стала 1-м в России воздухоплавательным подразделением, к-рое приступило к выполнению реальных боевых задач в условиях войны. Через некоторое время в целях усиления прибыли еще 3 воздухоплавательных подразделения. На базе роты на время военных действий был создан Вост.-Сиб. воздухоплавательный батальон под командованием А. М. Кованько. Результативность действий роты оказалась настолько эффективной, что в дальнейшем с учетом ее боевого опыта проводились формирование и подготовка воздухоплавателей во всех военных округах. В 1905 рота возвратилась в Читу. С 1906 ею командовал полковник Шнейко, ст. офицером был капитан Фомин. В начале 1910 на базе роты создана школа по подготовке мотористов-механиков для воздухоплавания — 1-ое в Забайкалье авиационное учебное заведение, позволившее организовать обучение авиационных специалистов для восточных районов страны. Инструкторами и преподавателями школы были И. Степанов, В. Кузнецов, Г. Давыдов. Выпуск 21 специалиста моторного и механического дела состоялся 20.4.1911. В авг. 1910 по инициативе авиаторов роты прошла «авиационная неделя». Проведены лекции, доклады и беседы о воздухоплавании, выполнены полеты на воздушных шарах и практические подъемы, в т.ч. по маршрутам Чита — Чиндант и Чита — Кубухай. На заключительном этапе «недели» совершил рекламно-демонстрационный полет чит. пилот-самоучка И. Н. Виноградов на самолете «Блерио», приобретенном инженером Поляковым — сыном владельца электростанции. 8.10.2004 в память об этом ист. событии и в честь 100-летия заб. авиации на Чит. ипподроме установлен памятный знак. В нояб. 1911 в соответствии с решением Военного министерства при 4-й С. в. р. сформирован 1-й авиационный отряд. Лит.: История авиации ордена Ленина ЗабВО. — Чита, 1977; Военно-воздушные силы России 1912—2002. — М., 2002; Родиков Б. Г. Крылатый век Заб. — Чита, 2003. Источник: http://ez.chita.ru/encycl/concepts/?id=5336 «Военная авиация впервые появилась на Дальнем Востоке в Приморье, в селе Спасском при Сибирском воздухоплавательном батальоне. Это был один из 6 авиаотрядов, созданных в Русской армии в 1912 году. Летчики отряда уже в начале века совершали продолжительные для того времени полеты в Никольск, Владивосток, Шкотово. Соединение морской авиации, а точнее - гидроавиационную станцию во Владивостоке при Сибирской флотилии планировалось создать уже в 1914 году, но этому помешала Первая мировая война.»... http://www.mil.ru/info/1069/details/index.shtml?id=40466 Летом 1913 г. в селе Спасском (ныне Спасск-Дальний) базировался авиаотряд аэропланов («Блерио» и др.), который возглавлял штабс-капитан Никифоров. Официально отряд тогда назывался Сибирским воздухоплавательным батальоном, при котором даже действовала авиашкола. Ее пилоты совершали перелеты по маршруту Спасское — Никольск-Уссурийский — Владивосток, а также на Ханку, в Шкотово и другие уголки края. Предыстория Спасского Аэродрома или Штрихи к Истории 219 ОДРАП http://www.odrap.ru/history.html Как сообщил нам Гость из прошлого: ...Как известно военной авиации предшествовало военное воздухоплавание. 16 февраля 1885 г. была сформирована первая кадровая команда воздухоплавателей, преобразованная потом в Учебный воздухоплавательный парк. Команда состояла из двух унтер-офицеров и 20 рядовых. В 1887 г. в команде было уже 6 офицеров и 51 солдат. Офицеры обучали солдат гимнастике, телеграфной азбуке, фотографии, обращению с телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом, приготовлению сигнальных шаров из пергаментной бумаги, обращению с газодобывающей установкой и паровой лебёдкой..." (В.В.Король. Земля и небо генерала А.М.Кованько. СПб, Политехника, 2005) Подробнее о зарождении и развитии Военного Воздухоплавания в России можно прочитать в теме История Военного Воздухоплавания в России Господа авиамеханики-мотористы, а ведь и аэростаты (управляемые) были оборудованы двигателями, т.е. специальность моториста родилась раньше появления первого самолета!
Ответов - 82, стр:
1 2 3 All
Admin: Макаревич Александр Ипполитович (13.03.1890 – .1917). В службе с 1907 г. Окончил Морской корпус (1910). Лейтенант (1914) Воздушной дивизии Балтийского флота. Исполняющий дела начальника 6-го дивизиона 2-й Воздушной бригады. Начальник авиастанции в Або. Убит матросами 30 августа 1917 г. «..исключается из списков от 15 сентября 1917 г., как убитый позабывшей свой долг и совесть командой». Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (29.01.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «Зв храбрость» (23.11.1915), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (21.03.1916)... http://kortic.borda.ru/?1-5-120-00000017-000-510-0 Немного отвлеклись на судьбу морского авиатора. Вот еще одна авиастанция БФ... ...Высадка германского десанта в бухте Тага-Лахт практически не встретила противодействия. К вечеру первого дня боев немцы, расширяя плацдарм на берегу, захватили авиастанцию Кильконд и направили самокатные части к Ориссарской дамбе, чтобы отрезать остров Эзель от Моона. Русские сухопутные войска оказали слабое сопротивление и повсеместно отступали. 30 сентября немцы заняли Аренсбург и устремились к полуострову Сворбе. Контр-адмирал Д.А. Свешников, не имея надежных частей и желая избежать плена, морем ушел в Рогокюль... Моонзундское сражение http://infoart.udm.ru/history/navy/battl038.htm Кильконд, сентябрь 1914 г. Л-нт КУЛЬНЕВ И.И. , стоят унт-оф. ТОМАШЕВСКИЙ А. и матрос БЛИНОВ Г. РГАВМФ Ф. 757. Оп. 1. Д. 155. Л. 128
Admin: Испытательная станция для гидропланов в Санкт-Петербурге... Александров Дмитрий Николаевич (21.01.1877 - 1917) В службе с 1897 года. Участник обороны Порт-Артура. Инженер-механик капитан 2-го ранга (1912). Окончил авиашколу во Франции (диплом №472, 1911). В 1911 году прикомандирован к авиашколе при Отделе Воздушного флота. В том же году участвовал манёврах под Санкт-Петербургом, затем - в киевских манёврах. В 1912 году помощник начальника Восточного района, наблюдательных постов и станций Балтийского моря, в 1913 году - командир испытательной станции для гидропланов в Санкт-Петербурге. Зимой 1914 года принял участие в качестве лётчика в полярной экспедиции Б.А.Вилькицкого. Морской лётчик (1915) Балтийского флотского экипажа. В его аттестации было сказано: «прекрасный механик с большим опытом и знаниями….Общеобразованный и достаточно начитанный…..Прекрасно себя держит с начальством, подчинёнными и сослуживцами…Не пьёт…Не курит…»(запись 1909-1910) Б.П.Дудоров отметил: « Несмотря на то, что /Александров/ впервые оказался начальником /авиастанции/ , имеющим в подчинении флотских офицеров и несмотря на предубеждение последних, сумел не только удержаться на высоте положения, но даже своим влиянием сгладил трения бывшие между некоторых офицеров.» Близорукость не позволила Александрову стать блестящим пилотом. Летом 1917 года, уже покинув ряды морской авиации, он создал Морской ударный батальон, командуя которым был убит на Западном фронте. Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (19.12.1905), Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (11.1911), Св.Анны 2-й ст. с мечами и бантом (11.011916), шведский орден (1910). http://tsushima3.fastbb.ru/index.pl?1-8-0-00000005-000-0-0--1 И еще немного... ... - Пожалуйста, пожалуйста!- Щетинин поднялся из-за стола. За мощной фигурой своего управляющего он увидел военного моряка с погонами инженера-механика капитана второго ранга. Григорович представил моряка: - Заведующий опытной авиационной станцией Балтийского моря Дмитрий Николаевич Александров! Из разговора выяснилось, что морской летчик пришел на завод просить помощи. Один из его подчиненных, мичман Липгарт, упал с высоты пятьдесят метров на летающей лодке "Донне-Левек" французского производства. Виноват был молодой летчик, а ответственность полностью легла на Александрова - он рано выпустил Липгарта в самостоятельный полет на новом типе самолета. Инцидент можно было бы погасить, если бы удалось восстановить разбитую лодку. Александров обратился на один завод - там запросили шесть с половиной тысяч рублей. Другой завод согласился сделать это за шесть тысяч. Для офицеров, живущих только на свое денежное содержание, это была довольно значительная сумма. В контору зашел заведующий чертежным бюро Седельников. - А что если отремонтировать морякам лодку бесплатно? Снимем с нее чертежи и наладим наладим производство! Аппарат-то, похоже, перспективный! Щетинин мгновенно сообразил, что дело может обернуться немалым барышом: - Помочь мы вам поможем! Цена будет божеской - о ней договоримся позже. Дмитрий Павлович, вместе с Седельниковым поезжайте на авиастанцию и посмотрите, чем мы можем быть полезными капитану второго ранга. В тот же день Григорович с Седельниковым побывали на Опытной авиастанции и осмотрели разбитый аппарат. Пришли к выводу, что восстановить его можно. Обломки летающей лодки привезли на завод, и работа закипела. Поскольку чертежей французской машины не было, пришлось делать их заново, руководствуясь данными замеров обломков самолета. В процессе работы инженер Григорович поделился своими мыслями с Седельниковым. - А ведь не все ладно у французов! Конструкция хлипкая и вся какая-то незавершенная! Эту лодку мы восстановим, но свои будем строить иначе!... Самолеты Д. П. Григоровича (отрывок статьи в журнале "Техника и наука", 1984, № 5) http://www.ww1.iatp.org.ua/awgrigorovich_all.htm
Admin: Морской летчик Сафонов Михаил Иванович с очень интересной судьбой... ...Успехи, продемонстрированные им во время учёбы, были настолько впечатляющими, что ещё до сдачи экзаменов Сафонов вернулся на Балтику, где ему выделили собственную машину - гидросамолёт "Фарман-11". В Апреле 1916 года, уже будучи зачисленным в штат (3-й морской) Ревельской авиастанции, Михаил получил звание военного пилота и положенное ему годовое жалование в 920 рублей. Авиация Балтийского флота в то время ещё только создавалась. Все имеющиеся лётчики с машинами были объединены в 2 дивизиона, каждый из которых состоял из 3-х авиаотрядов. Авиаотряды на Балтике именовались по буквам кириллицы. Местом службы Сафонова стал 1-й авиаотряд 2-го дивизиона, носивший наименование "Г" / "Глагол"... Russian Fighter Aces of 1914 - 1924 years. Сафонов Михаил Иванович http://www.airaces.narod.ru/ww1/russia/safonov.htm Летчик Сафонов… Но другой! http://gazetam.ru/15-marta/letchik-safonov-no-drugoy.htm
Admin: ...23 февраля (1918 года) Центробалт предписал военному отделу Або-Оландской позиции эвакуировать на склады Свеаборгского порта и крепости все военное имущество с островов Оланд, Корсэ, Стурра-Клуббен, Лемланд, Чекарс, Боксэ, Люпертэ и авиастанции Дегерэ. Сооружения боевого значения предлагалось уничтожить, а инвентарь и хозяйственные постройки – продавать или сдавать под охрану местным организациям или общинам... Конец крепости императора Петра Великого http://www.fortification.ru/library/amirkhanov/011.html ...Еще одной причиной малой активности балтийской авиации явилась неукомплектованность ее летчиками. В начале войны на второй авиастанции в Папенгольме было всего пять летчиков, а начальник станции лейтенант Б. А. Щербачев до сентября был за границей. Пополнения летчиками морская авиация с началом войны не получила. Более того, в связи с мобилизацией два летчика были переведены на должности, с авиацией ничего общего не имевшие. Даже пять офицеров, обучавшихся в Севастопольской авиационной школе ОВФ, были направлены на корабли и в тыловые учреждения флота. Только значительно позже их удалось вернуть для обучения полетам на действующие авиастанции Балтийского моря. До перелета в Папенгольм летчики еще только осваивали имевшиеся там гидросамолеты. На новом месте им предстояло изучить незнакомый аэродром, подходы к нему, ориентиры, наиболее благоприятные направления для взлета и посадки при разных направлениях ветра и пр... Григорьев А.Б. "Альбатросы". Машиностроение, 1989 Гидросамолеты вступают в войну http://www.navy.su/navybook/grigorev_ab/06.html
Admin: ...Планом высадки для двух батальонов первого броска были предусмотрены легкие барказы с моторами. Для скорейшей переброски техники и вооружения подготовили разборный узкоколейный железнодорожный путь длиной три версты. В базе высадки селении Роен (56 миль до Риги и 17 миль до мыса Домеснес) предусматривалось развернуть восемь пристаней разгрузки. Высадку должны были поддерживать линейный корабль "Слава", крейсера "Богатырь" или "Аврора", заградитель "Амур", 5 канонерских лодок, два миноносца 1-го дивизиона, 4 миноносца 4-го дивизиона, все 16 миноносцев 6-го дивизиона, 10 миноносцев 9-го дивизиона, 4 тральщика, 5 подводных лодок. Авиацию представляли авиатранспорт "Орлица" с одним авиационным отрядом, а также авиастанции в Менто (10 аппаратов), Аренсбурге (3 аппарата) и острова Руно (10 аппаратов). Этими морскими силами командовал новый начальник минной дивизии контр-адмирал М.А. Кедров. Прежний — А.В. Колчак — с 3 июня был назначен командующим Черноморским флотом... 12. Заговор против "Императора Павла 1" http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Pavel_1/12.htm
Admin: ...Авиастанция Церель находилась на одноименном мысе т.е. мысе Церель у входа в Ирбенский пролив... ...13 июня произошел бой 3-х наших аппаратов с 2-мя немецкими. С Цереля вылетели Штральборн и Корольков, а Зайцевский вылетел из Аренсбурга. Штральборн вынужден был сесть на воду из-за порчи мотора и, будучи на буксире у катера, был атакован уже 4-мя немцами, сбросившими на него бомбу и обстрелявшими его из пулемета. Вылетевшие на подмогу из Цереля Туржанский и Величковский атаковали немцев, подбив один Альбатрос, севший потом на воду, подобрали товарищей и сожгли аппарат. Небольшая информация о первой победе гидроавиации на Балтике. 13 июня (ст.ст.) / 26 июня ( нов.ст.) 1916г в 14-45 вылетевщие с авиастанции Папенгольм М-9 ЩС-1 лейтенанта П.А.Туржанского и ЩС-8 мичмана П.П.Величковского вступили в бой с 4 немецкими гидросамолетами в р-не мыса Церель и Туржанский сбил 1 самолет , два других спустились к нему и забрали экипаж, третий улетел в Виндаву. Наши самолеты сбросили на брошенный борт 6 бомб и утопили его. По геманским данным 27 июня (нов.ст.) 1916г в бою в Ирбенском проливе потерян аппарат Friedrichshafen FF 33E № 557. Экипаж пилот Ltn.z.See Schulz и наблюдатель Flg.Mt. Grabe подобраны своими. Аппарат принадлежал авиаотряду гидроавиатранспорта “ Santa Elena “ из Виндавы. Однако на этом история не закончилась. В наших материалах есть рапорт старшего капитана землечерпательного каравана в Моонзунде , который доложил что 2 июня (ст.ст.) землечерпалка “ Циклон “ обнаружила и извлекла на берег у мыса Ферро немецкий гидроплан за номером 557. Если предположить что дата обнаружения борта не июнь а июль , то выходить что аппарат не затонул в Ирбенском проливе , а продрейфовал к Моонзунду. Направление течения в Ирбенском проливе вроде-бы на выход в море ,а не в Рижский залив. Либо немецкие данные содержат не точность... Цусимские Форумы » Балтийское море » Первый бой корабельной авиации? http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=46885
Admin: ...О-ва Моонзундского архипелага были наиболее активным районом боевых действий на Балтике в первую мировую войну. Немецкий флот длительное время не имел возможности прорваться ко входу в Моонзундский пролив. Поэтому немцы стали интенсивно применять воздушные бомбардировки Моонзундского рейда с гидроаэропланов и дирижаблей. Русское командование, стремясь дать противнику адекватный отпор, организовало переделку 75-мм пушек Канэ в зенитные орудия и сформировало так называемые аэробатареи. Командирами этих батарей назначали наиболее опытных артиллеристов. В мае 1916 г. на о-ве Вердер формируют аэробатарею № 33а, которая прикрыла 152-мм батарею № 33, а также авиастанцию. А.Б. Елисеева назначают командиром этой батареи и производят в артиллерийские кондукторы. Деятельность аэробатарей, затруднивших немцам прицельное бомбометание, а в некоторых редких случаях даже сбивавших их самолеты, значительно снизила угрозу с воздуха и существенно улучшила условия базирования кораблей в Моонзунде. По всей видимости, А.Б. Елисеев проявил себя мастером зенитной стрельбы, поскольку был награжден за бои в Моонзунде Георгиевскими медалями и Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степени. В декабре 1916 г. он был произведен в мичманы военного времени, что соответствовало армейскому поручику... КОМЕНДАНТ ВЛАДИВОСТОКСКОГО УКРЕПРАЙОНА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ А.Б. ЕЛИСЕЕВ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ* http://eps.dvo.ru/rap/2004/2/pdf/rap-105-124.pdf
Admin: ...К лету 1914 года на Балтике и Черном море имелось несколько "авиастанций", оснащенных гидросамолетами. С началом войны эти подразделения были объединены в авиаотряды. В 1916 году число гидросамолетов на Балтике достигло 40 машин, а на Черном море - 45. При этом на Черноморском флоте из десяти отрядов три были корабельными - в начале 1915 года флот получил авиатранспорты "Император Николай I" и "Император Александр I", переоборудованные из броненосцев, несколько позже подобное переоборудование прошел крейсер "Алмаз", а в 1917 году в строй вошел авиатранспорт "Румыния", созданный на базе пасажирского парохода. На Балтике имелся лишь один авиатранспорт - "Орлица", переоборудованный из парохода и введенный в строй в феврале 1915 года. Число гидросамолетов в корабельных отрядах вначале составляло четыре-пять единиц, а в 1917 году было доведено до семи-девяти летательных аппаратов... РОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ВОЙНЕ 1914-17 ГОДА http://www.transport.ru/2_period/vvflota/96_6/antosh.htm
Admin: ...C 25 по 29 марта 1919 специальная комиссия опробовала один из гидропланов Виллиш ВМ-5 (ВМ-V) с мотором Клерже 130 нр, который был построен на заводе Ф.Мельцера и перелетел на морскую авиастанцию в Ораниенбауме 18 ноября 1918... http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/economics/staff/faculty/harrison/aviaprom/ver6/ 1919.doc Примечание. Пока точно нельзя сказать была ли эта авиастанция построена до революции ...
Admin: ...В начале января 1915 г. ... в Гельсингфорсе сформировали временную 4-ю авиастанцию (начальник - лейтенант И.И.Кульнев). ...станцию закрыли, а её личный состав перевели во вновь организованный 1-й судовой авиаотряд, (начальники отряда: ст. лейтенант И.И.Кульнев-до мая 1915, лейтенант Краевский И.С- в 1915...)" (А.О.Александров Победы..Потери..) ...Как-то не убедил меня тов. Александров по поводу этой связи - 4-я авиастанция - 1-й судовой авиаотряд. Действительно, 4-я станция создана в январе 1915 г. Приказ КФБМ № 81 от 21 января 1915 г. "...временно учреждаю 4-ю авиационную станцию первого разряда в г. Гельсингфорсе с 12 января сего года. Начальником означенной станции с того же числа назначается морской летчик Лейтенант Кульнев". Приказ КФБМ № 108 от 27 января: "Назначаются: морской летчик Лейтенант Литвинов и ученики морские летчики Лейтенанты Скрягин и Лишин 1. Все три - на 4 морскую авиационную станцию 1 разряда". Приказ КФБМ № 135 от 3 февраля: "Временно назначается: мичман Борис Берг (2 Бриг. лин. кор) - на 4 авиационную станцию 1 разряда". Приказом КФБМ № 378 от 10 апреля 4 авиационная станция расформировывается "вследствие минования в ней надобности". Однако, еще до этого, приказом КФБМ № 363 от 3 апреля лейтенант Кульнев (4 ав. ст.) назначается начальником 1 авиационной станции вместо старшего лейтенанта Щербачева, получившего другое назначение. Таким образом, он никак не может считаться первым начальником 1 судового авиаотряда... Морские летчики http://kortic.borda.ru/?1-5-30-00000102-000-0-0
Admin: Вернемся к неоднократно цитируемому здесь труду нашего знатока истории русской авиации г-ну Зиброву: ...большую роль сыграл первый официальный документ отечественной морской авиации «Положение о службе авиации в службе связи», в котором в числе прочих были отражены вопросы подготовки кадров для авиации флота»... ...Документ также определял, что подготовка нижних чинов к службе в качестве авиационных специалистов осуществляется на флотах при одной из станций 1 -го разряда в каждом воздушном районе». «Период обучения нижних чинов не должен превышать одного года, после чего выдержавшие экзамен по особой программе в комиссии, назначаемой приказом командующего морскими силами, производятся в авиационные унтер-офицеры на открывающиеся вакансии: имеющие уже при обучении звание унтер-офицера переименовываются в авиационные унтер-офицеры», — гласил один из пунктов указанного положения... ...Механиков по обслуживанию летательных аппаратов готовили непосредственно на гидроавиационных станциях службы связи флотов. В общем, до лета 1915 года ни летчиков, ни инженерно-технических специалистов непосредственно для морской авиации учебные заведения Морского министерства не готовили... Воронежский военный авиационный инженерный институт, Вестник ВГУ, Г. В. Зибров, ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2003/02/Zibrov.pdf Осталось выяснить из всех перечисленных авиастанций, которые из них были 1 -го разряда в каждом воздушном районе!
Admin: Итак список авиастанций Балтийского флота. Из них доподлино известно, что в Або точно была одна школа авиамехаников ! Або (ныне Турку, Финляндия) - 1 разряда Аренсбург Вердер Гельсингфорс - 4-я авиастанция 1 разряда (временная) Дегерэ Кильконд Либава Менто Ораниенбаум Папенгольм Ревель - 3-я морская авиастанция Руно Санкт-Петербург - опытная (испытательная) авиастанция Церель "ИЗ ОПЫТА ТЕКУЩЕЙ ВОЙНЫ..." http://enoth.narod.ru/History/Aviation_Survey_1917.txt
Admin: Вспомним про еще один замечательный документ "Положение о службе морской авиации" от 5.10.1916 г. Некоторые пункты из первого в истории страны официального документа о деятельности морской авиации "Положение о службе морской авиации". Интересно, что на титульном листе имеется пометка: "Собственноручно Его Императорского Величества рукою написано "Одобряю". В царской ставке октября 5 дня 1916 г. Морской министр генерал-адъютант Григорович"... ...... 75. Подготовка нижних чинов по авиационной специальности производится при специальных школах или одной из воздушных частей в бригаде по назначению начальника воздушной дивизии. 76. Программа курса на звание авиационного унтер-офицера и авиационного моториста утверждается Морским министром. ....... http://flot.parus.ru/artc0116.htm и ПРИКАЗ НАЧАЛЬНИКА МОРСКОГО ШТАБА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО от Ноября 30 дня 1916 года, за № 428... СЕКРЕТНО ПРИКАЗ НАЧАЛЬНИКА МОРСКОГО ШТАБА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО Ноября 30 дня 1916 года, за № 428 1.Взамен ныне действующего «Положения о службе связи авиации в службе связи», объявленного при приказе по флоту и Морскому ведомству 16-го августа 1914 года за № 269 и «Временного положения об авиации и воздухоплавании Черного моря», объявленного при приказе моем 29-го августа 1916 года № 261, ввести в действие прилагаемое при сем «Положение о службе морской авиации и воздухоплавании»: 2.Авиационный отдел службы связи Балтийского флота расформировать. 3.Сформировать в Балтийском и Черноморском флоте по одной воздушной дивизии. 4.Воздушную дивизию Балтийского флота сформировать в составе 2-х воздушных бригад и отряда корабельной авиации. 1-ю воздушную бригаду сформировать из частей Балтийского воздушного района в составе 3-х воздушных дивизионов из 3-х воздушных отрядов по 6 действующих самолетов каждый, 3-х воздушных станций и 6-ти воздушных постов. 2-ю воздушную бригаду сформировать из частей Ботнического воздушного района в составе 3-х воздушных дивизионов - 2 по три и 1 в два воздушных отряда, по 6-ти действующих самолетов каждый, 3-х воздушных станций и 6-ти воздушных постов. Отряд корабельной авиации содержать в составе действующих самолетов и авиационного судна «Орлица»... ... Подписал: Начальник Морского Штаба адмирал Русин
Admin: Проанализировав всю информацию о морских авиастанциях (воздушных станциях) Балтийского флота и последние два документа можно только подтвердить, что в начале 1917 года в морской авиации БФ существовало минимум ТРИ школы по подготовке младших авиаспециалистов: Або (ныне Турку, Финляндия). Школа авиамехаников при морской авиастанции 1-го разряда создана при 2-й воздушной бригаде Ботнического воздушного района. Гапсала (ныне Хаапсалу, Эстония). Школа авиационных унтер-офицеров (наземных младших специалистов) создана при 1-й воздушной бригаде Балтийского воздушного района Кронштадт. Машинная школа БФ (подготовка авиамехаников), 1912-1915. Школа мотористов, 1915
Admin: Все тот же ПРИКАЗ НАЧАЛЬНИКА МОРСКОГО ШТАБА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО от Ноября 30 дня 1916 года, за № 428 гласит... 6. Воздушную дивизию Черноморского флота сформировать в составе двух воздушных бригад и отряда корабельной авиации. 1-ую бригаду сформировать в составе двух воздушных дивизионов из двух воздушных отрядов по 6-ти действующих аппаратов каждый, двух воздушных станций и семи воздушных постов. 2-ую воздушную бригаду сформировать в составе трех воздушных дивизионов из трех воздушных отрядов по 6-ти аппаратов каждый, трех воздушных станций и девяти воздушных постов. Отряд корабельной авиации сформировать из 4-х авиационных судов, по назначению командующего флотом Черного моря, одного воздушного дивизиона из 4-х воздушных отрядов по 8 действующих аппаратов каждой и одной воздушной станции, приписанной в хозяйственном отношении к первой бригаде. 7. В хозяйственном отношении первую воздушную бригаду и отряд корабельной авиации приписать к Севастопольскому порту, а 2-ую воздушную бригаду к Батумскому порту... Форум выпускников ЕВВАУЛ http://forum.evvaul.com/index.php?topic=49.20 И еще из того же источника... ...Были конечно и неувязки. Не было предварительной разведки противолодочной обороны порта. Отсутствовал ответственный руководитель удара с воздуха, т.к. начальник Маневренной группы был в милях 30-40 от гидрокрейсеров. Командиры гидрокрейсеров не имели права руководить действиями самолетов, а начальники корабельной авиации не подчинялись друг другу. Не была произведена разведка для выяснения результатов бомбежки. В вышеприведенном есть важная неувязка. М. А. Коведяев в своих воспоминаниях (Вахт. Журнал № 20, стр. 30) пишет о ясной погоде и прекрасной видимости. Он также говорит, что он был назначен старшим офицером над судовыми отрядами, и ему было даже запрещено взять свой гидро. 1 июля, при выходе в море из Севастополя линейного корабля «Императрица Мария», гидросамолеты обнаружили и отогнали подводную лодку UB-14. Гидроавиация занимала в 1916 году видное место в противолодочной обороне. Помимо Севастополя были созданы береговые станции: в Ризе — с апреля —6 гидро, Трапезунде — с июня —2 гидро, Батуме — с июня — 3 гидро и, в конце декабря,, еще 6, Сухуме — с июля — 6 гидро...
Admin: СЕКРЕТНО Экземпляр № 343 ПРИКАЗ КОМАНДУЮЩЕГО БАЛТИЙСКИМ ФЛОТОМ Декабря 22 дня 1916 года № 2170/оп В дополнении к приказу моему от 11 декабря с.г. за № 968 при сем объявляю состав воздушной дивизии Балтийского флота: 1-я воздушная бригада: 1-й воздушный дивизион в составе отрядов - А, Б, В; 2-й воздушный дивизион в составе отрядов - Г, Д, Е; 3-й воздушный дивизион в составе отрядов - Ж, 3, И; воздушная станция - Ревель; воздушная станция - Бригитовка: при ней воздушные посты - Гапсаль, Гогенгольм, Вердер; воздушная станция - Кильконд: при ней воздушные посты - Церель, Аренсбург. 2-я воздушная бригада: 4-й воздушный дивизион в составе отрядов - Л, M, H; 5-й воздушный дивизион в составе отрядов - О, П, Р; 6-й воздушный дивизион в составе отрядов - С, Т; воздушная станция - Або: при ней воздушные посты - Люпертэ, Гельсингфорс; воздушная станция - Дегерэ: при ней воздушные посты - Эккерэ, Казберг; воздушная станция - Юнгфрузунд: при ней воздушные посты - Юрмо, Лапвик. Примечание: Каждый из отрядов имеет в своем составе 6 действующих аппаратов. Отряд корабельной авиации: Учебное судно «Орлица» с 4-мя действующими аппаратами. Вспомогательные суда при дивизии: Посыльное судно «Поражающий»; (при 1-й бригаде) буксир «Авиун»; моторные катера: «Изакс», «Финн», «Авиационный № 1», «Авиационный № 2», «Авиационный № 3», «Быстроходный»; (при 2-й бригаде) пароходы: «Клио», «Гельсингфорс», «Инио»; буксиры: «Карпо-Калк», «Хоурис», «Пану»; самоходные баржи: «Венус», «Дурис», «Аванс»; баржи: «Бенвик», «Хари-Пури», «К.Ф. № 1»; моторные катера: «Авиационный №4», «Авиационный № 5». Вице-адмирал Непенин Форум выпускников ЕВВАУЛ http://forum.evvaul.com/ Примечание. Следовательно воздушная станция - это морская авиастанция 1-го разряда, а воздушный пост - морская авиастанция 2-го разряда!??
Admin: СЕКРЕТНО ПРИКАЗ КОМАНДУЮЩЕГО ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ Севастопольский рейд. Декабря 31 дня 1916 года №277 Во исполнение приказа начальника Морского штаба Верховного Главнокомандующего от 30 ноября за № 428 предписываю: 1. Приступить к формированию черноморской воздушной дивизии развертывая дивизионы, воздушные отряды, станции и посты по мере поступления морских самолетов и личного состава. 2. Сформировать к 1 января 1917 года из частей Северо-Западного района и отряда дирижаблей первую воздушную бригаду в составе: первого воздушного дивизиона, опирающегося на воздушную станцию «Круглая бухта»; второго воздушного дивизиона, опирающегося на воздушную станцию «Одесса»; третьего воздушного дивизиона, образовав его из отряда дирижаблей и змейковых станций. Воздушные посты первой бригады формировать в следующем порядке: «Отарик», «Зелекары», «Ялта», «Евпатория», «Ак-Мечеть», «Кларевка» и «Тендра», приписав в строевом, санитарном и хозяйственном отношениях к воздушной станции «Одесса», посты: «Отарик», «Зелекары», «Тендра» и «Кларевка»; а к воздушной станции «Круглая бухта», посты: «Ялта», «Евпатория» и «Ак-Мечеть». Одновременно с первой бригадой формировать отряд корабельной авиации в составе: авиационных судов «Император Николай I», «Император Александр I», «Румыния», «Алмаз» и четвертого воздушного дивизиона, опирающегося на воздушную станцию «Бухта Нахимова», приписанную в хозяйственном отношении к первой бригаде. 3. Приступить к формированию второй воздушной бригады из частей Южного воздушного района, производя его в следующем порядке: Пятый воздушный дивизион, опирающийся на воздушную станцию «Батум», приписав в строевом, санитарном и хозяйственном отношениях воздушные посты: «Платана», «Ризе», «Сухум» и «Поти». Приступить теперь же к устройству воздушных станций «Туапсе» и «Керчь», приписав к первой, посты: «Сочи» и «Гагры», отнеся к ней и пост «Сухум», по окончательном сформировании станции, а ко второй, посты: «Геленджик», «Анапа» и «Феодосия». Шестой воздушный дивизион, опирающийся на «Туапсе» и седьмой воздушный дивизион, опирающийся на «Керчь», сформировать при воздушной дивизии и по готовности станций, переводить дивизионы по месту их назначения. Вице-адмирал Колчак Форум выпускников ЕВВАУЛ http://forum.evvaul.com/ Примечание. Странно, но ни в одном из полученных документов ЧФ нет упоминаний о Николаевской школе авиационных мотористов или она была как Крондштадская на БФ, выражаясь современными терминами, - прямого подчинения, например Командующему ЧФ или морскому ведомству? И снова мы можем только подтвердить совершенно точно только то, что существовали курсы мотористов при Севастопольской авиашколе, хотя можно предположить, что на одной из станций 1-ого разряда второй воздушной бригады в Южном воздушном районе, например, в Батуме существовала еще одна школа подготовки авиамехаников-мотористов...
Admin: Из семейного альбома... Послужной список. Лицевая сторона Послужной список Цареградского А.В. на 1-й мировой войне. Лицевая сторона. К нему было прикреплено ещё несколько справок. Хотя это и война, но там были романтики. Вот одна из канцелярских фраз: "Откомандирован в распоряжение аэрофотографического парка". Послужной список. Обратная сторона Обратная сторона послужного списка А.В.Цареградского. Бледными, не поддающимися сканированию буквами напечатано: "Участвовал в воздушных разведках и походах против Австрии и Германии". "Имеет Георгиевские кресты 2,3 и 4 степени за №№ 53170, 256744, и 186035. Старший унтер-офицер, произведённый... чертёжник высшего оклада фотографического отделения штаба 49-го... корпуса". Бумага от ветхости местами разрушилась. Не берусь судить, насколько правильно штабной писарь во фронтовой обстановке правильно заполнил документ. Но прилагалась справка, что к Георгиевскому кресту 2 степени выплачивалось денежное вознаграждение. На фотографии - старший сын Ольги Константиновны Цареградской Александр. Он родился в 1889 году. Потомственный почётный гражданин г.Кологрива. В октябре 1912 года был призван в армию. Перед отправкой на фронт в 1915 году проходил военную подготовку в Дашковских казармах 250 пехотного полка в Рязани. Служить нравилось. На открытке с видом Рязани писал из армии родным: "...Слава богу, чувствую себя великолепно, не знаю почему говорят, что служба трудная. Сегодня занимались весь день, учились ходить, обращаться с ружьями. Для меня всё это кажется легко. Достали кипяточку, стали пить чай... 2 часа обед и снова ученье... Было немного холодно, но я потом надел валенки и было великолепно. Обед очень вкусный суп или каша. А с 6 часов вечера совсем свободен. В общем ничего, даже весело"... В армии служил аэрофотографом, потом начальником фотометрического отделения. Из сохранившегося послужного списка известно, что участвовал в воздушных разведках и походах в 1916-1917 годах против Австрии и Германии. Награждён Георгиевскими крестами 2, 3 и 4 степени за №№ 53170, 256744 и 186035. Старший унтер-офицер. Сами кресты жена Нина в 1937 году выменяла на продукты детям. Александр в это время был репрессирован за донос приятеля и сидел в тюрьме. В доносе говорилось: "Александр говорил о том, что рабочие в Польше живут хорошо". А он видел это собственными глазами на фронте. Александр Васильевич Цареградский во время военной службы лётчиком-наблюдателем. По краям плёночного негатива чернилами рукой моего деда написано: "Румыния, г.Радауц, июнь 1917 года, аэродром 5-го корпусного авиационного отряда. Пилот ст.унтер офицер Семибратов, лётчик-наблюдатель авиационный фотограф А.В.Цареградский"... Фотоальбом Масловой Татьяны http://www.rusalbom.ru/photo/ualb/bfce39fcf16cf50f60fec73c291a8af6/1930
Admin: Похоже удалось, опять таки с помощью г-на Зиброва, установить место дислокации Кавказского авиационного парка... ...В августе 1916 г. (штат был утвержден 23 апреля) закончилось формирование Кавказской военной авиационной школы, которая была образована в Тбилиси на базе дислоцированной там авиационной роты. Начальником новой школы был назначен один из инструкторов гатчинской школы капитан Д.А. Дацкевич, самолетный парк ее располагал четырьмя самолетами "Фарман-IV", тремя "Фарман-XVI", тремя "Фарман-XXV", девятью "Моран-Х"... «Историко-педагогический анализ формирования основ профессиональной подготовки авиационных кадров » Г. В. Зибров http://www.roman.by/r-91213.html
Admin: Уточним дислокацию авиационных рот... 1-я авиационная рота - СПб. ВО. Санкт-Петербург. Северный фронт, 1915. С 1916 года рота, по некоторым данным, стала гвардейской. 29.06.1916 г. 1-я авиационная рота переименована в 1-й авиационный парк. 2-я авиационная рота - Варшавский ВО. Варшава, 1914. Севастополь, 1915. Брянск, Западный фронт, февраль 1915 3-я авиационная рота - Киевский ВО. Киев, 1914, Юго-Западный фронт, 1915 4-я авиационная рота - Виленский ВО. Лида, 1914. Винница, Витебск, Юго-Западный фронт, 1915 5-я авиационная рота - Московский ВО. Бронницы (под Москвой), 1914. Смоленск, Западный фронт, 1915 6-я авиационная рота - Одесский ВО. Одесса. Сформирована в Чите на основе 1-го авиационного отряда в 1914. По распоряжению военного командования перебазирована из Читы на Западный фронт в Одессу. 7-я авиационная рота - СПб. ВО. Псков, Северо-Западный фронт, 1915 Кавказская авиационная рота, Тбилиси, Южный фронт, 1916 и дислокацию авиационных парков: 1-й авиационный парк сформирован на базе 1-й авиароты в Петрограде, затем переведен в Одессу в 1916 году 2-й авиационный парк, Варшава, затем Брянск, 1915 3-й авиационный парк, Киев 4-й авиационный парк, Витебск, 1915 5-й авиационный парк, Киев, позднее в Брянск, 1916 6-й авиационный парк, Одесса 7-й авиационный парк сформирован в Пскове, затем переведен в Тверь, 1917 Кавказский авиационный парк, Тбилиси, 1916 Аэрофотографический парк, Киев, 1916
Admin: Курсы аэрофотограмметристов в 1916 году? Алексеев Павел Александрович (1888-1942), генерал-лейтенант авиации (1940). Русский. Член ВКП(б) с 1920 г. В РККА с 1918 г. Родился в 1888 г. в м. Печеры Псковской губернии. Из рабочих. Окончил сельскую школу, а в 1907 г. - учительскую семинарию. До 1915 г. работал учителем в сельских школах. В конце 1915 г. призван в армию. Служил рядовым в 51-м запасном пехотном батальоне. По окончании учебной команды направлен в Тифлисскую школу прапорщиков. В 1916г. школу окончил и был назначен помощником начальника команды конных разведчиков 94-го Енисейского пехотного полка. В конце 1916 г. командирован на курсы аэрофотограмметристов, после чего работал аэрофотограмметристом при штабе 10-й армии. Последний чин в старой армии - подпоручик. В Красной Армии с 1918 г. Участник гражданской войны, в ходе которой занимал должности аэрофотограмметриста, адъютанта и командира авиационного отряда, инспектора специальных служб авиации фронта. В 1920 г. поступил в летную школу, по окончании которой работал летчиком-инструктором. До конца 1927 г. исполнял обязанности командира учебной эскадрильи 1-й военной школы летчиков. В январе 1928 г. утвержден в этой должности. С мая 1928 г. - начальник учебного отдела 2-й военной школы летчиков. С сентября 1929 г. - в распоряжении ГУРККА. С декабря 1929 г. по июнь 1931 г. - командир 57-й авиационной эскадрильи. В 1930 г. окончил Курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военно-воздушной академии. С июня 1931 г. - в распоряжении ГУРККА с прикомандированием к Военно-строительному управлению РККА. В апреле 1932 г. назначен командиром 14-й авиационной бригады. Затем (до февраля 1936 г.) командовал 2-й тяжелобомбардировочной авиабригадой. В феврале 1936 г. откомандирован в распоряжение Главного управления авиационной промышленности на должность начальника летно-испытательной станции завода № 22 (с оставлением в кадрах РККА). В 1937-1938 гг. находился в республиканской Испании в должности военного советника. По возвращении из Испании назначен для особо важных поручений при начальнике ВВС РККА. Затем занимал должность начальника Главного управления авиационного снабжения Красной Армии. Перед арестом - помощник командующего ВВС Приволжского военного округа. Награжден орденом Ленина (1937 г.), тремя орденами Красной Звезды (1938 г., 1939 г., 1940 г.). Арестован 18 июня 1941 г. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 13 февраля 1942 г. по обвинению в принадлежности к военному заговору приговорен к расстрелу. Реабилитирован 5 ноября 1955 г. http://vif2ne.ru/rkka/forum/archive/54/54056.htm Почему бы и нет? Учитывая, что... ...В декабре 1916 г. был созван 1-й съезд представителей авиационных частей (аэрофотографический парк) с целью решения организационных вопросов аэрофоторазведывательной службы и ее связи с авиационными частями. С учетом решений съезда 26 марта 1917 г. приказом верховного главнокомандующего русской армии фотометрические части были переименованы в фотограмметрические и переданы в подчинение авиационному командованию. Был учрежден журнал "Известия по фотограмметрии и аэрофотографии". В Киеве были организованы Фотограмметрические курсы под началом подполковника Михеева, где аэрофотографию преподавал Потте... http://bvkras.narod.ru/HistoryFGM/HistoryFGM1.htm
Admin: Где еще в то время готовили аэрофотографов - младших авиаспециалистов? «...В январе 1917 года в аэрофотокласс Гатчинского запасного батальона прибыл новобранец из Чувашии Иван Скворцов. В конце апреля он был откомандирован в Киевскую школу аэронавтов, а позже этот авиатор из Гатчины не только стал известным летчиком-испытателем, но и проторил дорогу в небо своему земляку [78] — летчику-космонавту СССР дважды Герою Советского Союза А. Г. Николаеву...» Захаров Владимир Петрович Первый военный аэродром http://militera.lib.ru/h/zaharov_vp/06.html
полная версия страницы