Форум » История специальности младшего авиаспециалиста » Первые мотористы и авиамеханики - герои ПБВ и ПМВ » Ответить
Первые мотористы и авиамеханики - герои ПБВ и ПМВ
Admin: Не говори с тоской их н е т, Но с благодарностью: б ы л и. В.А. Жуковский Первые мотористы и авиамеханики - герои Первой Балканской и Первой Мировой Войн...Что мы знаем о них? В те времена, когда национальность обыкновенно определялась религией, лютеранина могли похвалить по всякому, но даже из вежливости русским бы не назвали – и наоборот, обращенный в Православие немец, татарин или еврей, в глазах окружающих автоматически выпадал из прежней национально-религиозной группы и входил в новую среду, становясь русским... , но, в то же время... Летчики и механики, православные и католики, лютеране и старообрядцы, мусульмане и евреи, потомственные дворяне, мещане, рабочие и крестьяне - все они, независимо от веры и сословия, защищали небо России на фронтах Первой мировой войны! Небольшое отступление... "Прощание славянки" Есть на Ваганьковском кладбище в Москве небольшой скромный памятник человеку, творения которого знает весь мир, хотя его имя долгое время было забыто. На гранитном монументе портрет, под ним слова: "Дирижер-композитор полковник Агапкин Василий Иванович. 1884-1964". Чуть ниже - первые такты бессмертного марша "Прощание славянки". Впервые он был исполнен в 1912 году... Вдохновила Балканская война В начале двадцатого века на Балканах разразилась война - так называемая Первая Балканская. Сербия, Черногория, Греция и Болгария выступили против многовекового османского ига и начали освобождение своих захваченных Турцией земель. Хотя Россия формально соблюдала нейтралитет и не участвовала в этой войне, симпатии и правительства, и населения были на стороне братьев-славян. Им оказывали весьма ощутимую моральную и материальную помощь: повсюду шла запись добровольцев, в церквах служили молебны, собирались пожертвования для оказания помощи сражавшимся с турками войскам. Высокие патриотические чувства переполняли тогда многих представителей творческой интеллигенции, в том числе и Василия Агапкина. Безвестный дотоле кавалерийский трубач, мечтавший стать дирижером, тоже решил внести свою лепту и создать марш, зовущий в бой, к победе над неприятелем. Как вспоминали очевидцы, он писал музыку ночами, подолгу просиживая за роялем, потом опробовал ее на трубе и посвятил "Прощание славянки" всем славянским женщинам, проводившим на справедливую войну мужей, сыновей и любимых... Источник: "Прощание Славянки" лучший Российский военный марш... http://www.liveinternet.ru/users/anz/post50928540/ Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B8 Несколько вариантов стихов гениального произведения. "Прощание Славянки". Боевой военный марш в исполнении военного духового оркестра. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/3610/3610152_Proschanie_Slavyanki__boevoy_marsh.mp3 Восстановленый текст в исполнении Жанны Бичевской. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/3626/3626601_Proschanie_Slavyanki__ZHanna_Bichevskaya.mp3
Ответов - 46, стр:
1 2 All
Admin: Какими были наши первые мотористы и механики? Об этом пишет один из самых известных летчиков России Ткачев Вячеслав Матвеевич... "...Меня, разумеется, прежде всего заинтересовало — в чем кроется причина моей авиационной аварии? Оказалось, что мотор остановился из-за глупой небрежности моториста. Магнето «Бош», которым был снабжен мотор «Гном», прикреплялось к корпусу «Ньюпора» тремя болтами, расположенными по треугольнику (один внизу и два вверху). При регулировке опережения зажигания два верхних болта вывинчивались, после чего нижний болт служил как бы осью вращения, что давало возможность разъединять и соединять шестерню магнето с зубчаткой на оси мотора. На мое несчастье в тот день моторист почему-то оказался рассеянным: закончив установку опережения зажигания, он не закрепил два верхних болта магнето. Пока аэроплан находился в горизонтальном положении, сцепление шестеренки магнето с зубчаткой оси мотора действовало. Работало магнето и при наклоне аэроплана на вираже, когда оно прижималось к зубчатке своей тяжестью. Но как только я сделал резкий переход на противоположный вираж, магнето (под действием той же тяжести), вращаясь на нижнем болте, отшатнулось в сторону, зажигание прекратилось — и мотор стал. Мне предстояло решить очень ответственную и трудную задачу как наставить хвост моему «Ньюпору»? В роте не было ни одного человека, кто имел хотя бы отдаленное знакомство с этим вопросом. Нашлись, правда, советчики, которые предложили мне: — Вячеслав Матвеевич, не мучайтесь особенно. Наставьте каждый лонжерон куском имеющихся у нас в запасе и делайте соединения в разных пролетах фюзеляжа. Вот вам и будет исправный хвост! — Нет, такой способ мне не нравится, — возразил я. — Такое крепление будет ненадежным, уж лучше я переберу заново весь фюзеляж. — Что вы, что вы! Как же вы будете это делать? — недоумевали советчики. — Попробую! — настаивал я на своем. Три солдата, обслуживавшие мой аэроплан, и я — приступили к работе. За пару дней мы разобрали старый фюзеляж, внимательно присматриваясь и запоминая, как он был собран. На третий день привезли с аэродрома все нужные нам запасные части (благо к аэропланам их было достаточно) и приступили к сборке. Однажды в сарай зашел старый летчик штабс-капитан Линно — начальник 3-го полевого авиационного отряда, сформированного в 1912 году. Он бывал в Москве на заводе «Дукс», где на его глазах проделывалась, под наблюдением француза-специалиста Бутми, та же работа, за которую теперь мы взялись. — Зачем же вы, Вячеслав Матвеевич, себя мучаете?! — сказал мне Линно. — Работа, за которую вы беретесь, столь же тонка, как изготовление самых деликатных музыкальных инструментов. На заводе для сборки фюзеляжа имеются специальные шаблоны, а вы как это будете делать? Когда Линно ушел, я подумал: «А как реагируют на эти "ушаты холодной воды" мои мотористы?» — и я обратился к ним: — Что скажете на это, братцы? — Не сумлевайтесь и не робейте, ваше благородие, — ответил старший моторист. — У нас слесарная и столярная опытность, а у вас — знания, и потому все выйдет как полагается! Не святые горшки лепят! Такой ответ воодушевил меня, хотя я и сам не знал, в сущности, к какому результату мы придем. Кто-кто, а уж мой старший моторист Малько отлично сознавал свою вину за случившуюся аварию. Желая испытать его совесть, я умышленно не высказал ему упреков, и он теперь «из кожи лез», чтобы, как говорится, загладить свою вину. Не меньше старались и другие. А это-то мне и надо было. Взаимоотношения летчиков и мотористов в авиационных частях того времени были очень своеобразными. Ведь успех и даже безопасность летчиков во многом зависели от мотористов. Это и определяло наши взаимоотношения. Никаких правил, инструкций для работы мотористов не существовало. Тут играли главную роль их подготовка, способности, «смекалка» и, в значительной мере, добросовестное отношение к делу. Мотористы сознавали, какая большая ответственность лежит на них. И, надо отдать им справедливость, бессовестного отношения к работе у наших мотористов не наблюдалось. За пару недель фюзеляж был, наконец, с огромными трудностями собран, правда, как говорится, начерно. И впереди нам предстояла самая ответственная работа. Теперь сами по себе появились вопросы: а правильно ли у нас скреплены с фюзеляжем стальные трубы, в которые вставляются лонжероны крыльев? А на месте ли стоят рамы для подшипников вала мотора? А каково должно быть положение хвоста, на который будем укреплять стабилизатор? На все эти вопросы, конечно, никто у нас — ни летчики, ни даже ротный инженер — не могли дать ответа, конструктивные данные были известны только на заводе. «Не ехать же за ними в Москву, — думал я, — да и дадут ли там мне их?» Пришлось мне самому вместе с моими молодцами мотористами изучать имевшиеся в наличии у нас на аэродроме дуксовские «Ньюпоры» и искать ответы на интересовавшие меня вопросы. Вооружившись длинной линейкой, уровнем, угломером, мы определили на целом ряде аэропланов угол атаки крыльев, положение оси мотора, положение стабилизатора. При этом учитывались и полетные качества обследуемых нами аэропланов. Эта-то возня и сделала из нас «грамотных сборщиков», чуть ли не конструкторов. Собранный нами фюзеляж был тщательно отрегулирован, и на этом «Ньюпоре» я проделал всю отрядную работу XI корпусного авиационного отряда под начальством П. Н. Нестерова в течение 1913 года. Совершил дальний перелет Киев—Одесса—Екатеринодар (ныне Краснодар). И надо сказать, что мой «Ньюпор» по своим полетным качествам не только не уступал, но даже был лучше некоторых других заводских аэропланов. Осмотрев после ремонта фюзеляж, Нестеров сказал мне: — Ну, Вячеслав, от души поздравляю тебя. Можно сказать, ты не собрал, а заново построил свой «Ньюпор». Ведь фюзеляж — это главная часть, на которую все остальное только монтируется — мотор, крылья, стабилизатор, рули..." Ткачев В.М. "Крылья Росии. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 г.г."
Admin: Еще три фамилии из нижних чинов...Как стремились тогда мотористы и механики стать летчиками... "...Работа на заводе "Лебедев и компания" оставляла много свободного времени. Полетов мало, лишь облет готовых самолетов. Их тут же забирало военное ведомство, а хотелось полетать, что называется для души. С началом войны распалась аэроклубная школа, Славороссов предложил ее восстановить. Это было весьма своевременно, фронту все больше требовалось летчиков. Как только школа стала организационно оформляться, ее тут же взяли военные, а Славороссов стал одним из инструкторов. Обслуживающий персонал составили солдаты и матросы. Все тот же старенький фарман первых выпусков. - Ваше благородие - докладывает Славороссову моторист Захаров. - Аппарат осмотрен, к летанию готов! - Хорошо, Захаров, какое же я тебе благородие? - По привычке, господин руководитель полетов... - Захаров чего-то мнется, потом решается: - Вот бы с вами когда полетать ... - Тоже хочешь в летчики? - Так точноl - Ладно, попробуем, в конце полетов возьму. В школе знали, что Славороссов уже нелегально выучил летать двоих матросов: Томашевского и Пасикова. Между собой солдаты называли инструктора артистом. Прозвище это было не обидным, а уважительным. Механик мастерской был родом из Одессы и рассказывал как-то, что помнит Славороссова еще по выступлениям в цирке: - Цилиндр такой подвешен, и он на велосипеде по стенке, как по земле гонял. Изнутри. Отчаянное дело. Скорость потерять --враз загремишь. - Да он и летает как артист! Так и пошло. Мотористы старались попасть на самолет, который готовили для Славороссова, особенно те, кто мечтал о полетах. Человек он простой, из механиков, да еще гражданский, чего ему школьного начальства бояться, по собственной воле учить приходит. А Славороссов с учеником в воздухе. Прильнув к спине инструктора, тот обнял его обеими руками, чтобы держать ручку, и в таком положении пилотирует самолет. Славороссов только педалями управляет. - Плавней, плавней рулем ... Посадку тоже сам делать будешь. - Инструктор демонстративно поднимает руки и берется за стойки. -Все сам, не робей ...Молодец ... Не жди, не жди, подсказывать не буду ... Вспотевший от напряжения ученик положил подбородок на плечо инструктора, благо тот небольшого роста и примеривается к посадке... Скорость самолета вcero-то 50 километров, но ему кажется, что аппарат мчится над землей с невероятной быстротой. - Хорошо выводишь, подержи, подержи ... "Фарман" приземляется и, пробежав метров тридцать, останавливается. - Давай меняться местами, садись на переднее сиденье, я сзади. Так идет обучение. Боязно курсанту, впервые поставившему ноги на педали, удержит ли аппарат на взлете? - Видишь впереди рощицу, на нее и держи. Ногами зря не шуруй, а взлетать я буду. Твое дело - направление. Спокойно, без ругани, как некоторые инструкторы, наставляет Славороссов своих питомцев. И вылетают у него ученики быстро, еще ни один не поломал аэроплан. Станет и Захаров летчиком, не посрамит своего учителя. Матрос Томашевский будет одним из первых авиаторов, награжденных орденом Красного Знамени. Но нужно еще дожить до революции и гражданской войны..." Гальперин Ю.М. Воздушный казак Вердена О прославленном русском летчике Харитоне Славороссове написано много: http://militera.lib.ru/bio/galperin_um/06.html http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5459/ http://www.avia.ru/press/11291/
Admin: ...Еще при Аргееве прибыл из Франции в группу Казакова тоже гатчинец, но младшего поколения, летчик Иван Павлов. Человек из народа, по довоенному образованию агроном, физически крепкий хлопец, с Украины, Павлов еще на призывном пункте попросился в летчики, осмелившись обратиться к председателю комиссии — местному приставу. Но как только отошел от него, стоящий рядом унтер-офицер толкнул его в плечо и сквозь зубы прошипел: — А ну, размазня хохлацкая, проваливай. Ишь, летчик нашелся! — И вытолкнул Павлова в холодные, грязные сени. Это я прочел в отрывках из дневника Павлова, который он вел осенью 1914 года. И все же хоть не в летчики, но в авиацию он попал — из грамотных солдат готовят в Гатчинской школе мотористов. Для начала — строевая подготовка. «Подпрапорщик Чухров обозлился, что плохо равняемся в строю. Он кричал: — Из мужицкого паршивого тела я ремней наделаю, но вы будете у меня стоять как полагается! И тут же взводному Ковалеву: — Чтоб мужик целый день не спал, ему нужно еще с раннего утра дать два раза в морду. В гроб загнать половину, но чтобы через неделю стояли, как я хочу!.. 15 марта 1915 года. Мои занятия в классе идут успешно. Не знаю только, как выдержу эту жестокую дисциплину. От глаз Чухрова нельзя укрыться... 29 марта. Сегодня ротный командир сообщил, что я записан в группу нижних чинов, предназначенных для обучения полетам. Как я счастлив! 4 августа. Сегодня на моих глазах погиб самый дорогой для меня человек — инструктор Мельников. На щетининском гробе — «Фармане-16» — показывал нам спираль. Машина на третьем витке вошла в штопор — и так до земли... Неужели, дорогой учитель, ты захватишь в могилу и мою мечту стать крылатым человеком? Нет, чудесный человек и друг!.. Я буду бороться за то, чтобы летать лучше, чем летает птица!..» И он станет таким летчиком. В Париж направляется миссия полковника Ульянина, в нее включают всего лишь одного летчика из нижних чинов — Ивана Павлова. «Я стану летчиком французской школы — школы самой лучшей в мире!..» Но цель не так близка. Сначала Павлов работает на авиационных [222] заводах «Испано-Сюиза» и А. Фармана, ездит на другие заводы. «Усиленно посещаю завод «Спад», где специально строится самолет для знаменитого Гинемера — любимого летчика Франции. Самолет с мотором в двести лошадиных сил и с пушкой, стреляющей через винт... Весь Париж без ума от воздушных побед Гинемера». Только после многочисленных напоминаний и просьб Павлов наконец-то попадает в авиационную школу в Шартре. «....4 ноября. Сегодня я сдал все экзамены и закончил школу. Из всего состава в двести пятьдесят два человека я первым сдал на «отлично». Имею звание военного летчика и гражданского пилота-авиатора по линии международного аэроклуба... Но не в этом дело, я выделен школой для дальнейшего усовершенствования в истребительной авиации... в город По, в школу акробатики и воздушного боя, куда трудно попасть даже французским летчикам»... Гальперин Юрий Мануилович Воздушный казак Вердена http://militera.lib.ru/bio/galperin_um/13.html ФОТОАРХИВ БОЕВОГО КРАСНОГО ЛЁТЧИКА ПАВЛОВА См. Сообщение: 507 от 13.11.08 09:24. Заголовок: Павлов Иван Ульянович... З. И. Макаров и Н. А. Жадан, 1944 год. Николай Артемьевич Жадан родился в 1895 году в бедной крестьянской семье. До революции много лет батрачил. Был призван в царскую армию, попал в авиацию. Летал мотористом на "Илье Муромце". В Феврале 1917 года во время авиационной катастрофы получил тяжёлое увечье. Только в 1920 году встал на ноги и сразу же пошёл добровольцем в Красную Армию, участвовал в разгроме белогвардейцев и иностранных интервентов. http://www.airaces.narod.ru/all/roshin_i2.htm
Admin: Admin пишет: К вечеру того же дня Петр Николаевич назначил полеты, чтобы увидеть всех своих подчиненных в работе. Особенно ему понравились своей спокойной уверенностью и скромностью летчик поручик Передков и механик унтер-офицер Нелидов, которые и стали его опорой в дальнейшей работе... Бурче Е.Ф. Петр Николаевич Нестеров http://avia.lib.ru/bibl/1005/01.html Изучая материалы о русских летчиках, а именно, о знаменитом летчике Данилевском, наткнулся на еще об одном упоминании Нелидова. ...Николай Николаевич Данилевский родился 17 августа 1885 г. в городе Пензе, в дворянской семье. Его отец, полковник Николай Иванович Данилевский, вместе со своей женой, Капитолиной Ивановной, сумел дать сыну хорошее образование и передать ему высокие нравственные традиции. Одиннадцати лет мальчик был отдан в Воронежский кадетский корпус, по окончании которого в 1902 г. поступил в Павловское военное училище, которое окончил в 1905 г. по первому разряду и первой категории. С этого времени Н. Н. Данилевский всецело посвятил себя воздухоплаванию и авиации. В 1907 г. он окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка в Петербурге также по первому разряду, а в 1911 г. стал выпускником Гатчинской авиашколы; после соответствующих испытаний он получил звание летчика. Там же, в Гатчинской авиашколе, до 1916 г. он состоял инструктором по полетам и начальником команды низших чинов. До своей трагической кончины Н. Н. Данилевский продолжал учиться самостоятельно и старался передать свои знания и опыт младшему поколению. Сестра его, учительница математики в Бобруйске Лидия Николаевна Данилевская, писала: “Из-под крыла Николая Николаевича Данилевского вылетели такие соколы, как Водопьянов, Слепнев, Бабушкин, Фарих... ” Среди подчиненных Николая Николаевича был Геннадий Нелидов, ставший впоследствии мотористом у знаменитого П. Н. Нестерова.... Русский икар: Николай Николаевич Данилевский http://www.martyr.ru/content/view/7/18/ Теперь мы знаем имя - Геннадий - Нелидова, механика-моториста знаменитого летчика П. Н. Нестерова!
Admin:
Admin: ПМВ, 28 августа 1916 года Надпись на обороте Фото с Сайта коллекционеров http://sammler.ru
Admin: нашел на И-бее... http://www.hot.ee/michaelp30/img/photos_120109_9a.jpg Нижние чины, летчики и механики ?? корпусного авиаотряда. Фото времен Великой войны 1914-1918 г.г. http://aviaww1.forum24.ru/?1-1-0-00000002-000-100-0
Admin: Музей Дальней Авиации. Город Рязань. Музей расположен на территории авиабазы Дягилево города Рязань. Экспозиции музея рассказывают об истории авиации, знаменитых летчиках. Несколько фото из истории Эскадры Воздушных Кораблей "Илья Муромец": Замена двигателя на "Илье Муромце" Мастерские ЭВК Несколько интересных документов и фотографий из истории ДА http://mmb-avia.narod.ru/avia/myzei43/myzei43.htm http://mmb-avia.narod.ru/ryazan/avia/avia.htm
Admin: Еще один моторист Эскадры Воздушных Кораблей "Илья Муромец"! Сообщения с форума "История и Реконструкция "1914 ВЕЛИКАЯ ВОЙНА 1917"" Помогите определить, где служил прадед Самодуров Павел Васильевич, 1885 г.р. На фото он в лётной куртке (ему 30 лет, фото 1915 г.), на погонах написано И. И. или И.М. , а под ними цифра I Скорее всего он младший специалист, может лётчик наблюдатель). Подскажите, где можно узнать где он служил и заканчивал ли он авиационную школу младших специалистов. На втором фото, прадед видно во время 1-ой мировой войны. Форма повседневная. С обратной стороны было написано: " На добрую память дорогой ....... в честь русской Свободы от любящева ....." Скорее всего 02-03.1917 г. И ответ от участника форума, aviator1ww: Ваш прадед, Самодуров Павел Васильевич, служил мотористом в Эскадре воздушных кораблей в экипаже воздушного корабля под номером 1 - "Илья Муромец I". Об этом и говорит шифровка на его погонах - "ИМ I". А.С. http://1914.borda.ru/?1-12-0-00000278-000-120-0-1250429114
Admin: Нижние чины 1-й авиационной роты Обмундирование инженерных войск, в частности, видна выпушка по низу воротника и поясная бляха с чеканом в виде орла с топорами. Знак крепости Свеаборг мог остаться у солдата с предыдущего места службы - например, ранее он мог служить в Свеаборгской крепостной саперной роте. Отмечу, что фото явно довоенное, следовательно, оно сделано с января по июль 1914 г. http://sammler.ru/
Admin: Еще несколько фото Эскадры Воздушных Кораблей "Илья Муромец"! Сообщения с форума "Авиация Первой Мировой войны" Мотористы ЭВК в Виннице. В центре - Иван Ахримович. Фото передал в 90-х годах сын Ахримовича - уже очень немолодой человек. Поэтому сейчас вряд ли можно выяснить происхождение фото. Скорее всего - середина или конец 1916 года в Виннице. Вот ещё фото: шофёр эскадры Цветиков и принятие солдатами эскадры присяги Временному правительству 8 марта 1917 года. http://aviaww1.forum24.ru/?1-18-0-00000025-000-10001-0
Admin: Фото известного летчика Константина Арцеулова со своими механиками. Пилот 18-го корпусного авиационного отряда Константин Арцеулов возле своего трофейного “Альбатроса” Все фото с форума «Севастополь» тема «Севастополь и авиация» http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=27&t=76478&start=0&sid=aee65a54c77e62f3c58c9864b8c4d3fa
Admin:
Admin: В бою бомбардировщик 1915 год открыл новую страницу в истории воздушного боя. Свой первый воздушный бой провел экипаж русского бомбардировщика «Илья Муромец». Он героически сражался с тремя вражескими самолетами типа «Бранденбург». В течение месяца два самолета («Илья Муромец-Киевский» и «Илья Муромец-III») успешно наносили бомбовые удары по объектам противника в районе Ярослава, за что экипажи были отмечены наградами. Чувствительные бомбардировки заставили немцев организовать засады на маршрутах полетов русских самолетов. 6 июля 1915 года «Илья Муромец-Киевский» с четырьмя членами экипажа (летчики поручики Башко и Смирнов, артиллерийский офицер штабс-капитан Наумов, моторист унтер-офицер Лавров) вылетел на очередное задание, взяв на борт 13 пудов бомб. Для самообороны экипаж имел одно ружье-пулемет и один карабин. Над первой целью — полевым аэродромом — экипаж сбросил пять бомб и развернулся в сторону второй цели. На высоте 3500 метров, гарантировавшей от поражения зенитным огнем, в 40 километрах от линии фронта корабль внезапно атаковали три самолета «Бранденбург». Первый самолет через нижний люк обнаружил Наумов. Противник обогнал «муромца» и занял выгодную позицию для стрельбы из пулемета (в отличие от русских двухместных самолетов немецкие имели мотор с тянущим винтом впереди, поэтому огонь велся только назад). Пулеметные очереди попали в оба верхних бака с бензином, в один из моторов и перебили трубопроводы. Командир экипажа Башко был ранен. Германский летчик повторил заход, но напоролся на встречный пулеметный огонь. С большим креном самолет противника рухнул на землю. Второй немецкий экипаж, опасаясь такой же участи, стал стрелять издали сверху. Его очереди достигли цели: был пробит масляный бак второго мотора «Ильи Муромца». Над линией фронта на высоте 1500 метров его обстрелял и третий «бранденбург», которого отогнали огнем из карабина (ружье-пулемет отказало). Уже над своей территорией на «Илье Муромце» кончился бензин, моторы остановились. Поручик Башко, несмотря на ранение, повел воздушный корабль на вынужденную посадку в поле вблизи аэродрома. В этом полете все было впервые: {15} воздушный бой бомбардировщика, сбитый им противник, благополучная посадка вне аэродрома. Корабль «Илья Муромец-XV» под командой военного летчика капитана Г.В.Клембовского с его помощником поручиком Демичевым-Ивановым, артиллерийским офицером капитаном Ивановским, вторым летчиком капитаном Федоровым и мотористом унтер-офицером Голубец, вооруженный шестью пудовыми бомбами и четырьмя пулеметами, бомбардировал в глубоком неприятельском тылу штаб дивизии противника. Было отмечено четыре прямых попадания, возникли пожары. На обратном пути корабль был атакован тремя неприятельскими истребителями. Один из них вышел из боя, подбитый огнем из хвостового пулеметного гнезда, два других продолжали нападать. Корабль поручил повреждения, был ранен моторист Голубец. Уже над нашей территорией напоролся на огонь бортового пулемета еще один «Фоккер». Но летчик сумел его благополучно посадить. Корабль «Илья Муромец-IX» под командой капитана Р.Л.Нижевского после удачной бомбардировки ст. Троян также сбил вражеский истребитель. Конструктор русских тяжелых кораблей И.И.Сикорский, в своих мемуарах писал, что, по его скромным подсчетам, по крайней мере 9 неприятельских истребителей были уничтожены в воздушных боях огнем бортовых пулеметов бомбардировщиков... В. К. БАБИЧ ВОЗДУШНЫЙ БОЙ (ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ) http://scilib.narod.ru/Avia/AirCombat/index.html
Admin: Почтовая открытка, датированная 8 января 1915 года, отправлена с вокзала Ростова-на-Дону друзьям в Петроград в Политехнический институт охотникам мотористам 1-ой авиационной роты... http://forums-su.com/viewtopic.php?f=195&t=287507&sid=bc032f74732d2484cc516f5f440a7b0b
82-й:
полная версия страницы