Форум » История специальности младшего авиаспециалиста » Летчики - выпускники ШМАС и ВАШМ » Ответить

Летчики - выпускники ШМАС и ВАШМ

Admin: Сначала он был авиамехаником, но вскоре молодой солдат обратил на себя внимание своими способностями и желанием летать... Кто из нас, выпускников ШМАС и ВАШМ, не мечтал стать летчиком? Были ли герои, удостоенные наград, среди авиамехаников и мотористов, воздушных стрелков-радистов? Не знаю...А вот среди летчиков, бывших мотористов и авиамехаников, много...

Ответов - 25

Admin: БАДЮК МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Родился в 1920 году в селе Чугуевка. Окончил школу младших авиационных специалистов Тихоокеанского флота. С мая 1942 г. на фронте старшим воздушным стрелком - радистом 9-го Гвардейского минно - торпедного авиационного полка. К концу 1943г. в составе экипажа торпедоносца совершил 86 боевых вылетов, участвовал в потоплении 12 транспортов врага. Имя воздушного снайпера радиста М.М.Бадюка хорошо знали моряки, пехотинцы и авиаторы Северного моря. В летной книжке Михаила Михайловича Бадюка записано: "За период боевых действий во время Великой Отечественной войны совершил восемьдесят шесть боевых вылетов на постановку мин, бомбардировку побережья, на торпедирование вражеских кораблей в Баренцевом море. Провел двадцать семь воздушных боев, в которых лично сбил семь самолетов врага". 22 февраля 1944г. за проявленное мужество и отвагу Михаи-лу Михайловичу Бадюку было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны М.М.Бадюк продолжил военную службу в авиации ВМФ. Проживал в городе Ростове-на-Дону. Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, 3-мя орденами Отечественной войны 1-ой степени, медалями. http://mo.primorsky.ru/chuguevsky/print.php?id=75 Бадюк Михаил Михайлович — старший воздушный стрелок-радист 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, гвардии старшина. Родился 3 января 1920 года в селе Чугуевка (ныне Чугуевского района Приморского края) в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1939 году окончив Благовещенское речное училище, работал начальником радиостанции порта Байкал Слюдянского района Иркутской области. В Военно-Морском Флоте с 1939 года. В 1940 году окончил школу младших авиационных специалистов Тихоокеанского флота. В боях Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Старший воздушный стрелок-радист 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (5-я минно-торпедная авиадивизия ВВС Северного флота) гвардии старшина Бадюк М.М. к концу 1943 года в составе экипажа торпедоносца (командир – Герой Советского Союза Балашов В.П., штурман Уманский В.П., воздушный стрелок Емельяненко) совершил 86 боевых вылетов на постановку мин, бомбардировку аэродромов противника, разведку кораблей в Баренцевом море. Участвовал в потоплении 12-и транспортов врага, сбил вражеский самолёт. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за боевые подвиги, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Бадюку Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2760). В 1944 году М.М. Бадюк окончил военную школу лётчиков первоначального обучения ВВС ВМФ, в 1946 году — Ейское военное авиационное училище, в 1955 году — Военно-воздушную академию. Служил в авиации ВМФ СССР. С 1962 года майор Бадюк М.М. — в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Ростове-на-Дону, где работал мастером в педагогическом институте и в институте сельскохозяйственного машиностроения. Скончался 25 марта 1993 года. Награждён орденом Ленина, Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. Бюст М.М. Бадюка, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области (автор Э.И. Китайчук). http://vkmtuci.edu.mhost.ru/svjaz/svjaz2h9.htm

Admin: Шмельков Николай Иванович - Герой Советского Союза Лётчик-истребитель отдельной истребительной авиационной эскадрильи добровольческой авиационной группы в войсках республиканской Испании, лейтенант. Родился 5 мая 1912 года на станции Селиваново ныне Владимирской области в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года. В 1914 году семья переехала на новое место работы станцию Тулун (ныне город в Иркутской области). С В 1930 году окончил школу фабрично-заводского ученичества в Нижнеудинске, после чего уехал в город Сестрорецк (Ленинградская область). Работал учеником токаря на инструментальном заводе. В 1930 году добровольно пошёл служить на Балтийский флот. Окончил 8-ю школу авиационных мотористов Балтийского флотского экипажа, затем был направлен в школу летчиков. В 1932 году окончил Луганскую военную школу летчиков имени Пролетариата Донбасса. В 1933—1936 годах служил в авиационных частях на Украине. Был командиром звена 109-й эскадрильи 36-й истребительной авиабригады Киевского военного округа. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 годов. В октябре 1936 года в числе первой группы советских летчиков-добровольцев, возглавляемой Я.В. Смушкевичем, прибыл в Испанию. Вместе с лётчиками-истребителями С. П. Денисовым, И. И. Копец, И. А. Лакеевым, П. В. Рычаговым и другими он участвовал в воздушной обороне Мадрида. В небе Испании лейтенант Шмельков совершил 66 боевых вылетов на И-15. В воздушных боях сбил 4 самолета противника лично и 2 в группе, был ранен. В январе 1937 года лётчик отбыл на Родину для лечения и отдыха. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 31 декабря 1936 года за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм лейтенанту Шмелькову Николаю Ивановичу присвоено звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" (N 25). После отдыха и лечения Н. И. Шмельков был направлен на Высшие авиационные курсы усовершенствования командного состава при Липецкой авиашколе. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва по Липецкому избирательному округу Воронежской области. В 1938 году, по окончании учебы, был назначен командиром 54-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа. В период советско-финской войны полковник Шмельков, командуя бригадой, вновь проявил отвагу и мужество, воинское умение. 21 марта 1940 года награжден орденом Красного Знамени. На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Командовал 145-м истребительным авиаполком (ВВС 14-й армии, Карельский фронт) прикрывавшим мурманской направление. Летал на И-16, одержал несколько побед. Позднее был заместителем командира 1-й смешанной авиационной дивизии. Находясь на аэродроме, он был контужен при бомбежке. После кратковременного пребывания в госпитале и учёбы на курсах усовершенствования командного состава (КУКС) в Военно-Воздушной академии Шмельков вернулся к строевой службе. Получил назначение заместителем командира 5-й запасной авиационной бригады Сибирского военного округа, а с октября 1942 года командовал 297-й истребительной авиационной дивизией Забайкальской армии ПВО. С июля 1944 года полковник Шмельков вновь на фронте. В качестве заместителя командира 234-й истребительной авиационной дивизии, он участвовал в разгроме фашистов в Белоруссии, Польше, на территории Германии. Его авиационная дивизия отмечается почётным наименованием Мозырская и Орденом Суворова 2-й степени. В воздушных боях лично сбил пять фашистских самолётов. Весной 1945 года в очередном воздушном бою в районе Берлина истребитель полковника Н. И. Шмелькова был подбит зенитной авиацией. Это был последний его боевой вылет. Всего за три войны полковник Шмельков уничтожил 18 самолетов противника. В 1945 году по состоянию здоровья полковник Шмельков был уволен в запас. Вернулся на родину, во Владимирскую область. Умер 24 марта 1967 года. Похоронен в посёлке городского типа Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области, где его именем названа улица, и в память о нём установлена мемориальная доска. Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалями. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1177

Admin: Якуненко Александр Иванович – заместитель командира авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка (233-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), лейтенант. Родился 18 марта 1918 года в деревне Клин ныне Починковского района Смоленской области. Русский. Юность провёл в Донецкой области (Украина). Окончил 7 классов школы и ФЗУ. Работал шлифовщиком на заводе «Автостекло» в городе Константиновка (Донецкая область). В 1939 году окончил Константиновский аэроклуб. В армии с 1939 года. В 1940 году окончил Конотопскую школу младших авиационных специалистов. Служил мотористом в строевых частях ВВС. Участник Великой Отечественной войны в июне-августе 1941 – моторист 241-го штурмового авиационного полка (Западный фронт); в августе 1941-декабре 1942 – авиамеханик 198-го штурмового авиационного полка (Западный фронт). В 1943 году в 1-й учебно-тренировочной бригаде переучился на лётчика. Вернулся на фронт, где начал летать на штурмовике Ил-2. В сентябре 1943-сентябре 1944 – лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. В 1945 окончил курсы командиров авиаэскадрилий (г.Липецк). В марте-мае 1945 – командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах. Всего за время войны совершил более 104 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. За мужество и героизм, проявленные в боях, лейтенанту Якуненко Александру Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№5334). Участник войны с Японией в августе 1945 года в должности командира авиаэскадрильи 75-го штурмового авиационного полка (1-й Дальневосточный фронт). После войны продолжал службу в ВВС. С 1956 года капитан А.И.Якуненко – в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. Работал механиком на домостроительном комбинате. Умер 7 ноября 1993 года. Похоронен на кладбище посёлка Островцы Раменского района Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. http://www.zhukovskiy.ru/cms/index.php?option=content&task=view&id=3070

82-й: Супрун Степан Павлович В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1930 г. В 1930 г. окончил школу младших авиационных специалистов в Смоленске, в 1931 г. - военную школу летчиков. После окончания авиашколы служил в Бобруйске. Был командиром звена 7-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи им. Ф.Э. Дзержинского. Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в июне 1939 - январе 1940 гг. Всего за время боев в Китае он лично сбил 6 самолетов противника. По инициативе Супруна на истребители начали ставить крупнокалиберные пулеметы. Огневая мощь наших самолетов многократно возросла. Очень скоро это почувствовали на себе японские пилоты. В январе 1940 г. Супрун был отозван из Китая и вылетел в Москву. В ходе боев лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов. Ранней весной 1940 г. в составе комиссии по закупке авиатехники майор Супрун выехал в Германию. В состав делегации также входили представители ВВС РККА, которым поручили познакомиться с современным вооружением Люфтваффе и выбрать самолеты для закупки. Супрун раньше уже летал на Messerschmitt Bf.109 и мог в случае надобности сесть в кабину других немецких самолетов. Знакомил советскую делегацию с продукцией немецких фирм известный летчик времен I-й Мировой войны Эрнст Удет[6], благодаря которому нашей делегации были показаны почти все достижения немецкой современной авиационной техники. На аэродроме в Ростоке комиссии представили новый истребитель Heinkel Не.100 Супрун, осмотрев этот самолет, попросил разрешения на полет. Представители фирмы «Хейнкель» пытались отговорить пилота, но, убедившись, что Супрун отлично разбирается в деле, разрешили лететь. Авиаконструктор Хейнкель[7] вспоминает: «Это был высокий, статный мужчина. Перед первым полетом на Хе-100, самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда-либо летал, он имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших летчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять ее по небу, выполняя такие фигуры, что мои летчики почти онемели от удивления[8]». Когда Супрун приземлился, техники, механики, инженеры подхватили пилота на руки и донесли к аэродромному казино. Немецкие пилоты признались, что в этом вылете они впервые увидели такие высокие летно-технические возможности их самолета. 20.05.40 г. майор Супрун Степан Павлович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 461. http://www.geroi.apifarm.ru/doc/3/3/1 "Сегодня мы вспоминаем дважды Героя Советского Союза летчика С.П.Супруна, павшего в этот день 1941 года. Он родился 20 июля 1907 года на Украине в селе Речки. Окончив школу младших авиационных специалистов и военную школу пилотов с 1931 г. служил летчиком-испытателем. В 1939-40 гг. Супрун находился в Китае, где командовал группой истребителей, которая прикрывала важные объекты от налетов японской авиации. В воздушных боях сбил 6 самолетов противника. За успешное выполнение правительственного задания и проявленное при этом мужество и героизм в 1940 г. Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза. После возвращения из Китая в январе 1940 г. Супрун работал в НИИ ВВС, где испытывал новые истребители И-21, И-26 (Як-1), МиГ-1, ЛаГГ-1 (всего освоил 140 типов самолетов). В марте 1940 г. он был членом советской комиссии, посетившей авиастроительные фирмы Германии, встречался с Э.Хейнкелем и В.Мессершмиттом. Немецкий авиаконструктор Хейнкель позже вспоминал: "Это был высокий, статный мужчина. Перед первым полетом на Хе-100, самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда-либо летал, он имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших летчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять ее по небу, выполняя такие фигуры, что мои летчики почти онемели от удивления". Немецкие пилоты признались, что в этом вылете они впервые увидели такие высокие летно-технические возможности их самолета. С началом Великой Отечественной, войны подполковник Супрун командовал авиационным полком, сформированным из летчиков-испытателей, который с июня 1941 г. участвовал в боях на Западном фронте как истребительный авиационный полк особого назначения. В первом же бою 1 июля Супрун сбил вражеский самолет-разведчик. Вечером вылетел во второй раз, уничтожив еще один вражеский самолет. Лишь за 2 и 3 июля летчики полка под его командованием сбили 8 самолетов противника, нанесли штурмовой удар по переправе через Березину и по вражескому аэродрому, на котором сожгли 17 самолетов, склады с горючим и боеприпасами. Супрун участвовал во многих боевых вылетах полка, неоднократно вступая в бой с превосходящими силами противника. 4 июля 1941 г., совершая четвертый за день вылет, летчик в одиночку вступил в бой против шести немецких истребителей, но был сбит, успев уничтожить одну из вражеских машин. Опытному пилоту удалось посадить горящий самолет на поляне у опушки леса, но из кабины он выбраться не успел – самолет взорвался. Местные жители пытались помочь пилоту, но безжалостное пламя не выпустило его из своего плена. В синей дымящейся гимнастерке он неподвижно сидел в открытой кабине, пальцы левой руки сжимали рычаг управления. Возле обугленной, спекшейся раны на груди мерцала звезда героя… За этот подвиг, а также за умелое руководство полком при отражении атак авиации противника Супрун был удостоен второй медали "Золотая Звезда"." Русская линия http://www.rusk.ru/fsvod.php?date=2007-07-04

Admin: Груздин Александр Иванович (18. 5. 1903 - 16. 6. 1943) Герой Советского Союза 26.11.1941 ( медаль № 520) Родился 18 мая 1903 года в городе Риге в семье рабочего-садовника. Латыш. Окончил 4 класса. С 14 лет начал трудиться. Был чернорабочим, землемером, подручным слесаря. В Красной Армии с 1923 года. Окончил Севастопольскую школу авиамотористов, Ленинградскую военно-техническую авиационную школу. Служил мотористом, техником, инженером авиационного отряда. В 1932 году был по болезни демобилизован, работал инженером эскадрильи Батайской авиационной школы пилотов ГВФ. С 1934 года Груздин жил в Москве, работал в Аэрофлоте, водил транспортные самолёты на линиях ГВФ. Перевозил почту, пассажиров, различные грузы. Инженер-пилот 1-го класса. В составе особой авиационного группы ГВФ Груздин участвовал всоветско-финляндской войне 1939 – 1940 годов. С началом Великой Отечественной войны Аэрофлотом было сформировано 2 авиационных соединения: Московская авиационная группа особого назначения и особая авиационная группа связи. Груздина зачислили в состав 1-й эскадрильи Московской авиагруппы. Гражданская авиация обслуживала фронтовые части и партизанские отряды, осуществляла разведку и бомбардировку сил противника, выполняла воздушно-десантные операции. В начале войны, будучи командиром транспортного самолёта ПС-84, Груздин получил приказ доставить группу парашютистов на оккупированную территорию Литвы, в район города Каунаса. В этом районе противником было создано несколько поясов противовоздушной обороны. Груздин пошёл на хитрость. Он приказал бортмеханику нарушить синхронность оборотов двигателей. В результате их звуки стали похожими на работу немецких бомбардировщиков, и самолёт Груздина был не тронут фашистскими зенитками. Десант был выброшен в точно назначенном месте. В августе 1941 года Груздину было поручено выбросить ещё одну группу парашютистов в новом районе, сильно защищёнными зенитными средствами противника. Во время полёта он заметил, что впереди в метрах 50-и идёт немецкий самолёт. Когда зенитки открыли огонь, с борта немецкого самолёта вниз полетели 3 ракеты. Это был пароль: «Я свой». На борту самолёта Груздина тоже были ракеты. Он тут же тоже стал «своим» и пролетел над поясом обороны невредимым. К ноябрю 1941 года Груздин совершил 27 успешных боевых полётов в глубоких тыл противника ночью и в сложных метеорологических условиях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Александру Ивановичу Груздину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 520). И снова были задания. При выполнении их Груздину не раз приходилось прорываться через заградительный огонь противовоздушной обороны врага, уходить от фашистских истребителей. Однажды, вернувшись от партизан, Груздин обнаружил в своей машине более 100 пробоин. 10 марта 1942 года за успешное выполнение специального задания приказом начальника Центрального штаба партизанского движения Груздину и всему экипажу самолёта ПС-84 была объявлена благодарность. Груздин Александр Иванович – пилот 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ, старший лейтенант. В октябре 1942 года было заключено соглашение между британским и советским правительством на поставку 200 бомбардировщиков Armstrong Whitworth A.W.41 «Albermarle». Самолёт явно не вызывал восторга у английских лётчиков. Затянутый взлёт, вялое маневрирование и в воздухе, и на земле, плохой обзор из пилотской кабины вбок (при рулении по аэродрому приходилось ставить кого-то из членов экипажа у верхнего блистера, чтобы руководить действиями пилота) отнюдь не прибавляли ему популярности. Неудачно скомпоновали кабину: чтобы дотянуться до управления щитками или шасси, летчику приходилось опускаться ниже уровня козырька, что было довольно опасно при взлете. Очень плохо «Албемарл» летел на одном моторе - лишь при форсировании двигателя можно было удержать высоту. История с поставкой из Великобритании в СССР «Харрикейнов» и «Томагавков» повторялась. Англичане не только не торопились помочь союзнику, практически в одиночку сражающемуся с общим врагом, но, пользуясь моментом, попросту подсовывали залежалый и некондиционный товар. Однако это выяснилось значительно позже. Перегонщиков набрали из числа очень опытных специалистов 1-й транспортной авиадивизии. Все экипажи состояли из офицеров. Для их переподготовки в январе 1943 года англичане сформировали специальную 305-ю учебную часть на авиабазе Эррол близ города Данди в Шотландии. Перед отбытием в Англию советских лётчиков кратко ознакомили с иностранной авиатехникой. На «Бостонах» в Йошкар-Оле их обучили технике взлёта и посадки на самолётах с носовой стойкой шасси (на советских машинах тогда ещё не применявшейся). 11 января 1943 года в Данди прибыли первые 3 советских пилота и 3 бортмеханика, а два дня спустя в Эррол прилетели первые 2 «Албемарля». Самолёты собирались перегонять по очень рискованному маршруту через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море, через зону действий истребителей противника. Предстоял долгий путь на большой высоте, чтобы избежать перехвата. Для этой цели «Албемарлы» в Англии специально дорабатывались. В основном это касалось мотоустановки и маслорадиаторов, нужно было обеспечить длительный подъём перегруженного горючим самолёта на высоту. Программа переподготовки наших пилотов в Шотландии была довольно краткой. По 2 полёта с инструктором днём, ещё 2 ночью плюс 4 самостоятельных и всё. «Языковый барьер» обходили, как умели, выучив несколько десятков основных терминов и стандартные фразы для общения с инструкторами и руководителями полётов на контрольной вышке. 3 марта 1943 года первый «Албемарль» вылетел из Эррола и утром следующего дня спустя 9 часов тяжелейшего полёта приземлился на Внуковском аэродроме. В Советском Союзе самолёт подвергли тщательным испытаниям. Заключение было неутешительным. Английские машины значительно уступали и отечественным дальним бомбардировщикам, и транспортным самолётам ПС-84. Большое количество недостатков выявилось и в ходе эксплуатации первых прибывших «Албемарлей» в войсковых частях. Машины разделили поровну между транспортной авиацией, находившейся в двойном подчинении ГВФ и ВВС, и авиацией флота. Обычно эти самолёты возили срочные грузы. Поскольку лётчики-перегонщики должны были совершить несколько рейсов, их опять отправили в Шотландию. Новым же экипажам, получившим незнакомые машины, пришлось осваивать их самостоятельно. Машина получила обидную кличку «обормот», и советские летчики отзывались о ней ничуть не лучше, чем английские. Надежность самолёта оставляла желать лучшего, почти ни один рейс не обходился без неприятностей. Ознакомившись с результатами первых недель эксплуатации «Албемарля» в нашей стране, комиссия под руководством маршала авиации Астахова рекомендовала отказаться от их дальнейшей приёмки или, по крайней мере, серьёзно модифицировать. В мае 1943 года перегонку самолётов приостановили, хотя перегонщики и продолжали тренировки в Шотландии. 16 июня 1943 года капитан Груздин Александр Иванович разбился во время тренировочного полёта в горах Шотландии вместе с экипажем и английскими инструкторами. http://sammler.ru/index.php?s=08833d5c9333594f47651757c7ac6b57&act=Print&client=printer&f=388&t=22856

82-й: Белогуров Александр Иванович Родился в 1914 г. в селе Времевка Донецкой области в семье крестьянина. Украинец. Окончил школу специалистов сельского хозяйства. Работал зоотехником в колхозе. В 1936 г. был призван в РККА. Служил в ВМФ. В 1937 г. окончил Объединенную школу младших авиационных специалистов. Участвовал в советско-финской войне. Летал в составе 57-го скоростного бомбардировочного авиаполка 8-й баб ВВС БФ. Был стрелком-радистом в экипаже лейтенанта Пинчука. 2.02.40 г. во время возвращения из разведывательного полета, над о. Суурсари, его самолет был атакован финским истребителем. Он был серьезно поврежден и загорелся. Однако летчику все-таки удалось его посадить на лед. Затем экипаж лейтенанта Пинчука, совершивший вынужденную посадку в зоне действия финских береговых батарей, был найден и вывезен на свой аэродром[1]. 7.02.40 г. младший командир Белогуров Алексей Иванович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 273. Член ВКП(б) с 1940 г. В 1940 г. поступил в Военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского[2], которое окончил весной 1941 г. и получил назначение в 66-ю эскадрилью 40-го бап ВВС Черноморского флота. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был летчиком 40-го бап ВВС ЧФ. Совершил несколько десятков боевых вылетов на Пе-2 на бомбардировку транспортов и портов противника на Дунае, боевой техники в районе Одессы. 2.09.41 г. во время возвращения с боевого вылета в районе Херсона лейтенант Белогуров был сбит, но смог воспользоваться парашютом, и попал в плен. Бежал и вернулся в родное село. Организовал подпольную группу. Был схвачен фашистами и приговорен к смертной казни. 3.07.42 г. был казнен. 7.05.67 г. Указом Президиума ВС СССР Белогуров Александр Иванович был посмертно награжден медалью «За отвагу». http://www.geroi.apifarm.ru/doc/5/4/1

82-й: Птухин Евгений Саввич В 1918 г. добровольцем вступил в РККА. Член РКП(б) с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Воевал на Южном фронте, был мотористом 3-й Московской авиагруппы. Участвовал в боях на Польском фронте и в разгроме барона Врангеля. В 1922 г. окончил школу мотористов, а в 1924 г. - военную школу летчиков. Служил во 2-й эскадрилье им. Дзержинского. Был командиром звена, эскадрильи. Затем командовал 142-й авиабригадой Белорусского военного округа, дислоцированной в Бобруйске. Приказом наркома обороны СССР по личному составу армии от 28.11.35 г. № 2488, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.09.35 г. «О введении персональных военных званий начальствующего состава РККА» Птухину было присвоено воинское звание комбриг. Первым в бригаде освоил истребитель И-16. В мае 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке он был награжден орденом Красной Звезды. В том же году по результатам окружных маневров приказом наркома обороны был премирован легковым автомобилем. Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 15.05.37 по 25.02.38 гг. под псевдонимом «генерал Хосе». Командовал истребительной группой республиканских ВВС. Принимал участие в Брунетской операции. Затем был главным советником командующего республиканской авиацией на Мадридском, Арагонском и Теруэльском фронтах. Был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. 4.06.37 г. сбил истребитель «фиат» в группе. На сеговийском направлении… во время патрулирования были обнаружены и атакованы «фиаты». В последовавшем воздушном бою звено командира группы Евгения Птухина сбило 1 «фиат»[2]. 9.07.37 г. в паре с Божко Петровичем над Мадридом сбил новейший немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109. Вскоре в одном из воздушных боев Птухин сбил новейший немецкий бомбардировщик Heinkel Не.111. Вскоре после возвращения на родину комбриг Птухин был назначен командующим ВВС Ленинградского военного округа. 22.02.38 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание комкор. Он также был награжден юбилейной медалью «ХХ лет РККА». Участвовал в советско-финской войне. С января 1940 г. был командующим ВВС Северо-Западного фронта[6]. За храбрость и отвагу 68 летчиков ВВС Северо-Западного фронта были удостоены звания Героя Советского Союза. 21.03.40 г. за умелое руководство действиями авиации, нанесшей большой урон противнику при прорыве укрепленной линии Маннергейма комкору Птухину Евгению Саввичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 244.4.06.40 г. комкору Птухину было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. В июне 1940 г. он был назначен командующим ВВС Киевского особого военного округа. Округ был самым мощным в СССР. Под командованием Птухина были сосредоточены огромные силы. В 11 авиадивизиях округа насчитывалось 39 авиаполков (17 истребительных, 15 бомбардировочных, 5 штурмовых и 2 разведывательных), имевших в своем составе более двух тысяч самолетов. http://www.geroi.apifarm.ru/doc/5/5/21

82-й: Фирсов Илья Петрович В РККА с 1927 г. Окончил школу младших авиационных специалистов, служил авиатехником. Член ВКП(б) в 1931 г. Окончил 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге. Служил в бомбардировочной авиации. Был командиром звена, а затем командиром эскадрильи. Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 80-го сбап 10-й сбаб ВВС 9-й армии. К марту 1940 г. совершил 91 боевой вылет на бомбардировку войск противника, его оборонительных сооружений и аэродромов, нанеся врагу большой урон. За короткий срок эскадрилья совершила 660 боевых вылетов, в т.ч. 20 ночных в трудных метеорологических условиях. Командир эскадрильи майор Фирсов ежедневно сам совершал по 5–6 вылетов[2]. 21.03.40 г майору Фирсову Илье Петровичу было присвоено звание Герой Советского Союза. В 1940 г. поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Командовал бомбардировочным авиаполком, а затем дивизией на Западном фронте. 14.08.43 г. при выполнении боевого задания самолет полковника Фирсова был сбит над территорией противника. Именем Героя названа улица в селе Нижний Мамон. http://www.geroi.apifarm.ru/doc/5/5/30

82-й: Губрий Алексей Антонович Родился 12.02.07 г. в Одессе в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу. Работал мотористом. Призван в РККА в 1928 г. Был направлен в Учебный отряд Черноморского флота. Окончил школу младших специалистов, получив специальность судового машиниста. Служил авиамотористом в Севастополе. В 1932 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1935 г. - Военную школу морских летчиков и летнабов им. Сталина. В 1935-38 гг. служил летчиком-инструктором в военной школе морских летчиков и летнабов им. Сталина в Ейске. За это время он воспитал десятки морских летчиков, в т.ч. и будущего Героя Советского Союза Савченко[1]. С февраля 1939 г. - помощник командира 18-й морской ближней разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота. Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира 18-й морской ближней разведывательной авиационной эскадрильи ВВС БФ. Совершил 22 боевых вылета на разведку, штурмовку наземных войск противника и бомбардировку военных объектов во вражеском тылу. За время боев эскадрилья потерь материальной части и личного состава не имела. 21.04.40 г. капитану Губрию Алексею Антоновичу было присвоено звание Герой Советского Союза.Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Бюст Героя установлен на Аллее героев в г. Симферополе. http://www.geroi.apifarm.ru/doc/5/7/3

82-й: Тихонов Василий Гаврилович В РККА с 1930 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1931 г. окончил школу младших авиационных специалистов, в 1932 г. – Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1933 г. – 14-ю Энгельсскую военную школу пилотов. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи 22-го дальнебомбардировочного авиаполка. В августе 1941 г. участвовал в бомбардировках Берлина. 18.08.41 г. в третьем вылете на Берлин Тихонов взял на внешнюю подвеску одну ФАБ-500, а ФАБ-100 и ЗАБ-50 загрузил в бомболюки. 16.09.41 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Тихонову Василию Гавриловичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 515. http://www.geroi.apifarm.ru/doc/6/10/5

Admin: Васильев Алексей Александрович Герой Советского Союза Родился 18 февраля 1919 года в деревне Стародворье Ломоносовского района Ленинградской области в семье крестьянина. Окончив 7 классов, поступил в Ленинградский проммехтехникум. Работал шлифовальщиком на станкостроительном заводе и одновременно учился в 4-ом объединённом Ленинградском аэроклубе. В 1939 году Алексея Александровича призывают в ряды Красной Армии, и до марта 1940 года он служит мотористом в ШМАС. В 1940 году поступает в Саратовскую ВАШП и через год оканчивает её. С первого и до последнего дня сражается А.А. Васильев на фронтах Великой Отечественной войны. Начал пилотом тяжёлого бомбардировщика 7-го тбап и закончил заместителем командира эскадрильи 340 бап 54-ой авиационной дивизии 4-го гвардейского авиационного корпуса 18-ой воздушной армии. К концу декабря 1944 года старший лейтенант А.А. Васильев совершил 260 боевых вылетов, из них 237 ночью. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года старшему лейтенанту Васильеву Алексею Александровичу за проявленное мужество и героизм при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза. А.А. Васильев участвовал в боях с Японией. За годы войны совершил 300 боевых вылетов. Оказывал интернациональную помощь в Югославии и Чехословакии. После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил высшие офицерские лётно-тактические курсы. До 1970 года командовал авиационным полком. С 1970 по 1979 год – руководитель полётов НПО «Взлёт» в г. Солнцеве Московской области. С 1979 года – в запасе. Полковник А.А. Васильев награждён 7-ю орденами и 30-ю медалями. Умер 30 сентября 1985 года. Захоронен на Аллее Героев Кунцевского кладбища г. Москвы. http://svvaylvi.narod.ru/heroy/vasilev.html

Admin: Харламов Григорий Иванович (1908 - 18. 2. 1952) Герой Советского Союза ...В 1930 году Григория Харламова призвали в армию. Об авиации он даже не мечтал, но попал именно в неё. Его направили сначала в авиапарк, где он окончил годичную школу авиамотористов, а затем в авиаотряд, где он продолжил службу младшим авиаспециалистом. После армии Харламов устроился на работу авиатехником в один из аэроклубов столицы. Здесь без отрыва от основной работы в 1938 году он окончил школу лётчиков-инструкторов и стал обучать молодежь лётному мастерству. На этой работе его и застала Великая Отечественная война. Уже в июне 1941 года он вторично был призван в армию. Но вместо фронта, куда стремился, Харламов был назначен лётчиком-инструктором по подготовке лётных кадров сначала в школу пилотов первоначального обучения, а затем в запасной авиационный полк... http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6908

Юрий: Сегодня перечитывал книгу А. Покрышкина "Небо войны". И оказывается, что он закончил военную школу авиационных техников и служил в авиации техником самолета. см.биографию click here. Всеми силами стремился стать летчиком и стал им. Сбил 59 вражеских самолетов ,Трижды Герой Советского Союза.Маршал авиации. click here

майор В.Богданов: Стародубов Николай Андреевич член Житомирского областного отделения УФСГВ и ВЗС. Родился 9 марта 1923 года. Образование – более высоко. Закончил – Серпуховскую авиационную школу механиков, Ртищивское начальное училище летчиков и Чкаловское военное авиационное училище летчиков. Участник Великой Отечественной войны. Боевая деятельность началась 7 июля 19в 43 году на Орловско–курзский дуге в 176-ому истребительному полку на должности механика самолета Як-1. Уже 17 июля 19в 43 году в ходе бомбардировки немецкой авиацией аэродрома базирования полка был тяжело раненный. После выздоровления, продолжил службу. Был задействованным для обслуживания американских самолетов «Аэрокобра». Освоил самолеты: По-2, Ут-1, Ил-2, Ил-10, планер Ц-25. Полковник в отставке. Закончил службу – начальником штаба 18-й отдельной авиационной эскадрильи. Сегодня, Николай Андреевич принимает активное участие в военно-патриотическому воспитании молодежи. Награжденный орденами «Отечественная война» ІІ ст., «Богдана Хмельницкого» ІІІ ст., 22 медалями, в том числе: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «Ветеран Вооруженных Сил СССР», «Ветеран труда» но другие. http://gulvzrivoknet.ru/fotogalery.html

Юрий: НОВИКОВ Анатолий Дмитриевич 1924-1995 Лётчик-испытатель 3-го класса (1968), капитан. Родился 27 апреля 1924 года в городе Харьков (Украина). С 1926 жил в посёлке Вишневчик Винницкой области. Юность провёл в городе Проскуров (ныне - Хмельницкий) (Украина). В 1941-1942 учился в МАИ. В армии с 1942. В 1943 окончил Серпуховскую школу авиамехаников. Был авиамехаником в 26-м запасном авиационном полку. В 1946 - авиамеханик в Кировабадском ВАУЛ. С 1946 - в запасе. В 1952 окончил Московский авиационный институт. В 1952-1961 работал в ЛИИ старшим инженером, ведущим инженером. В 1962 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей. С мая 1962 по март 1973 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Участвовал в проведении ряда испытательных работ на вертолётах по тематике института. Имел 5 авторских свидетельств в области авиации. После ухода с лётной работы занимался конструированием в области велосипедостроения. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 25 февраля 1995 года. Похоронен в посёлке Островцы Раменского района Московской области. Награждён медалями.

Admin: Русский характер 55 лет жизни Н.Еременко связаны с магистралью. Смотришь на этого человека и диву даешься. Сколько же в нем энергии, неподдельного интереса к жизни. Сегодня Николай Дмитриевич Еременко — самый узнаваемый и самый уважаемый ветеран Смоленского отделения. Отдав служению дороге 55 лет, он два десятилетия возглавляет региональную общественную организацию ветеранов войны, труда и пенсионеров. Летчик Уже на призывном пункте на этого стройного и пружинистого паренька обратили внимание «купцы». А он, когда ему предложили стать курсантом школы младших авиаспециалистов, согласился без колебаний. Через год Еременко стал военным летчиком, командиром огневой установки самолета Ту-4. Коммуникабельного и смышленого выпускника молодые пилоты избрали комсоргом эскадрильи. А он, воодушевленный доверием коллег, взял да и поступил в вечернюю партийную школу, которую успешно окончил. Ему повезло. Николай попал в знаменитый авиаполк, командовал которым дважды Герой Советского Союза Павел Андреевич Таран. Этому подразделению командование доверяло самые трудные задания. Так, два экипажа полка отправили в Куйбышев на испытания системы дозаправки самолетов в воздухе. Еременко также участвовал в двух сверхдальних перелетах по маршруту Борисполь—Спасск Дальний. За успешные испытания системы дозаправки Николай Еременко был награжден медалью «За боевые заслуги». …Смоленские железнодорожники шефствуют над обелиском лейтенанту Герману Пискареву, что на трассе Москва— Бобруйск. Именно здесь во время ожесточенного воздушного боя погиб отважный пилот. Каждый раз, когда ветераны возлагают цветы к памятнику герою, Николай Дмитриевич кладет свой отдельный букет. И очень волнуется... http://zdr-gazeta.ru/?newsid=41396

Серый: Покрышкин Александр Иванович Покрышкин родился в Новосибирске, сын фабричного рабочего. Вырос в бедности. Но в отличие от своих сверстников больше интересовался учёбой, чем драками и мелкими преступлениями. В юношеские годы имел кличку Инженер. Он увлёкся авиацией в 12 лет, на местном авиашоу и мечта стать лётчиком никогда не покидала его после этого. В 1928 году после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930, несмотря на протесты отца он покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев. Затем он добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. Его мечта казалось вот-вот осуществится. К несчастью профиль училища был внезапно изменен и учиться пришлось на авиационных механиков. На официальные запросы о переводе на лётное отделение приходил стандартный ответ «Советская авиация нуждается в техниках». Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы, он быстро рос в должности. В декабре 1934, он стал старшим авиационным механиком 74 пехотной дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил ряд улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других вещей. В конце концов, Покрышкин обхитрил начальство: во время отпуска зимой 1938 он прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней. Это автоматически делало его годным к поступлению в лётную школу. Даже не упаковав чемодан, он сел на поезд. Он выпустился с высшими оценками в 1939, и в звании старшего лейтенанта был распределён в 55 истребительный полк. Он был в Молдавии в июне 1941, близко к границе, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня 1941, в первый день войны. Его первая воздушная схватка была катастрофой. Он подбил советский самолёт. Это был Су-2, лёгкий бомбардировщик, его пилот выжил, но стрелок был убит. Он одержал свою первую победу над прославленным Bf-109 на следующий день, когда он и его ведомый проводили разведку. 3 июля одержав ещё несколько побед, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин ясно увидел, как устарела советская военная доктрина, и начал понемногу заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв в которых участвовал он и его друзья и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления. Позже он говорил «тот кто не воевал в 1941-1942, не знает настоящей войны». Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Зимой 1941, Покрышкин, управляя МиГ-3, взлетел несмотря на грязь и дождь после того как двое других пилотов разбились, пытаясь взлететь. Его задание состояло в том чтобы определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советскими войсками. После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и ужасные погодные условия смог вернуться и доложить эту важную информацию, он был награждён Орденом Ленина. Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта чтобы освоить новый тип американского истребителя P-39 Аэрокобра. Во время тренировок, Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины. Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам. Однако высшая инстанция оправдала его. В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новая тактика для патрулирования воздушного пространства и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над Люфтваффе. В январе 1943 16 гвардейский авиаполк был послан на границу с Ираном, чтобы получить новую технику и новых пилотов. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. В этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109 во время своего первого полёта на Аэрокобре. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить 2 из 7 сбитых им самолёта. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу сбить лидера. Как он понял из опыта 1941—1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую Звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943 после расследования особистов. В феврале 1944 Покрышкин получил повышение и предложение лёгкой бумажной работы — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём старом полку в прежнем звании. Однако он не летал так много как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и очень важным орудием пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за страха его гибели в бою. Вместо полётов он провёл много времени в бункере, направляя бои своего полка по радио. В июне 1944, Покрышкин получил звание полковника и стал командовать 9 Гвардейской Авиадивизией. 19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым награждённым трижды званием Героя Советского Союза[1]. Ему было запрещено летать вместе со всеми, но иногда разрешалось. Из 65 его официальных побед, только 6 были одержаны в последние два года войны. Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта. После войны его снова и снова обходили при повышении. Только после смерти Сталина он снова оказался в фаворе и был наконец произведён в генералы авиации. Однако он никогда не занимал высших постов в авиации. Самым высоким его постом был пост главы ДОСААФ. Покры́шкин снова подвергся остракизму за свою честность и прямоту. Несмотря на сильное давление он отказался прославлять Брежнева и его роль в битве за Кубань. Покрышкин умер 13 ноября 1985 в возрасте 72 лет

Admin: Серый пишет: ...Затем он добровольно ушёл в армию и был направлен в авиационную школу. Его мечта казалось вот-вот осуществится. К несчастью профиль училища был внезапно изменен и учиться пришлось на авиационных механиков. На официальные запросы о переводе на лётное отделение приходил стандартный ответ «Советская авиация нуждается в техниках». Выпустившись в 1933 году из Пермской военно-технической школы, он быстро рос в должности. В декабре 1934, он стал старшим авиационным механиком 74 пехотной дивизии . Он оставался в этой должности до ноября 1938 года. Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил ряд улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других вещей... Насколько мне известно из других источников, Покрышкин окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, а не школу авиамехаников: ...Покрышкин Александр Иванович - лётчик-истребитель; первый трижды Герой Советского Союза родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 года. В 1928 году окончил 7 классов школы. Работал кровельщиком. После окончания ФЗУ работал слесарем-лекальщиком на заводе. В РККА с 1932 года. В 1933 году окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, в 1934 - Ленинградскую военно-теоретическию авиашколу. Служил техником звена связи 74-й стрелковой дивизии, дислоцировавшейся в Краснодаре. Одновременно учился в Краснодарском аэроклубе. Написал 40 рапортов командирам, главкому ВВС, наркому обороны, пока не был направлен в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова, которую с отличием окончил в 1939 году. Направлен служить в 55-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа. В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3... http://www.pobeda.ru/content/view/4085/ http://www.peoples.ru/military/hero/alexandr_pokryshkin/ Выпускник военной школы авиационных техников, в отличии от выпускника ШМАС или ВАШМ, техник-офицер, а не рядовой или сержант.

Серый: Уважаемый Админ, инфу брал из Википедии,но для достоверности на следующей неделе заеду в Музей Покрышкина, он как раз минут 15 езды от места моей работы, может там что прояснят?

Прапор: Левин Григорий Тимофеевич (2. 8. 1917 - 29. 10. 2008) Герой Советского Союза Даты указов 1. 18.08.1945 ( медаль № 8788) Левин Григорий Тимофеевич - командир эскадрильи 565-го штурмового авиационного полка 224-й штурмовой авиационной дивизии 8-го штурмового авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, капитан. Родился 2 августа 1917 года на руднике Криворожье, ныне город Брянка Кадиевского района Луганской области Украины, в семье рабочего-шахтёра. Русский. В 1934 году окончил 7 классов Луганской средней школы, а в 1935 году - горнопромышленное училище. Работал электрослесарем на шахте 1-БИС рудника Криворожье. В Красной Армии с ноября 1938 года. Служил в городе Ворошиловграде (ныне Луганск) авиационным мотористом. В 1941 году окончил Вольскую военную авиационную школу механиков. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В качестве авиационного механика обслуживал боевые самолёты. В 1943 году окончил курсы лётчиков-штурмовиков и в составе учебного полка попал в авиационную дивизию 8-й воздушной армии. Сражался на Брянском, Западном, 3-м и 4-м Украинских фронтах, принимал участие в боях на северном фасе Курской дуги. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Командир эскадрильи 565-го штурмового авиационного полка (224-я штурмовая авиационная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт) капитан Григорий Левин к апрелю 1945 года совершил сто успешных боевых вылетов на штурмовку скоплений живой силы и техники противника, нанеся ему значительный урон. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Левину Григорию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8788). Всего за годы войны отважный лётчик-штурмовик совершил сто двадцать девять боевых вылетов. Последний боевой вылет капитан Левин Г.Т. совершил 11 мая 1945 года на штурмовку крупных группировок гитлеровцев и власовцев, не желавших капитулировать. Поэтому День Победы для него и его боевых товарищей наступил лишь 12 мая 1945 года. После войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1952 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава в городе Таганроге и получил назначение в Забайкальский военный округ в 23-е военное штурманское училище. В 1954 году училище было перебазировано в город Шадринск Курганской области, где он был назначен заместителем командира полка по летной подготовке. Здесь освоил реактивный бомбардировщик «Ил-28». С 1959 года полковник Г.Т. Левин — в запасе. С осени 1960 года жил в городе Белгород (с 27 апреля 2007 года – Город воинской славы). Работал диспетчером в управлении «Белгородоблгаз», а с 1974 года и до выхода на пенсию в 1990 году был старшим инженером-диспетчером во Всесоюзном объединении «Белгородцентротяжстрой». Неоднократно избирался депутатом Шадринского и Белгородского городских Советов народных депутатов, был народным заседателем Белгородского городского суда. На протяжении ряда лет был командующим играми «Зарница» и «Орленок». В 2005 году заслуженный ветеран был избран депутатом Белгородской Областной Думы IV-го созыва по общеобластному избирательному округу. Являлся членом президиума Белгородской региональной областной общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Скончался 29 октября 2008 года. Похоронен на Аллее Героев кладбища Ячнево города Белгорода. Награждён орденом Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2-я орденами Красной Звезды, медалями. Указом Президента РФ от 2 марта 2005 года № 239 награждён орденом Дружбы... http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5370

Admin: Самокрутов Юрий Дмитриевич Родился 26 октября 1924 г. в г. Петропавловске Северо-Казахстанской области. В 1942 г. с отличием окончил среднюю школу и сразу же добровольно вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В июле тоже года Ю. Д. Самокрутов был зачислен курсантом Селищенской военно-авиационной школы механиков, которую окончил в марте 1943 г. по I разряду с присвоением ему воинского звания “сержант” и был направлен в действующую армию на Степной фронт в 240-й истребительский авиаполк 2-ой воздушной армии. В 1944 г. Юрий Дмитриевич был переведен в состав 143АП на должность авиамеханика для предфронтовой подготовки и обслуживания истребителей Ла-5. В марте 1944 г. исполняется заветная мечта Юрия Дмитриевича: его зачисляют курсантом 14-ой школы пилотов первоначального обучения. По окончании этой школы, имея звание пилота, он зачисляется курсантом в Энгельское военное авиационное училище лётчиков (ЭВАУЛ) им. М. М. Расковой. В марте 1949 г. Ю. Д. Самокрутов окончил ЭВАУЛ по I разряду; ему было присвоено звание “лейтенант” с квалификацией “пилот-техник”. Как один из лучших специалистов он был оставлен в училище в качестве летчика-инструктора. Там же в 1950 г. он был принят в члены КПСС. За время пребывания в ЭВАУЛ Ю. Д. Самокрутов освоил пилотированием самолетов ПО-2, УТ-2, СБ, УТБ-2, Ту-2, и Ил-28 с общим налетом более 2000 часов, а как инструктор подготовил 48 летчиков, в т. ч. 11-для Венгерской Народной Армии. В марте 1958 г. в звании майора Ю. Д. Самокрутов назначается командиром звена в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков, где ещё подготовил более 20 курсантов. В 1960 г. Ю. Д. Самокрутов после демобилизации из рядов Советской Армии переезжает в г. Куйбышев. Здесь, работая на инженерных должностях, он без отрыва от производства в 1968 с красным дипломом заканчивает политехнический институт, а через 3 года, в 1971 г., Ленинским райвоенкоматом он был рекомендован в качестве военного руководителя в среднюю школу №12, где он и продолжал трудится вплоть до 1998 года. Награды: Орден Отечественной войны Медаль «За боевые заслуги», Медаль «За Победу над Германией», Медаль «За безупречную службу», Медаль Жукова, Медаль «За доблестный труд» Почётный знак Российского Комитета ветеранов Военно-Воздушных Сил http://www.edc.samara.ru/~pobeda60/sites/12-uch/samokrutov.html

Admin: Колчанов Владимир Иванович Родился 15 июня 1924 года в г. Саратове, в семье рабочего. В 1932 году поступил на учебу в 7-ю неполную среднюю школу г. Саратова, в 1936 году был переведен в 56-ю среднюю школу, в которой обучался до 1940 года. В 1940 году поступил в Саратовскую специальную школу ВВС. В июне 1942 года был призван в ряды Красной Армии и направлен во 2-ю Вольскую воинскую авиашколу механиков. В ноябре 1943 года, по окончании школы авиамехаников, был направлен для дальнейшего прохождения службы во 2-ю военную школу авиационных пилотов первоначального обучения (г. Балашов Саратовской области). В октябре 1944 года окончил авиашколу и был оставлен в ней в качестве летчика-инструктора, а в ноябре 1945 года направлен на аналогичную должность во 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков. В октябре 1946 года был демобилизован из рядов Красной Армии и вернулся в г. Саратов. За прохождение военной службы в период Великой Отечественной войны 9 мая 1945 года был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Позднее награждался юбилейными медалями. В марте 1947 года начал работать в Институте зернового хозяйства Юго-Востока СССР (ныне НИИ Юго-Востока) в должности сельскохозяйственного техника. В сентябре 1949 года поступил на учебу в Саратовскую юридическую школу, по окончании которой в июле 1951 года был направлен народным следователем Краноярского района Саратовской области. В сентябре 1954 года назначен на должность прокурора Первомайского района Саратовской области. С 1955 года по 1960 год обучался на заочном отделении Саратовского юридического института. В октябре 1955 года в связи с ликвидацией прокуратуры Первомайского района бал переведен на должность помощника Ершовского межрайонного прокурора. В марте 1965 года назначен прокурором Федоровского района, а в июле 1966 года стал помощником прокурора Новоузенского района Саратовской области. В мае 1969 года был освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по состоянию здоровья. Имел классный чин юриста 1-го класса. Был женат. Детей не имел. http://www.sarprok.ru/Documents/Veterans/Veterans9.aspx

Admin: Семенюк Иван Иванович Ива́н Ива́нович Семеню́к (2 (15) февраля 1917; город Минск, Белоруссия — 26 апреля 1973; город Минск, Белоруссия) — Герой Советского Союза (1 июля1944), полковник (1957; снижен до подполковника в 1959, восстановлен в 1961), военный лётчик 1-го класса (1954). Родился 2 (15) февраля 1917 года в городе Минск (Белоруссия). Белорус. В 1932 году окончил 7 классов школы, в 1934 году – школу ФЗУ в Орше. Работал учеником помощника машиниста, слесарем и мастером по ремонту паровозов в паровозном депо станции Орша. В армии с октября 1938 года. Обучался в школе младших авиационных специалистов (в Московском военном округе). В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Западном и Киевском военных округах). Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 – командир звена 88-го истребительного авиационного полка, в сентябре 1941-июле 1942 – командир звена 249-го истребительного авиационного полка, в июле 1942-мае 1945 – командир звена, командир авиаэскадрильи 131-го (с февраля 1943 – 40-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Юго-Западном, Южном, Северо-Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на юге Украины, Донбассе и на Дону, в обороне Кавказа, Курской битве, битве за Днепр, освобождении Правобережной Украины и Польши, в Берлинской и Пражской операциях. За время войны совершил 396 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, в 113 воздушных боях сбил лично 18 и в составе группы 9 самолётов противника. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии капитану Семенюку Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После окончания войны продолжал службу в строевых частях ВВС (в Центральной группе войск). В 1948 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. Был заместителем командира и командиром полка (в Приморском военном округе). Участник войны в Корее в феврале-августе 1952 года в должности командира 256-го истребительного авиационного полка. Служил в Северном военном округе заместителем командира и командиром полка. В 1955 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии (Монино). Был заместителем командира дивизии (в Прикарпатском военном округе). С июня 1961 года полковник И.И.Семенюк – в запасе. Жил и работал в Минске. Умер 26 апреля 1973 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске. Награды: Герой Советского Союза (1.07.1944) 2 ордена Ленина (8.10.1943, 1.07.1944) 2 ордена Красного Знамени (30.12.1942, 22.07.1943) орден Отечественной войны 1-й степени (5.04.1945) 2 ордена Красной Звезды (3.11.1953, 22.02.1955) медаль «За боевые заслуги» (20.06.1949) другие медали http://ru.wikipedia.org/wiki/Семенюк,_Иван_Иванович

ШМАС: Уханов Петр Александрович, военный летчик Более двух тысяч жителей сел и деревень, находящихся на территории нынешней Колкинской администрации, были участниками той самой страшной за всю историю цивилизации войны, 546 из них не вернулись домой. Среди них и Петр Александрович Уханов, уроженец деревни Кобылкино, прославивший свое имя бессмертным подвигом. Долгие годы имя Петра Александровича Уханова было почти неизвестно жителям нашего района. Его нет в списках Героев Советского Союза, но это имя дорого каждому первомайцу. Петр Уханов был членом одного из немногих летных экипажей, повторивших в годы Великой Отечественной войны легендарный подвиг Николая Гастелло. Их было трое, трое воздушных бойцов: гвардии лейтенант Иван Кудашкин – командир экипажа, гвардии лейтенант Александр Чернов, штурман-бомбардир и наш земляк гвардии сержант Петр Уханов, стрелок-радист. Наш земляк Петр Уханов родился и вырос в деревне Кобылкино, учился в Милковской школе. А потом желание учиться привело его в Ленинград. Отсюда и был призван на действительную военную службу – было это предвоенное время. Так уж получилось, что военная судьба сразу свела его с авиацией. В 1940 году Петр Уханов окончил ШМАС – школу младших авиационных специалистов, стал мотористом. Он мог бы всю войну служить на аэродроме, готовить самолеты к полетам. И вполне возможно вернулся бы домой живым и невредимым. Но спокойная жизнь была не в характере Уханова. Он рвался в бой, ему хотелось летать. И уже во время войны он овладел специальностью стрелка-радиста. Нашему земляку повезло – он попал в экипаж бесстрашного летчика Ивана Кудашкина. Десятки раз в составе экипажа наш земляк вылетал на боевые задания, шесть раз участвовал в воздушных боях. В октябре 1943 года П.А.Уханов был награжден орденом Красной Звезды. А впереди были новые боевые полеты и путь в вечность… Шли тяжелые бои по освобождению правобережной Украины. Экипажи штурмовой и бомбардировочной авиации по нескольку раз в день в воздух на боевые задания, уничтожали переправы, железнодорожные пути, бомбили передовые пути противника, обеспечивая успешное продвижение вперед наземных войск. И это весеннее утро, 31 марта 1944 года, помнят многие, кто остался в живых из 36-го гвардейского бомбардировочного авиаполка. Украина, Хмельницкая область, Каменец-Подольский район, село Гавриловцы. Над землей плывут тяжелые, будто свинцовые, серые облака. Видимость ограничена, да и самолеты в такую погоду не могут подняться выше 500 метров. А перед экипажем бомбардировщика Пе-2, которым командовал лейтенант Кудашкин, становится ответственная задача: уничтожить переправу через реку Днестр. Восемь часов утра. Самолет уже в воздухе. Несколько минут полета – и вот уже в дали виднеется извивающийся голубой лентой Днестр. А вот и понтонная переправа. Медленно ползут по ней тяжелые танки, тягачи с артиллерийскими орудиями, бронетранспортеры с живой силой противника. Бомбардировщик делает заход, бьют по нему зенитки, но он прорывается через огненное кольцо. Самолет снижается до 350 метров – и первые бомбы летят на переправу. Пошла на дно тяжелая военная техника. Свою задачу экипаж выполнил, можно спокойно возвращаться на аэродром. Но на правом берегу заманчивая цель: танки, артиллерийские орудия, скопления вражеских войск, а в запасе несколько не сброшенных бомб. И тут командир принимает смелое и ответственное решение – разворачивает самолет и идет на это скопище. Но в этот момент случилось то, что случилось. Разрыв снаряда – и пробит бензобак. Вспыхнуло пламя на левой плоскости. Летчик скольжением попытался сбить огонь, но не удалось. Тогда он выровнял самолет и направил его точно на скопище танков. Раздался оглушительный разрыв, потрясающий землю и воздух. Рвались боеприпасы, бензоцистерны, автомашины. Через три дня, когда фашистов выбили из села, жители его, видевшие все это, рассказали о подвиге воздушных бойцов. Они же и похоронили их возле здания сельсовета, сделав на надгробии надпись «Экипаж 3-х летчиков» А полку, в составе которого воевал геройский экипаж, предстоял еще долгий путь. Правобережная Украина, Польша, Берлин, Прага, сколько новых геройских подвигов, и сколько новых потерь. http://demetra.yar.ru/oblast/pervomay/persons/uhanov_pa/

Admin: Ульев Фёдор Фёдорович (19.08.1906 - 7.02.1945) фотографии пока не найдено Родился в селе Пушкари Тамбовской губернии, в семье крестьянина бедняка. В Красной армии с 10 октября 1928. В 1929 закончил 10-ю авиационную школу младших специалистов в Воронеже, в 1931 - школу военных пилотов Московского военного округа в Серпухове. Места службы: -школа военных пилотов Московского военного округа (летчик-инструктор) в Серпухове; -командир отдельного отряда (при академии им. Жуковского) в Москве; -военная школа пилотов 1-ой отдельной Краснознаменной армии (начальник школы) в Ворошилове на Дальнем востоке. Участник боев у озера Хасан. С 1941 по 1943 год в правительственной командировке, советник истребительной авиации в Китае (откомандирован в распоряжение начальника отдела спецзаданий, Разведывательного управления Генерального Штаба Красной армии). Официально находился в данный период на аэродроме Зайсан Казахской ССР. С 1943 в действующей армии, последняя должность- заместитель командира 323-я истребительной авиационной Барановичской Краснознамённой дивизии. Награжден: орденом Боевого Красного знамени (1943), орденом Александра Невского (1944), орденом Красной звезды (1944), орденом Облака и знамени (Китай) Подполковник Ульев Ф.Ф. погиб при катастрофе самолета Як-9 на аэродроме Цибуж. Похоронен у аэродрома Цибуж, расположенного на востоке от Лидзбарка в Польше. http://www.sgvavia.ru/forum/62-448-4



полная версия страницы