Форум » История специальности младшего авиаспециалиста » Униформа и знаки различия младших авиаспециалистов всех времен » Ответить

Униформа и знаки различия младших авиаспециалистов всех времен

82-й: История специальности младшего авиаспециалиста приближается к своему столетнему юбилею! За эти годы наша страна менялась. Менялся государственный строй. Вместе со страной менялась армия. Менялось название армии. Оставалось неизменной только основное предназначение армии - защита страны от внешней угрозы. Вместе с армией менялась армейская форма и знаки различия курсантов, солдат, сержантов и офицеров. В этой теме нам всем надо попытаться увидеть наших предшественников и самих себя такими, какими мы были. Попробуем это сделать вместе, ШМАСовцы?

Ответов - 104, стр: 1 2 3 4 All

Ion Popa: Когда только-только начали осваивать бункер,то очень тяжело было в нём находиться из-за высокой температуры.Порой доходила до 28 градусов,да и влажность тоже...А так-как мы,метео,были единственные,кто работал вахтовым методом,т.е.менялись раз в неделю,то нам разрешили передвигаться по бункеру в рубашках от парадно-выходной формы,а в аппаратных,вообще,работать в майках.А то ведь и загнуться было недолго.Но потом всё отладили,температура стала комфортной и мы снова перешли на х/б...

Paplaka: Хочу с благодарностью вспомнить летний комбез, который носили техники (и механики) в ТуркВО. Светло-бежевый, много карманов, в местах возникновения пота и опрелостей- сеточка, легкий и удобный он был вожделенной частью того, что каждый уважающий себя дембель, стремился уволочь на гражданку. А вот, что носили срочники на аэродроме кроме панамы, хоть убей-не помню.

Slava P.: МИГ пишет: Но хотелось бы узнать,как было в морской авиации - повседневная,парадная,техническая форма. Форма повседневная и парадная такая же как и в ВМФ ( морская же авиация ). Только цвет погон голубой , а не чёрный. И у офицеров просветы на погонах синего цвета и нашивок на рукавах нет. Ну и звания как в сухопутных войсках. А техническая форма также комбинезоны, бушлаты. Кстати на кораблях тоже некоторые носили комбинезоны и бушлаты ( мотористы, артиллеристы). Повседневная - роба х/б. Чаще вместо бескозырки летом берет или пилотка. Осенью, весной, зимой - с бушлатом или шинелью. А парадная идёт по номерам. Номер 1. Летняя (в основном на Черноморском флоте , где жарко) Номер 2 Летом , когда тепло. Номер 3 Летом на КТОФ в основном эту форму носили. Номер 4. Когда похолодает одевали бушлат. Шинель с бескозыркой называли форма "гвоздь" ( а что, похоже). Номер 5 зимняя. Конечно же шинель. В ней не холодно, она же шерстяная. И не жарко, она же без подклада. Ну и Номер 6. Это когда у шапки уши опущены.


МИГ: Slava P. Спасибо,красиво вас одевали. МИГ.

Юрий: Paplaka пишет: Хочу с благодарностью вспомнить летний комбез, который носили техники (и механики) в ТуркВО. Светло-бежевый, много карманов, в местах возникновения пота и опрелостей- сеточка, легкий и удобный он был вожделенной частью того, что каждый уважающий себя дембель, стремился уволочь на гражданку. А вот, что носили срочники на аэродроме кроме панамы, хоть убей-не помню.Один недостаток был у этих костюмов для тех кто обслуживал самолет и двигатель,уж очень маркие они были ,а на год выдавли только один костюм, а еще в 1972-74 годах сеточек никаких не было,а были по два продольных разреза под мышками и в паху и бывало ногу на плоскость занесешь , а за голое место хвать( плоскости в Туркво днем нагревались как сковородки) и ожог гарантирован. Термометр на бетоне иногда до 80 град.С показывал. Поэтому вся живность(в виде фаланг) сидела днем и не высовывалась. Вот в Белоруссии у меня был темно-синий костюм ,на нем масло и сажу почти не видно было.

AFZ: Обычное рабочее зимнее лётное обмундирование ВСРа в 1973г.

МИГ: Вспомнил еще о летней технической форме. Техники и механики в эскадрильях берет привязывали к петле куртки шнурком - что бы при запуске двигателя МиГа и при выруливания из капонира,не засосало в воздухозаборник.А вот куда они его привязывали,когда по жаре куртки снимали,не вспомнил,может вокруг шеи? В ТЭЧ это не практиковалось,т.к. самолет на регламент притягивали с помощью АПА или тягача с неработающим двигателем,а при газовке после окончания рег.работ,на воздухозаборник накатывалась сетка на колесах. Т.О. военных из ТЭЧ и эскадрилий можно было отличить по привязанному или нет берету.Маленькая особенность,говорившая посвященному много. МИГ.

Серый: МИГ пишет: Т.О. военных из ТЭЧ и эскадрилий можно было отличить по привязанному или нет берету.Маленькая особенность,говорившая посвященному много нас в обязаловку в ТЭЧ заставляли тоже береты закреплять, таким образом:прорезаешь берет, вдёргиваешь х/б тесьму(типа как на кирзачах уши были),пришиваешь её накрепко,потом продёргиваешь через вешалку на техничке и далее продеваешь через третью петлю и пришиваешь сию конструкцию. А про форму одежды ты забыл П/Ш-полушерстянную повседневную, нам её в ШМАСе выдали осенью 84-го т.к СибВО и кожанный ремень,я потом в полку (ЛенВО)год со старшиной воевал, доказывал,что данный вид формы мне выдан на два года и я его буду носить,и за ремень так ая же канитель, хотя с кож.ремнями после года службы весь полк ходил. Тапки технические были двух типов:на шнуровке и на резинке, и сапоги подковывать запрещали, на технике ведь работали, да и у нас это считалось дурным тоном, будешь ходить цокать,как "мазута",прошу прощения у ОБАТОшников,тогда такие понятия были. Парни я к стыду своему до сих пор так и не въехал почему у нас в техничке брюках одного кармана небыло, я понимаю что так чесать "клубни" легче,но может есть более мудрёное объяснение?

МИГ: Серый,привет! Насчет ПШ - нам в ШМАСе не давали,Башкирия немного до Урала не дотянула.Кожаным ремнем, как и у тебя в полку ,мы щеголяли после года службы и старшина не препятствовал.Тапочки технические были только на резинке.Про дурной тон с подковками - аналогичнр. Берет не привязывали в ТЭЧ. Я понял ты служил в ЛенВО,если не трудно,поясни где и на каких самолетах.Про карман на техничке не помню,но сегодня вечером посмотрю фотки - должен вспомнить. Успехов тебе. МИГ.

xerf: Ну, поскольку парадная форма не так изнашивается - её реже меняют. Я служил 83-85 в Уссурийске. Застал парадную форму техсостава с погонами серебряного шитья. Ещё "крылышки" на петлицах были со звёздочкой в центре, а у пилотов - просто пропеллер с крылышками. Что касается дырки вместо левого кармана - тут просто. Комбинезон часто надевают на х\б, дырка даёт доступ к карману брюк. На брюках лётного комбинезона есть и карман и отверстие. Там ещё проще - если надевают ППК под штаны - в него высовывают шланг, который подключается к системе наддува.

Серый: МИГ пишет: Я понял ты служил в ЛенВО,если не трудно,поясни где и на каких самолетах Служил я с октября 84 по май 86 в в/ч 35519, 722 АПИБ, ТЭЧ полка, группа АВ. гарнизон Смуравьёво, это около Чудского озера, между г.Сланцы и г.Гдов.Самолёты тогда в полку были МиГ-27 разных модификаций в зависимости от установленных лазерных дальномеров("Фон","Клён","Кайра"), короче агрегат серьёзный,работы на регламентах было дофига, полк до сих пор живой, только насколько я знаю там в начале 90-х МиГи на Су-24 заменили.Если интересно можно о многом повспоминать, пиши где ты служил.

МИГ: Я служил раньше "чуть-чуть" - с мая 74 по ноябрь 76 г в в/ч 61849 - 66-й АПИБ,ТЭЧ полка,группа АО,г.Пушкин(Царское Село). Самолеты были Миг-21.Когда я приехал в полк,только две эскадрильи были на них,а третья еще МиГ-17.21-е к нам приходили из Чехословакии,а туда ставили МиГ-23.За несколько месяцев и мы получили оттуда МиГ-21 на третью эскадрилью и вскоре начали регламентные работы на них.Осваивали новую для нас технику.Работы тоже было море. Полк мой в 78 г перевели в Вещево(где то под Выборгом),это я узнал с сайта однополчан Вещево.Потом его передали в морскую авиацию Балтфлота(сделали штурмовым),а в 93 г расформировали.Вот так.Жалко. Тебя первого из ЛенВО,из АПИБ,из ТЭЧ, встретил на форуме и рад.Мои сослуживцы как-то затаились.А может им не интересно.А вспомнить есть чего. МИГ.

Peter: Беретов я не помню (покажите, кто-нибудь, плз!) По-моему, ходили по полю в строевых-же панамах, либо без них. Вообще, головной убор необходим, если не мешает, а то жидкость какая-нибудь капнет-будет лысина.. Х/б ушивали, штаны-некоторые до степени лосин. По гарнизону некоторые срочники ходили в офицерских тапочках. А в берцах, и тем-более, в сапогах, грибок чувствовал себя как на Багамах. Еще вопрос: с шинелей пропадали хлястики?

МИГ: Берет самый обычный,из той же ткани,что и техничка.Обязательный элемент технической формы. Хлястики пропадали с шинелей и у нас,но кому они были нужны - не помню.Может на бархотки сапоги чистить? МИГ.

Юрий: Peter пишет: Беретов я не помню (покажите, кто-нибудь, плз!) Вот примерно так выглядит берет:

Серый: У нас ещё на техничках трафареты ставили АЭ 1,АЭ 2, АЭ 3- у эскадрилий, ТЭЧ, потом ниже шла аббревиатура группы:СД,АВ,АО,САПС,РЭО., и ещё были отдельные два подразделения ППР(позиция предварительной подготовки ракет) и СБВ (спец.бомбовое вооружение).Зимой в основном только в технических тёплых куртках и ходили, у нас только короткие были, а в шинелях в основном в наряд и в городок. А самый халявный наряд у нас был ДСП , принял у караула в 8_00 ТЭЧ, и ходи весь день в "техничке" с автоматом с умным лицом, в лучшем случае один,два борта сдашь или примешь у техника, в журнал запишешь, и в 20-00 сдашь караулу под охрану и в казарму, до того наглели, что даже ремень с подсумком не одевали, хуже было когда полёты, там, пока полёты не "отобьют" службу несёшь,хоть до 6 утра, а в 8 всё равно заступать.Да. про шинели вспомнил, самой крутой у нас тогда считалась "курсантская", она была мягче по фактуре сукна и цветом темнее, у нас в полку всего у трёх человек были, так давали с возвратом на "дембель" уйти, покрасоваться, и как не удивительно,каждый раз пацаны обратно возвращали,я сам в такой последний год ходил.Короче вспоминать можно до бесконечности. А кто помнит как относились к инструменту, как его маркировали, и как бывало, если какой-нибудь "олень" ключ куда-нибудь засунет, мы раз 18 часов, с перерывом на обед и ужин ключ группы АО искали, когда в ТЭЧи 3 самолёта стояли и один в эскадрилию после регламента в этот день ушёл.Мрак!

xerf: Дык... Инструмент ищут, пока не найдут, вестимо... Пример клеймения могу привести. 28АО0215 - две первые цифры - это последние цифры номера части, буквы - название группы, здесь - АО, 02 - номер ящика, привязан к специалисту, 01 - техник группы, 02 и дальше - механики по штату, 15 - номер ключа в ящике. Клеймить в школе прапорщиком навострился так, что пацаны просили сделать гравировку на задней крышке часов. Варварский, конечно, для часов метод. Крышку, конечно, снимали.

82-й: ТИПОВЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций авиационной и оборонной промышленности Авиационные техники всех наименований и авиационные механики всех наименований, не участвующие в полетах При постоянной работе на аэродроме по непосредственной подготовке воздушных судов к полетам: Комбинезон хлопчатобумажный - 1 Сапоги кирзовые - 1 пара на 2 года Перчатки кожаные на байке с манжетами - 1 пара на 2 года Зимой дополнительно: Вкладыши шерстяные к перчаткам - 1 пара Шапка-ушанка - 1 на 3 года Костюм комбинированный хлопчатобумажный с ватным вкладышем и меховым воротником - по поясам Валенки - по поясам Оператор станции оптической регистрации При выполнении работ на кинотеодолитных аппаратах: Комбинезон хлопчатобумажный - 1 Сапоги кирзовые - 1 пара на 2 года Перчатки шерстяные - 1 пара Зимой дополнительно: Куртка на утепляющей прокладке - по поясам Брюки на утепляющей прокладке - по поясам Валенки - по поясам http://www.spbustavsud.ru/printdoc?tid=&nd=58830370&prevDoc=58830370&mark=1SEMHRL000003A000002D000000631LUVKU1MQHVF8333B4EO0000004#I0 Что касается операторов станции оптической регистрации. Комбинезонов нам не выдавали. Работали в обычном солдатском х/б. Перчаток шерстяных я тоже ни разу не видел. Работали или в перчатках от парадки, или в рукавицах. Правда рукавицы были как солдатские (трёхпалые), так и меховые с матерчатым верхом.

МИГ: 18 часов поисков ключа - удовольствие ниже среднего.Мы тоже, время от времени ,так же "приятно" проводили время в поисках забытого ключа. Это случалось обычно к концу работы ТЭЧ,когда уже больше думалось об ужине,а не о пропавшем инструменте.Искал весь личный состав ТЭЧ,шли цепью и смотрели во все глаза.Находили всегда.Инструмент клейменый,номерной - владелец забытого ключа ни на кого не мог свой промах повесить.Но выслушивал много чего,особенно если поиски затягивались и по приезду в столовую,ужин на столах уже "замерзал". Смотрю по сообщениям - очень похоже мы служили.По наряду ДСП - зимой по стоянке ТЭЧ "партизанили" в теплой техничке,как и у Серого.Но на разводе стояли в шинелях,переодевались уже в ТЭЧ. МИГ.

МИГ: Обратите внимание на берет техника самолета - он привязан. МИГ.

МИГ: В наряде ДСП.Начало зимы.Шлем и рукавицы - зимние технические.Куртка - техническая демисезонная.Под ней-летняя техничка,одетая на х/б.АКМ - всесезонный.Рожок - 30 патронов.Вход в ТЭЧ.Двери - группа АВ.Сфотографировали(подловили,нехорошие люди) - из инструменталки. 1976 г.Скоро дембель. МИГ.

МИГ: Механик-приборист,спец.2-го класса,дважды комсомолец(два значка). Где-то год и два месяца службы.Начало 1976 г. Обратите внимание:воротник расстегнут,ремень свободновисящий,улыбочка какая-то,очки затемненные.Кстати,когда только прибыл в полк и дежурный по эскадрильям повел в медсанчасть на осмотр,встретился нам командир полка полковник Мягкий,шедший с комендантом(капитан из роты охраны).Остановил,задал мне вопрос - почему темные очки.Я ответил,что это врач так прописал(слукавил,конечно).Полковник приказал коменданту разобраться,на этом все и закончилось.На аэродроме в солнечную погоду в них было прекрасно. Уважаемый 82-й,дедовщина не наблюдается(мы эту тему поднимали),а по сроку службы должна была бы быть. С уважением к 82-му,МИГ.

Admin: Форумчане! Предлагаю перенести всю переписку по определению звания офицера, родственника Mery Poppins, в отдельную тему! По этому случаю закрытый раздел "Особый отдел" сделал публичным. В конце концов для обсуждения закрытых тем можно пользоваться личными сообщениями (ЛС) или при отправке сообщения под ним ставить галочку "Показывать это сообщение только модераторам" Есть возражения? Переписка перенесена в отдельную тему "Помогите в поиске информации" http://shmas.forum24.ru/?1-19-0-00000001-000-0-0

Хан: Призывался с г.Донецка в мае 1975г. Служил -ШМАС г.Алуксне в.ч.33746. механик -СД (красный диплом- значит за граница).Изучали МиГ-17, обслуживать пришлось СУ-17. Форма одежды в ШМАСе -обычная. Т.е. парадная для праздников и караула на пост №1(знамя), увольнений небыло. Х/б-повседневно. Техническая(обучались летом) - для работы на технике.Подменка т.е списанная х/б - наряд в столовую и на хозработы. Обувь - сапоги кирзовые, ботинки к парадной. После распределения еще в учебке переодели в п/ш. кожаный ремень, юхтевые сапоги, парадная и шенель остались прежними.Дальнейшая службапроходила в полку - СГВ, западная Польша, в пошлом немецкий аэродром г.Шпротава - механик СД группы ТЭЧ. Полк в том году перешел с Миг-17 на СУ-17(небо и земля).Обмундирование - летом х/б, зимой п/ш, шинель, сопоги юхтивые. Для работы на технике - техническая черная куртка, синяя техническая форма, синий берет привязанный на шнурке к куртке, черные кожаные тапки на микропорке. Так же в техничке ходили и ДСП. Также в техничке были наряжены и когда сыграли тревогу с выездом (Поляки однажды встретив нас в лесу, их бригада заготавливала в том месте живицу были сильно удивлены увидев нас так одетыми и вооруженными, с противогазами, спрашивали кто мы такие?, как мы не пытались им объяснить все равно они говорили, что мы партизаны. Зимой дополнительно выдавали теплые ватные на помочах брюки и валенки , которые в ТЭЧ никто не одевал, на голову- шлем, обувь - сапоги. Вообщем все согласно норм и нормативов как пишет 82-й и МИГ. И утерянный инструмент также искали (довелось послужить и инструментальщиком ТЭЧ), и в ДСП так же- ходили.

Виктор Х: Ещё в учебке, конец 50-х, нам выдавали бушлаты. Шинель, разумеется, тоже. Один на весь срок службы.Зелёного цвета, как и х/б. Оченьтёплый, под ремень с петлицами и погонами. При увольнении в запас был выбор или шинель ,или бушлат. Большенство предпочитало бушлат.С тогдашней формой он смотрелся красивее. С техничкой всё в основном правильно. Добавлю, что куртки и зимняя и Д/С под воротником имели карман для капюшона и застёжка "молния" , длинные куртки были с поясом и выдавались в основном тем, кто не связан с обслуживанием авиатехники на полётах. Ни один из вас, друзья, не вспомнил об удобствах полной зимней технички. Зима. Холод.Тебя придавило... Дальше рассказывать,или сами дофантазируете.? Сами. Лично я в таком положении проклинал тех модельеров, кто это всё выдумал. Ну как это,раздеться до пояса, потом оголиться ниже пояса и всё на морозе?

МИГ: Коллеги!У нас осенью выдавался свитер,который мы одевали под х/б,цвет - кофейный,вторую пару белья,теплую,как в ШМАСе не выдавали.Но ни у кого в сообщениях о свитере не встретил упоминания,а ведь у нас это было.Если кто-то вспомнит об этом,сообщите,а то начинаю думать,что выдача свитеров была "самодеятельность" в ЛенВО. МИГ.

Хан: МИГу. Срочную службу мы с тобой проходили приблизительно в одно и то же время и тоже ТЭЧ. Обеспечение в у нас было жаловаться грех, по полной программе(СГВ, придворный полк), но свитера ни нам на регламентных работах, ни эскадрильским на полетах не выдавали точно, теплая пара белья была, портянки теплые тоже. В нашей группе СД было три механца срочной службы остальные прапора и два офицера - раздевалка была общая так ни у кого небыло форменных свитеров. Возможно эта зависело от климатической зоны, приличный снег помню убирали один раз ( 1 метр и выше) и тот выпал на праздник Пасху 10 апреля 1976г. До обеда весь гарнизон по тревоге неистово чистил его, а после обеда он весь растаил (недопившие прапора матерились конкретно). P.S. НЕ верующий, но все-же поздравляю всех с наступающим празником - ПАСХОЙ.

МИГ: ХАНу.Коллега спасибо за поздравление. По сути сообщения - выдавали нам свитера,надеюсь кто-нибудь вспомнит,иначе буду считать свой полк эксклюзивным. МИГ. ВАШМ №11 ноябрь 1974 – апрель 1975 66 АПИБ г.Пушкин апрель 1974 – ноябрь 1976

Виктор Х: Дорогие друзья я вас помирю. Прилагаю фото .Март 1960г. Аэродром Багай-Барановка. Приволжзкий В,О. Я собственной персоной в шерстяном свитере, который выдавался механикам эксплуатационникам всех специальностей. СД, АВ, АО и РТО. Разумеется я срочник второй год службы. Про ТЭЧ не знаю.

petrovich875: Slava P. белые робы были и на тихом. к нам приезжали в командировку с русского и морпехи. по моему на марш бросок и чемуто обучались. сейчас точно не помню. с русского были в белой робе. 3х годичники.



полная версия страницы