Форум » История специальности младшего авиаспециалиста » Герои ВОВ - выпускники ШМАС, ВАШМ, ВАШ ВСР (продолжение) » Ответить

Герои ВОВ - выпускники ШМАС, ВАШМ, ВАШ ВСР (продолжение)

Admin: «От героев былых времен не осталось порой имен», – поется в песне из замечательного кинофильма "Офицеры". Но мало кто задумывается, что этих имен «не осталось» не потому, что их не было вовсе, а потому, что мы без всякого сожаления их теряем... Песня из кинофильма "Офицеры" Музыка: Рафаил Хозак Слова: Евгений Агранович Скачать или прослушать: http://download.sovmusic.ru/m32/officers.mp3 32 kbps 675 Kb В этой теме давайте попробуем отыскать имена авиамехаников, мотористов, воздушных стрелков-радистов и других младших авиаспециалистов, удостоенных правительственных наград в Великую Отечественную войну. Мемориал в честь летчиков и авиамехаников http://www.dostoinstvo.zolt.ru/?module=articles&c=articles&b=1&a=10 Внимание! Информация по летчикам - выпускникам ШМАС, героям ВОВ и летчикам-испытателям перемещена в отдельную тему Летчики - выпускники ШМАС и ВАШМ

Ответов - 7

ШМАС: Герои XX века Фильченков Сергей Яковлевич (18.3.1915 – 13.11.1965) Сергей Яковлевич Фильченков родился 18 марта 1915 г. в деревне Большие Воробьи Оленинского района Тверской области в семье крестьянина. Русский. Окончил сельскую школу. Работал на хлебозаводе, учился в аэроклубе в городе Ржев. В 1938 г. призван в ряды Красной Армии. В том же году окончил школу младших авиационных специалистов, а в 1940 г. — Военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 г. На бомбардировщике С.Я. Фильченков летал и стрелком, и стрелком-радистом, и штурманом. Он бил фашистов под Москвой, почти год — на Калининском фронте, сражался на Курской дуге, под Севском, Гомелем, Речицей. В бою был решителен, находчив. Умело проявлял разумную инициативу, в воздушной обстановке не терялся, умело отражал огнём своих пулемётов атаки истребителей противника. Именно так действовал штурман С.Я. Фильченков в Бобруйской операции в июне 1944 г.. Десять раз он вылетал на подавление отходящих наземных войск врага, бомбил его технику, склады с боеприпасами, переправы. 29 июня 1944 г. с двух заходов ему удалось повредить мост через Березину, отрезать тем самым путь отхода гитлеровцам. К июлю 1944 г. штурман экипажа 128-го бомбардировочного авиационного полка младший лейтенант С.Я. Фильченков совершил 212 боевых вылетов на разведку и бомбардировку противника. В воздушных боях сбил лично один и в группе четыре самолёта врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Фильченкову Сергею Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3106). 16 апреля 1945 г. в бою за Берлин на своем 259-м боевом вылете был сбит немецкими зенитками. Более полугода врачи боролись за его жизнь. После окончания Великой Отечественной войны лейтенант С.Я. Фильченков — в запасе. Жил и работал в городе Казань. Скончался 30 ноября 1965 г. Награжден орденами Ленина (26.10.44), Красного Знамени (13.07.42), Отечественной войны 1-й степени (29.08.43), Красной Звезды (24.02.42), медалями. http://tver-history.ru/heroes/60.html

ШМАС: Лаврентий Григорьевич Лавриненко Биография его типична для поколения железнодорожников прошлого века. Родился Лаврентий Григорьевич в 1918 году. Закончив сельскую школу, в 17 лет поступил в ФЗУ - фабрично-заводское училище на станции Котовск. Слесарем 5-го разряда после окончания училища был направлен в Помошнянский вагоноремонтный пункт, депо еще тогда только строилось. Стал мастером. Осенью 1939 года был призван в ряды Красной Армии, служил в Бресте. В мае 1940 года Лавриненко направили в школу младших авиационных специалистов, а затем - в 314-й разведывательный авиационный полк, дислоцированный в Барановичах (Западная Белоруссия). Здесь в июне 1941-го получил боевое крещение. В начале 1942 года Лавриненко был направлен в запасный авиаполк под Саратовом, где осваивал новую авиационную технику - пикирующие штурмовики ПЕ-2, любовно называемые "пешками". Воевал в авиачастях 2-й воздушной армии под командованием знаменитого генерала Красовского. Теперь был путь наступления на 1-ом Украинском фронте. Участвовал в освобождении Бердичева, Подволочиска. Потом были Польша, Чехословакия, бои в Германии. За обеспечение 130 ночных самолето-вылетов награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью "За победу над Германией". Демобилизовавшись в ноябре 1945 года, вернулся Лавриненко в вагонное депо Помошная, Работал мастером, приемщиком вагонов МПС, заместителем начальника депо по ремонту, начальником пункта технического осмотра вагонов на ст. Помошная. За послевоенный труд в депо в трудовой книжке Л. Лавриненко мы насчитали пятьдесят различных поощрений. Награжден медалью "За трудовое отличие". Приказом МПС СССР №223 от 28 июня 1957 года за внедрение малой механизации в безотцепочном ремонте, за облегчение труда ремонтников награжден Знаком "Почетному железнодорожнику". Здесь же, в депо, работала оператором жена Лаврентия Григорьевича. Вместе воспитали детей. Ныне Лаврентий Григорьевич проживает один. Из его дома, расположенного в тридцати метрах от 13-го пути Кировского парка, слышит команды по радиосвязи и по ним чувствует ритм родной железной дороги. Еще с довоенных времен выписывает Лавриненко "Чорноморський гудок", который тоже помогает ему оставаться в курсе дорожных событий. Пожелаем же Леониду Григорьевичу крепкого здоровья. Б. СИЛАКОВ, внештатный корр. "Чорноморського гудка". http://www.region.in.ua/pomichna/pgu01-78-3_r.html

ШМАС: Бобров Николай Александрович (19. 4. 1921 - 12. 7. 1942) Герой Советского Союза Бобров Николай Александрович - воздушный стрелок-радист 44-го отдельного скоростного бомбардировочного авиационного полка Ленинградского фронта, старший сержант. Родился 19 апреля 1921 года в городе Пензе в семье служащего. Русский. Окончил в Москве среднюю школу № 342 и поступил в институт. В ноябре 1939 года был призван в Красную Армию. Окончил Ленинградскую школу младших авиационных специалистов. С началом Великой Отечественной войны на Ленинградском фронте. К июлю 1942 года воздушный стрелок-радист 44-го отдельного скоростного бомбардировочного авиаполка, кандидат в члены ВКП(б) старший сержант Н.А. Бобров участвовал в 67 боевых вылетах. В 12 воздушных боях огнём из пулемёта обеспечивал экипажу выполнение боевой задачи. 12 июля 1942 года при заходе на цель у железнодорожной станции Лемболово Всеволожского района Ленинградской области самолёт получил прямое попадание в мотор, загорелся и стал терять высоту. Экипаж лётчиков-коммунистов в составе капитана Алёшина С.М., лейтенанта Гончарука В.А. и старшего сержанта Боброва Н.А. принял решение не прыгать с парашютом навстречу плену. Когда пламя охватило всю машину, пилот перевёл её в крутое пике и направил на батарею противника. Ведомые экипажи были свидетелями того, как до последнего мгновения не прерывал огня пулемёт самого младшего из членов героического экипажа - Николая Боброва, последними словами которого в эфире, по воспоминаниям ветеранов полка, были: "За Родину!"... Ценой своей жизни экипаж самолёта выполнил боевую задачу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года Боброву Николаю Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени. На месте гибели экипажа сооружён монумент с барельефами Героев. Биография, составленная родителями Николая Боброва - Бобровой Евдокией Ивановной и Бобровым Александром Николаевичем (записано в 1967 году): http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1250


ШМАС: Карлов Тимофей Иванович Карлов Тимофей Иванович был кадровым военным, до войны он окончил ШМАС в г.Витебск, затем учился в ЛВАТУ имени К.Ворошилова, училище закончил в 1940 г. Всю войну он прошел в 30 ГвИАП. За годы войны летчики 30-го гвардейского истребительного авиационного Барановичского Краснознаменного ордена Суворова 3-степени полка, сбившли 581 самолет противника. В полку служили немало достойных пилотов, такие как Герои Советского Союза Л.Ф.Семенов (еще за финскую кампанию), С.Ф. Долгушин, С.В.Макаров, А.П.Торголюк, М.П.Ренц, И.В.Кузнецов и другие. Фото из фронтового альбома Тимофея Ивановича Карлова Весь альбом: http://www.airforce.ru/history/ww2/photoalbum/30gviap/index.htm

Юрий: Предлагаю вырезку из городской газеты. Сам был удивлен ,т.к. не знал,что мой преподаватель техникума воевал воздушным стрелком. ДЗЕРЖИНСКОЕ В Р Е М Я 10 января 2013 Судьба. Пути-дороги стрелка-радиста Алексея Шемякина За два года на «летающей крепости» - среднем бомбардировщике «бостон а-20» он совершил около 50 боевых вылетов по уничтожению важнейших стратегических объектов фашистов. И каждый раз - с риском для жизни. но ему повезло: судьба подарила Алексею долгую жизнь. В 1951 году с боевыми медалями «За отвагу», «За взятие будапешта», «За взятие берлина » двадцатипятилетним парнем он завершил армейскую службу. А до этого окончил сержантскую школу в Муроме, затем Рязанскую авиационную школу и в восемнадцатилетнем возрасте в 1944 году был направлен на службу воздушным стрелком-радистом в прославленный гвардейский 251-й авиационный полк авиации дальнего действия (адд). Полк дислоцировался в Винницкой области, позже - в Румынии (г. Рошиори-деВеде), в конце войны располагался неподалеку от Будапешта. нынче ветеран войны и труда Алексей Яковлевич Шемякин встретил свой 86-й год. а недавно принимал поздравления с бриллиантовой свадьбой… прожив в любви и согласии с супругой Глафирой Петровной шестьдесят лет, вырастили двоих детей. В Дзержинске у них трое внуков и два правнука. Фронт После окончания Рязанской авиа-школы младший сержант Шемякин получил специальность стрелка-радиста. А дальше - суровая неизвестность с коротким сухим названием «фронт». Группа молодых новоиспеченных «спецов» прибыла в штаб эскадрильи полка авиации дальнего действия, дислоцировавшейся под Винницей на аэродроме Калиновка в июне 1944-го. «Присели мы на крыльцо, оглядываемся, - вспоминает Алексей Яковлевич. - Тут к нам бравый лейтенант подкатывает - грудь в орденах: «Кто из Горького?». «Я горьковчанин!» - бодро рапортую ему. - Оказался лейтенант земляком, до войны тоже на 21-м, авиационном заводе работал. Он и предложил мне войти в состав экипажа. Так в одночасье стал я стрелком-радистом дружной семьи пилотов бомбардировщика «Бостон А-20» 251-го полка авиации дальнего действия.» Первый вылет Его тепло приняли. Самый молодой, он скоро стал душой экипажа. Спустя шестьдесят лет Алексей Яковлевич всех до единого помнит: старшего по званию и возрасту - сорокалетнего командира, земляка-горьковчанина Ивана Ефимовича Прончатова, летчика Льва Михайловича Журавлева, штурмана-бомбардира Андрея Лапшукова, стрелка-радиста Николая Клюева, хвостового стрелка Рахмиля Айзиковича Шера. Тогда этим парням всего-то немногим за двадцать и тридцать было, а Алексею и того меньше - восемнадцать с хвостиком. Шемякин никогда не испытывал тягу к небу, но вот случилось, что с первого знакомства буквально влюбился в самолет. Все нравилось ему в кабине стрелка-радиста: вороненые пулеметы, новенькие приемник и передатчик, переговорное устройство, кислородный аппарат, бронеплита. Он просиживал там часами, пробуя в работе аппаратуру, проверяя, легко ли поворачивается в турели пулемет, устойчиво ли закреплен прицел. В первый вылет бомбили объекты венгерского городка Веспрем неподалеку от озера Балатон, оккупированного немцами. Молодой стрелок-радист чувствовал себя в воздухе великолепно. Хорошо ориентировался на местности, умело работал на радиостанции, неплохо стрелял по атакующим их бомбовоз фашистским стервятникам. Вылетали вечером, на аэродром возвращались под утро. Вражеские объекты бомбили по ночам с высоты в тысячу четыреста метров. Как говорит Алексей Яковлевич, ему удалось принять участие в пятидесяти удачных вылетах - это когда на аэродром возвращались без бомб. Были и не самые удачные - краснозвездную «летающую крепость» враг встречал шквальным огнем.

Admin: Сегодня на 96-м году жизни скончался ветеран Великой Отечественной войны, механик легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман» - Пономаренко Василий Лаврентьевич. Василий Лаврентьевич начал свой боевой путь в 489 истребительном авиационному полку, потом вошел в состав сформированной эскадрильи «Нормандия» (вторая часть названия была присвоена, когда авиаторы прославились в бою при форсировании реки Неман). С гордостью и теплом вспоминал русский ветеран о российско-французском братстве по оружию. Василий Лаврентьевич внес весомый вклад в общую победу над фашизмом. Он был награжден почти двумя десятками боевых советских и зарубежных орденов и медалей. Среди них и французский Орден почетного легиона. Выражаем искренние соболезнования родным и близким! Светлая память фронтовику! Представительство МИД России в Омске Régiment de Chasse 2/30 Normandie Niémen

Admin: Как русский парень французов воевать учил. На наших самолётах... Время неумолимо, редеют ряды фронтовиков Великой Отечественной. Мало осталось и тех интернационалистов, которые плечом плечу с воинами Советской армии сражались против фашистской Германии, тем самым приближая освобождение стран Европы. О своих боевых французских соратниках из авиаполка «Нормандия-Неман» вспоминает омич Василий Пономаренко. В прошлом году, когда Василий Лаврентьевич отметил 90-летний юбилей, французский консул вручил ему высшую награду Франции – орден Почётного Легиона. Это стало очередным признанием заслуг ветерана, награждённого почти двумя десятками боевых советских и зарубежных орденов и медалей. За год до войны Василия Пономаренко, паренька из села Богдановка Кормиловского района, призвали в Красную армию. Служба началась в военном училище, дислоцировавшемся в украинском городе Умань, где готовились специалисты, обслуживающие авиационную технику. Занятия длились один год, сержант Пономаренко при выпуске получил профессию авиамеханика. Его зачислили в 489 истребительный авиационный полк, который располагался неподалёку от места обучения, в Виннице. Здесь пришлось в числе первых пережить бомбёжки немецких люфтваффе. По счастливой случайности авиаполк сохранил боеспособность, крылатые «ястребки» перебазировались по мере наступления немцев, долетев до Кавказа. А дальше - через Каспийское море, Среднюю Азию и Сибирь, пока полк в 1942 году не оказался в городе Иваново. Там был развёрнут крупный учебный центр, испытательный полигон которого включал в себя несколько аэродромов. По договорённости генерала де Голля, возглавившего французское сопротивление, с советским правительством, в конце ноября 1942 года в Иваново и стали готовить французов лётному делу. Для переобучения им предложили несколько типов самолётов – английские, американские «аэрокобры» и наши ЯК-3. Асы Европы, на счету которых было по нескольку сбитых фашистских самолётов, отдали предпочтение нашим авиамашинам. Сформированная эскадрилья, состоящая поначалу из 15 единиц авиатехники, называлась «Нормандия», вторая часть названия была присвоена, когда авиаторы в то время уже полка из 80 боевых единиц прославились в бою при форсировании реки Неман. Василий Лаврентьевич дал высокую оценку профессионализму французов, с которыми наши авиамеханики быстро сдружились, а незнание языка компенсировалось постоянным присутствием переводчиков. С доброй улыбкой он вспомнил актёра Алексея Смирнова, воплотившего экранный образ авиамеханика в фильме «В бой идут одни «старики». Памятен нашему земляку и фильм «Нормандия-Неман», в одном из эпизодов которого француз по ошибке сбивает советского лётчика. Был такой случай, но он разбирался в лётном составе, авиамеханики выполняли свои задачи, сводившиеся к безупречной подготовке самолётов к бою. Кстати, воевали французы на самолётах, выпускаемых в Омске и Новосибирске. Механику Пономаренко достался первый французский лётчик по фамилии Предциози, к несчастью сбитый в бою в августе 1943 года. Тяжело переживали совместные потери и русские, и французы, которых связало боевое братство. По каждому смертельному случаю прибывал комдив, чтобы лично выразить соболезнование. А вот со вторым своим подопечным у Василия языковых проблем не было – Константин Фельдзер оказался из семьи российских евреев, эмигрировавших во Францию. Перед концом войны был сбит и его самолёт, но каким-то образом Костя вырвался из немецкого плена и пробрался в Париж. Хотел вновь вернуться в ставший родным авиаполк, но Германия уже к тому времени капитулировала. А встреча Василия Пономаренко с Константином Фельдзером в Париже всё же состоялась, когда наш земляк сопровождал французских лётчиков, вылетевших домой на советских самолётах. Это был дар правительства СССР, состоявший из новеньких крылатых машин, только что изготовленных на наших предприятиях. После демобилизации в 1945 году старшина Василий Пономаренко из Кормиловки переехал в Омск, немного поработал школьным учителем, а затем связал свою судьбу с электротехническим заводом, которому позднее присвоили имя Карла Маркса. Окончил авиационный техникум им. Жуковского, работал мастером, потом начальником цеха. Когда сформировалось Центральное конструкторское бюро автоматики, возглавлял там службу по технике безопасности до ухода на пенсию. Василий Лаврентьевич остался одним из немногих ныне живых членов Совета авиаполка «Нормандия-Неман». Объединённая городская организация «Совет ветеранов и пенсионеров» приняла решение разместить его портрет на ветеранской Аллее славы. http://blagoletie.ru/stand/130



полная версия страницы