Форум » История школ младших авиаспециалистов » Школы младших авиаспециалистов в 1910-1917 г.г. » Ответить
Школы младших авиаспециалистов в 1910-1917 г.г.
Admin: "НЕ ЗНАТЬ, ЧТО БЫЛО ДО ТОГО, КАК ТЫ РОДИЛСЯ, ЗНАЧИТ НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ НЕРАЗВИТЫМ РЕБЕНКОМ." Цицерон "История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого..." В.О. Ключевский "Не признаю людей, которые попросту “убивают время”, – признался во время одной из наших бесед ветеран еще Первой мировой войны полковник В.А.Шталь.- Сколько возможностей обогатить свою память новыми знаниями они упускают безвозвратно. Это же настоящее преступление перед собственной личностью!" Первые школы мотористов и авиамехаников Императорского Воздушного флота 1910-1917 г.г. 4-Я СИБИРСКАЯ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНАЯ РОТА. Сформирована по распоряжению императора Николая II в феврале 1904 в Чите в связи с начавшейся рус.-япон. войной для усиления боевого потенциала рус. войск на вост. Первым командиром назначен капитан Боресков. Материальная часть роты состояла из привязных аэростатов, воздушных шаров и 2 моторов «Гном». Для поддержания воздухоплавательных аппаратов в постоянной готовности в состав роты входили кислородная станция, мастерская и моторный класс. После короткой подготовки рота была направлена в Маньчжурию в распоряжение командующего 3-й маньчж. армией для выполнения задач по наблюдению за войсками противника и ведению корректировки огня своей артиллерии. Способ выполнения был один: воздушный наблюдатель поднимался на привязном аэростате на высоту 200—300 м и все данные наблюдения докладывал на землю голосом с помощью рупора, по телефону или записками в конвертах, наполненных песком. Чит. рота стала 1-м в России воздухоплавательным подразделением, к-рое приступило к выполнению реальных боевых задач в условиях войны. Через некоторое время в целях усиления прибыли еще 3 воздухоплавательных подразделения. На базе роты на время военных действий был создан Вост.-Сиб. воздухоплавательный батальон под командованием А. М. Кованько. Результативность действий роты оказалась настолько эффективной, что в дальнейшем с учетом ее боевого опыта проводились формирование и подготовка воздухоплавателей во всех военных округах. В 1905 рота возвратилась в Читу. С 1906 ею командовал полковник Шнейко, ст. офицером был капитан Фомин. В начале 1910 на базе роты создана школа по подготовке мотористов-механиков для воздухоплавания — 1-ое в Забайкалье авиационное учебное заведение, позволившее организовать обучение авиационных специалистов для восточных районов страны. Инструкторами и преподавателями школы были И. Степанов, В. Кузнецов, Г. Давыдов. Выпуск 21 специалиста моторного и механического дела состоялся 20.4.1911. В авг. 1910 по инициативе авиаторов роты прошла «авиационная неделя». Проведены лекции, доклады и беседы о воздухоплавании, выполнены полеты на воздушных шарах и практические подъемы, в т.ч. по маршрутам Чита — Чиндант и Чита — Кубухай. На заключительном этапе «недели» совершил рекламно-демонстрационный полет чит. пилот-самоучка И. Н. Виноградов на самолете «Блерио», приобретенном инженером Поляковым — сыном владельца электростанции. 8.10.2004 в память об этом ист. событии и в честь 100-летия заб. авиации на Чит. ипподроме установлен памятный знак. В нояб. 1911 в соответствии с решением Военного министерства при 4-й С. в. р. сформирован 1-й авиационный отряд. Лит.: История авиации ордена Ленина ЗабВО. — Чита, 1977; Военно-воздушные силы России 1912—2002. — М., 2002; Родиков Б. Г. Крылатый век Заб. — Чита, 2003. Источник: http://ez.chita.ru/encycl/concepts/?id=5336 «Военная авиация впервые появилась на Дальнем Востоке в Приморье, в селе Спасском при Сибирском воздухоплавательном батальоне. Это был один из 6 авиаотрядов, созданных в Русской армии в 1912 году. Летчики отряда уже в начале века совершали продолжительные для того времени полеты в Никольск, Владивосток, Шкотово. Соединение морской авиации, а точнее - гидроавиационную станцию во Владивостоке при Сибирской флотилии планировалось создать уже в 1914 году, но этому помешала Первая мировая война.»... http://www.mil.ru/info/1069/details/index.shtml?id=40466 Летом 1913 г. в селе Спасском (ныне Спасск-Дальний) базировался авиаотряд аэропланов («Блерио» и др.), который возглавлял штабс-капитан Никифоров. Официально отряд тогда назывался Сибирским воздухоплавательным батальоном, при котором даже действовала авиашкола. Ее пилоты совершали перелеты по маршруту Спасское — Никольск-Уссурийский — Владивосток, а также на Ханку, в Шкотово и другие уголки края. Предыстория Спасского Аэродрома или Штрихи к Истории 219 ОДРАП http://www.odrap.ru/history.html Как сообщил нам Гость из прошлого: ...Как известно военной авиации предшествовало военное воздухоплавание. 16 февраля 1885 г. была сформирована первая кадровая команда воздухоплавателей, преобразованная потом в Учебный воздухоплавательный парк. Команда состояла из двух унтер-офицеров и 20 рядовых. В 1887 г. в команде было уже 6 офицеров и 51 солдат. Офицеры обучали солдат гимнастике, телеграфной азбуке, фотографии, обращению с телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом, приготовлению сигнальных шаров из пергаментной бумаги, обращению с газодобывающей установкой и паровой лебёдкой..." (В.В.Король. Земля и небо генерала А.М.Кованько. СПб, Политехника, 2005) Подробнее о зарождении и развитии Военного Воздухоплавания в России можно прочитать в теме История Военного Воздухоплавания в России Господа авиамеханики-мотористы, а ведь и аэростаты (управляемые) были оборудованы двигателями, т.е. специальность моториста родилась раньше появления первого самолета!
Ответов - 82, стр:
1 2 3 All
Admin: Подготовка нижних чинов в Гатчинской школе ...Подготовка военных воздухоплавателей была налажена в России уже в конце XIX века. Она осуществлялась в Гатчине, в Офицерской воздухоплавательной школе, располагавшей богатой учебной базой, квалифицированными кадрами препо-давателей и инструкторов, а также богатым опытом работы, который накапливался с 1885 г. ...В 1890 г. кадр военных воздухоплавателей был переформирован в Учебный воздухоплавательный парк, а последний приказом по военному ведомству № 250 от 9 июля 1910 г. -в Офицерскую воздухоплавательную школу... Датой рождения отечественных Военно-Воздушных Сил принято считать 30 января 1910 г., когда был образован Отдел воздушного флота при Особом комитете по усилению военного флота, задачей которого и явилось создание Военно-Воздушных Сил. Летом 1910 года на Гатчинском военном поле был открыт первый в России военный аэродром. В июле 1910 года открылись школы военных летчиков в Одессе и в Севастополе... ...В первые годы своего существования авиационные школы готовили не только летчиков, но и других авиационных специалистов. Так, при авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы в 1910 г. было подготовлено 20 механиков и мотористов. С 1913 г. технический персонал и других специалистов готовили непосредственно в авиационных частях... ...Уже в самом начале войны, 19 сентября 1914 г. в Гатчинскую школу прибыло 130 молодых солдат для обучения наземным авиационным специальностям, поскольку в авиационных отрядах и ротах, выполнявших боевую деятельность, стало не до обучения младших авиационных специалистов. Прибывшие были разбиты на 5 рот, и, получив необходимые знания, в том же году отправились на фронт в авиационные части. ...В конце войны для более целенаправленной и качественной подготовки младших авиационных специалистов для воздушного флота России и разгрузки военной авиационной школы сформировался запасной авиационный батальон двухротного состава, процесс обучения в котором составил полный цикл подготовки младшего авиационного специалиста, начиная от отбора из числа призывников подготовленных кандидатов, их обучения, стажировки и отправки по местам службы. ...К концу 1916 г. на базе авиационного батальона начал функционировать и запасной воздухоплавательный батальон, готовивший многочисленных специалистов наземных служб для воздухоплавательных частей. Переменный состав воздухоплавателей готовился в Гатчинской воздухоплавательной школе. Там же работали многочисленные курсы, на которых обучались и низшие чины перед назначением на вакантные должности в частях, получивших на вооружение привязные аэростаты... Источник: Воронежский военный авиационный инженерный институт, Вестник ВГУ, Г. В. Зибров, ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2003/02/Zibrov.pdf И еще... ...В этом же году при Офицерской воздухоплавательной школе был создан временный авиационный отдел. Штат авиационного отдела состоял из 6-ти офицеров, 2-х классных чинов, 50-ти строевых нижних чинов и 19-ти нестроевых. Начальником отдела был утвержден подполковник С.А. Ульянин, инструкторами – Г.Г. Горшков, С.А. Ульянин, и прибывший из Севастополя поручик Е.В. Руднев. В 1911 году в отделе обучались 10 офицеров переменного состава и 6 офицеров Генерального штаба, прикомандированных для подготовки в качестве наблюдателей с аэропланов. Общий итог деятельности временного авиационного отдела в 1911 году выражается следующими цифрами: обучено полетам 10 офицеров, подготовлено наблюдателей из офицеров Генерального штаба 6 человек, ознакомлено с авиационным делом и получили практику полетов 32 офицера переменного состава Офицерской воздухоплавательной школы. Кроме этого обучено ремонту аэропланов – 10 солдат, сборке и регулировке аппаратов – 21 солдат, подготовлено – 15 мотористов. В сентябре 1912 года вместо временного был сформирован постоянный авиационный отдел в Гатчине, который предназначался для подготовки офицеров и нижних чинов к службе в авиационных отрядах воздухоплавательных рот и производства опытов и проверок на практике пригодности для военных целей новых летательных аппаратов... http://www.gorod.gatchina.biz/dll_9102602
Admin: Первая школа наземных младших авиаспециалистов в Императорском Военном Флоте - Школа авиационных унтер-офицеров (авиаун - хозяин самолета) ...Вместе с тем в Морском министерстве к 1 августа 1914 года насчитывалось всего лишь около 3 десятков самолетов, 2 десятка дипломированных летчиков и около 10 офицеров проходило летную подготовку непосредственно на флотах, и процесс подготовки летных кадров, казалось, не вызывал особого беспокойства. Более того, большую роль сыграл первый официальный документ отечественной морской авиации «Положение о службе авиации в службе связи», в котором в числе прочих были отражены вопросы подготовки кадров для авиации флота»... ...Документ также определял, что подготовка нижних чинов к службе в качестве авиационных специалистов осуществляется на флотах при одной из станций 1 -го разряда в каждом воздушном районе». «Период обучения нижних чинов не должен превышать одного года, после чего выдержавшие экзамен по особой программе в комиссии, назначаемой приказом командующего морскими силами, производятся в авиационные унтер-офицеры на открывающиеся вакансии: имеющие уже при обучении звание унтер-офицера переименовываются в авиационные унтер-офицеры», — гласил один из пунктов указанного положения... ...То, что Морское министерство в первую очередь было обеспокоено подготовкой летного состава, являлось вполне закономерным, хотя при этом, особенно в начале войны, зачастую упускался из виду уровень образования и квалификации механиков. Такое случалось, как правило, из-за недооценки роли младших авиационных специалистов, что служило предпосылкой к поломкам аэропланов и авариям. Еще труднее обстояло дело с замещением инженерных должностей. «Вообще, надо отметить, что долгое время военных инженеров-авиаторов ни одно учебное заведение не готовило, — указано в исследовательских материалах. — Поэтому на должности авиационных инженеров-механиков (и иных специалистов) назначали лиц, окончивших политехнические, кораблестроительные и другие вузы, а зачастую на инженерные должности назначались опытные техники»... ...Механиков по обслуживанию летательных аппаратов готовили непосредственно на гидроавиационных станциях службы связи флотов. В общем, до лета 1915 года ни летчиков, ни инженерно-технических специалистов непосредственно для морской авиации учебные заведения Морского министерства не готовили... ...Ход войны изменил отношение флотского командования к качественной стороне подготовки авиационных специалистов, занимающихся ремонтом и обслуживанием самолетов, и в начале 1917 года в Гапсале (ныне Хаапсалу) было создано соответствующее специализированное учебное заведение — Школа авиационных унтер-офицеров (наземных младших авиаспециалистов). В дальнейшем (кампания 1917 г.) в связи с увеличением потребности флотов в летном составе и перспективным (плановым) развитием отечественной морской авиации эта школа наряду с подготовкой наземного технического персонала начала осуществлять обучение матросов, унтер-офицеров и охотников флота летным специальностям... Источник: Сайт Ейского ЕЕВАУЛ, страница "ИСТОРИЯ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ ФЛОТЕ 1890-1917)" http://evvaul.com/index.php?option=com_content&task=view&id=16&Itemid=44... Некоторые пункты из первого в истории страны официального документа о деятельности морской авиации "Положение о службе морской авиации". Интересно, что на титульном листе имеется пометка: "Собственноручно Его Императорского Величества рукою написано "Одобряю". В царской ставке октября 5 дня 1916 г. Морской министр генерал-адъютант Григорович"... ...... 75. Подготовка нижних чинов по авиационной специальности производится при специальных школах или одной из воздушных частей в бригаде по назначению начальника воздушной дивизии. 76. Программа курса на звание авиационного унтер-офицера и авиационного моториста утверждается Морским министром. ....... http://flot.parus.ru/artc0116.htm Кафедра тактики военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Военно-Морского Флота История кафедры тактики авиации ВМФ началась 29 декабря 1931 г., когда в составе Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова была создана кафедра военно-воздушных сил. В то время на флоты в массовом количестве стала поступать авиация, что потребовало повышения качества подготовки летного и командного состава. В академию начали принимать командиров, ранее окончивших военно-морские авиационные училища и имевших стаж службы на командно-штабных должностях не менее 6 лет, в том числе не менее 2 лет командования авиационной частью (не ниже звена). Дальнейший количественный и качественный рост морской авиации способствовал открытию при академии в сентябре 1938 г. командно-авиационного факультета. Одновременно с этим нововведением кафедра получила новое наименование кафедра тактики военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. Срок обучения составлял 3 года. На кафедре готовили офицеров к замещению вакантных должностей командиров авиационных эскадрилий и начальников штабов авиационных полков. Тогда же были написаны и изданы первые учебники и учебные пособия. Например, начальник кафедры генерал-майор авиации Э. С. Столярский создал монографии «Обеспечение средствами Военно-воздушных сил тактического использования маневренных соединений подводных лодок» (1932 г.) и «Воздушные силы в борьбе на море» (1934 г.). Следует отметить, что Столярский являлся одним из первых морских летчиков. В 1917 г. он окончил Школу морской авиации в Гапсале, а в 1918 г. — Морскую школу воздушного боя в Красном Селе. В период Гражданской войны командовал истребительным отрядом Волжского воздушного дивизиона; в 1927 г. окончил Военно-морскую академию. С 1931 по 1946 г. был начальником кафедры в Военно-морской академии; затем его перевели на такую же должность в Военно-воздушную академию. За плодотворную учебную работу в 1936 г. ему присвоили ученое звание доцента... http://www.navy.ru/publications/books/shelf/vma/7.htm
Admin: А ведь были до революции и такие школы, готовящие авиамехаников... История жизни Петрова Ивана Федоровича (1897 - 1994 г.), лётчика-испытателя 1 класса, генерала-лейтенант авиации ...Родился в деревне Щипцово (17 км от Ярославля) 24 сентября 1897 г. После окончания трех классов церковноприходской школы (1908 г.) работал в Ярославле в переплетной мастерской, затем рабочим на частном свинцово-белильном заводе, потом удалось устроиться в речное пароходство (1911 г.). Здесь Иван Федорович в навигацию плавал матросом от Рыбинска до Астрахани, зимой занимался ремонтом двигателей. С 1916 - в армии. Матрос во Втором Балтийском Флотском Экипаже. Принимает участие в штурме Зимнего дворца, а с 27 октября в составе 1 красногвардейского отряда под командованием Павла Дыбенко - в боях с казаками под Пулковым, Гатчиной, Александровским. После окончания Машинной школы БФ (21.12.1917) с дипломом авиамеханика N 1640 и направляется под Петроград в Красное Село в школу воздушного боя. Участник Гражданской войны. Летом 1920 окончил Школу морских летчиков (Петроград-Самара). После освобождения Крыма, в ноябре 1920 г в должности морского летчика и помощника комиссара Севастопольского гидроотряда особого назначения, И.Ф.Петров был направлен в Севастополь. Затем Петрова перевели в Севастопольскую школу морских летчиков инструктором в группу первоначального обучения. Весной 1923 г. на маневрах ВМФ во время аварии гидросамолета Иван Федорович сильно обгорел. За четкие действия по спасению экипажа начальник Красного Воздушного Флота объявил благодарность Петрову и наградил его денежной премией (60 р.). По положению все инструкторы Школы морских летчиков должны были закончить школу высшего пилотажа. Поэтому в середине 1923 г. Иван Федорович проходит обучение в Качинской авиашколе на самолетах Авро, затем - в московской школе высшего пилотажа на истребителях Савойя, Спад, Валила. По окончании этой школы в октябре 1923 г. Петрову присваивается звание инструктора 1 класса, а в ноябре он становится старшим инструктором Севастопольской школы.... http://www.testpilot.ru/russia/nii_vvs/pilots/petrov.htm ...Санкт-Петербургский / Петроградский Политехнический институт сыграл важную роль в подготовке кадров для отечественной авиации. В 1909 при Кораблестроительном отделении открылись Курсы авиации и воздухоплавания – первая высшая авиационная школа России, имевшая право выдавать дипломы и свидетельства об авиационном образовании. В 1912 для теоретической подготовки офицеров, изъявивших желание стать военными летчиками, при том же отделении института были открыты Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания, носившие имя В.В.Захарова, в честь крупного западноевропейского промышленника русского происхождения, который жертвовал средства на развитие авиации в России. После начала Первой мировой войны были открыты параллельные Курсы авиации и воздухоплавания для теоретической подготовки будущих летчиков из числа добровольцев (как тогда говорили, «охотников»), не имевших офицерского звания. В 1915 на курсах появилось специализированное отделение по гидроавиации. В те же годы открылись и Курсы авиамехаников. В конце 1916 при Политехническом институте было создано конструкторское бюро авиационной испытательной станции Морского ведомства. Таким образом, вплоть до 1917 Политехнический институт готовил кадры как для авиационной промышленности, так и для военной авиации... http://www.krugosvet.ru/articles/106/1010681/1010681a1.htm Анисимов Александр Фролович - Лётчик-испытатель. Родился 16 (28) ноября (по другим данным – 16 (28) июля) 1897 года в деревне Взъезды ныне Шимского (или Солецкого) района Новгородской области. В 1912 окончил четырёхклассное городское училище в Новгороде. Работал шофёром-механиком. В армии с 1914. В 1915 окончил моторный класс при Политехническом институте в Петрограде. Участник первой мировой войны: в феврале 1915-октябре 1916 – моторист 4-го истребительного отряда, старший унтер-офицер. Участник Октябрьской революции 1917. В РККА с 1918. Участник гражданской войны: в мае 1918-1919 – старший авиамоторист 5-го Социалистического авиаотряда (Восточный фронт), воевал с белочехами; в 1919-ноябре 1920 – авиамоторист 1-го Петроградского авиаотряда, воевал против Юденича и белополяков. В 1922 окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, в 1923 – Качинскую ВАШЛ и Московскую высшую авиашколу, в 1924 – Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС. С июля 1928 по 1933 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (с июня 1931 – командир отряда). Участвовал в испытаниях И-4, И-5 и других самолётов. Участвовал в первом полёте (3.12.1931) и испытаниях «Звена-1» (на истребителе И-4). Самый близкий друг В.П.Чкалова, ас пилотажа. Летным искусством Анисимова восхищался даже Чкалов. Он был действительно непревзойденным мастером техники пилотирования. Летал легко, непринужденно, фигуры высшего пилотажа выполнял исключительно чисто. С 1933 – лётчик-испытатель Остехбюро П.И.Гроховского. Провёл ряд сбросов различных объектов с ТБ-1, испытания автопилота АВП-3 конструкции Тимофеева-Лусисса. Погиб 11 октября 1933 года при выполнении показательного полёта на самолёте И-5... Источник: http://www.kacha.ru/php/baza/face.php?id=1104 Васильченко Николай Николаевич (1896 - 1942), комдив (1938).Украинец. Член ВКП(б) с 1918 г. Родился в декабре 1896 г. в поселке при станции Ворожба Харьковской губернии в семье рабочего-железнодорожника. Окончил начальную школу и ремесленное училище в г. Белополье в 1914 г. До призыва в армию работал слесарем в железнодорожном депо г. Белополье. В марте 1915 г. призван на военную службу. Служил рядовым в 19-м запасном пехотном батальоне. С октября 1915 г. по декабрь 1916г. учился на курсах авиамотористов при 4-м авиапарке (г. Витебск). С декабря 1916г. - механик 1-го артиллерийского авиаотряда (г. Смоленск). В период демобилизации старой армии был захвачен в плен немцами в г. Луцке, посажен в лагерь, откуда через два месяца бежал. Последний чин и должность в старой армии - унтер-офицер, старший моторист. http://www.soldat.ru/forum/index.html?gb=1&page=&id=3988&referer_query=gb%3D1%26 ...
Admin: А вот упоминание про Гатчинскую школу авиамехаников... ...Общий контроль за ходом изыскательских работ и проектирования будущего аэропорта осуществлял начальник Ходынского аэродрома полковник Вильгельм Фридрихович Каминский. До конца 1938г. он же являлся заказчиком работ по строительству аэропорта. Это личность незаурядная. В 1916 г. он окончил Гатчинскую школу авиамехаников, а в 1918г. - Егорьевскую школу летчиков. Участник Гражданской войны. Работал пилотом "Добролета" в Средней Азии. Возглавлял отряд особого назначения. Он был удостоен трех орденов красного Знамени. С его именем связано строительство и развитие аэропорта Внуково... http://www.dkvnukovo.ru/museum.php ...При гатчинской авиашколе была и школа мотористов, где после теоретической части в Санкт-Петербургском политехническом институте, проходили практическую подготовку будущие армейские техники. Бартош Г.А. закончил школу мотористов в 1915 г., на фронте стал лётчиком-наблюдателем, был произведён в офицеры и награждён в 1916 г. орденом св. Георгия IV ст... http://history-gatchina.ru/article/aviatory1.htm И про Петроградскую школу авиамотористов... Пионтковский Юлиан Иванович - Лётчик-испытатель. Родился 13 (25) февраля 1896 года в городе Киев. В 1911 окончил городское училище, в 1914 – ремесленное техническое училище. В армии с августа 1915. В 1915 в составе учебной команды выучился на механика, в 1916 окончил школу авиамотористов в Петрограде. Участник первой мировой войны: в 1916-1917 – механик 12-го армейского авиаотряда (Северный фронт); старший унтер-офицер. В РККА с ноября 1917. В 1919 окончил Московскую авиационную школу. http://www.testpilot.ru/memo/40/piont.htm Есть сведения, но пока без точной даты, что Петроградская и Гатчинская школы были объединены в одну.
Admin: Немного информации по истории развития службы технической эксплуатации... Русская военная авиация и служба технической эксплуатации (1910–1917 гг.) ...В 1910 году начала работать Севастопольская авиационная школа. В этих школах впервые были разработаны и изданы инструкции для летного и технического состава по вопросам технической эксплуатации, сборки и регулировки самолетов и двигателей. В сентябре 1911 года было принято решение о формировании первых шестнадцати авиаотрядов. За период с сентября 1911 года по май 1913 года всего было организовано 18 авиационных отрядов шестисамолетного состава. В авиаотрядах начинает налаживаться планомерная боевая подготовка. Особых успехов в боевой подготовке добились экипажи авиационного отряда, которым командовал выдающийся русский летчик П.Н.Нестеров... ...В созданных авиационных отрядах имелись не только летчики, но и тыловые подразделения. В состав летных подразделений входили летчики и мотористы. Ввиду отсутствия специально подготовленных технических специалистов-руководителей, возглавлял службу технической эксплуатации в авиаотрядах, по совместительству, один из офицеров-летчиков. В авиаотряде под непосредственным руководством младшего механика, назначаемого из числа наиболее теоретически подготовленных и опытных мотористов, работали мотористы. В помощь механику отряда были выделены два старших моториста, один из которых занимался регулировкой самолетов, а другой — регулировкой двигателей. Широким внедрением вооружения в авиацию послужила в 1913 г. установка пулемета на самолет поручиком Поплавно. Из числа военнослужащих отряда был выделен еще один моторист, в обязанность которого вменялась подготовка боекомплекта и обслуживание пулемета. Весной 1913 года авиационные подразделения были выведены из подчинения отдела воздухоплавания. Однако авиация еще не являлась самостоятельным родом войск. Она входила в состав инженерных войск и рассматривалась как одно из технических средств разведки и связи. К началу первой мировой войны русская армия имела 39 авиационных отрядов, в которых насчитывалось 263 самолета. В авиационных отрядах было 200 летчиков. Обслуживал самолеты личных состав 6-ти рот наземного обслуживания. Каждая рота обслуживала 4–7 авиационных отрядов... ...В декабре 1914 года на вооружение русской авиации поступили тяжелые корабли типа «Илья Муромец», которые были сведены в «Эскадру Воздушных Кораблей» (ЭВК). По инициативе Русско-Балтийского вагоностроительного завода эта боевая группа укомплектовалась летным составом из числа летчиков-испытателей завода и летчиков-инструкторов летных школ. Завод взял на себя руководство техническим обслуживанием самолетов и надзор за их техническим состоянием... ...На самолетах ИМ была введена должность бортмеханика, который должен был контролировать подготовку самолета к полету, работу винтомоторной группы и самолетных систем в полете. Бортмеханик должен был производить несложный ремонт оборудования самолета и двигателя в полете, например, «заглушение» негерметичных сот водорадиаторов, замену дюритов, устранение течи в трубопроводах и т.д. До 1916 года служба технической эксплуатации в авиаотряде совершенствовалась стихийно и не имела централизованного руководства. В конце 1916 года в военной авиации были созданы эскадрильи, и впервые появилась должность авиационного инженера, который подчинялся командиру эскадрильи и являлся старшим техническим начальником над механиками отрядов и мотористами экипажей. На должность инженера эскадрильи назначался военнослужащий, имевший не только опыт работы по эксплуатации авиационной техники, но и инженерное гражданское образование (инженер-механик). Одним из первых инженеров эскадрильи был Б.Н.Гурьев, впоследствии действительный член Академии наук СССР, выдающийся ученый в области авиации. http://war.ssau.ru/encyclopedias/avi-history/1/ Небольшой комментарий. У специалистов вызвало недоумение утверждение авторов статьи, что уже в 1916 году появились первые авиационные эскадрильи. Может быть авторы имели в виду другой термин - авиадивизионы, объединявшие нескольких авиаотрядов, по аналогии с морскими подразделениями? К тому же вызывали сомнения появление бортмехаников на ИМ. Может быть имелся в виду "..."авиаун" - авиационный унтер-офицер, хозяин самолета, по совместительству и механик-моторист, летал в составе экипажа, устранял мелкие поломки, а при необходимости выполнял и роль пулемётчика..."?
Admin: В продолжении комментариев предыдущего сообщения... Новые структуры в морской авиации СЕКРЕТНО ПРИКАЗ НАЧАЛЬНИКА МОРСКОГО ШТАБА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО Ноября 30 дня 1916 года, за № 428 1.Взамен ныне действующего «Положения о службе связи авиации в службе связи», объявленного при приказе по флоту и Морскому ведомству 16-го августа 1914 года за № 269 и «Временного положения об авиации и воздухоплавании Черного моря», объявленного при приказе моем 29-го августа 1916 года № 261, ввести в действие прилагаемое при сем «Положение о службе морской авиации и воздухоплавании»: 2.Авиационный отдел службы связи Балтийского флота расформировать. 3.Сформировать в Балтийском и Черноморском флоте по одной воздушной дивизии. 4.Воздушную дивизию Балтийского флота сформировать в составе 2-х воздушных бригад и отряда корабельной авиации. 1-ю воздушную бригаду сформировать из частей Балтийского воздушного района в составе 3-х воздушных дивизионов из 3-х воздушных отрядов по 6 действующих самолетов каждый, 3-х воздушных станций и 6-ти воздушных постов. 2-ю воздушную бригаду сформировать из частей Ботнического воздушного района в составе 3-х воздушных дивизионов - 2 по три и 1 в два воздушных отряда, по 6-ти действующих самолетов каждый, 3-х воздушных станций и 6-ти воздушных постов. Отряд корабельной авиации содержать в составе действующих самолетов и авиационного судна «Орлица»... ... Подписал: Начальник Морского Штаба адмирал Русин СЕКРЕТНО УТВЕРЖДАЮ Адмирал Русин ПОЛОЖЕНИЕ О ДИВИЗИОНЕ КОРАБЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ 1. Дивизион корабельной авиации имеет назначение действовать вдали от своих прибрежных районов, независимо от постоянных прибрежных воздушных станций. 2. Дивизион корабельной авиации состоит из авиационных судов и воздушных отрядов, сводимых в дивизионы на общих основаниях и приписываемых к авиационным судам. 3. Дивизион корабельной авиации имеет отдельную воздушную станцию, назначением которой является поддержание отрядов корабельной авиации в постоянной боевой готовности. О начальнике дивизиона корабельной авиации 4. Начальник дивизиона корабельной авиации, входящей в состав воздушной дивизии подчиняется начальнику воздушной дивизии и пользуется всеми правами начальника дивизиона миноносцев 2-го ранга, применительно к службе авиации. 5. Начальник дивизиона корабельной авиации получив директивы от начальника воздушной дивизии, разрабатывает специальные операции своего дивизиона и руководит подготовкой к ним. 6. Начальник дивизиона корабельной авиации следит за своевременным и правильным удовлетворением всех технических и хозяйственных нужд корабельной авиации, требуя поддержание всех воздушных отрядов в постоянной готовности к отправлению для действий вдали от своей базы. 7. Начальник дивизиона корабельной авиации входит с представлением к начальнику воздушной дивизии о всех нуждах личного состава и об укомплектовании отрядов морскими самолетами. 8. При начальнике дивизиона корабельной авиации состоит штаб, в состав которого входит на правах флаг-капитана начальник воздушного дивизиона, которому подчиняются командиры воздушных отрядов и станции, входящие в состав корабельной авиации, флагманский штурман и флаг-офицер... Оба документа с форума: http://forum.evvaul.com/index.php?topic=49.20
Admin: Совсем забыл...На форуме "Авиация Первой Мировой войны" участник под ником "aviator1ww" мне сообщал, что: Авторы статьи "ИСТОРИЯ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ ФЛОТЕ 1890-1917" правы в дате открытия школы в Гапсале... Но авиуны и до этого летали на гидросамолетах и на земле обслуживали их. А готовили их в сухопутных авиационных школах в классах мотористов или на авиационных станциях флотов. А вот на счет того, что Гапсальская школа была первой специализированной школой по подготовке младших авиаспециалистов, вопрос мне кажется довольно спорным. Вроде бы, в основном, мотористов и хозяев самолетов (так тогда называлась должность равноценная нынешней - техник самолета!!!) готовили в отдельных классах авиационных школ, НО! У меня есть сведения, что уже в 1915-м году существовала Николаевская школа авиационных мотористов! Насколько я понимаю, самостоятельная!!! Отдельная!!! Если у кого-то есть другие сведения или уточнения, буду рад, если поправите. А.С. Восстановим по крупицам историю отечественных ВВС http://aviaww1.forum24.ru/?1-18-0-00000014-000-0-0
Admin: Любопытные биографические заметки... Отец - Анкудинов Петр Никитович, военнослужащий, авиатехник. Родился в г.Саратове (Затон) в 1893г. До призыва в армию работал на заводе (Гарднера?), Саратов, машинистом дизелей. Призван в армию в 1915г.. Прошел обучение в Брянской школе авиамотористов. Проходил службу в авиапарках: 3-м, 26-м. В 3-м авиапарке проходил службу в г.Киеве. Участвовал в событиях 1917г. на киевском Арсенале. Прошел Гражданскую войну с 26-м Авиапарком в том числе. Их самолет фигурирует в книге Фурманова "Чапаев" - летел к Чапаеву и не долетел. Мотор забарахлил. Отец вылез на крыло, пытался наладить карбюратор. Не налаживался, самолет терял высоту и в конце-концов, зацепившись колесами за телеграфные провода, упал на землю. Остались живы. С войной дошел до Владивостока. Затем продолжал службу в авиагарнизоне г.Спасска-Дальнего... http://ean.ho.ua/page/index001-006.html
82-й: Муклевич Ромуальд Адамович (25.11.1890, местечко Сурпсаль Гродненской губернии - 9.2.1938), военно-морской деятель. Сын текстильщика. Образование получил в школе мотористов в Кронштадте (1915). В 1906 вступил в РСДРП, большевик. В 1912 призван на флот. Участник 1-й мировой войны. В 1917 в Петрограде, участник "штурма" Зимнего дворца. В 1918 вступил в Красную армию. Во время Гражданской войны пограничный комиссар Западной границы, нач. штаба Свенцянской группы войск. Минский губернский военком, комиссар штабов 16-й армии и Западного фронта. В 1921 член Реввоенсовета (РВС) Западного фронта. В 1922-24 комиссар и помощник нач. Военной академии РККА. В 1925-26 помощник и нач. ВВС РККА, зам. пред. Совета гражданской авиации. В 1926-31 нач. Морских сил СССР, член РВС СССР. С 1931 инспектор ВМС РККА, с 1934 нач. Главного управления судостроительной промышленности. С конца 1936 зам. наркома оборонной промышленности СССР. 28.5.1937 арестован. Признал себя виновным во "вредительстве" и участии в заговоре, 8.2.1938 приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1956 реабилитирован. Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000 -------------------------------------------------------------------------------- Муклевич Ромуальд Адамович [25.11(7.12). 1890—9.2.1938], советский воен. деятель. Чл. КПСС с 1906. В Сов. Армии с 1918. Род. в м. Супрасль, ныне Гродненской обл. Белорусской ССР. В 1907 — 1909 секретарь Белостокского, а в 1911 Лодзинского к-тов РСДРП. В 1912 призван на флот, где вёл активную революц. работу среди матросов. После окончания школы мотористов в Кронштадте (1915) находился при ней унтер-офицером. Участник Февр. и Окт. революций, штурма Зимнего дворца. Чл. Потрогр. Совета и Воен. организации при ЦК РСДРП. Во время Гражд. войны последовательно занимал должности погран. комиссара Зап. границы, нач-ка штаба Свенцяиской группы, минского губвоенкома, комиссара штаба 16-й армии и штаба Зап. фронта, с апр. 1921 чл. P ВС этого фронта. В 1922—1925 комиссар Воен. академии РККА. В 1925—1926 ном. нач-ка ВВС РККА, зам. пред. Совета гражд. авиации. С авг. 1926 нач-к Военно-Мор. Сил СССР и чл. РВСР. На этом посту много сделал для укрепления флота, принимал непосредств. участие в раз- работке планов развития ВМФ в годы первой пятилетки, издании первого Боевого устава ВМС РККА и Корабельного устава. С 1931 инспектор Воен.-Мор. Сил РККА. С 1934 нач-к Гл. управления судостроительной пром-сти, с конца 1936 зам. наркома оборонной промышленности. Чл. ЦИК СССР и ВЦИК ряда созывов. Награждён орденом Красного Знамени. Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5. http://www.hrono.ru/biograf/muklevich.html
82-й: <<Сергеев Андрей Васильевич (1893—1933) — советский военачальник, один из организаторов и руководителей Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ). Окончил курсы авиационных мотористов и теоретические курсы лётчиков при Петроградском политехническом институте (1915), Севастопольскую авиационную школу (1916), Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1926; ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского). С декабря 1917 по май 1918 член Всероссийской коллегии по управлению Воздушным Флотом, затем комиссар Главного управления (ГУ) РККВФ, главный комиссар авиации Восточного фронта, начальник полевого управления авиации и воздухоплавания при полевом штабе Реввоенсовета Республики. После реорганизации ГУ РККВФ начальник штаба Воздушного флота, помощник начальника ГУВФ РККА по сухопутной авиации (март 1920 — февраль 1921), начальник ГУВФ РККА (до октября 1922). После окончания академии работал за границей. В 1933 назначен начальником транспортной авиации СССР и заместителем начальника ГУГВФ при Совнаркоме СССР. Погиб в авиационной катастрофе. Награжден орденом Красного Знамени.>> http://aviatorz.ru/tag/voenachalniki/page/2/
Admin: Еще одно упоминание про курсы мотористов при Севастопольской авиашколе... Донат Адамович Макиёнок (в старой русской транскрипции - Макъенок или Макiенок; по-польски - Mаkijonek) родился 2 мая 1891 г. (здесь и далее даты до 31.12.17 приводятся по юлианскому календарю). Его родители были польскими крестьянами деревни Дамбовка Осведской волости Витебской губернии. Воспитание и начальное образование Макиёнок получил в церковно-приходской школе, потом окончил 3 класса церковно-ремесленного училища, а 1906 г. - 6-летнее среднее техническое училище в Витебске. До сентября Макиёнок работал на фабрике "Саламандра" в Рыдже. Когда Донату исполнился 21 год, его призвали в армию... ...6 дней спустя Макиёнок попадает в 3-й корпусной авиаотряд 4-ой авиационной роты, где начинает свою карьеру в авиации. Сначала он был механиком, но вскоре молодой солдат обратил на себя внимание своими способностями и желанием летать. В то время в авиационые школы России принимали в основном только офицеров. Лишь для некоторых нижних чинов, отличавшихся смекалкой и целеустремленностью, делалось исключение. Попал в их число и Донат - 28 мая 1912 г. он был командирован в Севастопольскую авиашколу для обучения полетам. Там он окончил сначала курсы мотористов. Проработав некоторое время мотористом при школе, Макиёнок был включен в группу для обучения полетам на моноплане "Ньюпор"-4. Он оказался способным учеником и, успешно выполнив зачетные полеты, получил 22 февраля 1914 г. звание летчика с вручением пилотского удостоверения ("бреве" как тогда его называли) № 239... http://www.avia-hobby.ru/publ/makijonek/makijonek.html
Admin: До этого момента я считал, что наших механиков и мотористов в 1910 году обучали только за границей и в ПЕРВОЙ в России школе механиков и мотористов воздухоплавания в Чите, однако... ...Осенью 1912 года в авиационном отделе открылся, так называемый, солдатский класс. В него было отобрано 10 нижних чинов – солдат и унтер-офицеров, среди которых был Д.П. Ананьев... Еще в 1909 году он освоил специальность моториста и был назначен к поручику Рудневу, который научил его летать на аэроплане. Только в 1912 г. унтер-офицер Ананьев получил официальный документ и был назначен летчиком-инструктором, но, разумеется, в солдатский класс. До 1918 года он обучил 310 учеников. После Октябрьской революции он стал известным советским летчиком. Сохранилась программа солдатского военно-авиационного класса: Закон божий Русский язык Арифметика Практическая геометрия Физика Метеорология Авиация Моторное дело. http://www.gorod.gatchina.biz/dll_9102602 ...Дмитрий Ананьев прибыл в Учебный воздухоплавательный парк в 1909 году, освоил специальность и был назначен мотористом к поручику Рудневу, который сразу же начал обучать Ананьева полетам на аэроплане. Осенью 1912 года в авиационном отделе открылся так называемый солдатский класс, куда было отобрано десять нижних чинов, в том числе и Дмитрий Ананьев. В том же году он получил документ об окончании курса и был назначен летчиком-инструктором. В этой должности унтер-офицер Д. П. Ананьев прослужил до 1918 года, обучив летному делу 310 курсантов. В годы гражданской войны и иностранной интервенции он командовал авиационным отрядом и был награжден орденом Красного Знамени... Захаров Владимир Петрович Первый военный аэродром http://militera.lib.ru/h/zaharov_vp/06.html Получается, что самым старейшим учебным заведением в России, где готовили механиков и мотористов из младших чинов еще в 1909 году, был - Учебный воздухоплавательный парк!!!
Admin: Пока подведем промежуточный итог: Або (ныне Турку; Финляндия). Школа авиамехаников (предположительно флотская), 1917 Брянск. Школа авиамотористов, 1915 Витебск. Курсы авиамотористов при 4-м авиапарке, 1915 Гатчина. При авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы начата подготовка механиков и мотористов, 1910. Солдатский класс по подготовке механиков и мотористов, осень 1912. Запасной авиационный батальон двухротного состава. Школа авиамехаников и мотористов, 1915 Гапсала (ныне Хаапсалу, Эстония). Школа авиационных унтер-офицеров (наземных младших специалистов) в Императорском Военном флоте, начало 1917 Кронштадт. Машинная школа Балтийского флота (подготовка авиамехаников), 1912-1915. Школа мотористов, 1915 Николаев Николаевская школа авиационных мотористов (непроверенные данные), 1915 Петербург Учебный воздухоплавательный парк, Класс мотористов 1909. Солдатский класс, 1912 Петроград. Курсы авиамехаников и авиамотористов (моторный класс) при Политехническом Институте, 1915 Севастополь. Курсы мотористов при Севастопольской авиашколе, 1910-1912 Чита (Забайкальский край), на базе 4-й Сибирской воздухоплавательной роты Школа по подготовке мотористов-механиков, 1910, первый выпуск 1911
Admin: Admin пишет: Витебск. Курсы авиамотористов при 4-м авиапарке, 1915 Но авиапарков было 7, а авиационных рот в 1914 году - 6? В начале ХХ века военно-промышленный профиль "Арсенала" коренным образом изменился. Столетнее капитальное здание с толстенными стенами и большими окнами оказалось самым пригодным для нужд создающейся в Российской империи боевой авиации. В здании "Арсенала" разместилась 3-я авиационная рота - одна из первых военно-воздушных частей России. Тут служил легендарный летчик Петр Николаевич Нестеров, совершивший первый в истории авиации воздушный таран. В Первую мировую войну на территории "Арсенала" было сформировано и отправлено на фронт несколько боевых авиационных дивизионов. На базе 3-й авиароты развернули 3-й авиационный парк, снабжавший самолетами Юго-Западный фронт. Со всех концов России и из дальнего зарубежья в Киев поступали разобранные самолеты и детали. В "Арсенале" машины собирали, испытывали, а затем отправляли на фронт. В 1917-м 3-й авиационный парк стал центром большевистского движения. Октябрьское вооруженное восстание в Киеве началось после того, как в воздух взлетел самолет 3-го авиапарка. Впрочем, уже в декабре 1917-го авиапарк был разоружен, а солдаты демобилизованы... http://www.kiev2000.com/news/view.asp?Id=156345&Part=37 Солдаты 3-го авиапарка — участники Киевского вооруженного восстания Киев 3-й авиапарк (авиационная рота) Витебск 4-й авиапарк (авиационная рота)
Admin: О том что механиков и мотористов готовили на курсах при авиапарках говорит и П.Д.Дузь в своей книге "ВВС РОССИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1914-1918)" Вот что он пишет о подготовке технических кадров для авиации: ...Остро ощущалась нехватка технических кадров для авиации. В начале войны подготовкой таких специалистов никто всерьез не занимался, если не считать курсов при Петроградском политехническом институте. В конце 1916 г. авиационные части имели только 30 % необходимого числа технически грамотных механиков и мотористов. Их подготовка возлагалась на семь авиационных парков, в которых ремонтировались самолеты и которые снабжали авиационные отряды горючим и запчастями. Для этой цели в парках были учреждены специальные классы. Людей брали из числа технически грамотных мастеров, находившихся, главным образом, в автомобильных ротах, запасе инженерных войск, управлении военных сообщений. Каждый парк в течение года должен был сделать два выпуска по 100 человек. Обучением мотористов, кроме того, занимались в запасном авиационном батальоне и в специальных школах УВВФ... ...Не лучше обстояло дело и с подготовкой технических кадров. Многотипность самолетов и двигателей крайне затрудняла их изучение и эксплуатацию. Военные авиационные инженеры нигде не готовились и штатом не предусматривались. На каждый самолет, находившийся в строю, полагался один механик, кроме того, был еще старший механик авиационного отряда. Из состава летчиков-наблюдателей в каждом авиаотряде выделялся заведующий технической частью, который являлся как бы помощником начальника отряда по технической части. Не хватало специалистов по радиоделу и аэрофотографии. Каждый летчик-наблюдатель специализировался по какой-либо отрасли авиатехники, радиоделу, аэрофотографии и в случае необходимости оказывал товарищам помощь в боевой работе. Вся тяжесть подготовки материальной части к боевым полетам ложилась на плечи рядового состава авиационных отрядов. Скромные механики из солдат были основными специалистами по эксплуатации самолетов в условиях фронта. Трудности технического обслуживания усугубляла оторванность отрядов от авиабаз и парков. Следует также подчеркнуть, что никакой единой технической политики в эксплуатации и обновлении материальной части не существовало. Все это не могло не снижать эффективности боевой работы русских летчиков... Источник: http://commi.narod.ru/txt/duzi/
Admin: Где же дислоцировались остальные? Шестая авиационная рота 6-я АВИАЦИОННАЯ РОТА. Сформирована на основе 1-го авиационного отряда1 в 1914. По распоряжению военного командования перебазирована из Читы на Западный фронт в Одессу. Меньшая часть роты вошла в состав 30-го авиационного отряда, который воевал на Западном фронте против кайзеровской Германии, а основная часть под своим наименованием действовала на Румынском фронте. В ходе боевых действий 6-я авиационная рота выполняла следующие задачи: вела воздушную разведку, корректировала огонь артиллерии, поддерживала связь между частями и соединениями. Летом 1915 список боевых достижений роты пополнился уничтожением нем. самолета «Таубе» в воздухе, что по тем временам считалось признаком высокого летного мастерства. В составе роты на фронт ушел и 1-й летчик Забайкалья И. Н. Виноградов. Но к полетам он не был допущен из-за отсутствия документа, удостоверяющего звание пилота. Тогда он, устроившись на службу в роте обслуживания Гатчинской авиационной школы, окончил ее и стал летчиком-инструктором. Долгое время готовил летные кадры для армии, изобретал резервную систему управления самолетом, перегонял на фронт боевые самолеты, воевал на фронте сам. Послевоенная судьба роты неизвестна. Лит.: Родиков Б. Г. Крылатый век Заб. — Чита, 2003. http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=5350 1.«Первый авиационный отряд 1-й АВИАЦИОННЫЙ ОТРЯД. В сент. 1911 Военное министерство России приняло решение о создании 6 авиационных отрядов. Первый из них был сформирован в Заб. при 4-й воздухоплавательной роте, расквартированной в Чите. Об этом 14(28).11.1911 штаб Иркутского ВО доложил в центр. Формирование отряда стало точкой отсчета в истории военной авиации не только Заб., но и всей страны. Летом 1912 в отряд поступили 6 самолетов фр. производства «Фарман». До авг. 1914 в отряде проводилось интенсивное обучение летного и техн. состава, освоение авиационной техники и тактики ее применения. С нач. 1-й мировой войны авиаотряд переименован в 6-ю авиационную роту. Лит.: Родиков Б. Г. Крылатый век Заб. – Чита, 2003.»
Admin: А что пишет Полковник запаса С.П. ЕЛИСЕЕВ в статье "СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РУССКОЙ АРМИИ"? Организационная структура русской военной авиации по состоянию на 19 июля 1914 г. : 1-я авиационная рота - СПб. ВО (Санкт-Петербург) рота включала 1, 5, 16, 18, 22-й корпусные авиаотряды (КАО), Гвардейский авиаотряд (Прим. 29.06.1916 г. 1-я авиационная рота переименована в 1-й авиационный парк) 2-я авиационная рота - Варшавский ВО (Варшава) рота включала 14, 15, 19, 23-й КАО 3-я авиационная рота - Киевский ВО (Киев) рота включала 9, 11, 12-й КАО и 3-й полевой авиаотряд 4-я авиационная рота - Виленский ВО (Лида) рота включала 2, 3, 4, 6, 10, 20, 21-й КАО; 5-я авиационная рота - Московский ВО (Бронницы под Москвой) рота включала авиаотряд Гренадерского корпуса, 13 и 17-й КАО 6-я авиационная рота - Одесский ВО (Одесса) рота включала 7, 8, 24, 25-й КАО Личные знаки - Авиация: http://www.pugoviza.ru/files3/images/cl_bt/ps_av/ar.jpg
Admin: Фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга Аннотация. Молодые солдаты 7-ой авиароты дают присягу перед [отправкой в Действующую Армию]. Дата съемки [1914-1916 г.] Место съемки Петроград Комментарий. Либо место съемки, либо 7-я авиарота - указаны скорее всего ошибочно. Гвардейский авиаотряд дислоцировался в Петрограде и входил в состав 1-й авиационной роты! http://photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2101216497
Admin: Admin пишет: Аннотация. Молодые солдаты 7-ой авиароты дают присягу перед [отправкой в Действующую Армию]. Дата съемки [1914-1916 г.] Место съемки Петроград Комментарий. 7-я авиарота - указана скорее ошибочна. Гвардейский авиаотряд дислоцировался в Петрограде и входил в состав 1-й авиационной роты! Так была 7-я авиационная рота или нет? Кстати, а Санкт-Петербург разве в 1914-1916 годах был переименован в Петроград?
82-й: Первое переименование постигло Санкт-Петербург в 1914 году. Начало первой мировой войны вызвало такую бурю ура-патриотизма, что в столице это сопровождалось разгромом немецких магазинов и массовыми демонстрациями у Германского посольства на Исаакиевской площади. Подогреваемая погромными лозунгами толпа сбросила с карниза посольства огромные каменные скульптуры коней. В этих условиях переименование Санкт-Петербурга в Петроград было встречено с пониманием. Новый топоним нравился. Петроградом город назывался чуть меньше десяти лет. Зинаида Гиппиус вспоминает, что в 1917 - 1918 годах в кругах петербургской интеллигенции Петроград называли "Чертоградом", "Мертвым городом" или "Николоградом". Последовавший за гражданской войной нэп оставил в фольклоре расплывчатое и не очень внятное "Петро-нэпо-град". Затем мощный идеологический пресс начал одно за другим выдавливать все эпитеты, кроме тех, что надолго вытеснили все остальные синонимы Санкт-Петербурга: "Красный Питер", "Красный Петроград", "Город трех революций", "Колыбель революции", "Таран революции", "Северная коммуна". В январе 1924 года якобы по просьбе трудящихся Петроград был переименован в Ленинград. http://www.utrospb.ru/article/1822
Admin: Вот что пишет Ткачев В.М. в своей книге "Крылья Росии. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 г.г." В ПСКОВЕ К концу сентября фронт нашей армии окончательно стабилизировался, и наступило затишье. Теперь я мог на несколько дней оторваться от отряда и 23 сентября (1915 г.) выехал на автомобиле в Псков, где находилась недавно сформированная 7-я авиационная рота. Мне надо было навести справки относительно возможности получения запасных частей и моторов. 7-й авиационной ротой командовал бывший начальник XVIII корпусного авиационного отряда военный летчик штабс-капитан Бойно-Радзевич — мой старый знакомый по кадетскому корпусу и по Севастопольской авиационной школе. Он помог мне без особой волокиты получить все, в чем испытывал нужду мой отряд. Испробовал я в Пскове и один «Парасоль», летая над прекрасным ротным аэродромом за рекой Великой... И еще... ...В связи с изменением всего фронта русских армий откатились в глубокий тыл и авиационные роты (2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я). В целях упорядочения снабжения авиационных отрядов горючим, аэропланами и моторами, а также ремонта летного материала все эти роты были закреплены за соответствующими фронтами: за Юго-Западным — 3-я и 4-я роты, с размещением в Киеве и в Виннице (позже, в 1916 году 6-я рота перешла в Одессу и приняла на себя снабжение отрядов VI и IX авиационных дивизионов на вновь образовавшемся румынском фронте); за Западным фронтом — 2-я, 4-я, 5-я роты со стоянками в Брянске, Витебске и Смоленске, а для Северо-Западного фронта в конце 1915 года была сформирована 7-я авиационная рота в Пскове...
Admin: Admin пишет: Но авиапарков было 7, а авиационных рот 6? Теперь все встало на свои места: 7 авиационных рот и в 1916 году они были переформированы в 7 авиапарков! Admin пишет: Аннотация. Молодые солдаты 7-ой авиароты дают присягу перед [отправкой в Действующую Армию]. Дата съемки [1914-1916 г.] Место съемки Петроград Комментарий. 7-я авиарота - указана скорее ошибочна. Гвардейский авиаотряд дислоцировался в Петрограде и входил в состав 1-й авиационной роты! Только почему место съемки Петроград, когда 7-я авиарота дислоцировалась во Пскове? Редкий снимок военнослужащего 7 авиационной роты из Аукционного Дома “Гелос” http://www.gelos.ru/numizmat/39colnum/numizmat8.shtml
Admin: Admin пишет: Редкий снимок военнослужащего 7 авиационной роты из Аукционного Дома “Гелос” http://www.gelos.ru/numizmat/39colnum/numizmat8.shtml Господа авиамеханики! Только что разгядел...А вам не кажется, что указанное фото постановочное? Фуражка без кокарды, брюки неуставные - полосатые... Может он в самоволке?
82-й: Вероятно это фотография из серии: "А это, Маша, когда я был лётчиком!" Приходишь в фото-ателье, где тебе выдают имеющийся на данный момент реквизит. Аргументы: 1. Брюки полосатые (!) 2. Гимнастёрка с чужого плеча. Это видно по непомерно большому вороту, и сильно закатанному обшлагу левого рукава. Подворотничок либо отсутствует, либо грязен до черноты. Отсутствие кокарды не показатель. У некоторых авиачинов на старых фотографиях кокарды на фуражках отсутствуют.
Admin: 82-й пишет: Вероятно это фотография из серии: "А, это Маша, когда я был лётчиком!" Приходишь в фото-ателье, где тебе выдают имеющийся на данный момент реквизит. Аргументы: 1. Брюки полосатые (!) 2. Гимнастёрка с чужого плеча. Это видно по непомерно большому вороту, и сильно закатанному обшлагу левого рукава. Подворотничок либо отсутствует, либо грязен до черноты. Отсутствие кокарды не показатель. У некоторых авиачинов на старых фотографиях кокарды на фуражках отсутствуют. Вот тебе и аукцион! А стартовая цена - 100-150$! Хотя может какую-то историческую ценность это фото и имеет, в смысле, снимок тех времен?
82-й: Конечно, историческую ценность фотография имеет. Вот ещё пример: На снимке, по крайней мере, один из военнослужащих к гвардейскому подразделению не относится. Но разве от этого пропадает ценность фотодокумента в целом? Просто прелесть, а не фото. Это же Победа, ребята!
Admin: Офицерская электротехническая школа (Санкт-Петербург) образована в 1894 г. из офицерского класса при управляющем электротехнической частью. Штат был рассчитан на 60 человек, срок обучения - 1 год и 7 месяцев. Школа готовила специалистов по радиосвязи для всех родов войск, в том числе и для авиации. Школа продолжала действовать и в годы мировой войны, причем в 1916 г. при ней готовили и офицеров-радиотехников. Также в школе готовили и радиотелеграфистов из числа унтер-офицеров. Гришин В.В. "Зарождение и развитие связи в отечественных Военно-Воздушных силах до Великой отечественной войны (1910-1940 г.г.)"
Admin: ...Открывались другие курсы, классы и школы при различных учреждениях, которые готовили специалистов тех профилей, в которых нуждалась русская авиация: аэрофотографические, радиотелеграфические. Весной 1916 г. при Центральной аэрогидрологической школе была открыта школа, готовившая военных метеорологов для воздушного флота. В ней обучалось 14 офицеров и военных чиновников, а также 104 солдата... Источник: Воронежский военный авиационный инженерный институт, Вестник ВГУ, Г. В. Зибров, ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ. http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2003/02/Zibrov.pdf
Admin: Еще раз подведем промежуточный итог: Або (ныне Турку; Финляндия). Школа авиамехаников (предположительно флотская), 1917 Брянск. Школа авиамотористов, 1915 Витебск. Курсы авиамотористов при 4-м авиапарке, 1915 (Подобные курсы были при всех 7 авиапарках) Гатчина. При авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы начата подготовка механиков и мотористов, 1910. Солдатский класс по подготовке механиков и мотористов, осень 1912. Запасной авиационный батальон двухротного состава. Школа авиамехаников и мотористов, 1915 Гапсала (ныне Хаапсалу, Эстония). Школа авиационных унтер-офицеров (наземных младших специалистов) в Императорском Военном флоте, начало 1917 Кронштадт. Машинная школа Балтийского флота (подготовка авиамехаников), 1912-1915. Школа мотористов, 1915 Николаев Николаевская школа авиационных мотористов (непроверенные данные), 1915 Петербург Учебный воздухоплавательный парк, 1909. Солдатский класс, 1912 Петроград. Курсы авиамехаников и авиамотористов (моторный класс) при Политехническом Институте, 1915 Севастополь. Курсы мотористов при Севастопольской авиашколе, 1910-1912 Чита (Забайкальский край), на базе 4-й Сибирской воздухоплавательной роты Школа по подготовке мотористов-механиков, 1910, первый выпуск 1911 Школа при Центральной аэрогидрологической школе. Школа готовила военных метеорологов, 1916 Курсы при Офицерской электротехнической школе готовили радиотелеграфистов из числа унтер-офицеров, 1916
82-й: Школа авиамехаников в Або несомненно была флотского подчинения. Что такое Або с точки зрения обороны Финского залива? Военно-морская позиция: ...Для расширения базирования легких сил и подв. лодок в р-нах Або-Аландских шхер и Моонзундского архипелага в конце 1914 начались интенсивные работы, которые продолжались и в последующие годы. ... В 1915 была создана Або-Аландская укрепленная позиция. было построено 4 батареи, на важнейших подходах к району были поставлены минные заграждения.... В 1916 ... проводились мероприятия по усилению обороны Або-Аландского района. На Аландских островах было построено 10 батарей, на подходах выставлены новые минные заграждения. Серьезным успехом было создание Балтийским флотом отлично организованной службы наблюдения и связи, включавшей береговые наблюдательные посты и маяки, радиостанции и радиопеленгаторные станции, телеграфную и телефонную связь. В результате оборудования Або-Аландской, Передовой и Моонзундской позиций образовалась система обороны на подступах к Финскому заливу.... http://rufort.info/index.php?action=printpage;topic=290.0 Вероятно в первую очередь для нужд воздушной разведки водного района: На С.-Петербургской станции производились испытания и сдача новых аппаратов Сикорского «С-10», давших отличные результаты. Там же находилась лодка Бомона, позже немного поврежденная во время учебного полета. Завод Лебедева, ее чинивший, снял с нее чертежи, что и послужило к озданию более усовершенствованного типа летающих лодок, известных во флоте вод литерой «Щ» (Щетинин) или «М» (морской). С весны 1913 г. началась постройка станций 1-го разряда на о. Эзель, в бухте Кильконд. Летом того же года испытательная станция была переведена из С.-Петербурга в Порт Александра III-го. Были получены удобные помещения для офицеров, команды и канцелярии. Станции был передан Пост Службы Связи с его наблюдательными постами и радиостанцией. С постройкой ангаров дело однако задержалось из-за бюрократизма строительной части, и постройка началась только к весне 1914 г., и к началу войны не был закончен даже ангар. Большой спуск был все-таки готов к июлю 1914 г., и на нем производились испытания «Ильи Муромца», поставленого на поплавки. В то же время в Виндаве была оборудована, своими средствами, воздушная станция 2-го разряда, служившая промежуточной базой между Либавой и Килькондом. В 1914 г. была открыта станция 1-го разряда в Або, а И. И. Сикорский продемонстрировал своего «Илью Муромца». http://www.xxl3.ru/kadeti/rus_mor_avia.htm
полная версия страницы